ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
06-2004

ПРОПОВЕДЬ

Они учат нас быть свидетелями
Господа нашего Иисуса Христа

Христос вчера, днесь, и во веки Той же!
Евр. 13, 8

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Христос воскресе!

       Собираясь в святых местах по всей земле - и в этом святом месте - мы приходим к Господу нашему Иисусу Христу, и здесь как бы теряет силу земное время, а вечность действует и живет. И где Божественная Литургия совершается, там вне времени участвуем мы в ней и причащаемся Святых Христовых Таин. Однако и время земное здесь особенно остро воспринимается. Уже десять лет прошло с тех пор, как это место стало святым и освященным - большой деревянный крест был установлен здесь десять лет назад и впервые могла совершиться церковная молитва и поминовение всех невинно убиенных. Уже десять лет! И уже пять лет, как здесь собирается московское и подмосковное духовенство и почти вся Полнота Русской Православной Церкви в лице Святейшего Патриарха и архиереев! Господи, слава Тебе! И мы обращаемся прежде всего к мученикам, здесь лежащим: "Мученицы святии! Мы чтим вас, мы кланяемся страданиям вашим! Мученицы святии, научите нас чтить вас!"
       Что такое мученик? Мученик - значит свидетель. Так по-гречески звучит слово мартис: это и свидетель, и мученик.
       Мученики являются свидетелями Господа нашего Иисуса Христа, Его Божественного Пришествия, страдания, смерти и Воскресения. Сам Господь называет Себя в Апокалипсисе: Свидетель верный (Откр. 1, 5). Он сказал ученикам перед Своим Вознесением: будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1, 8). А свидетельство и мученичество взаимосвязаны так, что одно не бывает без другого. И вот, мы стоим на земле свидетелей Христа, на земле, в которой лежит множество пострадавших и многие из них уже прославлены Церковью. И мы просим их: "Научите и нас быть свидетелями Господа нашего Иисуса Христа!"
       Все мы хотя бы немного что-то терпели, что-то переносили, учились страдать. Мы, как некие камни живые, как сказано у одного из святых отцов, созидаем единую Церковь, единое Здание Церковное. И во все времена мы учились и учимся у древних людей, у первых христиан, тому, что они считали основанием храма.
       В VI веке на святой горе Синай храм Преображения Господня внутри был устроен так, что столпы церковные вмещали внутри себя мощи святых мучеников, а на столпах были укреплены иконы этих святых мучеников. Это одно из самых ранних проявлений в храмовой архитектуре отношения к святым мученикам после первых веков христианства, когда служили на гробах мучеников. И в наших, византийских и древнерусских, крестовокупольных храмах на столпах изображаются мученики. А на столпах что держится? Свод церковный! Уберите столпы, распилите связи - и рухнет здание! Мученики - те самые духовные столпы, на которых и держится все здание Церкви. Эта глубоко продуманная и пережитая ранними христианами мысль и нам указывает явственно и отчетливо, что духовный, "мысленный" свод нашей Святой Церкви всегда держался и ныне держится исключительно кровью мученической, их подвигом и страданиями по образу Самого Христа.
       Мы приходим сюда к ним, чтобы созерцать эту их "столпность", это "держание" Церкви и поучиться, почувствовать, услышать их "свидетельский голос". Пытаемся хоть в малой мере перенять себе их страдальческий и столпнический опыт мученичества и свидетельствования верного.
       Сегодня здесь будет заложен храм, в основание которого уже давно, больше шестидесяти лет назад, легли многие и многие камни-столпы: драгоценные кости мучеников. Мы приложим к ним новые, уже вещественные камни, чтобы Спаситель наш Господь вместе со Своими мучениками был еще ближе, еще истее в общении с нами на этой святой земле в Таинстве Святой Евхаристии в новосооруженном каменном храме!
