ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
08-2004

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Торжества в Курске

       20-21 июля в Курске прошли торжества, посвященные 250-летней годовщине со дня рождения преподобного Серафима Саровского

Часовня во имя преподобного Серафима Саровского,
построенная на месте дома его родителей

       Для участия в торжествах в Курск прибыла делегация иерархов Русской Православной Церкви в состав которой входили митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Истринский Арсений, Симбирский и Мелекесский Прокл, Верейский Евгений, председатель Учебного комитета при Священном Синоде, Ярославский и Ростовский Кирилл, Орехово-Зуевский Алексий, епископы Дмитровский Александр, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк.
       В торжествах в Курске также участвовали митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, архиепископы Тверской и Кашинский Виктор, Тобольский и Тюменский Димитрий, Владимирский и Суздальский Евлогий, Рязанский и Касимовский Павел, Орловский и Ливенский Паисий, епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий и другие. Всего в торжествах принимали участие более пятидесяти архиереев Московского Патриархата из России, Украины и Белоруссии.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет благословляет народ Божий

       Для участия в торжествах в Курск прибыли заместитель председателя Совета Федерации А. П. Торшин, Полномочные представители Президента РФ в Центральном и Приволжском федеральных округах Г. С. Полтавченко и С. В. Кириенко, Министр культуры РФ А. С. Соколов, губернаторы всех областей Центрального федерального округа России и ряда других областей. В празднике принимали участие губернатор Курской области А. Н. Михайлов, председатель Курской областной думы А. Н. Анпилов, исполняющий обязанности мэра Курска, другие официальные лица.
       По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси торжества в Курске возглавил митрополит Киевский и всея Украины Владимир, который прибыл в Курск 21 июля. Его Блаженство сопровождали митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, митрополит Луганский и Старобельский Иоанникий, архиепископ Львовский и Галицкий Августин, архиепископ Вышгородский Павел, епископ Черниговский и Нежинский Амвросий и другие архиереи Украинской Православной Церкви.
       20 июля в полдень в Курск из Нижнего Новгорода прибыли мощи преподобного Серафима Саровского. В курском аэропорту самолет из Нижнего Новгорода с раннего утра ожидало православное духовенство, тысячи мирян, паломников, приехавших из разных городов и сел России, Украины, Белоруссии, Молдавии и других стран ближнего и дальнего зарубежья.
       По прибытии раки с мощами в аэропорт Курска начался многочисленный крестный ход из аэропорта к центру города, где на Красной площади перед Знаменским собором уже был установлен помост для совершения богослужения.
       Городскими властями многое было сделано, чтобы достойно провести торжества по случаю 250-летия со дня рождения их великого земляка. Были завершены восстановительные работы в Знаменском кафедральном соборе, отреставрирован Сергиево-Казанский собор, построенный родителями преподобного Исидором и Агафией. В ограде этого храма, на месте усадьбы Машниных, незадолго до торжеств была построена часовня во имя преподобного Серафима и установлена сень над местом падения с колокольни недостроенного собора отрока Прохора Машнина, чудесным образом оставшегося невредимым. За сенью, на стене собора, написан образ Пресвятой Богородицы "Умиление", столь чтившийся преподобным Серафимом.
      
