ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
10-2005

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Белогорская обитель – Уральский Афон

       Среди святынь Русской Православной Церкви, оскверненных и уничтоженных после октябрьских событий 1917 года, был и Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительный монастырь. Находился он прежде в Осинском уезде Пермской епархии, сегодня это Кунгурский район Пермской области, в двенадцати километрах от села Калинино.

       Монастырь просуществовал совсем недолго, но известность на Руси приобрел немалую. До семидесяти тысяч паломников в год посещали эту обитель, стоящую на живописной вершине Белой горы. Надо заметить, что в Пермской губернии были и более древние и известные монастыри со своими старцами, знаменитыми святынями – особенно ценными чудотворными иконами или мощами святых. Однако Уральским Афоном называли только Белогорский монастырь.
       Конечно же красота и величие самого монастыря и окружающей природы, устремленность к Небу вполне позволяли сравнивать его с настоящим Афоном, но не это было главным. Прежде всего монастырь славился строгим соблюдением устава, в основу которого был положен устав монастырей Святой Горы, строгим уставным – без пропусков и нововведений – богослужением, строгим внутренним устройством, строгостью жизни самих монахов.

Создание монастыря

       Истоки становления монастыря на Белой горе уходят во времена более чем столетней давности. Сама же идея его создания связана с борьбой Русской Православной Церкви против раскола. Известно, что Урал издревле являлся прибежищем старообрядцев. Здесь, на отрогах Уральских гор, покрытых густыми лесами и окруженных непроходимыми болотами, мог надежно укрыться от преследования и беглый крепостной, и тяглый разбойник, и упрямый раскольник.
       В народе Белые горы славились особой дремучестью. В окрестных деревнях и рабочих поселках даже бытовала поговорка: «Уйду де от вас на Белые горы!» То есть спрячусь так, что никто никогда меня не найдет.
       Старообрядческое народонаселение Кунгурского, Осинского, Оханского, Красноуфимского, Екатеринбургского уездов, а также Юго-Кнауфского и Бымовского заводов в то время преобладало над православным. Поэтому Белогорье смело можно было назвать одним из мощных центров староверов.
       Но Пермский край был известен не только как оплот раскола, он славен был и своими миссионерскими традициями. Начало было положено еще в XV веке святителем Стефаном Великопермским, а в конце XIX века его дело успешно продолжил главный миссионер Пермской епархии протоиерей Стефан Луканин (1841–1904).
       Стефан Александрович Луканин родился в семье причетника. В 1862 году он окончил Пермскую Духовную семинарию и в том же году был рукоположен во священника к церкви Бикбардинского завода. Четырнадцать лет он был настоятелем этой церкви. Проповеди его славились на всю округу, их приходили слушать не только православные, не только единоверцы, но и местные старообрядцы, хотя это было строго запрещено их наставниками.
       Миссионерская практика давно уже навела Луканина на мысль, что для привлечения старообрядцев в лоно Святой Православной Церкви следовало бы где-нибудь в центре раскола устроить такой храм или монастырь, в котором бы отправлялись богослужения по Уставу Православной Греко-Российской Церкви. Для этой цели лучшего места, чем Белая гора, трудно было найти.
       Вот как описывал отец Стефан свои впечатления от первого посещения Белой горы в 1890 году: «Так как это было 8 июня, когда ночей нет, то мы и отправились к Белой горе в десять часов вечера. Дороги почти не существовало, и в переходах через болота, ручьи и трясины мы провели более трех часов, так что прибыли к вершине горы около двух часов утра... Дивная местность и очаровательный вид с нее на все четыре стороны света до того поразили меня, что привели в какое-то особенное вдохновение, и я, будучи точно вне себя, только и упрашивал товарищей: “Принесите топор, срубим дерево, сделаем крест и поставим его на сие место, ибо место это непростое и его нужно посвятить достойной и высокой цели...”».
       И действительно, тогда наскоро был сделан из жердей и поставлен простой крест. Этому кресту суждено было простоять менее года. А потом произошло событие, послужившее дальнейшему прославлению Белогорья.
       Двадцать девятого апреля 1891 года во время путешествия по Японии на Наследника Всероссийского престола Цесаревича Николая Александровича (впоследствии Государя Императора Николая II) было совершено покушение. Неожиданно на одной из улиц города Оцу на него набросился с мечом японец. Цесаревич успел уклониться, и клинок только скользнул по лбу. Нападавший снова замахнулся, но сопровождавший Наследника в поездке греческий принц Георг своевременно парировал удар своей тростью. Мотивы покушения так и остались невыясненными. Никаких объяснений японская сторона России не дала, и Александр III телеграфировал сыну о немедленном возвращении домой.
       В честь этого чудесного спасения по инициативе того же отца Стефана и по благословению епископа Пермского и Соликамского Владимира (Никольского, † 1900), при участии православного и единоверческого духовенства Юго-Кнауфского и Бымовского заводов, сел Мазунино и Юговское, пришедших торжественным крестным ходом из этих приходов, 16 июня 1891 года, в Неделю Всех святых, был освящен сооруженный на Белой горе величественный деревянный восьмиконечный крест высотой в пять саженей (10 м 65 см), впоследствии прозванный в народе “Царским”. Позже по этой же причине дадут название и монастырю (Свято-Николаевский), и главному купольному храму (Крестовоздвиженский).

