|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 01-2006 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Из жизни епархий. Новости Ставропольской епархии
Второе Крещение Осетии
24 и 25 сентября 2005 года войдут в историю христианства на Северном Кавказе и навсегда останутся в памяти тех, кто был свидетелем и участником совершения Таинства Крещения, которое приняли в эти два дня сотни людей в монашеских обителях Северной Осетии.
Накануне епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан побывал в Цхинвали, центре Южной Осетии. Сложное положение непризнанной республики затрагивает и церковную жизнь в ней, тем более что в советский период здесь были закрыты все храмы. Но и в этих непростых условиях люди свято хранят память о своей христианской истории, о Крещении Алании – Осетии в середине первого тысячелетия.
Об этом говорил президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, вручая епископу Феофану высшую награду республики – орден Почета. Об этом говорили Владыке Феофану и простые жители Цхинвали, с любовью встречавшие епископа Ставропольского и Владикавказского.
В Северной Осетии последние пятнадцать лет стали временем настоящего духовного возрождения, временем второго Крещения. Число желающих стать православными растет с каждым днем.
Обращаясь к готовившимся к совершению Таинства Крещения, Владыка Феофан призвал всех отнестись к этому с большой ответственностью, решимостью изменить свою жизнь и жить со Христом. Он подчеркнул также, что осетины имеют древние христианские корни, ведь их предки аланы были просвещены светом Христова учения еще до Крещения Руси. В совершении Таинства приняли участие духовенство Владикавказского благочиния, наместник мужского Свято-Успенского монастыря игумен Антоний (Данилов) с братией и настоятельница женского Богоявленского монастыря монахиня Нонна (Багаева) с сестрами.
В первый день Таинство Крещения совершалось в мужском Аланском Свято-Успенском монастыре. Куртатинское ущелье, где находится обитель, связано с принесением в Осетию из Грузии (XIII век) Иверской (Моздокской) иконы Божией Матери, подаренной святой царицей Тамарой, которая заботилась о распространении и утверждении христианства среди осетин.
Рядом с недавно восстановленным древним храмом святых жен-мироносиц протекает горная река Фиагдон, ставшая купелью более чем для трехсот человек, приехавших в монашескую обитель. Желающие принять Крещение приезжали издалека, за несколько десятков, а то и сотен километров целыми автобусами. Люди разных возрастов и социального положения последовали зову своего сердца и пламенной проповеди Владыки Феофана.
Среди них были и пожилые люди, и грудные младенцы, но больше всего юношей и девушек. Многие крестились целыми семьями. Крещаемых было так много, что, казалось, вся Осетия за два дня стала единой православной семьей. Никого не смущал тот факт, что для совершения Таинства необходимо окунаться с головой в холодную воду горной реки.
На второй день Крещение совершалось в женском Богоявленском монастыре. В ущелье Харисджын прибыли более тысячи человек. Купелью служило монастырское озеро. Солнце спряталось за тучи, подул ветерок, вода в озере холодная, нырять в нее не очень-то хотелось. И чтобы развеять страхи, Владыка Феофан вошел прямо в облачении в воду и окунал крещаемых. Его примеру последовали и священники.
Часто для того, чтобы уверовать в Бога, люди ожидают каких-то чудес и знамений, а эти чудеса происходят вокруг нас ежедневно. И подтверждение тому обращение, а точнее возвращение осетинского народа к своим православным корням.
После десятилетий безверия идет нелегкий процесс поиска и обретения народами России своих истинных духовных и нравственных начал. Этот процесс протекает в тяжелое время, а в тяжелые времена люди всегда тянутся к Церкви. Когда же, как в Северной Осетии, приходит большая беда, когда отступает все суетное и сиюминутное, люди не просто тянутся, а прямо обращаются к Богу, находя утешение и спасение в истинной вере Христовой.
Игумен Роман (Лукин),
проректор Ставропольской Духовной семинарии