       Первое письменное упоминание о Курске приходится на 1032 год и находится в житии преподобного Феодосия Печерского, который провел здесь свое отрочество, отсюда же он ушел в Киев в монастырь преподобного Антония Печерского. В XIII веке город был разорен полчищами Батыя. Со временем Курск возродился, и в середине XVIII века здесь проживало около восьми тысяч жителей, более половины которых составляли купцы и мещане. Следующими по численности были ремесленники, огородники и различные категории служилых людей. Также было немного крестьян и около трехсот дворян. Курское купечество было известно в Москве, Нижнем Новгороде, Киеве, в Сибири, Европе и Китае. Курским купцом был и Иван Илларионович Голиков, вместе с Григорием Ивановичем Шелиховым осуществивший проект освоения русскими поселенцами земель Аляски и Северной Калифорнии.
       В то время, когда в Курске жил Прохор Машнин (мирское имя преподобного Серафима), город представлял собой совокупность жилых "островков", образовавшихся вокруг приходских храмов: Никольского-на-торгу, Флоровского, Преображенского, Ильинского и других. Храмы были центрами пяти городских и четырех пригородных слобод. Слободы разделялись лугами, огородами, болотцами, небольшими озерами. Всю городскую структуру объединяли шестнадцать приходских храмов, которые долгое время были и административными центрами, и центрами жизни слобод. Около каждого храма были кладбище и торговая площадь.
       В 1781 году в Курске случился большой пожар, после которого городские власти решили изменить планировку города. По генеральному плану, утвержденному в 1782 году Екатериной II, в Курске были введены прямые улицы, образовавшие кварталы; болота и озера были осушены, старинные ремесленные центры были уничтожены. В связи с перепланировкой приходские храмы перестали быть административными единицами. Город приобрел европейский облик. Но к тому времени Прохор Машнин уже ушел в Саровскую пустынь.
       В первом выпуске "Трудов" Курской губернской ученой архивной комиссии, вышедшем в 1911 году, были опубликованы материалы, посвященные преподобному Серафиму Саровскому, в частности статья Григория Бочарова "К родословной преподобного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца".
       Г. Бочаров на основании местного архивного материала - ревизских сказок (анкеты правительственных ревизий, периодических переписей населения России; всего их было десять: первая ревизия состоялась в 1719 году, последняя - в 1858-м), метрических записей церковноприходских книг, документов межевого архива губернского правления - воссоздал, насколько это было возможно, историю рода Машниных. По данным переписи 1748 года, в Ильинском приходе Курска проживали братья Aнтoн и Сидор (Исидор), сыновья Ивана Мошнина. Сидор Иванович писался уже не Мошнин, а Машнин; так писалась потом и его жена, и их дети (в том числе Прохор), и внуки. Следовательно, фамилию преподобного Серафима следует писать через букву "а" - Машнин. Женой Исидора Ивановича стала "Агафья, Фатеева дочь, старинного курского посадского Фатея Завозгряева дочь" - так она сама себя назвала в официальном документе (ревизская сказка 1782 года, которую составляли Агафия Машнина и ее сын Алексей). В 1763 году ей было 38 лет. У Исидора Ивановича и Агафии Фотиевны было трое детей: Параскева, Алексей и Прохор.
       Долгое время считалось, что Прохор (будущий преподобный Серафим) родился в 1759 году. Но в 2002 году в Сарове была издана книга Валентина Александровича Степашкина "Преподобный Серафим Саровский: предания и факты". В этой книге ее автор, саровский краевед, на основании своих исследований сделал вывод, что в действительности преподобный Серафим родился в 1754 году.
       Скорее всего, ошибка произошла из-за упущения саровских монастырских делопроизводителей, в 1823 году убавивших возраст преподобного.
       В 1840 году нижегородские купцы братья Петр и Михаил Ясыревы поставили на могиле старца памятник со следующей надписью: "Под сим знаком погребено тело усопшаго раба Божия Иеромонаха Серафима, скончавшагося 1833 года Генваря 2 дня, который поступил в сию Саровскую пустынь из курских купцов на 17 году возраста своего. Скончался 73 лет. Все дни жизни посвящены были во славу Господа Бога и в душевное назидание православных христиан, в сердцах коих и ныне Серафим живет". Таким образом, неявно указывается 1759 год как год рождения преподобного.
       Любовь и усердие братьев к преподобному, конечно, заслуживают похвалы, но ошибка все-таки остается ошибкой, тем более что с этой надписи неправильная датировка года рождения преподобного перешла во все другие издания.
       Ошибку заметили еще в 1903 году, когда в "Курских губернских ведомостях" была опубликована статья А. Танкова "Несколько новых данных о преподобном Серафиме Саровском (из архива Курской Духовной консистории)". В исповедных книгах Ильинской церкви Курска, прихожанами которой являлись Машнины, в 1768 году было записано: "Вдова Агафия Фатеева дочь, Сидорова, жена Машнина, 50 лет. Дети ее: Алексей 17 лет, Прохор 14 лет, Прасковья 19 лет". Таким образом, получалось, что Прохор родился в 1754 году. Но других подтверждений этого факта не было обнаружено, и датой рождения преподобного по-прежнему считался 1759 год.
