ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
08-2005

БОГОСЛОВИЕ

Церковное благословение повторных браков1

       Церковь всегда считала осуществлением христианского нравственного идеала наряду с девством ради Христа только единственный брак. Именно поэтому церковные правила запрещают избрание церковно- и священнослужителей из числа людей, состоящих в повторном браке или женатых на уже бывших замужем и тем более вступление в повторный брак по принятии сана2. Мирянам, тем не менее, при определенных условиях Церковь дозволяет вступление в повторный брак, понимаемый как хотя и отчасти нарушающую заповеданный Христом идеал святости, но вынужденную уступку человеческой немощи. Апостол Павел пишет об этом так: Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7, 8–9); Желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию (1 Тим. 5, 14).
       Допустимыми с церковной точки зрения являются второй и третий браки, заключение которых вступающему в брак повторно разрешается в случае смерти его прежнего супруга (супруги) или развода по дозволенной причине3. В канонических и литургических текстах второй и третий браки называются второбрачием (или двубрачием; греч. digamia или deuteros gamos) и троебрачием (trigamia); браки свыше третьего именуются многобрачием (polu-gamia) и не дозволяются безусловно (80-е правило святителя Василия Великого). Будучи отступлением от идеала, второбрачие подвергается церковному наказанию, состоящему в отлучении второбрачных на некоторое время от Причащения Святых Таин (по 4-му правилу святителя Василия Великого – на один-два года; по 1-му правилу Лаодикийского Собора – на «непродолжительное время»). Гораздо строже церковные правила относятся к случаям троебрачия. Так, святитель Василий Великий называет троебрачие «не более чем дозволенным блудом» и предписывает отлучать троебрачных на пять лет, отмечая, что в практике его времени срок отлучения обычно составлял три-четыре года (4-е и 50-е правила святителя Василия Великого). Подробным образом канонические вопросы, связанные со вступлением в повторный брак, разобраны в «Алфавитной Синтагме» Матфея Властаря [4-я глава буквы «г» (gamos – брак)] 4; среди работ авторов нового времени на эту тему можно отметить обширную статью И. М. Громогласова5.
       Настоящая публикация посвящена лишь одному из аспектов темы статуса повторных браков в Церкви – вопросу о развитии церковных чинов благословения повторных браков. Первоначально особого чина церковного благословения таких браков не было – достаточным считалось официальное заключение брака супругами согласно законам Римской империи; после определенного периода отлучения супруги вновь принимались в церковное общение. В частности, 7-м правилом Неокесарийского Собора священникам было запрещено присутствовать даже на пиршествах по случаю второбрачия – чтобы никто не мог подумать, что священник (и, следовательно, Церковь) «чрез участвование в пиршестве одобряет такие браки». Из этого правила следует, что в IV веке церковное благословение второбрачным не преподавалось вовсе – совершение над второбрачными какого-либо чина в храме, по логике этого правила, было бы гораздо большим поводом для мысли об одобрении второбрачия Церковью.
       С развитием церковного чинопоследования благословения первого брака6 и по причине постепенного признания необходимости церковного благословения брака для установления его законности в Византии встал вопрос и о церковном чине заключения повторных браков. Споры относительно самой возможности совершения священнодействия над второбрачными возникли в Византии в конце VIII – начале IX века в связи с повторными браками императоров Константина V Копронима и Константина VI.
