ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
03-2005

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Возвращение Великой Княгини

       2004 год отмечен событием, ставшим значимой вехой в новейшей истории Русской Православной Церкви: по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, а также Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра в Россию для поклонения были принесены святые мощи преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Эта историческая акция явилась первой совместной программой Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей. Инициатива ее проведения принадлежала общественной организации Фонд святого всехвального Апостола Андрея Первозванного. Оргкомитет возглавили митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, и В. И. Якунин, председатель попечительского совета Фонда святого всехвального Апостола Андрея Первозванного и Центра национальной славы России.
      

       Честные останки великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, в 1918 году мученически скончавшихся в шахте под Алапаевском, были вывезены из России через Китай и более восьмидесяти лет почивали в стенах православного монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. На освящении храма Марии Магдалины, основанного императором Александром III, присутствовала сама великая княгиня вместе со своим супругом – великим князем Сергеем Александровичем, председателем Императорского Православного Палестинского общества. В 1921 году крипта этого храма стала местом последнего упокоения великой княгини Елисаветы и ее соузницы Варвары. 1 мая 1982 года, когда праздновалось 100-летие Православного Палестинского общества, Русской Православной Церковью Заграницей они были прославлены в Соборе новомучеников Российских, а десять лет спустя канонизированы и Русской Православной Церковью. Их нетленные мощи торжественно перенесли в храм, где ныне они покоятся в белых мраморных раках по обе стороны алтаря.
      

Епископ Бостонский Михаил (Русская Зарубежная Церковь)
выносит святые мощи из монастыря Марии Магдалины

Храм Марии Магдалины в Иерусалиме

       Именно отсюда 25 июля 2004 года началось многомесячное путешествие святынь по городам и весям нашей страны и ближнего зарубежья. Представительная делегация во главе с викарием Святейшего Патриарха Алексия епископом Дмитровским Александром доставила из Святого Града Иерусалима в Россию большой позолоченный серебряный ковчег с десной рукой великой княгини Елисаветы и частицей мощей святой Варвары. Еще один, малый ковчежец специально изготовили в мастерских обители святой Марии Магдалины из досок гробов, в которых тела были перевезены из Китая в Иерусалим. Материалом гробов служил китайский тик, древесина которого наравне с лиственницей практически не поддается гниению. На внутренней стороне крышки деревянного ковчега, обложенного серебром, был помещен эмалевый образок Спасителя, с которым великая княгиня никогда не расставалась, а также выгравирована икона преподобномучениц Елизаветы и Варвары, держащих покров над Россией. Этот ковчег, в котором находятся малые частицы мощей обеих святых, по решению Синода Русской Православной Церкви Заграницей будет передан Московской Марфо-Мариинской обители после ее окончательного восстановления.
       По благословению Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Лавра святые мощи сопровождал его викарий и представитель в России епископ Бостонский Михаил. Ковчежцам в пути поочередно сопутствовали насельники ставропигиальных мужских монастырей: Сретенского, Данилова, Новоспасского, Троице-Сергиевой Лавры.
       По прибытии в Москву честные останки преподобномучениц Елисаветы и Варвары в продолжение шести дней находились в Храме Христа Спасителя, где им поклонилось более сорока тысяч человек. Столько же они пробыли затем в ставропигиальном Даниловом мужском монастыре, древнейшей монашеской обители столицы. Молебен с Акафистом преподобномученицам, на котором присутствовали игумении всех женских монастырей Москвы, был совершен перед ковчежцами прямо под открытым небом у стен храма Спаса Нерукотворенного Образа Марфо-Мариинской обители милосердия, основанной преподобномученицей Елисаветой.

ПО КРАЙНЕМУ СЕВЕРУ И ДАЛЬНЕМУ ВОСТОКУ

       Отдельным этапом программы стало принесение святых мощей преподобномучениц в самые дальние регионы нашей страны. Весь этот путь святыня проделала на самолете, в сопровождении представительной паломнической делегации, в которую входили епископ Дмитровский Александр, епископ Бостонский Михаил, президент Фонда Апостола Андрея Первозванного А. В. Мельник, члены Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации. Ежедневно самолет совершал многочасовые перелеты, преодолевая расстояния в сотни километров.
       Девять часов занял специальный авиарейс из московского аэропорта «Шереметьево» до Якутска, где честные останки преподобномучениц были встречены духовенством и верующими во главе с архиепископом Якутским и Ленским Германом в присутствии вице-губернатора края. Для жителей Северного края прибытие святых мощей стало поистине пасхальным торжеством: в Преображенском храме Якутска, где находились ковчежцы с честными останками преподобномучениц, архипастырями была совершена ночная Литургия, а затем состоялся крестный ход, причем духовенство, совершавшее богослужение, было облачено в красные ризы. Всего одна ночь была в распоряжении тех, кто желал поклониться святыне, и за этот небольшой срок к святым мощам пришли более пяти тысяч человек.
      