       В. А. Степашкин среди сохранившихся документов Саровской пустыни нашел несколько подтверждений того, что преподобный родился в 1754 году. В "Списке монахов Саровской пустыни" 1786 года впервые встречается имя Серафим с обозначение полных лет - 32, то есть год рождения преподобного приходится на 1754-й. Следующий список датируется 1796 годом, иеромонаху Серафиму уже 42 года, следовательно, он родился в 1754 году.
       "Духовный регламент" запрещал постригать в монашество людей, моложе тридцати лет. Этим можно объяснить то, что преподобный стал хлопотать о своем увольнении из Курского городского общества и поступлении в монашество в 1784 году, когда ему должно было исполниться 30 лет. Необходимый документ Прохор получил 13 февраля 1785 года. До этого, с 1778 года, когда его приняли послушником в Саровскую пустынь, он имел только временный паспорт, который должен был продлевать каждый год.
       Преподобный был пострижен в монашество 13 августа 1786 года. В "Реестре кто именно ниже подписавшагося послушника и с какова звания и сколько имеет от роду лет, и с коего времени в реченной пустыни находится" записано, что в 1786 году в монашество были пострижены Щепетильников, 31 год от роду, Овчинников, 32 года, Задорин, 31 год, и города Курска мещанин Прохор Сидоров сын Машнин, от роду 32 года. То есть опять год рождения преподобного приходится на 1754 год.
       На основании указанных фактов В. А. Степашкин сделал вывод, что годом рождения преподобного Серафима Саровского следует считать 1754 год. Труды Валентина Александровича были по достоинству оценены Священноначалием Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил совершить празднование 250-летней годовщины со дня рождения преподобного Серафима в июле 2004 года в Курске.
       В семье Машниных жила и мать Исидора Ивановича, бабушка преподобного, Феодосия Наумовна Машнина.
       Когда Прохору было семь лет, скончался его отец, о чем в книге Ильинской церкви 1760 года 10 мая, в 3-й части - "Об умерших", под № 4 записано: "Купец Исидор Иванов, сын Машнин, 43 лет; погребение отправлял священник Петр Колмыков с причтом".
       В 1764 году умерла бабушка Феодосия Наумовна. Вероятно, будет правильным предположить, что она оказала благотворное влияние на духовное формирование подрастающего Прохора. Также, скорее всего, в воспитании будущего преподобного участвовала и его старшая сестра Параскева. Она покинула родительский дом в 1771 году, выйдя замуж за курского мещанина Гавриила Коловшинова.
       Основная же забота о Прохоре, конечно, лежала на матери. В Курске о ней сохранилась добрая память как о женщине, отличавшейся особым благочестием. Агафия Фотиевна, как мы можем судить, была человеком выдающимся во многих отношениях. Об этом говорит и тот факт, что она после смерти мужа, с 1760 по 1778 год, продолжала подряд и руководила строительством Сегиево-Казанского собора.
       Все детство и отрочество Прохора прошли одновременно с постройкой этого храма. Атмосфера строительства церкви окружала будущего преподобного с первых дней его жизни, вместе с храмом созидался и внутренний строй его святой души. В семилетнем возрасте он, находясь вместе с матерью в строящемся храме, упал с колокольни и остался невредимым. Другим знамением особого Промысла Божия об отроке Прохоре стало чудесное его исцеление от тяжкой болезни во время крестного хода с Курской Коренной иконой Божией Матери.
       В 1775 году из Курска в Киев отправились Прохор Машнин, Иван Иванович Дружинин, Иван Степанович Бесходарный, Алексей Степанович Миленин и еще двое молодых людей, фамилии которых остались неизвестными, - все из "почтенных купеческих семейств", по-видимому также принадлежавших к Ильинскому приходу. Целью их путешествия было посещение киевского старца Досифея, у которого они хотели получить благословение на поступление в монастырь.
       Почти все перечисленные куряне, кроме Алексея Миленина, у которого неожиданно по смерти родителей остались на руках пятеро братьев и сестер, стали иноками. Двое отправились в Саров сразу из Киева, не возвращаясь в Kypск. Прохор прожил в родном городе еще более двух лет, хотя давно избрал Саровскую обитель и киевский старец Досифей подкрепил своим благословением его намерение. О причинах такого решения Прохора сейчас можно только догадываться, но, скорее всего, он хотел дождаться окончания строительства Сергиево-Казанского собора. 22 октября 1778 года, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, состоялось освящение верхнего храма, а 20 ноября, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, Прохор прибыл в Саров.
       Преподобный не случайно избрал Саровскую обитель. Принявший Прохора настоятель, "строитель" пустыни, старец иеромонах Пахомий (в миру Борис Назарович Леонов) - коренной курянин. В Сарове подвизались и другие уроженцы Курска: строгий подвижник Питирим (в миру Петр Иванович Дружинин, из тех же Дружининых, что и друг Прохора - Иван Иванович), старец Иоаким, которого преподобный Герман Аляскинский предлагал во епископа Северо-Американской епархии. Старец Иоаким уклонился от епископского сана, приняв на себя подвиг юродства во Христе. Таким образом, Саровская обитель была тесно связана с Курском, здесь хорошо о ней знали через своих родственников и близких знакомых. Н. В. Елагин писал, что строитель отец Пахомий в детстве лично был знаком с родителями Прохора.