       Преподобный Феодор Студит († 826), один из главных участников этих споров, отрицал такую возможность, упоминая, однако, при этом, что в практике его времени второбрачных нередко венчали7. Во времена преподобного Феодора венчание второбрачных проходило по обычному чину венчания первобрачных, но венцы второбрачным возлагали не на головы, а на плечи. Как и преподобный Феодор, венчать второбрачных считали недопустимым патриархи Константинопольские святитель Никифор Исповедник († 828) 8 и святитель Фотий († 891), который даже полагал правильным запрещать в служении священников, повенчавших второй брак без особого разрешения епископа9.
       Заметим, что никто из упомянутых святых отцов IX века не отрицал официально регистрировавшиеся государственной властью повторные браки в принципе. С точки зрения византийского церковного права, на котором доныне основывается большинство канонических норм Православной Церкви, брак, заключенный законно с точки зрения государства и не являющийся недозволенным с точки зрения Церкви, вне зависимости от того, венчан он или нет, является таковым со всеми вытекающими отсюда последствиями10. Вопрос заключался лишь в том, допустимо ли совершать над второбрачными чин венчания.
       С новой силой споры относительно церковного статуса второ- и троебрачия вообще и совершения над вступающими в повторные браки церковного брачного чина в частности вспыхнули после 907 года, когда император Лев VI Мудрый по династическим соображениям вступил в четвертый брак. Патриарх Константинопольский Николай I Мистик не признал законности этого союза, за что лишился кафедры.
       По смерти императора Льва в Константинополе был созван Собор (912–913), восстановивший Патриарха Николая на кафедре и подтвердивший абсолютный запрет на четвертый брак. Конец спорам положил принятый Собором 920 года «Томос единения», в котором второбрачие расценивается как безусловно дозволенное в случае смерти или исчезновения без вести одного из супругов и практически не порицается по сравнению с единобрачием; троебрачие дозволяется с рядом оговорок (по достижении троебрачным тридцати лет и при отсутствии у него детей он отлучается на три года; по достижении тридцати лет и при наличии детей – на четыре года, имея затем право причащаться только трижды в году; по достижении сорока лет и при отсутствии детей – на пять лет, имея затем право причащаться только на Пасху; по достижении сорока лет и при наличии детей троебрачие не допускается); браки после третьего «Томос единения» безусловно запрещает11.
       Последующая византийская практика в целом следовала «Томосу единения», иногда отступая от его предписаний в сторону большей строгости, как об этом свидетельствует знаменитый византийский канонист – патриарх Феодор Вальсамон12.
       Одним из следствий снисхождения ко второбрачию, установленного «Томосом единения», стало, в частности, то, что в XI веке и позже окончательно утвердилась практика венчать второбрачных церковно – чаще по особому, реже по обычному чину13. Об этом свидетельствуют канонисты конца XI века – митрополиты Никита Ираклийский и Илия Критский14. Об этом же говорит и тот факт, что с XI века в рукописях Евхология (Требника) регулярно выписывается особая молитва над вступающими во второй брак15: Господи Боже наш, Иже Авраама назвав друга и Исаака превозлюбив, и Иакова благословив к жене Лии и совокупив... (см. приложение 1). Как основание для моления о Божием благословении второбрачных в молитве приводятся известные случаи повторных браков праотцов, а также слова Апостола Павла из 7-й главы 1-го Послания к Коринфянам. При этом в рукописях Евхология нередко отмечается, что в том случае, когда одна из сторон не состояла ранее в браке, а другая – второбрачная, эта молитва читается только над второбрачной стороной, а затем совершается венчание по обычному чину; в случае же второбрачия обеих сторон читается только эта молитва, которая может как сопровождаться, так и не сопровождаться священнодействием возложения венцов.

