|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 02-2004 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Наречение и хиротония архимандрита
Марка (Головкова)
во епископа Егорьевского, викария Московской епархии
|
Преосвященный Марк, епископ Егорьевский |
Постановлением Патриарха и Священного Синода от 26 декабря 2003 года архимандриту Марку (Головкову), заместителю Председателя Отдела внешних церковных связей, определено быть епископом Егорьевским, викарием Московской епархии.
13 января 2004 года, в день отдания праздника Рождества Христова, в храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре, было совершено наречение архимандрита Марка (Головкова) во епископа Егорьевского, викария Московской епархии.
Чин наречения совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископы Калужский и Боровский Климент, Истринский Арсений, Корсунский Иннокентий, Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Балтийский Серафим, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Люберецкий Вениамин, Саратовский и Вольский Лонгин. При наречении во епископа архимандрит Марк произнес речь:
"Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! С волнением и внутренним трепетом предстою я сейчас пред Вашим Святейшеством и богомудрыми архипастырями, собравшимися в этом святом храме. Волнение моей души естественно и понятно. Божиим изволением Ваше Святейшество и Священный Синод избрали меня, недостойного, быть епископом Русской Православной Церкви. Всемилостивый Господь призывает меня к новому, более высокому и более ответственному служению. Что могу сказать я в ответ на это решение Священноначалия нашей Церкви?
Прежде всего, хотел бы искренне исповедовать перед вами свое недостоинство и свою человеческую немощь. Вслед за божественным Павлом могу похвалиться лишь своими немощами (2 Кор. 12, 9). Глубокое сознание своего недостоинства и высоты епископского служения не может не наполнять страхом и смущением мою грешную душу. В то же время глубоко верю, что избрание меня в епископы есть дело Божественного Промысла, который созидает и направляет Церковь Христову. Вспоминаю утешающие меня слова Господа, обращенные к Апостолу Павлу: сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9).
Однажды, при монашеском постриге, я уже дал обещание хранить послушание Святой Церкви. И сегодня я могу только еще раз засвидетельствовать свою готовность продолжать этот путь. С полной покорностью воле Божией и решению Святейшего Патриарха и Священного Синода вступаю на новую стезю церковного служения. Размышляя о предстоящем архиерейском служении, привожу себе на память обращение Спасителя ко всем Его ученикам: Не вы меня избрали, а Я вас избрал... (Ин. 15, 16).
Каждый верующий человек, оглядываясь на свою жизнь, убеждается в этой истине. Я, недостойный, также дерзаю утверждать это. Взирая на минувшие годы, прежде всего хочу возблагодарить Преблагого Бога за Его щедрые милости ко мне. Господь с моего рождения дал мне в жизни самое главное сокровище - веру в Бога и в Его Церковь. Я родился и вырос в православной семье. С детства мои благочестивые родители привили мне веру в Бога. Всей нашей большой семьей мы ходили в храм Божий. Нашими главными праздниками были праздники Святой Церкви. В семейном кругу родители читали нам жития святых, подвижников благочестия и другую духовную литературу, напитывая нас духом церковности и веры. Непросто было, живя в безбожном обществе, сохранить эту веру. И первым примером веры и церковности для меня были и остаются мои родители.
Когда пришло время выбирать жизненный путь, у меня не было сомнений. Я не мыслил свою жизнь вне Церкви. По совету отца я поступил в Московскую Духовную семинарию. Восьмилетнее пребывание в Духовных школах помогло мне углубить тот духовный опыт, который я получил в годы детства и юности.
Особую атмосферу Московским Духовным школам придает их нахождение в Лавре Преподобного Сергия. Жизнь монастыря благоприятно воздействует на жизнь воспитанников Духовных школ, пробуждая в них желание всецело посвятить свою жизнь Богу. Коснулась призывающая десница Божия и меня. Во время обучения в Московской Духовной академии я принял иноческий постриг. Вспоминая годы пребывания в Лавре Преподобного Сергия, в стенах Духовных школ, хотел бы в лице Владыки ректора и Владыки наместника сердечно поблагодарить братию обители, профессорско-преподавательскую корпорацию Московских Духовных школ за их труды по воспитанию и образованию будущих пастырей Церкви Христовой.
После пребывания в Троице-Сергиевой лавре - духовном сердце России Господь судил мне прикоснуться к великим святыням всего христианского мира, расположенным в Святой Земле. Определением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода мне было доверено в течение семи с лишним лет нести послушание в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. С благодарностью Богу и Священноначалию нашей Церкви вспоминаю эти наполненные трудами и искушениями, но и многими духовными радостями и утешениями годы. С начала моего служения в Иерусалиме и до сего дня я тружусь под омофором митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей. Я глубоко благодарен Владыке Кириллу за понимание и поддержку, за тот огромный опыт, который я получаю, неся послушание под его непосредственным руководством. Я благодарен всем сотрудникам нашего Отдела, которые несут послушание как в России, так и за границей, за совместные труды на благо Святой Церкви.