       В 1780 году послушник Прохор тяжело заболел водянкой, но через три года получил исцеление предстательством Пресвятой Богородицы, вновь посетившей его в видении в сопровождении Апостолов Петра и Иоанна Богослова. На месте келлии, где он лежал в болезни, решено было построить больничный храм во имя Зосимы и Савватия Соловецких, и Прохор по послушанию отправился на сбор пожертвований, побывав в 1783 или 1784 году в родном Курске, где в числе прочих получил взнос и от брата Алексея. Мать его, Агафия Фотиевна, была еще жива. Для Прохора это посещение родных мест и близких ему людей было последним прощанием с ними перед тем, как совершенно отречься от мира и вступить на тесный путь иночества.
       Агафия Фотиевна почила в 1800 году, о чем в книге Ахтырской церкви, в приходе которой жили тогда Машнины, в части "Об умерших" была сделана запись: "1800, февраля 29 числа, вдова мещанка Агафия Фатеева дочь, Сидорова жена, Машнина, 72 лет, погребение отправлял священник Василий Псарев с причтом".
       После указанного посещения Курска преподобный уже не бывал в своем родном городе до своей кончины, однако в Курске продолжали жить его близкие родственники. Протоиерей Лев Лебедев в статье "Загадка одного портрета", опубликованной в "Журнале Московской Патриархии" № 1 за 1988 год, проследил дальнейшую судьбу рода Машниных. Он, в частности, писал: "Его старший брат Алексей Машнин женился на дочери курского купца Марии Ивановне Ситниковой. В 1782 году ей было 30 лет и к тому времени у них уже были дети - сын Иван, дочери Дарья (10 лет), Матрена (9 лет). Затем еще родились сын Семен и дочь Мавра, которым к 1795 году было соответственно полгода и 12 лет. В 1792 году Дарья вышла замуж за купца Аксентьева, после смерти которого сочеталась вторым браком с Василием Михалевым. Мавра вышла замуж за Николая Бочарова (их сын Василий Николаевич в 1903 году и указал место, где стояла первая усадьба Машниных). Судьба Матрены не прослеживается. Старший сын Алексея Иван Алексеевич Машнин, двадцати лет от роду, "умре в 1800 году", то есть в один год с бабушкой Агафьей. Второй сын Семен женился на Наталье Ивановне (фамилия неизвестна). От этого брака родились дочери, двоюродные внучки преподобного Серафима, Пелагия и Екатерина. В 1834 году им было соответственно двенадцать и восемь лет. Был у Семена еще и сын Иван, но он умер в 1817 году в годовалом возрасте.
       У преподобного Серафима была также родня по линии дяди, брата отца, - Антона Ивановича Машнина, который женился на Варваре Финогеновне Ишуниной. У них родился сын Петр Антонович (двоюродный брат преподобного Серафима), взявший в жены Мавру Афанасьевну Овсянникову. Но у них детей не было, и эта ветвь рода прекратилась, по данным 6-й ревизии, в 1814 году (в то время никого из них уже не было в живых). Семен Алексеевич Машнин с женой и детьми жили поначалу сносно, даже прикупили в 1836 году к своей усадьбе у Московских ворот соседний участок Шандриковых. Но уже в 1838 году все было продано, и с того времени Семен Алексеевич жил на квартире у своего родственника Михалева на Даньшинской улице, где и умер в 1868 году и был погребен причтом Преображенского храма (перед этим, в 1861 году, скончалась его жена Наталья Ивановна). Род курских купцов Машниных прекратил свое существование, придя под конец к бедности.
       Как это могло произойти? В известной беседе с Н. А. Мотовиловым преподобный Серафим Саровский говорил: "Родом я из курских купцов". Машнины знали толк в купеческом деле, в торговле. Можно с уверенностью сказать, что если бы Машнины, подобно другим купцам, поставили целью жизни материальное обогащение, семья не обеднела бы...
       От Алексея Машнина, как говорилось выше, остался сын Семен, от него - две дочери, Пелагия и Екатерина, которые не выходили замуж, сохранили девство и наконец обе yшли в Дивеевский монастырь, взлелеянный любовью и попечением их двоюродного деда, преподобного Cepaфима. В официальной справке об этом сказано так: "Из производства Курской казенной палаты, по ревизскому столу, усматривается, что Екатерина и Пелагия Машнины уволены в монашество по отношениям настоятельницы Серафимо-Девичьего (Дивеевского. - Прим. авт.) монастыря об исключении их из мещан города Курска Палатою предписано Курской мещанской управе 20 ноября 1885 года за № 7360 и 20 апреля 1887 года за № 2267".
       Так завершился род Машниных. Радостная устремленность к Богу, которая восхищает нас в преподобном Серафиме, была свойственна всему его роду. Нельзя не отметить, что эта устремленность определялась и укреплялась в период строительства Сергиево-Казанскоro кафедрального собора: из преуспевающих подрядчиков и купцов Машнины начали постепенно превращаться в беднеющих мещан вскоре после окончания строительства этого собора. Созидая святой Божий храм, Машнины утрачивали интерес к стяжанию капитала и все более искали, говоря словами преподобного Серафима, "благодатного капитала", стяжания Святого Духа Божия. Недолгий род их словно только для того и появился на свет, чтобы построить величественный храм и воспитать великого подвижника благочестия".
      
