|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 12-2005 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Из жизни епархий
400 лет Томскому
Богородице-Алексиевскому монастырю
ЗАРОЖДЕНИЕ ОБИТЕЛИ
"Князец татарского племени Тоян в 1604 году отправился в Москву и в Благовещеньев день подал царю Борису Годунову челобитье о покорности. Царь принял прошение и послал казачьего голову Гаврилу Писемского с сыном боярским Тырновым строить в кочевьях Еуштинских татар городок. В двух лошадиных перегонах или в 60-ти верстах от впадения в Обь реки Томи, на правом высоком берегу и на самом значительном его возвышении царские посланные срубили городок и огородили то место вне стен, которое отвели под слободу. Постройкой торопились и сладили ее к концу того же года. На другой год появился и монастырь в 9 верстах от городка и на том же берегу, при устье реки Киргизки, и назван был народом Усть-Киргизским или еще Богородицким..."
Так начиналась многовековая история Томского мужского Богородице-Алексиевского монастыря, одного из старейших в Сибири.
В те времена Сибирь представляла собой край дикий и пустынный, заселенный непокорными туземцами, как называли раньше коренных обитателей завоеванных земель. Но особенно страшны для русских служилых людей и монахов были набеги кочевых киргизов и татар. На удалении от Томской крепости положение монастыря было еще более опасным, несмотря на то, что он был хорошо укреплен и окружен оборонительными рвами и насыпью.
Пространные списки убитых защитников, а иногда и женщин и детей заполняли древние монастырские синодики. Набеги эти совершались неоднократно; по свидетельству историков - до шести раз.
Усугубил положение обители и пожар 1656 года, уничтоживший новоустроенный храм. Очередное строительство остановилось из-за отсутствия средств. Наконец, монастырь решено было перевести в Томск.
Имен основателей Усть-Киргизского монастыря не сохранилось. Известно лишь, что в 1648 году насельниками монастыря были "черноризец Варлаам с братией" да то, что в 1653 году монастырем управлял игумен Ефрем (Березовский). Именно он и задумал перевести монастырь в Томский острог.
На момент своего создания в 1605 году монастырь, как и вся Сибирь, входил в состав Вологодской епархии. В 1620 году с назначением в Тобольск первого Сибирского архиепископа Киприана (Старорусенникова, 1620-1624 ) монастырь вошел в состав Тобольской и Сибирской епархии вплоть до открытия в 1834 году самостоятельной Томской епархии.СТАРЫЙ МОНАСТЫРЬ НА НОВОМ МЕСТЕ
Старец Ефрем, бывший в то время строителем монастыря, принял решение о перенесении монастыря в город с совета воеводы и граждан Томска "...по их согласному выбору места". И поставили монастырь на Юрточной горе, самой возвышенной во всей окрестности. В 1663 году строительство монастыря на новом месте завершил новый настоятель - схиигумен Исаия. Обитель располагалась рядом с церковью во имя Алексия, человека Божия, к тому времени более тридцати лет стоявшей на Юрточной горе. После объединения обители с Алексиевской церковью Усть-Киргизский Богородицкий монастырь стал именоваться Богородице-Алексиевским.
Новый монастырь представлял собой крепость и стал частью оборонительных сооружений Томска. За несколько лет обитель выдержала множество осад "со стороны калмыцкого прихода", самая значительная из которых была в 1668 году.
В 1662 году в монастыре был возведен первый (всего за историю обители их было четыре) деревянный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с северным приделом во имя святых мучеников Флора и Лавра и южным - во имя преподобного Алексия, человека Божия.
В начале 60-х годов XVII века строитель монастыря старец Исаия подал царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой просил пожаловать обитель деньгами и ежегодной ругой. Царь повелел выдавать служителям монастыря жалование годовой ругой, а также прислал из царской ризницы богослужебные книги, иконы, колокола, облачения и всю необходимую церковную утварь. Так начался новый, томский период жизни святой обители.РАЗВИТИЕ МОНАСТЫРСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Постепенно за счет вкладов и пожертвований в собственность монастыря перешли значительные земельные угодья. Владел монастырь и рыбными промыслами. К началу XVIII века Томский Алексиевский монастырь имел четыре рыбных тони. Все они с точным обозначением их местоположения были переписаны в Томских писцовых книгах за 1703 год. Занимаясь рыбным промыслом, монастырь не только обеспечивал рыбой всю братию, но и продавал ее в большом количестве. Доходы от продажи рыбы, особенно в сезон осеннего лова, едва ли не равнялись доходам от продажи хлеба со всех монастырских наделов. Поэтому воеводским начальством Богородице-Алексиевский монастырь ценился как настоящий рыбопромышленник.
