|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 12-2005 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в Молдавию
Поездка паломнической делегации
Русской Православной Церкви на Святую Гору Афон
Интервью митрополита Воронежского
и Борисоглебского Сергия
В нынешнем году весь православный мир отметил памятную дату – 1700-летие преставления великомученика и целителя Пантелеимона. В торжествах на Афоне приняла участие и делегация Русской Православной Церкви, которую по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия возглавил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Предлагаем вниманию наших читателей интервью Владыки Сергия, опубликованное в газете «Православный Воронеж».
– Владыка, пожалуйста, поделитесь Вашими впечатлениями о поездке на Афон.
– Я второй раз побывал на Афоне, и мне было очень интересно посмотреть, что там изменилось, а изменения произошли, и, слава Богу, в позитивную сторону. Когда 27 лет назад, в 1978 году, мы посетили Афон с делегацией во главе с митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом, на всем Афоне было около 500 монахов и все находилось в каком-то запустении, духовном и материальном, хотя молитва теплилась, сохранялась афонская преемственность...
Теперь, в наше время, на Афоне более 2,5 тысяч монахов. Для Русского Свято-Пантелеимонова монастыря эта цифра, конечно, не предел, потому что в лучшие времена в русских обителях на Афоне было до 5 тысяч насельников. Сейчас здесь подвизается 70 человек братии. Они несут послушания в Новом Руссике (Свято-Пантелеимоновом монастыре), в Старом Руссике (старая часть монастыря, ныне – скит) и в Ксилургу – это скит, в котором в XI веке появились первые монахи из России...
На меня произвело большое впечатление то, что братия Свято-Пантелеимонова монастыря действительно занимаются духовной жизнью. В отличие от других они активно сочетают работу духовную и физическую, потому что здесь не хватает трудников, не хватает паломников, и поэтому братия – в основном это молодые люди – несут такого рода послушания.
Конечно, меня очень порадовало тесное сотрудничество с российским консульством в Салониках: консульство не только опекает наш монастырь, но и заботится о паломниках, которые официально, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия прибывают в монастырь.
Мне хочется отметить, что на Афоне везде ведется реставрация. Отрадно, что лежащие в руинах храмы постепенно оживают. Даже храм, где находится знаменитая икона Божией Матери «Достойно есть» в Карее, стоит в лесах.
Мы постоянно испытывали чувство духовного просветления, когда посещали монастыри – и наши, и греческие. Во время беседы с руководством этих монастырей мы ощущали надежду на обновление мира, на обновление Афона. Общаясь с братией монастырей, отрадно было слышать проповедь жизни и радости. К сожалению, нашим соотечественникам Афон чаще представляется источником эсхатологических настроений.
– Центром празднеств стал Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне, где находятся мощи святого великомученика и целителя. Пожалуйста, расскажите об этих торжествах.
– На празднике, посвященном 1700-летию со дня преставления святого великомученика Пантелеимона, собрались представители всех двадцати святогорских монастырей. Приехали губернатор Афона, чрезвычайный и полномочный посол России в Греции и чрезвычайный и полномочный посол Украины в Греции. Послы и наш консул в Салониках пробыли на Афоне несколько дней и молились за богослужениями наравне со всеми паломниками.
Для нас, вновь прибывших, это было испытание: богослужение продолжалось 17 часов. Мы начали служить в 7 часов вечера по афонскому времени, а закончилось богослужение на следующий день в полдень. Меня очень удивило, например, что после чтения мною предначинательного 103-го псалма на вечерне греческий хор стал петь этот псалом нараспев. Это пение продолжалось час двадцать минут. По-гречески «Богородице, Дево, радуйся» поется 40 минут – естественно, для нас это непривычно и очень тяжело... Нужно собраться с мыслями, с душевными силами, чтобы продолжать молитву.
На праздничном богослужении в Новом Руссике нас было четверо епископов. Мне сослужили епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, епископ Прокопьевский Амвросий и епископ Павел (Константинопольский Патриархат, он сейчас на покое). И за всенощной, и за Литургией молился епископ Петр из США (Русская Православная Церковь Заграницей). Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий молился в Старом Руссике.
