ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
08-2005

ПРОПОВЕДЬ

«Хорошо нам здесь быть»
(Преображение Господне)

       В земной жизни Господа Иисуса Христа было немного радостных, светлых минут. Бог воплотился, пришел в этот мир прежде всего для того, чтобы погрузиться в нашу тьму, разделить с нами скорбь и будни человеческого существования. Именно потому Господь Иисус Христос столько времени проводил с людьми грешными, нуждавшимися в очищении, просвещении, спасении. Именно потому Господь избрал для Себя крестный путь, пострадал за людей, был отвергнут ими, принял оплевание и заушение, крестную смерть и сошел во ад, чтобы все то пространство, где до Его прихода царствовало зло, наполнить Своим Божеством и светом.
       В Евангелии описано лишь несколько случаев, когда Божество Христа было видимым образом явлено людям. Например, это произошло во время крещения Иисуса, когда с неба прозвучал голос Божий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). Другим таким моментом – и именно его мы вспоминаем сегодня – было Преображение, когда Господь, взяв троих своих ближайших учеников, взошел с ними на высокую гору, и там, во время молитвы, просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И голос Отца прозвучал вновь: Сей есть Сын Мой Возлюбленный... Его слушайте.
       Когда видение еще продолжалось, один из учеников, Петр, сказал: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии, – ибо Моисей и Илия явились Иисусу и беседовали с Ним об исходе Его, то есть о Его крестной смерти (Мф. 17, 1–9). Слова Апостола Петра были естественной реакцией человека на присутствие Божие, на Его внезапное явление, на неожиданное, светоносное посещение свыше. Хорошо нам здесь быть, то есть хорошо бы, чтобы все это продлилось, чтобы этот момент славы, света никогда не кончался. Но после восшествия Иисуса на гору было сошествие с нее, были Его встречи с бесноватым отроком и многими другими людьми, нуждавшимися в исцелении. Сойдя с горы, Господь вновь погрузился в нашу человеческую тьму, чтобы разделить ее с нами. А затем был Гефсиманский сад и Голгофа.
       Каждый из нас проходит через разные состояния. Иногда мы бываем на Фаворе, а иногда оказываемся на Голгофе. Иногда присутствие Божие столь ощутимо, явно, что нам хотелось бы, чтобы эти минуты длились вечно. Но иногда Бог словно покидает нас, оставляет во тьме наедине с самими собой, с нашими проблемами и грехами. В такие минуты особенно важно помнить о Его присутствии и о том, что нашу человеческую тьму Он просвещает изнутри Своим светом.
       Божественный cвет, явленный ученикам на Фаворе, – это не материальный свет, подобный солнечному сиянию, но это свет нетварный, это Сам Бог в Его явлении человеку, само присутствие Божие. Фаворский свет, по учению святителя Григория Паламы, есть энергия Божия, то есть то Божественное действие, посещение свыше, в котором является людям слава Божия. И этот свет осиял не только учеников на Фаворе, Он являл себя многим людям, многим святым, в том числе святителю Григорию Паламе и преподобному Симеону Новому Богослову. И среди наших современников есть люди, которые созерцают Божественный свет. Блаженной памяти старец архимандрит Софроний неоднократно удостаивался лицезреть Божественный свет, который был для него явлением славы Божией, преображавшей его изнутри.
       Но для чего Господь посещает нас Своим Божественным светом? Не для того, чтобы, ярко блеснув, быстро исчезнуть и оставить нас во тьме. Господь посещает нас, чтобы, узрев Его свет, мы сделались пронизаны им и вся наша жизнь изменилась, чтобы с нами происходило то, о чем Сам Господь сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Божественный свет посещает нас, чтобы преобразить не только все вокруг нас, но и нашу собственную жизнь, дабы мы изменились и свет Божий начал через нас распространяться на других людей.
       Именно потому Церковь празднует Преображение Господне, что оно может стать и нашим преображением, что и для нас могут открыться двери к созерцанию Божественного света – созерцанию, которого за прошедшие века удостаивались столь многие. Но чтобы этот свет не был поглощен нашей человеческой греховной тьмой, мы должны жить в соответствии с Евангелием, и через наши добрые дела, через весь наш облик люди должны узнавать Христа. Ведь о Христе и христианстве судят прежде всего по нам, верующим, членам Церкви. Вокруг нас живет немало людей, которые, может быть, уже давно пришли бы в Церковь, если бы на жизненном пути не повстречали христианина, который не был достоин этого высокого звания.
       Будем помнить о том, что те минуты просветления, которые мы время от времени испытываем или в храме, причащаясь Святых Христовых Таин, или во время молитвы, даются нам, чтобы мы менялись к лучшему, преображались. Будем стремиться к тому, чтобы в нравственном и духовном плане всегда быть на предельно доступной для нас высоте, никогда не опускаясь ниже той планки, которую Господь установил для нас в Евангелии.

Епископ Венский и Австрийский Иларион