ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
07-2004

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Возрождение церковной жизни
в Чеченской республике

       В непростом для всей России минувшем веке судьбы Православия на территории Чеченской республики были особенно драматичными. В двадцатые годы гонения на Церковь усугублялись здесь процессом так называемого расказачивания: для терских казаков их храмы и священники были поистине святыней и, значит, искоренялись особенно жестоко. В послевоенный период в Чечено-Ингушской АССР действовало всего два православных храма: Михаило-Архангельский в Грозном и Покровский в станице Слепцовской (Орджоникидзевской).
       В конце 1980 - начале 1990-х годов возрождение Православия в Терском крае совпало с разжиганием здесь антирусских настроений. Вновь открывшиеся храмы сразу же оказались в условиях осадного положения. Нападения и поджоги, угрозы священникам и прихожанам стали повседневной реальностью. С началом первой чеченской кампании ситуация только обострилась. Многие храмы были осквернены и разрушены, в том числе и Михаило-Архангельский храм в Грозном. Десять православных священнослужителей подверглись похищениям, трое из них пропали без вести.
       Несмотря на эти обстоятельства, всякий раз, когда обстановка это позволяла, православные верующие, живущие в Чеченской республике, старались восстановить порушенное, возобновить богослужения. После решения Священного Синода Русской Православной Церкви о передаче приходов, находящихся на территории Чечни, в состав Ставропольской епархии (декабрь 2003 года) епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан обратился к духовенству епархии с просьбой и призывом поддержать православное население Чечни.
       Первые после длительного перерыва богослужения в Христорождественском храме в станице Наурской и Михаило-Архангельском храме в Грозном совершили клирики Успенской церкви Моздока в праздники Рождества Христова и Святого Богоявления в 2004 году.
       9 апреля 2004 года, в Страстную Пятницу, по благословению Владыки Феофана в Грозный для совершения пасхальных богослужений выехала группа в составе автора статьи, студентов Ставропольской Духовной семинарии Евгения Поповича, Василия Феодориди, Алексея Сергиенко, Василия Синева и сына благочинного Нальчикского округа Вениамина Бобылева.
       Когда я получил от Владыки благословение на поездку в Грозный, естественно, у меня возник вопрос: кто поедет из певчих, кто будет помогать за богослужением. Но когда такой вопрос был задан студентам нашей семинарии, то почти все изъявили желание поехать. Конечно, всех взять мы не могли, отобрали самых лучших. Они помогали мне в совершении богослужений, а Вениамин Бобылев был пономарем.
       Во второй половине дня мы прибыли в Грозный. Подъехав к храму, увидели, что от него мало что осталось: крыши нет, вместо пола - земля, стены голые... Первое богослужение - вынос и погребение Плащаницы - мы провели в Крестильном храме. Молившихся было совсем немного - староста и несколько военных: вечерами там люди по улицам не ходят - это небезопасно.
       В субботу мы совершили Божественную литургию, за которой молились, причащались и местные жители, прихожане храма. В тот день до самого вечера в храм приходили люди, в основном военные: из Орловского и Московского ОМОНа, ВДВ, милиции. Все с куличами, яйцами. Военные, жители города просили благословить, освятить, сказать напутственное слово. И всем, конечно, мы раздавали подарки - привезли с собой около тысячи яиц, более семисот куличей.
       Перед началом ночного богослужения закрыли все окна, чтобы не было видно света, - такова пока что реальность жизни здешних мест. Пасхальное богослужение утром разрешили совершать в старом храме, под открытым небом. Несмотря на сильный пожар, в храме сохранился деревянный престол, и даже сверху кусочек облачения. Сейчас престол накрыт железным листом на случай дождя.
       За Божественной литургией молились около трехсот жителей Грозного, большинство из них причастились Святых Христовых Таин. Среди прихожан было несколько десятков детей.
       В момент пения "Отче наш" прибыли председатель постоянной комиссии по делам национальностей Госсовета Чечни Г. Е. Погребной, советник Президента Чечни В. П. Суханов, заместитель руководителя аппарата Президента Чечни Х. Х. Дениев, министр социальной защиты М. Вахаев, другие официальные лица. Г. Е. Погребной прочитал послание Президента Чеченской республики Ахмата Кадырова православным верующим. Хорошее, доброе послание, не пустые слова. Представители республиканского руководства заверили верующих, что храм восстановят, он будет еще красивее и величественнее. Официальным лицам были переданы пасхальные подарки от Владыки Феофана. После Божественной литургии всем прихожанам была передана материальная и гуманитарная помощь, выделенная Правительством Чеченской Республики к празднику Пасхи Христовой. Ее распределяли работники местных собесов.