Царский крест

Вид на соборный храм и братский корпус

       Соорудив и освятив Царский крест, духовенство и все присутствовавшие приняли всеобщее обещание: ежегодно в Неделю Всех святых совершать на Белую гору торжественный крестный ход от всех близлежащих приходов. Эта традиция свято соблюдалась вплоть до закрытия монастыря, привлекая в лоно Православной Церкви массы старообрядцев, села и деревни, скиты и келлии которых далеко виднелись с вершины Белой горы. Кстати, назвали гору Белой потому, что выпавший первый снег на ней не таял и среди бескрайнего осеннего разноцветья лесов и лугов гора выделялась своей ослепительной белизной.
       Постепенно у всех верующих окончательно укрепилась мысль об устройстве именно здесь, на Белой горе, просветительно-миссионерского монастыря. О скорейшем воплощении этой идеи в жизнь написал в своем завещании и епископ Пермский и Соликамский Владимир. Преосвященный Петр (Лосев, † 1902), заняв Пермскую епископскую кафедру, в свою очередь принял близко к сердцу мысль о постройке монастыря в центре раскола, встретив в этом деле полное сочувствие и деятельное участие со стороны представителей светской власти.
       18 июня 1893 года на Белой горе епископ Пермский и Соликамский Петр торжественно освятил место для закладки храма в память чудесного спасения жизни наследника Всероссийского престола цесаревича Николая Александровича. На освящении среди многочисленных гостей и местных жителей присутствовал и Василий Коноплев, простой крестьянин, которому суждено было в дальнейшем стать первым игуменом Белогорской обители.
       Василий Ефимович Коноплев (в монашестве Варлаам) родился в 1858 году в семье старообрядцев, крестьян Осинского уезда Пермской губернии при Юго-Кнауфском заводе. «На девятом и десятом году, – пишет Коноплев в своей автобиографии, – я выучился грамоте; молился с беспоповцами; когда стал приходить в возраст, начал прилежать к Божественному Писанию. В мире сам для души полезным ничего не нашел, – все суетность, кроме Божественного и отеческого Писания».
       В поисках истины Коноплев отправился путешествовать по Уралу, по поволжским городам и поселкам, где вел долгие беседы с представителями различных раскольничьих сект. Между тем епархиальные миссионеры и местные священники вели неустанные беседы с раскольниками о православной вере, но Коноплев на те беседы не ходил, сколько его ни приглашали.
       Все же благодаря настойчивости отца Стефана беседа его с Коноплевым состоялась. «Его словеса и доказательства меня умилили, – пишет Коноплев,– с этого времени я сделался “аки земным зноем разгораем” духом о разыскании истинного священства». Сомнения в том, кто же прав, старообрядцы или православные, не оставляли его в покое ни на минуту.
       8 июля 1893 года на Белой горе произошла еще одна, решающая в судьбе Василия Ефимовича встреча с отцом Стефаном. «Когда я к нему явился,– вспоминал Коноплев, – он паки спросил меня, почему не признаю Православную Церковь, почему не иду в единение с нею. Я представил ответ: за клятвы Соборов 1666 и 1667 годов; они мешают мне... Отец миссионер ответил мне на это: “Вы понимаете так, что ваши священники служили по-старому, их не следовало бы проклинать; но не за одно служение их прокляли, а за непокорение Вселенской Церкви и за хулу, и поэтому несправедливо, что вы за эти клятвы отделяетесь от Православной Церкви и от всей Вселенской Церкви отделились”».
       Сильно подействовали на Коноплева слова миссионера. А когда после упомянутой выше беседы Коноплев получил от епископа Пермского и Соликамского Петра два тома «Догматического богословия» и прочитал их, сердце его совсем успокоилось. «Меня как свет облистал,– пишет он, – тогда увидел я, что в Церкви Православной в догматах веры погрешностей нет; и эти книги много послужили мне к признанию Православной Церкви благодатью, имеющей право по Христову словеси».
       28 сентября 1893 года на Белой горе Преосвященный Петр по просьбе местных жителей совершил благодарственный молебен – по случаю обильного урожая, который послал Господь по молитвам верующих в минувшее лето. Это богослужение, со всеми сопровождавшими его обстоятельствами, стало важным событием в общественной жизни Белогорья.
       Перед Владыкой предстал Василий Коноплев: преклонив голову до земли, он всенародно принес раскаяние. Как писали очевидцы, момент этот был поразительный: православные торжествовали, а для старообрядцев, в особенности австрийской секты, в которой Коноплев был одним из главных, эти минуты были убийственными.
       После молебна Владыка Петр освятил два колодца: «Святой ключ» и «Иордан». Освящены были и первые ряды срубов для молитвенного дома.
       Тогда же (предположительно 28 сентября) был образован Белогорский строительный комитет, в который вошли земский начальник С. Г. Грузов, пристав 3-го стана Осинского уезда А. Ц. Корыбут-Дашкевич, юго-кнауфские купцы В. А. Волокитин и А. Я. Серебряков. Председателем комитета стал отец Стефан.
       Так было положено начало иноческой обители. Не хватало только насельников. Но всенародно раскаявшийся В. Е. Коноплев, его решение разорвать всякую связь с расколом подавали надежду на него как «на природного и ближайшего насельника». И Василий Коноплев надежду эту вполне оправдал. 6 ноября 1893 года Преосвященным Петром он был облечен в рясофор и удостоен того, что Владыка возложил на него свой собственный архипастырский иноческий клобук. 1 февраля 1894 года в крестовой церкви состоялось пострижение послушника Василия Коноплева в иночество с наречением его Варлаамом. А уже на следующий день в семинарской церкви в Перми Преосвященным Петром инок Варлаам был рукоположен во иеродиакона.