Необычно совершалась лития. Ее возглавил епископ Прокопьевский Амвросий, викарий Кемеровской епархии. Афонский греческий устав сильно отличается от привычного нам чинопоследования более продолжительными песнопениями и перемещением от притвора в центр, к стасидии, а затем вновь в центр храма. После 6-й песни канона мы торжественно совершили акафистное пение великомученику Пантелеимону. Производит впечатление торжественный полиелей с раскачиванием паникадил в знак духовного торжества.
После всенощного бдения был часовой перерыв, затем началась четырехчасовая Литургия. Причащались все паломники, которых было более четырехсот человек. По окончании Божественной литургии был совершен крестный ход с мощами великомученика Пантелеимона и со святынями монастыря вокруг храма – с молебным пением, с чтением Евангелия.
За праздничной трапезой были зачитаны приветствия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, выступили губернатор Афона и послы России и Украины.
– Какой монастырь Вы посетили на Афоне первым?
– Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. А на следующий день началось наше паломничество по Афону. Нужно отметить, что на Святой Горе теперь сделали дороги и до всех монастырей можно добраться автомобилем.
За два дня паломничества мы посетили довольно много монастырей. В Карее получили благословение на паломничество по Афону. Мы видели наши скиты, которые были до недавнего времени закрыты, – Андреевский и Ильинский. Посетили Иверон, Ватопед, Пантократор, Симонопетр, побывали в Зографе и Хиландаре. Главная святыня сербского Хиландара – икона Божией Матери «Троеручица», в болгарском Зографе – икона великомученика и Победоносца Георгия.
Для нас, воронежцев, знаменательно, что очень часто в святогорских скитах и монастырях встречаются храмы и иконы святителя Митрофана Воронежского. Нужно сказать, что еще святитель Антоний (Смирницкий, † 1846), наш местночтимый святой (у него тоже были очень тесные связи со Святой Горой), в свое время послал на Афон икону святителя Митрофана, когда этот угодник Божий не был еще прославлен. Эта икона до сих пор пребывает в храме святителя Митрофана. Интересная особенность – у каждого храма святителя Митрофана есть чудотворный источник.
– Как на Афоне почитают святителя Митрофана?
– Каждый день святителя Митрофана поминают на отпусте и дважды в день – на трапезе, утренней и вечерней. Такая любовь и почитание святителя Митрофана связаны с тем, что он очень помог русским монахам укрепиться на Афоне. В середине XIX века, в тяжелые времена русско-турецких войн, был построен Новый Руссик, куда и был переведен монастырь из Старого Руссика, потому что там фактически не осталось монахов, и все думали, что монастырь будет закрыт. И удивительно: когда был создан новый монастырь, святитель Митрофан стал являться и русским монахам, и греческим и побуждать их быть бдительными – больше молиться. А в ответ на расспросы, кто он такой, отвечал: «Я Воронежский епископ Митрофан». Явления святителя Митрофана на Афоне продолжаются и в наше время: он ходит по монастырю и побуждает братию к молитве. И на всей Святой Горе он считается покровителем афонского монашества.
– А как молятся на Афоне? Общеизвестный факт – длительные богослужения. Что Вы можете добавить к этому?
– Никакого секрета здесь нет. Чистое сердце и чистая душа – это единственное условие, которое необходимо, чтобы молитва к Богу лилась непрерывно и чтобы Господь слышал эту молитву. И афонцы практикуют такую молитву. Каждую неделю они проходят исповедь – это очищает душу человека. Без благословения на Афоне ничего не совершается, и это тоже настраивает человека на определенный лад. На все, что необходимо монаху, он должен испросить благословения. Поэтому на Афоне все направлено ко спасению.
Я считаю, что сейчас на Святой Горе так резко увеличилось количество монахов потому, что люди устали от секуляризации жизни и ищут духовный оазис. Также в связи с объединением Европы наметились тенденции потери национальной культуры и национальных корней. Православие всегда это сохраняло. Библиотеки на Афоне помогают людям почувствовать и историю, и причастность к великим традициям – культурной, духовной, которые неразрывно связаны с Православием. Я думаю, что это все и влечет людей в афонские монастыри.
