ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
06-2004

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

75 лет Святейшему Патриарху Московскому
и всея Руси Алексию

       Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II родился 23 февраля 1929 года в Таллине, в благочестивой русской семье. Отец будущего Первосвятителя, Михаил Александрович Ридигер, коренной петербуржец, учился в Императорском Училище правоведения, но после Октябрьской революции был вынужден покинуть Петроград и уехать в Эстонию. Там он вступил в брак с Еленой Иосифовной Писаревой, уроженкой Таллина, которая стала верной спутницей его жизни. В 1940 году Михаил Александрович Ридигер окончил пастырско-богословские курсы и принял священный сан, после чего двадцать лет служил на приходах Эстонской епархии.
       По милости Божией будущий Предстоятель Русской Церкви возрастал и укреплялся духом в истинно православной атмосфере домашней церкви.
       С шести лет он нес церковные послушания: сначала разливал крещенскую воду, потом пел и читал в храме, в девять лет уже знал наизусть Божественную литургию. Семья Ридигеров каждый год совершала паломничества в Псково-Печерский и Пюхтицкий монастыри, вместе с родителями ездил и Алексей. Однако по-настоящему ощутил он соприкосновение с высшей иноческой духовностью, побывав на "пречудном острове Валааме".
       "Особенно мне запомнились паломнические поездки в Валаамский Преображенский мужской монастырь в 1938 и 1939 годах... На меня, девяти-десятилетнего мальчика, Валаам произвел неизгладимое впечатление. Архитектура монастыря и скитов, намоленность храмов, удивительная природа северного края, духоносные старцы и насельники обители, их трудолюбие, открытость, доступность для каждого паломника и особая их чуткость - все это поражало. Во многом эти два посещения Валаама определили мой жизненный путь", - вспоминает Святейший Патриарх Алексий.
       Впоследствии, уже во время архипастырского служения, ему было мучительно больно сознавать, что эта дивная святыня разорена и поругана. Но Господь судил ему возродить любимый Валаам. "В зрелом возрасте я впервые посетил Валаамский монастырь только через пятьдесят лет... Валаам был для меня весь живой, я его помнил, помнил его духоносную братию, и потому, сколько меня ни приглашали посетить Валаам, я не ехал. Только когда появилась реальная возможность возродить там монашескую жизнь, когда уже не воспринималось так болезненно все то, что было нанесено Валааму и злой волей, и войной, и временем, я решился на его посещение", - вспоминает Святейший Патриарх.
       В четырнадцать лет Алексей Ридигер стал старшим иподиаконом у епископа Таллинского и Эстонского Павла, в 1945 году готовил закрытый гитлеровцами кафедральный Александро-Невский собор к возобновлению богослужений, затем служил псаломщиком в храмах столицы Эстонии.
       В 1946 году он предпринял попытку поступления в Ленинградскую Духовную семинарию, но не был принят, поскольку ему не хватало нескольких месяцев до положенного восемнадцатилетнего возраста. Зато в следующем году он не только выдержал вступительные испытания, но и сдал экзамены за два года обучения и был принят сразу на третий курс семинарии.
       В 1949 году Алексей Ридигер поступил в Ленинградскую Духовную академию, уже на первом курсе, 15 апреля 1950 года, был рукоположен во диакона, а через два дня - во пресвитера и направлен служить на приходы Эстонии. Академическое образование ему пришлось завершать экстерном. По окончании Духовной академии отец Алексий получил ученую степень кандидата богословия за сочинение "Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист".
       В 1959 году отец Алексий, уже в сане протоиерея, был назначен благочинным Тарту-Вильяндиского округа. В храмах своего благочиния он служил на славянском или на знакомом ему с детства эстонском языке. Тогда же он начал собирать материалы по истории Православия в Эстонии.
       Святейший Патриарх Алексий замечает: "Несмотря на то, что большую часть жизни мне пришлось выполнять различные административные послушания в Церкви, пастырство было всегда для меня на первом месте. Именно в пастырской деятельности, в службе Божией, в Евхаристии, в молитвенном общении с Богом и с народом Божиим я черпаю силы для несения неимоверно трудного первосвятительского креста".