Братия и послушники монастыря
у иконостаса соборного храма

Духовенство Белогорского монастыря

       Тем временем на Белой горе полным ходом шло строительство первого, Свято-Никольского храма. Коноплев принялся за дело споро. По его словам, «работал теперь уже не яко наемник, но яко хозяин, про себя строящий». К февралю на вершине Белой горы вместо предполагаемой часовни стоял уже готовый деревянный храм. Освящение его было назначено на 22 февраля 1894 года.
       В день освящения вновь построенного Свято-Никольского храма за Божественной литургией отец Варлаам был рукоположен во иеромонаха.
       Храм-первенец Белогорской обители богомольцы полюбили с первых дней, хотя в архитектурном плане он ничего особенного собой не представлял (простая пятистенная изба с подвальными помещениями и незамысловатой колокольней). Причем колокола располагались не в колокольне, а на столбах, напротив храма. Все по-простому, но отовсюду шли и шли сюда богомольцы и те, кто хотел остаться в юной обители навсегда. Таких у отца Варлаама собралось уже двенадцать человек. В храме молились, там же и жили в подвальных келлиях. Конечно же вскоре стало очень тесно и монахам, и прихожанам. Поэтому решено было строительному комитету подумать о расширении новой обители.
       Двенадцатого июня 1894 года, в праздник Всех святых, совершив Божественную литургию в Свято-Никольском храме, Преосвященный Петр совершил освящение закладного камня в основание Иверского храма (верхнего) и каменного храма во имя Всех святых (нижнего, зимнего) в память о помолвке наследника престола – Великого князя Николая Александровича с его нареченной невестой – Александрой Феодоровной, при участии всего высшего духовенства Пермской епархии.