В храме Преображения Господня в Якутске

В храме Преображения Господня в Якутске

       В течение следующих суток святые мощи находились в кафедральном Преображенском храме столицы Чукотской автономной области города Анадыря. Их прибытие совпало с празднованием 115-летия города, некогда называвшегося в честь императрицы Марии Феодоровны, матери императора Николая II, Новомариинском. Весь день проходили народные гулянья на главной площади города, где сейчас возводится новый кафедральный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, а вечером небо над столицей Чукотки расцветил праздничный фейерверк. По самым приблизительным подсчетам каждый пятый житель Анадыря в тот день побывал у мощей преподобномучениц, испрашивая их благословения и благодатной помощи.
      

В аэропорту Анадыря

В Преображенском кафедральном соборе

       Затем честные останки преподобномучениц великой княгини Елиcаветы и инокини Варвары были доставлены на Колыму. У трапа самолета, совершившего посадку в аэропорту близ города Магадана, ковчежец с мощами преподобномучениц из рук епископа Дмитровского Александра, сопровождавшего святыню, принял епископ Магаданский и Синегорский Гурий. В церемонии принимали участие руководители города и области, а также рота почетного караула. После молебна, совершенного на летном поле, святыня на специальном автомобиле с внушительным эскортом направилась в столицу Колымского края. В главном храме города – в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов – ее ожидали сотни верующих во главе с губернатором края Н. Дудовым, который назвал прибытие святыни «большим событием в общественной и культурной жизни». Как подчеркнул епископ Гурий, пребывание в городе мощей преподобномучениц будет способствовать духовному пробуждению жителей края, отмечавших в 2004 году пятнадцатилетие своей епархии.
      

Встреча в Магадане

Губернатор Магаданской области Н. Дудов у святых мощей

       Следующей остановкой на маршруте стал Петропавловск-Камчатский. Самолет совершил посадку в аэропорту города Елизово, где за неделю до того дотла сгорел единственный деревянный Троицкий храм, освященный в 2000 году. Для православных жителей города величайшим духовным утешением стало принесение на пепелище ковчега со святыми мощами преподобномучениц.
       По случаю знаменательного события епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий обратился к своей пастве с воззванием, в котором отметил, что прибытие святых мощей должно восприниматься верующими как большая радость и благословение Божие. «Придите, поклонимся и припадем к тем, чьими слезами, кровью и молитвами сохранена наша вера, наш народ, наша Святая Русь», – призвал Владыка. После торжественной встречи в аэропорту мощи на сутки были поставлены в кафедральном храме Святителя и Чудотворца Николая, здание которого ранее служило кинотеатром. В течение всего времени их пребывания здесь ежечасно совершались молебны святым преподобномученицам Елисавете и Варваре.
       Из храма велась прямая теле- и радиотрансляция, а в каждом информационном выпуске звучала информация о святыне. В память о ее пребывании на Камчатской земле перед Никольским храмом был водружен и освящен поклонный крест.
       С Камчатки святые мощи прибыли на восточную окраину России – остров Сахалин. Самолет, доставивший святые мощи из Петропавловска-Камчатского, встречали епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил и вице-губернатор области. Была выстроена рота почетного караула из пограничных войск.
       В ходе краткой пресс-конференции, состоявшейся в здании аэропорта, епископ Даниил отметил, что «это событие имеет не только духовное, но и величайшее политическое значение, способствует укреплению патриотизма в душах сахалинцев». «Елизавета Федоровна, – напомнил Владыка, – имела возможность уехать за границу и спасти себя, но она так любила Россию, что решила испить всю чашу испытаний вместе с народом. Ее решимость – пример для нас, чтобы мы не убегали никуда. Это наша земля, это наша граница, и мы должны здесь жить».
       Из аэропорта оба ковчежца с мощами преподобномучениц были доставлены в храм святителя Московского Иннокентия, где их ожидали сотни верующих. Этот храм открыт в старом двухэтажном доме барачного типа: большинство православных церквей на острове располагаются в зданиях, которые ранее служили жилыми помещениями или магазинами. Во второй половине дня начался первый в истории острова крестный ход по улицам Южно-Сахалинска – святые мощи были перенесены в новый кафедральный Воскресенский собор. Здесь прошло всенощное бдение, а наутро – Божественная литургия, которую совершили епископы Александр и Даниил. В то же время епископ Бостонский Михаил со вторым ковчежцем полетел на остров Итуруп, расположенный в центральной части Курильского архипелага. Православная святыня побывала на Курильских островах впервые в их истории. Ее привезли в поселок Горячие Ключи, где дислоцируется пограничный гарнизон. У стен строящейся в поселке деревянной церкви во имя Георгия Победоносца состоялся молебен, после которого военнослужащие получили возможность поклониться святым мощам.
      

В Воскресенском кафедральном соборе Южно-Сахалинска

В Воскресенском кафедральном соборе Южно-Сахалинска

       Конечной точкой авиамаршрута стал Владивосток. В аэропорту столицы Приморья торжественную встречу возглавил архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин. Основным местом пребывания святых мощей стала женская Марфо-Мариинская обитель на Седанке. Она была образована десять лет назад по образцу московской обители милосердия, основанной великой княгиней Елисаветой.
      

Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин
во время встречи мощей в аэропорту Владивостока

Встреча во Владивостоке

       Второй ковчежец проделал одиннадцатичасовой обратный путь в Москву на борту самолета, на котором возвращалась большая часть делегации Фонда Андрея Первозванного. Во время остановок святыне смогли поклониться жители городов Мирного – центра алмазодобывающей отрасли Якутии и Нового Уренгоя в Тюменской области, где находятся крупные газовые месторождения.

