ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
02-2005

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Вечная память

Протоиерей Владимир Жаворонков

       25 января 2005 года исполнился год со дня кончины настоятеля храма Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове протоиерея Владимира Жаворонкова. Отец Владимир скончался на 75-м году жизни, после перенесенной тяжелой операции.
       Протоиерей Владимир Николаевич Жаворонков родился 26 мая 1929 года в городе Скопине Рязанской области, в семье военнослужащего. Святое Крещение принял еще во младенчестве. Рано остался без отца. Воспитанием сына занималась в основном его мать – Ольга Константиновна, глубоко верующая и сильная духом женщина, которая пронесла веру через все испытания своей нелегкой жизни. Ей удалось воспитать сына в духе православной веры и деятельного благочестия, что было очень непросто в те богоборческие времена.
       Еще будучи дошкольником, отрок Владимир вместе с матерью переехал в село Котово Краснополянского района Московской области (теперь это Мытищинский район). Здесь он поступил в Долгопрудненскую среднюю школу. Тогда же члены семьи Жаворонковых стали постоянными прихожанами одного из немногих уцелевших в этой местности храмов – храма Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове (близ станции Долгопрудная Савеловской железной дороги).
       Этот храм и его духовенство сыграли определяющую роль в жизни будущего пастыря. Удивительной красоты церковь, построенная по проекту замечательного русского зодчего В. И. Баженова, издалека напоминает горящую свечу. Она удачно расположена на высоком месте рядом с Дмитровским шоссе, напротив Долгих прудов. Храм был освящен в 1777 году митрополитом Московским Платоном (Левшиным) во имя Владимирской иконы Божией Матери и по милости Божией никогда не закрывался. То, что он уцелел в самые страшные годы гонений, стало возможным благодаря многим трудам, духовному подвигу и мудрости настоятеля храма архимандрита Илариона и протоиерея Петра Удодовых.
       В течение двадцати лет (1885–1905) отец Иларион жил на Афоне и в Русском Пантелеимоновом монастыре нес послушание кузнеца. Там же он принял великую схиму.
       С 1936 года схиархимандрит Иларион был настоятелем храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово. У него был несомненный дар прозрения. По отзывам современников, это был молитвенник и подвижник, очень строгий к себе и милостивый к приходящим людям. Свидетельством этого стало, среди прочего, то, что он сподобился быть хранителем великой святыни Русского Православия – честной главы Преподобного Сергия Радонежского, которая пребывала во Владимирском храме в течение пяти лет (с 1941-го по 1946-й годы). Известно, что ему было поручено облачать мощи Преподобного Сергия после возвращения этой святыни возрожденной Троице-Сергиевой Лавре в 1946 году.
       Молитвенный дух, благочестие и мудрость отца Илариона в полной мере унаследовал его младший брат и преемник протоиерей Петр. Имена обоих подвижников отец Владимир благоговейно вспоминал, постоянно молился о упокоении их душ и просил об этом своих духовных чад и собратьев священников.
       При таких светильниках благочестия и старцах пришел отрок Владимир в этот храм. С десяти лет он уже прислуживал в алтаре, самостоятельно читал шестопсалмие. Любовь к храму и богослужению уже тогда выделяли юного Владимира из среды сверстников.
       По воспоминаниям очевидцев тех времен, после школьных занятий он, избегая праздного юношеского времяпрепровождения, самостоятельно, через поле и лес, спешил в храм на службу. И не изменял этому благочестивому обычаю даже в страшные дни Великой Отечественной войны, когда линия фронта проходила всего лишь в нескольких километрах от дома.
       Возрастая и духовно укрепляясь под мудрым руководством старцев Илариона и Петра, глубоко укореняясь в традициях православного богослужения и желая всем сердцем послужить Господу и народу Божию, Владимир, достигнув совершеннолетия, поступил в Московскую Духовную семинарию.
       Годы, проведенные в стенах Московских Духовных школ, сыграли огромную роль в формировании личности будущего пастыря, расширении его жизненного кругозора, обретении им обширных церковно-исторических и литургических познаний. Протопресвитер Матфей Стаднюк, настоятель кафедрального Богоявленского собора, которого с отцом Владимиром связывала полувековая дружба, зародившаяся еще на академической скамье, вспоминает, что для них те годы «были временем духовной радости и подъема».
