ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
03-2004

ПРОПОВЕДЬ

Поучение

Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Мф. 5, 4

       Блажени плачущии... - эти два слова, казалось бы, несовместимы: кто видел когда блаженство в плаче? По нашим мирским понятиям, если человек плачет, значит, он страдает, мучится; о блаженстве тут и речи нет, и быть не может, разве только тогда, когда совсем высохнут слезы, когда горе пройдет безвозвратно.
       Однако слова Евангелия, слова нашего Божественного Учителя, неложны. Раз он сказал: Блажени плачущии, значит, так и есть. Но какие плачущии?
       Плачут люди о разном. Иные льют горькие слезы, расставаясь с близкими, хороня, например, дорогого покойника; иные плачут от тяжести нагрянувшей беды; иные плачут слезами сострадания к беде другого. А кто и во хмелю пьяными слезами плачет, сам не зная о чем, только потому, что излишек выпитого вина отнял у него разум. А иной плачет в бессильной злобе, когда чувствует, что у него отнята возможность хитро и жестоко отомстить заклятому врагу своему.
       Плач плачу рознь, но и простец поймет, что не мог Христос сказать Блажени плачущии про тех, которые плачут злобными или пьяными слезами.
       По толкованию святых отцов Церкви, блаженными назвал Господь тех плачущих, которые плачут, и притом постоянно, о грехах своих, плачут о том, что оскорбили Господа Бога, и это о них сказано, что они утешатся.
       Правда, мы видим, что люди в жизни утешаются так или иначе, забывая, например, постепенно дорогого покойника, видя прекращение милостью Божией беды.
       Слезы человека нетрезвого проходят вместе с его опьянением. Злобный утешится, когда все-таки сумет отомстить или же адскую злобу свою перенесет на другого, которому отомстить легче. Все это, конечно, не то, что разумел Спаситель под словом утешатся.
       Утешатся в Божественных устах означает уничтожение плача и скорби навеки, замену их вечным небесным ликованием, вечной радостью, сладостным покоем. Утешатся означает то, что Бог отрет всякую слезу от очей их, что они будут водворены в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание.
       И здесь еще, на скорбной нашей земле, утешатся те воистину блаженные люди, о которых говорит Господь, утешатся особенным, иногда посылаемым от Бога чувством тишины, покоя, радости, мира с Богом, людьми и с совестью своей, утешатся предвкушением вечной радости Царства Небесного. О чем и сказано в другом месте Евангелия: возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16, 22).
       Но кому сия радость, кому сие Божественное утешение? Только тем, которые плачут о грехах своих.
       Будем же непрестанно плакать о грехах своих, потому что только плачем о грехах добывается Божественная радость, почему и плач о грехах называют святые отцы радостотворным.
       Как же можно непрестанно плакать, спросите вы, это невозможно и по свойствам нашего телесного состава, и по условиям нашей жизни, труда, домашней обстановки. Ведь поистине все остановится, нарушится весь естественный порядок жизни, если каждый из нас будет непрерывно плакать.
       Мы верные дети Церкви Христовой, поэтому при всяком недоумении нашем должны мы обращаться к вселенскому голосу ее отцов и учителей, и блаженны мы, если не оставляем этого доброго и единственно спасительного обыкновения.
       Спросим же у отцов Церкви, что они разумеют под выражением своим радостотворный плач?
       Плач этот, по их толкованию, не есть непрестанное излияние слез, которое было бы и невозможным, потому что постоянное беспрерывное выделение слез, какое бывает, например, при действии слезоточивого газа, причиняет человеку довольно скорую смерть. Да ведь и слезы-то не составляют всего плача, а являются только одним из признаков его, и не слезами начинается плач, а особой какой-то горечью, скопляющейся внутри. Многие из вас видели, наверное, как некоторые плачут над покойником без слез. Это страшная вещь, и многие стараются у такого человека вызвать слезы, а с ними и облегчение его неописуемого горя.
       Так вот и мы должны поступать, горько оплакивая своего мертвеца, то есть нашу бедную душу, умерщвленную многими непотребными нашими грехами. Этот плач может совершаться и без слез, не всегда они изливаются, не всегда они и полезны, но некоторые неразумные бедные люди, по словам Георгия Затворника, как змея из росы, приготавливают из своих слез самим себе губительнейшую отраву, так как гордость охватывает их неутвержденные сердца и заставляет их надмеваться над братьями, у которых глаза сухи.