ПО СИБИРИ

       Наиболее протяженная, наземная часть маршрута пролегала по областям России, Белоруссии и странам Балтии. Мощи перевозились по железной дороге в специальном храме-вагоне в честь Смоленской иконы Божией Матери, принадлежащем Миссионерскому отделу Русской Православной Церкви. Их путь из Владивостока пролег через Уссурийск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан, Благовещенск, Читу, Улан-Уде и далее по Транссибирской магистрали вглубь страны, по маршруту, обратному тому, который проделали честные останки жертв алапаевской трагедии в годы гражданской войны, как казалось, навсегда покидая Россию. Прибытие святыни в города Приморья, где сегодня сложилась непростая экономическая и демографическая ситуация, вызвало у православных жителей края величайшее воодушевление и патриотический подъем. В посещении великой княгини они увидели зримое свидетельство попечения Промысла Божия об их родной земле, являющейся неотъемлемой частью православной России.
       Около полутора месяцев продолжалось путешествие по Сибири. Святые мощи преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары посетили Иркутск, Красноярск, Абакан, Новокузнецк, Кемерово, Томск, Новосибирск, Барнаул, Омск, побывали в древней столице Сибири Тобольске, а также в Тюмени. В Красноярске многотысячный крестный ход со святыней прошествовал от вокзала к Покровскому кафедральному собору через весь город, по его центральной улице – проспекту Мира. Молитвенное шествие такого масштаба здесь совершилось впервые. Пребывание святыни в Красноярском крае совпало по времени с трагическими событиями в Северной Осетии. В соборе перед святыми мощами преподобномучениц архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний совершил молебен о спасении заложников, захваченных в Беслане. За три дня пребывания святынь в Красноярской епархии им поклонилось более двадцати тысяч местных жителей. Проводы Великой Матушки вылились в грандиозное церковно-общественное торжество: на Караульной горе, у часовни святой Параскевы Пятницы, где в XVII веке казаками было основано первое поселение – Красноярский острог, при огромном стечении народа архиепископ Антоний и епископ Михаил на четыре стороны благословили святыней Красноярск.
      

Молебен на вокзальной площади Кемерова

Проводы святых мощей в Кемерове

Крестный ход в Томске

В храме Александра Невского в Новосибирске

       Два дня святые мощи преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары находились в Абаканской епархии. В Хакассии сегодня открыто 37 приходов, шесть из них – в столице республики, население которой составляет около пятисот тысяч человек. С железнодорожного вокзала Абакана святыня, встреченная архиепископом Абаканским и Кызылским Ионафаном, духовенством и верующими крестным ходом была перенесена к Знаменскому храму-часовне, строительство которой завершилось всего за месяц до прибытия святых мощей. Здесь состоялся молебен, а затем главный ковчег перевезли в кафедральный Преображенский собор столицы Хакассии. Малый ковчег в сопровождении двух насельников Свято-Данилова монастыря побывал в столице Республики Тувы городе Кызыле, немногочисленное православное население которого с огромным воодушевлением восприняло прибытие святых мощей.
       Пять дней честные останки преподобномучениц находились в пределах Кемеровской епархии. По главным улицам Новокузнецка крестным ходом, протяженность пути которого составила семь километров, архиепископом Кемеровским и Новокузнецким Софронием главный ковчег был перенесен в кафедральный Спасо-Преображенский собор. Ежечасно в течение двух суток здесь перед ним совершался молебен с акафистом и ни на минуту не иссякал поток желающих приложиться к святыне. Проделав многочасовой путь по извилистым горным дорогам, духовенство епархии в то же время доставило малый ковчег прихожанам храма великомученика и Победоносца Георгия в столице автономной области Горная Шория – городе Таштаголе. Около семидесяти священнослужителей и трех тысяч православных сибиряков встречало мощи великой княгини Елисаветы и инокини Варвары в самом Кемерове. Крестным ходом они были перенесены в Знаменский кафедральный собор – самый большой храм Сибири, строительство которого закончилось десять лет назад. Огромную помощь епархии в организации принесения святых мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары оказал кемеровский губернатор Аман Тулеев. Распоряжением главы области для передвижения святыни был выделен вертолет. Благодаря этому малый ковчег в сопровождении духовенства побывал в нескольких шахтерских городах, удаленных от губернского центра на многие сотни километров.
       Местом пребывания честных останков великой княгини и ее сподвижницы в городе Томске стал Богородице-Алексиевский мужской монастырь. Здесь они находились рядом с другой прославленной святыней, возможно связанной с Домом Романовых, – мощами праведного Феодора Томского, известного в народе как старец Федор Кузьмич. Предание гласит, что под этим именем скрывался покинувший престол русский император Александр I.
       В честь его царственного потомка – императора Николая II был назван при основании город, где храм-вагон со святыми мощами совершил следующую остановку. С 1926 года Новониколаевск, основанный в конце XIX века строителями моста через Обь, стал именоваться Новосибирском. Здесь святыню встречали верующие и священнослужители во главе с архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном. Пока большой ковчег оставался в Вознесенском кафедральном соборе, малый перевозился по приходам города. Святые мощи были привезены во Всехсвятский храм Новосибирского Академгородка, где действует сестричество во имя преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, в городскую и областную больницы, областной дом престарелых, исправительно-трудовую колонию общего режима № 18, Онкологический центр Новосибирска. Одними из первых святыне смогли поклониться прихожане собора Александра Невского – первого каменного здания города, являющегося памятником императору Александру III, отцу последнего русского Государя Николая II.
       В праздник Рождества Пресвятой Богородицы святые мощи были перевезены в Барнаул на автомобиле – рейсовый поезд, к которому был прицеплен храм-вагон, отправлялся в путь рано утром, а православные новосибирцы хотели встретить торжество вместе с Великой Матушкой. Для прихожан Покровского кафедрального собора Барнаула, отметившего в нынешнем году свое столетие, пребывание в их храме святыни стало бесценным даром к юбилею. Малый ковчег был доставлен в Успенский собор в Бийске и Михаило-Архангельскую церковь в Рубцовске. Только эти три храма оставались действующими с 1945 года – остальные шестьсот приходов Алтайского края в послереволюционное время были уничтожены. Святым мощам также поклонились верующие жители столицы Республики Горный Алтай. Сотни людей побывали в Преображенском храме Горно-Алтайска за те несколько ночных часов, в течение которых здесь находился малый ковчег с мощами.
       Более тысячи паломников, стоя на коленях, ожидали прибытия святых мощей у входа в кафедральный собор Рождества Христова в Омске. Над их низко склоненными головами духовенство внесло в храм оба ковчега с мощами. Великой духовной радостью назвал митрополит Омский и Тарский Феодосий принесение в Омск честных останков преподобномучениц Елисаветы и Варвары. Владыка Феодосий, несмотря на весьма преклонный возраст, сам побывал с ковчежцем во всех приходах города, а также домовых храмах вузов, больниц и колоний, которых насчитывается двадцать два.
      