       Каждое утро семинарист Владимир Жаворонков начинал с молебна у мощей Преподобного. Здесь он черпал силы на весь предстоящий день. Несмотря на бытовую неустроенность, все силы отдавал учебе. Особенное влияние на него оказали лекции старых профессоров, которые в те годы еще трудились на ниве церковной науки, а начали свою деятельность еще до революции. Они стали живым связующим звеном в деле сохранения духовной преемственности и традиций благочестия.
       В стенах Московской семинарии укрепилась любовь и развились способности юноши к церковному пению. В старших классах студент Владимир Жаворонков регентует и управляет одним из академических хоров, часто поет за богослужением в Троице-Сергиевой Лавре и в храмах Москвы.
       После успешного окончания семинарского курса, он продолжает обучение в Московской Духовной академии и со всем пылом юной души желает принять монашеский постриг. Однако Господь судил ему иное поприще служения. Находясь в беспрекословном послушании у духовного отца, протоиерея Петра Удодова, Владимир по его благословению знакомится с благочестивой, скромной девицей, выросшей в церковной ограде, – Верой Григорьевной Огневой, которая вскоре становится его супругой, будущей матушкой, с которой ему предстояло пройти более чем полувековой путь совместной жизни.
       Вскоре после венчания в 1952 году архиепископом Можайским Макарием Владимир 20 июля 1952 года был рукоположен во диакона, а затем им же 23 июля того же года – во пресвитера и назначен в храм Казанской иконы Божией Матери в селе Шеметово Московской области. Прослужив там несколько месяцев, он по представлению протоиерея Петра Удодова был переведен в храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградово вторым священником. И в этом качестве пребывал в течение семнадцати лет, до благочестивой кончины отца Петра, последовавшей в 1968 году. В том же году, 29 апреля, был назначен настоятелем этого храма.
       На долю отца Владимира выпали тяжелейшие для Церкви годы «хрущевских» гонений, попытки контролировать и манипулировать Церковью в брежневские времена, полные трудов и забот послеперестроечные годы возрождения и возрастания Церкви. И во все эти времена, сполна требовавшие от пастыря и настоятеля напряжения всех духовных и физических сил, отец Владимир спокойно и мудро управлял вверенным ему церковным кораблем, ведя его твердой рукой сквозь штормы и грозы времени к тихой и спасительной гавани мира Христова.
       Несмотря на великое множество забот и попечений, отец Владимир всегда вел напряженную молитвенную жизнь и самоотверженное литургическое служение, соделывая себя сосудом благодати Святого Духа. В памяти московского священства запечатлелось, как возносил он перед престолом Господним глубокую сердечную молитву, особенно переживая Таинство Евхаристии, – без внешних эффектов, но так, что присутствовавшие в алтаре и сослужившие ему чувствовали, как батюшка, пребывая в той любви, которой, по слову Апостола, ничто не может помешать, вел живой молитвенный разговор с Богом, по выражению одного из его сослужителей.
       Богатые дарования, которыми Господь наделил своего верного служителя, проявились прежде всего в нелегком деле пастырского душепопечения, духовного окормления сотен клириков и мирян, приходивших в Виноградово, к доброму пастырю.
       Батюшка был подобен острову посреди мятежного моря человеческих страстей. Он редко поучал и наставлял, но каждый обращавшийся к нему за помощью чувствовал, что наконец-то обрел почву под ногами, ощущал, как в его сердце зарождалась надежда и воцарялся мир.
       Каждого из сотен приходивших к нему на исповедь, батюшка встречал так, будто ждал его всю жизнь, всем своим видом как бы говоря: «Как хорошо, что ты пришел – я так долго тебя ждал». Больных, здоровых, старых и молодых он встречал как самых дорогих для себя людей. Господь даровал отцу Владимиру душевный талант сострадать, сочувствовать и утешать. Иногда во время исповеди он начинал плакать, когда соприкасался с болью, страданиями человека. По свидетельству духовных чад, батюшка никогда не укорял, но всегда сострадал кающемуся.
