|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 02-2004 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Ежегодное Епархиальное собрание города Москвы.
23 декабря 2003 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялось очередное заседание Епархиального собрания города Москвы под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
В заседании приняли участие митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, викарные епископы Московской епархии - архиепископ Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Серигиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, а также епископы Никон (Миронов) и Аркадий (Афонин).
На собрании присутствовали председатели и представители Синодальных отделов Московского Патриархата, настоятели, клирики, председатели и члены Приходских советов московских храмов, настоятели Патриарших подворий, Представительств Поместных Православных Церквей, наместники и настоятельницы московских и ставропигиальных монастырей и монастырских подворий.
После общей молитвы Святейший Патриарх Алексий обратился к собравшимся.
Преосвященные архипастыри, представители ставропигиальных монастырей, настоятели, настоятельницы, клирики и члены Приходских советов града Москвы, сердечно приветствуя вас на этом традиционном Епархиальном собрании, я хочу свое обращение начать с признания, которое созвучно словам Апостола Павла из послания к Римлянам. Я просил в молитвах моих, чтобы воля Божия благопоспешила мне придти к вам, ибо я весьма желал увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею (Рим. 1, 10-12).
В начале этого года из-за болезни я не смог встретиться на Епархиальном собрании с клиром Москвы и вынужден был общаться с вами несколько односторонне, только через свое Обращение, которое зачитали по моей просьбе митрополит Сергий и архиепископ Арсений. Ныне Господь дает мне возможность, силы и радость для личного общения со всеми вами.
Общение в слове единоверных пастырей и мирян имеет немалое значение и приносит ощутимую пользу, ибо дает нам возможность свободного обмена мнениями, возможность сопоставления и лучшего осознания своего духовного состояния, более интенсивно приближает нас к познанию истины.
Второй уровень нашего взаимного общения - это общение в совместной молитве. Это уровень более глубокий и более жизненный, чем первый, ибо производит теплоту сердечную, взаимное расположение и приятие, созидает доброжелательство и любовь, делает нас братьями и сестрами во Христе.
И третий, самый высокий и нужнейший уровень общения - общение в Таинстве Плоти и Крови Господней, в Таинстве Святой Евхаристии, которая неразлучно соединяет нас с Богом и делает нас бессмертными наследниками Царствия Божия. В Евхаристии мы принимаем Христа, Его Святое Тело и Кровь не пассивно, но активно, чтобы иметь в себе Его силу и Жизнь Вечную. Мы приобщаемся, чтобы пребывать во Христе и чтобы семя Вечной жизни прорастало в нас, овладевало нами, чтобы нам стать продолжателями жизни Христа, Его мыслей, действий, желаний по слову Самого Господа: Пребудьте во Мне, и Я в вас (Ин. 15, 4) и Его святого Апостола Павла: и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20), то есть реально в себе, в своей жизни, собою показать Богочеловеческий образ Христа.
В Таинстве Святой Евхаристии мы совершаем возношение Святых Даров Триединому Богу с произнесением слов: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся. На этих словах мне хотелось бы кратко остановиться и применить их не во всеобъемлющем смысле, каковыми они являются в отношениях между творением и Творцом, человеком и Богом, а сугубо частно, применительно к сегодняшнему дню и нашему собранию. Сегодня мы возносим в жертву и приносим на суд Богу слова, мысли, чувства и деяния, которыми мы наполнили свою жизнь и жизнь Церкви за прошедший год. Мы возвращаем данный нам Богом взаймы талант, даем отчет в том, как мы использовали отпущенное нам время и благодатные спасительные силы, которые даровал нам Господь. Использовали ли их для вхождения в Святую Церковь, к созиданию полноты и совершенства Тела Христова или мы зарыли в землю талант, были сторонними наблюдателями, а может быть, и хуже того - вольно или невольно способствовали умалению и опорочиванию Церкви Христовой. Конечно, хотелось бы принести Богу только чистую пшеницу добрых дел, без примеси плевел и сора, которых, к сожалению, у нас немало. Но приими, Господи, милостиво и чадолюбиво то великое и святое, что было до нас и что нам удалось сохранить неповрежденным в мимошедшее лето Твоей благости, и то малое доброе, что нам удалось с Твоей помощью сделать во славу Твою и Твоей Святой Церкви в истекший год: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся.
Уходящий 2003 год был насыщен многими благоприятными событиями и церковными торжествами.
Особое место среди них занимает празднование 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского, всея России чудотворца. По милости Божией эти торжества на Нижегородской земле стали знаменательным и памятным событием не только для Русской Православной Церкви. Они носили ярко выраженный церковно-государственный характер и получили самый широкий отклик среди братских Поместных Православных Церквей, каждая из которых прислала для участия свою делегацию. Делегации Сербской Церкви и Православной Церкви в Америке возглавили их Предстоятели - Святейший Патриарх Павел и Блаженнейший Митрополит Герман.
30 июля мы совершили чин великого освящения храма преподобного Серафима в Сарове и первую Божественную литургию в нем. В эти дни мощи преподобного Серафима торжественным крестным ходом были перенесены в Саров и открыты для поклонения. Сам храм, построенный над келлией саровского старца, еще год назад был театральным залом, но по милости Божией в удивительно короткие сроки был восстановлен и полностью расписан. Возрождение наших святынь требует постоянных усилий, и положительный результат может быть достигнут только при взаимодействии Церкви, государства, предпринимателей и общества. Добрый пример такого сотрудничества мы увидели на Нижегородской земле.
В келлиях братского корпуса Саровского монастыря состоялось и первое за всю историю Священного Синода его выездное заседание.
На следующий день перед началом крестного хода в Дивеево состоялся молебен у мощей преподобного Серафима, и в нем принял участие Президент России Владимир Владимирович Путин. В крестном ходе, который проводил мощи обратно в Дивеевскую обитель, приняли участие более двадцати тысяч паломников из многих регионов России и зарубежья. Наше молитвенное общение со всеми собравшимися почтить память саровского старца продолжалось на всенощном бдении в Дивеевском монастыре.
Кульминацией торжеств стала Божественная литургия в день памяти преподобного Серафима, которую мы совершили на соборной площади Дивеевского монастыря. И здесь также нельзя не отметить удивительные перемены, связанные с возрождением святынь, дорогих сердцу каждого православного. Это и монастырские храмы, но прежде всего Канавка Пресвятой Богородицы, впервые созданная по заветам старца Серафима.
Хочу отметить, что на этом торжества в честь Саровского старца не заканчиваются. По нашему благословению и по согласованию с Президентом России В. В. Путиным организационный комитет торжеств во главе с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом и полномочным представителем Президента в Приволжском федеральном округе С. В. Кириенко продолжит свою работу. В 2004 году нам предстоит отметить 250-летие со дня рождения преподобного Серафима. И эти торжества должны пройти не только в Дивееве и в Сарове, но и в Курске, где родился преподобный Серафим.
Кроме того, в конце августа мы посетили древний город Дмитров, где совершили Божественную литургию в Успенском соборе и приняли участие в торжествах, посвященных дню города. На подмосковной земле растут и укрепляются монашеские общины, и в этом мы убедились, посетив Борисоглебский мужской и Спасо-Влахернский женский монастыри.
Важным событием стал и наш первосвятительский визит в Эстонию. Мы долго ждали этой особенно дорогой нашему сердцу поездки. Как вы знаете, более десяти лет я был лишен возможности посетить Эстонию. Большой ошибкой эстонских властей в начале 1990-х годов была политика, при которой значительное по численности русскоязычное население, связанное с Православной Церковью, стали считать людьми второго сорта. Только после регистрации Эстонской Православной Церкви и получения ею статуса юридического лица стало возможным посещение нашей паствы в Эстонии.
Теплый прием, который с первого дня визита оказали нам на Эстонской земле государственные деятели, не говоря уже о православных верующих, вселяет надежду, что новое эстонское правительство готово продолжать линию, направленную на обеспечение полноты гражданских прав членов Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.
В дни визита мы совершали богослужения в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе и в Успенском храме Пюхтицкого монастыря, а также освятили закладной камень нового храма в таллинском жилом микрорайоне Ласнамяэ.
С особым чувством мы посетили Пюхтицкий Успенский монастырь. Несмотря на то, что нас теперь разделяют границы, не иссякает поток паломников, притекающих в обитель к чудотворному образу Царицы Небесной. Мы с волнением вновь посетили Пюхтицкий монастырь, в котором прежде многократно совершали богослужения и монашеские постриги. Для многих паломников из России стало трудно посещать монастырь, расположенный в другом государстве, потому создание в Москве подворья Пюхтицкого монастыря является как бы связующим духовным звеном между верующими в России и Пюхтицкой обителью.
Помимо архипастырских поездок, которых по причине моей болезни в уходящем году было значительно меньше, чем в предшествующие годы, было немало важных встреч и событий.
Особо хочу отметить еще два важных события года. Это принесение в Россию, на Украину и в Белоруссию честных мощей святого Апостола Андрея Первозванного и празднование 700-летия со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского.