Нужно видеть, с каким смирением паломники совершают паломничество по Святой Горе! На Афон приезжают люди, которые хотят познать самое главное в жизни. И где бы они ни были, в любом монастыре – греческом или славянском, – эта их настроенность сказывается. Я нигде не видел таких просветленных лиц, как у этих паломников...
И молитва – это кульминация всего того подвига, который совершается на Афоне. Естественно, ежедневно отправляется суточный круг богослужений. Кроме того, нужно успеть совершить келейное правило...
– А послушания?
– Каждый брат имеет послушание. Эти послушания очень разные: все, чего требует монастырская жизнь, – начиная с вождения автомобиля и кончая иконописанием и пением на клиросе. Можно сказать, что монастырь как бы собирает человека, не дает внутренне распускаться, превращает его в единое целое.
На Афоне нет радио и телевидения, поэтому новости только изустные, и человек здесь не сталкивается с тем огромным объемом информации, который обрушивается на него в миру, часто подавляет его и не дает возможности подумать о вечном.
Вот это главное преимущество Афона: все направлено ко спасению человека. В монастыре на ночь отключается электричество, и человек имеет возможность сосредоточиться. В храме электричество только на клиросе. Пространство освещают лампады и свечи. Как сказал один Преосвященный Владыка из нашей делегации, «их (монахов) Господу нужно поместить в рай уже за то, что они здесь живут и молятся».
На Афоне мы были пять полных дней – для нас условия стрессовые: во-первых, жара, во-вторых, ночные богослужения, а днем – паломничество. Машина, на которой мы ездили, очень современная, со всеми удобствами, но кондиционера там не было. В такую жару путешествовать на машине – это тоже подвиг... Дороги не асфальтированные – то петляют, то поднимаются на горные перевалы, и когда доезжаешь до монастыря, ничего тебе не хочется: ни есть, ни пить. Взбираешься по лестнице, входишь в храм – видишь святыни, помолишься перед ними и никуда не хочется уходить, а хочется остаться тут и предаваться радости общения со святыней. Это реальное действие Святого Духа, благодати, которая присутствует в монастыре. А после этого садишься в машину и говоришь: «Ну, братия, поехали еще в монастырь». И паломничество продолжается...
Очень сильное впечатление произвело на меня возвращение с Афона: когда мы приехали в Уранополь, наш паром встречало множество женщин – жен паломников. И нужно было видеть выражение их лиц, когда они смотрели на своих мужей, – они смотрели на них как на святых, трогали их руками и плакали...
– Какие из афонских святынь Вы привезли в Воронеж?
– Мы привезли частицу мощей преподобного Силуана, нашего земляка. Правда, начальство Свято-Пантелеимонова монастыря удивилось, когда мы сказали, что это наш святой: «Как ваш? Это наш святой». Мы объяснили, что село Шовское Лебедянского района, где родился преподобный Силуан, территориально относилось к Воронежской области; до недавнего времени это вообще была Воронежская епархия. И для нас, воронежцев, иметь частицу мощей – большое счастье. Старцы ответили на нашу просьбу согласием. Мощи угодника Божия будут принесены в Покровский кафедральный собор 24 сентября, в день памяти преподобного Силуана Афонского.
– О чем, Владыка, Вы молились на Афоне?
– Печалюсь и молюсь только об одном – чтобы у нас в России люди вспомнили о Боге, вспомнили то великое счастье, которое дает Православие, чтобы все мы жили по Евангелию, угождали Богу, потому что те грехи, которые человек часто не чувствует, реально отягощают его жизнь, превращая ее в конце концов в ад. Главное, чтобы человек имел возможность оценивать происходящее через призму веры и твердо стоять в ней. Этого я прошу у Господа и для воронежцев, и для всех жителей нашей многострадальной России, потому что, если каждый человек выберет приоритетом своей жизни стремление к добру, я думаю, наша жизнь кардинально изменится к лучшему. Все в мире меняется, за исключением любви Божией к людям. |
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь |
|
Храм великомученика и целителя Пантелеимона |
|
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий за богослужением |