       Первая остановка крестного хода - на месте будущего деревянного храма во имя преподобного Серафима Саровского, который в скором времени будет воздвигнут на Союзной улице Курска в память о праздновании 100-летия прославления преподобного. Здесь был совершен краткий молебен, и крестный ход снова двинулся в путь. Весь путь крестного хода с мощами преподобного Серафима был выстлан ковром из свежей травы и полевых цветов - ромашек, васильков, колокольчиков. Вдоль городских улиц стояли жители Курска, встречая своего святого земляка. В крестном ходе участвовало много детей и молодежи.
       Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, сопредседатель Всероссийского оргкомитета по проведению юбилея преподобного Серафима Саровского, в сослужении архиереев Русской Православной Церкви, прибывших для участия в Серафимовских торжествах в Курске, освятил часовню во имя преподобного Серафима, построенную в ограде Сергиево-Казанского собора, на месте усадьбы Машниных, родителей угодника Божия.
      
       Дом, в котором жили Машнины, до наших дней не сохранился. Он сгорел во время большого пожара в 1781 году, когда преподобного уже не было в Курске. Брат преподобного, Алексей, после пожара переселился вместе с семьей и матерью Агафией Фотиевной на новое место, у Московских ворот, в приход Ахтырской церкви, где им был выделен усадебный участок в 33-м квартале по новому генеральному плану Курска 1782 года.
       О месте, на котором находился дом, в котором родился и вырос преподобный, стали забывать. Н. В. Елагин, в 1863 году написавший книгу "Житие преподобного отца нашего Серафима...", утверждал, что в Курске "до сих пор знают это место и приезжающим указывают на него в числе местных особенностей. Оно находится на Сергиевской улице, в близком соседстве с храмом Преподобного Сергия". Но уже в 1903 году никто не мог точно указать место, где находилась усадьба Машниных. Только 84-летний Василий Николаевич Бочаров, сын Мавры Алексеевны, одной из дочерей Алексея Машнина, вспомнил, что участок Исидора Машнина находился "ниже кафедрального собора и примыкал к юго-восточной оконечности нынешней ограды собора". Надо отметить, что существующая сейчас ограда собора совпадает с первоначально построенной.
       Двор Машниных северо-западным углом упирался в юго-восточную грань ограды собора. Теперь это двор дома № 13 по улице Можаевской. Здесь преподобный Серафим родился, здесь он жил до ухода в Саровскую обитель.
       Здесь же, на территории Сергиево-Казанского собора, была освящена сень над местом падения со строившегося храма и чудесного спасения отрока Прохора. Сень возведена Фондом преподобного Андрея Рублева и является даром Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия городу Курску.
       Надпись на сени гласит: "На сем месте в 1761 году при постройке храма с колокольни упал семилетний отрок Прохор Машнин - будущий преподобный Серафим Саровский, который с помощью Божией остался здрав и невредим. В ознаменование 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского сия сень - дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия - сооружена трудами Российского фонда архитектурного наследия имени преподобного Андрея Рублева по проекту архитектора О. И. Журина и освящена 20 июля 2004 года". Сень украшена звездой на месте падения отрока Прохора и иконой Божией Матери "Умиление".
       Курский Сергиево-Казанский собор, как уже упоминалось, построенный Исидором и Агафией Машниными - родителями преподобного Серафима, является выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества второй половины XVIII века. Собор был заложен в 1752 году и строился на протяжении 26 лет, до 1778 года.
       До постройки каменного храма на этом месте существовала деревянная церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского, полностью сгоревшая во время большого городского пожара. На месте пожарища была обнаружена Казанская икона Божией Матери, совершенно не тронутая огнем. Прихожане сгоревшей церкви решили построить вместо сгоревшего новый двух- этажный каменный храм, освятив один из его престолов (верхний) в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
       Народ обратился к епископу Белгородскому и Обоянскому Иоасафу (Горленко), в епархию которого в то время входил Курск, с просьбой благословить постройку нового храма. Святитель Иоасаф не только дал свое благословение, но и сам освятил место, совершив в 1752 году чин закладки храма. Это подтверждает святой антиминс, позже снятый с престола нижнего храма.
       Средства на храм были собраны среди прихожан. Особенно большой вклад внес купец Карп Первышев. Подрядчиком на строительстве стал курский купец Исидор Машнин. Проект храма был сделан одним из учеников известного архитектора Растрелли.
       Первоначальный вид собора с западной стороны был значительно изменен в 1830 году пристройкой к колокольне лестничной клетки, выполненной в стиле классицизма. Фасад пристройки украшен шестью высокими колоннами. Внутри собора обращает внимание великолепный восемнадцатиметровый иконостас верхнего храма. Имя его автора неизвестно.
       Нижний храм во имя Преподобного Сергия был освящен Преосвященным Иоасафом (Миткевичем), епископом Белгородским, в 1762 году, а верхний - в честь Казанской иконы Божией Матери - Преосвященным Аггеем (Килисовским) в 1778 году. В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск в 1833 году собор стал кафедральным. (В наши дни кафедральным храмом Курска является Знаменский собор.)
       В середине XX века престолы собора были переосвящены. Верхний храм был освящен в честь Преподобного Сергия Радонежского, нижний - в честь Казанской иконы Божией Матери.
       На протяжении трех столетий Сергиево-Казанский собор являлся духовным центром и оплотом Православия на Курской земле. Сегодня на территории собора работает православная библиотека, иконописная мастерская, в том числе выполняющая и работы по реставрации икон. Открыта столярная мастерская, в которой изготавливаются резные деревянные аналои, рамки, киоты. На территории собора действует гостиница для духовенства и паломников.
       В притворе нижнего храма, справа от входной арки, висит портрет преподобного Серафима. Старец изображен в преклонных летах, голова его не покрыта; он облачен в мантию, поверх нее - епитрахиль. Веки слегка опущены. Правая рука прижата к сердцу. Именно так преподобный Серафим стал изображаться на иконах после его прославления в 1903 году.
       По мнению специалистов реставрационного центра имени И. Э. Грабаря, создание портрета можно отнести к первой половине XIX века. Возможно, это прижизненный портрет преподобного Серафима или очень ранняя, современная оригиналу копия с него. Очевидно, с этого или такого же портрета писались наиболее распространенные иконные изображения преподобного Серафима после его прославления.
      
