ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
12-2004

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Свято-Успенская Святогорская лавра

       Время возникновения монашеской обители на Святых горах теряется в глубине веков. В синодике Святогорского монастыря 1710 года имеется запись: "Начало сей Святогорской обители, кто оное пустынное жительство изобрел, и в горе сей святую церковь и келлии устроил, и начал жительствовать за многими татарскими нахождении и разорении, особенно за частыми (переменами) прежде бывших строителей, потом игуменов и архимандритов, зде в святой обители не обретохом". Когда впервые на Святых горах появились монахи, уже никто не может сказать определенно, существует лишь несколько предположений.
       Согласно одному из них временем образования обители можно считать VIII- IX века. В то время в Византии присходили волнения, вызванные ересью иконоборчества. Иконоборцы, среди которых были и византийские императоры и константинопольские патриархи, сильно притесняли православных, а особенно монахов, которые стояли во главе иконопочитателей. Иконоборцами были разогнаны многие монастыри, насельники которых бежали на остров Сицилию, в южную Италию, на Дунай и в Крым. Уходя от гонителей вглубь материка, монахи могли, двигаясь по Северскому Донцу и Дону, останавливаться на их берегах и основывать монастыри. Впоследствии некоторые из них стали пещерными. К таким монастырям, кроме Святогорского, относятся Свято-Успенский Дивногорский с тремя пещерными храмами, Свято-Воскресенский Белогорский с пещерными ходами протяженностью более трех с половиной километров, Спасо-Преображенский Шатрищегорский и другие.


       Византийский император Василий Македонянин в X веке в своем месяцеслове писал: "В числе прочих христиан и отшельников был лишен ноздрей и сослан в Херсон некто затворник Сосфенский (неизвестный по имени). Его хотели там умертвить, но он удалился в Хазарию, где и был епископом".
       "В течение VIII века у Хазарского каганата, - писал составитель "Славянской энциклопедии" В. В. Богуславский, - сохранялись прочные отношения с Византией, что способствовало распространению христианства. Ей было разрешено создать на территории Хазарского каганата митрополию, в которую входило семь епархий". Предположение ученых подтверждают археологические раскопки, в ходе которых было установлено наличие христианского населения в местности, прилегающей к Святым горам.
       Другая версия о происхождении монастыря говорит, что обитель была основана монахами, пришедшими сюда из разоренного Батыем Киево-Печерского монастыря.
       Третья версия утверждает, что первыми насельниками монастыря были монахи - выходцы со Святой Горы Афон, покинувшие Святую Гору из-за притеснений православных после заключения Флорентийской унии. Возможно, часть монахов, ушедших с Афона, оказалась на берегах Северского Донца и, увидев место, напоминавшее им Святую Гору, они решили здесь остаться. В пользу этого предположения говорит сохранявшийся в Святогорской обители вплоть до конца XVII века обычай погребения по Афонскому уставу, редкий для русских монастырей.
       Первое письменное упоминание о Святых горах встречается в 1526 году в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, который писал о том, что русские воины сообщили ему о наличии возле места Великий перевоз, у Святых гор, каких-то мраморных и каменных статуй и изваяний. Такое название косвенно указывает на существование к XVI веку в этой местности монастыря.
       В документах XVI и XVII веков Святогорский монастырь неоднократно упоминается в качестве южного сторожевого поста Российского государства.
       В "Книге Большого Чертежа" (1547) говорится: "От устья реки Оскола на Донце, с крымской стороны Святые горы". Одно из первых упоминаний о Святых горах находится в Львовской летописи под 1555 годом: "И как воеводы пришли верх Мжи и Коломака, и прибежал к ним сторож из Святых гор, да станичник Лаврентий Колтовский товарища прислал с тем: царь крымский Донец перелез со многими людьми и идет к Рязанским и Тульским Украинам". В Никоновской летописи, в описании Донецких сторож князя Воротынского, в 1571 году упомянута "5-я сторожа Святогорская".
       Знали о Святогорской обители и московские государи. Так, в одной из грамот царь Михаил Феодорович спрашивал: "А ныне старцы и пение во Святых горах есть?"
       Братия монастыря издревле жила трудами рук своих. Как говорит одна из Святогорских грамот, "крестьян и бобылей за тем монастырем нет и не бывало, а владели того монастыря прежние игумены и строители угодиями, рекою Северским Донцем, рыбною ловлею, затоны и озеры, и лесом, и сеножатью, и со всякими угодьями по обе стороны Северского Донца".
       Другим источником существования монастыря был перевоз через Северский Донец, находившийся в монастырских владениях выше Святогорской обители: "И тем перевозом владели... и тот Святогорский монастырь строили и сами кормилися". В XVI веке это был фактически единственный перевоз в этих краях, и как писал С. Герберштейн, назывался он Великий перевоз. Проходившая здесь дорога называлась Посольский шлях, так как ею пользовались в том числе и для дипломатического сообщения. В 60-х годах XVII века перевоз был переведен в новопостроенный город Маяцкий. Взамен утраченных средств государство выплачивало обители компенсацию, но она была недостаточной для поддержания монастыря, и обитель бедствовала. До конца XVII века монахи жили и совершали богослужения в пещерах. В конце XVII столетия был построен первый наземный храм во имя святых Апостолов Петра и Павла и около него несколько келлий.
       В середине XVII века обители пришлось принимать и обустраивать беженцев из-за Днепра, спасавшихся от польско-католического и униатского гонений, оставивших родные земли, для того чтобы сохранить в чистоте Святое Православие. Благодаря этим вынужденным переселенцам местность, прилегающая к монастырю, была постепенно заселена.
       Примерно в то время на колонне в трапезной пещерного монастыря проявился образ Святителя и Чудотворца Николая, прославленный впоследствии множеством чудотворений. Позже, когда был построен Успенский храм, образ был вырезан из скалы и поставлен в церкви. В послереволюционные годы эта икона исчезла.
       В 1778 году указом императрицы Екатерины II монастырь был упразднен. Имущество его было описано, а братия изгнана из стен родной обители. Новым владельцем монастырских угодий стал князь Григорий Потемкин-Таврический. Два храма обители оставались на правах прихода, два других были разобраны. На пятьдесят семь лет обитель была закрыта. Но память о монастыре в народе была жива.
       В 1844 году вышел указ императора Николая I о восстановлении Святогорского монастыря. Инициаторами восстановления обители стали новые владельцы Святогорского поместья - Александр Михайлович и Татьяна Борисовна Потемкины. Монастырь воссоздавался по чину и уставу Глинской пустыни. Первым настоятелем вновь открытой обители был назначен иеромонах Глинской пустыни Арсений (Митрофанов; 1844-1859), избравший иноческий путь по благословению преподобного Серафима Саровского.
       Когда новые насельники монастыря пришли в обитель, то увидели, что сохранившиеся постройки пришли в негодность и требуют немедленного ремонта. Было решено их сломать и построить новые, более удобные и просторные, по новому утвержденному плану. При отце Арсении за короткий срок при помощи четы Потемкиных и других благотворителей были построены настоятельский, братский, трапезный корпуса, гостиница для паломников, расчищены пещеры, отремонтированы Успенский храм и храм Святителя Николая на меловой скале, устроен храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, построены новые святые врата с церковью Покрова Пресвятой Богородицы, а также большой братский корпус, просфорный, кузнечный и экономский корпуса. На южном склоне Святых гор был устроен отдельный экономический хутор и ветряная мельница; заведено монастырское хозяйство; разведена хорошая пчелиная пасека; в монастыре были открыты книжная и иконная лавка, свечной завод, организована продажа деревянного масла, ладана и просфор - все это давало монастырю средства к существованию.