Храм Иверской иконы Божией Матери

Иконостас храма Иверской иконы Божией Матери

Закладка соборного храма
24 июня 1902 года

Крестовоздвиженский собор

Уральский Афон

       Жители Перми и окрестных деревень щедро жертвовали новой обители священные сосуды, Евангелия, дарохранительницы, напрестольные облачения, плащаницы, покровы, воздуха, лампады, подсвечники, паникадила и т. д. Послушник Игнатий Парфенов, позднее иеродиакон Израиль, пожертвовал чудотворную Иверскую икону Божией Матери, написанную в Казанском женском монастыре (на кипарисовой доске в два аршина высотой и полтора шириной с фоном червонного золота). Доставили ее крестным ходом на носилках. Не было недостатка и в денежных пожертвованиях. Потому верхний храм (Иверский) был освящен уже через год, 29 июня 1895 года, а нижний (Всех святых) – 1 октября 1896 года.
       Деревянный двуглавый Иверский храм имел вид корабля и был необычайно красив, особенно вечером при полном освещении. Еще через год, 30 мая 1895 года, на Иверском храме были установлены три золоченых «через огонь» креста, пожертвованных кунгурским купцом Ф. Т. Шишигиным.
       Двадцатого января 1897 года Белогорский монастырь был утвержден Святейшим Синодом Русской Православной Церкви штатным мужским общежительным монастырем. Иеромонах отец Варлаам был назначен его настоятелем.
       16 сентября 1897 года стало радостным днем для Белогорской обители – в тот день крестным ходом из Москвы и Петербурга в дар новому монастырю были доставлены пять святых икон: от митрополита Санкт-Петербургского Палладия – список Казанской иконы Божией Матери; от митрополита Московского Сергия – образ Преподобного Сергия Радонежского; от архиепископа Финляндского Антония – Казанская икона Божией Матери, писанная иноками Варлаамского монастыря; от епископа Нарвского Иоанна – образ святого благоверного князя Александра Невского; от настоятеля Кронштадтского Андреевского собора протоиерея Иоанна Ильича Сергиева – образ Божией Матери «Скоропослушница».
       Ровно через два месяца, 16 ноября 1897 года, произошло несчастье: сгорел до основания деревянный Свято-Никольский храм. В пожаре погибла вся утварь храма, а внизу, в келлиях, – все братское имущество. На время братия, жившая в этих келлиях, переселилась в уцелевший зимний храм Всех святых. Лишь чудом уцелел Иверский храм.
       1898 год принес благословение монастырю со Святой Афонской Горы в виде Иверского образа Божией Матери «Благая Вратарница» – копии чудотворной иконы. После разорения Белогорской обители и уничтожения деревянного Иверского храма чудотворная икона пропала. Судьба ее не известна.
       В обители бережно хранились и другие православные святыни: образ Пресвятой Троицы, писанный на куске Мамврийского дуба, – благословение Палестины; святая икона собора Печерских чудотворцев с частицами мощей преподобных Пимена и Кукши – дар Киево-Печерской лавры. В серебряной раке почивали частицы мощей многих святых. Все эти святыни были дарованы Вселенским Патриархом и афонскими старцами игумену Варлааму во время его поездки в Иерусалим и на Афон в 1907 году.
       За первое десятилетие существования Белогорской обители число насельников увеличилось до четырехсот человек. Следуя миссионерским задачам монастыря, монахи неустанно вели беседы с раскольниками о правоте православной веры. Многие старообрядцы после таких бесед, осознав свое заблуждение, принимали в обители Православие через Таинства Покаяния и Миропомазания.
       Уклад монастырской жизни был довольно строг. Вставали в три часа утра. Будил поначалу всю братию сам отец Варлаам. Он же читал и пел на клиросе. Ежедневно отправлялись полунощница, утреня и часы. С самого начала соблюдалось и вечернее монашеское правило.
       Монахами был построен каменный братский корпус, где находилась и трапезная. Братия постепенно создавали свое собственное хозяйство, сами расчищали лес под пашни и луга, не только полностью обеспечивая пропитанием себя, но и многочисленных паломников. В трех пекарнях выпекали хлеб трех сортов: ржаной, пшеничный и крупитчатый. Ржаным хлебом монастырь кормил в течение трех дней каждого из посетивших обитель богомольцев. А пшеничный и крупитчатый продавались в монастырской лавке.
       В хлебопашестве монастырь обходился собственными силами, без найма работников со стороны. В хозяйстве было много коров и до сотни лошадей. В девяти прудах разводили рыбу. На собственной мельнице мололи зерно, на кирпичном заводе изготавливали для себя и на продажу добротный кирпич. Была своя лесопилка, мебельный сарай, где кроме мебели изготавливали доски и рамы для икон.