Увеличение монастырских угодий требовало множества рабочих рук. Собирание крестьян на приобретенные угодья было для монастыря таким же важным делом, как и собирание самих имений. Известно, что после завоевания Сибири на ее свободные земли шли люди из добровольных переселенцев - "бездомовные", рассчитывая найти здесь лучшую долю. К ним и обращался монастырь с призывом селиться на своих землях.
Постепенно набирая крестьян, монастырь рассылал их для заселения своих земельных наделов. Активным заселением пустых земель монастырь оказал Томску важную услугу: в Верхотомском стане он положил начало освоению земель, через которые к Томску нередко пробирались враждебные киргизы и калмыки. Уже в 1760-х годах на монастырских наделах жило более 400 "мужских ревизских душ".
В 1681 году произошло событие, определившее дальнейшую судьбу монастыря. В числе трех старейших монастырей Сибири он был принят под личное покровительство царя Феодора Алексеевича.
В 1668 году, после смерти Исаии-строителя, настоятелем монастыря был избран старец Варлаам. К концу 80-х годов XVII века значение томской обители рачением ее настоятеля возросло настолько, что игумен Варлаам был возведен в сан архимандрита. Он управлял монастырем в течение тридцати лет.МИССИОНЕРСКАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РОЛЬ
МОНАСТЫРЯ В ТОМСКОМ КРАЕ
Особенно важной для духовного освоения всего Сибирского края была миссионерская деятельность монастыря. Основанный в среде языческих народов Сибири, монастырь с момента своего основания становится крупным миссионерским центром. Так, уже в начале XVII века на острове Крестовом (Крещеном) при слиянии рек Томи и Оби монахами-миссионерами совершались первые крещения инородцев юга Сибири. А к середине XVII столетия на монастырских угодьях в Нагорном Иштане был устроен один из первых миссионерских станов.
Достойным преемником старца Исаии стал человек для сибирских краев необычный - архимандрит Иона-грек. Он управлял монастырем около четырех лет, но и за этот короткий период успел стать настоящим миссионером и просветителем Томского края. Во время своих миссионерских поездок архимандрит Иона, без устали путешествуя по Томскому краю, крестил инородцев Томи, Средней Оби и весьма отдаленного от Томска Нижнего Чулыма.
И все же главной его заслугой стало создание в монастыре русской школы, послужившей началом всей будущей образовательной системы Томска. Архимандрит Иона основал ее в первый же год своего настоятельства - в 1698 году. Скорее всего, обучение здесь проходило по "домашнему" образцу. Официально духовно-учебным центром окрестных земель монастырь стал лишь в 1746 году, когда по указу Тобольской консистории здесь была открыта первая на территории будущей Томской губернии школа под названием "Русское Духовное училище". Именно она послужила основанием для всех будущих духовных и светских образовательных учреждений "Сибирских Афин", как стали именовать потом город Томск.
Первый набор школы состоял из двадцати учеников, младшему из которых было семь лет, старшему - семьдесят три года. Уровень образования в школе повысился, когда в 1761 году Тобольский митрополит Павел (Конюскевич, † 1870) преобразовал училище в славяно-русскую школу, при которой в том же году было открыто и Заказное латинское училище. В 1820 году при монастыре открылось Томское Духовное училище, которое просуществовало почти сто лет и было закрыто лишь в 1919 году.
Богородице-Алексиевский монастырь был не только центром образования, но и устроителем первой в крае больницы. Она появилась при монастыре еще в XVII веке. В исторических материалах XVIII века монастырская больница описывается уже как "довольно обширная" и имеющая хорошее устройство.
После реформы 1764 года Богородице-Алексиевский монастырь утратил значительные земельные владения, был причислен к разряду третьеклассных монастырей с казенным жалованием, в нем было упразднено архимандричье правление. Монастырская жизнь приходила в упадок, а в монастыре остались одни престарелые монахи.