Апостол Павел

       Нельзя не заметить, что включение этой молитвы в состав Евхология и признание допустимости (если не необходимости) совершения над второбрачными церковного чина произошли в том же XI веке, когда благодаря 4-й и 31-й новеллам императора Алексея I Комнина от 1084 и 1092 годов завершился и протекавший в Византии на протяжении нескольких веков процесс постепенного установления обязательности совершения церковного чина для признания законности брака как такового.
       Таким образом, с XI века прежняя практика совершенного неучастия Церкви в заключении повторных браков окончательно сменилась снисхождением ко вторым и третьим бракам, выражающимся в совершении над второ- и третьебрачными даже и церковного чина. Поскольку установившаяся с XI века практика лишила убедительности логику упомянутого выше 7-го правила Неокесарийского Собора, это правило утратило свою актуальность – и действительно, в толковании на это правило Феодор Вальсамон пишет, что в его время (то есть в XII веке) оно уже не соблюдалось16.
       Молитва Господи Боже наш, Иже Авраама назвав друга и Исаака превозлюбив, и Иакова благословив к жене Лии и совокупив... нередко выписана и в древнерусских и южнославянских рукописях до первой половины XVII века. В древнерусской практике при совершении чина второбрачия к этой молитве прибавлялись некоторые второстепенные молитвословия и песнопения, а также чтения из 1-го Послания к Коринфянам (7, 7–14) и Евангелия (Мф. 19, 3–12) вместо обычных для венчания первого брака чтений из Послания к Ефесянам (5, 20–33) и Евангелия (Ин. 2, 1–11) и собственно священнодействие венчания.
       К XVII веку помимо этой молитвы и особых чтений в чине венчания второбрачных появились еще и специально посвященные случаю второбрачия молитва Владыко Господи Боже наш, всех щадяй и о всех промышляя... и главопреклонная молитва Господи Иисусе Христе, Слове Божий, вознесыйся на честнем и животворящем Кресте... (см. приложение 2). При венчании второбрачной и единобрачной сторон молитва Господи Боже наш, Иже Авраама назвав друга и Исаака превозлюбив, и Иакова благословив к жене Лии и совокупив... читалась только над второбрачной стороной, а затем чин совершался по уставу первого брака с произнесением имени единобрачной стороны прежде второбрачной. На Руси и в других славянских странах долго сохранялась традиция, восходящая к отмеченной еще у преподобного Феодора Студита византийской практике, когда второбрачной стороне венец возлагался не на голову, а на плечо. При венчании второбрачных общая чаша могла преподаваться не только супругам, но и всем присутствовавшим17 – тем самым община показывала, что она покрывает любовью несовершенство второбрачия. Указанные чтения, молитвы и особенности венчания второго брака доныне сохраняются в русской старообрядческой и единоверческой практике.
       Кроме упомянутых молитв второбрачия в рукописях встречается иное последование благословения второго брака, состоящее из молитвы Господи Боже наш, повелевый соединитися мужу с женой во еже быти има в плоть едину... и главопреклонной молитвы Приклонивый небеса и сшедый на спасение рода человеческаго... (см. приложение 3) 18. Также по рукописям известна особая молитва на троебрачие (заметим, что к XV–XVI векам чин благословения третьего брака перестал на практике существенно отличаться от чина благословения второго19): Боже, Боже наш, Бог отцев наших Авраама и Исаака, и Иакова... (см. приложение 4) 20.

