|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 12-2004 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Итоговый документ
I Международого фестиваля православных СМИ
"Вера и слово"
Средства массовой информации играют огромную роль в жизни современного общества. Под воздействием теле- и радиопередач, газетных и журнальных публикаций во многом создается общественное мнение, определяются идеологические приоритеты и жизненные идеалы, формируется личностная система ценностей.
К сожалению СМИ, которые должны быть объединяющей силой, часто являются источником разделений, пропагандируют безнравственность, порок и насилие.
Обсудив проблемы информационной деятельности Церкви, критерии качества православной журналистики, опыт диалога и сотрудничества Церкви со светскими СМИ, профессиональные проблемы современных периодических печатных и интернет-изданий, теле- и радиопрограмм и многие другие вопросы, участники фестиваля православных СМИ "Вера и слово" отметили следующее:
- в последние годы в России не только восстанавливаются храмы и монастыри, но и возрождаются различные формы церковного служения, в том числе и православная журналистика как одно из важнейших направлений миссионерской деятельности Церкви;
- главная цель православной журналистики - свидетельство об истине Христовой, однако это свидетельство может быть не услышано, если журналист не владеет "языком", на котором говорит его слушатель, зритель или читатель. Православный журналист в своем миссионерском служении должен руководствоваться словами апостола Павла: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. (1 Кор. 9, 22) ;
- одна из важных задач православной журналистики - обеспечение связи поколений, передачи знаний и традиций, и в конечном итоге, создание условий для целостного духовного, интеллектуального и культурного развития как личности, так и общества в целом;
- в своей работе православный журналист должен основываться на вероучительных и нравственных принципах Православия. Он должен всегда помнить слова Спасителя: ...за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. (Мф. 12, 36);
- наряду с соблюдением общих правил журналистской этики православный журналист не должен допускать суждений, не согласующихся со святоотеческой традицией, не позволять себе высказываний, способствующих церковному расколу и общественным нестроениям;
- православный журналист не должен избегать актуальных тем, но в их обсуждении должен в первую очередь руководствоваться понятием церковной пользы.
Участники фестиваля выразили тревогу по поводу отсутствия:
- национальной ежедневной общественно-политической и культурно-просветительной газеты, освещающей все стороны жизни России с православных позиций, а также православных телерадиоканалов и общецерковного информационного агентства;
- программ на Центральном телевидении, полноценно освещающих духовную культуру России, ее многовековые традиции, а также рассказывающих о проблемах современной жизни с христианской точки зрения;
- действенных механизмов противостояния антицерковным кампаниям, проводимым в некоторых светских СМИ;
- системы эффективного распространения церковной печати;
- должной информационной базы епархиальных периодических изданий;
Вместе с тем участники фестиваля с удовлетворением отметили:
- возросший интерес государственных и общественных организаций к православным СМИ;
- возникновение новых православных периодических изданий, адресованных детям и молодежи, а также людям, которые еще только ищут свое место в церковной ограде;
- оперативность и действенность православного интернета, в котором за последние пять лет появилось более двух тысяч сайтов.
В качестве первоочередных задач участники фестиваля видят:
- разработку общецерковной информационной концепции;
- создание православных курсов повышения квалификации для журналистов;
- организацию пресс-служб при Епархиальных управлениях Русской Православной Церкви в соответствии с решениями Архиерейского Собора 2004 года. Эти пресс-службы должны координировать работу епархиальной печати, вести диалог с общественными и государственными СМИ, осуществлять информационную поддержку социальных и общественных инициатив Церкви, участвовать в обмене церковными новостями с другими епархиальными пресс-службами, создавать епархиальные интернет-сайты, вести летопись жизни епархий, поддерживать сотрудничество с местными православными общественными деятелями, представителями культурного и научного сообщества;
- преподавание основ журналистики в учебных заведениях Русской Православной Церкви;
- создание зрительских жюри, мнение которых учитывалось бы при продлении и отзыве лицензий электронных СМИ;
- создание социальной рекламы, служащей укреплению духовных и нравственных ценностей в обществе, особенно в молодежной среде.
Участники фестиваля обращаются ко всем сотрудникам православных средств массовой информации, всем православным журналистам с призывом сохранять единомыслие, быть ответственными в своем служении Богу и людям, прилагать все усилия для свидетельства об истине Христовой, полагая своим долгом содействие вечной спасительной миссии Церкви.16-18 ноября 2004 года