ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
06-2004

ПРОПОВЕДЬ

Эта земля стала святой

Яко свят еси, Боже наш,
иже на святых мученицех почиваеши,
и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу,
ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Из Чина освящения храма

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Христос воскресе!

       Как это понять - Иже на святых мученицех почиваеши, то есть отдыхаешь, возлежишь, близ есть душой Своей, Существом Своим к мученикам? На тех, кто отдал жизнь свою за Христа, кто не только время стояния - как вы сегодня здесь стоите, под дождем, а в позапрошлый год и под палящим солнцем, - а всю жизнь свою отдали Господу Иисусу Христу в страданиях, в мучениях, - на тех почивает Сам Господь? Чтобы понять эти замечательные слова возгласа из Чина освящения храма, надо вспомнить, когда этот возглас произносится.
       Вот, построен новый храм, стоит украшенный, и изнутри и снаружи, - всем, чем возможно украшен, но нет еще в нем сердцевины. Где же она, в чем? В центре алтаря - престол Господень. А что на престоле? Антиминс. А что в антиминсе самое важное и существенное? Святые мощи мучеников. Почему? Да потому что Сам Господь сказал, что Он на них почивает. В Откровении святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова сказано, что Господь восседает на Престоле, а под Престолом - души мучеников (см.: Откр. 6, 9). И благоволил Господь, чтобы в нашей Церкви в любом храме, на любом престоле всегда лежали мощи святых мучеников.
       Почему я об этом так долго говорю? Мысль эта не новая, но я хочу обратить ваше внимание на следующее: почему именно мощи мучеников? Ведь можно было и что-то другое сделать.
       Важнейшая часть Чина освящения храма: архиерей с крестным ходом идет за святыми мощами в ближайший храм. Идет торжественно: за ним несут рипиды, дикирий и трикирий, шествие осеняют хоругви, святой крест предносится пред шествующими, святые иконы как полномочные представители Церкви Небесной шествуют вместе с Церковью земной. После молитвы берут святые мощи с престола, где они, приготовленные, лежат, и так же торжественно идут в новоосвящаемый храм. Подходят к вратам затворенным, завешенным специальной завесой, и протодиакон возглашает: Возьмите врата князи ваша, и внидет Царь Славы! Изнутри храма вопрошают: Кто есть сей Царь Славы? Протодиакон отвечает: Господь Сил - Той есть Царь Славы! И архиерей на голове держит дискос со святыми мощами.
       Мы с вами привыкли к этому. Но ведь можно задать вопрос: а почему со святыми мощами? Се входит Царь Славы. Кто есть Сей Царь Славы? Разве не Господь наш Иисус Христос? Да! Но не в частице Святых Даров, приготовленных для причащения болящих и умирающих, не в Преждеосвященных Святых Дарах входит в храм Господь, а с частицей святых мощей мучеников или мученика Своего, лежащей на дискосе, благоволит Господь войти в новый Свой храм! Глубочайший символический смысл в этом есть - Господь почивает на святых мучениках и в храм входит на их святых мощах.
       Те, кто мало верит в буквальный смысл этих слов - а такие есть, - должны думать, вдумываться и додумывать до конца эту величайшую реальность - Господь почивает на мощах святых, Он так благоволил. В Откровении святого Иоанна Богослова мы читаем драгоценнейшие слова о мучениках: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца... и Сидящий на престоле будет обитать в них... и отрет Бог всякую слезу от очей их (см.: Откр. 7, 14, 15, 17).
       Когда мы почитаем святые мощи, когда мы углубляемся в землю, где они лежат, и видим сплющенные, деформированные кости и косточки, останки святого человека, ум наш возмущается, ум наш удивляется: почему это? Зачем это? Разве этому можно поклоняться? Когда мы видим кости умершего человека, святого, прославленного Церковью, то трепещет наша душа, а ум протестует: почему так?! А протестует он потому, что он не осознал до конца Воплощения Господа нашего Иисуса Христа. Благоволил Бог вселить Себя, "истощиться", "умалиться" до рабского вида человеческого, быть Человеком, во всей полноте человечества явиться нам. А Его святые люди, святые мученики, так же уничижаются, уходят в землю, из которой взяты были они, и там остаются в таком безвидном виде, что только чудесные явления говорят нам об их святости - аромат таинственный, некое благоухание, которое невозможно описать, как было на открытии святых мощей преподобного Серафима Саровского и как было не один раз на открытии мощей новопрославленных святых. Господь благоволит в унижении, в безвидности, расплющенности иногда, хранить тела и кости святых Своих.
       И вот, перед нами честные мощи. Почему мы им кланяемся? Потому что Господь пребывает на святых мощах. Это первое.
       Второе: Церковь Святая засвидетельствовала решением Священного Синода и Святейшего Патриарха, что этот человек прославлен в чине святых. Разве мы не верим словам Самого Господа о Церкви Своей? А Он сказал: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18). Церковь засвидетельствовала - и мы, прикладываясь к частице святых мощей, прикладываемся к реальности Царства Небесного. Перед нами - гражданин этого Царства, утвержденный, провозглашенный и прославленный Церковью Святой. Земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3, 10) - все уничтожится, а эта кость не уничтожится. Это святая кость. Это представительница Царства Небесного на земле. Это реальность, которая живее всей нашей преходящей реальности. Как молодой побег растения пробивает асфальт, так эта сухая кость по слову Божию процветет и обретет прежнюю плоть свою, но уже в новых свойствах - в измерениях и пространстве вечности и Царства Небесного. И Бог благоволил почивать на этих святых мощах еще до всеобщего воскресения!..
       Мы крестимся и целуем эти мощи и, как говорит святой Иоанн Златоуст, вбираем в себя благодать, от мучеников идущую. Мы принимаем и на лицо, и на голову, и на плечи, и на весь свой организм свой благодать от святых мощей1. Мы уходим от новомучеников другими - освященными небесной благодатью, и даже наши ноги передают земле это освящение.
       Есть мучениколюбцы - это слово употребляется в стихирах мученикам, а есть равнодушные к мученикам. Как было бы хорошо, чтобы мы все научились быть мучениколюбцами! Не надо думать, что только наш век слаб в вере. Нет! Преподобный Симеон Новый Богослов тысячу лет назад говорил, что не все имеют веру в новопрославленных святых. Подумать только! Уже тогда не все имели такую веру. И преподобный Симеон с горечью говорил: "Если мы не будем почитать новопрославленных по времени святых и будем чтить только прежних и известных, пусть даже великих святых, то не будет нам участия в Царстве Небесном. Отношение к мученикам, отношение к новопрославленным святым должно быть таким, чтобы мы с верою и любовью чтили самых последних по времени святых, со смирением встали в ряд от великих до самых последних по времени прославления святых, образуя собой по благодати звенья единой златой цепи, которая неудоборазрываема суть"2. Вот такие увещания оставили нам святитель Иоанн Златоуст и преподобный Симеон Новый Богослов. И вся история христианства, особенно раннего, пронизана почитанием мучеников.
       Здесь, в Бутове, лежит множество прославленных святых: святителей, архимандритов, игуменов, монахов, монахинь и православных священников, протоиереев и мирян - и множество еще не прославленных, только Богу ведомых. И место это - святое. Уже четвертый год совершается здесь чудо, в которое трудно даже поверить: приезжают архиереи, батюшки, миряне. Они стоят буквально на костях мучеников: нас разделяют метра полтора-два или чуть больше. Здесь лежат честные мощи, кости святых. Мы ногами ощущаем святость, идущую из земли. Мы с ними соединяемся в подвиге молитвы и стояния на этой святой траве - большом зеленом антиминсе. Мы с ними становимся единым целым. Они всегда были мучениками, но мы не всегда их чтили...
       В разных городах и весях, по всей России множество таких "бутовских" могил-полигонов с останками сотен, тысяч святых людей. Один геолог как-то рассказывал о Сибири, что там очень трудно проводить разведку: только отойдешь от дороги, начнешь бурить землю - и натыкаешься на лежащие в земле, в вечной мерзлоте нетленные тела расстрелянных людей - только иней на бородах блестит: вечная мерзлота создала им неразрушимость до Второго Пришествия. Как здесь копать, как здесь бурить? Когда вот они - лежат, и лица у них свежие, иней на бородах... Это страшно!
       Но это и радостно. Почему? Их присутствие в земле - залог нашего возвращения к Богу. Они пострадали в нашей Церкви Святой, на просторах нашей огромной страны сотни и тысячи пролили кровь за Христа, жизни свои отдали за веру православную. Они лежат и в Бутове, и в Магаданском крае, и в Рязани, и в Воркуте, и во множестве других мест нашей земли, которая стала от этого святой.
       Придите, мучениколюбцы, прославим, почтим, приклонимся, освятимся стоянием на Бутовской земле.
       Святые мученики! Мы не оставили вас в забвении, не бросили вас! Здесь, у вас, совершается Божественная литургия почти всей Полноты Русской Православной Церкви. Трижды совершал эту великую службу Святейший Патриарх с митрополитами, архиепископами и епископами, священническим и иноческим чином. Сюда приезжали гости из Эллады и с Афона, из других стран. Мы не покинули вас, святые мученики. И сегодня мы с вами снова вместе! Вознесите молитву свою за нас, за всех тех, кто не пожалел своего времени, своих сил, чтобы приехать сюда и молиться здесь! Мы просим у вас помощи и молитв, а вся Церковь исполняется радости и благодати от сегодняшнего торжества, в единстве и любви благодаря Бога. Аминь.
      