       Как любить мучеников? Как им подражать? Как веру святую хранить? Трудно! Мученики сияют как светила небесные. Кроме значения свидетельства и страдальчества в слове мартис есть и такой оттенок: сияние, блистание. Но как же мы можем приблизиться к ним - хотя бы немного? Есть такая возможность - сопереживанием, сочувствием, любовью к ним, принятием их в свое сердце и в свою душу.
       Мы говорим: "Мученики и мученицы! Мы любим вас! И если мы вас любим, то и вы нас не забудьте! Мы по слабости земной не можем сами быть мучениками, но примите и нас в любовь вашу!" Примером такой любви и общения с мучениками не по заслугам и страданиям, а по благодати являются для нас святые мученики Адриан и Наталия.
       Адриан перенес страшные муки, которые невозможно было бы перенести без помощи укрепляющей благодати Божией. А супруга его, Наталия, сопереживала ему, участвовала в его страданиях не физически, а душою и сердцем. И что же Святая Церковь сделала? Она назвала ее тоже мученицей! За что? За со-переживание, за ее любовь к мученикам, за ее участие в страданиях мужа своего Адриана. За со-страдание в полном смысле этого слова! Это некий нам урок. Мы тоже должны любить мучеников, и тогда по любви к ним сможем иметь с ними общение.
       В богослужении Православной Церкви мы находим частые призывания мучеников. В Таинстве Венчания мы поем тропарь: Святии мученицы, иже добле страдавшии и венчавшиися, молитеся ко Господу: помиловатися душам нашим! Этот же тропарь воспевается и на хиротонии священника и диакона. На поминовении усопших каждую субботу тоже славятся мученики. Молитва за умерших переплетается с молитвой мученикам. Святитель Афанасий (Сахаров) говорит, что чин молитвы о усопших вырос из служб мученикам, потому что почти все первые христианские усопшие были и мучениками за Христа. Учит нас Святая Церковь, что без мучеников мы не сможем прожить - на них мы держимся и на них опираемся. Мученичество - это венец всей жизни. Это дар, то есть подарок христианину от Самого Бога. Смотрите, что говорит Апостол Павел: Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за него (Флп. 1, 29).
       Если мы обратимся к редкому тексту, на который мало кто обращает внимание, - к молитве из Чина присоединения к Церкви (Большой требник. Л. 287 об.), то найдем там очень интересные слова. Чин называется так: "Чин, еже како Миром помазати к православной вере приходящих". Этот чин совершается тогда, когда человек, уйдя из Святой Церкви, исповедует не православную веру, а какую-то другую - христианскую, но другую. Но потом, придя в сокрушение сердечное, раскается, принесет покаяние и пожелает вернуться в Православную Церковь. Вот тогда над ним и совершается этот чин помазания Святым Миром. В этом чине имеется ектения, одно из прошений которой касается буквально всех нас, имеющих с детства Миропомазание. Утерявшему печать дара Духа Святого при возвращении помазания говорится об особых свойствах этого помазания. Диакон молится так: О еже податися ему благодати, помазанием всесвятаго Мира, еже со дерзновением без страха непостыдно исповедати пред всеми имя Христа Бога нашего, и Того ради страдати и умрети любовно всегда изволити, Господу помолимся.
       Какая дивная молитва! Оказывается, это священное помазание наряду с многоразличными дарами дает человеку и благодать смелости исповедания Христа, и благодать страдать и за Него умереть! И умереть любовно, то есть в любви к Нему и в полноте Его любви к нам! А если нет смелости и готовности умереть за Христа, то, может быть, стоит задуматься: а не утеряли ли и мы первую любовь свою (см.: Откр. 2, 4)? Действует ли в нас до сего дня благодать Миропомазания? Не оттого ли мы так теплохладны (см.: Откр. 3, 15)? И если сам не можешь страдать, не ощущаешь готовности, тогда люби мучеников, чти их страдания! Люби тех, кто смог пострадать! Спасайся их молитвами и их любовью - но чти, трудись в почитании, не будь равнодушен и забывчив в дни их памяти и небесного торжества! Смотри, чтобы кто не восхитил венца твоего! (Откр. 3, 11). Если чувствуешь, что ослабевает в тебе любовь к мученикам, будь внимателен: не знак ли это оскудения благодати Миропомазания?! И покаянием и сокрушением сердечным спеши восстановить уходящую от тебя благодать!
