ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
08-2005

ПРОПОВЕДЬ

«Ободритесь; это Я, не бойтесь»
(Неделя 9-я по Пятидесятнице)

       Сегодня мы слышали евангельское чтение о том, как, оказавшись в море во время бури, ученики Христовы начали терять надежду на спасение, когда вдруг увидели Господа, Который приближался к ним, ступая по воде. Сначала они подумали, что это призрак, и испугались, но Господь сказал им: Ободритесь; это Я, не бойтесь, – и Апостол Петр пошел навстречу Учителю по волнам. Пока в душе Апостола жила вера, пока в ней не было сомнения, он шел по воде, но стоило ему усомниться, как он начал тонуть (Мф. 14, 22–31).
       Этот евангельский рассказ говорит нам о том, что Господь бывает с нами не только в великие, славные и священные моменты нашей жизни, не только когда мы, подобно Апостолам Петру, Иакову и Иоанну, пребываем с Ним на горе и созерцаем Божественный нетварный свет. Присутствие Господа столь же сильно и в те времена, когда мы оказываемся в отчаянии, среди житейских бурь, когда наш корабль тонет.
       Господь всегда и везде рядом с каждым человеком. Его присутствие равным образом распространяется как на праведников, так и на грешников. Он с нами и в те моменты, когда мы Его ощущаем, и в те минуты, когда мы о Нем не помним. Господь всегда с нами – и в счастье, и в беде. И если мы не чувствуем Его присутствия, то только потому, что наше сердце не всегда открыто навстречу Богу, что мы не всегда готовы любить Его всем сердцем и всей душою. Любовь же Божия бесконечна, и потому Господь никогда, ни на одно мгновение не забывает ни одного человека. Каждый из нас находится в памяти Божией и в любви Божией, каждый драгоценен для Бога.
       Мы должны всегда помнить: что бы ни происходило с человеком, какая бы катастрофа или житейская буря ни обрушилась на него, везде и всегда с ним пребывает Господь, и всегда и везде присутствие Его благодатно и спасительно. Мы не должны сомневаться в том, что Господь может спасти не только тех, кто явным образом ощущает Его присутствие в храме, через Таинства, прежде всего через Причащение Святых Христовых Таин, но и тех, кто по каким-то обстоятельствам оказался вне Церкви или еще на пути к ней.
       Господь спасает даже тех, кто бежит от Него. Вспомним пророка Иону, который не захотел исполнить миссию, возложенную на него Богом, и бежал от Бога на корабле. Когда началась буря, он был выброшен в море и оказался в морской пучине. Будучи поглощен китом, он уже не надеялся на избавление. Но из глубины моря он воззвал к Богу, и Господь спас его от ада преисподнего.
       Вспомним тех, кто спасся или погиб во время потопа. Тогда Ной и его семейство были спасены Богом, дабы человечество сохранилось на Земле, но абсолютное большинство людей оказались в гибельной и вместе с тем спасительной морской пучине. Она была гибельной, потому что эти люди потеряли в ней свою земную жизнь, но она могла быть хотя бы для некоторых из них спасительной, потому что открыла им путь ко Христу. Исчерпав возможности приблизиться к Богу здесь, на земле, они сошли в преисподнюю, но не для того, чтобы быть там оставленными навеки, а для того, чтобы там встретить Господа, Который при сошествии Своем во ад проповедал им Евангелие.
       Об этом говорит нам Апостол Петр: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть, восемь душ, спаслись от воды (1 Пет. 3, 18–20).
       Итак, Господь пребывает со спасающимися, но не оставляет и погибающих: первых Он вводит в Свой спасительный ковчег, Церковь Христову, а вторых ведет ко спасению неким иным, таинственным и неизвестным для нас образом. Но в какой бы глубине богооставленности и безнадежности ни находился человек, как далеко ни отошел бы он от Бога, Господь всегда будет рядом с ним, так как хочет спасти его. Поэтому не будем терять надежду на спасение даже тех грешников, которые, по человеческой логике, не должны быть спасены, – тех, кто умер без веры, без покаяния или без Крещения.
       Святитель Григорий Богослов, будучи еще некрещеным молодым человеком, пересекал на корабле Средиземное море. Внезапно начался шторм, и корабль начал тонуть. Моряки и пассажиры уже теряли надежду на спасение своей жизни, Григорий же более всего страшился не морской пучины, которая могла поглотить его, но того, что он лишится спасительных вод Крещения. И шторм оказал на него благотворное и спасительное воздействие, ибо именно в тот момент он дал обет посвятить себя служению Богу.
       Господь спасает человека не только через воду Крещения, но и через воду бедствий и скорбей. И многие из тех, кто в этой жизни скорбел и страдал, мучился и умирал, теперь находятся на небесах вместе с Господом.
       Вспомним о тех тысячах и миллионах христиан, которые пострадали в годы гонений. Жили они, может быть, по-разному, но смерть каждого из них привела к Богу, потому что благодаря подвигу мученичества они вошли в Царство Небесное. Свои грехи и грехи своего народа они искупили собственной кровью, став теми жертвами, на которых стоит теперь Церковь Христова. Может быть, кто-то из них, находясь в тюрьмах и лагерях, испытывал отчаяние; кто-то молился, подобно Господу, прося, чтобы, если возможно, миновала его чаша сия; кто-то, подобно Иоанну Крестителю в темнице, мог усомниться и в том, что Христос есть Сын Божий, и в присутствии Божием, и в спасительной силе Божией. Мы, вероятно, уже никогда не узнаем, что происходило тогда с большинством из них, но мы уверены, что все они теперь предстоят Богу и молятся о нас. И мы знаем, что страдания и смерть привели их к тому блаженному покою, в котором они теперь пребывают и которого дай Бог удостоиться каждому из нас.

Епископ Венский и Австрийский Иларион