Монастырская аптека

Библиотека обители

Трапезная монастыря

Монастырский пруд с мельницей

       При монастыре были организованы различные мастерские: слесарная, столярная, кожевенная, сапожная, портняжная. Славились своим мастерством и монастырские иконописцы. Они могли расписывать иконы в греческом, византийском, фряжском стилях и даже под «строгановское письмо». В мастерских изготавливали различную церковную утварь, ризы на иконы, переплеты для книг – из кожи, бархата, сафьяна. Была даже своя высококлассная фотография. Располагая довольно богатой библиотекой книг религиозно-нравственного и догматического содержания, монастырь играл заметную роль в деле распространения грамотности среди местного населения. С 1894 года при Белогорской обители существовали приют и церковноприходская школа для мальчиков.
       По статистическим данным на 1 января 1910 года в монастыре было 414 насельников: 1 игумен, 21 иеромонах, 7 иеродиаконов, 4 схимонаха, 26 манатейных монахов, 24 послушника, 318 бельцов, 13 мальчиков-учащихся. Паломников же посещало монастырь до семидесяти тысяч в год со всей России. Таким образом, всего за два десятка лет своего существования Белогорская обитель обрела большую известность.
       Для любящих уединение и более опытных в духовной жизни монахов в пяти верстах от монастыря был устроен Серафимо-Алексиевский скит, где проживали тридцать пять монахов, придерживавшихся еще более строгих общежительных правил, чем в самой Белогорской обители. Настоятелем скита был назначен иеромонах Серафим (Кузнецов). Белогорский скит был создан в память «всерадостного события» – рождения Наследника царского престола царевича Алексия и получил название во имя святителя Алексия, Небесного покровителя Его Высочества, и преподобного Серафима Саровского, по молитвам которого Бог дал наследника Российскому государю.
       Монахи в скиту жили в полном уединении и безмолвии. Женщинам вход в скит был строго воспрещен, кроме трех дней в году: 19 июля / 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского; 17/30 августа и на второй день праздника Всех святых. В скиту было две церкви: наземный храм Серафима Саровского и вырытый прямо в горе пещерный храм во имя преподобных Антония, Феодосия Киево-Печерских и всех Печерских святых.

Братия и послушники монастыря

Архиерейский дом

Пошивочная мастерская

Переплетная мастерская

       Замечательным событием в истории Белогорья стало посещение монастыря Великой княгиней Елисаветой Феодоровной. На Белой горе Елисавета Феодоровна провела два дня – 19–20 июля 1914 года. Она с интересом осмотрела пещеры отшельников в Серафимо-Алексиевском скиту, душевно пообщалась с отцом Серафимом и его матерью монахиней Анастасией, ознакомилась с работой многочисленных мастерских и историей Белогорской обители.
       Великая княгиня подарила скиту икону преподобного Серафима Саровского с частицей камня, на котором преподобный молился тысячу дней и ночей. Своему духовному наставнику отцу Серафиму преподнесла она свой портрет с дарственной надписью, игумену Варлааму – тоже свой портрет, а также священническое и диаконское облачение.
       Срочная телеграмма о начале войны от сестры, императрицы Александры Феодоровны, прервала паломнический путь Елисаветы Феодоровны по Прикамской земле. А в планах ее было еще посещение Екатеринбурга и Алапаевска. Через четыре года она снова приедет в Пермь, но уже в качестве пленницы большевиков. Из Перми увезут ее вместе с верной помощницей Варварой Яковлевой, не пожелавшей с ней расстаться, в Алапаевск. Там они и примут мученическую кончину: их живыми сбросят в одну из алапаевских шахт.
       Когда большевики отступят от Екатеринбурга и Алапаевска, тела мучениц из шахт достанут, и верный завещанию Елисаветы Феодоровны ее духовный наставник игумен Серафим (Кузнецов) повезет гробы с их телами в Святую Землю. Там, в русской Гефсимании, в храме святой Марии Магдалины они и обретут последний свой покой. Игумен Серафим проживет возле дорогих мощей, близ Гроба Господня, до 1959 года и будет похоронен возле того же храма Марии Магдалины.