И все же, несмотря на трудное для обители положение, в 1776 году по благословению святителя Варлаама (Петрова), архиепископа Тобольского и всея Сибири, в обители впервые за всю ее историю был заложен каменный храм. Тяжело давалась эта стройка монастырю. В 1779 году были освящены боковые приделы храма, как встарь посвященные святым мученикам Флору и Лавру (северный) и преподобному Алексию, человеку Божию (южный). И лишь через десять лет, в 1789 году, был освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери.
Новый каменный храм имел необычное внутреннее устройство - он был опоясан подземными галереями, в которых находились погребальные склепы. Под храмом располагались большие подвальные помещения и подземные ходы, ведущие к монастырским катакомбам.ДУХОВНОЕ УСТРОЕНИЕ ОБИТЕЛИ
Трудно переоценить огромное значение монастыря как очага духовной жизни и молитвы на Томской земле. Конец XVII - начало XVIII века были ознаменованы интенсивным освоением русскими людьми огромных сибирских просторов. Вместе с первопроходцами, а иногда и опережая их, шли на восток монахи. Они несли с собой свет евангельской истины и христианской любви, молитвой и подвигами освящая новые земли.
В сибирских краях монастыри имели особое значение для формирования духовно-нравственных основ жизни общества. Часто на окраины быстро расширяющего свои границы государства приходили люди прагматического склада, далекие от духовных исканий и устремлений. Среди первопроходцев было немало людей, конфликтовавших с законом, проводивших порочную жизнь. Войны, жажда наживы, золотая лихорадка, спешная торговля, рассчитанная на хищничество и быстрое обогащение, - все это наполняло жизнь исключительно материальными и чувственными интересами, заботами, стремлениями. Исцелить, преобразить, освятить таких людей становилось важной задачей святых обителей.
В этом отношении лучшим временем для Томского Богородице-Алексиевского монастыря было первое столетие его существования. Общее стремление братии к претворению на собственном опыте идеалов монашеской жизни выразилось тогда в многочисленных пострижениях в схиму. По синодику, монахов-схимников, умерших во второй половине XVII века и самом начале XVIII века, насчитывалось более ста, а общее число монахов, окончивших свои дни в стенах обители к началу петровской эпохи, превышает две сотни. Это был период расцвета духовной жизни монастыря.
В начале XVIII века одной из главных проблем сибирских обителей стало духовное и нравственное состояние монастырской братии. Нередко в Сибирь ссылались неугодные или провинившиеся - "штрафованные" монахи, еще более частыми были случаи "отсылки в монастырское жительство" вдовых приходских священнослужителей. Всех их насильно определяли на жительство в какую-нибудь обитель, и от них трудно было ожидать исправной высокодуховной жизни. Не стал исключением и Томский Богородице-Алексиевский монастырь, в который некоторые из братии тоже попадали поневоле или за провинности. В Синодальный период число монахов уменьшилось до нескольких человек, а схимников до самой революции не было ни одного.ЕПАРХИАЛЬНАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ
Вплоть до назначения на Томскую кафедру первого епископа настоятель Богородице-Алексиевского монастыря по поручению Тобольского митрополита осуществлял руководство всей церковной жизнью на огромной территории от Оби до Енисея, являясь заказчиком (благочинным) Томского округа Сибирской епархии.
В течение XVII-XIX столетий к Алексиевской обители были приписаны несколько монастырей - Иоаннорождественский Усть-Пачинский, Троицкий Туруханский, Христорождественский Кузнецкий. С 1807 года Богородице-Алексиевский монастырь, как обитель губернского города, стал опять управляться архимандритом.
В 1834 году была создана Томская епархия, в Томске открыта архиерейская кафедра. Уже на следующий год Богородице-Алексиевский монастырь стал резиденцией томских архиереев, на территории монастыря был построен архиерейский дом.
Во время правления первого Томского епископа Агапита (Вознесенского; 1834-1841) вокруг монастыря впервые была возведена каменная ограда с угловыми башнями, что придало обители величественный вид. В юго-восточной башне находилась часовня, в которой совершались поминальные службы. Другая старинная часовня располагалась на монастырском кладбище.
