|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 10-2005 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Из жизни епархий
Крестный ход по водам Енисея
Енисей, одна из десяти величайших рек мира, на многие столетия вперед определил образ жизни и сам характер сибиряков – аборигенов и русских первопроходцев, пришедших сюда на стыке XVI–XVII веков.
С первых лет покорения и освоения Приенисейской Сибири началось и православное делание на этой земле. Христово слово несли сюда казаки, воздвигавшие остроги и храмы на отвоеванных рубежах, и миссионеры-черноризцы, которые окормляли казачью паству и «инородцев», постепенно оставлявших языческие капища ради открывшейся им Истины.
Как отмечают источники, к 1916 году на берегах Енисея было воздвигнуто более 500 храмов, часовен, домовых церквей.
Православные церковные традиции, казалось бы, на долгие десятилетия пресеклись после «великого октября» и гражданской войны, но кровь сибирских новомучеников незримо и сокровенно связывала разорванное, объединяла рассеянное.
Вновь благовест над Енисеем раздался в начале девяностых. Пятнадцать лет, прошедших после прибытия на эти берега архиепископа Красноярского и Енисейского Антония, стали периодом возрождения православной жизни в епархии. Это живо ощущали все участники состоявшегося нынешним летом паломнического путешествия по водам Енисея.
Крестный ход по водам Енисея – от Красноярска до порта Дудинка и затем по суше до Норильска был совершен духовенством и прихожанами Красноярской епархии с 24 июня по 5 июля 2005 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Это уже вторая за последние годы столь значительная паломническая миссия: пять лет назад, в год двухтысячелетия христианства, состоялись крестные ходы по водам Енисея от Красноярска до Туруханска и одновременно из Норильска в Туруханск.
Нынешний крестный ход был посвящен 15-летию интронизации Святейшего Патриарха Алексия, а также 15-летию возрождения Красноярской епархии и единению земель Красноярских. Осуществлялась эта миссия при поддержке администрации Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов на теплоходе «Александр Матросов».
В программу крестного хода помимо миссионерской и церковно-просветительской деятельности в удаленных городах и поселках входило паломничество к мощам особо почитаемого в Сибири мученика Василия Мангазейского – в нынешнем году исполнилось 405 лет со дня успения святого и 335 лет со дня основания Свято-Троицкого мужского монастыря в Туруханске, где в конце прошлого столетия были вновь обретены честные мощи святого. Во всех населенных пунктах, где останавливался крестный ход, совершались архиерейские богослужения и осуществлялся диалог правящего архиерея с местными властями о создании условий для дальнейшего православного возрождения на Енисейской земле.
Целью крестного хода было и всемерное содействие духовно-нравственному единению жителей многонациональных Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов, которым в скором будущем предстоит вновь составить единый регион. То, что все эти территории уже 15 лет входят в состав Красноярской епархии, в немалой степени содействовало их будущему объединению.
Осуществлению целей крестного хода способствовали концертные программы православной духовной музыки, встречи миссионеров с молодежью и православной общественностью, выступления и беседы в местных электронных СМИ, подготовка материалов для газет и журналов, знакомство паломников с духовной жизнью на берегах Енисея, вечера духовной культуры на самом корабле для участников и гостей миссии.
В крестном ходе участвовали архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний, епископ Абаканский и Кызылский Ионафан, духовенство и православная общественность Красноярской епархии, творческая интеллигенция Красноярского края, Таймыра и Эвенкии, представители административных структур, национальных землячеств. По приглашению Владыки Антония в крестном ходе приняли участие почетные гости – священство и общественные деятели из Сербии и Черногории, США, Швейцарии, стран СНГ и России. В частности, доктор Сречко Джукич, ныне – Чрезвычайный и Полномочный Посол Сербии и Черногории в Республике Белоруссии, с супругой, известной сербской художницей и иконописцем Верой, почетный настоятель храма Святителя Николая в Вашингтоне протоиерей Димитрий Григорьев, организаторы и благотворители международных фестивалей православной духовной музыки Тимоти и Геел Дэйли (США), Христиан Шютц (Швейцария), а также деятели православной культуры, духовные хоры, мастера искусств и православные журналисты Сибири. |
Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний |
В первый день путешествия, 24 июня, накануне отдания праздника Пятидесятницы, участники миссии и прихожане красноярских храмов прошли крестным ходом от Свято-Покровского кафедрального собора к Красноярскому речному вокзалу. На набережной Енисея архиепископ Антоний и епископ Ионафан в сослужении красноярского духовенства совершили молебен, а затем – чин освящения нового храма во имя Святителя и Чудотворца Николая на теплоходе «Александр Матросов» и самого корабля.
