|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 05-2004 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Вознесенская Давидова пустынь
Вознесенская Давидова пустынь была основана в 1515 году преподобным Давидом Серпуховским, учеником преподобного Пафнутия Боровского. Она находится в 60 километрах от Москвы и в 23 километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Монастырь расположен на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку.
По преданию, преподобный Давид происходил из рода князей Вяземских и в миру носил имя Даниил. Время и место его рождения неизвестны. Имея чуть более двадцати лет отроду, он оставил мир и удалился в Богородице-Рождественский Пафнутиев Боровский монастырь.
Преподобный Пафнутий был учеником преподобного Никиты, третьего настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря, который был сродником и учеником Преподобного Сергия Радонежского. Таким образом, преподобный Пафнутий был продолжателем заветов Игумена Земли Русской и деятельным представителем его иноческой школы. Даниил поступил в Боровскую обитель еще при жизни преподобного Пафнутия, который учил братию не только словом, но в первую очередь своим примером.
Устройство монастыря было общежительным. Как писал преподобный Иосиф Волоцкий, ученик преподобного Пафнутия, монахи видели его "труды и злострадания, подвиги же и посты, и худость ризную, твердую к Богу веру и любовь, и еже к Пречистой Богородице известную надежду, Ея же и всегда имеяше упование в уме во устех языку пищу. Сего ради и благодати Божия сподобися, еже хотящая быта прозирати и сердечные тайные помыслы братии поведати, еще же и болезни исцеляти, и вся убо, елика прошаше от Господа Бога и Пречистыя Богородицы, приимаше, и бяше во истину далече от человек [нынешнего] века всеми обычаями. Бяше же щедр и милостив, егда подобает; жесток же и напрасен [резок], егда потреба". Этим примером и богомудрыми советами руководствовался Давид в прохождении жития иноческого. Видя ревность и усердие своего послушника, преподобный Пафнутий совершил над ним монашеский постриг и нарек Давидом в честь преподобного Давида Солунского, святого отшельника, жившего в VI веке.
Вместе с преподобным Давидом в монастыре подвизался преподобный Иосиф Волоцкий, пришедший в монастырь раньше него. Семнадцать лет он прожил с преподобным Пафнутием в одной келлии и был его ближайшим учеником. Перед своей кончиной преподобный Пафнутий просил преподобного Иосифа быть его преемником в управлении обителью. После смерти преподобного Пафнутия он был игуменом монастыря в течение двух лет, до 1479 года. Он намеревался ввести в Боровском монастыре общежительный устав, но братия воспротивилась его начинанию, и преподобный Иосиф тайно удалился из обители, отправившись под видом простого монаха осматривать другие монастыри, чтобы на основании увиденного создать свой устав монастырской жизни. Вернувшись в Боровский монастырь, преподобный Иосиф решил в нем не оставаться. С семью преданными ему монахами он ушел в Волоколамские леса и там основал свой монастырь. Духовную связь с преподобным Иосифом преподобный Давид сохранял до самой его кончины.
В Пафнутиевом монастыре преподобный Давид подвизался сорок лет. В 1515 году он удалился из монастыря и основал свою обитель. Во владениях князя Стародубского, на берегу реки Лопасни, в древней Хутынской волости, он поставил келлии, возвел деревянный храм в честь Вознесения Господня с приделами в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая, с трапезою. С преподобным были еще два монаха и два послушника.
15 августа 1515 года, незадолго до своей кончины, обитель посетил преподобный Иосиф. Он трапезовал с преподобным Давидом и братией и беседовал с ними. Преподав свое благословение новой обители, преподобный Иосиф удалился в свой монастырь, где и преставился 9 сентября (ст. ст.) того же года.
Об основании пустыни в монастырском синодике 1602 года сделана следующая запись: "В лета 7023 при державе царства Российского Государя и Великого князя Василия Иоанновича Московского и всея Руси, при священном архиепископе Варлааме, митрополите Московском и всея Руси, прииде в сию пустынь старец преподобный отец наш игумен Давид со двумя старцами и двумя простыми мужи мая в 31 день. А Хатунь была всеми волостями и со уездом за князем Василием Семеновичем Стародубским. И яко же пришед и вселися на святое место се, и постави церковь во имя боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в приделе поставив церковь Пресвятыя Владычицы нашее Богородицы и Приснодевы Мариям, честнаго и славнаго Ея Успения, а с трапезою постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы Чудотворца, и созда обитель, и постави келии, и созва братию. И преставися преподобный Давид игумен в лета 7037, сентября в 19 день, на память святаго великомученика Еоустафия и иже с ним".