       В 1961 году протоиерей Алексий Ридигер принял в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре монашеский постриг с сохранением прежнего имени - Алексий, но уже в честь святителя Московского Алексия, который отныне стал его Небесным покровителем.
       Миротворчество, предстояние перед власть имущими, печалование о судьбе народа и государства, отличавшие служение великого святителя Земли Русской, всецело были восприняты будущим Предстоятелем Русской Церкви, ее пятнадцатым Патриархом - Алексием II.
       Через полгода после принятия монашества, 3 сентября 1961 года, состоялась архиерейская хиротония архимандрита Алексия (Ридигера) во епископа Таллинского и Эстонского.
       Плодом многолетних исторических изысканий архипастыря Эстонской земли стал его труд "Очерки по истории Православия в Эстонии". В 1984 году митрополит Таллинский и Эстонский Алексий представил эту свою работу в качестве магистерской диссертации, но исследование оказалось настолько фундаментальным, что за него он был сразу удостоен высшей ученой степени - доктора богословских наук. В 1999 году этот труд, дополненный и переработанный автором, был издан под названием "Православие в Эстонии".
       Уже в самом начале своего архипастырства Владыка Алексий был привлечен к делам общецерковного управления. Первым послушанием епископа Таллинского и Эстонского была должность заместителя Председателя Отдела внешних церковных сношений, основной задачей которого было обеспечение международных связей Церкви, которые в то время были важны и для защиты ее внутренней жизни. В 1964 году будущий Первосвятитель был назначен на важнейший пост в руководстве Русской Церкви - Управляющего делами Московской Патриархии.
       "Одному Богу известно, сколько каждому из остававшихся в советской России, а не уехавших за рубеж священнослужителей пришлось перенести... Мне довелось начать свое церковное служение в то время, когда за веру уже не расстреливали, но сколько пришлось пережить, отстаивая интересы Церкви, будут судить Бог и история", - говорит ныне Святейший Патриарх Алексий и продолжает: "В первые годы моего архиерейского служения, которые пришлись на самый пик хрущевских гонений, почти все силы уходили на противостояние атеистической агрессии, на спасение храмов и святынь..."
       В середине 1980-х годов началась горбачевская "перестройка", и, надеясь на возможные благие перемены в отношении государства к Русской Православной Церкви, митрополит Алексий обратился к М. С. Горбачеву с письмом, в котором впервые поставил вопрос о перестройке церковно-государственных отношений. В письме он, в частности, писал: "У Церкви и государства есть общие задачи, ибо исторически Русская Церковь всегда была со своим народом - в радостях и испытаниях. Вопросы морали и нравственности, здоровья и культуры нации, семьи и воспитания требуют объединения усилий государства и Церкви, равноправного союза, а не подчинения одного другому".
       Перед руководителем государства был поставлен самый насущный для Церкви вопрос: о пересмотре устаревшего законодательства о религиозных объединениях. "Мое обращение было разослано Горбачевым всем членам Политбюро, - рассказывает Его Святейшество, - но Совет по делам религий счел, что поднимать такие вопросы не следует. Реакция властей еще соответствовала старым традициям: меня отстранили от ключевой в то время должности Управляющего делами и назначили на Ленинградскую кафедру. Это назначение я не воспринял болезненно, и более того, считаю четыре года, проведенные мною на Ленинградской кафедре, когда происходило возрождение церковности в уникальной по своей истории епархии, одними из самых светлых в моей жизни".
       Всего четыре года возглавлял митрополит Алексий Ленинградскую епархию. За это время число действующих храмов в Ленинградской области возросло в полтора раза, на Новгородчине - вдвое. Среди событий тех лет - возвращение Церкви честных мощей святого благоверного князя Александра Невского и Соловецких угодников - преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Но главной радостью для архипастыря стало начало восстановления Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. В 1990 году, вскоре после интронизации, Святейший Патриарх Алексий совершил паломничество в Валаамский монастырь, где в то время уже была возрождена монашеская жизнь. С тех пор он посещает любимую обитель, Священноигуменом которой является, каждые два года, а иногда и чаще, и лично следит за ее восстановлением.