Достопримечательностью монастыря стал необычный сад в южной части обители. Со своим озером, горой, монашескими келлиями и кладбищем он как бы представлял символический образ Святой Земли.
Подлинным украшением монастыря стала колокольня каменного собора, построенная в 1860 году. В 1863 году на нее был поднят "Торжественный" - 303-пудовый колокол, звуки которого были слышны далеко за пределами Юрточной горы. Сначала во втором ярусе колокольни хотели разместить престол во имя святого праведного Лазаря Четверодневного, но впоследствии здесь были устроены архив и хранилище древностей. Главными святынями монастыря были ковчег с частицами Гроба Господня и мощей двадцати шести святых, а также запрестольная местночтимая Казанская икона Божией Матери.СТАРЕЦ ФЕОДОР ТОМСКИЙ
Значительный след в истории томской обители оставил святой праведный Феодор, происхождение которого до сих пор остается неразгаданной до конца тайной.
Феодор Кузьмич, как сам себя называл праведный старец, появился в Сибири осенью 1836 года. Не имея при себе каких-либо документов и не желая открыть свое настоящее имя и звание, он был сослан по приговору суда "за бродяжничество" в деревню Зерцалы Боготольской волости Ачинского уезда, находившейся на восточной окраине тогдашней Томской губернии. В этих местах старец прожил около двадцати лет, а под конец жизни по просьбе глубоко его чтившего благочестивого купца С. Ф. Хромова перебрался в Томск, где и пребывал до самой кончины.
Подвиг, который нес старец, известен с древности под названием "странничество". Несмотря на преклонные годы, старец Феодор вел суровую, полную лишений жизнь. Жильем ему служил небольшой дом, состоящий из тесной келлии с маленьким окошком и небольших сеней. Спал старец на голой доске, подушку заменял деревянный тесаный чурбан. Его одежда, как и келлия, была чрезвычайно простой. Пища Феодора Кузьмича состояла обыкновенно из черного хлеба или сухарей, вымоченных в воде. Вставал старец очень рано и все свободное время посвящал молитве. Никто, однако, не видел, как он молился, потому что дверь его келлии была постоянно заперта. Только после смерти обнаружилось, что колени старца были покрыты толстыми мозолями, свидетельствовавшими о частых и продолжительных коленопреклонениях во время усердных молитв.
Любовь к Богу, которую стяжал в своем сердце праведный Феодор, являясь плодом высокой духовной жизни, стала источником еще одного подвига, по Промыслу Божию подъятого праведником, - старчества.
К Феодору Кузьмичу приходили самые разные люди: богатые и бедные, образованные и неграмотные, власть имущие и простые,- однако старец никогда не оценивал человека по его чину или званию, а только по личным качествам и поступкам. Всякого рода советы давал безвозмездно, денег никогда ни у кого не брал и даже не имел их у себя. За святую жизнь Господь наделил праведного Феодора благодатными дарами духовного утешения и прозорливости, которыми старец ревностно служил людям, укрепляя их в терпении скорбей и направляя на путь исправления греховной жизни.
Для пользы ближних святой Феодор еще при жизни получил от Бога дар подавать исцеления от телесных болезней.
В Томске старец жил неподалеку от монастыря, любил бывать на монастырских службах и охотно беседовал с настоятелем обители архимандритом Вениамином, который глубоко почитал старца.
Современник Феодора Кузьмича преподобный Парфений Киево-Печерский отзывался о старце как о "великом угоднике Божием", который "будет столпом от земли до неба".
Феодор Кузьмич тщательно скрывал свое настоящее происхождение, однако в народе очень рано появилось глубокое убеждение, что праведный старец не кто иной, как император Александр I. Поражало внешнее сходство старца с императором, его блестящая образованность, прекрасное знание придворной жизни столицы и событий войны 1812 года. Феодор Кузьмич строго запрещал говорить на эту тему, но в то же время никогда не опровергал такого мнения. По свидетельству Хромова, уступая его настойчивым просьбам, перед смертью наедине старец открыл ему эту тайну, завещав в то же время не воздавать себе царских почестей при погребении.