Четырнадцать лет преподобный был игуменом созданной им обители, подвизавшись в иночестве более пятидесяти лет. Преставился он 19 сентября 1529 года и был погребен в основанной им пустыни. Над могилой преподобного была поставлена часовня в честь иконы Божией Матери "Знамение".
Через 75 лет после его кончины, в синодике 1602 года, он именуется преподобным, а в документах 1657 года назван чудотворцем. Сохранилось несколько описаний чудес преподобного.
Преподобный Давид явился одной серпуховской купчихе, страдавшей трудными родами, и обещал исцеление, если она посетит его обитель и отслужит на его гробе панихиду. По благополучном разрешении от бремени благодарная женщина была в пустыни и рассказывала служившим панихиду о дивном явлении ей преподобного.
В конце 50-х годов XIX века исцелился от расслабления один крестьянин Подольского уезда. Семь лет страдая от своего недуга, он не мог без посторонней помощи ни двинуться, ни даже приподняться. Ему явился преподобный Давид - высокий, седой старец в монашеском одеянии, с посохом в руках, и приказал идти в Давидову пустынь отслужить по нему панихиду, обещая исцелить от болезни. "Батюшка, - сказал крестьянин, - с радостью пошел бы, но не только идти, а и приподняться не могу, да и не знаю, где эта пустынь". Старец ударил его жезлом по ногам, велел идти в Подольск и стал невидим. Тут крестьянин почувствовал возможность двигать членами, хотя на ноги встать не мог, и решил идти по повелению, о чем и объявил домашним. Несмотря на уговоры сына и других родных отложить это намерение, он стал собираться в путь. Приготовили костыли. Сын проводил его до деревенской околицы, все расстояние до которой он полз с великим трудом. Тут сделалось что-то такое, как будто его прострелило, и он почувствовал, что силы его крепнут, попробовал встать на ноги и с помощью костылей пошел, хотя еле-еле. Чем дальше шел, тем силы его все больше укреплялись. Под Подольском добрые люди рассказали, как найти дорогу в пустынь.
Одной дворянке из Подольского уезда явился преподобный Давид и сказал: "Что ко мне не побываешь?" Явившийся стал невидим, а девица недоумевала, кто бы это мог быть. Вскоре ей пришлось быть в Москве и зайти в часовню Спасителя, принадлежавшую Давидовой пустыни. Увидав там печатное изображение преподобного Давида, она узнала в нем явившегося и стала спрашивать, чье это изображение. Когда ей было сказано служащими при часовне, что это изображение основателя Давидовой пустыни преподобного Давида, она рассказала о явлении ей, узнала, как добраться до пустыни, и вскоре же приехала в монастырь, где, отслужив панихиду, рассказала о бывшем ей явлении.* * *
Обитель преподобного Давида была известна русским царям и членам их семейств, которые не оставляли ее своими милостями. При царе Иоанне Васильевиче Грозном была начата постройка каменного храма в честь Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы - как говорит летопись: "а строение было государево". Он же дал пустыни свою тарханную (освобождающую от торговых пошлин) грамоту "на вотчину и на рыбные ловли и на всякие угодья". В 1619 году при разграблении монастыря литовцами и черкесами (может быть, черкасами - так в России в XVIII веке называли малороссиян. - Прим. авт.), стоявшими в монастыре, эта грамота пропала.
В 1657 году на территории монастыря находились деревянная церковь Вознесения Господня с двумя престолами в приделах в честь Успения Божией Матери и во имя Святителя Николая, каменная недостроенная церковь в честь Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, деревянная часовня, в которой под спудом почивали мощи преподобного Давида, и деревянная колокольня.
Начатое при Иоанне Грозном строительство храма долгое время оставалось незаконченным. Патриарх Иоаким повелел разобрать эту постройку и на том же месте построить новую каменную церковь Вознесения Господня с приделами в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя Святителя и Чудотворца Николая с теплой трапезой. В 1682 году был выдан антиминс к освящению новопостроенной церкви.
В 1732-1740 годах над гробом преподобного Давида была поставлена каменная колокольня вместо существовавшей ранее деревянной часовни. В 1740 году усердием жены статского советника Михаила Бобрищева-Пушкина Анастасии Васильевны под колокольней была устроена церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы "Знамение".