Мощи святого Апостола Андрея Первозванного в мае-июне были принесены со Святой Горы Афон во многие города России, Украины и Белоруссии. В дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга мощи Апостола Андрея пребывали в граде святого Петра, духовно венчая юбилейные торжества. Эта великая святыня была открыта для поклонения не только в православных храмах. Апостол Андрей является Небесным покровителем российского Военно-морского флота, и пребывание святых мощей на наших флотах, непосредственное соприкосновение моряков с этой великой святыней укрепляло их дух, давало новые силы для успешной защиты родины.
Многочисленные события, связанные с празднованием 700-летия преставления святого благоверного князя Даниила Московского, будет трудно даже перечислить. Для насельников и прихожан Свято-Данилова монастыря святой князь Даниил Московский - основатель древнейшей монашеской обители Москвы, а для всех россиян - мудрый правитель, заложивший основу славы и процветания столицы России и всего нашего отечества. Это празднование продолжалось весь 2003 год, и в нем приняли участие не только те, кто духовно связан с монастырем, но самый широкий круг представителей федеральной и московской власти, общественности, творческой интеллигенции и молодежи. Кульминацией торжеств стало празднование дня памяти святого благоверного князя Даниила Московского 6 сентября, когда после совершенной нами Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля многотысячный крестный ход прошел к стенам Данилова монастыря и на Даниловской площади перед ковчегом с мощами святого князя был совершен торжественный молебен. Вместе с нами в этих торжествах принимал участие Предстоятель Японской Православной Церкви - Архиепископ Токийский, Митрополит всей Японии Даниил.
В начале этого года Русскую Православную Церковь посетил Блаженнейший Игнатий, Патриарх Антиохии и всего Востока. В день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, мы вместе совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля и обсудили многие актуальные вопросы церковной жизни, в том числе проблему преодоления расколов, разрушающих единство Церкви Христовой.
Продолжается работа по изданию "Православной энциклопедии". Ее очередные три тома были представлены в октябре на совместном заседании Наблюдательного, Попечительского и Общественного советов по изданию "Православной энциклопедии".
По традиции мы принимаем участие в крупнейшем форуме церковной общественности - Международных образовательных рождественских чтениях, и уже второй год подряд - в Московском межрегиональном фестивале православной студенческой молодежи "Обретенное поколение". Премией "Обретенное поколение" мы отмечаем успешный опыт служения тех, кто своим трудом и любовью доказывает: нынешнее поколение молодежи "не потеряно", но становится обретенным по мере той жертвы любви, которую приносят наставники.
Проблемы церковно-государственных отношений обсуждались во время наших встреч с руководителями Российского государства и регионов. Как вы знаете, осенью у нас возникли серьезные проблемы, связанные с новыми изменениями налогового кодекса. Эти и другие проблемы мы обсуждали на встречах с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, которых в этом году было четыре. Развивается сотрудничество Церкви и с Правительством России. В марте мы подписали соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и Русской Православной Церковью. После нашего посещения Министерства иностранных дел создана рабочая группа по взаимодействию Церкви и государственных и общественных структур России в области развития духовных и культурных связей со странами-участницами Содружества Независимых Государств, а также защиты прав соотечественников и российских граждан за рубежом. Продолжается и наше сотрудничество с правительством Москвы. Как и в прежние годы, оно остается плодотворным. Несколько дней тому назад от имени москвичей я поздравил мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова с избранием на третий срок. Я думаю, что его деятельность на посту градоначальника Москвы вызывает у всех нас самую высокую оценку.
Одним из знаменательных событий конца текущего года явился визит в Москву делегации Русской Православной Церкви Заграницей. Основная цель визита - начало прямых переговоров о преодолении разделения между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей. На этих переговорах был поставлен вопрос о восстановлении между Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью молитвенного, а в будущем и евхаристического общения, которого не было в течение 85 лет. Данный вопрос будет обсуждаться на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в октябре будущего года. К сожалению, в Зарубежной Церкви пока еще нет единодушия по вопросу объединения с Матерью-Церковью, однако духовенство целого ряда епархий Русской Православной Церкви Заграницей заявило о поддержке сближения с Московским Патриархатом. В последние месяцы в различных странах мира проходили пастырские совещания и съезды епархий Зарубежной Церкви, участники которых в большинстве своем высказывались за воссоединение с Московским Патриархатом. Радует, что диалог о сближении начат, но он не столь прост и потребуется еще немало времени, терпения и взаимного доброго волеизъявления.
В ноябре по нашей инициативе состоялась встреча глав Армянской Апостольской Церкви, Грузинской Православной Церкви и духовного лидера Азербайджана и Кавказа шейха-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде, посвященная проблемам мирного урегулирования на Северном Кавказе, преодолению насилия и кровопролития.
Я перечислил лишь наиболее важные события в церковно-общественной жизни, связанные с нашим участием, не упоминая о наших повседневных встречах и приемах, на которых также решаются порой весьма важные для церковноприходской жизни вопросы. А таких в этом году было немало.
Говоря о приходской жизни и деятельности, прежде всего мне хотелось бы сказать несколько слов о нашей Церкви в целом. Русская Православная Церковь в настоящее время насчитывает 132 епархии. Число архипастырей на сегодняшний день - 154, из них 130 - епархиальных, 24 - викарных, 12 архипастырей находятся на покое.
Действует 312 мужских и 325 женских монастырей, итого - 635 монастырей, не считая 167 монастырских подворий и 45 скитов.
На территории России действует 16 350 приходов, на которых служат 15 605 священников и 3405 диаконов, всего - 19 010 священнослужителей. С учетом Украины количество приходов значительно увеличивается.
В Москве 4 мужских и 4 женских монастыря. В нашем ведении находятся 24 ставропигиальных монастыря.
Количество Духовных учебных заведений на конец года составляет 5 Духовных академий, 1 богословский институт, 2 православных университета, 33 Духовные семинарии, 44 Духовных училища, 14 пастырских курсов, 3 Епархиальных женских училища. Кроме того, действует ряд регентских, иконописных, церковноприходских и воскресных школ.
Далее Святейший Патриарх привел статистические данные по Москве и Московским Духовным школам.
За текущий год нами совершено 84 богослужения, 3 архиерейских и 4 священнических хиротонии. Богослужения, как и в прежние годы, совершались нами в основном в храмах Москвы и ставропигиальных монастырях, а также в храмах и обителях Нижегородской епархии, Эстонии, Московской области, которые мы посетили в текущем году.
Основной обязанностью Предстоятеля Церкви является забота об управлении Церковью, о том, чтобы приходы и монастыри могли жить полноценной церковной жизнью, чтобы их духовные потребности удовлетворялись в полной мере. И мы делаем для этого все от нас зависящее.
По милости Божией еще один год Церковь пережила в мире и спокойствии. Церковная жизнь в уходящем году не изобиловала резкими всплесками, которые наблюдались 10-15 лет тому назад. Сохранялось внутреннее церковное единство, все более благоукрашались и возвращались к своему изначальному состоянию порушенные храмы и монастыри, строились новые, несмотря на тяжелое экономическое положение. Это не может не радовать нас. Однако есть многое, что нас озадачивает и печалит.О проблемах и задачах
пастырского служения
Москва - особый регион России. Совершать свое служение в Первопрестольном граде ответственно и трудно. Здесь располагаются структуры государственной власти, здесь собираются и распределяются денежные потоки, здесь научный и культурный центр нашей страны, и здесь же процветают различные пороки, здесь совершается наибольшее число преступлений, здесь больше всего беспризорных детей и бездомных - сюда стекается и доброе, и злое.
Ритм жизни в мегаполисе чрезмерно напряженный. Все бегут, торопятся, боятся не успеть. Этот ритм делает человека раздражительным, неприветливым, грубым. Некогда задуматься о смысле жизни, вспомнить о вечности, о Боге. С головой погруженный в суету сует, человек и не представляет себе, как радостно жить, когда душа мирна и покойна. Священнослужитель должен уметь не подчиняться этому бесчеловечному, неестественному ритму. Его душа должна быть всегда обращена к Богу, и в общении с Ним он должен черпать любовь, радость, мир и покой.
Жизнь каждого прихода должна быть устроена так, чтобы человек, может быть, впервые пришедший в храм, попадал в особую атмосферу духовного мира, любви. Достигается это не только искусным и богатым украшением храма, но главное - подвигом молитвы и самоотвержения.
Истовое совершение богослужений, в особенности Божественной литургии, усердная домашняя молитва, всегдашняя память о Боге помогают пастырю и его прихожанам в суете столичной жизни не только сохранять, но и приумножать благодатный духовный мир.