Никольский храм и часовня Апостола Андрея Первозванного

Покровская надвратная церковь


Успенский собор

       В Святогорском монастыре были столярные, бондарные, малярные, слесарные, кузнечные, швейные, сапожные, колесные, экипажные, живописные и другие мастерские - братия трудилась, избегая праздности, и обители была польза.
       Эти начинания способствовали процветанию Святогорской обители, которая, по словам современника, "как крин процвела в своей глуши лесной и стала привлекать к себе внимание благочестивых верующих людей. Странноприимство и гостеприимство, которым особенно прилежал архимандрит Арсений, вменивший их в главную обязанность своей обители, тоже привлекали к ней народ, а чинное продолжительное богослужение и умилительное древнего напева пение скоро сделали ее известной по всей России. Святые горы стали центром богомолья для всей Южной России, для Дона и Кавказа, да и из Северной России шли в них во множестве богомольцы по перепутью из Воронежа в Киев". В то время в ходу была поговорка: "Хорошо, как на Святых горах". В некоторые праздничные дни одних только причастников в обители было до десяти-пятнадцати тысяч человек, поэтому богослужение совершалось сразу во всех храмах.
       Преемником архимандрита Арсения стал архимандрит Герман (Клица, 1859-1890), пришедший с ним на Святые горы из Глинской пустыни.
       Желание стать монахом появилось у Григория (мирское имя архимандрита Германа) в двадцатилетнем возрасте, когда он, остановившись в Москве по торговым делам, увидел в Чудовом монастыре иноческий постриг. Впоследствии он писал об этом событии: "Дивны судьбы Божии... вошел я туда совсем мирским человеком, не имевшим никакого понятия о монашестве, а вышел... полным монахом и по образу мыслей, и по всем желаниям моего ума и сердца... тогда умер я совсем для мира, стал к нему хладен, не узнавал сам себя".
       В 1840 году, получив благословение матери, он поступил в Глинскую пустынь, оттуда вместе с первыми насельниками монастыря прибыл в Святые горы. Вскоре он стал ближайшим помощником архимандрита Арсения и после его кончины принял руководство обителью. После посвящения в сан игумена, которое происходило в Харькове, отец Герман возвратился в монастырь и, совершив в нем первую Литургию в сане игумена, а затем панихиду по своем незабвенном предшественнике, задумался в своей келлии о взятом на себя бремени и стал унывать, что не в состоянии будет он понести возложенное на него иго. С этими мыслями он задремал и видит пред собою Божию Матерь, а по сторонам Ее - Святителя и Чудотворца Николая и святого Патриарха Германа, своего Небесного покровителя. Божия Матерь держала в руках небольшую трость и, показывая ему ее, сказала: "Почто унываешь? Не ты будешь управлять обителью, а Я: ты в руках Моих будешь, как эта трость!" Сразу проснувшись, он почувствовал мир и радость в душе, успокоился и повеселел, возложив все свое упование на Божию Матерь.
       Близко знавший архимандрита Германа А. Ф. Ковалевский писал о нем: "Духовно-подвижническая его жизнь, мудрое управление обителью, хозяйственная распорядительность, приветливое обращение с посетителями, умение вести себя во всяком обществе, неутомимость в службах церковных и ревность о благочестии привлекали к нему всеобщее уважение и поставили его наряду с отечественными нашими старцами-подвижниками и настоятелями - Моисеем Оптинским, Дамаскином Валаамским и другими... Это был воистину светильник, горевший и озарявший благодатно всех тех, которые имели случай его знать. Монах в полном значении этого слова, чистая жизнь и нестяжание которого были изумительны в наш многострастный и корыстолюбивый век. Во всех случаях своей многолетней жизни и настоятельства, всегда помнил он обеты иноческие и не поступался ими ни пред какими приманками мира и его суеты... Неусыпный молитвенник, свято хранил он уставы молитвенные своей обители, бодро стоял на страже молитвенной, и дома, и на пути, и в келлии, и в вагоне железной дороги вычитывая все положенные молитвословия, и так без изменений подвизался до старости маститой, до полного истощения сил телесных. Не давая себе отдыха и покоя, молился, служил, пел Богу песни хвалебные неустанно и прямо из храма Божия слег на одр смертный... Кто видел его в последние месяцы и дни его жизни, невольно убеждался, что был он человек благодатный".
