ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
02-2005

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита
Савватия (Антонова)
во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии
Преосвященный Савватий, епископ Алатырский

       Постановлением Патриарха и Священного Синода от 24 декабря 2004 года архимандриту Савватию (Антонову), наместнику Свято-Троицкого мужского монастыря, определено быть епископом Алатырским, викарием Чебоксарской епархии.
      
       29 января 2005 года, в субботу седмицы 35-й по Пятидесятнице, в храме Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве было совершено наречение архимандрита Савватия (Антонова) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии.
       Чин наречения совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Калужский и Боровский Климент, Чебоксарский и Чувашский Варнава, архиепископы Истринский Арсений, Тобольский и Тюменский Димитрий, Орехово-Зуевский Алексий, епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Тамбовский и Мичуринский Феодосий, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Люберецкий Вениамин. При наречении во епископа архимандрит Савватий произнес речь:
       «Ваше Святейшество! Святейший Владыка!
       Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые святители и служители алтаря Господня!
       Изволением Божием по решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Синода Русской Православной Церкви я призываюсь ныне быть преемником апостольского служения – епископом Русской Православной Церкви.
       Мне, недостойному архимандриту, ныне испытывающему чувство благоговейного страха и трепета, предстоит принять благодать епископства через возложение ваших святительских рук.
       Знает сердцеведец Господь, что не искал я путей к достижению епископского сана и не помышлял о великом апостольском служении, так как всегда сознавал свое недостоинство и человеческую немощь. Будучи с детства призван Промыслом Божиим на церковное служение, я всегда благодарил Бога за то, что Он соделал меня служителем престола Божия.
       Сильное и глубокое волнение испытываю я в эти минуты, когда стою пред сим Священным Собором, которому предстоит вскоре возложить на меня, грешного и недостойного, святительские руки, чтобы ввести в среду апостольского преемства. Но утешением мне служат слова Господа Иисуса Христа: Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин. 14, 27).
       Епископ, как предстоятель собрания христиан, низводит «не огнь, но Святого Духа; совершает продолжительное моление не о том, чтобы огонь ниспал свыше и попалил предложенное, но чтобы благодать, нисшедши на Жертву, воспламенила чрез нее души всех и соделала их светлейшими очищенного огнем серебра» (святитель Иоанн Златоуст. Слово 3-е о священстве).
       По мысли святого Иоанна Златоуста, тот, кто может разуметь, «как важно то, что человек, еще облеченный плотию и кровию, может присутствовать близ блаженного и безсмертного Естества, тот ясно увидит, какой чести удостоила священников благодать Духа... а все это совершается не кем иным, как только этими священными руками, то есть руками священника, то как без посредства их можно будет кому-нибудь избежать геенского огня или получить уготованные венцы» (святитель Иоанн Златоуст. Слово 3-е о священстве). Сан епископа сопряжен с великой ответственностью еще и потому, что посредством возложения рук архиерея Господь призывает к священническому служению новых пастырей Церкви.
       Взирая на тот образ архипастыря, который содержится в Священном Писании, я вполне осознаю свое недостоинство, но в то же время, уповая на всесильную помощь Божественной благодати, верю, что молитвами всей Церкви Божией Господь дарует мне непорочно пройти поприще епископского служения.
       Предстоя перед Собором святителей Церкви, я ощущаю свое недостоинство, и когда помышляю о величии, святости и безмерной ответственности епископского служения, то ясно вижу ограниченность своих сил. Но вместе с тем я сознаю и то, что вся подает Дух Святый, у Негоже премудрость, разум, страх. Поэтому, уповая на всесильную помощь Божественной благодати, которая всегда немощная врачует и оскудевающая восполняет, я со страхом и благодарением повинуюсь призванию Божию.