Встреча святых мощей у кафедрального собора в честь Рождества Христова в Омске

В Омске

       На другой день, взяв святые мощи из Ачаирского женского Крестового монастыря, где всю ночь перед ними молились сотни омичей, митрополит с духовенством совершил в буквальном смысле автопробег по пятнадцати приходам городов и сел области, посетив, в частности, Спасский собор второго кафедрального города епархии – Тары, отметившей в 2004 году четырехсотлетие.
       Сразу два крестных хода встречали храм-вагон в городе Ишиме Тюменской области. С 1994 года здесь находится резиденция епископа Ишимско-Сибирского Евтихия, иерарха Русской Православной Церкви Заграницей. Главный ковчег приняли клирики двух ишимских храмов Русской Православной Церкви, а малый ковчег – два священнослужителя и около двадцати насельниц Иоанновского женского монастыря, носящего имя святителя Иоанна Шанхайского, находящегося в юрисдикции РПЦЗ. В Богоявленском соборе, самом старом храме города, возведенном в 1793 году, где расположена кафедра епископа Евтихия, состоялось всенощное бдение, а на следующий день – Божественная литургия, совершенная архиерейским чином. Другой, гораздо более многолюдный крестный ход проследовал через весь центр города к Никольскому собору. Вместе со своими согражданами в этом молитвенном шествии участвовал мэр города Виктор Рейн. В Никольском храме при огромном стечении народа были совершены молебен с акафистом, всенощное бдение, а ранним утром следующего дня – Литургия.
       В канун праздника Воздвижения Креста Господня честные останки преподобномучениц на автомобиле перевезли из Ишима в Тобольск, с которым нет железнодорожного сообщения. В 1620 году Тобольск стал епархиальным центром первой сибирской епархии. В августе 1917 – апреле 1918 года здесь находились под арестом последний российский император Николай II и члены его Семьи. Дом, в котором проживало Августейшее Семейство, цел до сих пор, он используется как административное здание, но бывший кабинет Государя является мемориальным музеем. В Софийском соборе Тобольского кремля – самом древнем каменном здании Сибири, построенном в 1683 году, святые мощи великой княгини Елисаветы и инокини Варвары пробыли двое суток. Всенощное бдение в канун Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и Божественную литургию в день двунадесятого праздника в соборе совершил архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, тепло поздравивший свою паству с радостным событием – посещением их города великими святынями.
       На другой день православные тобольчане вместе с воспитанниками Тобольской Духовной семинарии проводили их во второй кафедральный город епархии – Тюмень. Основанная в XVII столетии православными казаками, осваивавшими сибирские просторы, Тюмень к концу XIX века имела 18 церквей (вместе с монастырскими), 4 приписные церкви и 56 часовен. Духовное сословие насчитывало более 200 человек. До нашего времени дошло всего одиннадцать храмов, семь из них являются действующими. Ковчег с десной рукой преподобномученицы Елисаветы и частицей мощей мученицы Варвары был доставлен в Свято-Троицкий мужской монастырь, основанный в 1616 году монахом Нифонтом из Казани. Здесь погребен знаменитый миссионер и просветитель Сибири митрополит Филофей (Лещинский). У ворот обители святыню торжественно встретил архиепископ Тюменский и Тобольский Димитрий, духовенство, насельники и прихожане монастыря. В единственном действующем Троицком соборе обители были совершены молебен с акафистом, вечером – всенощное бдение, а наутро – Божественная литургия. Из Троицкого монастыря крестным ходом через весь город святые мощи перенесли в Знаменский кафедральный собор Тюмени.
       Деревянный храм на этом месте был построен в 1624 году, а каменная церковь заложена в 1851 году на средства купца Иконникова. В храме хранилась древняя чудотворная икона Божией Матери «Знамение», которая явила заступничество народу Божию во время холеры в 1848 году. В 1920-е годы храм был закрыт, в нем размещалась пересыльная тюрьма. Собор вернули епархии лишь в 1945 году.
       Поклониться мощам великой княгини Елисаветы и инокини Варвары смогли и православные жители Ханты-Мансийского автономного округа. Авиамаршрут путешествия малого ковчега пролег через Пыть-Яху, Сургут, Нефтеюганск, Пойковское и завершился в Ханты-Мансийске.
      