Обязанность пастыря - сделать так, чтобы этот мир был явлен всем, кто окружает его, соприкасается с ним. Приход - это не светское учреждение или коммерческое предприятие, и настоятель - не директор и не начальник в современном понимании этого слова. Главное для него - не управление внешней деятельностью приходящего в храм человека, а сам человек, устремления его сердца, его боль, его вера или сомнение. Священнослужитель должен служить Богу, и в Боге - каждому приходящему в храм человеку, чтобы мы были тем, чем и должны быть, - дружной духовной семьей, церковной общиной. Но для того чтобы объединить вокруг себя эту дружную семью, священнослужитель по своему нравственному, образовательному и духовному уровню должен быть выше своих прихожан. Забота об этом понуждает нас проявлять особое внимание к духовно-нравственному состоянию клира стольного града Москвы и Церкви в целом.
В начале 90-х годов прошлого века, когда на смену советской власти пришла свобода и государство в массовом порядке стало возвращать Церкви порушенные храмы, мы не были, да и не могли быть готовы к этому. Система духовного образования тоже была разрушена, и остававшиеся на территории СНГ три Духовные семинарии и две академии не могли покрыть своими выпускниками даже естественную убыль священников, а о своевременной подготовке духовенства для вновь открывавшихся храмов не могло быть и речи. В создавшейся критической обстановке Церкви пришлось пойти на крайнюю меру, сравнимую с экстренной мобилизацией мирного населения во время войны: рукополагать людей малоподготовленных в надежде, что они на ходу овладеют навыками священнического служения, как это было в послевоенные годы, когда также рукополагали многих без духовного образования. Но разница в том, что те служители старались компенсировать недостаток своего образования восприятием духовного опыта и древних церковных традиций от старших священнослужителей дореволюционного рукоположения, к тому же прошедших горнило многих тяжелейших испытаний.
В нынешнее же время многие вновь рукоположенные священники служат по одному во вновь возрожденных или строящихся храмах и не всегда имеют возможность перенять опыт старых священнослужителей, к тому же многие и сами не стремятся к этому. В результате средний духовный, образовательный и даже нравственный уровень духовенства катастрофически понизился. То и дело мы получаем сообщения о канонических нарушениях среди духовенства, многие поражают своей невоспитанностью, неумением служить, отсутствием чувства церковной красоты, своим подчеркнутым стремлением к земным благам, забывая, что священник должен быть бескорыстным, устремленным к Небу, а не к земле. Многие молодые священники совсем малосведущи в учении Церкви, не знают достаточно ни догматического учения Православной Церкви, ни ее истории, ни святоотеческого духовного наследия. Многие пастыри по своему образовательному и культурному уровню оказываются значительно ниже своих прихожан.
В наше время информационной революции, когда в стране учатся 40 миллионов человек, причем очень многие стремятся получить высшее образование, такая ситуация ведет к потере понимания, общего языка. Совершенно очевидно, что люди, приобщившиеся к культуре, не пойдут к ограниченному, "дремучему" священнику. А если он еще много думает о своем обогащении или живет безнравственной с евангельской точки зрения жизнью, то он будет только отталкивать людей от Церкви. Те, кто изголодался духовно за долгие годы гонения, кто нравственно и духовно искалечен безбожием, приходят в Церковь, чтобы найти святость, осмысленную веру в абсолютное добро и вечную истину, самоотверженное служение Богу и людям. Обнаруживая в храме невежество, грубость, бестактность, равнодушие к проблемам современного мира, обскурантистское превозношение над образованностью и ученостью, присущие столь многим священникам и монахам, люди уходят из Церкви, идут в другие места искать ответа на свои вопросы.
В наши дни так же, как и всегда, с удивительной силой звучат слова Господа Иисуса Христа: Аз eсмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за oвцы. А наемник, иже несть пастырь, eмуже не суть oвцы своя, видит волка грядуща, и оставляет oвцы, и бегает. И волк расхитит их, и распудит oвцы. А наемник бежит, яко наемник eсть, и нерадит о oвцах (Ин. 10, 11-13). От того, есть ли у Церкви добрые пастыри, всегда зависела и жизнь народа, и его будущее. Есть ли у нас теперь добрые пастыри? Слава Богу, есть! Но и наемники есть, и теперь их стало едва ли не больше, чем в прежнее время, так как раньше их отсеивало гонение на Церковь. Поневоле возникает проблема, где находить и как воспитывать добрых пастырей.
Конечно же для этого необходима хорошо организованная, эффективная система православного образования, которая могла бы дать нам не только пастырей, но и православных ученых, деятелей искусства, писателей и журналистов, сотрудников администрации, людей, способных создавать православные семьи и воспитывать новое поколение православных граждан нашей страны.
Сегодня, когда российское общество переживает время значительных перемен, перед Церковью открываются большие возможности в несении Благой вести. Церковь не может не принимать участия в формировании российского общества. Но для этого Церкви нужны сегодня высококультурные, эрудированные служители, которые будут в состоянии вести диалог с обществом, смогут ориентироваться в общественных процессах и активно влиять на них. Для этого нужно, чтобы они не просто соответствовали современному уровню образования и культуры, а превосходили его.
Убежденность в том, что эффективность исполнения Церковью врученной ей Богом миссии напрямую зависит от состояния церковного образования, подвигла нас к началу реформы Духовной школы, осуществление которой поручено Учебному комитету при Священном Синоде. Реформа потребовалась не потому, что изменились задачи духовного образования, они остались прежними - готовить достойных священнослужителей. Реформа вызвана тем, что принципиально изменилась историческая ситуация, в которой сегодня Церковь призвана нести свидетельство и служение миру, осуществлять свою спасительную миссию. Это означает, что будущим пастырям Церкви необходимо дать такой уровень образования, который будет соответствовать нуждам и задачам Церкви в данный исторический момент ее земного бытия.
Завершившийся 2002/2003 учебный год стал важным этапом в развитии реформы духовного образования. Состоялся первый выпуск в семинариях, перешедших на пятилетний срок обучения.
Разумеется, пока мы еще не можем судить о том, в какой мере осуществлены задачи, поставленные в концепции реформы Духовной школы. Но даже первые результаты реформы весьма и весьма обнадеживают. Уровень подготовленности выпускников семинарий как по церковно-богословским предметам, так и по дисциплинам общегуманитарного цикла стал существенно выше. Особенно ясно это показали вступительные экзамены в Духовные академии: в этом году выпускники семинарий, перешедших на пятилетний срок обучения. показали значительно лучшие результаты, чем выпускники четырехлетних семинарий.
Конечно, само знание может быть лжеименным, может надмевать духовно неподготовленного человека, но известно, что многие замечательные ученые-христиане говорили о том, что малое знание уводит от Бога, а большое знание приводит к Богу. Недаром Православная Церковь чтит вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Паламу и многих других, стоявших на вершинах современной им образованности и культуры и сумевших отстоять Православие в жестоких схватках с многочисленными ересями и искажениями подлинного христианского учения.
Каждый служитель алтаря должен всегда помнить завет первоверховного Апостола Петра: будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). Это значит, что всякий священник более чем какой-либо другой христианин должен постоянно трудиться над своим образованием и пополнять свой духовный багаж, повышать свои знания сообразно запросам времени. Нужно быть начитанным в духовной литературе, знать древних святых отцов и близких к нам по времени замечательных русских духовных писателей, святителей, старцев, оставивших нам великие духовные сокровища. Нужно знать об основных достижениях современной церковно-исторической, догматической науки, библеистики, литургического богословия.
Каждый священник обязан уметь объяснить смысл Божественной литургии и Таинств церковных доходчиво, с нужной глубиной. Горе тому, кто священническое служение, имеющее целью приводить людей к Богу и научать их благодатной церковной жизни, сводит к формальному требоисполнению. Каждое Таинство - это великое чудо облагодатствования человека, и оно должно совершаться с глубокой верой и благоговением. Священник - не маг, не кудесник. Совершая свое церковное служение, он должен всеми силами стремиться к тому, чтобы сделать его понятным для прихожан, научить их участвовать в общем служении. В первую очередь этому способствует собственная молитвенная настроенность священнослужителя, а также катехизаторская работа в церковноприходской школе и всегдашняя проповедь - как словом, так и примером собственной жизни.
Все люди имеют свои слабости и недостатки, но страшно видеть, как черствеет сердце того, кто Самим Христом призван в величайшую степень священства, кому Господь доверил Свое церковное стадо. Страшно, когда священник, как бы забывая Христа, на первое место ставит свое "я", начинает приводить людей не ко Христу, а к себе. Поистине, это маленький антихрист, покусившийся стать "вместо Христа". Именно этот соблазн производит разных лжестарцев, и особенно младостарцев, дерзко усваивающих себе власть над пасомыми, не имея на это духовных оснований.
Чаще всего именно они отлучают вновь пришедших в храм в поисках Бога людей от Святого Причащения на год, три или более, что не сообразуется с евангельским учением. Вместо терпеливого объяснения и продолжительной духовной работы с пришедшим человеком следуют прещения, которые непонятны духовно не окрепшим людям. И нередко в отчаянии или разочаровании они покидают Церковь.