       Я обращаю свой мысленный взор на прожитые годы и ощущаю промыслительную десницу Господа Бога, которая путеводительствовала меня по жизни.
       С юных лет я стремился к священническому служению. Родился в семье пастыря, с детства мне прививалась любовь к Богу, молитве и храму Божию. Отец в священном сане вот уже 48 лет, 45 из которых служит во Введенском кафедральном соборе в Чебоксарах, – его пример с младых лет вдохновлял меня, исполняя желанием посвятить свою жизнь служению Богу. И моя мама с ранних младенческих лет воспитывала меня в страхе Божием, почтении к Патриарху, архипастырям Церкви и священникам. Мне было восемь лет, когда в нашу епархию прибыл Преосвященный епископ Варнава, ныне митрополит.
       С первых дней своего пребывания на Чувашской кафедре он был примером истинного служения Церкви Христовой. Владыка стал моим духовным отцом и оставался им на всем протяжении моей сознательной жизни, что впоследствии повлияло и на мой выбор жизненного пути. От его святительских рук я принял монашеский постриг, а затем диаконскую и священническую хиротонии. Неся священническое послушание в кафедральном соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы в Чебоксарах, по представлению Владыки Варнавы решением Священного Синода я был назначен наместником вновь открывшегося Свято-Троицкого мужского монастыря, где до сих пор несу послушание.
       Самоотверженное служение Высокопреосвященнейшего митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы для меня всегда являлось примером служения истинного пастыря и боголюбивого отца. Бог судил мне все годы моего священнического служения в меру моих скудных сил и способностей трудиться под непосредственным руководством Высокопреосвященнейшего митрополита Варнавы, за что я безмерно благодарен Спасителю душ наших Христу Жизнодавцу.
       Повинуясь воле Божией, призвавшей меня ныне к великому сану, я со смирением и трепетом преклоняю главу свою и предаюсь Промыслу Божию для принятия возлагаемого на меня нового и ответственного послушания. Епископское служение есть нелегкий крест. Потому епископу, как блюстителю чистоты веры, необходимо и самому держаться истинного слова... и наставлять в здравом учении (Тит. 1, 9) других.
       Исповедуя пред вами свое недостоинство, понимаю, что предстоящее епископское служение потребует от меня неустанного труда, пастырской ревности, напряжения всех моих духовных сил. Для того чтобы принести добрый плод послушания Богу, необходимо прежде всего иметь самоотверженную любовь к Церкви, отдать всего себя служению ей, а значит, и людям, народу Божию, стараться донести до сердца каждого человека Благую Весть о Христе Воскресшем, по словам Спасителя, шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари (Мк. 16, 15).
       Сегодня, после многих лет тоталитаризма, народ Божий вновь нуждается в евангельской проповеди. Для этого, по словам Апостола, епископ должен быть образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12), он – кормчий корабля, мудро ведущий свою паству к тихой пристани Царства Небесного. Сейчас, как никогда, епископу необходимо иметь мудрость, для того чтобы быть Божиим домостроителем (Тит. 1, 7). Ваше Святейшество! Благословите меня на предстоящий труд на ниве Христовой, и вы, богомудрые и всечестные архипастыри, помолитесь обо мне грешном и недостойном, чтобы ниспослал мне Милосердный Господь Божественную благодать Духа Святого, спасая через Таинство епископской хиротонии. Смущаюсь оттого, что не хватает мне жизненного опыта, мудрости, ибо требования епископского служения высоки.
       Обещаю вести стадо Христово по многотрудному и тернистому пути, строго соблюдая каноны и уставы Святой Церкви. Заверяю, что даже до последнего издыхания пребуду верным Матери-Церкви и ее богозаповеданному единству. И да помогут мне ваши святительские молитвы ко Всемогущему Господу, да возложением рук ваших ниспошлет мне Господь дар благодати, животворящей, укрепляющей, просвещающей и наставляющей на всякую истину. С полным смирением предаю себя всеблагой и всесовершенной воле Божией. Верую, что Господь Иисус Христос пребудет со мной. Он, Пастыреначальник, будет пасти меня, пастыря, и в моей немощи будет совершаться сила Божия, а также Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, не оставит меня во все дни жизни моей. Аминь».

