ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
02-2004

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Христорождественский женский монастырь в Твери

       В двух километрах от центра Твери к западу взору открывается чудесный вид - Христорождественский женский монастырь, расположенный на правом берегу реки Тьмаки. Место это возвышенное, отчего горожане называли эту обитель Горками монастырскими или Рождественскими.
       Как предполагают, монастырь был основан в конце XIV - начале XV века по благословению святителя и чудотворца Арсения, епископа Тверского. По его же благословению была основана и Желтиковская мужская обитель в нескольких километрах выше по течению реки Тьмаки.
       Посещая Желтиковский монастырь, тверские богомольцы на обратном пути заходили на позднюю Литургию в Христорождественскую обитель - таков издревле был их обычай. Дорога между монастырями большей частью шла лесом, который начинался прямо от западных ворот Христорождественского монастыря. Леса этого давно уже нет. Из-за расширившихся городских пределов, строительства текстильных фабрик, складов, железных дорог его начали вырубать еще в XIX веке. Ныне о нем напоминают лишь парк "Текстильщик" да Первомайская роща.
       Сведений о том, как жила обитель в XV веке, не сохранилось. Но по письменным свидетельствам, к 1513 году монастырь был вполне благополучен. Им управляла игумения, служили два священника и диакон. В собственности монастыря имелись пустоши в Тверском, Старицком, Зубцовском уездах, а также вотчина в селе Каюрове. Обитель была широко известна за пределами Тверской земли, знали о ней и в Москве.
       Игумения Александра получила от Великого князя Василия III жалованную грамоту, по которой настоятельница и священники освобождались от всех пошлин и поборов. Им предоставили право в духовных делах быть подсудными Владыке Тверскому, а в уголовных - самому царю. Благоустройство и укрепление обители продолжалось вплоть до Смутного времени, когда Христорождественский монастырь вместе с другими монастырями и храмами был разграблен и опустошен литовцами. Храм и келлии были сожжены, сестры разогнаны или перебиты. Святое место опустело.
       Но уже в 1613 году, по окончании Смуты, игумения Аполлинария и пятеро уцелевших монахинь вернулись на пепелище, на месте которого им суждено было возродить обитель. С пламенной молитвой и духовным смирением приступили они к постройке нового храма. Храм построили деревянный, шатровый, с папертью. Покрыли тесом. Посвящение решили оставить прежнее - в честь Рождества Христова. Чтобы где-то жить, рядом с храмом поставили шесть маленьких келлий. Но не было ни священника, ни причта. Литургии не совершались, дохода не было, поэтому некоторые земли, принадлежавшие монастырю, пришлось отдать посадским людям в аренду. Вырученные деньги шли на нужды обители.
       Привилегий у монастыря уже никаких не было. Для восстановления государства, разоренного во время литовского нашествия, царь Михаил Феодорович ввел повышенные налоги и подати для всех сословий, в том числе и для монастырей. Во исполнение этого распоряжения игумения Варсонофия в 1636 году внесла немалый налог с хлебного посева. Кроме того, она платила "даточные" и "городские" подати. Монастырь крайне нуждался, но другого выхода не было, надо было платить.
       К тому времени в монастыре уже было десять насельниц. Появился и свой церковный причт, состоявший из священника и дьячка. Благосостояние монастыря начало улучшаться. В 1646 году царь Алексей Михайлович прислал в обитель богатые пожертвования. На эти деньги построили деревянную церковь с двумя престолами - во имя Алексия, человека Божия, и во имя Святителя и Чудотворца Николая. Государем для этой церкви были пожертвованы книги, ризы и вся церковная утварь.
       Но монастырь по-прежнему платил налоги. Много огорчений и неприятностей терпели инокини от их сборщиков.
       В 1681 году управлять обителью стала энергичная и деятельная игумения Агафия. В результате ее подвижнических трудов поправилось пошатнувшееся хозяйство монастыря, сестры перестали голодать. С 1697 года управлять монастырем стала преемница Агафии игумения Александра II из рода дворян Овцыных. По благословению епископа Варлаама она построила новый деревянный храм в честь Рождества Христова, который освятили в следующем году при ее преемнице Евдокии (Бекетовой).