За богослужением присутствовали губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, губернатор Таймырского автономного округа Олег Бударгин, глава Красноярска Петр Пимашков, представители главы Эвенкийского автономного округа Бориса Золотарева, административных структур, православной общественности и средств массовой информации Красноярска.
Губернатор Красноярского края А. Хлопонин провел на борту теплохода несколько часов в начале плавания. Участие руководителя края в крестном ходе, его откровенные и обстоятельные ответы на вопросы паломников – все это еще раз подчеркнуло особое значение, которое общество придает ныне духовно-нравственной, объединительной и просветительской миссии Русской Православной Церкви.
Первый день путешествия был посвящен знакомству его участников друг с другом, а также решению различных организационных и творческих вопросов. Пресс-центр, в который вошли сотрудники епархиальной пресс-службы и православные журналисты, сразу приступил к своим обязанностям – пассажиры и члены команды в первый же час их пребывания на корабле получили специальный выпуск епархиальной газеты «Православное слово Сибири». В нем были размещены подробная программа крестного хода, материалы о жизни приходов Красноярского, Енисейского и Таймырского благочиний, городов и поселков, в которых предстояло побывать, об истории приходских храмов и их священнослужителях, а также карта Енисея.
По благословению архиепископа Антония было установлено время для утренней и вечерней молитв, для выхода в корабельный эфир радиопрограммы «Благовест над Енисеем» и творческих встреч, проходивших в салонах корабля и на его палубах.
В день отдания праздника Пятидесятницы, 25 июня, крестный ход прибыл в старинный город Енисейск. Именуемый летописцами «отцом городов сибирских», он занимает особое место в истории православного освоения Сибири. Впечатляющее свидетельство четырех столетий православного делания на енисейских берегах – сохранившиеся, несмотря на десятилетия атеистического террора, и восстанавливаемые ныне величественные храмы и монастыри. Как и во всех следующих по маршруту городах и селах, на пристани участников крестного хода уже ждали представители духовенства, местных органов власти и прихожане. После вкушения традиционных хлеба-соли Владыка Антоний обратился к енисейцам с архипастырским словом, в котором рассказал о цели и задачах православной миссии, ее значении в духовной жизни региона. |
Перед встречей крестного хода в Енисейске |
Затем крестный ход направился к кафедральному собору Успения Божией Матери, где была совершена первая за время поездки Божественная литургия. После окончания богослужения архиепископ Антоний вручил церковные награды представителям приходского духовенства, братии монастырей и мирянам, внесшим свой вклад в дело восстановления и строительства храмов и монастырей.
Потом руководители крестного хода и гости посетили восстанавливаемый ныне Спасо-Преображенский мужской монастырь. Наместник монастыря игумен Мефодий (Есин) ознакомил Преосвященного Антония, являющегося священноархимандритом святой обители, и его спутников с ходом восстановительных работ одного из старейших монастырских храмов Сибири, а также рассказал о жизни возрожденной обители.
В местном культурном центре состоялся первый за время поездки концерт духовной музыки. Перед енисейцами выступили Красноярский муниципальный детско-юношеский духовный хор «София», исполнители духовных песнопений. В оставшееся до отплытия корабля время участники крестного хода побывали в Спасо-Преображенской и Свято-Иверской обителях, помолились перед иконами в храмах Енисейска. |
После концерта в Енисейске |
Поселок Бор стал вторым населенным пунктом, где останавливался крестный ход. Архипастырское посещение прихода в этом поселке состоялось в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, накануне начала Петрова поста. День этот стал памятным и для участников крестного хода, и для жителей Бора. Архиепископ Антоний и епископ Ионафан в сослужении духовенства совершили чин освящения колоколов для заканчивающегося строительством храма во имя мученика Василия Мангазейского и праздничный молебен с чтением Акафиста. 405 лет назад мученически скончался юноша, которому суждено было стать первым местночтимым святым, просиявшим на просторах Сибири.