       Своему духовному сыну, священнику, отец Владимир дал такой совет: «Сделай так, чтобы человек с исповеди ушел утешенным».
       Поэтому, когда в 1988 году встал вопрос об избрании духовника Первопрестольного града, за протоиерея Владимира на Епархиальном собрании проголосовало подавляющее большинство духовенства столицы. С тех пор и до последних дней своего земного пути отец Владимир самоотверженно нес тяжелейшее послушание духовника столичного града.
       Сколько сил и времени занимало духовничество, ведает один Бог. Это ведь не только исповедь большинства московского клира и членов их семей. Это и умиротворение церковных конфликтов и распрей, это и ставленническая исповедь и принятие присяги у всех кандидатов в диаконский и священнический сан и постоянная память об ответственности перед Господом и Священноначалием за каждого допущенного и разрешаемого.
       Общаясь со ставленниками, отец Владимир учил их тому пониманию церковного служения, которое сам вынес из бесед со своими великими духовниками и многолетнего опыта служения Богу и Церкви. По словам протоиерея Георгия Студенова, окормлявшегося у отца Владимира с детства, для батюшки главным принципом духовной жизни была верность Христу и Церкви, страх Божий. Он сам так жил. И того же требовал от всех желавших послужить Богу в священном сане. «Когда батюшка говорил о Боге, о вере, – продолжает отец Георгий, – он очень волновался. Переживая важность выстраданных им слов, он трепетал, слова вибрировали, а земля под тобой начинала трястись». Более семисот священнослужителей Московской епархии прошли ставленническую исповедь у отца Владимира.
       Рассказывать о подвиге духовничества трудно, ибо главное здесь происходит в области, сокрытой от постороннего внимания, – в тайне исповеди. Однако благодатное влияние, которое оказал отец Владимир на жизнь своих многочисленных духовных чад, подтверждается сотнями примеров. Об одном из таких случаев рассказал духовный сын отца Владимира, священник Игорь Просолов.
       Еще до принятия священного сана ему довелось обратиться к отцу Владимиру в трудной житейской ситуации. Жена его, носившая первенца, не могла родить и уже переходила две недели. Врачи настаивали на операции, предупреждая, что в противном случае жизни ребенка и самой родительницы угрожает опасность. «И тут какая-то невидимая сила повела нас в Виноградово, – продолжает отец Игорь, – хотя в тот день службы не было, батюшка необыкновенно радостно нас встретил. Как будто давно ждал. Тут же сразу облачился и пошел в храм. Долго исповедовал жену. А потом сказал: «Не переживайте! Не надо никаких операций. Все будет хорошо». Вечером у жены начались схватки. На следующее утро она без всяких проблем родила нашу первую дочь, абсолютно здорового ребенка».
       Такие чудеса вокруг батюшки происходили ежедневно. Чудом было и то, что вопреки всем веяниям и искушениям времени он сохранил в своей душе благодатный залог мира Христова, сподобился не только услышать, но и научиться, по словам Спасителя, той кротости, без которой душа не может сохранить свыше обетованный покой. Отца Владимира отличали удивительные, почти уникальные в наши дни простота и искренность, незлобие и то удивительное качество, которое близко знавший батюшку протоиерей Анатолий Циркунов назвал «духовной веселостью». Улыбка его всегда светилась тихой радостью. Так умеют улыбаться только дети и те, кто «как дети» сподобились причаститься сладости Царства Христова.
       «Одно соприкосновение с ним – только рядом постоять, только взять у него благословение – уже преображало жизнь человека, это было причастие какой-то радости, любви и надежды, надежды спастись в этой земной грешной жизни», – говорят прихожане храма Владимирской иконы.
       Несмотря на огромную духовную нагрузку, физическую усталость и, особенно в последние годы, телесную немощь, никто не видел отца Владимира раздраженным или недовольным. Он помнил всех и радовался каждому приходившему к нему человеку. Его духовной теплоты и внимания хватало на всех и всегда.