В храме-вагоне

Во время встречи храма-вагона

       Центральным событием сибирского путешествия стало принесение святых мощей в Екатеринбургскую епархию. В ее нынешних пределах более восьми десятилетий назад претерпели мученическую кончину члены Семьи последнего русского императора Николая II, великая княгиня Елисавета Феодоровна со своей соузницей инокиней Варварой и еще пять представителей династии Романовых.
       Храм-вагон на вокзале Екатеринбурга встретили архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, духовенство епархии и множество верующих. Крестным ходом честные останки преподобномучениц были перенесены в храм во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, возведенном на месте дома Ипатьева, где в июле 1918 года большевицкими палачами была убита Царская Семья.
       Освящение храма было совершено 16 июля 2003 года. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия его возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Екатеринбургский памятник Царственным страстотерпцам носит и другое название – Храм-на-крови, подобно другому храму, возведенному в Северной столице на месте гибели императора Александра II. Рядом с величественным храмом – украшением православного Екатеринбурга – скромная деревянная часовня, освященная во имя преподобномученицы Елисаветы.
       Прибытия честных мощей великой княгини ожидали множество паломников, съехавшихся со всех концов области. С пением тропаря оба ковчега и икону преподобномучениц внесли в великолепный собор, блистающий белым мрамором и золотом иконостаса, в котором помещены огромные иконы всех Царственных страстотерпцев: Государя Николая II, его супруги Александры Феодоровны, великих княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и цесаревича Алексия. В руках людей – горящие свечи, у многих на глазах слезы. Екатеринбуржцы стали свидетелями исторического мига, когда через восемь десятилетий после своей кончины встретились на их земле две сестры, две немецкие принцессы, ставшие русскими святыми, незримо замкнув трагический круг истории России XX века.
      

Храм во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, в Екатеринбурге

В храме-памятнике на крови, в Екатеринбурге

       После молебна с акафистом, совершенного у святых мощей Владыкой Викентием, нескончаемой чредой потянулся в храм православный люд, чтобы принести свою сердечную молитву, свою благоговейную любовь святым предстательницам за наше отечество.
       Примечательно, что в эти же дни в Екатеринбурге находилась большая группа паломников из Германии во главе с епископом Штутгардским Агапитом, иерархом РПЦЗ. Не зная в деталях о маршруте пребывания святых мощей преподобномучениц в России, эти люди восприняли как несомненное чудо встречу в Екатеринбурге со святыней, ради которой многие из них в свое время предпринимали путешествие в Иерусалим.

АЛАПАЕВСК

       Из Екатеринбурга святыни были перевезены в Алапаевск. Название этого небольшого городка, население которого составляет сегодня около сорока тысяч человек, оказалось навсегда вписанным в новейшую историю России. В Свято-Троицкой церкви, в склепе которой были первоначально погребены тела мучеников, извлеченных из шахты, состоялся молебен перед святыми мощами великой княгини и инокини Варвары. В ночь на пятое октября, когда святые мощи преподобномучениц должны были быть доставлены к месту их гибели – к бывшей Нижне-Селимской шахте, неожиданно пошел первый снег. Белые хлопья, кружась в воздухе, засыпали осеннюю грязь и опавшие листья, первая пороша высветлила поля вокруг города, одела тончайшим кружевом кроны деревьев: казалось, сама природа украшалась, готовясь к встрече высоких и дорогих гостий.
       В Алапаевске о них напоминает многое. До сих пор идут занятия в Напольной школе, в классах которой несколько месяцев содержались великая княгиня со своей верной спутницей и другие узники Романовы. Только один угловой класс отдан под мемориальный музей. Он был открыт и освящен 18 июля 2003 года Владыкой Викентием в присутствии иерарха РПЦЗ митрополита Аргентинского и Южно-Американского Платона. Среди экспонатов – личные вещи великих князей, фотографии и документы, в том числе свидетельства об их мученической кончине, подписанные тринадцатью священниками храмов Алапаевского уезда.
      