       При архимандритах Арсении и Германе в монастыре подвизался преподобный Иоанн Затворник (в миру Иван Крюков).
       Он родился в 1795 году в Курске. С детства хотел стать монахом, но его благочестивому желанию не было суждено быстро исполниться. Только после смерти жены в 1839 году будущий затворник поступил в Глинскую пустынь под руководство старца-игумена Филарета. Через семь лет он был пострижен в мантию с именем Иоанникий и назначен экономом обители.
       С возобновлением Успенского Святогорского монастыря в 1844 году часть Глинской братии, среди которой был и монах Иоанникий, возглавляемая казначеем иеромонахом Арсением, перешла на жительство в восстанавливаемую обитель Божией Матери. Оставленный в должности эконома, преподобный много потрудился для благоустройства монастыря. Работая в пещерах по их расчистке, он полюбил одну из меловых келлий, в которой и затворился в 1850 году по благословению настоятеля. Через два года был пострижен в схиму с именем Иоанн.
       Вот как передает А. Ф. Ковалевский, очевидец подвигов затворника, описание его келлии: "Представьте себе, читатель, тесную и низкую келлию, своды которой не выше роста человеческого, иссеченную в мелу, свет в которую проникает через узкую скважину, пробуравленную наружу скалы на довольно большом расстоянии. Атмосфера келлии резко холодная и сырая, напоминает собою ледник: она как бы колет вас и возбуждает в теле озноб лихорадочный.
       Все убранство келлии составляет деревянный открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, на котором написан Распятый Господь; в гробе немного соломы и возглавие - в таком виде служил он ложем успокоения затврорнику, претружденному подвигом бдения молитвенного. Вот все успокоение, которое позволял себе подвижник.
       Затем небольшой аналой у святых икон, деревянный обрубок, служивший вместо стула, кувшин воды, горнец для пищи, нагольный тулуп, ветхая мантия с епитрахилью и неугасаемая лампада - таковы предметы, удовлетворявшие все жизненные потребности затворника, да еще неизменные его тяжелые железные вериги и жесткая власяница, которые носил он на своем теле и которые сами составляли немалое испытание своей тяжестью и остротой. Правило молитвенное по заповеди отца Арсения совершал он следующее: в сутки полагал 700 поклонов земных, 100 поясных, произносил молитв Иисусовых 5000, Богородичных 1000, читал Акафисты Сладчайшему Иисусу, Божией Матери и Страстям Христовым, помянник... приобщался Святых Христовых Таин... в соседней пещерной церкви Иоанна Предтечи, где еженедельно служилась Литургия... Сырость была такая, что одежда недолго служила, истлевала и распадалась. Мириады насекомых кишели в келлии, в гробу и одеждах подвижника, уязвляли до крови его тело и нарушали его покой, если только можно назвать покоем ложе в гробу при такой обстановке. Но крепость духа подвижника Божия была поистине изумительна: все терпел он мужественно ради Господа и спасения своей души; страдания Господа всегда представлял он взором души своей и, противопоставляя им свой подвиг, считал его ничтожным от искреннего сердца".
       В таких трудах прожил подвижник в затворе семнадцать лет. Еще при земной жизни Господь сподобил его благодатных даров: непрестанной молитвы, дара рассуждения, прозорливости и чудотворений. За неделю до смерти по воле настоятеля тяжело больной старец был перевезен на больничный хутор, где 24 августа 1867 года мирно скончался. Вскоре на его могиле стали происходить чудеса - многие болящие получали исцеление от неизлечимых болезней.



