ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
05-2005

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Православная гимназия-пансион
в Варницком монастыре

По тому узнают все,
что вы Мои ученики,
если будете иметь
любовь между собою.
Ин. 13, 35

       Христианская традиция с неизменным уважением и сочувствием относится к светскому образованию. Многие отцы Церкви учились в светских школах и считали изучаемые в них науки полезными и даже необходимыми для верующего человека. Святитель Василий Великий писал, что «внешние науки не бесполезны» для христианина, который должен заимствовать из них все служащее нравственному совершенствованию и интеллектуальному росту.
       С православной точки зрения, желательно, чтобы система российского образования была основана на традиционных христианских ценностях. «Церковь уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней, исходя из взаимного признания человеческой свободы. При этом Церковь считает недопустимым намеренное навязывание учащимся антирелигиозных и антихристианских идей, утверждение монополии материалистического взгляда на мир... Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные в прежние века. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, должно не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть, и в большей мере, чем преподавание знаний» – таков взгляд Церкви на деятельность школы, изложенный в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.

Здание гимназии

       Увы, реальные итоги многолетнего и, похоже, все еще далекого от завершения реформирования школы свидетельствуют о несовпадении взглядов Церкви и официальной школы по этому вопросу. На практике мы невооруженным глазом видим, что государственная школа вопреки вековым традициям все более снимает с себя функции воспитательного учреждения, оставляя за собой только обучение. Заметим, реформирование школы происходит без существенного в том участия самих учащихся, родителей, да и учителей тоже. Их просто ставят перед фактом того или иного очередного нововведения, исходящего от соответствующих высоких инстанций, и не спрашивают ни согласия, ни мнения о результатах. Ну, разве только если эти нововведения вызывают всеобщее гневное возмущение и неприятие, как это было, например, с программами пресловутого полового воспитания или валеологией – в таких случаях какая-то коррекция еще возможна.

Воспитанники гимназии

       Образование без образа – не новинка. Это все тот же, дорогой сердцам наших вечных западников-либералов идеал. Для церковного же человека образование без образа есть безобразие. «Свято место пусто не бывает» – место Образа занимает нечто иное.
       В свое время находились критики, упрекавшие Государя Николая Александровича за то, что он, известный своей широкой благотворительностью, обходил ею светские учебные учреждения. А ведь именно из светских гимназий и реальных училищ, оторванных от духовной, а следовательно, и от нравственной культуры традиционной русской школы, и вышли те самые печально знаменитые амбициозные недоучки полушколяры-полустуденты, разрушители отечества. Но эти господа ни словом не обмолвились о том, какие большие суммы из личных средств тратил Государь на поддержку церковноприходских школ, в которых видел основу российского образования и народного просвещения.
       Мы не ставим себе целью перечисление болезней и недостатков современной государственной школы. Ее трудное состояние – боль и забота всенародная. Наша школа (как, кстати, и армия) – точный слепок, отражение нашего общества. Ее грехи и беды – наши грехи и беды. И потому только от нас самих зависит, какой быть нашей школе в будущем: продолжательницей и наследницей славы и лучших традиций русской педагогики или скатиться на уровень, который укажут нам зарубежные и доморощенные дяди и тети – творцы «нового мирового порядка».
       Безусловно, от повседневной, кропотливой, изнурительной, часто жертвенной борьбы за государственную школу, за наших детей в школе людям церковным уклоняться никак не следует. «Церковь призвана и стремится содействовать школе в ее воспитательной миссии, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего людского рода» («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»). Но не должно быть упущенным и другое направление педагогической деятельности, а именно: реализация международно признанного права верующих семей на получение детьми религиозного образования и воспитания. И в этих целях Церковь сама создает православные общеобразовательные учебные заведения, справедливо ожидая их поддержки от государства. Об одном из таких учебных заведений – Православной гимназии пансионного типа при Ростовском Троице-Сергиевом Варницком монастыре мы и хотим рассказать.
      