       Евдокия (в миру Екатерина) была дочерью помещика Тверского уезда. В 1717 году была пострижена в монахини и в том же году возведена в сан игумении. Чтобы немного увеличить средства к существованию, Евдокия первым делом заселила пустующие земли около обители монастырскими работниками. Через пять лет упразднили расположенный неподалеку Афанасиевский женский монастырь. Все угодья, принадлежавшие этому монастырю, приписали к Христорождественской обители. Туда же переселили и двенадцать афанасиевских насельниц.
       Таким образом, к 1736 году в Христорождественском монастыре было уже тридцать три монахини. Происходили они большей частью из дворян, духовенства, купечества. Кроме молитвы и богослужения у каждой монахини было свое послушание. Занимались рукоделием: вышивали жемчугом, готовили лестовки, делали для церкви свечи, пекли просфоры, шили.
       После смерти настоятельницы Евдокии на ее место заступила Марфа II (Спасителева). Будучи старше всех в монастыре (вступила в должность в 92 года), она пользовалась всеобщим уважением. Указы на ее имя получали в монастыре вплоть до 1747 года. Марфа II управляла обителью довольно долго. Скончалась в схиме (год кончины не известен).
       В 50-х годах XVIII века по распоряжению гражданских властей монастырь обязан был принимать вдов офицеров, унтер-офицеров и простых солдат. Всех вдов велено было обеспечить жильем и питанием. Это было новое испытание, постигшее монахинь. Очень много хлопот причиняли монастырю, особенно настоятельнице, новые "насельницы". К монашеской жизни, за небольшим исключением, они не стремились, жили в обители только ради пропитания, вели весьма свободный образ жизни. Своим присутствием на святом месте они наносили явный духовный вред монахиням. Но пришлось перенести и это испытание.
       Поскольку прежний храм совсем обветшал, в 1763 году стал вопрос о строительстве нового храма. Игумения Маргарита обратилась за разрешением к Владыке Гавриилу, чтобы построить вместо деревянного каменный храм во имя Рождества Христова с приделом во имя Алексия, человека Божия. Решили построить и колокольню.
       Разрешение было дано. Приступили к постройке. Иждивением монахини Надежды в новом храме устроили придел в честь чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Главный престол освятили в 1775 году, а престол в честь святой иконы - в 1779-м.
       В то время в монастыре служили один священник и один диакон, но после окончания строительства нового собора число прихожан увеличилось и духовенства стало не хватать. Матушка Магдалина просила архиепископа Платона, чтобы он разрешил им иметь вместо диакона священника. С разрешения Владыки бывший диакон Иван Васильев был рукоположен во священника. Службы стали совершаться ежедневно. Прихожан стало еще больше. Стало больше и пожертвований.
       Однажды сама императрица Екатерина II, будучи проездом в Твери (в 1787 году), пожаловала в Христорождественский монастырь двести рублей. По примеру государыни значительную сумму на реставрацию монастыря пожертвовала графиня Анна Иродионовна Чернышова. Эти средства использовали на покрытие храма железом. Посещая обитель ежегодно, графиня Чернышова делала богатые вклады. За это сестры возносили о ней горячие молитвы и считали ее в числе главных своих благотворительниц.
       В 1797 году император Павел I назначил монастырям новые штатные оклады. По этому распоряжению игумении Христорождественского монастыря положено было 100 рублей, каждой штатной монахине - по 20 рублей, двум священникам с причтом - 120 рублей. Монастырю дано было также 30 десятин земли (в Старицком уезде), мельница (в пяти верстах под Желтиковской рощей) и рыбная ловля (под Осташковом, за 200 верст). Так как все эти угодья находились на большом расстоянии от монастыря, пользоваться ими было неудобно. Пришлось игумении Назарете обращаться к царю с просьбой о замене угодий денежной компенсацией. Император Александр I дал согласие ежегодно выдавать по 500 рублей. Кроме того, игумении и сестрам царь пожаловал 1000 рублей.