       3 мая 1990 года отошел ко Господу Святейший Патриарх Пимен. Его преемник направлялся на Поместный Собор Русской Православной Церкви, не предполагая возможности своего избрания на Первосвятительский престол: "Я не ехал на тот Собор с чувством, что могу вернуться Патриархом. За четыре года управления Петербургской митрополией я слишком сроднился с ней... Только после Архиерейского Собора, состоявшегося накануне открытия Поместного, где я получил больше всех голосов архиереев, я подумал: есть опасность, что чаша сия меня может и не миновать. Опасность - потому что, будучи двадцать два года Управляющим делами Московской Патриархии при Святейших Алексии I и Пимене, я прекрасно знал, насколько тяжел крест патриаршего служения. Но я положился на волю Божию: если будет воля Господня на мое патриаршество, то, видимо, Он даст и силы", - вспоминает Святейший Патриарх Алексий.
       7 июня Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал на патриарший престол митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия. В Слове при своей интронизации, состоявшейся 10 июня 1990 года, Святейший Патриарх Алексий сказал: "На мое недостоинство возложено бремя первосвятительского служения... Принимая его, я осознаю свои немощи, свою слабость, но нахожу подкрепление в том, что мое избрание состоялось Собором ничем не стесненных архипастырей, пастырей и мирян... В сей день, сознавая всю ответственность пред Богом и Его Церковью, со страхом и трепетом вступаю на Московский первосвятительский престол, ибо сознаю, что не по делам и заслугам моим выпал мне сей жребий, но по воле промышляющего о нас Пастыреначальника Господа Иисуса Христа..."
       Наступало время церковного возрождения. Святейший Патриарх Алексий II первым из Предстоятелей Русской Церкви ХХ века получил относительную свободу действий - теперь можно было начинать церковное созидание. В своем Слове в день интронизации Святейший Патриарх наметил основные направления этого созидания: "Мы стоим на пороге третьего тысячелетия Пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа. В вихре совершающихся в мире перемен особенно важным представляется нам опора на вечное и незыблемое. Свое служение мы будем осуществлять, основываясь на Священном Предании, сохраняя верность догматам веры и церковным канонам, руководствуясь соборным разумом Церкви.
       Свою первоочередную задачу мы видим в укреплении внутренней, духоносной жизни Церкви. Многообразны средства для возрождения должного духовного состояния нашего христианского общества, опирающегося на древние традиции нашей Церкви. Мы уповаем на то, что боголюбивая паства будет исполнена стремления содействовать этому возрождению во славу Христа Спасителя и Его Святой Церкви...
       Перед нами стоит великая задача широкого возрождения монашества, во все времена оказывавшего столь благотворное влияние на духовное и нравственное состояние всего общества... Во множестве восстанавливаются храмы, возвращаемые Церкви, и строятся новые. Этот радостный для нас процесс еще только развивается и потребует от всех нас многих трудов и материальных затрат.
       Памятуя о своей обязанности научить Истине Христовой и крестить во имя Его, мы видим перед собой необозримое поле катехизаторской деятельности, включающей создание широкой сети воскресных школ для детей и для взрослых, обеспечение паствы и всего общества литературой, необходимой для христианского научения и духовного возрастания...
       Церковь наша - и мы это явственно видим - вступает на путь широкого общественного служения. На нее как на хранительницу непреходящих духовных и нравственных ценностей, исторической памяти и культурного наследия с надеждой взирает все наше общество. Ответить на это - наша историческая задача.
       Во времена трудных, судьбоносных преобразований в стране Церковь не остается безучастной свидетельницей происходящих событий - она поддерживает благие устремления нашего общества в решении нелегких задач построения жизни на началах законности и справедливости... Мы видим наш долг в развитии внутреннего миротворчества и общественного служения в свойственных Церкви формах, среди которых особое внимание будем уделять возобновлению служения милосердия и широкой благотворительности..."