       Не переставал отец Владимир заботиться и о своем храме. Его трудами была воздвигнута каменная ограда вокруг храмовой территории. Регулярно ремонтировался и реставрировался храм и другие церковные строения, являющиеся памятниками архитектуры. Поддерживались и обновлялись интерьер и убранство храма. А в последние годы было построено прекрасное здание церковного дома с воскресной школой.
       По свидетельству протопресвитера Матфея Стаднюка, отца Владимира как священника и духовника знали и уважали Предстояли Русской Церкви Святейшие Патриархи Алексий I и Пимен, и особенно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, неоднократно отмечавший в своих словах духовническое служение, а также неустанные труды и заботы протоиерея Владимира по благоустройству, украшению и благолепию Владимирского храма во время своих посещений Виноградова в 1996, 1998, 2002 годах.
       О выдающемся пастырском подвиге, который в течение своей жизни совершал отец Владимир, свидетельствуют полученные им церковные награды:
       В 1953 году он был награжден набедренником; в 1957 году – камилавкой; в 1964 году – был возведен в сан протоиерея; в 1969 году награжден наперсным крестом с украшениями; в 1984 году удостоен права ношения митры; в 1999 году – права служения Литургии с отверстыми царскими вратами до «Отче наш...». Кроме того, он был удостоен многих церковных орденов.
       Дополнительно к настоятельским и духовническим трудам по благословению Священноначалия протоиерей Владимир с 1993 года в течение десяти лет духовно окормлял женское отделение Бутырской тюрьмы в Москве (СИЗО № 2), заслужив за свои труды особую благодарность Святейшего Патриарха.
       После Рождества Христова 2004 года отец Владимир почувствовал сильное недомогание и был помещен в московскую клинику им. Склифосовского, где ему была сделана операция. После нее в тяжелейшем состоянии он еще две недели пребывал в реанимационном отделении больницы, где его каждый день причащали Святых Христовых Таин. Благодатный облик батюшки произвел сильное впечатление на медицинский персонал клиники. Патронажные медсестры, которым довелось ухаживать за ним в реанимационном отделении, говорили, что рядом с батюшкой им было хорошо и спокойно. А когда душа отца Владимира покидала этот дольний мир, как признавались потом некоторые из медиков, многие испытали чувство, что происходит что-то таинственное, что-то необыкновенное и торжественное. Батюшка отходил в иной мир с радостью. Господь благоволил призвать Своего верного раба 25 января 2004 года.
       Священник Игорь Просолов свидетельствует, что, когда тело отца Владимира было облачено для отпевания, «батюшка заулыбался, как живой, и засиял. Радость просто излучалась от него. Наша сердечная скорбь вдруг преобразилась в утешение».
       27 января 2004 года состоялось отпевание и погребение почившего. Заупокойную Божественную литургию и чин отпевания возглавил викарий Святейшего Патриарха архиепископ Истринский Арсений. Попрощаться с почившим собратом и духовным отцом собрались более ста двадцати священнослужителей Москвы, Московской области и других епархий. Весь народ не смог вместиться в небольшом храме, многие стояли на улице, и у всех на глазах были слезы.
       Владыка Арсений произнес проникновенную проповедь, в которой было много теплых слов о почившем пастыре, и огласил послание Святейшего Патриарха Алексия, в котором Святейший Владыка отметил: «На кресте пастыря начертаны слова Апостола Павла: Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1 Тим. 4, 12). Отец Владимир был таким пастырем. Господь сподобил его дара духовничества. В 1988 году на собрании столичного духовенства он был единодушно избран духовником Московской епархии. С тех пор большинство кандидатов на рукоположение в священный сан в Москве проходили ставленническую исповедь у отца Владимира.
       Двери его дома, который находится при храме, где он служил, и днем и ночью были открыты для его многочисленных духовных чад – священнослужителей и мирян, которые всегда могли излить ему свою душу и получить от него отеческое утешение и наставление, растворенное всепрощающей любовью».
       Погребен протоиерей Владимир за алтарем храма, в котором он прослужил более полувека, рядом со своими духовными наставниками – схиархимандритом Иларионом и протоиереем Петром.
       Вечная тебе память и Царство Небесное, дорогой наш батюшка отец Владимир.

Протоиерей Сергий КИСЕЛЕВ,
благочинный храмов Троицкого округа Москвы