       1 Святитель Иоанн Златоуст: "Ибо как вода, наполняющая источники, не удерживается в недрах их, но выступает и разливается, - так точно и благодать Духа, обитающая в святых и присущая костям их, переходит и на других, следующих за ними с верою, переходит от души на тело, от тела на одежду, от одежды на обувь, от обуви на самые тени. Посему не только тела Апостолов творили чудеса, но и платки их и полотенца (Деян. 19, 12), и не только платки и полотенца, но и тень Петра действовала сильнее живых людей (Деян. 5, 15). Так некогда и милоть, ниспадшая на тело Елисея, низвела на него сугубую благодать (4 Цар. 2, 9), ибо не только тело Елисея, но и та одежда была исполнена благодати. Посему и у трех отроков пламень огня не коснулся не только тел их, но и самой обуви (Дан. 3, 24) (С. 145. Слово второе на перенесение мощей в церковь святого Апостола Фомы). Цит. по: Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. Книга 14. Издание П. П. Сойкина. Т. 2. СПб, без года. 598 + II стр. мелкого шрифта.
       2 См.: Добротолюбие. Т. 5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 51-52. Преподобного Симеона Нового Богослова Богословские и деятельные главы, параграфы 157-158. (Издание является репринтной копией книги: Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Т. 5. Изд. 2-е. М., 1900. С. 482+VI).

Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ

       Бутовский полигон, 17 мая 2003 года