       Другие же, воистину блаженные братья наши, помня заповедь Христа о молитве втайне, и слезы покаяния льют втайне, а при людях, по наставлениям святых отцов, имеют вид веселый и очи совершенно лишенные слез.
       Радостный плач есть постоянное смирение и сокрушение сердца грешника пред Богом, ибо сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Радостотворный плач есть правильный взгляд человека на себя, на свою постоянную греховность, коей оскорбляем мы ежечасно, ежеминутно Спасителя своего.
       Как нам не плакать, не сокрушаться, когда мы столько грешим, ведь "нет человека, который поживет и не согрешит, если даже один день жития его на земли". А "всякий грех есть преступление". А всякое преступление должно получить по законам Божия правосудия праведное мздовоздаяние, страшную Божию кару, если не будет снято в Таинстве Покаяния. Но и Таинство Покаяния немыслимо, и оно бывает даже в суд и во осуждение, если не сопутствуется плачем, сокрушением о грехах, ненавистью ко греху, твердым, непреклонным намерением исправиться и остаток дней пожить богоугодно.
       Пал Давид, но как плакал! Плач его в псалме Помилуй мя, Боже доселе трогает, умиляет, приводит нас в спасительную скорбь и дает нам таинственную Божественную радость надежды на восстановление союза с Богом и принятие Им наших жертвоприношений.
       Смалодушествовал Апостол Петр, сказал: Не знаю Человека Сего (Мк. 14, 71). Но как запел петух и взглянул на него Учитель, он, как сказано в Евангелии от Марка, начал плакать (Мк. 14, 72). Это значит, что с той поры ни одно пение петухов не пропускал он без покаянного плача, так что глаза его всегда были красны от слез, а от глаз шли невольно образовавшиеся на лице его ложбины, по которым стекали слезы во множестве во все дни жизни его.
       Осудил однажды пустынник, великий постник, брата своего, сказав: "нехорошо он сделал". Но вдруг после того приносит Ангел душу осужденного им, в то время умершего, и говорит: "Поелику ты судия живых и мертвых, скажи, что повелишь ты о смиренной этой душе: поместишь ли ты ее в рай или отправишь в вечные муки?" Вразумленный таким видением, старец всю последующую жизнь плакал, и только пред его кончиною Ангел возвестил ему о прощении греха.
       Что же мы, почему в нас нет такого сокрушения о грехах, такого плача? Ужели мы больше великого псалмопевца Давида, первоверховного Апостола Петра или того пустынника, получившего еще при жизни дар чудотворения?
       Воистину, не больше, это всякому, даже очень гордому, ясно.
       Или грехи наши меньше? И этого не может быть. Не все прелюбодействовали, не все убивали, не все отрекались от Бога, но кто был свободен от нечистых взглядов, прикосновений, слов, помыслов, кто не гневался на ближнего, кто не оскорблял его, кто не испытывал ложного стыда, страха, стеснения, когда приходилось открывать людям свое христианское звание? Кто из нас свободен от греха осуждения ближнего, а это великое оскорбление Богу, который является Единым Судией живых и мертвых.
       Потому у нас нет плача, что мы в ослеплении, мы не видим того ужаса, того кошмара настоящей, наипаче же будущей загробной жизни, в который сами себя ставим своими грехами. Если бы увидели, то невольно слезы покатились бы из глаз наших, горькие неутешные слезы, и сокрушение сердца стало бы стихией всего нашего внутреннего существа.
       Мы, увы, в большинстве своем, подобны тому человеку, которому сказаны в Откровении грозные слова: ...ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды", а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью (коллурием) помажь глаза твои, чтобы видеть (Откр. 3, 17-18).
       А коллурий, или глазная мазь, означает, по толкованию святых отцов, те самые покаянные слезы, плачущие которыми наследуют блаженство. Белая одежда - одежда Крещения, которая хотя и загрязняется грехами нашими, но после многого покаяния и сокрушения о грехах в Таинстве Покаяния получает всякий раз первоначальную свою белизну.
       Будем же просить у Господа, чтобы послал нам неизреченно спасительный дар, сподобил бы нас сделаться плачущими о грехах своих. Покаянные слезы, как та таинственная глазная мазь, тот коллурий, просветят наши духовные очи, мы еще яснее усматривать будем грехи свои, еще более их оплакивать, и этим все более просветляться и очищаться, пока помощью Божией и неизреченной Его милостью не достигнем того блаженного состояния, о котором сказал Господь: Блаженни плачущие, яко тии утешатся. Аминь.

Протоиерей Анатолий ПРАВДОЛЮБОВ († 1981)