       Следующая остановка крестного хода - в Воскресенско-Ильинском храме, приходской церкви семьи Машниных. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил здесь заупокойную литию по родителям преподобного - Исидору и Агафии.
       Здесь к крестному ходу присоединились церковные иерархи, духовенство, губернаторы областей Центрального федерального округа, гости торжеств и многочисленные паломники.

Заупокойная лития по родителям преподобного Серафима в Воскресенско-Ильинском храме

       На месте Воскресенско-Ильинского храма до 1760 года стояла деревянная церковь, в которой венчались Исидор и Агафия Машнины. Здесь были крещены все их дети, в том числе и сын Прохор. Здесь отпевали и отца преподобного Серафима Саровского - Исидора.
       Расположен храм на главной улице города - улице Ленина (бывшей Московской).
       История возникновения храма восходит к началу XVII века. В 1619 году в центре города "нищелюбивым" Корнилом Брагиным был поставлен деревянный божедомный монастырь (в котором хоронили нищих, странников - тех, кого некому было похоронить), посвященный пророку Божию Илии и Святителю и Чудотворцу Николаю. Деревянный храм просуществовал до 1760 года. В 1767 году на этом месте была построена каменная церковь в честь святого пророка Илии.
       В 1788 году был разобран Воскресенский собор Знаменского монастыря и в Ильинской церкви был устроен еще один престол, в честь Воскресения Христова, после чего за ней закрепилось второе название - Воскресенский градский собор.
       К началу XX века Ильинская церковь имела престолы Воскресения Христова, Пророка Божия Илии и Всех святых. Помимо самой церкви имелся большой двухэтажный церковный дом и флигель. При храме находилась церковноприходская школа.
       Ильинская церковь славилась своим хором певчих. Здесь прекрасная акустика.
       Многое для благолепия храма делалось церковными старостами, которыми долгое время были представители известного купеческого семейства Гладковых. Жили они напротив храма, немало средств жертвовали на содержание церковного хора, сторожей, благоустройство. Так, в 1910 году Гладковыми был проведен большой ремонт храма, на который они израсходовали сто тысяч рублей. За капитальный ремонт братья были удостоены Высочайшей награды - ордена святой Анны III степени.
       Видимо, тогда же храм был заново расписан. До сих пор неизвестно, кто был автором его прекрасных росписей. Под одной из них стоит надпись: "Стенную живопись исполнил придворный поставщик Н. Я Епанечников. Москва, 1-я Мещанская, соб. дом". Предположительно, роспись была выполнена по эскизам великого русского художника Васнецова, в стиле, напоминающем роспись Владимирского собора в Киеве.
       В годы советской власти в храме находился государственный архив. В 1995 году храм был возвращен Русской Православной Церкви и в нем были проведены ремонтно-восстановительные работы.
      
       От Воскресенско-Ильинского храма крестный ход прошел по центральной улице города к Знаменскому кафедральному собору. Мощи преподобного Серафима Саровского были установлены на специальном помосте под тентом на Красной площади перед Знаменским собором Знаменского монастыря.


       Возникновение этого монастыря связано с героической обороной Курска от нашествия польско-литовских интервентов под командованием гетмана Жолкевского в 1612 году. Курск был захвачен и разорен, но крепость враги взять не смогли. Согласно преданию, куряне, защищавшие крепость, дали обет, что если враг будет посрамлен, то в память об этом событии будет построен монастырь в честь чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери.
       К 1615 году в монастыре были две деревянные церкви: Рождества Пресвятой Богородицы и преподобного Михаила Малеина с приделом Соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия, келлии для настоятеля и четырнадцать келлий для братии. Число иноков вскоре возросло до сорока человек. Монастырь назывался Рождественским.
       С 1618 года в нем находилась Курская Коренная икона Божией Матери "Знамение". В 1619 году царь Михаил Федорович даровал монастырю льготную грамоту с пожалованием пашни и освобождением от податей. В 1631 году от пожара, возникшего от удара молнии, сгорели все монастырские строения. Через три года, сразу после восстановления, монастырь постигло новое бедствие - разграбление поляками. Только в 1649 году по указу царя Алексея Михайловича была заложена и отстроена каменная церковь в честь иконы Божией Матери "Знамение". С того времени монастырь стал называться Знаменским. На пожертвования князя Г. Г. Ромодановского и его войска построили Богоявленскую церковь при настоятельских покоях, Петропавловскую - над Святыми воротами, братские келлии, хозяйственные строения и каменную стену с башнями вокруг обители.
       При архимандрите Гедеоне (Антонском) Знаменская церковь стала пятиглавой, были позолочены кресты и иконостасы. В то же время была обновлена живопись во всех церквах. В течение ближайшего столетия Знаменский монастырь претерпел много изменений в планировке и застройке, но оставался по-прежнему главным монастырем Курской земли. Коренные изменения в нем произошли после утверждения в 1782 году нового плана застройки Курска. В процессе формирования нового городского центра были снесены в 1788 году Воскресенский собор, в 1792 году - Пятницкая церковь, а в 1816 году - Знаменская церковь и другие здания старого Знаменского монастыря.
       Строительство большого Знаменского собора продолжалось десять лет. Руководил строительством архимандрит Палладий (Белевцев). Храм имел в плане форму креста, сверху его венчал сферический купол. От основания до вершины купола высота собора 48 метров.
       После революции храм был закрыт. В 1930-х годах были снесены парные колокольни и четыре угловых купола. В те же годы в здании был устроен кинотеатр "Октябрь".
       В 1992 году храм был вновь передан Церкви и возрожденному Знаменскому монастырю. К празднованию 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского в храме были проведены большие реставрационные работы.

