ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
05-2005

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

«Ничто так не облагораживает и не возвышает человеческую личность,
как деятельное стремление к добру»

       Прежде всего хотелось бы отметить, что изменение положения Русской Православной Церкви в нашем государстве и обществе связано в первую очередь с именем Святейшего Патриарха Алексия II.
       Из состояния изоляции времен богоборчества Церковь возвратилась к активному социальному служению, быстро став центром общественной жизни, центром возвращения духовности и нравственности в жизнь государства и общества.
       Именно с деятельностью Святейшего Патриарха связано понимание совершенно новой ситуации во взаимодействии государства и Церкви. Понимание того, что если государство будет игнорировать духовное начало, которое несет в себе Православие, то многое из задуманного не реализуется из-за утраты традиционных устоев жизни русского народа. Ибо православная вера во все времена была определяющим началом в системе мировосприятия русского человека и именно поэтому выжила в годы самых жесточайших преследований.
       Его Святейшеству удалось изменить отношение государства к Церкви. Мы стали свидетелями двух встречных процессов: государство обратило внимание на позитивную, примиряющую и объединяющую роль Церкви – носительницы общечеловеческих, общемировых ценностей, а Церковь обратилась к государству за поддержкой в достижении определенных социальных, просветительских и религиозных целей. Эти явления стали закономерностью нашей современной жизни. Сейчас уже сложно представить себе, что государство не заботилось бы о том, чтобы его граждане были нравственно полноценными людьми. Российское общество признало в нравственности религиозный характер, а духовные наставники получили всеобщее признание и глубокое уважение.
       Мировой опыт и опыт нашей страны показали, что если экономический рост становится самоцелью, неизбежен фундаментальный кризис общества, вызванный искажением мотивов его развития. Как правило, это проявляется в резком расслоении общества, прежде всего в критическом числе бедных, малой численности или отсутствии среднего класса. Следует отметить, что именно Святейший Патриарх Алексий первым поднял вопрос о сути хозяйствования как части этической сферы. И хотя экономика в наше время разрослась уже до едва обозримых и трудно прослеживаемых во всем многообразии видов деятельности, отношений и систем, но факт остается фактом, что с точки зрения ее фундаментальной цели она призвана служить удовлетворению жизненных и культурных потребностей человека. Это соответствует и нравственным ценностям Православия, которое понимает под хозяйствованием социально ответственный вид деятельности.
       В связи с этим хотелось бы обратить внимание читателей на бесценный опыт Русской Православной Церкви, которая по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, в сотрудничестве с корпорацией российских предпринимателей приняла на Всемирном Русском Народном Соборе «Свод нравственных принципов и правил хозяйствования». Этот опыт получил развитие и в Центральном федеральном округе. Так, в Твери администрация области совместно с епархией и местными союзами предпринимателей приняла «Свод нравственных принципов и правил хозяйствования в Тверской области». Началась разработка механизмов внедрения в практику хозяйствования этих норм и принципов.
       Для Святейшего Патриарха возрождение внешней стороны церковной жизни никогда не было приоритетным, хотя он лично очень много сделал для восстановления из руин разрушенных храмов и монастырей, строительства новых. Никогда не забуду его слов о самом важном для Церкви деле – деле возрождения и преображения души и сердца человека. Все мы знаем, каких трудов стоило лично Святейшему Патриарху Алексию возрождение высшего православного образования. Практически на пустом месте в 1990-е годы прошлого столетия были возрождены или созданы вновь десятки Духовных учебных заведений. Удивительно, но факт, что, несмотря на кадровые проблемы и материальные трудности, Церковь благодаря последовательной работе смогла за неполные десять лет создать полноценную систему высшего православного образования, воспитать пастырей, способных сохранять и приумножать православные традиции духовности и нравственности.
       Всей своей жизнью Святейший Патриарх Алексий показывает, что ничто так не облагораживает и не возвышает человеческую личность, как деятельное стремление к добру. Не случаен поэтому его постоянный призыв к православному образованию и просвещению подрастающих поколений, попечению о детях-сиротах и стариках, противостоянию порокам алкоголизма и наркомании среди молодежи.