Рака преподобного Иоанна Затворника

Внизу, под часовней Андрея Первозванного,
келлия преподобного Иоанна Затворника

Икона преподобного Иоанна Затворника
в Покровском храма

       24 августа 1995 года преподобный Иоанн Затворник Святогорский был причислен Украинской Православной Церковью к лику святых. Мощи его благоговейно хранятся в Свято-Успенском соборе обители, где еженедельно по четвергам перед Литургией у раки святого совершается молебен. Ежегодно в день памяти преподобного, 24 августа, совершается крестный ход вокруг обители с его мощами, в котором участвуют до десяти тысяч паломников.
       Во второй половине XIX - начале XX века число насельников обители доходило до семисот человек. Это был один из самых больших монастырей в дореволюционной России. Незадолго до революции в Священном Синоде рассматривался вопрос о присвоении Свято-Успенскому Святогорскому монастырю статуса лавры, но революционные события воспрепятствовали принятию такого решения.
       Во время Первой мировой войны на монастырские средства был построен госпиталь для раненых на шестьдесят человек. В обители были размещены монашествующие Свято-Успенской Почаевской лавры, эвакуированные с Волыни ввиду военных действий, и часть насельников киевских монастырей.
       Уже вскоре после революции монастырь стал подвергаться периодическим разбойным нападениям новых властей. Сохранилось описание начального периода бедствий монастыря, составленное особой следственной комиссией, работавшей в период гражданской войны, когда монастырь находился на территории, занятой Белой армией. Вот выдержки из этого документа, составленного 17 июля 1919 года в Екатеринодаре ("Акт расследования о злодеяниях большевиков"):
       "В начале января Великокамышевахский земельный комитет Изюмского уезда... Богородичанский и Славянский комитеты взяли на учет имущество монастыря... и начали немедленно ликвидировать его в свою пользу. Таким образом, вывезен был весь запас хлеба, а скот распродан... Монахи, составлявшие рабочую силу, подверглись принудительному выселению, и из 600 человек осталось от 200 до 300... С февраля начались многочисленные обыски, всякий раз сопровождаемые грабежом. 26 марта... под предлогом отыскания оружия большевики направились в пещерные храмы, где вели себя кощунственно, входя в храмы в шапках, куря папиросы, переворачивая престолы и сквернословя... Священные предметы с ругательством втискивались в ящики, из дароносицы были выброшены Святые Дары и растоптаны тут же.
       К началу апреля относится зверское убийство монаха Ипатия, вышедшего за монастырские стены. По-видимому, он был ограблен и зарублен шашками бродячими большевицкими шайками... 1 декабря банда человек около ста ворвалась в монастырь и приступила к грабежу монастырского и братского имущества. Из монастырской казны похитили 7000 рублей. У монахов отнимали одежду, обувь, белье, часы и прочее. Все награбленное увезли на монастырских же лошадях...
       Дни 2 и 3 января 1919 года были самыми тяжкими для Святогорского монастыря и вместе с тем днями самого напряженного кощунства и издевательства над православной религией и насилия над священнослужителями и монахами обители. 2 января около трех с половиной часов дня на шестнадцати подводах приехали к монастырю красноармейцы числом до шестидесяти человек. На груди и на винтовках у них были красные ленты. С гиканьем ворвались они через ворота гостиницы и, обругав площадной бранью заведующего гостиницей монаха, избили его прикладом и рассеялись по корпусам монастыря. Начался грабеж с самыми невероятными издевательствами.