Праотец Авраам

       К XVI веку вместо одной-двух молитв в Евхологиях зачастую выписываются уже целые чины второбрачия, составленные с использованием элементов чинов обручения и венчания единобрачных. Так, в синайской рукописи 1516 года (Sinait. gr. 977) 21 чин второбрачия имеет следующий порядок:
       1) начальные молитвословия;
       2) молитва Господи Боже наш, проуведый вся и всякия твари Создателю... являющаяся вариантом одной из многих известных по рукописям молитв венчания единобрачных;
       3) обряд соединения правых рук супругов (лат. dextrarum iunctio) со словами: Во имя Отца и Сына и Святого Духа;
       4) преподание общей чаши с вином с обычной молитвой из чина венчания единобрачных: Боже, вся сотворивый крепостию Твоею...
       5) главопреклонная молитва Благословен еси, Господи Боже наш, совокуплением составлей человеческий род... которая, как и молитва, приведенная в пункте 2, является сокращением одной из многих известных по рукописям молитв венчания единобрачных;
       6) обычная молитва из чина обручения единобрачных: Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение...
       7) обычная молитва «на разрешение чертога22 новобрачных», читавшаяся на третий день после свадьбы: Господи Боже наш, пришедый в Кану Галилейскую...
       Таким образом, в чине венчания второбрачных, описанном в этой рукописи, нет ни одной молитвы, специально посвященной второбрачию (впрочем, в этой рукописи имеется выписанная отдельно молитва о троебрачных); отличие чина второбрачия от обычного чина благословения брака состоит в отсутствии священнодействий обручения и венчания.
       В рукописи 1536 года из афонской Великой Лавры (Ath. Laur. 21 [91]) 23 последование второбрачия, напротив, включает в себя и обручение, и венчание, которые разделены на два чина, как и в последовании первого брака.
       Порядок обручения:
       1) начальный возглас;
       2) мирная ектения;
       3) молитва Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение...
       4) обмен супругов кольцами и лобзанием.
       Порядок венчания:
       1) начальный возглас;
       2) мирная ектения;
       3) молитва второбрачия Господи Боже наш, Иже Авраама назвав друга и Исаака превозлюбив, и Иакова благословив к жене Лии и совокупив...
       4) возложение венцов (только в случае единобрачия одной из сторон);
       5) молитва Боже, Боже наш, Бог отцев наших Авраама и Исаака, и Иакова... (молитва троебрачия);
       6) преподание меда (вместо Причащения Святых Таин, которое с канонической точки зрения не может входить в состав чина благословения второбрачия; впрочем, в чине второбрачия, содержащемся в рукописи 1584 года из собрания Святогробского подворья в Константинополе24 (S. Sepulcri. 134 [593]), Причащение указано);
       7) преподание общей чаши с вином;
       8) шествие по храму с пением тропаря Святии мученицы;
       9) обряд соединения правых рук супругов;
       10) священнический возглас-наставление жениху;
       11) многолетие.
       Согласно принятым ныне в Православной Церкви изданиям Евхология и Требника, при церковном благословении второбрачных обручение и венчание объединены в одно последование, имеющее следующий порядок:
       1) возглас Благословен Бог наш...
       2) обычное начало с тропарем дня;
       3) сокращенная мирная ектения с прошениями о супругах;
       4) обычные молитва Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение... и главопреклонная молитва Господи Боже наш, от язык предобручивый Церковь... обручения единобрачных;
       5) обручение супругов с обычными словами;
       6) молитва Владыко Господи Боже наш, всех щадяй и о всех промышляяй... и главопреклонная молитва Господи Иисусе Христе, Слове Божий, вознесыйся на честнем и животворящем Кресте... о второбрачных;
       7) обычная молитва венчания единобрачных Боже святый, создавый от персти человека...
       8) венчание супругов с обычными словами;
       9) чтения (прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие) по чину венчания единобрачных;
       10) сокращенная сугубая ектения;
       11) обычная молитва венчания единобрачных Господи Боже наш, во спасительном Твоем смотрении сподобивый в Кане...
       12) просительная ектения;
       13) Отче наш;
       14) преподание общей чаши с вином с обычной молитвой: Боже, вся сотворивый крепостию Твоею...
       15) шествие по кругу с пением тропарей: Исаие, ликуй; Святии мученицы и Слава Тебе, Христе Боже;
       16) снятие венцов с обычными священническими возгласами-поздравлениями супругам (Возвеличися, женише, якоже Авраам... И ты, невесто, возвеличися, якоже Сарра...);
       17) две обычные заключительные молитвы о единобрачных: Боже, Боже наш, пришедый в Кану Галилейскую... и Отец, Сын и Святый Дух...
       18) отпуст венчания.
       Таким образом, согласно современным богослужебным книгам, второбрачие благословляется фактически по чину обручения и венчания единобрачия с незначительными сокращениями; единственное существенное отличие – вставка в чин двух молитв второбрачия, имеющих покаянный характер. Согласно древней традиции, этот чин должен использоваться только в том случае, когда для обоих брачующихся их брак – не первый; если же одна из сторон вступает в первый брак, ради этой стороны обручение и венчание совершаются по обычному чину благословения первого брака, хотя сами молитвы второбрачия25, сопоставимые по содержанию с разрешительными молитвами исповеди, могут быть прочитаны отдельно над второбрачной стороной.
       Всего же по рукописям и печатным изданиям можно выделить три типа молитв церковного благословения второбрачия: 1) наиболее древнюю и часто встречающуюся в рукописях самостоятельную молитву Господи Боже наш, Иже Авраама назвав друга и Исаака превозлюбив, и Иакова благословив к жене Лии и совокупив... 2) не столь древний, но сохранившийся доныне во всеобщем употреблении комплект из молитвы и главопреклонной молитвы Владыко Господи Боже наш, всех щадяй и о всех промышляяй... и Господи Иисусе Христе, Слове Божий, вознесыйся на честнем и животворящем Кресте... 3) несколько менее распространенный в рукописях комплект из молитвы и главопреклонной молитвы Господи Боже наш, повелевый соединитися мужу с женой во еже быти има в плоть едину... и Приклонивый небеса и сшедый на спасение рода человеческаго... (вероятно, неконстантинопольского происхождения). Также по рукописям известна достаточно редкая молитва о троебрачных: Боже, Боже наш, Бог отцев наших Авраама и Исаака, и Иакова... Те или иные комбинации этих молитв с различными элементами чина благословения единобрачных и образуют чины благословения повторных браков, известные по рукописям и печатным изданиям православных богослужебных книг. Далее в Приложениях даны церковнославянские тексты каждой из этих молитв.