* * *

       Начало патриаршего служения Святейшего Алексия II было ознаменовано величайшим для православного верующего народа событием - обретением мощей преподобного Серафима Саровского, долгие годы скрытых в запасниках Музея истории религии и атеизма, занимавшего Казанский собор в Ленинграде. Святые мощи были обретены и возвращены Русской Церкви в январе 1991 года, после чего начался их торжественный путь по России. Сначала мощи были перенесены в Троицкий собор Александро-Невской лавры, где православные петербуржцы в течение месяца имели возможность поклоняться великой святыне. Затем специальным поездом мощи святого угодника Божия были перевезены в Москву. В вагоне, где стояла рака с мощами, Святейший Патриарх, архипастыри и пастыри непрерывно в течение ночи читали Акафист преподобному Серафиму - до самого прибытия в столицу. Встреча в Москве была небывало торжественной: Ленинградский вокзал и прилегающие улицы были заполнены народом. Перенесение святыни в Богоявленский кафедральный собор сопровождалось грандиозным крестным ходом. После этого в течение полугода москвичи непрерывной чередой шли поклониться святым мощам Саровского чудотворца.
       В июле 1991 года, по предсказанию батюшки Серафима, "среди лета запели Пасху": начался торжественный крестный ход со святыми мощами угодника Божия из Первопрестольной через российские города и веси в Нижегородскую область, в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Прежде чем прийти в Дивеево, как и предсказывал святой старец, и лечь там в Троицком соборе, мощи его побывали во многих городах России, повсюду утешая православных и подавая благодатную помощь всем с верою к ним притекающим. Небывалый крестный ход, во главе которого шел Патриарх Московский и всея Руси Алексий, стал одним из видимых проявлений совершавшегося в России второго ее Крещения. Это были дни всенародного воодушевления, знаменовавшие начало пробуждения души народа, возвращения тысяч и тысяч людей в Дом Отчий - Русскую Православную Церковь.
       Через двенадцать лет, в 2003 году, состоялось торжественное празднование 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского, и в нем вместе с Патриархом, архипастырями и всей Полнотой церковной участвовал глава Российского государства. Так было и в 1903 году, когда великий старец был прославлен Русской Церковью.
       После торжественного молебна преподобному Серафиму Святейший Патриарх Алексий сказал: "Сто лет назад на Саровской земле был прославлен великий угодник Божий, преподобный Серафим Саровский. Тогда вместе со множеством народа здесь молился Император Николай Александрович. Промыслом Божиим сегодня, спустя ровно век, Саров вновь встречает главу Российского государства - Президента Владимира Владимировича Путина.
       Нынешнее торжество является знаком единения Церкви, народа и власти - единения, искусственно прерванного трагическими событиями ХХ века, но теперь восстанавливаемого молитвами преподобного Серафима и нашими общими трудами.
       Мы живем в светском государстве. Но это вовсе не означает отстранения Церкви от народной жизни, от созидания духовно здорового общества, от разрешения общенациональных проблем. Ведь земное благоденствие немыслимо без соблюдения нравственных норм, данных нам Господом Богом. Поэтому соработничество Церкви и государства видится нам необходимым и взаимополезным. Оно является залогом духовной целостности России.
       Здесь, на этой земле, освященной подвигом преподобного Серафима, в этот день и час, когда празднуется столетие со дня его прославления, явственно чувствуется связь между славным прошлым России и, верю, ее не менее славным будущим. Путь в такое будущее указан нашими великими предками, среди которых - преподобный Серафим Саровский.
       И в эти дни, когда мы молимся перед мощами преподобного Серафима, мы вспоминаем его завет: "Стяжи дух мирен - и тысячи спасутся вокруг тебя". Я думаю, что каждый из нас на личном опыте убедился: когда у нас на душе спокойно и мирно, наше внутреннее спокойствие распространяется на окружающих нас, и наоборот, когда у нас нет мира на душе, наше внутреннее состояние влияет на других людей. Созидание внутреннего мира необходимо для созидания нашего великого отечества".
      