Интерьер Успенского собора

Интерьер Покровского храма



Чтимая икона Святителя Николая
в Покровском храме

Святогорская икона Божией Матери
в Успенском соборе

       В это время шло богослужение в Покровской церкви. Несколько красноармейцев ворвались в храм в шапках, громко требуя настоятеля и выдачи ключей от монастырских хранилищ... потом они разбились на мелкие партии с целью повального обыска и грабежа монастырских помещений. У настоятеля монастыря, архимандрита Трифона, разбросали всю обстановку и вещи, с бранью и угрозами оружием требуя денег. Обыски, грабежи и издевательства шли одновременно во всех келлиях. У монахов отнималось их имущество до последней рубашки и сапог включительно. Разламывались и бросались на пол иконы, монахов принуждали курить и танцевать в коридорах. От одного из них (монах Иосиф) под угрозой расстрела требовали, чтобы он ругал Господа и Божию Матерь, а после отказа заставили курить, побоями принуждая затягиваться глубже.
       Избитая, ограбленная и поруганная братия стала собираться во главе с архимандритом в храме для богослужения. Но и туда все время врывались красноармейские банды, в шапках и со свечами в руках, осматривая ноги молящихся и отнимая казавшиеся им годными сапоги. Около двух часов ночи, когда, казалось, наступило некоторое затишье, приступлено было к совершению Литургии. Литургию служил архимандрит в соборе с другим духовенством. Во время ектений в храм ворвалась партия красноармейцев. Один из них вбежал на амвон и с криком: "Довольно вам молиться, целую ночь топчетесь, долой из церкви!" - повернул назад провозгласившего ектенью иеродиакона.
       По усиленным просьбам архимандрита и братии дано было позволение окончить Литургию. Но красноармейцы не покинули храма. Во время пения Херувимской песни они входили к престолу и продолжали осмотр сапог молящихся. Братия, ожидая дальнейших страданий и даже смерти, причастилась Святых Таин. К концу обедни в храм ворвалась новая банда красноармейцев. Один из банды, держа в руках ножницы, крикнул: "Стой, ни с места, подходи по очереди, буду стричь всех!" - и немедленно отрезал волосы одному из монахов. Монахи пытались бежать. Другой красноармеец вбежал в алтарь, открыл царские двери и, стоя в них, закричал: "Не выходи, стрелять буду!"
       Одновременно красноармейцами производились кощунства и издевательства во всех помещениях монастыря. В квартире архимандрита красноармейцы спали, укрываясь епитрахилью, в помещении казначея искололи портреты иерархов Русской Церкви. Издевательства и насилия продолжались всюду. Нескольким монахам остригли волосы и бороды, побоями заставляли плясать, курить и даже пить чернила. Утром, когда вновь началась обедня, красноармейцы не допустили богослужения. Ворвавшаяся шайка набросилась на священнослужителей и стала вытаскивать их в ризах из храма, но, уступая просьбам священников, позволила им разоблачиться. Затем все во главе с архимандритом были выведены из храма. С архимандрита сняли сапоги, дав ему какие-то опорки, и, несмотря на мороз, выстроили всех в ряды перед храмом. Началось сопровождаемое побоями и непристойной бранью издевательское обучение монахов маршировке и военным приемам.
       В это время в другом храме кощунствовала другая шайка красноармейцев. Один из них, надев ризу и митру, сел на престол и перелистывал Евангелие, а другие, тоже в ризах, кощунственно представляли богослужение..."
       Монастырь был окончательно закрыт в 1922 году, на его территории был размещен дом отдыха для трудящихся Донбасса. Соборный храм перестроили под кинотеатр, а в церкви Покрова Божией Матери оборудовали водолечебницу, причем грязевая ванна стояла в алтаре, на месте святого престола. Некоторое время спустя были разрушены церкви Преображения Господня, преподобного Арсения Великого в "Святом месте", Ахтырской иконы Божией Матери на больничном хуторе и Всех святых на монастырском кладбище. В пещерах был открыт музей антирелигиозной пропаганды. В подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских устроили овощехранилище.
       После насильственного изгнания из обители, сопровождавшегося побоями и убийствами, оставшиеся в живых братия поселились в окрестных селах, а некоторые перешли жить к Всехсвятской кладбищенской церкви.
       В 1942 году, во время немецкой оккупации, монастырь был открыт, и в течение восьми месяцев в нем совершались богослужения несколькими монахами монастыря во главе с архимандритом Михаилом (Галушко). Один из насельников монастыря, иеродиакон Авраамий, так отразил в своем дневнике тот период:
       "1942 г. Июля 4. Переступив порог матери святой обители, мы нашли ее в полном беспорядке, так как в последнее время здесь хозяйствовал, затем наспех эвакуировался дом отдыха, затем прошла Красная Советская Армия и, наконец, пребывание немецких военных частей, которые ушли лишь за день до нашего прихода... Все корпуса и храмы были открыты... царила мертвая тишина, повсюду разбросаны столы, стулья, койки и военные принадлежности обеих сторон - снаряды и патроны; все валялось под ногами. Прежде всего мы посетили Божии храмы, которые сохранили лишь наружный свой вид (хотя и не вполне), в некоторых местах они были контужены снарядами Красной Армии. В каждом храме мы пели храмовый тропарь. Голоса наши дрожали, чувства радости и печали давили наше сознание, и мы с трудом, сквозь слезы, оканчивали Богу хвалебную песнь... Осмотрев храмы Божии, мы нашли более всего подходящей бывшую трапезную церковь. По прибытии вскоре иеромонахов Мелитона и Севастиана навели некий там порядок и на третий день служили обедницу... и начали неопустительно богослужение.
       1942 г. Сентября 12. Все аллеи и дорожки позаросли бурьяном, да не каким-нибудь, а в рост человека... водится всякая нечисть, всюду мусор, разруха, пустота. В храмах и корпусах, где все раскрыто, сломано, разбито, днем и ночью хозяйствует злодейская рука. Мы являемся только зрителями наглых действий преступников, и остановить все сие не в нашей силе.
       1942 г. Декабря 19. Живем, везде неустройство, всюду пустошь, многое требует приспособления к существованию, а поэтому каждому из нас приходится работать за троих, а в особенности много время тратится на устройство нашего храма, ибо в нем нет ничего: ни икон, ни иконостаса, престола, жертвенника и прочего благопотребного для богослужения".
       После окончательного закрытия обители оставшиеся монахи разошлись по окрестным селениям. Отец Авраамий стал служить в городе Славянске в церкви Всех святых, а после закрытия храма снова скитался, пока не был зачислен в штат Троицкого собора диаконом и псаломщиком. Жил он одиноко, снимая квартиру, но имел многих духовных чад, которые свидетельствовали, что он являлся истинным рабом Божиим и подвижником благочестия. Скончался отец Авраамий 26 апреля 1965 года.