       Назначенный в 1798 году на Тверскую кафедру Преосвященный епископ Павел издал распоряжение о заведении в Христорождественском монастыре богадельни. Но как было выполнить это распоряжение, если монастырь в то время по личному своему составу сам был подобен богадельне? Игумении Магдалине было 80 лет, монахиням - в среднем около 60 лет. Большинство из них были престарелые или больные, не исполнявшие никаких послушаний. Помимо всего, для богадельни не было готового здания. Да и откуда ему было взяться? Денег не хватало и на содержание обители. Даже у настоятельницы не было хорошей келлии, не было помещения для церковной ризницы, трапезной для сестер. Келлии у сестер были маленькие, деревянные, построенные без всякого плана на средства самих монахинь.
       Через десять дней Владыка Павел, издавший распоряжение об устройстве богадельни, переехал в Петербург, став членом Святейшего Синода. В Петербурге, в Смольном монастыре, у проживавшей там Марии Васильевны Шкуриной Владыка Павел встретился с монахиней Назаретой, подругой Шкуриной. Назарета тогда была начальницей Молого-Афанасиевского монастыря Ростовской епархии. Будучи образованной, энергичной дворянкой, сорока шести лет от роду, имеющей опыт управления монастырем, она показалась Владыке очень подходящей для возглавления Христорождественской обители.
       Преосвященный Павел обратился к ней с предложением занять должность игумении Христорождественского монастыря в Твери. Назарета согласилась и была возведена в сан игумении. В Тверь она отправилась вместе со своей подругой М. В. Шкуриной, которая была искренне привязана к новой настоятельнице. Впоследствии Шкурина была пострижена в монахини с наречением имени Павла.
       Таким образом, в новое, XIX столетие монастырь вступал с новой игуменией, от которой ожидали больших перемен к лучшему. Она эти ожидания достойно оправдала.
       Игумения Назарета деятельно и энергично взялась за благоустройство обители. Прежде всего она обратила внимание на церковное чтение и пение, которые отныне должны были совершаться монахинями и послушницами. Это придавало богослужению особое благолепие и привлекало новых богомольцев. Затем матушка настоятельница занялась постройками монастыря. Решили построить на западной стороне обители ворота, над которыми будет церковь, приличные помещения для игумении, для ризницы и столовую для сестер.
       Храм построили и оштукатурили под мрамор. В новый храм император Александр Павлович пожаловал прекрасную люстру, императрица и великая княжна - ризы, граф Шереметев - большое, оправленное в серебро с позолотой Евангелие и напрестольный крест.
       16 августа 1805 года, по окончании постройки, Старицким архимандритом Анастасием храм был освящен в честь Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. В том же году к новой церкви были пристроены двухэтажные каменные келлии для настоятельницы и здание для церковной ризницы и общей трапезы.
       С началом правления игумении Назареты состав монахинь постепенно стал меняться. Пожилые монахини отходили ко Господу, на их место приходили новые, полные сил и духовных устремлений подвижницы.
       В 1807 году игумения Назарета была переведена в Казань. На ее место возвели монахиню Палладию. Новая игумения прежде всего решила улучшить содержание сестер. При игумении Палладии у тверских жителей завелся добрый обычай жертвовать на обитель продукты питания. Она завела общую трапезу для монахинь и послушниц.
       Приток богомольцев постепенно увеличивался, и прежний храм становился тесен. К тому же в левой стороне храма в честь Рождества Христова, в приделе во имя Алексия, человека Божия, появилась большая трещина. Решили строить новый храм, двухэтажный, с тремя престолами: Рождества Христова и Алексия, человека Божия, - внизу, и во имя Тихвинской иконы Божией Матери - вверху.
       В присутствии императора Александра I совершили закладку нового храма. Храм строился успешно и в 1812 году был закончен, оставалась лишь внутренняя отделка, как вдруг ночью он неожиданно рухнул. Тяжелый труд, хлопоты, переживания - все обратилось в прах. Это происшествие произвело на всех гнетущее впечатление. Ходить возле этих развалин, слышать со всех сторон сожаления было слишком тяжело, особенно для игумении. "Лучше бы мне самой погибнуть под этими развалинами", - нередко вырывалось у настоятельницы. Чтобы хоть как-то приглушить душевную скорбь игумении Палладии, епископ Тверской Мефодий перевел ее в Кашинский Сретенский монастырь.
       Новую настоятельницу Владыка предложил выбрать самим сестрам. Монахини пожелали, чтобы начальницей стала Аполлинария. Новая игумения отличалась кротостью, смирением, терпением. Она со всей строгостью соблюдала церковное и келейное правила, держала посты и постоянно пребывала в молитве.
