ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
04-2005

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Амвросия (Ермакова)
во епископа Прокопьевского, викария Кемеровской епархии
Преосвященный Амвросий, епископ Прокопьевский

       Постановлением Патриарха и Священного Синода от 24 декабря 2004 года архимандриту Амвросию (Ермакову), благочинному Сретенского мужского монастыря, проректору по учебной работеСретенской Духовной семинарии, определено быть епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии.
      
       25 марта 2005 года, в день памяти святителя Григория Двоеслова, папы Римского, в храме Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Свято-Данилове монастыре в Москве было совершено наречение архимандрита Амвросия (Ермакова) во епископа Прокопьевского, викария Кемеровской епархии.
       Чин наречения совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий; митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент; архиепископы Истринский Арсений, Пензенский и Кузнецкий Филарет, Курский и Рыльский Герман, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, Томский и Асиновский Ростислав, Верейский Евгений, Орехово-Зуевский Алексий; епископы Красногорский Савва, Зарайский Меркурий, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Саратовский и Вольский Лонгин, Алатырский Савватий. При наречении во епископа архимандрит Амвросий произнес речь:
       «Ваше Святейшество, Святейший Владыка, милостивый Первосвятитель и отец!
       Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри!
       Промысл Божий привел меня ныне и поставил перед вами, чтобы во исполнение определения Вашего Святейшества и Священного Синода Русской Православной Церкви быть мне епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии.
       Волнение и трепет наполняют мою душу. Немощь и сознание собственного недостоинства смущают ум и сердце и повергают ниц при памяти о смятении призываемых Богом ветхозаветных праведников – пророков Моисея (Исх. 4,13) и Иеремии (Иереем. 1, 6–8) и борениях великих иерархов и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, ужасавшихся высоты святительского служения.
       Но голос Божий повелевает: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15, 16). На этот призыв Господа я дерзаю ответить словами священномученика Илариона, архиепископа Верейского: «Господь Милосердный да примет душу мою, сию малую лепту, вметаемую в сокровищницу Церкви, для употребления на общую пользу. Воля Господня да будет».
       Вспоминая пройденный путь, вижу, как незримая десница Божия вела меня по дороге жизни. С детских лет я полюбил храм Божий. Неизреченная красота богослужения и благозвучное церковное пение влекли меня в дом Господень. Жажда узнать о Боге и Его действии в мире утолялась чтением тогда единственной в доме священной книги – Священного Писания Ветхого и Нового Завета. А случайно попавший в руки томик Житий, составленных святителем Димитрием Ростовским, помог мне еще в юношеском возрасте определиться в выборе жизненного пути: посвятить себя Богу и Церкви. В этом выборе я никогда не испытывал колебаний и сомнений. Тем более жизнеутверждающе звучат для меня ныне слова святителя Христова Илариона, для которого служение Церкви стало смыслом жизни: «Если не служить Церкви – нет никакого смысла во всякой деятельности и незачем тогда жить на Божьем свете».
       Сердце мое переполнено благодарностью в Троице славимому Богу за то, что Он сподобил меня духовно возрастать в обители Живоначальной Троицы. В большой келлии преподобного аввы Сергия я получил духовное образование и воспитание, принял монашество и священный сан. В течение нескольких лет нес послушание регента – сначала академического хора, а затем хора Сретенского монастыря.
       Господь судил мне потрудиться на ниве образования и воспитания будущих пастырей Церкви Христовой и быть насельником Московской Сретенской обители.
       Хотелось бы сегодня поблагодарить тех людей, которые оказали огромное влияние на мое формирование и становление как христианина и священника.
       Прежде всего позвольте сыновне поблагодарить Вас, Ваше Святейшество, за ту теплоту и сердечность, которые в изобилии нисходили от Вас на мое недостоинство. В течение более двух месяцев Вы часто дарили мне литургическое общение с Вами, по-отечески, с любовью заботились обо мне. Благоговею и преклоняюсь перед Вами, Ваше Святейшество, за тот великий пример жертвенного служения Церкви, глубокой церковности и благолепного предстояния Богу, который я имел перед собой.
       Я от всего сердца благодарю дорогого и самого близкого мне человека – маму за то, что она посвятила мне всю свою жизнь и теперь укрепляет меня горячей материнской молитвой. Хочу выразить глубокую признательность архиепископу Корсунскому Иннокентию, который ввел меня, еще отрока, в святая святых православного храма и стал первым в моей жизни наставником.
       Искренне благодарю регента Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Матфея за его участие в моей жизни и за то, что он научил меня, насколько я смог вместить в себя, любить, знать и понимать богослужение. Благодарю моих дорогих преподавателей семинарии и академии за преподанные знания и добрые примеры личного благочестия.
       От всей души благодарю наместника Сретенского монастыря архимандрита Тихона и братию обители, учащих и учащихся Сретенской Духовной семинарии, певчих обители за их радушие, любовь и внимание.
       Выражаю искреннюю признательность и благодарность архиепископу Кемеровскому и Новокузнецкому Софронию за то доверие, которое он оказал мне, ходатайствуя перед Вашим Святейшеством и Священным Синодом о моем рукоположении в сан епископа.
       Многие люди видят в епископском служении лишь внешнее благолепие, славу и честь. Но разве к славе и чести призывается архиерей? Путь всякого епископа – это тернистый путь креста и невидимых страданий. Лишь упование на всесильную помощь Божию и благодать, немощная врачующую, дает силы подъять на себя и нести этот крест.
       Вместе с тем не может не радовать то, что мне надлежит стать помощником архиерея-труженика и работать Господу на Кузнецкой земле, которая благодаря молитвам, благословению и посещению Вашего Святейшества, а также архипастырскому горению Владыки Софрония ныне ярко освещается светом Христовой истины.
       Ваше Святейшество! Богомудрые святители! Накануне дня своей личной Пятидесятницы прошу вас, возлагая свои святительские руки на мою грешную голову, молиться Пастыреначальнику Христу, да простит Он мне все мои грехи вольные и невольные, да соделает мое служение непорочным и спасительным, а в день, когда Господь истяжет меня за данный мне залог, пусть ответ мой на Страшном Суде Христовом будет добрым и непостыдным».
       26 марта 2005 года, в субботу 2-й седмицы Великого поста, в Храме Христа Спасителя за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Амвросия (Ермакова) во епископа Прокопьевского, викария Кемеровской епархии.
       Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий; митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент; архиепископы Истринский Арсений, Пензенский и Кузнецкий Филарет, Курский и Рыльский Герман, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, Томский и Асиновский Ростислав, Верейский Евгений, Орехово-Зуевский Алексий; епископы Красногорский Савва, Зарайский Меркурий, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Саратовский и Вольский Лонгин, Алатырский Савватий.
       По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, вручая епископу Амвросию архиерейский жезл, обратился к нему со Словом.
      