Канцелярия монастыря

Иконописная мастерская

Сапожная мастерская

Соборный храм на Белой горе

       Вершиной духовного расцвета Белогорской обители стало строительство величественного соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня с двумя приделами, освященными во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и Святителя и Чудотворца Николая. Этот храм, один из красивейших и величественных в России, строился пятнадцать лет. Освящение места и закладку Крестовоздвиженского храма 24 июня 1902 года совершил епископ Пермский и Соликамский Иоанн (Алексеев, † 1905).
       Автором проекта собора стал гражданский инженер Е. И. Артемьев, он же возглавил строительство. Длина храма составляла 60,21 метра, ширина – 55,09, высота – 58,40 метра. На кровле возвышались пять больших куполов и еще четыре малых – над папертями со всех сторон. В подвальном помещении была устроена машина для отопления. Нижний храм был рассчитан на две тысячи, верхний – на две с половиной тысячи человек.
       Торжество освящения соборного Крестовоздвиженского храма на Белой горе состоялось в тревожное для России время – 7, 8 и 9 июня 1917 года. Прибыли на Белую гору и почетные гости: архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский, † 1918–1919), епископ Соликамский Феофан (Ильминский, † 1918); благочинный монастырей архимандрит Ювеналий; епархиальный миссионер А. Г. Куляшев; инспектор Пермской Духовной семинарии Н. И. Знамеровский и многие другие.
       Дни освящения храма современники назвали «духовным и радостным торжеством Православия». «Ныне, вспоминая эти светлые дни, – пишет очевидец, – благодарим Всевышнего Создателя, что он, Милосердный, изволил, хотя и в такие тревожные дни нашей мирской жизни, даровать нам эту духовную неземную радость. Ведь в течение пятнадцати лет этот соборный храм строился на Белой горе, все так долго ждали его полного окончания. Многое изменилось за это время во внешнем и внутреннем мире. События так резко изменились, что жутко становится на сердце за будущее, и вот наконец-то Господь сподобил еще дожить нам до светлых и радостных дней, увидеть освященным этот Божий храм и вознести свои сугубые молитвы ко Господу».
       А храм получился – красавец! Внутри собора был выложен каменный пол из разноцветной метлахской плитки. Иконы для главного и боковых иконостасов исполнены белогорскими мастерами в греческом стиле.
       Снаружи белоснежные стены храма были украшены разными иконами, писанными на жести тоже в мастерской монастыря. Вокруг самого собора устроена залитая асфальтом площадь. Теперь молящиеся могли не опасаться, что при крестном ходе завязнут в грязи или наглотаются пыли. Кроме того, заасфальтированная площадка надежно защищала нижнюю часть храма от сырости.
       Золоченые кресты на куполах видны были вокруг на многие-многие версты. «Отрадно было видеть,– вспоминают очевидцы, – как золотые кресты далеко испускают свой блеск, привлекая внимание богомольцев, идущих издалека помолиться в родную для них обитель».

