|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 01-2004 |
ПРОПОВЕДЬ
Неделя по Рождестве Христовом
О врагах Христа
Христос только родился, а у Него уже появились враги. Первое, что пришлось предпринять Праведному Иосифу, названному отцу Богомладенца, - это взять Его и Его Матерь и бежать в Египет, потому что он получил во сне откровение от Ангела, что царь Ирод ищет Младенца, чтобы убить Его. И они предприняли этот путь, неблизкий и непростой для них, скрываясь от гнева Ирода.
Когда Ирод узнал, что обманут волхвами, он решил убить всех младенцев того же возраста в Вифлееме и его окрестностях. История сохранила сведения о других бесчисленных злодеяниях Ирода, который пролил реки крови, так что это евангельское повествование полностью соответствует тому, что о нем известно. Это не помогло Ироду сохранить за собой царство, потому что он вскоре умер мучительной смертью от давно терзавших его болезней, вызванных развратным образом жизни. Наверное, когда он отдавал приказ избить младенцев, он уже знал, что проживет недолго, но даже болезнь, которая шла к смерти, не удержала Ирода от последней безумной попытки побороться с Богом.
После смерти Ирода праведный Иосиф получает во сне от Ангела новое повеление: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его, и пришел в землю Израилеву - и там узнал, что в Иудее царствует Архелай - сын Ирода, который был ничем не лучше отца. И в Евангелии говорится, что, услышав об этом, Иосиф убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в безопасное место - в пределы Галилейские, и, придя, поселился в городе, называемом Назарет (Мф. 2, 20-23).
Богу было возможно защитить Христа где угодно - и в Иерусалиме, и в Вифлееме, но тем не менее Богомладенец спасается бегством. Не чудесами Он Себя защитил, а благоразумием, показывая, как и мы должны защищаться от врагов Христовых.
Есть ли враги у Христа сейчас? Да, они есть. Сам Христос говорит об этом с предельной ясностью: кто не со Мною, тот против Меня. Все очень просто: или мы со Христом, или мы против Христа. Конечно, тот, кто пока не научен вере, но жаждет Истины и стремится к ней, не станет врагом Христа. Но многие достаточно знают о Христе и при этом твердо решили, что они не с Ним, - они-то и становятся Его врагами. Враждебность ко Христу проявляется в личном влиянии тех, кто сам живет дурной жизнью и хочет, чтобы все жили так же. Те, кто имеет такую возможность, вполне современными средствами предлагают другим людям свой образ жизни, стараясь привить, кому возможно, и соответствующий образ мыслей. Излишне говорить о том, что не из любви это делается. Многие из тех, кто сегодня делает вид, что заботится об общем благе и о каждом человеке в отдельности, уже показали, что они готовы к любым, самым жестоким кровопролитиям, если что-то угрожает их интересам.
Я говорю вам это не для того, чтобы вы показывали на кого-нибудь пальцем и говорили: "Вот враг Христов!" Но, живя в мире, где этих врагов предостаточно, будем внимательными и осторожными, не будем расслабляться и впадать в беспечность. Не будем подражать тем из нас, кто с большим вкусом участвует в церковной жизни, чувствителен к чтению, пению, красивым иконам, а придя домой, погружается в дурную праздность, которую предлагает окружающий мир.
Тех развлечений, которые в современном мире доступны каждому с доставкой на дом, вполне достаточно, чтобы мы забыли о Боге, забыли об Истине и превратились в самовлюбленные существа, годные только на то, чтобы делать себе приятное. Но все новое - только продолжение старого. Преподобный Серафим Саровский говорил, что даже разговоры с людьми противных Христу нравов способны угасить в нас любовь к Богу. И мы не должны по собственной воле вступать в близкое общение с людьми, которые отрицают нашу веру или живут вопреки ей.
Другое дело, когда от нас уже ничего не зависит и мы с вами вынуждены общаться с такими людьми, когда нет возможности от этого уклониться. Тогда отступать уже некуда. И Христос не всегда скрывался - Он еще и взошел на Крест. Он избегал ненужных опасностей там, где это было возможно, и твердо шел навстречу им, когда этого требовало дело, ради которого Он пришел в мир и стал Человеком, - дело спасения мира и каждого из нас в отдельности. И мы с вами не всегда имеем право бежать от опасностей - иной раз бывает нужно идти им навстречу и принимать их с готовностью. Но только не будем на них напрашиваться по своей дерзости и легкомыслию - они придут сами, когда будет нужно. И тогда нам снова потребуется благоразумие, чтобы не изменить Христу и не лишиться того, что мы уже от Него получили и что Он еще хочет нам дать. А потому постараемся поступать благоразумно прямо сейчас, не дожидаясь, пока новые испытания опрокинут все, что мы вполсилы пытались собрать и построить.
Дело Ирода, к сожалению, живет, и порой именно оно побеждает в мире, но Христос победил и мир, и Ирода. Он дает и каждому из нас возможность победить вместе с Ним. Аминь.Иерей Михаил НЕМНОНОВ