До конца XVIII века Давидова пустынь имела небольшое количество вотчин, приносивших ей незначительный доход, и всегда нуждалась в средствах для содержания братии и поддержания в порядке своих храмов и прочих зданий. О положении Давидовой пустыни в первой половине XVIII века свидетельствует состояние одного из ее храмов - Успенского: при его описании в 1732 году отмечалось, что глава развалилась, своды разрушились, полы опали и сгнили, совершать богослужение в нем невозможно.
Из-за бедности пустыни в XVII-XVIII веках в ней было мало братии: в 1657 году в ней значились казначей, два иеромонаха, пять "рядовых старцев", четыре работника, конюх, хлебник и церковный дьячок. При игумене Филарете (1736- 1739) в обители были два иеромонаха, один диакон и три послушника.
В 1657 году по указу Святейшего Патриарха Никона Давидова пустынь была приписана к новопостроенному Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю, из ведения которого она была исключена в 1667 году по указу царя Алексея Михайловича. В 1712 году обитель была приписана к Чудову монастырю, а в 1721 году, по определению Святейшего Синода от 28 апреля, - к Московскому Златоустовскому. Все земли и скот пустыни, а также доход от часовни у Арбатских ворот поступали в пользу Златоустовского монастыря. В 1724 году по определению Духовной Дикастерии(предшествовавшей Духовной Консистории. - Прим. ред.) была взята в монастырь ризница пустыни. Все это принесло пустыни лишь напрасное разорение, на что и было обращено внимание Святейшего Синода.
В 1727 году Святейший Синод рассуждал о положении Давидовой пустыни и усмотрел, что ей "ввиду ее строений и немалого числа крестьянских дворов можно особно быть, а не в приписке". 13 января было постановлено: "Давидову пустынь от Златоустовского монастыря отрешить и быть ей особо по-прежнему и монахов перевесть пока в тое пустыню, так же взять из оной церковную утварь, хлеб, скот, и прочее, что ныне тамошнего есть на лицо, в тое пустыню возвратить и определить в ней игумена из духовных персон, человека доброжительного и искусного, кого пристойно, и братию по силе Духовного Регламента, чтобы было не менее 30 человек, собрать и держать, как святые правила повелевают неотменно".
При игумене Савватии (1653-1657) был издан указ о сохранении липовой рощи, посаженой самим преподобным Давидом. По преданию, преподобный Давид выкапывал липы в лесу и, принося их в монастырь, сажал вверх корнями, дабы показать местному населению силу молитвы к Богу и Пречистой Его Матери. И по молитвам преподобного Давида деревья благополучно приживались. Иноки обители, сажая новые деревья, сохраняли эту традицию вплоть до закрытия монастыря в 1930-е годы.
В Москве в 1664-1699 годах пустынь имела подворье на Ордынке. В 1691 году ей было выделено место под часовню у Арбатских ворот. Часовня существовала до 1841 года. Позже здесь находился двор монастырского подворья.
В 1760 году игумен Гедеон, прося митрополита Московского о выдаче сборной книги, писал: "Давыдова пустынь ныне пришла в немалую ветхость, как на святых церквах и келиях кровли и монастырские оградные стены все обветшало и во многих местах обвалилось, а возобновить и построить нечем, понеже во оную Давыдову пустынь денежных доходов ниоткуда никаких не происходит, а от доброхотных подателей и то, что пожелает подать, в той пустыни сборной книги не имеется". По резолюции от 23 декабря 1760 года было велено дать книгу "на испрошение милостыни" на шесть лет.
В результате реформы 1764 года Давидова пустынь была причислена к заштатным монастырям, лишилась своих деревень и пустошей и была оставлена на своем содержании. Однако уже на следующий год ее положение значительно улучшилось: по указу Консистории от 17 марта 1765 года к Давидовой пустыни была приписана часовня у Москворецких ворот, принадлежавшая упраздненной Морчуговской пустыни. Это произошло при архимандрите Паисии. В часовне находилась древнейшая в России чудотворная икона Всемилостивого Спаса, которая среди православных святынь, находившихся за пределами кремлевских стен, была второй по почитанию ее православным народом после Иверской иконы Божией Матери в Иверской часовне. После революции этот образ бесследно исчез.
Тогда же к пустыни была приписана часовня, находившаяся у Калужской заставы и принадлежавшая упраздненному Андреевскому монастырю. Так было положено начало самостоятельности монастыря и обеспечению его средствами на будущее время.
При игумене Филарете (1732-1740) уже упоминавшаяся церковь Успения Божией Матери над каменными святыми вратами была разобрана и построена вновь над теми же вратами. Тогда же была построена Знаменская церковь со звонницей во втором этаже.