По окончании богослужения состоялась душеполезная беседа архиепископа Антония и участников крестного хода в священном чине с жителями поселка, а затем концерт духовной музыки. На концерте все присутствовавшие узнали радостное известие о награждении архиепископа Красноярского и Енисейского Антония орденом Почета по указу Президента России В. В. Путина. |
Прибытие паломников в поселок Бор |
27 июня участники путешествия прибыли в село Туруханск. Расположенный здесь Свято-Троицкий мужской монастырь хранит одну из самых дорогих православному сердцу реликвий Сибири: мощи святого Василия Мангазейского. Архиерейское богослужение в восстановленном монастырском храме было особо торжественным; многие участники его смогли причаститься Святых Даров, поклониться мощам мученика Василия Мангазейского и других прославленных сибирских святых, частички мощей которых благоговейно хранятся в храме. |
Освящение колоколов для храма святого Василия Мангазейского |
|
Храм святого Василия Мангазейского |
В выступлениях участников крестного хода и представителей местной власти на состоявшемся в администрации Туруханска приеме отмечалось, что национальное возрождение неотделимо от возрождения церковного. О благотворных переменах, произошедших в районе за последние полтора десятилетия, свидетельствуют даже названия улиц, одна из которых носит теперь имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), отбывавшего здесь одну из своих ссылок. Об исповедническом подвиге святителя хорошо знают туруханцы и все жители края: в местных музеях устроены экспозиции, посвященные святому архиепископу Луке, а в школе и на предприятиях наместник Свято-Троицкого монастыря игумен Агафангел (Дайнеко) и братия проводят беседы, в которых рассказывают о крестном пути святителя. |
Улица имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в Туруханске |
|
Крестный ход к монастырю в Туруханске |
В день памяти святителя Московского Ионы, 28 июня, началась «заполярная» часть крестного хода, пришедшего в три города, находящиеся за Полярным кругом, – Дудинку, Норильск и Игарку.
Морской порт Дудинка, лежащий в низовьях Енисея на территории Таймырского автономного округа, был основан как зимовье в 1667 году. Коренное население Таймырского полуострова, долганы, трудами православных миссионеров, прежде всего из туруханского Свято-Троицкого монастыря, приняли Православие. Вере в Спасителя этот малочисленный, но трудолюбивый и духовно развитый народ остался предан и после событий 1917 года, несмотря на все усилия большевиков. Православные храмы, воздвигнутые во всех населенных пунктах Заполярья, были в советские годы разрушены, и тем памятнее стала для участников миссии встреча с одним из возрождающихся ныне – величественным Свято-Введенским храмом. |
Встреча участников крестного хода в Дудинке |
|
Свято-Введенский храм в Дудинке |
|
Крестный ход в Дудинке |
К прибытию крестного хода на центральной площади перед храмом была сооружена деревянная открытая часовня, и в богослужении смогли принять участие многочисленные, несмотря на будний день, жители порта. Само богослужение, а затем выступления почетных гостей крестного хода и представителей администрации округа и города транслировались с помощью специально организованной линии связи. Здесь же была установлена переносная концертная площадка для выступления хоровых коллективов.
«Город металлургов» Норильск, куда крестный ход прибыл (уже по суше) 29 июня, является духовным центром Таймырского благочиния. Освященному несколько лет назад храму в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Указом Святейшего Патриарха Алексия был присвоен статус собора. За Божественной литургией Владыка Антоний вручил церковные награды духовенству и мирянам во внимание к их трудам во благо Церкви. По окончании богослужения участники крестного хода побывали в молодежном православном центре, возведенном близ собора, познакомились с деятельностью православной гимназии, совершили молитву в домовом храме Рождества святого Иоанна Предтечи. |
Проповедь протоиерея Димитрия Григорьева в норильском соборе |
Вечером того же дня архиереями в сослужении духовенства были совершены молебен и лития в часовне у подножия горы Шмидтихи, где в конце тридцатых годов прошлого столетия буквально на костях заключенных начиналось строительство знаменитого норильского горно-металлургического комбината и самого города. А в Игарке, куда крестный ход прибыл на следующий день, после богослужения в Свято-Никольском храме паломники побывали на месте бывшей «стройки века № 503», участники которой по указанию Сталина строили так называемую заполярную железную дорогу, заброшенную сразу после смерти вождя. Здесь паломники совершили заупокойную молитву. |
Панихида по жертвам политических репрессий |
Затем состоялась беседа архиепископа Антония с представителями властных структур Игарки и ее жителями, в которой участвовали также священнослужители и гости из зарубежья. Особое внимание было уделено обострившимся в последние десятилетия социальным проблемам жителей Севера и той помощи, которую может оказать Православная Церковь для создания в регионе достойного социально-нравственного общественного климата.
