ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
02-2005

ПРОПОВЕДЬ

О гордости и смирении

       Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
       Дорогие братья и сестры, Божией милостью мы сподобились ныне достигнуть первой подготовительной недели к Великому посту. И, приготовляя нас к этому благому и спасительному поприщу веры, Святая Церковь предлагает нам оценить все, что сделали мы на протяжении прожитого года и, оценив, изъять из сердца своего всякую скверну греха и порока. Более же всего необходимо нам вооружаться против гордости, ибо она есть корень всякого греха. Поскольку же известно, что душа, из которой изгнаны страсти бесовские, если не украсится цветом добродетели, то скоро вновь подвергнется нашествию демонских сил, то посему и предлагается нам, оставив всякое возношение, прибегнуть к спасительному подвигу самоуничижения и самоукорения, то есть к стяжанию добродетели смирения.
       А так как добродетель противостоит пороку, то и невозможно приобрести первое, не отвергнувшись совершенно второго, как и псалмопевец Давид говорит: Уклонись от зла и сотвори благо (Пс. 33,15).
       Евангельское зачало, прочитанное сегодня, обращает наше внимание на хорошо знакомую всем притчу о мытаре и фарисее, где говориться о том, что два человека вошли в храм помолиться, один из них был фарисей, а другой мытарь.
       Первый, став на видное место, молился в себе, воздавая славу Богу за свою мнимую праведность. Он хвалился тем, что исполняет все предписания Закона, постится дважды в неделю, дает десятину на храм и заключил свою молитву гордой мыслью, что он не таков, как прочие люди... или как этот мытарь (Лк. 18, 11). Таким образом, он пришел к осуждению всех, кто его окружает.
       Мытарь же, осознавая свое недостоинство, не смел даже поднять глаз к небу, но лишь смиренно взывал к Богу в сердце своем: Боже, милостив буди мне грешному (Лк. 18, 13). В завершение в притче говорится, что мытарь вышел из Церкви оправданным более, нежели фарисей, который и не просил Бога о помиловании.
       Таким образом Господь показывает всем Своим последователям, сколь пагубен для души человеческой порок гордости и сколь велика добродетель смирения.
       «Смиренный, – по слову преподобного Варсонофия, – лежит на земле, а лежащий на земле куда может упасть? Очевидно же, что находящемуся на высоте удобнее падать»1.
       Лишь стяжавший в сердце своем этот венец всех добродетелей может войти в общение с Богом, как и святой царь и пророк Давид говорит: Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19).
       Если смирение есть мать всех добродетелей, то гордость – мать всех пороков. Гордостью человек отступает от Бога и делается повинным погибели, подобно светозарному ангелу, возгордившемуся и осужденному на вечные узы мрака.
       Преподобный Авва Дорофей указывает на пример некоего брата, который уничижал каждого и говорил: «Что значит такой-то? Нет никого достойного, кроме преподобного Зосимы и подобного ему». Потом начал и сих осуждать и говорить: «Нет никого достойного, кроме Макария Великого». Спустя немного начал говорит: «Что такое Макарий? Нет никого достойного, кроме Василия Великого и Григория Богослова», но скоро и их осудил, говоря: «Что такое Василий и что такое Григорий? Нет никого достойного, кроме Апостолов Петра и Павла». Тогда старец сказал ему: «Поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать». Так и случилось – через некоторое время он стал говорить: «Что такое Петр? И что такое Павел? Никто ничего не значит кроме Святой Троицы». Наконец возгордился он и против самого Бога и... лишился ума2.
       Единственный путь, позволяющий нам удалиться от превозношения, – это постоянное самоукорение. В Житии преподобного Макария Великого повествуется, что однажды сам диавол сказал святому: «Я не силен против тебя, Макарий. Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним только ты побеждаешь меня». «Чем же?» – говорит ему авва Макарий. «Смирением, – отвечал диавол, – Вот почему я не силен против тебя»3.
       Подтверждая приведенный пример, преподобный Петр Дамаскин пишет: «Если ум начинает видеть свои согрешения как песок морской – это и есть начало просвещения души и знак ее здоровья»4.
       Внимая святоотеческим наставлениям, будем помнить и богодухновенные слова Священного Писания, говорящего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5, 5).
       Потщимся же, братья и сестры, и мы всегда избегать гордости, постоянно укоряя себя и ревнуя о приобретении смирения, дабы не подпасть нам под осуждение вкупе с надменным фарисеем, но наследовать оправдание подобно смиренномудрому мытарю.
       Аминь.

Священник Олег КОРЫТКО

ПРИМЕЧАНИЯ

       1 Настольная книга для монашествующих и мирян. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1998. С. 236.
       2 Преподобный Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М., 1995. С. 51.
       3 Настольная книга для монашествующих и мирян. С. 184.
       4 Преподобный Петр Дамаскин. Творения. Т. 1. СПб., 1885. С. 33.