       Более века назад крупный ростовский меценат-благотворитель А. Л. Кекин выстроил в Варницах приют-богодельню. В память о 500-летии преставления Преподобного Сергия Радонежского это здание на средства Святейшего Синода было переустроено во второклассную церковноприходскую школу. В 1898 году Святейший Синод принял постановление о присвоении школе имени «Сергиевская». Школа была расположена в непосредственной близости от известного всей России Варницкого Троице-Сергиева монастыря, основанного в 1427 году на том месте, где находился родительский дом благодатного отрока Варфоломея – будущего Игумена Земли Русской – Преподобного Сергия.
       В годы богоборческого лихолетья монастырь, в котором возносили свои святые молитвы первый русский Патриарх Иов, святитель Димитрий, митрополит Ростовский, святитель Филарет, митрополит Московский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святой Патриарх Тихон и многие другие выдающиеся люди, – был буквально стерт с лица земли. Знаменательно, что судьбу монастыря, в конечном итоге, разделила и Сергиевская церковноприходская школа.
       Потому и не удивительно, и закономерно, что возрождение православной ростовской Сергиевской школы промыслительно и неразрывно связано с возрождением обители Преподобного Сергия. В 1995 году родину Преподобного взяла под свою опеку и покровительство Троице-Сергиева Лавра. Но особенно преобразилась обитель за последние пять лет: были восстановлены Введенский храм и келейный корпус, из небытия восстали до основания разрушенные Троицкий собор, стены и башни монастырской ограды, заново построены надвратный храм во имя преподобных Кирилла и Марии, здание трапезной, миссионерский корпус. Троице-Сергиев монастырь в Варницах уверенно обретает свое былое благолепие, по праву возвращает себе имя и значение всероссийской святыни и крупного духовно-просветительного центра.

Учащиеся и воспитатели пансиона
с настоятелем Троице-Сергиева Варницкого монастыря
игуменом Силуаном (в центре)

       Есть этому отрадному явлению, кроме многих прочих, одна важная причина. Именно к детям обращались гонимые язычниками первые просветители Ростовской земли преподобный Авраамий и святитель Леонтий. Они обучали их грамоте, читали им Евангелие и вырастили в грубой языческой среде настоящих христиан. И сам Преподобный Сергий является покровителем детей в учении, исцеляет их в болезнях.
       Конечно, помнили и понимали все это насельники возрождавшейся Варницкой обители. И потому еще в 1995 году, одновременно с началом восстановительных работ, при монастыре была создана и воскресная школа. Но одно дело – школа воскресная и совсем другое – православная общеобразовательная. Когда в монастыре не было еще храма, не было самого необходимого для нормальной жизни братии, даже думать о такой школе казалось преждевременным. Однако думали и по мере сил готовились.
       Православная школа – дело хлопотное и дорогое. Прежде чем взяться за святой труд православного образования, требуется не только свои «кирпичи» пересчитать. Должны быть и люди, которые смогли бы ответить себе и даже Богу, готовы ли они души свои положить за тех, кто придет в создаваемую ими школу.


       В 1998 году восстанавливать монастырь в Варницах был назначен иеромонах Силуан (Глазкин), ныне игумен. Обитель начала преображаться, а с ней и скромная воскресная школа. Много сил, времени и средств потратил игумен Силуан, его единомышленники и помощники, чтобы многострадальное, полуразрушенное здание Сергиевской школы ожило, наполнилось учащимися и учителями, вновь стало полноценным православным учебным заведением. Ныне православная гимназия в Варницах хорошо известна в Ростове и за его пределами, пользуется заслуженным авторитетом у школьников, родителей и педагогов города и его окрестностей. Таким образом, при монастыре на родине Преподобного Сергия Радонежского сложилась настоящая церковная община, объединенная не только совместной воскресной службой, но и всей полнотой церковноприходской жизни, при которой только и возможно неформальное развитие православной школы.
       В 2004 году православная гимназия в Варницах усилиями ее директора игумена Силуана и педагогического коллектива поднялась на новую высоту. При гимназии был создан пансион, куда в десятый класс приняли двадцать шесть юношей православного вероисповедания, успешно окончивших девять классов светской школы, для получения ими полного среднего и начального богословского образования, необходимого для поступления в Духовные училища и семинарии, богословские институты и университеты.
      