       Преосвященный епископ Амвросий! Сегодня за Божественной литургией через соборные молитвы и возложение рук святителей Божиих ты получил сугубую благодать Святого Духа, приобщившую тебя к сонму епископов Русской Православной Церкви. Приветствую тебя, получившего этот великий дар милости Господней.
       Промыслом Божиим, изволением Священного Синода нашей Церкви тебе определено быть викарным епископом Кемеровской епархии. Доброе свидетельство о тебе наместника Сретенского монастыря в Москве архимандрита Тихона утверждает нашу надежду на то, что ты будешь надежным помощником правящего архипастыря епархии архиепископа Софрония.
       В своем слове при наречении ты говорил, что любовь к Церкви Христовой стяжал с юных лет. После завершения обучения в Московских Духовных школах ты был пострижен в Лавре Преподобного Сергия и, восходя от силы в силы в священных степенях, духовно возрастал, обретая познание высоты и святости служения Церкви Божией.
       В течение ряда лет ты нес ответственные послушания в Сретенском монастыре и Духовной семинарии при этой обители. Этот путь служения Святой Церкви дал тебе необходимый опыт, которым ты будешь руководствоваться в предстоящем тебе архипастырском делании.
       После своего избрания и до архиерейской хиротонии ты сослужил нам во многих храмах и обителях нашего первопрестольного града, а в свободное от богослужений время работал в Московской Патриархии, что дало тебе опыт, столь необходимый тебе в предстоящем епископском служении. Совместное служение духовно сроднило тебя с нами, что важно и необходимо для укрепления единства Церкви Христовой.
       Взирая на высоту святительского служения, ты сознаешь свои немощи и недостатки, чувствуешь, что страх и трепет объемлет твою душу. Неудивительно, ведь и знаменитые отцы и учители Церкви с трепетом взирали на епископское служение и пытались уклониться от него.
       Епископ, преемник апостольского служения, должен стоять на такой нравственной высоте, чтобы его дела могли служить не только примером, но и побуждением для других к прославлению Отца Небесного (Мф. 5, 16).
       Епископ должен быть «совершенным во Христе Иисусе» (Кол. 1, 28). Во образ Христа, он должен быть святым, непричастным злу, непорочным (Евр. 7, 26), мужем мудрости, подвижником благочестия, стяжать любовь Христову, которой отличались Апостолы, чтобы словом, житием, любовью, духом, верой и чистотой (1 Тим. 3, 2) являть пасомым путь истины и правды.
       Епископ должен быть светом мира (Мф. 5, 14). Душа его, по выражению златословесного святителя, должна быть чище солнечных лучей, чтобы никогда не оставлял его Дух Святой и чтобы он мог сказать: «Ужe не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).
       Епископ не только должен совершенствоваться на пути к Царству Небесному, но и вверенные ему души освящать, согревать, соделывать храмом Божиим, дабы с дерзновением рещи на страшном судище Христове: «Се, аз и дети, яже ми даде Бог» (Ис. 8, 18).
       Вместе с нравственной чистотой епископ должен обладать многосторонней опытностью. Своим учением и активной деятельностью он должен способствовать нравственному здоровью своих пасомых. О силе слова святитель Иоанн Златоуст пишет: «Вот орудие, вот пища... Это вместо лекарства, это вместо огня, это вместо железа, нужно ли прижечь или отсечь, необходимо употребить слово... Им мы восставляем падшую и укрощаем волнующуюся душу, отсекаем излишнее, восполняем недостающее и совершаем все прочее, что служит у нас к здравию души».
       Несомненно, пастырское служение есть подвиг, и блажен епископ, несущий его со смирением перед Богом, с покорностью воле Его, с кротостью и любовью к людям; он знает, что «Господь близко», он всегда радуется о Господе, и кротость его «известна всем человекам» (Флп. 4, 4–5).
       Будь послушным во всем Святой Матери-Церкви, верной хранительнице Небесного откровения, и тогда ты всегда будешь на верном пути к Божественной цели и еще здесь, на земле, сподобишься испытать мир и радость о Дусе Святе.
       Благим знамением является то, что твое посвящение совершается в соборном Храме Христа Спасителя, у мощей святителя Московского Филарета; мы веруем вместе с тобой, что благословение и молитвы святителя помогут тебе нести подвиг архипастырского служения. Здесь, в Москве, совершали свое служение Первосвятители Земли Русской, которые молятся и предстательствуют за нас пред Господом Богом.
       Напутствуемый нашим словом и укрепляемый верой в помощь Божию, безбоязненно и мирно вступи на благословенный путь, указуемый тебе Господом, и со всей ревностью отдайся делу Божию.
       Прими этот святительский жезл и яви себя народу, вместе с нами молившемуся о тебе, и осени его первым твоим архипастырским благословением.
      