ПРИЛОЖЕНИЯ

МОЛИТВЫ ЦЕРКОВНОГО БЛАГОСЛОВЕНИЯ ПОВТОРНЫХ БРАКОВ26

Приложение 1

Древнейшая молитва о второбрачных

       Господи Боже наш, Иже Авраама назвав друга и Исаака превозлюбив, и Иакова благословив к жене Лии и совокупив, устроив же и ко второму ложу Рахилину приобщитися: Сам и ныне благослови рабы Твоя сия, раба Твоего имярек и рабу Твою имярек, и освяти их, ко второму браку приходящих ради искушения естества и еже в юности прилучившагося вдовства. Ты бо, сходяй немощи нашей, Павлом апостолом, сосудом избрания Твоего, в закон положив, рек лучши быти телеснаго разжжения еже о Господе браку совокупитися има. И немятежен тех живот соблюди, целомудренно жити благоволи и в повелениих Твоих бдящих, невозбраненным от сопряжения соуза, и даруй им чада к полезному. Яко Твоя держава и Твое есть царство и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Приложение 2

Молитва и главопреклонная молитва о второбрачных

       Владыко Господи Боже наш, всех щадяй, о всех промышляяй, тайная ведый человеческая, и всех ведение имеяй, очисти грехи наша, и беззаконие прости твоих рабов, призываяй я в покаяние, подая им прощение прегрешений, грехов очищение, прощение беззаконий вольных же и невольных, ведый немощное человеческаго естества, Создателю и Содетелю: Иже Рааву блудницу простивый, и мытарево покаяние приемый, не помяни грехов наших неведения от юности. Аще бо беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит Тебе? или кая плоть оправдится пред Тобою? Ты бо Един еси праведен, безгрешен, свят, многомилостив, многоблагоутробен, и каяйся о злобах человеческих. Ты, Владыко, присвоивый рабы Твоя, имярек и имярек, соедини к друг другу любовию: даруй им мытарево обращение, блудницы слезы, разбойниче исповедание: да покаянием от всего сердца своего, во единомыслии и мире заповеди Твоя делающе, сподобятся и Небеснаго Твоего Царствия. Яко Ты еси строитель всех, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
      