Наречение архимандрита Савватия во епископа

Во время чина наречения

       30 января 2005 года, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице и день памяти преподобного Антония Великого, в Храме Христа Спасителя за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Савватия (Антонова) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии.
       Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент, Чебоксарский и Чувашский Варнава; архиепископы Истринский Арсений, Тобольский и Тюменский Димитрий, Корсунский Иннокентий, Верейский Евгений, Орехово-Зуевский Алексий; епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Тамбовский и Мичуринский Феодосий, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Люберецкий Вениамин.
       По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, вручая епископу Савватию архиерейский жезл, обратился к нему со Словом.
      
       Преосвященный епископ Савватий!
       Под сводами кафедрального соборного Храма Христа Спасителя через возложение наших рук, силой и действием Святого Духа ты принял сегодня сугубую благодать, соделавшую тебя епископом Русской Православной Церкви.
       Промыслом Божиим определено тебе быть епископом Алатырским, викарием Чебоксарской епархии. На твоей родине суждено тебе быть помощником митрополита Варнавы в трудах архипастырского служения.
       Хотя и не слишком обширное дается тебе поле церковной деятельности, помни всегда, как высоко звание архипастыря, как велики его обязанности.
       «Епископу вверены люди Господни, и он воздаст о душах их», – гласит 39-е апостольское правило. «Мы соработники у Бога» (1 Кор. 3, 9), и Он призывает нас надзирать над Его Церковью, чтобы она не имела «пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5, 27).
       Служение преемников апостольской власти – епископов состоит главным образом в том, чтобы архипастырь сострадательной своей любовью переживал в душе нравственную борьбу пасомых; чтобы всю радость своей жизни полагал в том, чтобы они восходили «от силы в силу» и достигали духовного совершенства; чтобы о грехах их скорбел и молился, как о своих собственных; чтобы дух его постоянно возвышался горе; чтобы он непрестанно умножал подвиги молитвы, ибо «должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18, 1).
       Сам образ архипастыря, образ его жизни, должен побуждать пасомых к подвигам веры и благочестия. Душа архиерея должна сиять подобно свету. «Вы свет мира, – говорит Господь. – Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 14–16).
       Апостольское чтение нынешнего дня служит как бы продолжением, пояснением, развитием этих слов Спасителя, оно предлагает нам целый лик добродетелей христианских. «Облекитесь, – говорит святой Апостол, – как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг ко другу и прощая взаимно... как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте... И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа» (Кол. 3, 12–17).
       Служение епископа всегда сопряжено с большими трудностями, переживаниями и многими, многими скорбями. «Искушения ни на кого так не восстают, как на тех, которые получили Духа Святого, – говорит ныне прославляемый Святой Церковью преподобный Антоний Великий. – И Господь наш, когда по Крещении сошел на Него Дух Святой в виде голубя, изведен был Духом в пустыню искуситься от диавола, который испытал Его всеми своими искушениями, но ни в чем не успел против Него... Так и всех приемлющих Духа, борющихся и побеждающих, Дух Святой укрепляет и подает им силу препобеждать всякое искушение... Никто без искушений не может войти в Царство Небесное; не будь искушений, никто бы не спасся».
       Уповай на Бога и покоряйся Его святой воле. «Да будет воля Твоя», Господи (Мф. 6, 10), – с этими словами дерзай «принять и понести, – как говорит святитель Иоанн Златоуст, – такое великое и страшное служение».
       «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8, 28), – свидетельствует Апостол Павел. Испытывая радость и удовлетворение в служении Церкви Христовой, сознавай, что успех в архипастырских трудах зависит не от человеческих сил и достоинств, а от силы благодати Божией, которая «в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9), как и Апостол утверждал о себе: «Благодатью Божиею есмь то, что есмь» (1 Кор. 15, 10).
       Совершай свое служение в спокойной твердости, без раздражения, чтобы мог сказать с чистой совестью: «С ненавидящими мир был мирен» (Пс. 119, 6).
       Святитель Московский Филарет говорил: «Усмотришь ли христиан, не по-христиански живущих, – не раздражайся, но и не смотри равнодушно: не неради. Обличи злое дело кротким словом».
       Многие потери, невзгоды и испытания нашего общества являются прямым следствием жизни без Бога, без Церкви, без духовно-нравственных ориентиров. Долг епископа – указывать народу отечества и пастве пути «обновления духа» (Рим. 7, 6).
       Перед лицом испытаний, которые все чаще выпадают на долю живущих на земле – будь то злые деяния рук человеческих или природные катаклизмы, – Церковь должна являть людям правильное понимание того, что действительно является злом, служить гарантом против превращения борьбы со злом в прикрытие эгоистических интересов, личных или групповых.
       «Нужно помнить, – говорил святитель Николай Сербский, – и детей своих учить тому, что нет ничего сильнее святыни. Святую землю не может одолеть ни безбожие, ни ложь, ни насилие, ни грубость завоевателей, никакая другая привременная и несвятая сила. Святую землю хранит Сам Бог Своей мощью и Своим благословением. Ее невозможно одолеть».
       Ревностно и неутомимо исполняй возложенные на тебя труды, воспитывай в пастве совершенную преданность Богу, Святой Церкви, действенную созидающую любовь к родине, сострадание к ближним и дальним.
       Руководствуйся мудрыми отеческими советами и указаниями Священноначалия Церкви и твоего правящего архипастыря, дабы явиться «делателем непостыдным» на ниве Христовой, а не «бесплодной смоковницей» и «солью обуявшей».
       Ты исповедал перед Литургией святые догматы веры, и мы не сомневаемся, что ты твердо будешь стоять на их основании. Ты обещал исполнять священные правила Церкви, и мы верим, что ты предан будешь им до конца дней своих.
       Как знамение силы, посылаемой тебе от Господа, прими этот жезл и благослови верующих людей, молившихся с нами в день твоей архиерейской хиротонии.

Хиротония архимандрита Савватия

Вручение архиерейского жезла

* * *

       Архимандрит Савватий (в миру – Сергей Геннадьевич Антонов) родился в городе Чебоксары Чувашской Республики 1 сентября 1968 года, в семье священнослужителей.
       Отец, Геннадий Николаевич Антонов, – настоятель кафедрального собора Введения во храм Пресвятой Богородицы в Чебоксарах, благочинный первого благочиннического округа Чебоксарско-Чувашской епархии. Мать, Анисия Николаевна Антонова, – пенсионерка.
       С 1975 по 1985 год обучался в средней школе № 3 в Чебоксарах и получил среднее образование. В 1986–1988 годах служил в рядах советской армии, в войсках ВВС, в Приморье.
       Монашеский его постриг с именем Савватий, в честь преподобного Савватия Соловецкого, 20 августа 1989 года совершил архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава.
       27 августа 1989 года рукоположен архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой во иеродиакона, 22 октября 1989 года – во иеромонаха.
       1 ноября 1989 года указом архиепископа Чебоксарского и Чувашского Варнавы назначен на должность рядового священнослужителя кафедрального собора Введения во храм Пресвятой Богородицы в Чебоксарах.
       30 июля 1993 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия назначен наместником Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах с возведением в сан игумена.
       В 1993 году окончил Московскую Духовную семинарию, в 2004 году – Московскую Духовную академию.
       В 1996 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием возведен в сан архимандрита.

Первое архипастырское благословение

Участники хиротонии (крайний справа – епископ Савватий)