ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
02-2005

ПРОПОВЕДЬ

О посте и молитве

       Во имя Отца и сына и Святого Духа!
       Среди множества событий земной жизни Господа Иисуса Христа, запечатленных евангелистами, есть замечательное повествование о том, как Господом Иисусом Христом был исцелен бесноватый отрок по вере его отца (Мф. 17). Среди многих подобных чудес, совершенных Спасителем, евангелист останавливает наше внимание именно на этом. Что же здесь особенного, что выделяет это исцеление из целого ряда прочих?
       Прежде всего достоин внимания тот факт, что апостолы уже пытались вернуть здоровье юноше, но не смогли и на вопрос: «Почему же так случилось?» – они слышат: «По неверию вашему» (Мф. 17, 20).
       Таким образом, Господь свидетельствует о вере как о необходимом фундаменте всякой духовной жизни. Безусловно, вера – это путь ко спасению, поэтому Апостол Павел говорит: Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2, 8–9).
       Если вера – дар Божий, то вполне понятна просьба Апостолов ко Христу: Умножь в нас веру (Лк. 17, 5). Однако в другом месте Спаситель говорит, что верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в Единородного Сына Божия (Ин. 3, 18). За что же Господь осуждает человека, которому Сам не даровал веры?
       Значит, вера – более широкое понятие, чем просто Божественный дар, это порыв души человеческой к тому, что лежит выше грани чувственного восприятия и познания. Господь же, желающий, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4), предлагает этот великий дар каждому из нас, и лишь от нас зависит, захотим ли мы принять его или из-за нашего равнодушия этот дар останется невостребованным.
       В области веры душа человека встречается с Богом. Однако не следует забывать, что вера – еще и поле битвы с духами злобы поднебесными, стремящимися помешать общению души с Богом.
       И потому сегодня в евангельском чтении Господь предлагает нам оружие против диавола. Он говорит: Сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21).
       Святой Иоанн Златоуст объясняет слова Спасителя следующим образом: «Кто, постясь, молится, тот имеет два крыла легчайшие самого ветра, ибо таковой не дремлет, не рассеивается, не говорит много и не расслабляется в молитве, как то бывает со многими»1.
       Пост и молитва непременно должны помогать друг другу, ибо как говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Ум постника молится трезвенно, а невоздержанного исполнен нечистых мечтаний»2.
       Конечно, нам иногда бывает трудно уяснить себе духовный смысл и внутреннюю связь между верой и трудами поста и молитвы. И снисходя к человеческой немощи, святые отцы объясняют нам это при помощи различных примеров.
       Так, когда Пимена Великого спросили: «Каким образом уберечься от козней врага?», он ответил: «Когда котел, разжигаемый снизу, кипит, то ни муха, ни какое другое насекомое не может его коснуться, когда же он остынет, то на него садятся и мухи, и другие насекомые. Подобно сему и к подвизающемуся в добродетели враг не смеет приступить и увлечь его в свои сети; к человеку же, проводящему жизнь в беспечности и лености, враг приступает с легкостью и увлекает ко греху как хочет»3.
       Внимая сему богомудрому совету, будем же и мы, братья и сестры, подвизаться в добродетели поста и молитвы, уповая на помощь Всещедрого Бога, Ему же подобает честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков.
       Аминь.

Священник Олег КОРЫТКО

ПРИМЕЧАНИЯ

       1 Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. Цит. по: Владимир (Сабодан), митрополит. Проповеди. Т. 2. Киев, 1997. С. 52.
       2 Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. С. 108.
       3 Житие преподобного Пимена Великого. Цит. по: Настольная книга для монашествующих и мирян. С. 276.