И тому есть примеры, правда, не из жизни Московской епархии. В далекое барнаульское село издалека приехали люди и смогли прийти только на Литургию. Священник, несмотря на то, что храм был полупустой, а люди пришли заблаговременно, отказал им в исповеди. Приходите, говорит, с вечера. Но они с вечера не могут приехать, потому что приехали за двадцать километров. И что же, такой священник отталкивает или привлекает к Церкви? Думаю, только отталкивает, и к такому священнику вряд ли пойдут люди.
Разумеется, существуют правила подготовки к Святым Таинствам, к Причащению Святых Христовых Таин. Но прежде чем требовать их исполнения от прихожан, священник должен терпеливо обучить приходящих в Церковь, а не возлагать на них поспешно бремена неудобоносимые. Исполнение любых церковных правил должно применяться с рассуждением и учитывать духовный уровень развития человека, пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, сиюминутное самочувствие, образовательный ценз, степень воцерковленности. Забываются слова Христа Спасителя: И приходящего ко Мне не изгоню вон (И грядущего ко мне не изжену вон) (Ин. 6, 37).
Священник не билетер-контролер, от которого зависит "пропуск" к Таинству, а добрый пастырь, готовый жизнью своей рисковать ради всех желающих приобщиться Христу. Когда пастырь проявляет излишнюю строгость, особенно в отношении человека, впервые стоящего перед ним, он прямо уподобляется тем евангельским персонажам, о которых Господь сказал: Горе вам!. Православный священник должен призывать, увещевать, учить, помогать, а "не держать и не пускать"! Народ страдает, недоедает, мерзнет, порой в регионах сидит без электричества, не в состоянии купить себе элементарного лекарства, а приходит в храм - и его встречают люди, не знающие любви: там не стой, тут не проходи, не так одет. "На всенощной был?" - спрашивают. А он знает, что такое всенощная? Разве это по-христиански, по правилам церковным? Пришел человек, он - достояние Божие, а не твое, вот и распорядись с этим достоянием так, как достойно: с любовью и благоговением.
Священник, по дару благодати священства являющий собой образ Христа, должен помнить, что каждого пришедшего в храм человека позвал Сам Христос, и с каждым он обязан найти личный контакт. Человек - это целый мир, это драгоценное творение Божие, за которое Христос принял крестные страдания и смерть. Тако несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих (Мф. 18, 14).
Можно и исповедь, и саму Божественную литургию превратить во что-то далекое, холодное, недоступное пониманию и сердечному восприятию прихожан, когда деятельность пастыря не одухотворяется горячей верой, молитвой, жертвенной любовью к Богу и человеку. И беседы, и молитвы такого священника не только не "хватают за сердце" и не влекут к покаянию и доброй жизни, но отталкивают людей от Церкви. Властолюбие, тщеславие, награды и стремление к быстрому продвижению по ступеням карьерной лестницы все более удаляют и его самого от Христа и Его Церкви. К таким священнослужителям применимы слова Христа Спасителя: А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море (Мк. 9, 42).
Духовное руководство - это не манипулирование сознанием людей, а власть, данная священнику Духом Святым, власть любви, а не духовного насилия. Авторитет священства обеспечивается не силой, не внешним. Если священник всегда будет устремляться на помощь страждущим, забывая себя и свои земные выгоды и интересы, то и Господь будет видимо содействовать ему, творя через него Свои чудеса.
Скромный, бескорыстный, кроткий и смиренный, исполненный любви и сострадания пастырь приводит ко Христу тысячи людей. Напротив, священник, сосредоточенный на своих личных интересах, алчный, сребролюбивый не может сострадать страждущим и утешать их, он отталкивает их от Христа, компрометирует Церковь и саму христианскую веру. Пастырь добрый не может спокойно смотреть, как растлевает детей окружающая нас атмосфера греха и зла. Он постарается создать для детей и молодежи оазис, свой православный мир, который будет притягивать их к себе любовью и красотой. В то же время он не забудет и людей одиноких, обездоленных и больных. Они особо нуждаются в помощи Церкви в наше непростое время.
Нельзя забывать и о детях. Сколько раз мы говорили о необходимости, чтобы в каждом приходе была хоть маленькая, но своя воскресная школа, чтобы мы растили и воспитывали молодое поколение. Однако до сих пор воскресных школ в Москве всего несколько десятков!
Необходимо преодолеть стереотипы мышления эпохи тоталитаризма, когда всякая деятельность милосердия и благотворительности была запрещена. Теперь, когда запреты сняты, Церковь должна вновь вернуться к целенаправленной деятельности на поприще практического исполнения заповеди о любви к ближнему.
Церковная жизнь уже практически возродилась, но очень часто, к сожалению, это только форма без внутреннего содержания. Содержанием церковной жизни должна быть святость. Православные гимназии - это не просто школы, которыми вместо комитета образования управляют священники и где преподаются особые предметы. Это школы, где дети прежде всего воспитываются в духе святости. Церковное социальное служение - это не замена отсутствующих или неработающих государственных структур другими подобными, а служение в духе любви. Крестные ходы - это не церковные парады и демонстрации, а освящение общей молитвой города, в котором мы живем. Если в Духовной школе - академии, институте, университете, семинарии, гимназии - не воспитывают стремления к святости, если церковное социальное служение совершается без любви и милосердия, если во время крестного хода заботятся только о внешнем и не молятся усердно Богу, то все это будет профанацией и не приблизит нас к Царству Небесному.Проблемы социального служения
Мир все более погружается во тьму равнодушия, ненависти, эгоизма, и мы с вами призваны светом любви Христовой светить в мире и являть свою веру делом. Слава Богу, что сегодня у Церкви снова есть возможность творить дела милосердия, что у каждого верующего есть возможность послужить своим ближним. Рядом с нами, в одном с нами городе много страдающих и оставленных всеми людей. Бездомные замерзают на улицах. Дети-сироты с младенчества не знают любви и живут по жестокому закону: "каждый сам за себя". В больницах пациенты умирают от отсутствия ухода, только потому, что к ним некому подойти. В домах инвалидов заперты несчастные люди разного возраста. В домах престарелых и своих квартирах заканчивают жизнь в нужде и тоскливом одиночестве старики.
Без должного внимания остаются детские дома, интернаты, больницы, места заключения, дома для престарелых. Во многих из них могли бы быть организованы если не домовые храмы, то хотя бы молельные комнаты. Не на должном уровне роль священника в этих учреждениях. Конечно, не всегда руководители этих заведений расположены и открыты к Православной Церкви, но такая ситуация побуждает искреннего пастыря, заботящегося о своей пастве, о народе, о родине и будущей ее истории, искать пути воцерковления таких руководителей, помогать им вернуться к своим истокам и через них осуществлять важную современную миссию спасения погибающих душ.
Почему раньше при больницах и богадельнях строили храмы? Лечение телесное необходимо совмещать с лечением духовным. Это приносило и приносит свои плоды. Главные врачи больниц, где сегодня открыты храмы, свидетельствуют, что им гораздо легче лечить больных, когда они исповедуют свою веру, когда они могут пойти в храм и получить духовное утешение и подкрепление. Здесь еще раз необходимо сказать о воссоздании института сестер милосердия. Это задача успешно осуществляется при 1-й Градской больнице и ряде других больниц, но этот опыт нужно распространять. Сестры милосердия, пришедшие на это служение по призванию, по любви, сострадают больным. И больные тянутся к ним, в отличие от тех медицинских сестер, для которых работа только средство к существованию.
Социальные проблемы для нас с вами не просто абстрактные вопросы, решение которых можно отложить до лучших времен. Мы призваны Христом на служение любви, и мы не можем не сострадать тем, кого Христос называет своими меньшими братьями, и не стараться сделать все от нас зависящее, чтобы им помочь.
Не каждому приходу может быть по силам организовать сестричество милосердия, приют для сирот или гимназию. Но взять попечение о нескольких одиноких стариках, которые пережили десятилетия гонений, а сейчас не в состоянии порой добраться до храма, может каждая приходская община. И отцы настоятели должны организовать эту приходскую заботу о немощных, бедных, больных и одиноких. Наверное, в каждом приходе есть многодетные семьи, которые выбиваются из сил, буквально едва выживая в крайне тяжелых условиях рыночной экономики. Разве не является заботой настоятеля организация регулярной и достаточной, подчеркиваю - достаточной, помощи христианам, отважившимся на подвиг рождения и воспитания детей чадами Церкви? С первых лет существования Церковь заботилась о вдовах и сиротах. А теперь, когда нас не гонят, будем ли мы ограничивать свою деятельность только обустройством храмов и домов причта? Организовать это служение нетрудно. Достаточно поставить в храме специальную кружку для сбора пожертвований для помощи бедным и обратиться к нашим самоотверженным прихожанам с увещанием о необходимости жертвы не только на любимый храм, но и на нужды рядом стоящего брата или сестры во Христе. Уверен, что такое обращение не останется безответным. Только надо, чтобы помощь оказывалась адресно. Необходимо составить списки нуждающихся прихожан: вдов, одиноких матерей, болящих, которым необходимы лекарства, стариков, нуждающихся в уходе, - и каждого посетить, чтобы убедиться в том, что не будет никаких злоупотреблений.
