ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
12-2005

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Петра (Мустяцэ)
во епископа Ниспоренского, викария Кишиневской епархии

Преосвященный Петр, епископ Ниспоренский

В заседании Священного Синода 6 октября 2005 года архимандрит Петр (Мустяцэ)
избран епископом Ниспоренским, викарием Кишиневской епархии.

       12 ноября 2005 года, в субботу седмицы 20-й по Пятидесятнице, в Свято-Успенском Киприановском мужском монастыре в Молдавии было совершено наречение архимандрита Петра (Мустяцэ) во епископа Ниспоренского, викария Кишиневской епархии.
       Чин наречения совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент, Кишиневский и всея Молдавии Владимир, Одесский и Измаильский Агафангел, Черновицкий и Буковинский Онуфрий; архиепископы Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, Вышгородский Павел; епископы Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, Кагульский и Комратский Анатолий, Единецкий и Бричанский Доримедонт, Дмитровский Александр.
       При наречении во епископа архимандрит Петр произнес речь:
       «Ваше Святейшество, Святейший Владыка, милостивый Первосвятитель нашей Святой Русской Православной Церкви!
       Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри!
       Воля Божия через избрание Вашей Святыни и через определение Священного Синода ныне призывает меня, недостойного, к новому служению, которое приводит в трепет мою немощную душу.
       Я содрогаюсь при мысли о том, сколь велик, ответственен, многотруден и сложен подвиг епископа, призванного явить образ доброго пастыря и стать для своих пасомых не столько начальствующим и владыкой, сколько любящим и милосердным отцом, разделяющим с ними скорбь и радость, принимающим на себя их немощи и печали, приносящим их молитвы к подножию престола Господня.
       Осознавая всю глубину этого подвига, я, возводимый к высотам сонаместничества святым Апостолам, исповедую свой страх и трепет. Страх охватывает меня при мысли о том, что я милостию Божией возвожусь на гору служения Господня, на которую может взойти только тот, у кого руки неповинны и сердце чисто (Пс. 23, 4); трепет охватывает мою душу при осознании того, что соизволением Вашего Святейшества и избранием собора богомудрых архипастырей на меня возлагается крест, которого страшились великие светильники Православной Церкви. Как мне, обремененному немощью и недостоинством, понести его?
       Но Господь призывает меня на подвиг, и мне ли, принесшему своему Господу и Спасителю иноческие обеты, дерзать отказываться или скрываться от десницы Вседержителя, которая, верю, действует через вас.
       Десница Господня, всегда прославляющаяся в крепости, вела меня к этому моменту с дней моей юности, прошедшей в большой благочестивой семье. В детские годы мои дорогие родители привили мне любовь к Богу и Святой Церкви. Десница Господня хранила меня в молодости, когда в стенах Одесской Духовной семинарии и Киевской Духовной академии мне преподали все необходимые богословские знания и навыки, научили послушанию и твердости.
       Неисповедимыми путями десница Господня вела меня под благое и легкое иго иноческого жития, которое я воспринял после окончания Духовной школы, желая всего себя посвятить служению Богу и народу Божию. Десница Господня поддерживала меня во все дни моего пастырского служения в священном сане, которое протекало под омофором Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Кишиневского и всея Молдавии, от святительских рук которого я получил благодать диаконской и пресвитерской хиротонии и которому ныне приношу свой низкий сыновний поклон и глубокую благодарность, испрашивая и на будущее время его святых молитв и мудрых отеческих советов.
       Руководившая мною на всех путях жизни и служения десница Господня ведет к новому подвигу, к епископскому служению на землях православной Молдавии, осеняемых дивным Гербовецким чудотворным образом Пресвятой Богородицы, освященных подвигами блаженной памяти святого Стефана Великого, утверждаемых Небесным предстательством преподобного старца Паисия Величковского и преподобной Параскевы Сербской, укрепляющих ныне мою немощь своими святыми молитвами и небесным благословением.
       И потому преклоняю свою главу под ваши святительские руки со смирением, ожидая не чести или почета, но совершения воли Божией, всеблагой и всесовершенной. Пусть Он, Пастыреначальник и Глава Своей Церкви, призвавший меня к служению, руководит моими делами и мыслями, пусть Он, Единый Господь и Владыка, управляет через мое недостоинство Своей паствой, пусть Он через возложение ваших святительских рук ниспошлет Свою благодать, которая врачует немощи и восполняет человеческие недостатки, для укрепления моих человеческих сил в предстоящем служении. Без Божией помощи не может совершиться ни одно дело, а тем более великое и святое дело служения епископского, трудность которого возрастает в наше время, значение которого становится все больше и больше в нынешний поистине судьбоносный период исторического бытия Святой Матери Церкви, когда благодаря содействию властей православной Молдавии появляются новые широкие возможности для пастырской и социальной миссии Церкви.
       И сейчас, предстоя перед лицом Ангела нашей Церкви, Святейшего Патриарха, и перед вами, Преосвященные архипастыри, я молю вас вознести свои святительские молитвы к Пастыреначальнику нашему Христу Спасителю и испросить мне Его неоскудевающую благодать и Его всесильную помощь, которая укрепит, защитит и поможет непрестанно право править слово истины Христовой. Аминь».
       13 ноября 2005 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, в Христорождественском кафедральном соборе в Кишиневе за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Петра (Мустяцэ) во епископа Ниспоренского, викария Кишиневской епархии.
       Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент, Кишиневский и всея Молдавии Владимир, Одесский и Измаильский Агафангел, Черновицкий и Буковинский Онуфрий; архиепископы Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и Вышгородский Павел; епископы Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, Кагульский и Комратский Анатолий, Единецкий и Бричанский Доримедонт, Дмитровский Александр.
       По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, вручая епископу Петру архиерейский жезл, обратился к нему со Словом.
       Преосвященный епископ Петр!
       Промысл Божий через Священноначалие церковное призывает тебя избранием и утверждением Нашим и Священного Синода к великому и ответственному епископскому служению.
       Неведомы и неисследимы пути, которыми Господь ведет каждого из нас к исполнению Своего Божественного о нас промышления.
       С детства ты был воспитан в религиозной семье. С юношеских лет ты постепенно привыкал к церковной жизни, участвуя в богослужении чтецом, прислуживая в алтаре. По окончании Одесской Духовной семинарии ты принял иноческий постриг и приобщился к священному клиру.
       Желая взрастить и умножить свои богословские познания, ты завершил свое образование в Киевской Духовной академии.
       Высокие и ответственные послушания в Молдавской митрополии выполнял ты все предшествующее время по благословению твоего правящего архипастыря.
       Возложением рук епископов ныне воля Божия дивным образом совершилась над тобой, ибо «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Евр. 5, 4). Ты стал иерархом Церкви Христовой.
       Епископское служение налагает ответственность перед Богом и верующими, перед Церковью и родиной. Помни, что омофор епископа нелегок. Епископу, по слову пророка, надлежит угнанную и потерянную овцу возвратить, пораненную перевязать, больную укрепить, а разжиревшую и буйную истребить, пасти словесное стадо он должен по совести (см.: Иез. 34, 16). Епископ должен «остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был», ибо от рук его взыщется кровь беззаконника, умершего в беззаконии своем (Иез. 3, 18).
       Епископ в своем служении должен уподобиться Апостолу Павлу, который сказал: «для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных» (1 Кор. 9, 22).
       Епископу как служителю Божию подобает иметь сердце, обращенное ко всем той любовью, которая «долготерпит, милосердствует», которая «не завидует», которая «не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4–7).
       Без Божией помощи человеку невозможно понести такой крест. Но верь, что Небесный Пастыреначальник дает нам «Божественную благодать, всегда немощная врачующую и оскудевающая восполняющую», которая укрепляет немощные человеческие силы для несения многотрудного служения Его Святой Церкви. Вспоминай, как молился Господу святой Апостол Павел, сокрушаясь о своем недостоинстве, и Господь ответил ему: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9). А в Евангелии Господь говорит: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27). Бесконечно великое может поместиться в ничтожном, малом. Апостол Павел, все это испытав на себе, вдохновенно и радостно восклицает в конце жизни: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).
       Отныне ты должен продолжать апостольское служение в Церкви, которую Христос «приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28). Эту Церковь Божию, по слову Спасителя, «врата адова не одолеют» (Мф. 16, 18) – она пребудет до скончания мира, ибо Христос сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).
       При совершении хиротонии читалась молитва, в которой есть слова: «Помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Пресвятаго Духа...». Верую, что благодать Пресвятаго Духа по молитвам иерархов, духовенства и верующих, по молитвам непобедимой Христовой Церкви снизошла на тебя и будет сопутствовать тебе во всех трудностях апостольского служения.
       Храни верность Церкви и да сподобит тебя Господь непорочно проходить епископское служение и, возгревая в себе дар Божий, быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12), воздавая славу Богу за все Его неисчислимые благодеяния.
       Хотя и не слишком обширное дается тебе поле церковной деятельности, ибо призываешься ты быть помощником митрополита Кишиневского и всея Молдавии Владимира, но и ты, совокупно со всеми епископами Молдавии, соборно с архиереями Церкви нашей, послужи делу чести и достоинства Святого Православия перед лицом всего мира. Будь в послушании у своего правящего архипастыря, пользуйся его указаниями, советами и наставлениями.
       На тебе лежит долг следить, чтобы пастыри совершали свое служение со страхом и трепетом, с благоговением и ревностью, чтобы своим поведением не могли запятнать чистоты и святости залога благодати, дарованного им при рукоположении, чтобы они не могли оскорбить благочестивых чувств верующего молдавского народа, всегда ищущего в священнослужителях образ веры и благочестия.
       Да вселится в тебя сила Христова, да подаст тебе Милосердный Господь епископскую мудрость право править слово Божественной истины, да пошлет тебе Господь Свою благодатную помощь, дабы пребывать непорочно во всех заповедях Божиих и беспрепятственно войти в будущее Небесное славное Царство Божие и за собой ввести в него врученную тебе Господом паству.
       Вручая тебе жезл как знамение власти духовной, заповедую тебе: имей святую ревность служить Господу всем сердцем, всей душой, всем помышлением своим, а духовную паству свою любить как самого себя, и если будет нужно, то и душу свою положить за нее (Ин. 10, 11). Взойди на это возвышение и от полноты почившей на тебе новой благодати Святого Духа преподай народу Божию, который усердно молился о твоем освящении, первое архипастырское благословение.