Знаменский кафедральный собор Курска


       Вечером 20 июля на площади началось всенощное бдение с чтением Акафиста преподобному Серафиму Саровскому. За богослужением, которое совершали прибывшие на торжества архиереи Русской Православной Церкви, митрополит Минский и Слуцкий Филарет огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, в котором говорилось:
       Промыслительно, что это знаменательное событие совершается в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова, когда все мы особенно нуждаемся в молитвенном предстательстве и заступничестве пред Богом этого великого святого, когда оскудевают силы наши, когда по словам пророка "исчезохом в суете дние наша" (Пс. 77, 33).
       Сегодня, как и во времена земной жизни преподобного, нелегко идти по пути душевного спасения, ибо Царство Божие силою берется и прилагающие усилия наследуют его (ср.: Ин. 11, 12). Однако жития подвижников веры и благочестия, во множестве прославленных на Русской земле, убедительно свидетельствуют о возможности достижения высокого евангельского идеала. Преподобный Серафим Саровский призывает нас к стяжанию мира прежде всего в своей душе. Сколь многих бед и скорбей мы могли бы избежать, если бы руководствовались в жизни своей простыми наставлениями преподобного. "Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя" - преображающую силу этих слов каждый из нас может ощутить в своем сердце, если только приложит усилия и будет относиться к ближним своим по-христиански.
       Возблагодарим же, возлюбленные, Господа нашего и Царицу Небесную в день празднования одной из чтимых Ее икон за дарованную нам радость поклонения честным мощам преподобного Серафима Саровского. Вознесем усердные молитвы за Церковь, страну, грады и веси наши, дабы предстательством великого угодника Божия было ниспослано нам "тихое и безмолвное житие, во всяком благочестии и чистоте".
       Вновь и вновь, "преклоньше колена", сугубо помолимся скорому помощнику и предстателю нашему: Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас.
       Полномочный представитель Президента в Центральном Федеральном округе Г. С. Полтавченко огласил приветствие Президента В. В. Путина. В послании Президента России было сказано:
       Приветствую участников юбилейных торжеств, посвященных 250-летию со дня рождения святого преподобного Серафима Саровского.
       История нашего государства наполнена славными ратными, трудовыми и нравственными подвигами, которые и сегодня укрепляют духовные силы народа. И таким примером беззаветного служения своему отечеству, ценностям добра, справедливости, милосердия является подвижническая жизнь преподобного Серафима Саровского.
       Нынешний юбилей стал продолжением празднования столетия канонизации святого Серафима, которое отмечалось в минувшем году в России и во всем православном мире. Эти торжества наглядно показали стремление людей к возрождению глубоких культурных традиций и единению общества.
       Поздравляю вас с праздником. Желаю счастья, мира и благополучия.





За всенощным бдением

       По окончании всенощного бдения с акафистом мощи преподобного Серафима были перенесенены в Знаменский собор, где к ним могли приложиться паломники. Официально было зарегистрировано около 4-5 тысяч паломников, прибывших на торжества в Курск.


       21 июля на площади перед Знаменским кафедральным собором были совершены Божественная литургия и праздничный молебен. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия праздничное богослужение возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Его Блаженству сослужил многочисленный собор архиереев и священнослужителей. На богослужении присутствовали Полномочные представители Президента в Центральном и Приволжском федеральных округах Г. С. Полтавченко и С. В. Кириенко, мэр Москвы Ю. М. Лужков, губернаторы центральных областей России и тысячи паломников.