В Неделю Всех святых, в Земле Российской просиявших, 3 июля, крестный ход прибыл в старинное село Ярцево. Насчитывающее более чем четыре века своей истории, Ярцево было свидетелем событий многих эпох, не обошли село и проблемы века сего. Во многих регионах Приенисейской Сибири закрываются и ликвидируются отрытые при советской власти предприятия, возникли безработица, преступность и наркомания, активизировали свою деятельность всевозможные секты и нетрадиционные конфессии. Но в Ярцеве достаточно сильная православная община. Духовенство Благовещенского храма совместно с представителями епархиального отдела совершает миссионерские поездки по близлежащим районам, несет слово Божие в труднодоступные и удаленные селения.
|
Крестный ход в поселке Ярцево |
После Божественной литургии и праздничного молебна к жителям села обратились зарубежные участники миссии. Старейший ее участник, протоиерей Димитрий Григорьев, всю жизнь проведший вдали от родины, выразил чувства всех участников крестного хода, сказав, что он «именно здесь, в сибирской глубинке, убедился, что, несмотря на все трудности, – жива Церковь и жива Святая Русь!»
Последним пунктом путешествия стал достаточно молодой по сибирским масштабам город Лесосибирск. По мнению многих участников крестного хода, Крестовоздвиженский собор, самый величественный из всех новопостроенных храмов Сибири и Дальнего Востока, явился своеобразным символом пятнадцатилетних усилий по возвращению жителей Приенисейской земли к ее святым истокам. Тринадцать золотых крестов храма видятся всякому путешественнику, едва только корабль преодолевает очередной поворот русла Енисея. Храм Божий открывается глазам прежде всех иных зданий и сооружений града – так оно и было принято на Святой Руси.
Об устроителях и зодчих таких храмов много раз с благодарностью говорил Владыка Антоний в своих беседах с представителями местной администрации городов и сел, где теплоход делал остановки. Пять лет оказались для этих населенных пунктов на берегу Енисея достаточно серьезным сроком. При всей противоречивости социальных перемен налицо благотворные изменения, произошедшие в духовной жизни людей. Активность всякого рода сект в бассейне Енисея не стала, увы, меньше, но их деятельность повсеместно встречает гораздо более активный отпор. Не случайно в благодарственном письме архиепископу Красноярскому и Енисейскому Антонию, пришедшем уже после окончания миссии из Минска, дипломат Сречко Джукич отметил, что среди многочисленных впечатлений от поездки самым сильным были для него встречи с людьми, живущими на берегах великой реки, – вернувшимися в лоно Православия, с надеждой и верой созидающими свое будущее.
Жизнь паломников на корабле начиналась ранней утренней молитвой и не затихала, кажется, и в первые ночные часы. Каждый день плавания имел свое название – здесь были и день, посвященный Святейшему Патриарху Алексию, и день России, и день Таймыра, и дни братских стран. Поскольку в плавание были приглашены замечательные деятели культуры, православного просвещения, на каждый день приходилось сразу по несколько встреч, концертов – независимо от насыщенности «сухопутной» части программы.
Редкие часы отдыха, особенно на обратном пути, были заполнены для паломников обменом мнений, размышлениями об увиденном. Каждый вечер в корабельном пресс-центре журналисты с интересом просматривали и обсуждали фотокадры, снятые их коллегами в городах и поселках, в том числе – и в небольшом рыбацком селении Бахта. Этот поселок запомнился многим из паломников. Семейный уклад в Бахте патриархален: пока мужья ловят рыбу, жены ведут хозяйство, растят детей, которым предстоит со временем покинуть родное гнездо. Многие местные жители очень желали принять Святое Крещение, но до тех пор не имели такой возможности. По архиерейскому благословению Таинство Крещения было совершено прямо в поселке, и два десятка жителей крошечного поселка, затерянного в таежных и речных дебрях Сибири, получили в тот день надежду на Вечное спасение.
В последний день плавания участвовавшие в путешествии сотрудники пресс-службы епархии разделились, как и все паломники: один отправился в Лесосибирск для участия в молебне в Свято-Крестовоздвиженском соборе, другой – во второй раз смог прийти в старинные храмы Енисейска. В городе рядом с уже восстановленными обителями и церквами есть и такие, до которых так и не дошли еще руки (или души?) енисейцев. Среди них украшавший когда-то набережную Енисейска Богоявленский храм: в нем разрушенные алтари, превращенное когда-то в кочегарку храмовое пространство...
Так и остались в фотолетописи того дня два храма, стоящих почти бок о бок на берегу великой реки. Символ свершившегося возрождения епархии – собор в Лесосибирске и все еще не возрожденный храм на пристани Енисейска – символ того, что предстоит еще совершить в ближайшие годы. Того, что увидят и оценят, наверное, паломники, которые примут участие в грядущих крестных ходах по енисейским водам. |
Вид с колокольни Крестовоздвиженского собора в Лесосибирске |
Г. Малашин, руководитель пресс-службы Красноярской епархии
Фото автора, А. Бардакова и Д. Малашиной