Икона преподобного Иоанна Затворника
возле его келлии

       Ярким примером исповедания Христовой веры является жизнь насельника Святогорского монастыря игумена Иоанна (Стрельцова).
       Игумен Иоанн (в миру Тихон Яковлевич Стрельцов) родился в 1885 году в крестьянской семье, с малых лет был сиротой. Еще будучи маленьким мальчиком, Тихон пришел вместе с паломниками в Святогорскую обитель. Монахи, узнав от его отчима, что у ребенка нет родителей, предложили оставить мальчика в обители для воспитания и обучения, на что тот и согласился. В 1906 году Тихон из монастыря был призван на военную службу и служил на Кавказе. В 1910 году он вернулся в Святогорскую обитель, где прожил до 1914 года. В эти годы он окончил миссионерскую школу, находившуюся при монастыре.
       В 1914 году началась Первая мировая война, Тихон был мобилизован и служил рядовым в нестроевой части. В 1918 году вернулся в Святогорскую обитель, где получил послушание в экономии монастыря.
       В 1921 году послушник Тихон Стрельцов был тайно пострижен архимандритом Трифоном в монашество и наречен Иоанном в честь святого Иоанна Предтечи. В 1922 году в документах об изъятии церковных ценностей в Святогорском монастыре послушник Тихон Стрельцов упоминается как председатель Совета общины.
       В 1924 году викарием Одесской епархии епископом Елизаветградским Онуфрием (Гагалюком, † не ранее 1937) отец Иоанн был рукоположен во иеродиакона в Харькове. В 1926 году по ходатайству епископа Уфимского Бориса (Шипулина, † 1937) и настоятеля монастыря архимандрита Трифона викарий Псковской епархии, епископ Великолукский Макарий (Звездов, † ?) рукоположил его во иеромонаха. С 1926 года отец Иоанн - преемник отца Трифона в деле руководства оставшейся братией, с этого времени он назначается, вероятно вследствие ссылки архимандрита Трифона, "временно исполняющим должность настоятеля Успенской пустыни во Святых горах при Всехсвятской кладбищенской церкви".
       В 1930 году архиепископом Харьковским и Ахтырским Константином (Дьяковым, † 1938), Экзархом Украины, отец Иоанн был награжден золотым наперсным крестом. Награду он получил за борьбу против обновленческого раскола.
       В 1931 году он был арестован по обвинению в несвоевременной сдаче налога, которым были обложены приходские храмы. В тюрьме отец Иоанн пробыл три месяца. Сразу же после выхода из тюрьмы он снова был арестован по обвинению в подлоге документов и пробыл еще три месяца в заключении. В это время была закрыта Всехсвятская кладбищенская церковь
       В 1935 (1936) году отец Иоанн поселился в своем родном селе Пески Радьковские, в доме брата, Марка Стрельцова, где проводил тайные богослужения.
       8 октября 1937 года органами НКВД отец Иоанн был арестован. "Особой тройкой" НКВД по Харьковской области он был осужден на десять лет лагерей. В обвинении говорилось: "...Будучи сторонником тихоновской организации, Стрельцов... агитирует за открытие церквей, лично создает церковный актив путем созыва нелегальных собраний. Проводит нелегальные богослужения у себя на квартире, а также исполняет всякие требы..." Обращает на себя внимание один из пунктов обвинительного заключения, в котором отец Иоанн предсказывает будущую Великую Отечественную войну и изменение отношений Сталина к Церкви: "В 1937 году во время религиозного праздника Троицы собрал у себя в саду религиозников и в своей проповеди выразился: "Настало время безбожное, люди отвернулись от церкви и думают, что коммунисты спасут их от суда Божьего, но скоро будет война, и у власти будут люди, которые признают Бога"".
       Ни после вынесения приговора, ни даже в лагере отцу Иоанну не было объявлено, за что он арестован, за что был судим, на сколько лет, кем и по какой статье осужден.
       В лагере (в поселке Ерцево Архангельской области), несмотря на свои пятьдесят три года и слабое здоровье, отец Иоанн работал на лесоповале. Но Господь посылал ему и свои утешения - из рассказов самого батюшки известно, что "на послушание" к нему из тайги приходил дикий медведь. Господь так укротил этого зверя, что он ловил и приносил старцу рыбу, а тот ездил на нем верхом.