Возле Напольной школы в Алапаевске


В музее Напольной школы

       Пробегая мимо школьного крыльца, алапаевские детишки до сих пор могут видеть памятную доску с надписью: «В здании этой школы красноармейцами содержались под стражей родственники последнего расстрелянного царя». Неподалеку на той же стене другая доска, новая, повествующая о том, что в здании находились в заключении преподобномученицы Елисавета и Варвара. В день, когда в школу доставили ковчежцы с мощами, занятий здесь не было: просторные коридоры заполнили священнослужители и паломники, в том числе жители Алапаевска, предки многих из которых видели царственных узников. Совсем недавно умерла одна из горожанок, помнившая великую княгиню, которой она еще девочкой носила продукты.
       Все вместе паломники молились перед честными останками великой княгини и ее спутницы сначала в музее, а затем в Екатерининской церкви, богослужения в которой посещали алапаевские узники. Храм никогда не закрывался, а ныне является подворьем мужского монастыря во имя новомучеников и исповедников Российских, возводящегося с 1995 года вблизи шахты, куда была сброшена Елисавета Феодоровна. Было уже совсем темно, когда насельники обители колокольным звоном встретили свою Небесную покровительницу.
       Наступил исторический момент, который несомненно останется в памяти каждого очевидца события: с пением величания преподобномученицам их святые мощи трижды обнесли вокруг ограждения старой шахты, ставшей местом их праведной кончины. Шахта сейчас почти засыпана землей, виден лишь небольшой провал, который со всех сторон окружают высокие сосны. Рядом с ним возведена часовня и установлен поклонный крест. Возможно, когда-нибудь церковные археологи проведут здесь раскопки, но пока никто не дерзает тревожить покой этого святого места. По свидетельству очевидцев, нередко паломники, молящиеся возле устья старой шахты, чувствуют разливающееся в воздухе благоухание. Ежедневно сюда прибывают богомольцы: их можно видеть и ранним утром и поздним вечером, а в «царские дни», 17–18 июля, на службу собирается несколько тысяч человек. Столько людей небольшой монастырский храм, конечно, не вмещает, поэтому люди молятся под открытым небом. Паломничество к месту гибели великой княгини совершил во время своего первого официального визита в Русскую Православную Церковь Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр: благоговейное почитание великой княгини побуждает преклонить колена перед новомученицами всех верных сынов великой Русской Православной Церкви, как в России, так и рассеянии сущих.
       Всю ночь не прекращалась молитва в монастырском храме на самой окраине Алапаевска, окруженного заснеженными полями: насельники и прихожане монастыря, обращаясь к великой княгине Елисавете Феодоровне и инокине Варваре, испрашивали их благословения и благодатной помощи в своих трудах, в несении своего жизненного креста. Наутро братия обители простилась с великой княгиней и ее спутницей – их путь лежал далее, по необъятным просторам России.

ПО ЮЖНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ

       Декабрь 2004 года святыня провела в пути по епархиям Юга и центральной части России. В Ставрополе встречать храм-вагон крестным ходом пришли священнослужители и прихожане всех десяти храмов города, а также шести благочиний Ставропольской епархии. Последний раз молитвенное шествие подобного масштаба состоялось десять лет назад, когда епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий: в августе 1994 года он привез в город частицу мощей святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского.
       Пока главный ковчег с десной рукой великой княгини находился в кафедральном Андреевском соборе, малый ковчег около суток пробыл в Минеральных Водах – крупном железнодорожном узле, соединяющем Южную Россию и Кавказ. Для поклонения святым мощам преподобномучениц сюда съехались жители всех остальных благочиний Ставропольской епархии из Владикавказа, Пятигорска, Кисловодска. Не менее десяти тысяч человек побывали за это время в Покровском соборе Минеральных Вод. На следующий день честные останки алапаевских преподобномучениц возвратились в Ставрополь, где были торжественно встречены у стен кафедрального собора.
       Столь же торжественно православная паства Ставропольской епархии провожала их в новый путь – до Ростова-на-Дону. В крестном ходе, прошедшем по центральным улицам города от кафедрального храма к вокзалу, приняли участие около шестидесяти священнослужителей и несколько тысяч ставропольцев. Он завершился у Тифлисских ворот – памятника победе, одержанной Россией в XIX столетии в Кавказской войне. Во времена генерала Ермолова отсюда начиналась дорога на Кавказ. Символическую исходную точку этого победоносного пути освятила своим присутствием великая княгиня Елисавета Феодоровна.
       Прибытие святых мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары на Донскую землю совершилось в год празднования 175-летия образования Ростовской епархии и 255-летия Ростова-на-Дону и стало одним из главных событий юбилейного года. В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после богослужения в кафедральном Богородице-Рождественском соборе архиепископ Ростовский и Новочерскасский Пантелеимон поздравил свою паству с двунадесятым праздником, отметив, что нынешнее торжество усугублено прибытием святых мощей преподобномучениц. Владыка Пантелеимон напомнил о том, что жизнь наших соотечественников сегодня наполнена многими скорбями, от рук террористов часто льется кровь невинных людей, особенно это ощущается на Ростовской земле. «Рядом с нами огнедышащий Кавказ, искры которого долетают и до нас», – подчеркнул он. «Сегодня, – сказал архиепископ Ростовский и Новочеркасский, – чтобы не сломиться, не пасть духом, нам особенно важно помнить подвиг тех, кто своею мученическою кровью засвидетельствовал истину Святого Православия».
       Малый ковчег с частицами мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары был доставлен в Волгодонск, где находится единственный в епархии храм во имя преподобномученицы Елисаветы, а также в Таганрог, Новочеркасск, Шахты, Азов, Батайск. Вечером в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы святыню привезли в окружной военный клинический госпиталь Ростова-на-Дону, где находятся на излечении военнослужащие федеральных войск, получившие ранения в Чечне.
      