       Господи Иисусе Христе, Слове Божий, вознесыйся на честнем и животворящем Кресте, и еже на ны рукописание растерзавый, и насилия диаволя избавлей нас, очисти беззакония рабов твоих: зане зноя и тяготы дневныя и плотскаго разжжения не могуще понести, во второе брака общение сходятся: якоже законоположил еси сосудом избрания Твоего Павлом апостолом, рекий нас ради смиренных: Лучши есть о Господе посягати, нежели разжизатися. Сам, яко благ и Человеколюбец, помилуй и прости, очисти, ослаби, остави долги наша: яко Ты еси недуги наша на рамена вземый: никтоже бо бысть безгрешен, аще и един день живота его есть, или кроме порока, токмо Ты Един еси, плоть носяй безгрешно, и вечное нам даровавый безстрастие. Яко Ты еси Бог, Бог кающихся, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Приложение 3

Альтернативные молитва и главопреклонная молитва о второбрачных

       Господи Боже наш, повелевый соединитися мужу с женой во еже быти има в плоть едину, умолен буди и ныне вторицею, Человеколюбче Боже Спасителю наш, и соедини раба Твоего имярек и рабу Твою имярек, яко да чадородствуют по словеси Твоему, да не будут чада блуда и греха, но да будут чада благословений, ибо и Божественный апостол, видев немощь плоти, еяже ради несмы воздержны во еже пребыти нам сице, повелел есть нам вторицею соединятися: да Тебе славу и благодарением возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
      
       Приклонивый небеса и сшедый на спасение рода человеческаго, Господи небесе и земли и всякия твари Создателю, приклони ухо Твое и услыши моление нас, грешных и недостойных раб Твоих, и приклонивших Ти главы своя: возвыси рог их во благоволении Твоея благости. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Приложение 4

Молитва о троебрачных

       Боже, Боже наш, Бог отцев наших Авраама и Исаака и Иакова, благословивый их и семя их в благословение совершенное, благословивый ложе Авраама и Исаака и Иакова и четырех их жен, и от них дванадесять патриархов давый им: благослови раба Твоего имярек и рабу Твою имярек всяким благословением духовным, и даждь им семя благословенное. Яко Ты, Господи, веси немощь естества человеческаго. Ей, Владыко Господи, сохрани, благослови, очисти их от лукаваго и от дел его. Яко Ты еси Податель благих и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