       Годы патриаршего служения в полной мере выявили дарования, данные Господом Его Святейшеству Алексию II, - мудрость, духовную стойкость, глубочайшее смирение и истинно архипастырское достоинство.
       За годы его патриаршества в Русской Православной Церкви учреждено более шестидесяти новых епархий, восстановлено и построено более пятнадцати тысяч храмов (Святейший Патриарх лично освятил более двухсот из них), количество Духовных школ возросло до девяноста. Важнейшей частью церковного возрождения стало повсеместное восстановление монастырей, главных духовных центров Православия. За эти годы количество монастырей Русской Церкви возросло более чем в тридцать раз и ныне приближается к 650.
       Народ повсеместно возвращается к святой вере. Святейший Патриарх часто повторяет: "Наша цель - не только реставрировать храмы, главное - реставрировать исковерканные человеческие души". И благие перемены совершаются во множестве человеческих душ. Святейший Патриарх видит это воочию, встречаясь со своей паствой в многочисленных поездках, которые он ежегодно совершает. Уже восемьдесят одна епархия принимала на своей земле Предстоятеля нашей Церкви, а многие из них и не по одному разу, так что общее число поездок достигло ста пятидесяти. "Объезжая города и села России, - говорит Святейший Патриарх, - я вижу, как десятки, сотни тысяч людей активно вовлекаются в церковную жизнь, изучают основы православного вероучения, участвуют в благотворительной, образовательной, издательской и иной церковной деятельности, в религиозно-общественных усилиях, в научных и культурных проектах Церкви. Вижу я и множество людей, осознанно, с душой участвующих в храмовом богослужении..."
       Главное в жизни нашего Первосвятителя - это служба Божия. Именно через нее Господь подает ему силы для несения нелегкого креста патриаршего служения. За год Святейший Патриарх совершает более двухсот богослужений в храмах разных городов и весей нашего отечества, и за каждым из них люди, приходящие, чтобы участвовать в общей со своим Предстоятелем молитве, получают его благословение и уносят в свои дома радость встречи с этим дорогим сердцу каждого православного верующего человеком. Но и для самого Святейшего Владыки общение с паствой - источник сил и бодрости, родник, из которого он постоянно черпает живую воду народной любви.
       Люди тянутся к нему - все без исключения. И это не только почтительное уважение к его сану, иногда бессознательное, корни которого - в генетической памяти наших соотечественников, но и проявление искренней тяги к его человеческой личности, необыкновенно обаятельной и глубокой.
       Дороги для Первосвятителя Русской Церкви богослужения, которые он совершает в древних соборах Московского Кремля, - ведь именно он, пятнадцатый Российский Патриарх, возобновил церковную жизнь в этих святых храмах, именно он после перерыва в три столетия вновь взошел на Патриаршее место в Успенском соборе - главном храме России. Все это вехи истории Русской Православной Церкви.
       Дорог сердцу Святейшего Патриарха московский Богоявленский собор, в котором почивают святые мощи его Небесного покровителя - святителя Московского Алексия. Долгие годы этот храм был центром церковной жизни столицы.
       Но кажется, больше всего любит Святейший Патриарх Алексий служить в Храме Христа Спасителя. Именно этот храм ближе всего его сердцу. И это понятно. Возрождение символа русского Православия стало величайшим событием в новейшей истории России. В первую очередь это заслуга Святейшего Патриарха Алексия. Он был главным действующим лицом в этом великом деле, его благословение и личное участие сделали возможным, казалось бы, невыполнимое. И воскрес дивный храм в Москве, вновь сияют над городом его купола, звонят его колокола, и москвичи собираются сюда на богослужения. Новый кафедральный собор столицы, Храм Христа Спасителя, стал средоточием церковной жизни. Здесь проходил Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года, прославивший в лике святых сонм новомучеников и исповедников Российских - ходатаев и молитвенников у Престола Божия за наше многострадальное отечество.
       В день сорокалетнего юбилея епископской хиротонии Его Святейшества, отмечавшегося 3 сентября 2001 года, после Божественной литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Владыка сказал: "В 1990 году волеизъявлением Поместного Собора Русской Православной Церкви на меня был возложен трудный и ответственный крест - крест патриаршего служения. За годы патриаршего служения я познал всю тяжесть этого креста, но вместе с тем познал и радость, которую дает общение в разных уголках нашего отечества, в возрождающихся епархиях, приходах, обителях с людьми, которые нашли дорогу к Богу и храму Божию. И с особым смыслом я повторяю слова прокимна: Кто Бог Велий, яко Бог наш. Ты еси Бог, творяй чудеса.
       Разве не чудо милости Божией то, что мы молимся здесь, в этом величественном храме? Разве не чудо, что тысячи храмов по лицу нашей земли были открыты и восстановлены, построены заново, что возродилась монашеская деятельность в сотнях обителей? Разве не чудо, что тысячи воскресных школ и других учебных заведений сегодня научают истинам веры Христовой молодое поколение, которое придет нам на смену?
       Я многократно повторял и повторяю: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу (Пс. 113, 9). Господь действительно творит чудеса, и мы, являясь смиренными служителями Церкви Христовой, по милости Божией становимся свидетелями этих чудес, которые окружают нас".