       В апреле 1943 года отец Иоанн был досрочно освобожден и назначен настоятелем Успенской церкви в селе Крюково Гусь-Хрустальненского района Владимирской области.
       18 июня 1949 году отец Иоанн был снова арестован по ложному доносу. После ареста он был заключен в тюрьму МГБ во Владимире, где начались многочисленные, многочасовые допросы и очные ставки. Впоследствии он писал своему другу полковнику А. В. Лебедеву: "Дорогой Шура, я боялся, что у меня произойдет разрыв сердца..."
       Отец Иоанн был обвинен во враждебной настроенности к советской власти, в причастности к антисоветскому подполью и т. д. По свидетельству знавших его людей, он никогда не роптал, хотя провел в заключении более двенадцать лет. Батюшка писал из лагеря: "Вот уже пошел четвертый год моего невинного отбывания, но я рад - на все воля Божия. У нас все хорошо, начальство хорошее и заботится о нас..."
       В январе 1956 года отец Иоанн был досрочно освобожден. После выхода из лагеря он вернулся в Донбасс и получил приход в селе Карловка (Клещеевка) Артемовского района. Здесь с особой силой проявились в нем благодатные дары исцеления, прозорливости, утешения, рассуждения и молитвы, которые привлекали к нему многих людей, становившихся его духовными чадами.
       Однако вскоре указом "сверху" храм в селе Карловка закрыли. В 1962 году батюшка был переведен в село Покровское, где служил до самой своей кончины. По словам его духовных чад, батюшка физически был весьма крепкий, никогда не видели, чтоб он болел, с людьми очень общительный, всегда простой, милосердный, улыбающийся, но иногда и строгий. Жизнь вел подвижническую: всегда вставал в четыре часа утра на молитву, ежедневно сам служил Божественную литургию, венчал, крестил - до самой своей кончины.
       Своими воспоминаниями об игумене Иоанне поделился схиепископ Алипий (Погребняк). "У меня друг был из Красного Лимана, Витя (сейчас архимандрит Вениамин, служит в Дружковке), с которым однажды приехали мы в село Банное к отцу Дорофею. Служил он в небольшом молитвенном домике на окраине села. В тот раз в гостях у отца Дорофея был отец Иоанн. Со слезами начали мы рассказывать свои скорби: как нас учителя на Пасху забрали и в церковь не пустили, как над нами в школе смеются, что нам в местную церковь ходить нельзя, так как сказали, что закроют, если увидят в ней детей. Отец Иоанн обнял меня и пророчески сказал: "Деточка, да еще придет время - Святогорские колокола зазвонят, а ты Святые горы будешь открывать!".
       Потом я, уже будучи иеромонахом Троице-Сергиевой Лавры, находился на послушании смотрителя Патриаршей резиденции. Как-то раз, в один из приездов Патриарха, вдруг мне звонок из алтаря Трапезной церкви: сообщают, что какой-то старец с Донбасса меня хочет видеть. Я прихожу и вижу - отец Иоанн. Это была моя последняя встреча с ним. Он уже старый тогда был, весь дрожащий, с палочками в обеих руках. Увидел меня и, немного юродствуя, говорит: "Где ж ты ходишь? Я, вот, был в Кремле на приеме у Сталина, добился открытия Святогорской пустыни. Но я ж старый, не доживу, а ты будешь открывать Святые горы!"
       Думалось вначале - старец утешает, но настало время, и мне пришлось, будучи епископом Донецким, в 1992 году подписывать документы о передаче возобновленному монастырю Успенского собора и нескольких корпусов. Необычное волнение испытывал я в тот момент, воспоминания о давних пророческих словах отца Иоанна заполнили мои мысли, и мне пришлось переждать несколько мгновений, прежде чем поставить на документах свою подпись".
       Игумен Иоанн почил о Господе 24 сентября 1970 года, предсказав, что хотя он и будет похоронен в Никольском, но мощами своими будет почивать во Святых горах. 23 сентября 2001 года его мощи были торжественно обретены и положены в Успенском соборе монастыря. Примечательно, что торжества по случаю присвоения Святогорскому монастырю статуса лавры происходили на следующий день после памяти отца Иоанна.