20 января (ст. ст.) 1864 года старец Феодор окончил долгий путь земного странствования, мирно предав свою праведную душу Богу. В момент кончины старца соседи Хромова видели, как из дома, где находился почивший старец, три раза вырывалось громадное пламя. Зарево над домом Хромова было видно и с пожарной каланчи. Долго разъезжали пожарные, разыскивая, где пожар, но ничего не нашли. Весть о кончине святого быстро разошлась по всему Томску и его окрестностям. Все, от аристократов до нищих, которых щедро оделял при жизни Феодор Кузьмич, спешили поклониться телу чудного старца. Согласно высказанному им при жизни желанию, старец был погребен в ограде Богородице-Алексиевского монастыря, к северо-востоку от главного алтаря храма.
Почитание святого Феодора не прекращалось после его блаженной кончины. Могила старца сделалась местом паломничества, и в начале XX столетия усердием многочисленных томичей над ней была возведена часовня. Ежегодно в день преставления праведника в монастырском храме совершалось особенно торжественное заупокойное богослужение при большом стечении людей. При монастыре создался кружок почитателей старца, который собирал все известные о нем материалы и издавал их. На Епархиальном совете поднимался вопрос о необходимости тщательного попечения о сохранении и приобретении в церковную собственность тех вещей, которые сохранились от старца и были безгласными свидетелями его святой жизни.
В годы советской власти часовня была разрушена, а мощи святого оказались под спудом. В 1984 году святой праведный Феодор Томский был прославлен в лике Сибирских святых, а в 1995 году состоялось обретение его честных мощей, которые ныне почивают в монастырском храме. Память святого совершается в обители 2 февраля, в день его преставления, 5 июля - в день обретения мощей, а также 23 июня - в Соборе Сибирских святых.ЗАКРЫТИЕ МОНАСТЫРЯ
В XX веке Томский Богородице-Алексиевский монастырь разделил судьбу многих обителей России. Летом 1923 года монастырь был закрыт. В то время общее число его насельников достигало пятидесяти человек, не считая живших в нем на покое вдовых священников. Вскоре после закрытия, в июле 1923 года, у часовни святого Феодора Томского и на восточной стене монастыря произошло около десяти явлений старца, свидетелями которых были многие жители Томска. Узнав о чуде, они спешили к стенам обители, чтобы увидеть святого своими глазами. Паломничество томичей было настолько многолюдным, что по приказу властей монастырь был оцеплен войсками.
В середине 1920-х годов началось уничтожение монастыря. В 1925- 1926 годах монахи, уже обреченные на смерть, проживали в братском корпусе. Им было запрещено выходить из келлий под страхом смерти. Судьба всех насельников монастыря неизвестна, однако наибольшая часть братии во главе с викарным епископом Гавриилом была схвачена и расстреляна на горе Каштак.
Со временем территория монастыря была передана в ведение педагогического училища и застроена новыми домами, несмотря на то, что в 1923 году монастырь был взят на учет музейным отделом Главнауки как памятник старины, имеющий государственное значение. Было предано забвению старинное монастырское кладбище, где были похоронены многие известные люди Томского края. Колокольню монастырского храма и часовню над могилой старца Феодора разобрали на кирпич для сооружения светских зданий.
Во время Великой Отечественной войны в монастыре размещался госпиталь, мастерские по пошиву военного обмундирования и школа санитарных инструкторов.
В начале 1960-х годов обитель лишилась своего последнего украшения - были разобраны угловые башни и святые врата.
В 1980-х годах была предпринята попытка восстановить монастырский комплекс в качестве музея, в результате чего была произведена частичная реставрация храма обители.
В 1991 году территорию обители посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. И уже на следующий год по его благословению 12 июля, в день памяти святых Апостолов Петра и Павла, епископ Новосибирский и Бердский Тихон совершил торжественное открытие Томского Богородице-Алексиевского монастыря.ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБИТЕЛИ
Монастырь, переданный Церкви в 1992 году, долго не мог "встать на ноги" - не было постоянного наместника, постоянной братии, некому было совершать богослужения.
И все же именно в эти годы были обретены мощи святого праведного Феодора, а над местом погребения старца была восстановлена разрушенная в 1930-е годы часовня.