За Божественной литургией

       Во второй половине дня в здании администрации Курска состоялось расширенное совещание руководителей Центрального федерального округа на тему "Духовно-нравственное возрождение регионов: опыт взаимодействия с Русской Православной Церковью". В заседании помимо постоянных членов Совета - губернаторов, глав администраций, руководителей законодательных органов Российской Федерации, входящих в Центральный округ, - приняли участие архиереи Русской Православной Церкви, прибывшие на торжества по случаю 250-летнего юбилея со дня рождения преподобного Серафима Саровского, а также депутаты Государственной Думы, члены Законодательного Собрания, руководители федеральных и окружных структур государственной власти.
       В состав президиума совещания вошли Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко, губернатор Курской области А. Н. Михайлов, губернатор Орловской области Е. С. Строев, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент, Курский и Рыльский Ювеналий.
       Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, направленное участникам заседания. В послании Святейшего Патриарха, в частности, говорится:
       Как явствует из названия этой встречи, она посвящена вопросу духовно-нравственного возрождения российских земель. Церковь готова помочь регионам в осуществлении этой задачи. Вспомним, что ее служение направлено на духовное, нравственное оздоровление человека и общества. Одна из миссий Церкви - напоминать, что каждый из нас в ответе за будущее России. Церковь призывает к тому, чтобы все больше людей полагали в основание своих трудов высшие ценности, преображали мир христианской жизнью по завету преподобного Серафима Саровского: "Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя".
       Сегодня наша страна по-прежнему стоит перед многими проблемами. Среди них резкое, бросающееся в глаза социально-имущественное расслоение народа, утрата людьми положительного морального идеала, духовный кризис семьи и общества. Перед нами стоит непростая задача освоения новых форм хозяйствования и включения в мировую экономику. Для того чтобы этот процесс не разрушил Россию, но принес пользу народу, нужно вернуть стране трудовую и хозяйственную этику, такие ценности, как честность, ответственность и милосердие.
       За последние десятилетия увеличилась взаимозависимость всех стран и регионов мира. Мы не можем изолироваться от других народов, религий и культур, пресечь свободно идущие информационные потоки. Но что эти потоки несут с собой? Ответ на этот вопрос должен даваться на основе воли народа, который против культа насилия и безнравственности, причем этот культ осуждают и многие журналисты, практически все политики, ученые.
       Открытость каждого народа многоразличному Божию миру и готовность к диалогу с ним принесут достойные плоды только в том случае, если этот народ сумеет сохранить присущий ему культурно-исторический и духовный облик. Страна будет жить, и жить достойно, именно тогда, когда она вновь обратится к своим святыням, задумается о сохранении и возрождении духовных традиций. В нашем стремлении привести людей к православной вере нет никакого вызова, никакого противопоставления миру окружающему - напротив, мы призываем всех войти в нашу радость (Мф. 25, 21), так как вера Христова всегда несла людям добро, мир, радость и любовь.
       Убежден, что Православие изменяет к лучшему все стороны жизни человека и общества: государственное строительство, ученость, воинское дело, культуру, искусство, повседневный труд и быт. Путь в лучшее будущее России можно построить только следуя тем заветам, которые даны нам историей и которые веками определяли наше лицо пред Богом и людьми. Жизнь убедительно показывает, что без этой опоры мы оказываемся в плену чужих произволений. И одной из святынь, указующих нам путь в будущее, является образ преподобного отца нашего Серафима Саровского...
       В современной жизни все меньше места остается для подлинных, а не мнимых духовных ценностей, составляющих основу жизнеспособности нации. Сея ветер свободных от нравственности идей, мы пожинаем бурю саморазрушения.
       Россия всегда была крепка верой и соборностью - объединив усилия, всем миром, она противостояла нападениям извне, преодолевала смуты, побеждала в неравных боях, созидала мирную жизнь. Пришло время превозмочь главную беду - вымирание нации. От всех и каждого из нас зависит, какой будет Россия в ближайшие годы, кто и как в ней будет жить...
       Выражаю надежду, что духовный и социальный опыт Православия поможет всем нам в поиске надежных решений проблем нашего времени. Благодарю всех федеральных и региональных руководителей за труды по возрождению нашей страны, за внимание к нуждам Русской Православной Церкви. Желаю всем крепости сил и благословенного успеха в трудах.
       С докладами на совещании выступили Г. С. Полтавченко, А. Н. Михайлов, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, мэр Москвы Ю. М. Лужков, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, губернатор Московской области Б. В. Громов, архиепископ Верейский Евгений, президент Российской академии образования Н. Д. Никандров.
       По итогам совещания были выработаны рекомендации по взаимодействию государственной власти с Русской Православной Церковью. Торжества продолжались также 22 и 23 июля.
       В эти дни мощи преподобного Серафима Саровского были открыты для поклонения.
       23 июля крестным ходом мощи были перенесены из Знаменского кафедрального собора к Сергиево-Казанскому собору, где прошел краткий молебен, после которого мощи были перенесены в аэропорт, откуда самолетом были доставлены в Нижний Новгород и затем в Дивеево.
       Празднование 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского стало большим праздником не только для Курска, но и для всей России. Преподобный Серафим при жизни не искал славы человеческой, но Господь прославил его больше, чем многих из тех, кто был славен в его время. И мы, православные христиане, чтим его память и молимся ему, надеясь на его теплое заступничество.

И. Яковлев