Вспоминая минувшую эпоху жизни нашего отечества, благодарю Бога, что по Его Промыслу мое служение Церкви началось и проходит в период Патриаршества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Еще полтора десятилетия назад очень многое из того, что является содержанием нашей церковной жизни сейчас, было просто невозможно. Я глубоко сыновне благодарен Вашему Святейшеству за отеческую заботу о моем недостоинстве, за доброе отношение к результатам моих скромных трудов.
Подвиг Вашего Первосвятительского служения, которое проходит на наших глазах, является поистине образцом для подражания. Многие люди, воспринимающие церковную жизнь со стороны, считают епископство неким особо почетным служением. Для всякого же церковного человека пастырское, и особенно архипастырское, служение - прежде всего огромная ответственность.
Эту ответственность архипастырь несет перед Богом, перед Священноначалием, перед народом Божиим. Он должен быть во всем образцом для верных. Апостол Павел, увещевая христиан из Коринфа отвращаться от злых дел, говорит: ...вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою (1 Кор. 6, 19-20). Итак, всякий христианин по сути принадлежит не себе, а Богу. Целью его жизни является исполнение не своей, а Божией воли. В гораздо большей степени эти слова относятся к епископу. Его жизнь должна быть без остатка отдана на служение Богу и ближним, подобно Жизни Пастыреначальника Христа.
Как без головокружения может взирать на такую духовную высоту обычный грешный человек? Единственно верной и надежной дорогой на этой стезе является путь смиренного упования на помощь Божию. Только Господь Своей всемогущей благодатью может помочь вступающему на трудную и ответственную стезю епископского служения совершать свое делание. Лишь упование на Бога, а не на свои немощные силы и способности, не посрамит. В это особое для меня время, готовясь к дню своей Пятидесятницы, прошу Милосердного Бога никогда не отвращать от меня спасительной десницы. Молюсь, чтобы Господь даром Своей благодати уврачевал мои немощи, исцелил мои недуги и сподобил беспорочно проходить поприще архипастырского служения.
Прошу у Вас, Ваше Святейшество, и у вас, богомудрые архипастыри, вашего отеческого благословения и молитв обо мне, грешном, чтобы дар Божественной благодати, преподаваемый в грядущем Таинстве через Вашу святыню, сподобил меня послужить Церкви Христовой во славу Божию и во спасение собственной души".
14 января 2004 года, в день памяти святителя Василия Великого, в Храме Христа Спасителя за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Марка (Головкова) во епископа Егорьевского, викария Московской епархии. Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископы Калужский и Боровский Климент, Истринский Арсений, Корсунский Иннокентий, Верейский Евгений, Орехово-Зуевский Алексий, епископы Красногорский Савва, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Балтийский Серафим, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Люберецкий Вениамин, Саратовский и Вольский Лонгин. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий, вручая епископу Марку епископский жезл, обратился к нему со Словом.
Преосвященный епископ Марк, возлюбленный о Господе брат и сопричастник Таинственной благодати!
Неисповедимые пути Промысла Божия привели тебя к апостольскому служению в Церкви Христовой, Господь призвал тебя к высшей степени священства - к епископству. Ты принял великий дар, и сам дал великие обеты. Ты обещал Господу пред лицом всей Церкви со страхом Божиим совершать свое служение и жизнь свою положить на то, чтобы по образу Пастыреначальника Христа пасти вверенных тебе чад церковных и быть на деле достойным преемником по благодати святых и духоносных отцов и святителей Церкви.
Идя на зов Божий, с трепетом проразумевай, сколь велико, ответственно, многотрудно и сложно епископское служение. Какую нужно иметь мудрость и силу, кротость и воздержание, чистоту и смиренномудрие, чтобы сочетать справедливую строгость с милосердием и снисхождением к пастве! Какой ответ несет епископ за вверенные ему души пред Богом! Обычай церковный, освященный древностью, повелевает нам, старшим твоим собратьям, обратиться к тебе со словом напутствия и назидания. Святой Апостол Павел говорит, что епископ должен быть для всех примером "в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4, 12).
Он несет крестное служение, совершает подвиг сораспятия Христу. Епископ являет сострадательную любовь Христову людям, непрестанно болезнует, надзирая за пастырями и пасомыми, дабы не уклонялись они с пути истинного и вместе с Апостолом Павлом может сказать: "Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!" (Гал. 4, 19). Апостол Павел, научая рукоположенного им для Ефесской Церкви ученика своего Тимофея, писал: "Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение" (2 Тим. 1, 6).