Кто же в приходе должен взяться за такое служение, которое называется диаконией? Думаю, ответ ясен. Отцы диаконы по благословению настоятеля должны заниматься этим делом, к которому призваны Самим Богом, организовав для этого необходимое количество членов Приходского собрания, которые окажутся способными к исполнению такого послушания. Где нет диаконов, такое служение обязан нести священник.
Я уверен, что у каждого священнослужителя болит сердце, когда он видит или вспоминает наших страждущих сограждан. Многие священнослужители посещают больницы, детские дома или интернаты. Но, к сожалению, пока картина социального служения Церкви в Москве не очень отрадна. Епархиальная комиссия по церковному социальному служению представила статистику, составленную на основании ваших годовых отчетов. Оказалось, что регулярно каким-либо социальным служением занимаются всего 46 московских храмов - это всего 1/5 от общего числа! Часть храмов оказывает некоторую помощь разным людям по мере обращения, но и это делают не все.
Ежедневно в храмы обращаются десятки людей как за материальной помощью, так и с просьбой просто их покормить. К чести большинства приходов, подворий и монастырей, они по-христиански решают эти проблемы, и люди уходят утешенными. Но есть и такие храмы, которые не только не оказывают людям помощи, но вводят их в заблуждение, направляя в Московскую Патриархию, обещая, что там им будет оказана материальная или иная помощь.
Подкомиссией по работе с бездомными организована и уже год успешно трудится группа добровольцев, помогающая бездомным в получении документов, в поиске родных, в возвращении к месту проживания, в социальной адаптации в целом. За год группа помогла вернуться к месту проживания 21 человеку, 15 бездомных направлены в центры социальной адаптации, многим была оказана помощь медицинской техникой, лекарствами. В планах комиссии - наладить контакты с областными храмами, которые имеют большие земельные наделы и готовы трудоустроить бездомных, предоставляя им жилье.
Подкомиссия по оказанию помощи ушедшим на покой священникам и семьям почивших священнослужителей собирает сведения о престарелых священниках, их вдовах, нуждающихся в помощи, и передает информацию о них в приход храма, в котором служил священник. В тридцати приходах незакрывавшихся московских храмов из семи ушедших на покой священнослужителей четверо получают помощь регулярно, двое - нерегулярно, один не получает.
Во всем нашем многомиллионном городе, в условиях, когда столько людей приходят к вере, становятся православными христианами, в столичных храмах образовалось всего пять сестричеств и пятнадцать очень небольших групп милосердия для помощи больным и нуждающимся. Собственные социальные учреждения имеют только двенадцать храмов - это 6 % от общего числа. По данным прошлогодних отчетов, в Москве только шесть церковных детских домов, меньше десяти патронажных служб и всего три богадельни. Может быть, в каких-то храмах это вызвано тем, что много средств уходит на восстановление, или тем, что в них мало прихожан. Но для того чтобы прийти в больницу или в дом престарелых, материальных затрат не нужно. Однако из 226 московских храмов только 132 - чуть больше половины - окормляют какое-либо социальное учреждение. Половина храмов осталась в стороне от этого служения.
Возможно, эти сведения за этот год изменились. Дай Бог! Сегодня вы получите новые формы для ежегодных отчетов, в которые внесены дополнительные вопросы о социальной деятельности приходов. Хочу подчеркнуть, что эта информация собирается не для того, чтобы наказать нерадивых или похвалить усердных, а для того, чтобы объединить тех, кто уже занимается такой работой, и помочь тем, кто хотел бы ею заниматься более эффективно.
Служение милосердия невозможно без участия священнослужителей. Невозможно оно и без широкого, деятельного участия мирян. Ваше слово, обращенное к ним, могло бы вдохновить многих на дела милосердия, послужить духовному единению верующих в служении ближним. Из среды прихожан должен быть выбран ответственный за социальное служение прихода. Если на приходе есть желающие потрудиться для других, но им не хватает знаний и умения, то они могут пойти на бесплатные патронажные курсы или курсы воспитателей детских домов, организованные Епархиальной комиссией по социальному служению.
Для тех, кому не хватает информации о том, где нужна помощь, можно вывешивать небольшие объявления с такой информацией. Их можно разместить в притворе храма и обратить внимание прихожан на то, что невозможно быть христианином и оставаться в стороне от людских бед и страданий. Надо помнить слова Апостола: Вера без дел мертва (Иак. 2, 26).
Особо прошу вас о том, чтобы в такие важные для православных христиан праздники, как Рождество и Пасха, не были забыты наши страдающие ближние: дети из детских домов и домов ребенка, пациенты больниц, жители домов престарелых. Разве трудно поделиться радостью праздника, найти возможность сделать хотя бы небольшие подарки? К этим поздравлениям надлежит привлекать не только священнослужителей, но и певчих, и мирян московских приходов. Чтобы те, о ком повелел нам заботиться Спаситель, не остались наедине со своими страданиями, чтобы и их достигала радость Благой вести, принесенной на землю Христом Спасителем. О религиозном образовании
и миссионерской деятельности
Все более редеют ряды прихожан наших храмов, прошедших гонения и лишения в годы тяжелейших для Церкви испытаний. Они уходят в вечность. Но не всегда их места заполняются молодым поколением, и в результате храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов в Москве, но и из-за того, что плохо поставлена работа с теми, кто приходит в храм.
За последнее десятилетие при многих приходах открыты церковноприходские, воскресные школы, и многие священнослужители с энтузиазмом взялись за просветительную деятельность в них. Но со временем этот энтузиазм стал угасать. В результате многие школы действуют только формально, а храмы довольно скудно пополняются молодым поколением.
Анализ годовых отчетов храмов Москвы по деятельности воскресных школ показывает картину некой законсервированности, инертности и замкнутости ряда школ внутри себя, отсутствие живых, деятельных контактов с окружающей и общественной жизнью.
Преподавание нередко ведется скучно, неинтересно для детей. Детей необходимо заинтересовывать. Для этого помимо церковных предметов, традиционно составляющих содержание преподавания в воскресных школах, желательно включать в программы предметы (кружки), отвечающие кругу современных творческих интересов молодежи.
Основная задача современной воскресной школы заключается в том, чтобы приобщить широкий круг детей и юношества к вере и Церкви через любой предмет, и если он интересен, нужен в современном обществе, то молодежь охотнее и с перспективной пользой для будущей профессиональной деятельности будет им заниматься под руководством верующих педагогов.
Поэтому необходимо интенсивнее привлекать к преподаванию в воскресных школах интеллигентных верующих людей любой специальности, каких немало среди прихожан. Через умных, профессионально квалифицированных людей, могущих заинтересовать детей своей специальностью, вольется в воскресную школу жизнь и творческий потенциал. Нужно устраивать кружки живописи, иконописи, вышивания, художественной вышивки. Надо заинтересовывать детей, а не просто читать им лекции или проповеди. Одной проповедью ничего не достигнем.
Желательно, чтобы Комиссия по воскресным школам издавала и рассылала по храмам, где есть воскресные школы, небольшой листок или газету с важными школьными вопросами и предложениями, что давало бы большую возможность координировать образовательный процесс и ближе знакомиться между собой.
Многократно нами говорилось, что мы не должны ждать, когда люди невоцерковленные придут в храм, надо выходить к ним самим. Таким выходом к невоцерковленным людям явилась миссионерская акция "Мы называем себя православными, и надо ими быть", приуроченная к 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского. Она была проведена 24 июля этого года общероссийской общественной организацией "Идущие вместе" совместно со священнослужителями, учащимися Духовных заведений и церковной молодежью на улицах Москвы. В ходе акции в десяти точках Москвы, расположенных преимущественно у крупных станций метро, все желающие могли получить нательный крест и специально выпущенный к акции буклет.
Подавляющее большинство россиян, как свидетельствуют социологические опросы, называют себя православными, хотя не все посещают храмы, исповедуются и причащаются и, таким образом, не всегда являются православными в полном понимании этого слова. Целью акции было напоминание о том, что быть православным - это ответственность перед Богом, Церковью, Россией и историей. Как свидетельствуют участники акции, они воочию убедились, что люди жаждут утешительного и разрешительного слова священников.
Получая крестики, многие задавали вопросы (подчас очень сложные и жизненно важные), спрашивали совета, подходили под священническое благословение. Некоторые, взяв крест, потом возвращались с детьми, знакомыми, близкими, многие выражали готовность посещать храм и приобщаться к Таинствам церковным.
Радует, что к этой акции подключились и некоторые приходы, которые с готовностью совершали Таинства над желающими приобщиться к Церкви.
Важность этой акции состоит в том, что она стала одной из первых попыток "городского миссионерства". Ее ход и итоги понуждают нас задуматься о необходимости подобных акций в будущем, памятуя о том, сколько "миссионеров" различных сект и религиозных течений проводят подобные акции, в то время как наши священники, призванные к проповеди евангельского учения и миссионерству, преспокойно почивают либо заняты только исполнением платных треб.О церковноприходской жизни
Члены комиссий Епархиального совета, проверявшие в этом году храмы, в редких случаях заставали дежурного священника в храме: он либо отдыхал в доме причта, либо находился "на требе". Многие священники специально назначают требы на день дежурства, чтобы не быть в храме и меньше общаться с приходящими в него, то есть практически в храме в течение дня не дежурят.