В храме преподобномученицы Елисаветы в Волгодонске

В военном госпитале Ростова-на-Дону

       Святые мощи преподобномучениц прибыли в Тамбовскую епархию в год празднования 90-летия канонизации святителя Питирима, епископа Тамбовского. Великая княгиня Елисавета Феодоровна очень чтила этого подвижника – в 1915 году, во время Первой мировой войны, она посещала город и прикладывалась к его мощам. Девяносто лет спустя ее честные останки были поставлены рядом со святыми мощами Тамбовского чудотворца в кафедральном Спасо-Преображенском соборе, основанном самим святителем в 1694 году. Здесь им поклонились тысячи верующих. Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий объехал с малым ковчегом вокруг всего города. Сделав остановки на южной, восточной, северной и западной окраинах города, Владыка на четыре стороны благословлял святыней Тамбовскую землю, испрашивая благословения преподобномучениц всем ее жителям. Жизненный подвиг святых Елисаветы и Варвары был связан с милосердным служением ближним, и, конечно, не случайно их святые мощи доставили для поклонения верующим сотрудникам и пациентам 2-й городской больницы Тамбова. Она носит имя знаменитого святителя-хирурга Луки (Войно-Ясенецкого) – младшего современника великой княгини, также совершившего в годы богоборчества исповеднический подвиг.
      

Встреча храма-вагона в Тамбове

Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий с мощами преподобномучениц

В больнице имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Тамбов

       Город Воронеж великая княгиня со своей келейницей Варварой посетила в канун празднования обретения святых мощей преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), в миру протоиерея Митрофана, духовника основанной великой княгиней Елисаветой Марфо-Мариинской обители. С вокзала города Воронежа крестный ходом святыня была принесена в Покровский кафедральный собор, где молебен перед ней совершил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Обращаясь к пастве, Владыка Сергий напомнил, что село Трехсвятское Воронежской губернии – малая родина преподобноисповедника Сергия, и именно в Воронеже Сребрянский, выпускник Воронежской Духовной семинарии, ступил на путь служения Церкви. На Воронежской земле в селе Владычня архимандрит Сергий (Сребрянский) и его супруга, также принявшая монашество, окончили свой земной путь.
      

Во время крестного хода в Воронеже

Покровский кафедральный собор

В Воронеже

       В 1902 году настоятельница Марфо-Мариинской обители присутствовала на торжественном прославлении и обретении мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского. В год 250-летия со дня рождения Небесного покровителя Белогорья, в канун главных юбилейных торжеств, ковчег с ее десницей был выставлен для поклонения в том самом храме, где ныне почивают мощи святителя Иоасафа. За сутки, в течение которых святыня пребывала на Белгородчине, кафедральный Спасо-Преображенский собор Белгорода посетили около двадцати пяти тысяч человек. Столько же верующих людей прошли перед малым ковчегом в храмах городов Старого Оскола и Губкина.
      

Молебен в Старом Осколе

В Старом Осколе

       Главный ковчег крестным ходом пронесли по всем храмам Белгорода. В каждом из них перед святыми мощами совершался краткий молебен. Последняя остановка была сделана в Смоленском соборе, возведенном еще в 1743 году: его стены помнят святителя Иоасафа Белгородского, совершавшего здесь богослужения. Провожать святые мощи на вокзал приехал губернатор Белгородской области Е. С. Савченко. Глава области присутствовал на молебне, который совершил в храме-вагоне перед ковчегом со святыми мощами архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
       Полтора дня в плотном графике движения храма-вагона было отведено на стоянку в Курске – на малой родине преподобного Серафима Саровского, которого великая княгиня Елисавета свято чтила. Местом пребывания главного ковчега с десной рукой преподобномученицы Елисаветы стал Знаменский кафедральный собор Знаменской обители, возведенной в честь чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери. Эта икона, вывезенная из России во время гражданской войны, явилась Одигитрией Русского Зарубежья. В это же время малый ковчег побывал в храме Всех святых, в Земле Российской просиявших, в Железногорске, втором по величине городе в Курской области.
      

Проводы святых мощей из Знаменского кафедрального собора Курска

       Трогательной была встреча великой княгини в Орле. Святыню перевезли в кафедральный Никитский собор, где ее встретил архиепископ Орловский и Ливенский Паисий. После молебна, совершенного им перед ковчегом с десной рукой великой княгини Елисаветы, православные орловчане, во множестве собравшиеся в храме, начали молитвенное поклонение преподобномученицам. Многие из стоявших в храме вместо икон держали в руках или прикололи себе грудь ксерокопии фотографий великой княгини.
       С Орловской землей тесно связан жизненный путь отца Митрофана Сребрянского. В сентябре 1897 года он был назначен настоятелем Покровского храма квартировавшего в Орле 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого являлась великая княгиня. Трудами отца Митрофана здесь был воздвигнут новый храм, созданы школа и библиотека, за что в 1900 году священник был награжден золотым наперсным крестом. К сожалению, Покровский храм был разрушен в годы богоборчества. Сегодня это место отмечено памятным крестом, к которому православные орловчане совершают крестные ходы.
      