       Нелегко было на развалинах построить новый храм и найти для этого средства, но с помощью Господа и Царицы Небесной уже в 1820 году трехпрестольный храм был построен и освящен.
       В 1827 году, чувствуя, что ее силы и здоровье оскудевают, Аполлинария избрала себе преемницу - Досифею (Веревкину). При Досифее в монастыре была построена теплая каменная церковь во имя Живоначальной Троицы и при ней деревянный корпус для больных и престарелых сестер. Также в обители учредили приют, в котором обучали закону Божию, чтению, письму, рукоделию девиц-сирот из духовного сословия. Учителями были священники и монахини. Досифея была последней игуменией, при которой обитель окружали лес, река и поля.
       В 1850-х годах купцы Каулин и Залогин начали строить здесь текстильную фабрику. Не стало больше границы, отделявшей монастырь от городского шума. Поблизости появились многоэтажные дома, обитель стали посещать все новые богомольцы. Каулин и Залогин в качестве компенсации за беспокойство обновили внутреннюю отделку Христорождественского собора, сделали его теплым. Тогдашняя настоятельница Мария II (Игнатьева) с благодарностью приняла эту жертву от купцов-фабрикантов.
       Следующая игумения, Мария (в миру Ольга), происходила из рода тверских дворян Игнатьевых. Управляя монастырем, она не строила новых храмов и келлий. Главная ее забота была о том, чтобы в обители было светло и чисто, чтобы служба совершалась благоговейно, были хорошее пение и чтение, а между сестрами - мир и согласие. Это объяснялось ее спокойным, ласковым и веселым нравом. Она всегда помогала нуждающимся. При ее правлении число монахинь удвоилось.
       При обновлении главного соборного храма купцами-фабрикантами Мария позаботилась о том, чтобы исправить прежний Христорождественский храм и переосвятить его во имя Святителя и Чудотворца Николая. Этим матушка исполнила древний указ царя Алексея Михайловича о построении в Христорождественском монастыре храма с двумя престолами - в честь Алексия, человека Божия, и Святителя и Чудотворца Николая.
       В 1880 году храм был поврежден бурей. Оказалось, что в куполе была скважина, которая со временем увеличивалась. Появились трещины в стенах, пол почти сгнил и местами провалился. Словом, церковь нуждалась в перестройке. Было решено перенести храм Святителя и Чудотворца Николая от собора на юго-восточную сторону и здесь поставить новый каменный храм. Поскольку число богомольцев увеличилось в три раза, крайне необходим был отдельный храм для богослужения и совершения треб.
       В начале ХХ века в монастыре снова сменилась игумения. Теперь обителью управляла бывшая казначея монастыря Калерия. Вступив в должность, Калерия принялась за строительные работы, которые требовались для монастырского хозяйства. Была расширена паперть соборного храма, устроены новые ступени из гранитного камня, покрыт линолеумом пол в алтаре. Больничный корпус реконструировали в двухэтажный. Отремонтировали корпус для девиц из духовного сословия и церковноприходской школы. К настоятельному корпусу пристроили новую деревянную келлию для игумении и переделали кухню для сестер-послушниц.
       Теперь с западной стороны монастырь окружали скотный двор, каретный и сенной сараи, деревянный дом для сестер-скотниц и помещение для наемных служителей.
       Но самой большой постройкой монастыря был каменный храм в честь Воскресения Христова. В храме предполагалось устроить приделы во имя Святителя и Чудотворца Николая и святителя Московского Алексия, во имя святой Анны Кашинской и святой мученицы царицы Александры.
       Храм возводился в честь 300-летия Дома Романовых и к 1914 году был построен. В нем было проведено центральное отопление. Рядом с храмом поставили часовню. Устроили новую, каменную, с полукруглыми арками ограду, с воротами между часовней и Воскресенским собором. Рядом с часовней располагалось монастырское кладбище, где хоронили монахинь и слободских жителей. Когда кладбище было закрыто, власти разрешили открыть при монастыре новое кладбище, за юго-восточной оградой обители, при храме Святителя Николая.
       Обитель имела обширное хозяйство. На огородах выращивали картофель, капусту, морковь, свеклу и другие овощи. На скотном дворе держали коров и лошадей. Ими занимались сестры-скотницы, у которых было на то послушание. Доход обители приносила и сдача в аренду монастырских земель.