       Вспоминается 2003 год, когда именно под воздействием призыва Патриарха и по его благословению в программу Всероссийской антинаркотической акции «Поезд в будущее» была включена духовная составляющая. Основная причина бегства многих молодых людей в царство алкогольных или наркотических иллюзий, в преступный мир – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Не отрицая медицинской помощи на острых стадиях наркомании, особое внимание в акции было уделено профилактике и реабилитации, сознательному вовлечению страждущих в церковную, приходскую жизнь.
       Патриаршество Алексия II пришлось на непростое время, требующее высокого напряжения физических, интеллектуальных и нравственных сил, глубокой ответственности за все происходящее как в церковной, так и в общественной жизни. В нашем обществе есть еще немало проблем, о которых мы говорим с болью в сердце. Одна из них – демографический кризис.
       Поэтому весьма знаменательно, что по инициативе Святейшего Патриарха в октябре 2004 года состоялся Церковно-общественный форум, на котором впервые были объединены проблемы демографического развития и нравственного состояния общества. Одной из основополагающих причин, вызывающих сокращение численности населения, Святейший Патриарх назвал духовное неблагополучие нации, забвение высоких нравственных ценностей семьи, и прежде всего утрату благоговения перед священным Божиим даром жизни.
       Многие общественные структуры нетрадиционно откликнулись на рекомендации форума. Так, по благословению Святейшего Патриарха в Москве впервые прошла рекламная акция. На щитах наружной рекламы появились не коммерческие предложения товаров и услуг, а библейские заповеди, веками определявшие заветы духовной и нравственной жизни людей.
       Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна. Центральный же федеральный округ по спектру действующих в нем религиозных организаций просто уникален. В установленном законодательством порядке здесь зарегистрировано более 6000 религиозных организаций, представляющих около 50 различных конфессий и вероисповедных направлений.
       В связи с этим хочу особо отметить значимую для России и для всех постсоветских государств миротворческую деятельность Святейшего Патриарха, направленную на сохранение и упрочение межнационального и межрелигиозного мира и согласия в обществе, противодействие экстремизму. Террористы, экстремисты и политические радикалы пытаются использовать национальные и религиозные различия для обоснования своих целей, чуждых истинной религии. Эксплуатация ими национальных и религиозных идеалов утверждает безрелигиозную, по своей сути тоталитарно-националистическую идеологию.
       Святейший Патриарх и Русская Православная Церковь противопоставляют этому постоянный христианско-мусульманский диалог, что не позволяет межнациональным противоречиям перерасти в тотальный христианско-мусульманский конфликт. Межхристианский и межрелигиозный диалог, таким образом, служит средством поддержания мирных отношений между религиозными организациями, используется как разумный инструмент общения между различными религиозными общинами, живущими рядом друг с другом.
       Мы высоко ценим деятельность Межрелигиозного совета России и СНГ, в работе которых активно участвует Русская Православная Церковь.
       Часто размышляя о процессах взаимодействия государства с религиозными организациями, вспоминаю слова Святейшего Патриарха, обращенные к участникам II Межрелигиозного миротворческого форума стран Содружества Независимых Государств, о том, что гармоничная и достойная жизнь немыслима без прочной нравственной основы. Народы России всегда были сильны своей верностью вечным нравственным ценностям. Человек одухотворенный, нравственный, культурный способен не только приносить пользу своему народу, но и будет жить в мире с соседями, не даст посеять в душах семя вражды и ненависти к людям другой веры и национальности. В этих словах – весь Святейший Патриарх, которому удалось собрать вокруг себя лучшие силы священнослужителей и мирян, увлекая их собственным примером беззаветного служения отечеству и Церкви.
       В преддверии празднования 15-летия интронизации Святейшего Патриарха Алексия II позвольте мне со страниц «Журнала Московской Патриархии» выразить ему искреннюю признательность за его труды по духовному окормлению россиян, по возрождению могущества Государства Российского, расширению влияния Русской Православной Церкви во всех сферах общественной жизни. Высочайший авторитет Святейшего Патриарха, пример его служения отечеству позволяют политикам, общественным и государственным деятелям, всем православным верующим найти ответы на непростые вопросы созидания равноправного и справедливого миропорядка, становления государственной власти, способной в повседневной практике служить человеку, защищать его интересы и права.

Георгий Сергеевич Полтавченко,
Полномочный Представитель Президента Российской Федерации
в Центральном федеральном округе