Даже если возникает необходимость напутствовать умирающего, дежурный священник, сделав это, обязан возвратиться в храм и продолжить свое дежурство.
И не только во время дежурства, но и при совершении богослужений священник обязан делать все возможное для того, чтобы человек не ушел неутешенным и неполучившим ответа на свои жизненные вопросы.
Особое внимание следует уделять Таинству Покаяния, которое в ряде приходов носит "поточный" характер, поскольку ему не придается надлежащего значения. Не везде кающийся может получить частную, личную исповедь. Действительно, один или два исповедующих священника в больших приходах, где готовятся причащаться несколько сотен человек, не в состоянии уделить каждому много внимания, однако необходимо искать возможность, может быть вечером, после всенощного бдения, всем священнослужителям оставаться на исповедь и принимать у кающихся покаяние в той полноте, в которой обязывает это делать священнический долг, либо начинать ее задолго до начала Божественной литургии, причем начинать исповедь огласительным поучением о вере и нравственности, а потом переходить к грехам, подлежащим покаянию и исправлению. Тогда каждый уйдет из храма удовлетворенным и осознавшим глубину этого Таинства и свою греховность.
Некоторые священники, считая, что каждый православный, приходящий в храм, обязан во что бы то ни стало иметь духовного отца, неправомерно отказывают в совершении церковных Таинств, хотя этот вопрос неоднократно разъяснялся и на предыдущих Епархиальных собраниях, и в трудах современных архипастырей, например в труде покойного митрополита Антония (Блума) "Духовность и духовничество".
Развивается тенденция заставлять вступающего на церковный путь человека ходить на службы только в тот храм, где служит определенный священник, который накладывает данное послушание в качестве епитимии.
Оставляет желать лучшего проповедь в наших храмах. После каждой Божественной литургии, особенно в воскресные и праздничные дни, пастырь обязан обратиться со словом назидания к прихожанам. Сама Божественная литургия уже наполняет служащего особым вдохновением от соединения с Господом, вдохновением, которым священник должен поделиться с молящимися, а учитывая духовный голод современного человека после многих десятилетий прошлого века, необходимо и рассказать о празднике, растолковать прочитанное Евангелие и Апостол. Однако часто Божественная литургия завершается несколькими приветственными словами пастыря и ознакомлением с расписанием богослужений на предстоящие дни. Но каждый, кто молился за Божественной литургией, должен унести в своем сердце благодатное семя духовного возрастания.
В силу объективных причин некоторые священники помимо служения в основном храме назначены восстанавливать, строить храмы или служить в другом храме. Все это необходимо и актуально, но есть такие, которые спекулируют этим: не несут должным образом чреду в основном храме, ссылаясь на занятость и загруженность, и мало что делают по строительству или реставрации нового храма.
Несмотря на наши рекомендации для священнослужителей иметь не более двух выходных дней в неделю, в некоторых храмах расписание чреды служения составляется так, что священнослужители имеют возможность отдыхать по целым неделям. Разве священнослужители - это какое-то привилегированное сообщество? Весь народ имеет только два свободных дня, почему же священник должен иметь пять таких дней? Многие даже молодые настоятели служат только по праздничным и воскресным дням. Если служение в будние дни их отягощает, то вполне возможен их перевод в почетные настоятели, с выходом при этом за штат.
Не все настоятели прислушались к нашим советам о совершении всенощного бдения под воскресные дни всеми членами причта. Некоторые настоятели завели порядок, когда священник в воскресный или праздничный день, отслужив раннюю Литургию, уходит домой, вместо того чтобы оказать помощь другим священнослужителям в исповеди и совершении треб за поздней Литургией.
В некоторых храмах начинает внедряться практика, по которой стихиры на вечерне и утрене, а также антифоны на Литургии не поются, а вычитываются. Похвально, когда стихиры поются с канонархом, но не следует пение превращать в вычитку.
Есть храмы, где продолжается практика прошлых десятилетий, когда панихида после Божественной литургии совершается одним диаконом, что недопустимо. Как может диакон совершать данную требу, на которой собираются помолиться о своих близких и родных иногда десятки, а то и сотни людей, без возгласов и без молитв священника? Настоятели и клирики таких храмов несут полную ответственность за подобную самодеятельность. А ведь речь идет всего о нескольких минутах, которые должен найти священник для правильного и полного совершения требы.
Также часто бывает, что священник по окончании Литургии должен начинать молебен, где его ждут десятки людей, а он по дороге к месту молебна (или панихиды) останавливается и спокойно беседует с кем-либо из своих духовных чад минут пятнадцать-двадцать, проявляя тем самым небрежение к ожидающим начала молебна прихожанам. Остается только удивляться терпению нашего народа.
То же следует сказать и об исповеди по запричастном стихе, особенно по воскресеньям и праздникам, когда служит один священник. Исповедовать следует только тех, кто действительно не может прийти на исповедь до Литургии или накануне, после всенощного бдения, чтобы нерадивость одних не заставляла множество других людей, часто преклонного возраста, подолгу дожидаться начала Причастия.
В этом году по нашему благословению благочинные посетили в Великую Субботу ряд храмов своих округов, при этом в некоторых из них в промежуток времени с 15.00 до 18.00 им пришлось облачаться, чтобы освятить куличи и пасхи, так как клир храма уже разъехался по домам. А некоторые храмы в это время были вообще закрыты, якобы для уборки. В нескольких храмах освящение куличей и пасох совершалось даже не в церковной ограде, а за ее калиткой, не говоря уже о том, что народ лишался возможности приложиться к Святой Плащанице. В Великую Субботу и в день Святой Пасхи по древней традиции храмы никогда не закрывались, даже в годы лихолетья. Поэтому я имел обычай в Великую Субботу посещать храмы Москвы, и никому не было известно, какие: в чем застану, в том и судить буду. И в первые годы я часто видел недостойную картину: священник в черной епитрахили, когда уже произошла смена облачения на белое, в шапке, а не в скуфейке, ходит по рядам и кропит. Такое пренебрежительное отношение к людям, которые, может быть, раз в году пришли в церковь - освятить куличи и пасхи, недопустимо. Вот и миссионерская работа!
По-прежнему священнослужители неаккуратно относятся к началу богослужений. Бывает, что и в большие праздники священник приезжает в храм на 20-30 минут позже указанного в расписании начала богослужений, а собравшиеся вовремя прихожане его ждут. Иногда это случается из-за автомобильных пробок, которые в Москве стали серьезной проблемой, но надо это учитывать. Надо помнить, что наши предшественники в тяжелейшие для Русской Православной Церкви годы вставали ночью и шли пешком через всю Москву несколько часов, чтобы вовремя начать богослужение в храме, и не пользовались иномарками, а ехали с первыми трамваями.
В наше время, когда автомобиль стал главным средством передвижения, многие священнослужители получают водительские права и сами водят машины.
Велик риск дорожно-транспортных происшествий, к тому же, как правило, священники не являются профессиональными водителями, что еще больше повышает риск того, что священник может стать участником дорожной аварии. Если в результате аварии погибли люди, то вина за их смерть ложится на того, кто был за рулем, даже если он не нарушил правил дорожного движения. По церковным законам в этом случае водитель становится невольным убийцей и должен нести епитимию за этот тяжкий грех.
Следует помнить, что по канонам Церкви, с апостольских времен, жизнь священника ограничена более строгими правилами, чем жизнь простого христианина. Благодать священства велика, и требования Церкви к носящим священный сан выше, чем ко всем остальным людям, поэтому за те грехи, за которые мирянин несет временную епитимию, священник может быть навсегда лишен сана. По правилам 32-му и 51-му святителя Василия Великого, клирики, согрешившие смертным грехом, лишаются священного сана. К смертным грехам святые отцы относят и невольное убийство, когда человек убивает кого-то случайно, не имея такого намерения. 66-е Апостольское правило повелевает извергать из сана клирика, который убил человека. Все толкования на это правило, равно как и другие канонические правила, однозначно утверждают, что клирик-убийца должен быть лишен благодати священства.
Поэтому священнослужителям желательно воздерживаться от вождения автомобиля, учитывая потенциальную опасность оказаться невольным убийцей и лишиться священного сана. Священник должен руководствоваться не соображениями сиюминутной пользы или удобства, а во всех своих действиях прежде всего помнить, что главное дело, для которого избрал его Господь, служение перед престолом Божиим, и не менять этот дар на "чечевичную похлебку" бытовых удобств.