В Никитском кафедральном соборе Орла

       Малый ковчег перевезли во Мценск, а затем в возрождающийся Троицкий Оптин Рождества Богородицы женский монастырь в древнем Болхове, в соборном храме которого освящен придел во имя Царственных страстотерпцев. Второй храм Орловской епархии, имеющий своими Небесными покровителями членов Семьи последнего российского императора, находится в селе Долбенкино – бывшей усадьбе великого князя Сергея Александровича и его супруги. Из Болхова малый ковчег был возвращен в Орел, во Введенский женский монастырь, где было совершено всенощное бдение, а затем Литургия. Дважды, в 1913 и 1916 годах, обитель посещала великая княгиня Елисавета, совершавшая поклонение чудотворной святыне – иконе Божией Матери «Балыкинская», которую подарил монастырю святитель Иоанн Тобольский. В архивах монастыря хранятся фотографии, на которых именитая паломница запечатлена с сестрами обители.
      

Епископ Брянский и Севский Феофилакт во время встречи святых мощей

       В день памяти великомученицы Варвары, имя которой носила в иноческом постриге верная спутница великой княгини Варвара (Яковлева), святые мощи были привезены в Брянск. Во Введенском соборе Петропавловского женского монастыря, основанного в 1275 году благоверным князем Олегом Брянским, из рук епископа Бостонского Михаила их принял епископ Брянский и Севский Феофилакт. Ковчег с десной рукой великой княгини трое суток был выставлен для поклонения в соборе, рядом с резной деревянной ракой, где почивают мощи святого Олега, покровителя и заступника Брянской земли. Малый ковчег в сопровождении насельников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и духовенства епархии перевозился по монастырям и храмам одиннадцати благочиний Брянской епархии.

* * *

       В общей сложности путь святых мощей продолжался около семи месяцев. За это время святыня посетила более 140 городов в 61 епархии Русской Православной Церкви. За это время ей поклонились около десяти миллионов человек. Поток паломников к святым мощам не прекращался ни днем, ни ночью, многие приходили семьями, с детьми. Пока главный ковчег с десной рукой великой княгини оставался в кафедральных храмах епархиальных городов, малый ковчежец перевозился по больницам, воинским госпиталям, детским домам, интернатам и домам престарелых, тюрьмам и воинским частям, с тем чтобы все желающие могли поклониться великим молитвенницам за наше отечество.
       Забытые государством, зачастую оставленные своими близкими, люди, находящиеся там, не могли надеяться на то, что они еще кому-то нужны, а тем более на то, что их посетит святыня из Иерусалима. Но великая княгиня, при жизни самоотверженно служившая скорбящим и страждущим, через десятилетия и тысячи километров вернулась к тем, кто нуждался в ее молитвенной помощи и утешении. Святым мощам смогли поклониться верующие жители Белоруссии, Латвии, Литвы, Казахстана, Киргизии и Азербайджана. Жители государств постсоветского пространства, отделенных от России новыми государственными границами, возможно, как никто другой нуждались в прикосновении к святыне, прибытие которой явилось зримым свидетельством неразрывного духовного единства наших народов. В странах Центральной Азии вместе с православными поклониться Елисавете Феодоровне приходили мусульмане, объясняя это тем, что русские святые «очень сильные».
       В конце февраля 2005 года святые мощи преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары вернулись в Москву. В Храме Христа Спасителя их торжественную встречу возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий с собором архипастырей. Обращаясь к верующим, во множестве собравшимся в храме, Его Святейшество напомнил, как в «трагические революционные годы в своих письмах великая княгиня Елисавета писала: “России больше нет, но Русь Святая не может умереть”». «Она выражала надежду на то, что Русь Святая возродится, и сегодня мы являемся свидетелями этого духовного возрождения нашего земного отечества, – подчеркнул Первосвятитель. – Пребывание в Русской Православной Церкви святых мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары является напоминанием всем нам о необходимости дел милосердия, служения людям – того, чему посвятила свою жизнь великая княгиня Елисавета». Предстоятель Русской Православной Церкви выразил благодарность Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей Митрополиту Лавру, поддержавшему идею принесения святых мощей на каноническую территорию Московского Патриархата, Фонду святого всехвального Апостола Андрея Первозванного – инициатору и организатору акции и всем, кто своими усилиями содействовал ее проведению.
       Ныне честные останки преподобномучениц возвратились в Святой Град Иерусалим. Здесь, в Гефсимании, в обители Марии Магдалины, под сенью русских православных крестов, венчающих купола монастырского храма, они будут почивать до скончания века. И также до скончания века Великая Матушка и ее верная спутница инокиня Варвара будут молитвенно предстательствовать у Престола Божия за Русскую Православную Церковь и за все наше отечество, верными дочерьми которого они явились.

О. КИРЬЯНОВА
Фото О. Кирьяновой и А. Толкунова


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий
возле ковчега с мощами преподобномучениц
великой княгини Елисаветы и инокини Варвары

Храм Христа Спасителя, 21 февраля 2005 года