Одной из главных причин длительного становления монашеской жизни были сложные бытовые условия, с которыми сталкивались в древнем, но разоренном монастыре его насельники. У монастыря, расположенного в центре города, не было даже ограды, а братии на первых порах попросту негде было жить, так как единственный на сегодня келейный корпус был возвращен обители только в 1996-м году.
Постоянная монастырская братия начала формироваться только летом 1999 года, с поставлением нового игумена обители - отца Силуана (Вьюрова). До того времени жизнь монастырского храма мало чем отличалась от жизни обычного прихода. На сегодня в Богородице-Алексиевском монастыре подвизается одиннадцать насельников.
Игумен Силуан, ныне управляющий монастырем, был назначен на эту должность в феврале 1999 года и стал самым молодым за всю историю обители настоятелем - на тот момент ему не исполнилось и 27 лет. Однако за его плечами уже был серьезный опыт пастырского и миссионерского служения в трудных условиях Магаданской области и Чукотки.
Несмотря на внешнюю разруху, царившую в монастыре, главным предметом внимания нового наместника стало не материальное восстановление, а устроение духовной жизни обители в соответствии с церковным уставом и вековой традицией монашеской жизни. Это стало причиной избрания братией возрождающейся сибирской обители в качестве духовного ориентира живой подвижнической традиции Афона.
В регулярных посещениях Святой Горы насельники томского монастыря ищут не духовной экзотики, а соприкосновения с глубоким опытом духовной жизни.
Участие в полном суточном круге богослужения и келейная молитва являются обязательным правилом для всех без исключения насельников Богородице-Алексиевского монастыря. Молитвой в обители не жертвовуют даже ради важных дел. Уже традиционным стало совершение несколько раз в году уставных всенощных бдений - ночных служб продолжительностью 7-8 часов. Как показывает опыт, проведение подобных богослужений способствует возгреванию ревности к духовной жизни не только у насельников обители, но и у прихожан, которые охотно участвуют в соборной молитве, несмотря на намеренное совершение этих "необязательных" для мирян служб в будничные, рабочие дни.
Забота о духовном устроении обители придает смысл и трудам по внешнему ее благоустройству, целью которых является создание оптимальных условий для нормальной монастырской жизни. Ставя духовную жизнь выше всех остальных дел, братия вместе с тем неустанно заботится о восстановлении полуразрушенного монастыря, которому на сегодняшний день, несмотря на не прекращающееся в течение шести последних лет строительство, все еще не хватает храмовых, жилых и хозяйственных помещений.
В то же время многое уже сделано. Зазвучала монастырская звонница, составленная из восьми колоколов весом от 8 до 660 килограммов. В обоих боковых приделах храма выросли двухъярусные иконостасы, написанные в монастырской иконописной мастерской. Полностью отремонтирован келейный корпус. Построена большая часть четырехметровой кирпичной монастырской ограды с угловыми башенками.
Несмотря на то, что молитва, богослужение и внимательная внутренняя жизнь ставятся в обители во главу угла, Томский Богородице-Алексиевский монастырь помогает миру не только молитвой, но и трудами на ниве социального служения и духовного просвещения.
Хотя большинство Таинств и треб согласно церковным правилам в обители не совершается, в течение года здесь принимают Таинство Крещения около полутысячи человек. Перед совершением этого Таинства в Томском монастыре проводят огласительные беседы с людьми, собирающимися принять Крещение, причем как со взрослыми, так и с теми родителями, которые желают приобщить к этому спасительному Таинству своих малолетних детей. На этих беседах дается представление об основах веры и церковной жизни, о христианских принципах брака и воспитания детей.
Существует в монастыре и общедоступная библиотека духовной литературы, книжный фонд которой регулярно пополняется и насчитывает уже около шести тысяч томов.
Среди прихожан монастырского храма заслуженной любовью пользуются пастырские беседы игумена обители, которые проводятся в храме по окончании вечернего воскресного богослужения. Обычно первая часть встречи посвящена чтению и толкованию Священного Писания, а во второй половине беседы отец Силуан отвечает на самые разные вопросы, которые задают прихожане.