Есть приходы, в которых приветствуется и поощряется деятельность лиц, направленная на подрыв авторитета Священноначалия, на создание распрей и расколов внутри Церкви. Это выражается и в призывах к поголовному перекрещиванию, к канонизации царя Иоанна Грозного, Григория Распутина и ряда других лиц. Я уже говорил: нельзя даже ставить вопрос о канонизации Иоанна Грозного - тогда надо деканонизировать святителя Филиппа, митрополита Московского, и преподобного Корнилия Печерского. В некоторых местах поощряется непринятие российских паспортов. Два года тому назад, когда я, уезжая из Валаамского монастыря, стоял уже на палубе яхты, одна женщина обратилась ко мне и спросила: "Ваше Святейшество, можно ли брать новый паспорт?" Я у нее спросил, в чем проблема. "А вот наш батюшка говорит, что нельзя брать новый паспорт". Я ей сказал: "А ему что, дороже серпастый-молоткастый советский паспорт, чем с двухглавым орлом и Георгием Победоносцем?" Она ответила: "Спасибо, все ясно".
В души людей снова и снова сеются сомнения в связи с ИНН и продолжаются поиски всевозможных негативных явлений в церковно-общественной жизни. На прилавках некоторых храмов продается литература, повествующая о жидо-масонских заговорах против России и Православной Церкви, приводятся списки известных политических, общественных и культурных деятелей, якобы уличенных в связях с масонскими ложами и другими "антироссийскими" структурами, и тому подобное. Нам известны эти приходы, но мы пока не принимаем к ним тех дисциплинарно-канонических мер, которых они заслуживают, надеясь на их благоразумие и памятование о той клятвенной присяге, которую каждый священнослужитель давал перед принятием сана.
В последнее время все более получает распространение почитание святого мученика Уара. В честь его строятся часовни, пишутся иконы. Из его жития следует, что он имел особую благодать от Бога молиться за некрещеных умерших людей. Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения.
Некоторые настоятели, руководствуясь меркантильными соображениями, совершают церковное поминовение людей некрещеных, принимая массу записок и пожертвований на такое поминовение и уверяя людей, что такое поминовение равносильно Таинству Святого Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению.
Поведение некоторых священнослужителей в алтаре оставляет желать лучшего. Во многих приходах неблагоговейное, разболтанное, с празднословием и пустым смехом поведение подает плохой пример младшим церковнослужителям, алтарникам, среди которых бывают дети. Многие позволяют себе во время богослужений беседовать в алтаре по мобильному телефону. Имели место случаи совершения священнослужителями служб после чрезмерного употребления алкоголя, что недопустимо и должно быть строго наказуемо.
До сих пор существует большой разнобой в ведении богослужебных журналов и книг учета крещений, венчаний и т. д. На прошлом Епархиальном собрании высказывалось пожелание Издательскому Совету Русской Православной Церкви разработать и согласовать с нами единый образец богослужебного журнала и метрических книг, а также издать их, особенно метрические книги, рассчитанные на долгое использование и хранение, на должном полиграфическом уровне. Подготовить это было поручено Богослужебной комиссии Епархиального совета. На сей день в этом направлении ничего не сделано. Некоторое время назад я беседовал с руководителями государственного архивного управления, и они рассказывали, что церковные метрические книги, записи, богослужебные журналы помогают восстанавливать сегодня имена многих исторических деятелей, которые забыты за годы лихолетья, и представляют огромную ценность для государственных и национальных архивов. О книгоиздании и церковной прессе
С юбилейного 2000 года выходит в свет уникальное издание - многотомная "Православная энциклопедия", не имеющее аналогов научное издание. Силами церковных и светских ученых из многих стран, объединившихся вокруг Синодального учреждения Русской Церкви - Церковно-научного центра "Православная энциклопедия", издано уже семь томов. Издание осуществляется при серьезной государственной поддержке, оно приобретается многими светскими библиотеками и учебными заведениями. Но предназначена "Православная энциклопедия" прежде всего для священнослужителей, для студентов Духовных академий, семинарий и училищ, для церковных библиотек, для воскресных школ.
С сожалением должен констатировать, что далеко не все наши священнослужители сумели по достоинству оценить этот труд многих и многих сотен ученых. Данные о распространении "Православной энциклопедии" зачастую свидетельствуют об отсутствии у священнослужителей интереса к серьезной научной литературе, к новому знанию. Это абсолютно недопустимо, особенно в Москве, где прихожанами наших храмов в значительной части являются высокообразованные люди, с глубокими духовными запросами, живо интересующиеся вопросами веры, истории Церкви, богословия. В этом смысле "Православная энциклопедия" представляет собой уникальное настольное пособие, помогающее священнослужителю, преподавателю Духовной школы или катехизического учебного заведения. Со своей стороны еще раз подчеркну, что вопрос о распространении "Православной энциклопедии" постоянно находится в зоне нашего особого внимания.
В этом году отметил 60-летие своего непрерывного выпуска "Журнал Московской Патриархии". В трудном для нашей родины военном 1943 году начался новый этап жизни Русской Православной Церкви: желая использовать ее авторитет в народе, власти вынуждены были ослабить страшный гнет, под которым она находилась. Состоялось избрание Патриарха Московского и всея Руси, было разрешено открыть Духовные учебные заведения, началось освобождение из лагерей и ссылок архипастырей и пастырей. В том же году возобновился выпуск в свет "Журнала Московской Патриархии", который с тех пор стал ежемесячным.
С того момента и по сей день это главное официальное издание нашей Церкви, ее голос и летопись ее истории. Долгие годы это был единственный источник информации о Русской Православной Церкви, единственная возможность для православных в нашем многострадальном отечестве утолить духовный голод. И сегодня, несмотря на большое количество православных изданий, которыми по милости Божией наполнен наш книжный мир, "Журнал Московской Патриархии" остается важнейшим источником информации о жизни нашей Церкви и доносит до читателей позицию Священноначалия, публикуя все официальные церковные документы, рассказывает об интересных событиях церковной жизни, дает юридические рекомендации.
И нас огорчает то, что многие приходы до сих пор не являются его подписчиками или выписывают Журнал в единичных экземплярах. Прошу священнослужителей озаботиться тем, чтобы каждый приход имел в своей библиотеке официальный журнал нашей Церкви и верующие могли бы регулярно знакомиться с церковными новостями и черпать необходимую информацию. Мне вспоминаются послевоенные годы, когда мы, воспитанники Ленинградской Духовной семинарии, ездили на толкучку, и если удавалось приобрести один из томов энциклопедии профессора Лопухина, выпуск которой из-за революции прекратился на букве "к", то это считалось счастьем. Я думаю, что "Журнал Московской Патриархии", не такой дорогой, как энциклопедия, с удовольствием приобретут и прихожане. Потому что там публикуются и проповеди, и богословские статьи, которые должны быть интересны нашим верующим.
Издательским Советом нашей Церкви за прошедший год было выпущено более 60 наименований книг общим тиражом свыше 1,2 миллиона экземпляров. При этом удалось завершить крупный проект - переиздание годового круга богослужебных Миней (24 тома), куда вошли службы новопрославленным святым. Теперь в Издательском Совете имеется полный набор богослужебной литературы, в том числе Служебник большого формата, где в молитвах "Владыко Многомилостиве" и "Спаси Боже люди Твоя" отредактирован диалог священника и диакона после "Херувимской песни",внесены имена вновь прославленных святых и др.
Конечно, в общецерковном издательском деле есть и проблемы. Неплохо, что отдельные светские и церковные издательства, монастыри и даже приходы издают церковные календари. Но плохо то, что при этом издатели по своему разумению включают в месяцеслов имена неканонизированных святых и названия вновь написанных икон Божией Матери, которых нет в официальном календаре, или по-разному решают проблемы преступки-отступки при указании апостольских и евангельских чтений. Все это создает ненужный разнобой, вызывает нарекания верующих, которые обращаются с жалобами к нам и в Издательский Совет.
То же самое можно сказать о самостоятельном выпуске некоторыми издательствами богослужебных книг, особенно акафистов и молитвословов. Нередко в них помещаются тексты, не прошедшие экспертизы в богослужебных комиссиях и содержащие множество ошибок и нарушений правил церковнославянского языка, что вносит дисгармонию в богослужебно-церковную жизнь. Необходимо проявлять большую ответственность, издавая и приобретая подобные книги, хотя это и может быть выгодно с коммерческой точки зрения.
Хочу отметить труды нашей общецерковной газеты "Церковный вестник". Ее сотрудники вели подробный репортаж событий из Сарова и Дивеева с марта по август, отражая ход строительных работ, новые формы взаимодействия Церкви, государства и общественных организаций. Они приняли самое активное участие в подготовке торжеств, репортажей с места событий, телевизионных трансляций, при полном взаимопонимании со светской прессой.
Также я хотел бы сказать добрые слова в адрес редакции газеты "Православная Москва", которая стремится оперативно освещать события церковной жизни и старается распространить газету по храмам Москвы. Церковные газеты должны служить просвещению прихожан, быть помощниками для тех, кто стремится жить церковной жизнью. О монастырях и ответственности
монастырских духовников
Монастыри на Руси всегда были местом паломничества. Даже когда в Советском Союзе их оставалось всего семнадцать, они привлекали людей. Люди стремились в монастыри, чтобы приобщиться к монашеской жизни, помолиться перед святынями, монастыри были и есть средоточие святынь.