К концу XVIII века Давидова пустынь стала приходить в упадок. Некоторые из ее настоятелей были одновременно наместниками Чудова монастыря или же исполняли различные поручения епархиального начальства, не жили во вверенной их попечению обители и не могли должным образом заботиться о ее благосостоянии.* * *
Вероятнее всего, изначально Давидова пустынь была общежительным монастырем, так как преподобный Давид сам вышел из общежительного Пафнутиевого монастыря. Но уже в начале XVII века она не была общежительной.
В 1792 году, вследствие жалоб на строителя пустыни иеромонаха Иакинфа, митрополит Московский Платон заметил в пустыни "расстройство, а в строителе малое старание или способность, так что служить некому", вследствие чего решил ввести в пустыни общежитие. Это дело было поручено настоятелю Николо-Пешношского монастыря иеромонаху Макарию, известному своей строгой подвижнической жизнью. Митрополит Платон питал к отцу Макарию любовь и доверие и поручал ему многие обители: он восстановил восемь обителей, в том числе и Давидову.
26 сентября 1798 года митрополит Московский Платон сделал следующее распоряжение: "От Консистории предписать Пешношскому строителю Макарию, чтобы он в Давидовой пустыни завел такое же общежитие, какое в Оптином монастыре, а на каком основании, о том бы нам представил". Оптинский старец Макарий направил в Давидову пустынь для этой цели бывшего строителя Оптиной пустыни иеромонаха Иосифа и в помощь ему иеромонаха Серафима и еще семь человек из братии. Отец Иосиф, прибыв в Давидову пустынь, принял все имущество по описи, причем многие вещи оказались в крайне ветхом состоянии. С весны следующего года новые насельники приступили к возобновлению пустыни, ее зданий, церквей и ризницы и завели новый порядок богослужения и общего жития.
С введением общежития число братии увеличилось. В 1812 году в обители состояли строитель-иеромонах, два иеромонаха, два иеродиакона, два монаха, одиннадцать послушников. Среди братии всегда были люди, украшенные высокими христианскими добродетелями. Например, монах Алексий, служивший на кухне, отличался смирением и обладал даром прозорливости. Он предсказал конец Севастопольской войны. Такое же смирение имел и монах Алипий, также служивший на кухне. Достоин упоминания юродивый Сергий, келейник архимандрита Иоанникия.
Большим уважением у мирян и духовных лиц Московской епархии пользовался современник митрополита Московского Филарета игумен Паисий (в миру Петр Иванович Соколов, 1843-1854). Некоторые его письма и автобиография, а также письма к нему игумении Марии (Тучковой), основательницы Спасо-Бородинского монастыря, были опубликованы в "Московских Епархиальных ведомостях" за 1875-1877 годы, а затем напечатаны отдельной книгой под названием "Жизнь". Это был образец проповеди высокой духовности и истинного смирения. В Давидовой пустыни игумен Паисий оставил о себе память как о деятельнейшем и попечительнейшем настоятеле.
В 1804 году при игумене Арсении обветшавшую церковь Святителя Николая, стоявшую рядом с Вознесенским собором, разобрали и построили вновь, отступя от собора, с братской трапезой и кухней внизу.
В XIX веке наступил расцвет Давидовой пустыни: она благоустраивалась и благоукрашалась, воздвигались новые постройки, старые здания исправлялись. Так, в соборном храме Вознесения Господня при игумене Иоанникии (1816-1832) был устроен новый иконостас.
В 1833 году игумен Геннадий докладывал митрополиту Московскому Филарету о том, что в соборной церкви вместо ветхого устроен новый - вызолоченный иконостас. В 1885 году церковь была расписана стенным живописным письмом с исправлением и перезолотою двух клиросов, откосы были сделаны из накладного мрамора, а подоконники - из итальянского. В 1888 году был устроен новый мозаичный пол с амвоном и одной мраморной ступенью итальянского мрамора. В 1891 году вновь перекрыли пять глав и вызолотили их червонным золотом. Тогда же церковь была расписана масляными красками.
Знаменский храм при архимандрите Иосифе (1865-1884) был разобран до основания и на его месте построен храм большего размера. В нем поставили иконостас ясеневого дерева с прекрасными иконами.
Над местом погребения преподобного Давида усердием петроградского купца Николая Ивановича Котова была сооружена новая металлическая посеребренная рака с изображением преподобного Давида в серебряной ризе. Освящение вновь сооруженного храма совершалось 17 сентября 1870 года митрополитом Московским Иннокентием в сослужении архимандритов Николо-Угрешского Пимена и Перервинского Никодима. В 1886 году на храме возвели и позолотили новую, медную главу; в 1891 году его расписали масляными красками.