* * *

       Болью отзываются в сердце Патриарха беды и несчастья не только его всероссийской паствы, но и братьев по вере. Когда в 1999 году начались бомбардировки Югославии, Святейший Патриарх Алексий сделал более десяти заявлений, призывая страны Запада прекратить агрессию. Невзирая на опасность, он отправился в Белград, чтобы лично поддержать Святейшего Патриарха Сербского Павла, Сербскую Церковь, братский сербский народ. Совместное служение Предстоятелей двух Церквей в величественном храме святителя Саввы Сербского в Белграде, до отказа заполненном народом, стало незабываемым событием.
       Люди стояли плечом к плечу с зажженными свечами в руках, молились искренне и горячо. Все пришедшие не смогли поместиться в храме, поэтому богослужение было перенесено на площадь перед собором. После Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к Святейшему Патриарху Павлу и всему сербскому народу со словами поддержки и искреннего сочувствия. Для православных белградцев это была огромная радость и утешение в постигшем их горе.
       Огромен круг забот Предстоятеля Православной Русской Церкви - они простираются и за пределы нашего отечества. За время своего патриаршества Святейший Владыка совершил более сорока официальных визитов за рубеж. Важнейшим из них был визит в Японию в 2000 году для совершения интронизации нового Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви, являющейся частью, хотя и самостоятельной, Русской Православной Церкви. За Божественной литургией, которую 14 мая 2000 года Святейший Патриарх Алексий совершил в Воскресенском соборе в Токио, состоялась интронизация епископа Киотоского Даниила и возведение его в сан Митрополита всей Японии.
       Собор Воскресения Христова, или "Николай-до", как называют его японцы в знак глубокого уважения и признательности к просветителю Японии равноапостольному архиепископу Николаю (Касаткину, † 1912), - главная святыня Японской Православной Церкви. Святейший Патриарх Алексий также посетил токийское кладбище Янака - место упокоения святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, где совершил молебен просветителю Страны восходящего солнца. По законам Японии не разрешается куда-либо переносить с кладбища останки похороненных там людей, поэтому мощи святителя Николая Японского по-прежнему пребывают на месте своего первоначального упокоения. Святейший Патриарх Алексий также встретился с императором Японии Акихито. Визит Предстоятеля Русской Церкви стал важнейшим событием в жизни России и Японии.
       За годы патриаршества Его Святейшества Алексия II сложились совершенно новые, взаимоуважительные отношения между государственной властью и Русской Церковью. Во многом это личная заслуга ее Первосвятителя. Святейший Патриарх часто подчеркивает, что Церковь отделена, и должна быть отделена от государства, но никто не может отделить Церковь от общества, от народа Божия, который и составляет тело церковное.
       "Нам не воскресить нашей страны и нашего народа без пробуждения горячей, искренней веры в сердце каждого русского человека, без возвращения к исконной основе нашего бытия - Святому Православию... Святая Церковь желает помочь людям выбраться из бездны духовной пустоты и обрести смысл бытия в истинной вере Христовой... Церковь всегда была рядом с народом, ей пришлось многое пережить: и поношение, и разграбление, и искусственно создаваемый раскол, и Голгофу. Но тверда была вера и нерушимо ее единство. Пока будет так, вратам адовым нашу Церковь не одолеть..." - в этих словах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия выражено главное содержание его самоотверженного служения.