Я хотел бы коснуться вопроса исповеди в монастырях и ответственности духовников. В монастырях духовники в основном должны быть свидетелями совести. Потому что в монастыри приезжают люди из разных городов и весей, где они причащаются, где они имеют своих духовников. И они приезжают для того, чтобы в святом месте принять Святые Таины Христовы, поисповедоваться в своих грехах.
Некоторые безответственные духовники - и это, к сожалению, иногда проникает и в приходы - отлучают людей от Причастия на длительные сроки, забывая слова Апостола Павла, что муж неверный спасается женой верной и жена неверная спасается мужем верным. Иногда духовники монастырей разбивают семьи. Кто им дал право указывать человеку, который пришел на исповедь, что он должен развестись со своей женой? А кто возьмет на себя ответственность за воспитание детей, за то, какими они вырастут? Также иногда духовники говорят: "Ты должен жениться на такой-то". Когда это произносит духовник, умудренный жизненным опытом, это одно, но когда это говорит младостарец, у которого ни жизненного, да и вообще никакого опыта нет, это печально.
К сожалению, в монастырях находят благодатную почву и вызывают ревность не по разуму различные эсхатологические опасения, страхи конца мира. Мне один из архипастырей сказал, что к нему приехала настоятельница одного монастыря и сказала, что у нее в рюкзаке собраны вещи, чтобы уйти.
Значит, можно бросить монастырь, можно бросить сестер и уйти в лес?
В монастырях часто накладывают непосильные епитимьи. Церковь получила свободу, и за это надо благодарить Господа и помнить слова Христа Спасителя, которые я уже напоминал: Грядущего ко мне не изжену вон (Ин. 6, 37). Но если духовники начинают с вопросов: был ли на всенощной, постился ли неделю, и если нет, отказывают в исповеди, то, поверьте, человек, который, может, только-только переступил порог монастыря или церкви, не придет снова. Они только отталкивают от Бога. А ведь Бог есть любовь. И наша основная задача, всех нас, каждого из нас в равной степени, - вести людей к Богу, к вере в Бога. Помогать людям найти дорогу к храму, а не препятствовать им на этом пути, ставя различные препоны.
Нельзя также принимать людей в монастыри без испытательного срока. У нас был печальный пример в Ростовской епархии, когда в только что зарождающийся монастырь пришел человек без паспорта. Его приняли, а через несколько дней он убил двух сестер. Оказалось, что этот человек - разбойник и бандит, только что вышел из заключения, а его приняли в монастырь. Много больных - не только физически, но и душевнобольных - пытаются поступить в монастырь. Выявить это не всегда сразу возможно, нужен испытательный срок. Только вчера мне был подан рапорт о том, чтобы постричь в рясофор нескольких послушниц. Я смотрю, когда они были приняты, - полтора года тому назад. Разве за полтора года можно узнать человека? Нельзя, и пусть ходит в хитоне. Пусть ходит в хитоне три года, четыре, пять. Если одевать в рясофор, то что потом с ними делать, если они уйдут из монастыря? Я Владыке наместнику Троице-Сергиевой Лавры предложил применять практику, которая была в Пюхтицком женском монастыре. Если кто-то хочет уйти из монастыря, принеси и положи монашеские одежды к святыне Троице-Сергиевой Лавры, к мощам Преподобного Сергия Радонежского, а в других обителях - к чудотворной иконе. Ты ее принял здесь, в храме, ты ее и отдай, а потом иди на все четыре стороны.
Я уже сказал, что, к сожалению, опыт псевдодуховников перенимают молодые, младостарцы, берущие на себя власть вязать и решать, а не помогать людям обрести в Церкви свое место.
Далее Святейший Патриарх коснулся вопросов отчетности и финансовых отношений.О церковно-государственных
отношениях
Коротко хочу упомянуть о некоторых новых законодательных инициативах и о должном отношении к ним.
Юбилейный Архиерейский Собор принял новый Устав Русской Православной Церкви и своим Определением указал, что гражданские и внутренние уставы канонических подразделений Церкви следует привести в соответствие с ним. Поскольку это связано с уставами, по которым церковные организации проходили государственную регистрацию и действуют в настоящее время, то считаем необходимым разъяснить, что впредь до специального указания не следует вносить в их тексты каких-либо изменений и дополнений, вытекающих из нового Устава Церкви. Нецелесообразно в настоящее время устраивать государственную регистрацию перемен в уставах, так как с этим связана большая работа для церковных организаций и для органов юстиции России. К тому же теперь это стоит денег - 2000 рублей. Также не надо исправлять уставы и в связи с изменениями в Федеральном законе 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях".
В то же время надо принимать во внимание и к исполнению предписания нового Устава Церкви и требования законодательства. Создаваемые и представляемые на государственную регистрацию новые канонические подразделения Церкви обязаны внести необходимые поправки в соответствии с Уставом Церкви и переменами в Российском законодательстве и представить устав для нашего утверждения, а в епархиях - на утверждение епархиального архиерея.
После введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации возникли серьезные осложнения с переоформлением прав церковных организаций на земельные участки, предоставленные им в бесплатное и бессрочное пользование. Теперь по закону Церковь должна либо взять земельный участок в аренду, то есть платное пользование, либо выкупить его в собственность. И в первом и во втором варианте нужны средства, и немалые. Церковь ими не располагает. Срок для исполнения был установлен до 1 января 2004 года.
Мы неоднократно обращались в законодательные органы и в Правительство Российской Федерации с просьбой изменить этот порядок, полагая, что он не соответствует современному характеру отношений религиозных организаций с государством, и не допустить аренды земли, которой не было даже при советской власти. Правительство рассмотрело наши предложения, но против их принятия и внесения в Думу категорически выступил министр экономики Г. Греф, и процесс пока остановился. На сегодняшний день достигнуто предварительное согласие о переносе установленного срока на 1 января 2007 года, то есть на три года. Это предложение поддержал Президент Российской Федерации В. В. Путин.
Мы будем отстаивать интересы Церкви в земельном вопросе и примем все меры, чтобы положительное для Церкви решение было принято.
Поэтому считаем возможным рекомендовать воздержаться от переоформления прав на землю до решения этого вопроса в высших органах государственной власти России. Вполне возможен по этому вопросу контакт с властями субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, которые могут реально помочь Церкви.
Продолжается работа по подготовке предложений по совершенствованию закона 1997 года, по которому более шести лет действуют религиозные организации России, в том числе Русская Православная Церковь. Наши представители регулярно участвуют в работе группы, образованной Правительством. В проект закона внесено предложение предоставлять земельные участки под строительство церковных зданий и сооружений не в аренду, как это делается теперь, а в бесплатное пользование на срок строительства. Но это дело будущего года и Государственной Думы нового созыва.
Еще одна настоятельная рекомендация - брать церковные здания и сооружения в собственность приходов, монастырей, подворий и других подразделений Церкви. Процедура эта сложная, преодолевать бюрократические заслоны трудно, но действовать в этом направлении нужно, и с должной настойчивостью.* * *
Мы коснулись сегодня в кратком обзоре нашего церковного бытия очень немногих тем и проблем, которые возникают перед нами в повседневной жизни. Многое можно и нужно было бы еще обсудить, над многими явлениями молитвенно поразмыслить. Но есть одна всеобъемлющая, неизбывная и животрепещущая тема, от решения которой зависит вечное спасение или вечная погибель и которую так или иначе, но решает каждый человек в своей жизни. Это тема встречи или невстречи человека с Богом, соприкосновения души с вечностью или отвержения вечности. Или это совершается и есть в нас, или мы этому непричастны и этого нет в нас. Поистине перед каждым человеком встает когда-то в жизни гамлетовский вопрос: быть или не быть, и третьего не дано. Думаю, нам, верующим, здесь будет уместно вспомнить последние слова Евангелия Апостола Иоанна Богослова: Многое и другое сотворил Иисус, но, если бы написать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21, 25). Евангелист Иоанн Богослов, заканчивая этими словами свое благовествование, как бы ставит многоточие, приглашая всех христиан и каждого в отдельности к собственному, личному свидетельству о своей встрече с Богом, о промыслительном и спасительном действии милости, правды и силы Божией в судьбе каждого человека. И если бы каждый верующий, то есть встретившийся с Богом, записал или хотя бы устно засвидетельствовал, как и когда происходили эти встречи с Богом, то действительно не хватило бы места написанным книгам.
Я благодарю всех участников сегодняшнего Епархиального собрания за внимание к моему выступлению. Сердечно и от души поздравляю всех вас с наступающим новолетием и грядущим спасительным праздником Рождества Христова. Желаю всем завершить Рождественский пост спасительно, в добром здравии, в душевном мире, в усиленной сердечной молитве, в благих делах. Да защитит нас Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства (ср.: 2 Тим. 4, 18). Благословение Божие и покров Царицы Небесной да пребудут над всеми нами.