* * *

       Грянуло революционное лихолетье. Монастыри и храмы закрывались один за другим, и к 1930 году в Тверской епархии не было уже ни одной монашеской обители. Сестрам Христорождественского монастыря приказали освободить помещения для заселения в него работниц текстильных фабрик. На долгие годы прервана была на этом святом месте молитва.
       Празднование 1000-летия Крещения Руси стало поворотным событием в истории Русской Церкви. Началось возрождение церковной жизни, стали восстанавливаться порушенные храмы и обители. 1 апреля 1999 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение возобновить монашескую жизнь в Христорождественском монастыре.
       В советский период в Троицком храме размещалась библиотека. Теперь же храм отремонтировали, покрыли новым железом, установили на куполе крест. В нем совершается Таинство Крещения, после которого новопосвященные идут в Воскресенский собор для принятия Святых Христовых Таин. Воскресенский собор возвратили Церкви в 1988 году. До этого его здание использовали как склад строительных материалов. В 1992 году его отремонтировали и освятили.
       Настоятельницей обители, с возложением наперсного креста, была назначена монахиня Лариса (Лобанова) из Екатерининского Тверского монастыря. 16 августа 1999 года она принимала главный храм обители - Христорождественский собор, который освобождало занимавшее его здание спортивное общество "Спартак". Храм был страшно изуродован. В 1950-х годах, чтобы сделать там раздевалки и душевые, в нем создали искусственный нижний цокольный этаж, для чего прорубили окна и на полтора метра подняли полы. В этом-то цокольном этаже и пришлось почти три года прожить первым насельницам.
       Кроме храма, монастырю ничего не возвратили. Во всем комплексе его зданий для настоятельницы не нашлось даже комнаты. Все монастырские келлии, ранее принадлежавшие обители, были заняты квартиросъемщиками. Пришлось переоборудовать подвал и поселиться там.
       Вместе с матушкой Ларисой в обитель пришла и первая послушница - Екатерина, которая стала помощницей настоятельницы в трудах по восстановлению обители. Чтобы как можно скорее возобновить в соборе богослужения, при помощи богомольцев убрали из храма мусор, вымыли полы, окна и приступили к возведению иконостаса.
       И вот, 7 января 2000 года, в престольный храмовый праздник, к радости пришедших в тот день богомольцев, совершили первую Божественную литургию.
       Возле алтарной стены Христорождественского храма установили деревянный крест с надписью "Слава Господи Кресту Твоему Честному и Святому Воскресению". Крест был воздвигнут и освящен в 1999 году в честь крестного хода, проходившего по рекам Волге - Днепру - Западной Двине и был посвящен 2000-летию Рождества Христова.
       Немало трудностей пережили насельницы обители после возобновления монашеской жизни в Христорождественском монастыре. Необходимы были средства для дальнейшей реставрации монастыря.
       Многие проблемы разрешились с появлением своего священника. Началось регулярное совершение Божественной литургии, люди стали исповедоваться, причащаться, подавать записочки, ставить свечи.
       Казалось бы, все нормализуется, поток богомольцев постепенно увеличивается. Что еще необходимо человеку, посвятившему себя Господу? Но ему нужна скромная келлия - место, где нет плесени и сырости, где можно спокойно помолиться.
       Пламенные молитвы сестер были услышаны. Весной 2003 года монахини переехали на второй этаж келейного трапезного корпуса, где им предоставили пятикомнатную квартиру. Однако трапезная, столярная мастерская и архиерейская библиотека все еще остаются в подвале. Со временем сестры надеются получить и другие помещения в келейном корпусе. Тогда можно будет восстановить Христорождественский храм, вернуть ему первоначальный вид.
       По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в Ушаковских горках (в 76 километрах от Твери) было организовано подворье с Никольским храмом. Там построили домик. Собираются посадить плодовые деревья, картофель и другие овощи. В планах сестер - организовать подсобное хозяйство (завести коров, кур, коз).
       В настоящее время монастырь стоит как на юру: нет ограды, машины свободно разъезжают по всей территории. Городская суетная жизнь подступает к обители со всех сторон.
       Планов на будущее у насельниц много - необходимо жилье для монахинь, нужно восстановить ограду и тем самым обозначить территорию монастыря, хочется восстановить колокольню. Архитектор Г. П. Лебедева уже выполнила проект восстановления колокольни, но все упирается в недостаток средств.
       В Твери сегодня около восемнадцати храмов, и к сожалению, у епархии нет средств, чтобы всем помочь. Предприятий здесь мало, благотворителей тоже нет. Большую помощь Христорождественскому монастырю оказывает Комитет по охране памятников. Благодаря его руководителю Т. Н. Тумановой были выделены деньги на новую оцинкованную крышу для храма. Прежняя пришла в полную негодность, стала протекать. Также обещано содействие в реставрации нового фасада, после чего начнется внутренняя отделка храма.
       Сейчас в монастыре десять насельниц. Среди них монахини, инокини и послушницы. Все выполняют различные послушания, необходимые для восстановления монастыря. Благодаря неустанным трудам сестер и попечению о своей пастве архиепископа Тверского и Кашинского Виктора возрождение монашеской жизни в Христорождественском монастыре продолжается.

А. ДРОЗДОВ

Для желающих помочь возрождению обители сообщаем ее банковские реквизиты:
ИНН 6904031170
Православный Христорождественский женский монастырь
р/с 40703810563070100290
в Тверском ОСБ 8607
г. Тверь
к/с 30101810700000000679
БИК 042809679

Надвратная Спасская церковь


Больничная Троицкая церковь

Воскресенский собор


Христорождественский собор