* * *

       От всего сердца, с любовью поздравляя нашего Первосвятителя с 75-летним юбилеем, пожелаем ему многих милостей Божиих, стойкости в несении патриаршего креста и многая и благая лета - для служения на благо Церкви Христовой, на радость всему народу Божию!

М. ЖИЛКИНА,
ответственный секретарь
Издательского Совета Русской Православной Церкви

Елена Иосифовна с маленьким Алешей. 1929 год

Михаил Александрович и Елена Иосифовна Ридигеры

Алеша Ридигер. 1933 год

Михаил Александрович с сыном. 1935 год

В парке Кадриорг в Таллине.1935 год

Алеша Ридигер с родителями и бабушкой. 1939 год

Священник Михаил Ридигер

Алеша Ридигер. 1939 год

Александро-Невский собор в Таллине. 1930-е годы

Во время паломничества в Спасо-Преображенский
Валаамский монастырь.
В центре - Алеша Ридигер. 1939 год

Алексий Ридигер с родителями. Конец 1940-х годов

В день иерейской хиротонии. 17 апреля 1950 года

Иподиакон Алексий Ридигер. 1947 год

С родителями на берегу Чудского озера. Начало 1950-х годов

Священник Алексий Ридигер. 1952 год


С прихожанами Богоявленского храма города Йыхви в Эстонии. 1951 год

В день архиерейской хиротонии. 3 сентября 1961 года

Святейший Патриарх Алексий I, митрополит Крутицкий
и Коломенский Пимен и митрополит Таллинский и Эстонский Алексий.

Конец 1960-х годов

Архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий

Митрополит Таллинский и Эстонский Алексий

На Поместном Соборе 1990 года. Выход из Трапезного храма

Приезд митрополита Алексия в Троице-Сергиеву Лавру
на Поместный Собор 1990 года

Святейший Патриарх Алексий на Патриаршем месте
в Успенском соборе Московского Кремля

Поздравление новоизбранного
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

У святых мощей преподобного Серафима Саровского.
Саров, 2003 год

За Божественной литургией на Гробе Господнем

Начало крестного хода из Сарова в Свято-Троицкую
Серафимо-Дивеевскую обитель.
2003 год

На месте Рождества Христова в Вифлееме. 2000 год


У надгробия святого праведного Иоанна Кронштадтского
в крипте Иоанновского монастыря в Петербурге.
2002 год


У чтимой иконы Божией Матери "Умиление"
в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы.

Богоявленский собор в Москве

У надгробия Патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре

Обращение Предстоятеля Церкви к народу Божию. Троице-Сергиева Лавра

На Валааме

Предстоятели Поместных Православных Церквей
в базилике Рождества Христова в Вифлееме.
2000 год

Святейший Патриарх Алексий и архипастыри Русской Церкви
после встречи с Президентом России В. В. Путиным
в Московском Кремле.
2000 год

Возле строившегося Храма Христа Спасителя. 1996 год










Архипастыри Русской Православной Церкви
в Храме Христа Спасителя.
2000 год

Вручение Святейшему Патриарху Алексию
высшей государственной награды - ордена Андрея Первозванного.
1999 год


В день первой инаугурации Президента РФ В. В. Путина.
Благовещенский собор Московского Кремля. 7 мая 2000 года

Закладка храма Живоначальной Троицы на Борисовских прудах,
посвященного 1000-летию Крещения Руси.
2001 год

За Божественной литургией. Белград, 1999 год

С дочерью одного из погибших моряков подводной лодки "Курск"


В Кижах. 2000 год



С императором Японии Акихито. Токио, 2000 год