Велик и страшен этот дар, который Дух Святой низвел на Апостолов в дыхании бурном и в огненных языках и который нисходил на преемников апостольских и сегодня сошел на тебя преемством священнотаинственного рукоположения. Каким образом должны мы и ты исполнять апостольскую заповедь? Ревностью и верностью в жребии своего епископского служения. Терпением в трудностях и упованием на помощь Божию. Молитвой и постоянным назиданием словом Божиим. Неуклонным воззрением на Христа, душу Свою положившего за род человеческий ради его спасения. Решимостью до конца идти тесным и скорбным путем подвига, несмотря ни на какие соблазны мира сего.
Была к тебе особенная милость Божия в том, что ты удостоился послужить делу церковному в Святой Земле, поклоняясь Живоносному Гробу Господню, как бы для того, чтобы из этого святого источника почерпнуть силы для несения предназначенного тебе настоящего подвига.
Еще не слишком обширное дается тебе поле церковной деятельности, ибо ты призываешься быть нашим викарием и помощником Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Будь единодушным и верным соработником твоего руководителя, со вниманием принимая его указания и памятуя слова Премудрого: "Спасение есть во мнозе совете..." (Притч. 11, 14).
Благим знамением для тебя является то, что твое посвящение совершилось в соборном Храме Христа Спасителя в первый день нового года по старому стилю, в день священного празднования памяти святителя Василия Великого, которого называли "красотой иерархии". "Воистину велик Василий, воистину он есть столп огненный, воистину Дух Святой говорит его устами", - так отзывались о святителе его современники. Подобно Спасителю, прежде чем принять бремя архипастырского служения, Василий Великий удалился в пустыню. Плоды подъятого им там на себя подвига покаяния и очищения стали достоянием всей Церкви. Каждый день мы начинаем с утренних молитв святого Василия Великого. В праздник Живоначальной Троицы его покаянным воздыханием коленопреклоненно молится вся Церковь. Великим постом по воскресеньям служится его Литургия с исполненными непостижимого проникновения в тайны Божии молитвами. С благоговением взирай на подвиги великого святителя, в его молитвенном предстательстве пред Богом ищи себе помощи и утешения.
Прими этот жезл как знамение силы, ниспосылаемой тебе от Господа, как опору в твоем новом служении и благослови предстоящих людей Божиих.
Архимандрит Марк (в миру - Сергей Анатольевич Головков) родился 31 марта 1964 года в городе Перми, в семье церковного певчего. В 1981 году окончил среднюю школу. С 1982 по 1984 год проходил службу в рядах советской армии. В 1984 году поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1988 году. В том же году был принят в Московскую Духовную академию. Во время учебы в академии дважды удостаивался патриаршей стипендии.
На 3-м курсе академии, 19 октября 1990 года, архиепископом Дмитровским Александром, ректором Московских Духовных школ, был пострижен в монашество с именем Марк, в честь Апостола и евангелиста Марка. Архиепископом же Александром 21 ноября 1990 года рукоположен во диакона, а 7 января 1991 года - во пресвитера.
В сентябре 1990 года был назначен помощником заведующего Церковно-археологическим кабинетом при МДА. С января 1991 года помогал помощнику ректора по представительской работе в его деятельности. В течение второго семестра 1991/1992 учебного года преподавал во втором классе семинарии Священное Писание Нового Завета (Четвероевангелие). В 1992 году первым окончил Московскую Духовную академию, защитив по кафедре истории Древней Церкви кандидатскую диссертацию на тему "Блаженный Диадох Фотикийский и его богословские и аскетические взгляды".
Решением Священного Синода от 12 августа 1992 года был назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. К празднику Пасхи 1994 года был награжден наперсным крестом. В праздник Пятидесятницы 1997 года Святейшим Патриархом Алексием в Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме был возведен в сан игумена. Решением Священного Синода от 28 декабря 1999 года был назначен заместителем Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. К празднику Рождества Христова 1999/2000 года награжден крестом с украшениями. Указом Святейшего Патриарха от 26 января 2000 года назначен настоятелем храма Святой Троицы в Хорошеве в Москве. 3 мая 2000 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, Председателем Отдела внешних церковных связей, возведен в сан архимандрита. |
Во время чина наречения |
|
Речь архимандрита Марка при наречении во епископа |
|
Патриаршее благословение |
|
Хиротония архимандрита Марка |
|
Вручение архиерейского жезла |
|
Первое архипастырское благословение народа Божия |
|
Участники хиротонии (крайний справа - епископ Марк) |