В Никольском храме при игумене Иоанникии на четырех местных иконах были сооружены серебряные ризы по 20 фунтов серебра каждая, усердием крестьянина Иоанна Добрякова. В 1848 году вся церковь была расписана. В 1885 году на Горнем месте поставили золоченый киот. От неизвестных благотворителей поступили пожертвования на устройство двух золоченых киота по 500 рублей и два - по 1000 рублей. В 1892 году сооружен новый иконостас.
При игумене Афанасии (1838-1843) старая колокольня была разобрана. Тогда же была начата заготовка материала для строительства новой колокольни. Было заготовлено 90 000 штук кирпича. Строение колокольни было совершено заботами настоятеля иеромонаха Паисия. К 1 августа 1845 года кладка колокольни была окончена. В 1848 году был отлит колокол в 205 пудов и устроены новые боевые часы. Створки ворот колокольни представляли собой огромную икону Вознесения Господня. Открывались они раз в году, на главный праздник обители, и назывались в народе Вознесенскими вратами. От колокольни до Вознесенского собора вела дорожка, выложенная мозаикой, как и сам храм Вознесения. Эта дорожка была цела до 1950-х годов.
В 1892 году, 29 марта, на заводе Самгина был отлит колокол в 700 пудов. Перед отливкой настоятелем пустыни был совершен молебен перед иконой Всемилостивого Спаса. 23 апреля колокол был доставлен в пустынь со станции Шарапова охота народом, во множестве собравшимся в обители по случаю воскресного дня. Колокол был украшен изображениями Спасителя, Божией Матери, Вознесения Господня, Успения Божией Матери, Святителя Николая, преподобного Иоанникия, мученика Валентина. Подняли колокол 3 мая.
Вместе с благоукрашением святых храмов поддерживались различные монастырские постройки. Так, при игумене Паисии западная ограда была перенесена на 50 сажен и построена угловая башня. В 1848 году были выстроены двухэтажный братский корпус на двадцать келлий и трехэтажная угловая башня. В 1853 году между Вознесенской и Никольской церквами была устроена ризница с библиотекой, где находилось до 500 книг.
При игумене Варлааме (1854-1865) была выстроена братская баня на реке Лопасне с нижним подземным ходом в нее из монастыря. В 1888 году был устроен кирпичный завод; в 1889 году - двухэтажная гостиница с шестнадцатью комнатами для богомольцев; в 1890 году - двухэтажный каменный странноприимный дом.
В 1891 году с юго-западной стороны положена монастырская ограда и возле нее устроен каменный одноэтажный флигель для престарелых заслуженных насельников. Кроме того, в монастыре в середине XIX века был заведен пчельник с особой системой ульев, которая на выставке пчеловодства была отмечена в 1867 году большой серебряной, а в 1868 году - большой золотой медалью.
В 1894 году попечением архимандрита Валентина была открыта мужская двухклассная церковноприходская школа, а в 1905 году - смешанная одноклассная.
1900 год был отмечен построением собора во имя Всемилостивого Спаса. 7 октября собор освятили митрополит Московский Владимир (Богоявленский) и епископ Серпуховский Анастасий. В 1913 году 16 июня митрополитом Московским Макарием (Невским) был освящен храм во имя Всех святых.
Приближаясь к началу пятого столетия своего существования, Давидова пустынь находилась в состоянии полного благоустройства во всех отношениях. В 1915 году в числе братии монастыря состояли настоятель (архимандрит), пятнадцать иеромонахов, семь иеродиаконов, двадцать пять монахов и около пятидесяти послушников. Число паломников было так велико, что предполагалось строительство узкоколейной железной дороги от станций Шарапова охота или Лопасня до Давидовой пустыни, так как считалось, что только москвичей будет проезжать по ней не менее миллиона в год.
В 1915 году обитель праздновала 400-летие со дня основания. Указом Святейшего Синода от 10 июня 1915 года Давидова пустынь возводилась в степень второклассного монастыря.