Иконостас пещерного храма
во имя преподобного Алексия, человека Божия


       В 1992 году, при епископе Донецком Алипии, началась передача церкви монастырских строений. Первоначально число братии составляло восемь человек. Епископ Алипий (ныне схиепископ) оказал большую помощь в восстановлении обители и устроении монастырской жизни.
       Ныне Священноархимандритом Святогорского монастыря является митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, много потрудившийся для воссоздания обители.
       20 августа 1992 года в Успенском соборе обители впервые за многие годы была совершена первая Божественная литургия. В годы запустения в соборе находился Дворец культуры. При реставрации собора (1995- 2000) было вывезено 2600 тонн строительного мусора (сорок железнодорожных вагонов). В 2000 году реставрация была завершена, и 8 октября 2000 года Успенский собор был освящен Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины.

Храм во имя Всех святых,
в Земле Российской просиявших



Всехсвятский скит



       В соборе находится чтимый список Святогорской иконы Божией Матери (подлинная икона была утеряна в годы гонений) и рака с мощами преподобного Иоанна Затворника, причисленного Украинской Православной Церковью к лику святых 24 августа 1995 года.
       Братией монастыря и его наместником архимандритом Арсением (Яковенко) много делается для благоустройства обители, а также для приема паломников, которые приезжают со всей Украины, России и Белоруссии. Совершается полный суточный круг богослужений, начинающийся в 6 часов утра с утренних молитв и полунощницы.
       Братия монастыря, число которой сейчас составляет 116 человек, трудится на восстановлении обители, в кузнице, пошивочной и столярной мастерских, просфорне, трапезной, на пасеке, огородах, а также на других послушаниях. Монастырь своими силами обрабатывает более двадцати гектаров пахотной земли.


       Большую помощь в восстановлении монастыря оказывал и продолжает оказывать В. Ф. Янукович, бывший до назначения на пост премьер-министра Украины губернатором Донецкой области (1997-2002). Также много содействовал возрождению обители действующий глава Донецкой областной администрации А. М. Близнюк.
       Сейчас многие монастырские здания уже отремонтированы. Отреставрированы Успенский собор, Покровский, Никольский храмы, пещерные храмы преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и Алексия, человека Божия. Три года назад был устроен скит на месте взорванной церкви Всех святых на монастырском кладбище, в котором сейчас подвизаются пять человек братии. Недавно, в октябре нынешнего года, в скиту была освящена деревянная церковь во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших.

Встреча Блаженнейшего митрополита Киевского
и всея Украины Владимира
в Успенской Святогорской лавре
25 сентября 2004 года

За Божественной литургией
в Успенском соборе обители



       9 марта 2004 года Святогорскому монастырю был присвоен статус лавры. Монастырь стал третьей лаврой на территории Украины (кроме Киево-Печерской и Почаевской) и пятой лаврой на канонической территории Московского Патриархата (вместе со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой и Александро-Невской лаврой в Петербурге). Статус лавры дается наиболее крупным монастырям, имеющим большую духовную значимость. Именно таким монастырем для востока Украины и юга России, да и для всего православного населения России, Украины и Белоруссии является Святогорская обитель.




В дни торжеств

       Торжества по случаю учреждения новой лавры, проходившие в Святогорском монастыре 25 сентября нынешнего года, возглавил Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины в сослужении двадцати четырех архиереев.
       Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил послание участникам торжеств, в котором, в частности, было сказано: "9 марта сего года Священный Синод Украинской Православной Церкви, принимая во внимание большое влияние Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря на возрождение Донецкого края и Востока Украины в историческом прошлом и в настоящее время, содействие объединению верующих вокруг канонического Православия, постановил присвоить монастырю статус лавры. Утверждая это решение и поздравляя всех вас с нынешним общецерковным торжеством, посвященным провозглашению Свято-Успенского Святогорского монастыря Свято-Успенской Святогорской лаврой, призываю всех вас возблагодарить Подателя всех благ Господа и Его Пречистую Матерь за дарованную духовную радость. Выражаю надежду, что сия святая обитель, как и прежде, будет местом, где ищущая, алчущая и жаждущая правды Христовой душа человеческая сможет обрести чистый и неиссякаемый источник спасительной веры православной.
       Верю, что, Богу содействующу, Свято-Успенская Святогорская лавра попечением Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, трудами отца наместника и братии будет способствовать дальнейшему возрождению монашеского духа, сохранению и приумножению традиций монашеского делания, укреплению канонического Православия и духовному единению народа Божия".
      
       Вместе с обителью возрождаются и души людей. На большие праздники в Святогорскую лавру съезжается до десяти тысяч паломников, а в праздновании по случаю присвоения монастырю статуса лавры принимало участие до тридцати тысяч человек.
       Торжества 25 сентября явились закономерным этапом многовековой и многотрудной истории монастыря, процветшего многими светильниками веры и благочестия. И мы верим, что возрожденная Святогорская лавра будет и впредь светить миру, указывая народу Божию путь в Царство Небесное.

И. Яковлев


За богослужением в Успенском соборе


Схиепископ Алипий в Святогорской лавре
Ноябрь 2004 года