Звучит монашеская проповедь и за стенами монастыря. Так, на протяжении многих лет Богородице-Алексиевский монастырь окормляет одну из мужских колоний Томска. Здесь устроен домовый храм, который с любовью украшен прихожанами из числа осужденных. Каждый день совершается соборная молитва мирским чином. А раз в две недели колонию посещает один из иеромонахов монастыря, чтобы провести исповедь и совершить Божественную литургию. Батюшка не только служит в тюремном храме, но и проводит беседы, а также читает лекции в находящейся при этой колонии школе.
Насельники монастыря уделяют большое внимание просветительной работе в учебных аудиториях томских вузов и школ. Во многом это связано со спецификой Томска, ведь это город студентов и преподавателей. Понятно, что здесь особенно востребовано пастырское слово.
В Богородице-Алексиевском монастыре считают, что главная проблема современности заключается не столько в испорченности нравов молодежи, хотя именно такой ответ напрашивается в первую очередь, а в отсутствии духовных ориентиров, на которые она могла бы равняться. Именно это делает нынешнее молодое поколение беспомощным перед лицом многочисленных искушений. В большинстве аудиторий молодые люди ничего толком не слышали о Православии, их знания о духовной жизни ничтожны и поверхностны. Поэтому братия монастыря старается не упускать возможности рассказать вступающим во взрослую жизнь людям и их учителям о красоте Православия и о непреложных духовных законах человеческой жизни, которые с момента сотворения мира не изменились ни на йоту.
Уже традиционными стали лекции, доклады и целые курсы в строительно-архитектурном, политехническом и педагогическом университетах, педагогическом колледже и колледже культуры, различных школах города и Томского района. На этих лекциях затрагиваются вопросы христианской педагогики и церковного искусства, а также самые разнообразные темы, волнующие современную молодежь: о православном понимании жизни и смерти, о духовном здоровье, о подлинной свободе и совершенной любви.
Юбилейные торжества, посвященные 400-летию обители, состоялись 3-4 ноября 2005 года. В них приняли участие руководители города и области, а также гости из сибирских епархий. Праздничное богослужение в монастыре возглавил архиепископ Томский и Асиновский Ростислав. Ему сослужили епископы Абаканский и Кызылский Ионафан и епископ Прокопьевский Амвросий. В областном краеведческом музее была организована выставка, посвященная истории обители.
Вступая в новый, пятый век своего существования, томский монастырь, бережно сохраняя аскетические и духовно-исторические традиции, продолжает выполнять свою историческую миссию - напоминать людям о Боге и вечности, помогать современному человеку в деле созидания духовной жизни и спасения души.Ю. Успеньева
Фото А. Смирнова,
Е. Нечаева
|
Храм Рождества Пресвятой Богородицы Фото конца XIX века |
|
Усадьба купца С. Ф. Хромова, где находилась келлия старца Феодора |
|
Настоятель монастыря архимандрит Иона (Изосимов), строитель часовни на могиле старца Феодора Кузьмича |
|
Келлия старца Феодора на заимке купца С. Ф. Хромова |
|
Могила старца Феодора в ограде монастыря |
|
Фото 1920-х годов |
|
Разборка монастырской стены Фото 1960-х годов |
|
Разборка монастырской стены Фото 1960-х годов |
|
Реставрация монастырского храма Фото 1980-х годов |
|
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери |
|
Крест на могиле настоятелей обители архимандритов Лазаря (Генерозова) и Ионы (Изосимова) |
|
Часовня на месте погребения старца Феодора |
|
Келейный корпус |
|
Братия монастыря. В центре - игумен Силуан (Вьюров) |
|
Рака с мощами святого Феодора Томского |
|
Посещение обители Святейшим Патриархом Алексием в 2002 году |
|
Игумен обители Силуан (Вьюров) на Афоне |
|
Принесение в обитель Почаевской иконы Божией Матери 14-16 октября 2005 года |
|
За повечерием |
|
Придел во имя преподобного Алексия, человека Божия |
|
Крестный ход в день празднования обретения мощей святого Феодора Томского 5 июля 2005 года |
|
Придел во имя святых мучеников Флора и Лавра |
|
Братия монастыря с прихожанами Сретенской церкви в исправительно-трудовой колонии |
|
Главный иконостас Казанского храма |
|
Приезд архиепископа Томского и Асиновского Ростислава на юбилейные торжества в обитель 3 ноября 2005 года |
|
Принесение в обитель мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары |
|
В дни юбилейных торжеств в обители |