Настоятель Давидовой пустыни архимандрит Валентин, избранный строителем в 1893 году, запомнился местным жителям как рачительный и щедрый хозяин. Он был кормильцем и истинным отцом для всей братии и окрестного населения. Он строил церковноприходские школы (за что благодарные родители преподнесли ему золотой наперсный крест), заботился о благолепии храмов, раздавал щедрую милостыню, помогал нуждавшимся. Им был построен странноприимный дом. Он также назначал стипендии для преподавателей Духовных учебных заведений. Архимандрит Валентин отошел ко Господу в апреле 1916 года. После него настоятелем был назначен игумен Никон.* * *
После 1917 года монастырь разделил судьбу многих русских монастырей и храмов: его постигло разграбление, осквернение святынь, запустение и постепенное разрушение. В середине 1930-х годов, как рассказывают старожилы, монахам было приказано покинуть монастырь. Кто смог - ушел к родственникам и знакомым в близлежащие деревни, а оставшихся в одну ночь увезли на грузовиках в неизвестном направлении. Через две недели собрали и тех, кто ушел, и также ночью увезли.
В настоятельском корпусе разместился сельхозтехникум; в братских корпусах - общежития для учащихся, в храмах обители были оборудованы гаражи и склады. В Никольском храме был открыт поселковый клуб - очаг "новой культуры", где проводили антирелигиозные диспуты, показывали кино и устраивали танцы. В Успенском храме был спортивный зал, в храме Всех святых - столовая. На колокольне развевалось красное знамя.
Большое монастырское кладбище, на котором кроме монахов хоронили мирян (там были похоронены князья Оболенские, герой войны 1812 года генерал Дохтуров и другие) было в середине 1950-х годов уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на фундамент нового общежития техникума.
Была почти полностью разрушена ограда монастыря, уничтожены купола на Вознесенском, Никольском, Знаменском и Всехсвятском храмах.
Стиралось воспоминание о бывшем здесь ранее духовном делании. Новые власти внедряли "новую культуру", "новую духовность", заставляли людей забыть веру отцов, свои корни. Даже поселок, появившийся рядом с монастырем, был символически назван "Новый быт".
Но сегодня здесь и в самом деле рождается новый быт, основанный на забытых в недавнее время началах Православия. Медленно, но все же происходит воцерковление окрестных жителей. Хочется надеяться, что милостью Божией, предстательством Пресвятой Богородицы и молитвами преподобного Давида, трудами настоятеля и братии монастыря этот процесс будет продолжаться и далее.
В 1992 году жители поселка образовали православную общину, ей был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. Храм был по возможности приведен в порядок, и в нем стали совершаться молебны. Так начался трудный путь к возрождению Давидовой пустыни.
В 1995 году настоятелем обители был назначен иеромонах Герман (Хапугин), который с 1989 года был настоятелем Покровского храма, а затем старшим священником Покровского женского монастыря в Хотькове.
Прежде всего необходимо было приготовить храмы к совершению полного дневного круга богослужений, так как Божественная литургия еще не совершалась. Вместе с двумя молодыми послушниками настоятель начал работы по подготовке одного из храмов к совершению богослужений. Не все было гладко на пути к возвращению к нормальной литургической жизни, много препятствий чинилось со стороны некоторых местных руководителей.
О первых месяцах восстановления монастыря настоятель монастыря игумен Герман вспоминает так: "Когда мы пришли в монастырь, то столкнулись с множеством проблем: в монастыре жили семнадцать семей, на территории монастыря находились сельскохозяйственный техникум, столовая, сельская администрация. Нас встретили не очень дружелюбно, особенно коллектив техникума. Директор техникума не хотел отдавать храмы. Зимой мы жили втроем в двух комнатах в угловой башне, весной стали приходить люди, среди них были и бомжи, и освободившиеся из заключения. Мы их тут и отмывали, и кормили, а они потом из монастыря как колобки выкатывались, да еще с собой что-нибудь прихватывали... Но жизнь продолжается, и мы, слава Богу, это пережили. Господь послал других людей, которые до сих пор вместе со мной трудятся в монастыре".
В первую субботу Великого поста 1995 года была совершена первая Божественная литургия, а 1 июня того же года, в престольный праздник обители, за Божественной литургией, которую совершил правящий архиерей Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, было оглашено решение Священного Синода о возобновлении монашеской жизни в стенах древней Давидовой пустыни, и иеромонах Герман был возведен в сан игумена обители с вручением игуменского жезла.
Постепенно обители были возвращены почти все здания, и в ее стенах началась размеренная иноческая жизнь: ежедневная служба, утреннее и вечернее правило, труды по восстановлению храмов и другие послушания.
В монастыре составлена служба с акафистом основателю обители преподобному Давиду, память которого совершается 23 мая (обретение мощей), 2 (день преставления) и 31 октября по новому стилю.