       Все верующие очень тепло приняли посланцев Владыки Феофана и с радостью восприняли известие, что вскоре и сам епископ прибудет к ним с архипастырским визитом. Предстоящий визит правящего архиерея обсуждался также с руководством Чечни и командованием. 28-30 мая мы вновь совершили поездку в Чечню для совершения богослужений в праздник Пятидесятницы.
       В Моздоке участники поездки вместе с духовенством Успенского храма совершили молебен у чудотворной иконы Божией Матери, испросив у Царицы Небесной благословения на совершаемую поездку. По прибытии в Грозный в крестильном храме был совершен парастас. Также было совершено заочное отпевание девятнадцати человек, погибших во время первой и второй кампаний и остававшихся до сего времени неотпетыми. На следующий день после панихиды в Грозном группа посетила станицу Наурскую. Здесь, в храме Рождества Христова, совершили часы, Божественную литургию, панихиду, молебен с водоосвящением. Из семидесяти человек, пришедших в храм, причастились более пятидесяти. В богослужениях участвовали местные жители, а также верующие, прибывшие, несмотря на все трудности, сопряженные с передвижением по территории Чечни, из станиц Ассиновской, Мекенской, Ищерской, Алпатова.
       В этих станицах также организованы православные общины, созданы церковноприходские советы, в некоторых есть молитвенные помещения. Православную церковь в станице Наурской в начале девяностых годов устроили в здании бывшего клуба. По внутреннему убранству она не отличается от типовых храмов. На стенах и в иконостасе есть старинные иконы, оставшиеся от разрушенного в советские годы храма. Устроен баптистерий.
       При храме имеется церковный дом, в котором расположена воскресная школа, трапезная, комната для священника. Рядом с церковью находится военная комендатура, что обеспечивает приемлемый уровень безопасности. Встречи с заместителем главы района, комендантом станицы, начальниками районных отделов МВД и ФСБ показали, что администрация и силовые структуры поддерживают и будут поддерживать церковную общину.
       Тепло попрощавшись с наурцами, мы выехали в Грозный, где совершили праздничное всенощное бдение. Хотя в вечернее время люди практически не появляются на улицах, на всенощной было около двадцати человек. Это свидетельствует о том, что постепенно обстановка улучшается. 30 мая, в самый день праздника Святой Троицы, часы, Божественная литургия и вечерня совершались в стенах Михаило-Архангельского храма. За Литургией исповедовались и причастились Святых Христовых Таин около двухсот человек.
       Было роздано около четырехсот просфор, нательные крестики, иконочки, духовная литература, литература для детей, которые также присутствовали на богослужении. Было совершено Таинство Крещения над отроковицей Ириной. Вместе с мамой и бабушкой она является прихожанкой Михаило-Архангельского храма, однако ранее крестить девочку не было возможности.
       К празднику Троицы местные власти оказали приходу гуманитарную помощь, которая раздавалась по окончании Литургии под контролем церковного совета. Как и на Пасху, православные грозненцы с большим воодушевлением восприняли приезд священника и семинаристов. Встречали радушно, как родных, расставались с печалью, но и с уверенностью в том, что они не оставлены, что их помнят, что они не остались в тяжелых обстоятельствах в одиночестве. В своей проповеди я передал благословение епископа Феофана и сказал, что наш приезд - это видимый знак заботы и любви Владыки к своей пастве на территории Чеченской республики. Сказал, что мы - посланники Владыки, и все, что он нам поручил, мы обязаны с честью и достоинством выполнить. Владыка всегда молится обо всей своей пастве, о здешней богохранимой земле.
       В свою очередь, прихожане просили передать Владыке огромную благодарность за его неустанное попечение и заботу об их приходе. Такую же благодарность и надежду на то, что в скором времени епископ посетит их приход, выразил церковноприходской совет Христорождественского храма станицы Наурской.
       Посещения приходов на территории Чеченской республики, встречи и беседы с православными верующими убеждают в том, что Православие живо на этой земле. Сегодня православные храмы становятся для русского населения средоточием жизни: здесь всегда можно найти помощь и поддержку, и не только молитвенную, но и материальную. Приходы стали, по сути, центрами социальной работы, потому что основная масса русских жителей - старики, женщины и дети - находятся сегодня в трудном положении.

Игумен ФИЛАРЕТ
(Тамбовский), секретарь
епископа Ставропольского
и Владикавказского Феофана

Игумен Филарет (Тамбовский)
за богослужением в Грозном

У чудотворной Моздокской иконы
Божией Матери

Священнослужители с членами правительства
Чеченской Республики
в грозненском храме
во имя Архангела Михаила

За Пасхальным богослужением в Грозном

Пасха в Грозном


Коленопреклонные молитвы
в праздник Святой Троицы