ПРИМЕЧАНИЯ

       1 Статья является существенно дополненной версией статьи того же автора «Второбрачие» из 9-го тома «Православной энциклопедии» (М., 2005).
       2 1 Тим. 3, 2; ср.: 17-е и 18-е правила святых Апостолов; 12-е правило святителя Василия Великого; 1-е правило Неокесарийского Собора; 3-е правило Пято-Шестого Собора. В Номоканоне XIV титулов, одном из главных византийских юридическо-канонических сборников, исключение из этих правил делается только для уже хиротесанных чтецов и певцов, коим дозволяется вступление во второй брак в случае смерти супруги без права последующего рукоположения в высшие степени (9-й титул, 29-я глава).
       3 Одной из лучших работ, посвященных вопросу расторжения браков в православном каноническом праве, доныне остается обширная статья И. И. Соколова «О поводах к разводу в Византии IX–XV вв.: Историко-правовой очерк», впервые опубликованная в журнале «Христианское чтение» в 1909–1910 годах и недавно вновь переизданная в составе книги: Соколов И. И. Византологическая традиция в Санкт-Петербургской Духовной академии; Печалование патриархов перед василевсами в Византии IX–XV вв.; Патриарший суд над убийцами в Византии X–XV вв.; О поводах к разводу в Византии IX–XV вв. СПб., 2005. С. 111–308 (Библиотека христианской мысли).
       4 Rhallês G., Potlês M. Suntagma tôn theiôn kai hierôn kanonôn. Athênai, 1852–1859. 6 t. T. 6. S. 155– 161; Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах, составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем, или Алфавитная Синтагма Матфея Властаря / свящ. Н. Ильинский, пер. с греч. М., 1900; 2-е изд. 1996. С. 130–138.
       5 Громогласов И. М. О вторых и третьих браках в Православной Церкви // Богословский Вестник. Сергиев Посад, 1902. Т. 3. № 9. С. 23–41; № 10. С. 149–168; № 11. С. 291–304.
       6 См., например, публикацию автора настоящей статьи: Брак и Евхаристия: История православного чина венчания // ЖМП. 2004. № 11. С. 44–53.
       7 Ep. I 50; II 191, 201 // PG. 99. Col. 1089, 1581, 1616.
       8 Так, своим 2-м правилом святитель Никифор запретил венчать второбрачных (Rhallês G., Potlês M. Suntagma. T. 4. S. 427), а по одной из редакций 8-го правила святителя Никифора, повторный брак заключается без священнослужителей путем простого объявления о нем во время пира с участием десяти свидетелей (Herman E. Euchê epi digamôn // Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1935. Vol. 1. P. 471).
       9 Ep. I 19 // PG. 102. Col. 784–785.
       10 Исключение могут составить лишь браки, имевшие место и затем расторгнутые до Крещения. Подчеркнем, что крещеный человек, состоявший в браке, даже не венчанном, при вступлении в новый брак является второбрачным; эта норма должна учитываться и сегодня – вопреки неверному мнению, что второбрачным в Церкви является только состоявший в распавшемся венчанном браке. Впрочем, в наши дни, когда множество крещеных людей открывают для себя церковную жизнь только много лет спустя после своего Крещения, в некоторых случаях рассмотрение этого вопроса требует снисхождения – браки, заключавшиеся до сознательного прихода в Церковь, по икономии могут в принципе рассматриваться как не имевшие церковного статуса (аналогично бракам до Крещения).
       11 Rhallês G., Potlês M. Suntagma. T. 5. S. 4–10.
       12 Ibid. T. 4. S. 480–481.
       13 Так, о фактической отмене прежнего правила святителя Никифора Исповедника о запрете венчания второго брака говорится в каноническом ответе Никиты Ираклийского (Rhallês G., Potlês M. Suntagma. Т. 5. S. 441; Требник Большой. Гл. 20).
       14 Византийский временник. СПб., 1895. Т. 2. С. 167; Rhallês G., Potlês M. Suntagma. Т. 5. S. 378.
       15 Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Киев, 1901. Т. 2. С. 215, 366, 443, 489, 742–743, 861, 1017.
       16Rhallês G., Potlês M. Suntagma. T. 3. S. 81.
       17 Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Казань, 1884. С. 402–405.
       18 Дмитриевский А. А. Описание. Т. 2. С. 126, 803.
       19 Herman E. Op. cit. P. 483–489.
       20 Дмитриевский А. А. Описание. Т. 2. С. 717.
       21 Там же. С. 715–716.
       22 В рукописи, вероятно, ошибка: pantas вместо paston.
       23 Дмитриевский А. А. Описание. Т. 2. С. 763– 765.
       24 Ныне это собрание находится в Афинской национальной библиотеке.
       25 То есть те две молитвы, что помещены в современном чине, или же одна из указанных выше и приведенных в настоящем Приложении других древних молитв о второ- и третьебрачных.
       26 Молитва, приведенная в приложении 1, дана близко к тексту старопечатных русских книг; молитвы в приложении 2 – в соответствии с современным текстом (но с исправлением неточности в славословии главопреклонной молитвы); молитвы в приложении 3–4 переведены с греческого на церковнославянский язык автором настоящей статьи.

Диакон Михаил Желтов,
зав. кафедрой литургического богословия ПСТГУ

       В заставке к статье использовано известное изображение повторного брака в византийском искусстве. На мозаике XI века в храме Святой Софии в Константинополе представлена императрица Зоя со своим третьим мужем – императором Константином IX, которому, однако, принадлежат только лик и надпись. Ранее на мозаике был изображен другой муж императрицы Зои. По вступлении императрицы Зои в третий (и последний) брак мозаика была изменена. – Прим. авт.