В Знаменском храме до революции хранился гроб преподобного Моисея Угрина, привезенный сюда митрополитом Московским Платоном (Левшиным). Во время лихолетья он, как и многие другие церковные святыни и реликвии, исчез. Но сейчас в монастыре находится частица мощей этого угодника Божия в числе более ста пятидесяти частиц мощей святых угодников Божиих.
В 1996 году супругами Владимиром и Ириной Истомиными монастырю была подарена звонница из семи колоколов, которую освятил Владыка Ювеналий, посетив обитель в Светлую среду, 17 апреля 1996 года.
В 1997 году 23 мая по благословению Высокопреосвященного митрополита Ювеналия были обретены мощи основателя обители преподобного Давида, почивавшие под спудом в Знаменской церкви. Сейчас мощи преподобного находятся в том же храме. После обретении мощей преподобного Давида стало особенно чувствоваться его Небесное предстательство пред Богом за основанную им святую обитель.
Молитвами преподобного зимой 1997 года начались работы по восстановлению Знаменского храма. Первая группа реставраторов прибыла в монастырь в день празднования в честь иконы Божией Матери "Знамение", 10 декабря 1997 года.
Игумен Герман рассказал об одном знаменательном случае из истории возрождения обители: "Когда мы стали обустраиваться, оформлять интерьер храма, то заказали два ковчега под частицы мощей. Их выполнили, сообщили мне стоимость, я собрал всю монастырскую казну и отдал за эти ковчеги, а на обратном пути думаю: "Господи, отдал ведь все деньги, на что завтра хлеб покупать будем, не знаю". Это было, помнится, в пятницу, а в субботу у нас служба: за Литургией молится благочестивая православная чета, которая после службы подает мне конверт: "Батюшка, это вам на восстановление обители". В воскресенье еще одна благочестивая чета молится за Литургией и после службы также подает мне конверт с пожертвованием. Я открываю эти два конверта, считаю пожертвованные деньги - и копейка в копейку выходит та сумма, которую я отвез за ковчеги. И я подумал: "Если бы я не пороптал, Господь бы больше послал, но поскольку пороптал, Господь, конечно, монастырь не оставил без копейки - все, что я потратил, Господь вернул"".
В специально устроенном ковчеге в обители хранится частица гвоздя от Распятия Христова. В монастыре имеются частицы хитона Господня и ризы Пресвятой Богородицы.
Обитель неоднократно посещали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и архиепископ Можайский Григорий и совершали в древних стенах обители Божественную литургию.
В апреле 1998 года обители был пожертвован колокол весом в одну тонну. 5 июня того же года, в день отдания праздника Вознесения Господня, колокол был установлен на колокольне.
В 1999 году были почти полностью восстановлены монастырская ограда, купола соборов Всемилостивого Спаса и Вознесения Господня, Никольской и Знаменской церквей.
19 сентября 1999 года архиепископ Можайский Григорий в сослужении епископа Угличского Иосифа освятил Знаменскую церковь.
К 2000 году была полностью отреставрирована колокольня, доминирующая над всем комплексом пустыни. На колокольне установлены часы с боем, каждый час воспроизводящие мелодию одного из церковных песнопений.
5 июня 2003 года было совершено великое освящение древнего Вознесенского собора пустыни. Освящение по благословению Высокопреосвященного митрополита Ювеналия совершил архиепископ Можайский Григорий в сослужении епископа Биробиджанского и Кульдурского Иосифа, настоятеля и братии обители, настоятелей епархиальных монастырей и храмов, духовенства Чеховского благочиния.
В соборе воссоздан прежний иконостас. Отреставрирован трапезный храм во имя Всех святых. Воссозданы его купол и крест. Внутри храма восстановлен интерьер: иконостас, киоты на стенах, настенная живопись. На иконах нижнего ряда иконостаса изображены малоизвестные святые, подвизавшиеся в окрестностях Москвы, - преподобные Савва Стромынский и Владимир Белопесоцкий.
В местном ряду иконостаса есть и новопрославленные святые: священномученик Константин Богородский, праведный Василий Павлово-Посадский, блаженная Матрона Московская. Иконостас трехъярусный. Второй ярус традиционно украшают иконы двунадесятых праздников и событий из жизни Спасителя. Третий ярус украшен венцом, в который вставлены образа святых новомучеников и исповедников Российских: святого Патриарха Тихона, святителя Киевского Владимира (Богоявленского), Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) и многих других исповедников веры, пострадавших за Христа в годы лихолетья. На стенах храма расположены старинные отреставрированные иконы. Киоты выполнены в одном стиле с иконостасом.