       Архимандрит Амвросий (в миру – Виталий Анатольевич Ермаков) родился 15 июня 1970 года в селе Лужки Железногорского района Курской области, в семье рабочих.
       С 1982 года был пономарем и певчим в Свято-Никольском храме в cеле Михайловка Железногорского района Курской области. С июля 1986-го по декабрь 1988 года нес клиросное послушание в Свято-Никольской церкви в городе Кромы Орловской епархии.
       В 1987 году окончил среднюю общеобразовательную школу в городе Железногорске. С декабря 1988-го по ноябрь 1990 года проходил действительную военную службу.
       В период с ноября 1990 года и до поступления в Московскую Духовную семинарию управлял хором в том же храме в городе Кромы.
       В августе 1991 года был зачислен на 1-й курс Московской Духовной семинарии. 7 апреля 1994 года ректором Московской Духовной академии епископом Дмитровским Филаретом (ныне архиепископ Пензенский и Кузнецкий) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество с именем Амвросий, в честь преподобного Амвросия Оптинского.
       29 мая 1994 года в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой Лавры епископом Дмитровским Филаретом рукоположен во иеродиакона.
       В сентябре 1994 года назначен регентом вновь образованного академического хора студентов семинарии и академии. 8 октября 1994 года, в день памяти Преподобного Сергия Радонежского, в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой Лавры епископом Пинским и Лунинецким Стефаном (ныне архиепископ) рукоположен во иеромонаха.
       В июне 1995 года окончил Московскую Духовную семинарию и в августе того же года был зачислен на 1-й курс академии.
       В июне 1999 года окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре патрологии на тему: «Сотериология святого Иоанна Златоуста». После окончания МДА был оставлен в академии преподавателем и регентом Академического хора.
       В августе 2000 года распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия назначен проректором пастырских курсов, переименованных впоследствии в Сретенскую Духовную семинарию, при Сретенском монастыре и определен в братство обители. Пребывая в Сретенском монастыре, исполнял послушания благочинного монастыря и регента праздничного монастырского хора.
       В ноябре 2003 года прошел краткосрочное обучение в Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по программе: «Основы государственно-церковных отношений».
       3 июня 2004 года архиепископом Орехово-Зуевским Алексием в соборном храме Сретенского монастыря был возведен в сан игумена.
       28 декабря 2004 года в соборном храме Сретенского монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием был возведен в сан архимандрита.

Наречение архимандрита Амвросия во епископа

Хиротония архимандрита Амвросия


Первое архипастырское благословение

Участники хиротонии
(крайний справа – епископ Амвросий)