ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
05-2005

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

«Предстоятель Русской Православной Церкви неустанно трудится ради
духовного возрождения России»

       Прежде всего позвольте мне через ваш журнал поздравить Его Святейшество Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с 15-летием интронизации и пожелать ему дальнейших успехов в ответственном служении на посту Предстоятеля Русской Православной Церкви, доброго здоровья и благополучия.
       Оценивая современное состояние церковно-государственных отношений, Его Святейшество отметил, что оно видится ему близким к оптимальному. Хочется подчеркнуть, что эти отношения смогли стать именно такими во многом благодаря усилиям Патриарха Алексия по укреплению гражданского мира и согласия в нашем обществе, неустанной заботе о поддержании диалога представителей традиционных для народов России религий и его пастырской мудрости.
       Действительно, сегодня государственно-церковные отношения представляются устойчивыми, развивающимися и перспективными. Более того, многое из достигнутого в этой области стало казаться привычным и воспринимается как само собой разумеющееся. Между тем значимость произошедших в этой сфере событий трудно переоценить.
       Непросто выделить наиболее запомнившиеся события, символизирующие установление новых государственно-церковных отношений, за прошедшие 15 лет. У каждого человека, наверное, они будут свои: посещение прихода главой государства, встреча с Его Святейшеством, празднование 2000-летия христианства.
       Конечно, и мне вспоминаются встречи с Предстоятелем Русской Православной Церкви, в первую очередь освящение Его Святейшеством храма преподобного Пимена Угрешского в подмосковном городе Дзержинском, возведенного в память о погибших сотрудниках системы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, участие в Попечительском совете Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской Духовной академии. Тем не менее мне показалось особенно важным еще раз вместе с вами вспомнить о несколько сухих с точки зрения стороннего наблюдателя, но таких значимых для состояния государственно-церковных отношений, всех верующих граждан фактах, относящихся к области права и правоприменительной практики.
       В 1993 году была принята новая Конституция Российской Федерации, в которой, в данном контексте, можно было бы выделить следующее: признание идеологического многообразия в Российской Федерации и невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной (статья 13), неотчуждаемость основных прав и свобод человека (статья 17), равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии и запрет на любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (статья 19), право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (статья 28).
       Основной закон страны заложил фундамент для дальнейшего развития законодательства в сфере государственно-церковных отношений. Большое значение в этом направлении имело вступление в силу в 1997 году Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Не вдаваясь в его рассмотрение, можно напомнить некоторые его положения, которые, думается, вряд ли оставили верующих граждан безразличными.
       В преамбуле закона отдается дань уважения религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России, признается особая роль Православия в истории нашего отечества, в становлении и развитии его духовности и культуры.
       Закон содержит положения о том, что государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений (статья 4); религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям (статья 4). В связи с этим многие верующие, наверное, вспомнят о том, как болезненно воспринималось ими вмешательство чиновников в церковные вопросы в недавние времена.
       Государство также уважает внутренние установления религиозных организаций (статья 15). О таком уважении, как мне кажется, наиболее ярко свидетельствует то, что празднование Пасхи и Рождества Христова стало поистине всенародным.
       Многие, наверное, помнят, какие бурные дискуссии и даже борьба шли вокруг разработки и принятия этого нормативного правового акта; а ряд его положений продолжает служить предметом обсуждения и сегодня. Тем не менее, несмотря на все свои несовершенства, данный закон явился событием в государственно-церковных отношениях, он играл и продолжает играть важную роль в их поступательном развитии.
       Не могу не коснуться еще одного факта – неуклонного роста количества религиозных организаций Русской Православной Церкви в Российской Федерации. Если в 1990 году их насчитывалось около 3,5 тысяч, то на 1 января 2005 года Министерством юстиции зарегистрировано более 11, 8 тысяч, причем за 2004 год – более 400. Работу в этом направлении продолжает подведомственная министерству Федеральная регистрационная служба, которая в текущем году, например, зарегистрировала такие организации, как Патриаршее подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Москве, Николо-Теребенская пустынь (женский монастырь) в Тверской и Кашинской епархии, храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметьевом дворе в Москве (подворье Патриарха Московского и всея Руси).
       Более 11 тысяч из этих организаций являются местными, что, по-моему, говорит о доверии людей Церкви, ее нравственном авторитете, а также о свободном и динамичном развитии церковной основы – приходской жизни. В связи с этим следует подчеркнуть, что государственная регистрация религиозных организаций способствует улучшению их деятельности и позитивно влияет на состояние государственно-церковных отношений.
       Неустанный труд Русской Православной Церкви ради духовного возрождения России, связанный со служением Его Святейшества, дает свои плоды. Я разделяю его мнение о том, что повсеместное возникновение новых приходов, восстановление и строительство храмов, возобновление монашеской жизни и массовое воцерковление людей свидетельствуют о кардинальном изменении духовно-нравственной ситуации в стране.
       В заключение хочу сказать слова благодарности Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Алексию за внимательное отношение к вопросам права, поддержку устремлений людей и деятельности Министерства юстиции Российской Федерации в устроении жизни нашего отечества на началах добра, справедливости и законности, а читателям «Журнала Московской Патриархии» пожелать всего самого доброго.

Юрий Яковлевич Чайка,
Министр юстиции Российской Федерации