* * *

       Архимандрит Петр (в миру Валерий Иванович Мустяцэ) родился 29 октября 1967 года в Молдавии, в селе Лупа-Реча Страшенского района, в православной рабочей семье. В 1985 году окончил среднюю школу в селе Кодрянка Страшенского района. С детства посещал Свято-Михаиловскую церковь в селе Кодрянка, в которой прислуживал пономарем и чтецом.
       С 1986 по 1988 год служил в рядах советской армии в городе Митино Московской области. С 1988 по 1992 год обучался в Одесской Духовной семинарии, которую окончил по первому разряду.
       В 1992 году принял монашеский постриг с именем Петр, в честь святого Апостола Петра. Чин пострижения был совершен в Свято-Михаиловском монастыре в селе Киштелница его наместником архимандритом Никандром (Мунтяну).
       12 июля 1992 года митрополитом Кишиневским и всея Молдавии Владимиром был рукоположен во иеродиакона в Кишиневском кафедральном соборе во имя великомученика Феодора Тирона. 28 августа 1992 года митрополитом Кишиневским и всея Молдавии Владимиром был рукоположен во иеромонаха в том же кафедральном соборе.
       10 сентября 1992 года митрополитом Кишиневским и всея Молдавии Владимиром был назначен духовником Хынковского женского монастыря во имя преподобной Параскевы в селе Бурсук Ниспоренского района.
       12 июля 1993 года в Хынковском монастыре митрополитом Кишиневским и всея Молдавии был возведен в сан игумена.
       В 1994 году поступил и в 1998 году окончил Киевскую Духовную академию по сектору заочного обучения.
       В 1995 году был также назначен директором приюта для детей-сирот при Хынковском монастыре преподобной Параскевы.
       В ноябре 1995 года митрополитом Кишиневским и всея Молдавии Владимиром был возведен в сан архимандрита.
       В 1996 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени. В 1997 году по благословению митрополита Кишиневского и всея Молдавии Владимира назначен членом Синода Православной Церкви Молдавии.
       В 1997–2000 годах занимал должность председателя митрополичьего отдела монастырей и монашеской жизни при Молдавской митрополии.
       В 1998–2000 годах исполнял также обязанности благочинного Унгенского уезда, имея под своим присмотром около ста церквей.
       В 1999 году окончил юридический факультет Молдавского государственного университета. В 2000 году награжден орденом Республики Молдова «Gloria Muncii», который был вручен ему президентом Петром Лучинским.
       В 2002 году Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром награжден юбилейной медалью «10 лет Харьковского Собора» I степени и орденом преподобного Нестора Летописца II степени.
       В 2004 году по благословению митрополита Кишиневского и всея Молдавии Владимира назначен председателем Епархиального суда.

Речь архимандрита Петра при наречении во епископа

Во время чина наречения


Исповедание Символа веры

Благословение Предстоятеля

Хиротония архимандрита Петра

Новопоставленный епископ Петр

Первое архипастырское благословение


Участники хиротонии
(крайний справа – епископ Петр)