26 октября трапезный храм обители во имя Всех святых был освящен архиепископом Можайским Григорием. По окончании Божественной литургии были перезахоронены останки генерала Д. С. Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года, ранее погребенного на монастырском кладбище. В годы запустения место захоронения этого выдающегося военачальника затерялось и было обнаружено во время работ по восстановлению монастыря.
Недалеко от обители, в деревне Талеж, находится подворье Давидовой пустыни. Там из-под земли исходит обильный источник родниковой воды, освященный во имя преподобного Давида. Усердием благотворителей здесь построен храм во имя преподобного Давида, звонница и купальня. В 2003 году была построена еще одна купальня. С каждым годом источник приобретает все большую известность. Здесь происходит множество исцелений по молитвенному предстательству преподобного Давида.
О некоторых из исцелений рассказывает настоятель монастыря игумен Герман: "У одного священника сильно болели суставы. Когда он окунулся в источник преподобного, болезнь его оставила. Суставы не болят уже третий год, а до того он лечился, но не получал облегчения от болезни.
Когда люди с верой и молитвой к преподобному Давиду погружаются в воды священного источника, то исцеляются самые неисцелимые болезни. Одна женщина страдала болезнью глаз, ей сделали операцию, по-видимому неудачную, и она могла смотреть только себе под ноги. Вместе с дочерью она приехала на источник, окунулась, вышла из купальни, посмотрела вокруг и говорит: "В какое прекрасное место вы меня привезли!"".* * *
За время, прошедшее со дня открытия монастыря, настоятелем обители игуменом Германом и братией монастыря с помощью благотворителей сделано очень многое. Монастырь восстает из руин и превращается в цветущую обитель. Но еще очень многое предстоит сделать. В первую очередь надо закончить восстановление храмов Всемилостивого Спаса и Успенского, а также настоятельского корпуса.* * *
Около пятисот лет прорастало семя, брошенное преподобным Давидом на духовной ниве Подмосковья. Монастырь знал времена подъема и упадка, разорения и процветания, но свеча молитвы в обители преподобного Давида не угасала ни во времена смуты, ни во времена екатерининских церковных реформ, ни в бурю послереволюционных перемен. С возрождением монастыря ее пламя разгорелось с новой силой.
Ныне обитель впервые за свою многовековую историю готовится встретить Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, который 14 августа прибудет сюда для освящения храма Всемилостивого Спаса.Составил И. ЯКОВЛЕВ
Проезд в обитель: с Курского вокзала электропоездами "Подольск", "Чехов", "Тула" до станции Чехов. От автовокзала автобусом № 36 до поселка "Новый быт".
|
Святые врата Вознесенской обители |
|
Виды Вознесенской Давидовой пустыни. Фотографии начала XX века |
|
Вознесенский собор |
|
Храмы Вознесенской обители (слева направо): храм Всемилостивого Спаса, Никольский храм, Знаменский храм, Вознесенский собор |
|
Никольский храм |
|
Монастырская колокольня |
|
Часовня во имя Всемилостивого Спаса на Москворецкой набережной в Москве. 1915 год |
|
Последний настоятель Давидовой пустыни - архимандрит Валентин |
|
Храм Всемилостивого Спаса |
|
Монастырская гостиница |
|
Обитель в 1950-е годы |
|
Здание часовни Всемилостивого Спаса в Москве незадолго до ее уничтожения. Конец 1950-х годов |
|
Кинозал в храме Всемилостивого Спаса |
|
Остов храма Всемилостивого Спаса. 1970-е годы |
|
Настоятель Давидовой пустыни приветствует митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия |
|
Братия Давидовой пустыни |
|
Настоятель Давидовой пустыни игумен Герман |
|
Памятный крест на территории обители |
|
Ковчег с частицей мощей преподобного Давида Солунского |
|
Ковчег с частицей мощей Святителя и Чудотворца Николая |
|
Ковчег с частицей мощей преподобного Давида, игумена Вознесенского, чудотворца |
|
Иконостас Вознесенского собора |
|
Иконостас Никольского храма |
|
Иконостас Знаменского храма |
|
Интерьер Всехсвятского храма |
|
Рака с мощами преподобного Давида в Знаменском храме |
|
Беседка возле источника |
|
Храм-часовня во имя преподобного Давида в Талеже |
|
Трапезный храм во имя Всех святых |
|
Источник преподобного Давида |
|
Портрет генерала Д. С. Дохтурова |