Пещерный храм Серафимо-Алексиевского скита

Храм Серафимо-Алексиевского скита

Серафимо-Алексиевский скит

Белогорский монастырь в 1917–1990 годы

       Недолго просуществовала Белогорская обитель. В июне 1918 года был арестован архиепископ Андроник. А 30 июля 1918 года трагические события докатились и до Белой горы. Пригласив якобы на собрание в село Юго-Осокино (ныне село Калинино), большевики арестовали архимандрита Варлаама. Он был отправлен в город Осу и, зверски замученный большевиками, брошен в Каму. Это случилось 12 августа 1918 года. Отцу Варлааму было 60 лет.
       После трагической гибели отца Варлаама к исполнению обязанностей настоятеля монастыря приступил иеромонах Сергий (в миру Александр Гаврилович Вершинин, 1881–1918). Однако ему недолго было суждено возглавлять братию монастыря. С августа 1918 по январь 1919 года большевики расстреляли и замучили 34 монаха Белогорского монастыря, в их числе был и иеромонах Сергий. 10 октября большевики увезли его из монастыря и зверски замучили. Тело его, исколотое штыками, с простреленными ладонями и размозженным черепом нашли после отступления красных.
       24 февраля 1919 года войска генерала Вержбицкого, совершив марш-бросок из Кунгура, взяли штурмом город Осу. Белая Гора оказалась на территории, освобожденной от большевиков.
       В марте 1919 года Белую гору посетил епископ Борис (Шипулин, † 1937, временно управлял епархией с 1919 по 1921 год). Ему открылась картина страшного разорения монастыря: 102 насельника были угнаны на окопные работы; в главном алтаре собора осквернен и разворочен престол; осквернен и увезен ковчег с мощами; иконописная мастерская превращена в театр; разгромлена и ограблена монастырская библиотека. Та же картина наблюдалась и в Серафимо-Алексиевском скиту. Из числа насельников было убито 9 человек.
       19 мая 1919 года вновь было совершено освящение соборного храма. На Белую гору начали возвращаться насельники. К марту 1919 года в Белогорском монастыре числилось 132 насельника, в том числе 35 человек в скиту. Монастырь начал возрождаться. Но сравнительно благополучное время длилось около четырех месяцев. В июне 1919 года большевики захватили Пермь, а вскоре и весь Пермский край.
       В июне 1919 года монастырь опустел. Возродить иноческую жизнь пытались вплоть до 1923 года. Но это не удалось. В марте 1923 года монастырь был закрыт. Деревянные постройки разбирались и перевозились в другие места. Был разобран и перевезен в село Юго-Осокино Иверский храм.
       В 1930 году на Белой горе открылся лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, а в 1931 в бывшей обители создали белогорский дом инвалидов. На месте, где раньше стоял Царский крест, был поставлен памятник Ленину, соборный храм превращен в клуб.
       В 1941–1945 годы на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны, а с 1946 по 1986 годы – дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства.
       Осенью 1980 года во время сильного пожара сгорели почти все купола Крестовоздвиженского собора.

Новая жизнь Белогорской обители

       С 1991 года монастырь, вернее, то, что от него осталось, был возвращен Русской Православной Церкви. Сейчас он снова находится в ведении Пермской епархии. По благословению Священного Синода настоятелем обители был назначен игумен Варлаам (Передернин, † 1995). Приняв эстафету от казненного большевиками архимандрита Варлаама, игумен Варлаам принялся за восстановление обители. Торопился он, очень торопился, потому что чувствовал, что немного времени отвел ему Господь на это святое дело. За короткий срок до своей кончины отец Варлаам с немногочисленной братией проделали огромную работу: частично был восстановлен и устроен для жилья братский корпус, отремонтирована кровля на других зданиях, восстановлена и освящена домашняя церковь, в которой сразу же начались богослужения. Но главное – был очищен от десятков тонн мусора огромный Крестовоздвиженский собор. Теперь в нем можно было начинать восстановительные работы.

Восстановительные работы в монастыре


       2 июля 1991 года в верхнем храме Крестовоздвиженского собора прошло первое богослужение в возрождающемся монастыре. В том же году началось строительство автодороги до Белой горы. В декабре 1995 года наместником обители был назначен игумен Даниил (Ишматов).
       В мае 1996 года, в ходе визита в Пермскую епархию, монастырь посетил и совершил в нем молебен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
       С февраля 1997 года на Белой горе стали организовываться Свято-Варлаамовские православно-миссионерские чтения, с 27 июля того же года начали ежегодно совершаться крестные ходы из Перми на Белую гору.
       2 июля 1998 года на Белой горе был совершен торжественный чин канонизации священномученика Феофана, епископа Соликамского, и преподобномученика Варлаама Белогорского с убиенной братией обители. День их памяти установили 12 августа.
       27 сентября 1998 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, в Белогорской обители был освящен и вновь воздвигнут Царский крест. В сентябре же был создан Некоммерческий фонд поддержки воссоздания Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря «Белая гора».
       В рождественские праздники 2000 года во временной звоннице у Крестовоздвиженского собора были установлены девять колоколов, отлитых в Свято-Никольском Шартомском монастыре Ивановской епархии.
       В марте 2003 года наместником Белогорской обители был назначен игумен Антоний (Щукин).
       31 мая 2003 года по инициативе члена Попечительского совета фонда «Белая гора» В. И. Добросоцкого в Москве учреждено Некоммерческое партнерство «Уральский Афон».
       В 2003–2004 годах благодаря усилиям епископа Пермского и Соликамского Иринарха, помощи областной администрации, предприятий и отдельных граждан в Белогорье закончено строительство автодороги с асфальтовым покрытием до самого храма, газопровода, водозаборных сооружений, станции сотовой связи. Воссозданы западное крыльцо и парадные двери Крестовоздвиженского соборного храма, подиум для Царского креста, восстановлена кровля и отреставрированы наружные стены, реконструированы братские корпуса.
       4 мая 2005 года состоялось великое освящение главного престола Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря. Освящение совершил епископ Пермский и Соликамский Иринарх в сослужении отцов благочинных, членов Епархиального совета, наместников монастырей и духовенства епархии, прибывших в этот светлый пасхальный день на Белую гору.