       В конце первого учебного года я побывал в гимназии-пансионе при Варницком монастыре и познакомился с учащимися, учителями и воспитателями. Впечатления превзошли все возможные ожидания.
       В настоящее время учащиеся пансиона размещены в новом красивом и благоустроенном здании. Комнаты, в которых живут старшеклассники, – на два-три человека, светлые, удобные, оборудованные всем необходимым для учебы и проживания. Бытовые помещения содержатся в идеальном порядке. Имеется богатая библиотека. В хорошо оборудованных классах кроме уроков проводятся самоподготовка, консультации и факультативные занятия. Четырехразовое питание в монастырской трапезной. Есть хорошо оснащенный спортзал и зал для настольного тенниса. Актовому залу пансионата может позавидовать и небольшой столичный театр. Учащиеся одеты в красивую, удобную форму. Распорядок дня плотный, продуман до мелочей и сочетает в себе все необходимое для интенсивной учебы, здоровой физической нагрузки и полноценного отдыха. Трудовое обучение и лабораторные работы, требующие специальных кабинетов, проводятся на базе городской средней школы, с которой поддерживаются самые дружеские отношения. По согласованию с командованием в учебном центре МВД, на территории которого недавно был построен храм во имя великомученика и Победоносца Георгия, проводятся занятия по начальной военной подготовке и патриотическому воспитанию старшеклассников.
       Вместе с общеобразовательными предметами, определяемыми государственным стандартом, в гимназии изучаются Закон Божий, история Церкви, литургика (основы богослужения), гомилетика (искусство проповеди), церковное пение, основы иконописи. В ближайшей перспективе предполагается организовать курсы миссионеров, псаломщиков, певцов церковного хора, иконописцев, звонарей, алтарников и пономарей.
       Однако христианское мировоззрение прививается не только путем изучения вероучительных дисциплин – на нем базируется преподавание и всех остальных предметов. Так, например, на уроке биологии учащихся знакомят и с дарвинизмом, но обязательно с изучением критики этой теории видными учеными – креационистами и богословами.
       Профессиональный уровень тщательно подобранного на конкурсной основе педагогического состава гимназии высок: из десяти учителей предметников восемь имеют высшую категорию, все воспитатели обладают многолетним педагогическим опытом. Обращает на себя внимание доброжелательная, лишенная привычной школьной суеты и торопливости, можно сказать, академическая атмосфера, царящая в гимназии.
       В беседе с десятиклассниками обнаруживается, какой искренней заботой учителей, воспитателей и насельников монастыря они окружены. Ученики пансиона здесь как родные дети – они те самые ближние, без которых невозможно и личное спасение. Тусклых, недовольных, раздраженных лиц нигде не заметно. Наоборот, старшеклассники производят впечатление юношей серьезных, самостоятельных, глубоких, воспитанных, открытых, искренних и жизнерадостных, явно не по воле случая собравшихся здесь, а объединенных единомыслием и едиными высокими целями. Все хотят послужить Богу и людям и считают необходимым для реализации своих устремлений и дарований получение богословского образования.
       Николай Ерохин приехал в гимназию из поселка Шишкин лес Подольского района Московской области:
       – О гимназии узнал из передачи радиостанции «Радонеж». Мои родители иконописцы. С пяти лет я регулярно посещаю храм. С семи – начал исполнять обязанности алтарника. После окончания девятого класса по совету родителей поехал в Варницы познакомиться с монастырем и пансионом и уже на третий день дал родителям телеграмму, что остаюсь в Варницах. Здесь очень красивая природа и необыкновенно умиротворяющая атмосфера. Я давно познакомился с жизнью и подвигами Преподобного Сергия Радонежского, полюбил этого замечательного святого и всегда мечтал побывать на его родине. Жить на земле, где он родился и где прошли его детские годы, для меня счастье. Я всегда ощущаю его помощь: он слышит и понимает нас. По своей школе и друзьям иногда скучаю, но не жалею, что поступил сюда. А с друзьями мы видимся на каникулах. Родители же и сами нередко приезжают ко мне. Они тоже рады за меня. Здесь нет мирской суеты и агрессии внешнего мира, атмосфера молитвенная и благодатная. Очень хорош преподавательский состав и особенно воспитатели. Они помогают нам привыкнуть к новым условиям жизни и друг к другу – здесь мы ощущаем себя не только единомышленниками, но и братьями во Христе. Здесь я почувствовал, что такое настоящее, живое Православие, что такое настоящая дружба и взаимовыручка. Жизнь в гимназии, на территории монастыря, и общение с братией святой обители помогает нам и лично мне осознать истинный смысл жизни человека, увидеть свое призвание и свое служение. Благодарю Бога и всех, кто создал на этом святом месте такую хорошую и такую необходимую нам гимназию.
       Максим Архипов приехал из Владимирской области:
       – Первого сентября мы с моим духовным наставником, священником Виталием, приехали в Троице-Сергиеву Лавру перед началом учебного года поклониться Преподобному Сергию. В книжной лавке ко мне подошел какой-то мальчик и дал в руки листок, на который я вначале не обратил внимания. Только дома, разбирая книги, я увидел, что это объявление о приеме учащихся в десятый класс гимназии пансионного типа при Варницком Троице-Сергиевом монастыре. Желание поступить туда возникло сразу, и я попросил маму позвонить по указанному в объявлении телефону. Я боялся, что уже опоздал, но меня пригласили приехать и познакомиться с гимназией и монастырем. Повез меня в Варницы сам отец Виталий. Мне все очень понравилось. Настоятель монастыря игумен Силуан и педагоги гимназии побеседовали со мной, проверили мои знания и приняли в десятый класс. Вернулся домой, собрался и через неделю уже приступил к учебе на новом месте. Здесь хороший порядок. Все продумано: учеба в классах сочетается с молитвой. Мы получаем огромный багаж знаний на всю жизнь. Я готовлю себя к поступлению в Московскую Духовную семинарию. Хочу быть священником. Это и мое желание, и желание родителей. Условия и для учебы, и для отдыха здесь прекрасные. Воспитатели и учителя очень хорошие – понимают нас и наши нужды. Иногда мы составляем анкеты со своими пожеланиями, и они по мере возможности учитываются. Питание – в монастырской трапезной вместе с братией монастыря. Готовят очень вкусно, пища здоровая и полезная. В монастыре есть опытный и внимательный врач – Борис Степанович, который следит за нашим здоровьем. Мы часто ездим в паломнические поездки. Побывали у многих святынь Троице-Сергиевой Лавры, Ярославля, Переславля-Залесского, Костромы, Суздаля, Углича, Иванова и, конечно, Ростова Великого. Были у Животворящего Креста в селе Годеново. Несем послушания в трапезной, в общежитии, в храме во время богослужений. В программу обучения гимназистов входит произнесение проповедей с амвона. Имеющие музыкальные способности охотно поют на клиросе. Но главное – учеба. Однако есть возможность и поразмышлять в уединении, осмыслить пережитый день. Желающим поступить в нашу гимназию советую не сомневаться. Конечно, духовная жизнь требует трудов, постоянной работы над собой, но зато она и благодатная – дает и силы и настоящую радость жизни. Здесь, в гимназии при монастыре, наша вера укрепляется и подтверждается делами.