       Впрочем, православный христианин не может не быть почитателем мучеников. Каждый из нас призван быть свидетелем, каждый из нас несет свой жизненный крест. "Христианство и подвиги - две вещи нераздельные!" - говорил священноисповедник Сергий Касимовский. Каждый верующий христианин в той или иной мере должен быть причастным к смерти и Воскресению Господа нашего Иисуса Христа даже в обычной и повседневной своей жизни. Вот как учит нас быть свидетелями верными преподобный Феодор Студит († 826), испытавший страдания и неоднократно находившийся на грани жизни и смерти за Христа: "Братия, и мы причисляемся к мученическому сонму; ибо и мы тем, что любим и терпеливо проходим многоскорбный путь крестоносной жизни, тем, что храним обет девства и не отрицаем многих борений нам стоящего послушания, свидетельствуем, что Иисус есть Христос Сын Божий, свидетельствуем, что есть Суд и воздаяние, свидетельствуем, что должны пред Страшным Судилищем Христовым дать отчет о том, как жили, противостоя диаволу, Христову врагу, который мучит и бичует нас приражениями худых помыслов и смертоносных похотей, понуждая отрещись от Бога. Но мы, как свидетели Христовы, еще будем давать доброе свидетельство, еще продолжим доброе исповедание исповедывать, радуясь со всеми святыми, что сподобились свидетельствовать о Христе, не преклоняя колен пред Ваалом, то есть не склоняясь на похоти плоти и другие греховные сласти; не будем верить врагу, когда он будет предлагать нам помыслы отречения от послушания, но будем добросовестно противостоять ему, будучи поражаемы, но не побеждаемы. Какой плод такого мученического свидетельства, вы знаете; знайте, что свидетели Христовы, свидетельствовавшие о Нем всем и за истинное свидетельство неимоверные муки понесшие, в будущем веке сонаследниками Его объявлены будут, как говорит Апостол: Егда же Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитесь во славе (Кол. 3, 4). С ними и мы, до конца жизни продолжая свидетельство свое, да сподобимся получить вечные воздаяния и со Христом во веки пребывать в веселии и радовании" (цит. по: Богословские труды. № 17. М., 1977. С. 170).
       Так поучает нас преподобный Феодор Студит, и мы со страхом и трепетом внимаем его словам и говорим: "Господи, страшно нам!" Но если мы Христовы последователи, если мы тоже свидетели, - пусть нам и не предлежат страшные муки и великие подвиги - по благодати, по любви, по вере, по участию в жизни святых мучеников, мы молим Господа и всех святых мучеников, чтобы и нам быть не чужими в Царстве Небесном, не быть отвергнутыми, отторгнутыми, лишенными общения, а быть вместе, неразлучно с ними и с Пастыреначальником нашим Господом Иисусом Христом!
       Один священник, претерпевший заключение в страшной соловецкой тюрьме, перед смертью тяжело заболел. Он мучился, страдал, боли у него были страшные, и все ближние его соблазнялись, говоря: "Как же так? Соловецкий узник, а так болеет и страдает. За что ему это? Почему его Бог так не пожалел?"
       Обратились к старцу, и старец сказал: "Он был на Соловках. У него много друзей осталось там, на Соловках, мучеников и священномучеников. Но он в своей жизни не дострадал. А Господь хочет, чтобы он был вместе со своими друзьями. Но для этого он должен дострадать!"
       И батюшка терпеливо перенес свои страдания и муки и в этом подвиге и в несокрушимой вере преставился, исполняя слово старца и радуясь, что такие слова были ему сказаны.
       Дай Бог и нам всем, у кого есть какая-то немощь, какая-то болезнь, какие-то страдания, терпеливо и мужественно, взирая на подвиг мучеников, совершать дело своего свидетельства о Господе, чтобы быть всегда вместе с Ним и со всеми мучениками, которые лежат здесь и нас не оставляют, а мы их не оставляем уже пятый год! Христос воскресе!

Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ

       Бутовский полигон, 15 мая 2004 года