Крестовоздвиженский собор
Апрель 2005 года





Освящение престола Крестовоздвиженского собора

       К празднику Пасхи 2005 года было закончено устройство мраморных полов и выполнены штукатурные работы в главном алтаре Крестовоздвиженского собора. Но самое большое внимание паломников привлекает великолепный восстанавливаемый иконостас, который станет точной копией исторического иконостаса собора. В нем уже установлено несколько икон, две из этих икон, Спасителя и Пресвятой Богородицы, написаны благодаря пожертвованиям министра природных ресурсов РФ Ю. П. Трутнева и члена Совета Федерации В. И. Добросоцкого.
       Иконостас левого придела был изготовлен на пожертвования Ю. В. Перова, М. В. Типографова, В. А. Юхтарова и Г. Н. Петухова. Иконостас правого придела создан благодаря помощи В. А. Перелыгина. Изготовил эти иконостасы мастер-резчик Юрий Степанович Кривощеков, а иконы для него написала его жена Александра Владимировна.
       По окончании Божественной литургии Владыка Иринарх по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия вручил ордена Преподобного Сергия Радонежского III степени благотворителям обители: члену Совета Федерации, председателю Попечительского совета некоммерческого партнерства «Уральский Афон» В. И. Добросоцкому, советнику губернатора Пермской области, председателю Попечительского совета фонда «Белая гора» Н. А. Яшину, бывшему заместителю губернатора Пермской области, исполнительному директору ОАО «Пермэнерго» О. М. Жданову и генеральному директору НПО «Искра» М. И. Соколовскому.
       Благословенными архиерейскими грамотами были награждены генеральный директор ОАО «Уралкалий» М. П. Бакшинский, представитель президента ОАО «Лукойл» в Пермской области В. П. Сухарев и генеральный директор ОАО «Уралсвязьинформ» А. Я. Уфимкин.
       В заключение епископ Пермский и Соликамский Иринарх обратился к пастве со словом: «Сегодня мы освятили престол Крестовоздвиженского собора Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря. Белогорский монастырь восстанавливается не только как центр духовности, центр монашеской жизни, монастырского трудолюбия, но и как туристический и культурный центр. Мы знаем, что губернская администрация, администрации районов области, городские власти приложили много усилий к восстановлению этой святыни. Был создан фонд «Белая гора», который уже много лет трудится на благо возрождения монастыря.
       Около двух лет назад начало работу некоммерческое партнерство «Уральский Афон», главной задачей которого является восстановление монастырского комплекса и хозяйства. И в этот день по поручению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия я хотел бы передать патриаршее благословение всем, кто потрудился во славу Белогорской обители.
       Сегодня мы видим, что монастырь быстро развивается. Растет и приумножается монашеская братия. Восстанавливается монастырское хозяйство. Может быть, сегодня еще малочисленна братия монастыря, но Всевидящий Господь приведет сюда тружеников – послушников, иноков, монахов, которые будут возрождать этот монастырь как духовный центр.
       Тысячи людей Прикамья и всей России своими личными пожертвованиями оказывают посильную помощь в восстановлении Белогорской обители. Работы по возрождению монастыря продолжаются.

Материал подготовлен пресс-службой Пермской епархии
Фото иеромонаха Серафима (Хорошавина)

       Историческая часть статьи изложена по книге О. А. Федорущенко «Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительный монастырь» (издание Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря. 2004) с учетом исправлений, внесенных главным архитектором Пермской епархии А. А. Метелевым.