       Беседуем с настоятелем Троице-Сергиева Варницкого монастыря, директором православной гимназии игуменом Силуаном (Глазкиным):
       – Батюшка, с какой целью в вашей православной гимназии был создан пансион для десятого и одиннадцатого классов?
       – Для того чтобы раньше начать подготовку молодых людей к священническому служению. Прожив два года в монастыре и получив начальное богословское образование, они подготовят себя наилучшим образом к поступлению в Духовные семинарии, богословские институты и университеты.
       – Сколько планируется принять учащихся пансиона в этом году?
       – Планируем в этом году принять в десятый и одиннадцатый классы еще 40 учащихся.
       – Какие вступительные экзамены должен сдать желающий обучаться в гимназии-пансионе?
       – Проводится собеседование по определению религиозной грамотности в объеме книги протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий. Руководство для семьи и школы». А также делается «срез знаний» по основным предметам школьной программы: истории, географии, литературе, русскому языку, алгебре, геометрии, химии и физике.
       – Откуда приехали к вам в пансион ученики?
       – Из разных мест: из Московской, Ярославской, Владимирской и Тверской областей, а также из Москвы, Петербурга, Ярославля, Костромы, Улан-Удэ, Читы, Магадана и Ташкента.
       – Батюшка, откройте секрет успеха в столь трудном деле, каковым является создание и обеспечение всем необходимым православной гимназии, да еще и пансиона.
       – Гимназия действует по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и под покровительством епископа Сергиево-Посадского Феогноста, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Главный же секрет успеха заключается в молитве. День наш начинается с братского молебна, в котором участвуют и гимназисты. Молитвой день и завершается. Каждый гимназист учится в доброжелательной среде единомышленников, а не в разнородной или даже враждебной среде, как это бывает в светских школах. Усилия педагогов и воспитателей в нашем пансионе направлены на то, чтобы давать знания, а не заставлять учеников учиться. Наши дети хорошо защищены от произвола и агрессии внешнего мира. Их учат не только безбоязненно исповедовать себя христианами и нести слово Божие в мир, но и учить этому других.

* * *

       Подумалось мне, что еще об одном важном слагаемом успешной жизнедеятельности православной гимназии-пансиона отец Силуан не счел нужным упомянуть. А между тем это слагаемое ощущалось и присутствовало везде, где мне пришлось побывать, осматривая монастырь и гимназию, общаясь с насельниками обители, учителями и гимназистами. В одном из классов на учительском столе я заметил кем-то оставленный лист бумаги. На нем было написано: «Без любви – все ничто. Справедливость без любви делает человека жестоким. Воспитание без любви делает человека двуликим. Ум без любви делает человека хитрым. Приветливость без любви делает человека лицемерным. Власть без любви делает человека насильником. Богатство без любви делает человека жадным. Вера без любви делает человека фанатиком. Есть только одна великая держава на земле и на Небе – любовь!»
       Покидал Троице-Сергиев Варницкий монастырь я со светлым и радостным чувством. И скоро понял его причину: я своими глазами увидел нашу школу для наших детей.

И. Сойкин,
катехизатор Троице-Сергиева
Варницкого монастыря