ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
03-2004

ПРОПОВЕДЬ

Поучение

Печаль, яже по Бозе, покаяние
нераскаянное во спасение соделовает,
а сего мира печаль - смерть соделовает.
2 Кор. 7, 10

       Так говорит святой Апостол, поучая нас, что покаяние покаянию рознь, равно как и печаль печали рознь. Правильное покаяние соделывает спасение, правильная печаль дает Вечную жизнь. Равно и неправильное покаяние приводит к вечной гибели, печаль хотя и сильная, но не Божественная, а печаль мира сего соделывают смерть. Как в мире духовном и в мире греховном, чувственном, все друг другу противоположно!
       Одно и то же чувство у человека - печаль, но если печаль простирается в мире чувственном, греховном, она гибельна, как бы ни была сильна, и чем такая печаль сильнее, тем она гибельнее. Та же печаль, но печаль яже по Бозе, печаль духовная - соделывает спасение, несмотря на свою глубину и даже это лучше, что она глубокая, ибо чем глубже она, тем спасение ближе, действеннее в душе человека.
       Какое же покаяние гибельно и какое спасительно? Какая печаль, хотя бы и о грехах, все-таки не спасает и какая непременно спасет?
       Не всегда достаточно покаяться, то есть сознать свою вину. Иуда искренно раскаялся, без всякого оправдания обвинил себя и, несмотря на свое сребролюбие, бросил сребреники в храме, возгнушавшись ими как ценой вероломного предательства своего. Раскаяние его простерлось даже до того, что он смело объявил первосвященникам и книжникам: Согрешил я, предав кровь невинную (Мф. 27, 4). Однако на том вышел, пошел и удавился; и так навеки несчастный, упрочил за собой название сына погибели.
       Так и ныне некоторые поддаются нашептыванию врага рода человеческого, который, будучи разозлен целым потоком покаянных чувств, изливающимся из сердца пришедшего в себя грешника, стремится во что бы то ни стало направить этот поток по заранее приготовленному им адскому руслу уныния и отчаяния. И бедный грешник говорит, как будто из своих соображений, а на самом деле под диктовку сатаны: "Грешник я величайший, такой окаянный, что нет мне ни на этом, ни на том свете прощения, таким грехам, в каких оказался я, и прощения никакого быть не может".
       Опомнись, бедная душа! Покаяние твое сильно, ты сознаешь свои грехи во всей их тяжести. Это необходимо, это прекрасно, но дальше не ступай, удержи ноги свои, шагнувшие уже на адскую стезю отчаяния, безнадежия. Теперь вспомни о том, что неизмерима милость Господня, необъятна его всепрощающая любовь, что нет греха, побеждающего Его милосердие, что твой грех давно уже омыт бесценной Кровью Спасителя, ибо Он не хочет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. Вспомни также, что если ты откроешь грех духовнику, то он властью Божией, ему данной, простит и разрешит тебя от него и от всех грехов твоих и не вспомянутся уже они нигде никогда, так как с того момента будут совершенно изглажены из книги твоих деяний.
       Но вернемся к словам Апостола, который хочет остановить наше внимание на другом печальном явлении, а именно, на отсутствии во многих из нас "покаяния нераскаянного, которое устрояет в сердце человека печаль яже по Бозе".
       Покаяние нераскаянное - это такое покаяние, которое, однажды объяв душу человека, уже не отступает от него, постоянно держит его в спасительной печали о грехах. Покаяние нераскаянное есть покаяние неизменное и в том смысле, что человек никогда не осуждает себя за свою покаянную печаль, за свое сокрушение и смирение сердца.
       Если человек по наущению сатаны после хорошего сильного покаяния вдруг меняет настроение и говорит: "Ну, стоило ли мне так убиваться? Что уж, неужели так тяжки мои грехи, чтобы мне о них было необходимо непрестанно плакать, ведь люди не меньше меня грешат, а посмотришь, живут весело, покойно, имеют развлечения, нервы себе не портят, живут в свое удовольствие". Если эти слова, внушенные сатаной, бедный человек повторяет как слова собственного убеждения, он показывает тогда, что разочарован в добром спасительном деле искреннего и сильного своего покаяния. Выходит, что он раскаялся в том, что покаялся.
       Чтобы этого не было, надо усилиями доброй воли сохранять всегда в себе печаль яже по Бозе, то есть тот блаженный радостотворный плач, о котором вы уже слышали ранее. Блаженни плачущии, яко тии утешатся, потому что они на верном пути ко спасению, потому что этим плачем, этой печалью по Бозе соделывается в их душе покаяние нераскаянное, то есть неизменное, которому они радуются и которое никогда не считают за свою жизненную ошибку.
       А сего мира печаль смерть соделовает. Люди эти никогда не будут иметь случая, жалеть о том, что земную жизнь свою, как блаженные рабы Божии, они провели в печали яже по Бозе, в покаянии нераскаянном.
       Правда, это настроение не дает Христову человеку безумно веселиться греховным мирским весельем, в котором пребывают сыны века сего; и на каждом из таковых Божиих людей исполнится слово Господа: В мире скорбни будете (Ин. 16, 33), вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется (Ин. 16, 20).
       Но это временно. Мужайтесь, - говорит Господь, - Я победил мир (Ин. 16, 33). Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16, 22).
       Придет то время полной, окончательной вечной радости для Божиих людей, Господь отрет всякую слезу с очей их, водворит в своих селениях вечного радования, откуда "отбежит всякая болезнь, печаль и воздыхание". И сие буди, буди с каждым из нас. Аминь.

Протоиерей Анатолий ПРАВДОЛЮБОВ († 1981)