ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
05-2006

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Церковь и армия

Работа Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию
с Вооруженными Cилами и правоохранительными учреждениями

       Во все времена Русская Православная Церковь рассматривала защиту отечества как священный долг каждого христианина и благословляла своих чад на ратный подвиг.
       Стойкость в скорбях, способность принять чужое горе как свое, готовность к самопожертвованию во имя ближнего и родной страны всегда были отличительными чертами русских воинов. Поэтому никакие невзгоды и трудности не могли сломить боевого духа русской армии, армии защитников отчизны, христолюбивого воинства. Даже во время Первой мировой войны, в 1917 году, как свидетельствовал протопресвитер императорской армии и флота Георгий Щавельский, дух армии оставался «бодрым, сильным, могучим». Однако внутренний революционный разлад и воцарившийся в стране хаос способствовали разложению армии.


       Размышляя в своих «Воспоминаниях» о причинах героизма и мужества, которое наши воины проявляли на фронте, протопресвитер Георгий Щавельский пришел к выводу, что только «простертая над русским народом рука Церкви, постоянное напоминание ему о любви и самопожертвовании вложили в его душу то сокровище, которое он выявлял в великих битвах, но которое он еще выявит и после революции, какие бы потрясения последняя ни произвела в его душе...» Эти слова полностью подтвердились героизмом советских солдат в Великую Отечественную войну.
       В России до определенного времени не существовало особого института военного духовенства, хотя священнослужители сопровождали войска в походах и упоминание о них встречается в документах со времен царя Алексея Михайловича. Лишь при Петре I впервые для каждой части войск были назначены особые полковые священники и флотские иеромонахи. С 1706 года с приходов стал взиматься специальный денежный сбор на нужды этих священнослужителей.
       Военный устав 1716 года и устав морской службы 1720 года уже описывают обязанности духовенства в случае военных действий. При императоре Павле I в 1797 году были учреждены должность обер-священника армии и флота и особое управление при нем. Уже в этот период полковые священники прославились своими подвигами. Так, А. В. Суворов в своем рапорте о взятии Измаила упоминал о мужестве священника Полоцкого полка отца Трофима Куцинского, который ободрял солдат в сражении, находясь в первых рядах штурмующих.
       В 1801 году, при императоре Александре I, была создана особая войсковая семинария, которая готовила военных священников, но она просуществовала недолго.
       В 1890 году было издано новое положение об управлении военным духовенством. Во главе отдельного ведомства ставился протопресвитер военного и морского духовенства, который в чисто церковных вопросах подчинялся Священному Синоду, а в остальном руководствовался приказами военного и морского министра.
       В Своде военных постановлений и в Положении 1890 года были четко сформулированы права, обязанности и структура этой отдельной группы духовенства. Так, например, священнослужители должны были помогать при перевязке раненых, организовывать погребение погибших воинов. В подчинении протопресвитера находились все церкви полков, крепостей, военных госпиталей и учебных заведений, кроме отдаленных районов Сибири, где они подчинялись епархиальным архиереям. Ведомство возглавляли поочередно три протопресвитера: отец Александр Желобовский (1890–1910), отец Евгений Аквилонов (1910– 1911) и отец Георгий Щавельский (1911–1917).
       Во время обороны Севастополя (1854–1855), Русско-японской войны (1904– 1905) и Первой мировой войны священники сопровождали свои части с походными церквами, духовно окормляли воинов, поддерживали их нравственно и психологически. На поле боя они облегчали страдания раненых, готовили к кончине умирающих и погребали убитых. Мужество полковых священников вселяло бодрость и укрепляло дух воинов. Во время Первой мировой войны в подчинении протопресвитера было свыше пяти тысяч священников. Об их деятельности во время военных действий благожелательно отзывались оба Верховных главнокомандующих царской армии. По некоторым сведениям, полковые священники еще в 1918 году существовали в отдельных частях Красной Армии.
       Велик вклад Русской Православной Церкви в победу советского народа в Великой Отечественной войне. В первый же день войны Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) благословил православный народ на жертвенный подвиг защиты родины. На протяжении всех военных лет духовенство и миряне вносили немалый вклад в дело борьбы с захватчиками. Гонители Церкви потерпели тогда моральное поражение, а сама Церковь, буквально восстав из пепла, вновь понесла по Руси слово Божие.
       В советский период, хоть и с марксистско-ленинским уклоном, существовала система патриотического воспитания, которая делала нашу армию одной из самых боеспособных в мире. Затем и эти традиции были нарушены. В наши дни остро стоит вопрос о духовно-нравственном возрождении российской армии.



       * * *
       2 марта 1994 года был подписан первый официальный документ, закрепляющий взаимоотношения Церкви и армии, – совместное заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия и министра обороны России П. С. Грачева. В соответствии с этим документом был создан Координационный комитет по взаимодействию между Российскими Вооруженными Силами и Русской Православной Церковью.


       16 июля 1995 года был создан Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Его главными целями и задачами является осуществление взаимодействия Московского Патриархата с Вооруженными Силами, правоохранительными учреждениями и ведомствами Российской федерации, имеющими в своем составе воинские формирования, координация и практическое осуществление пастырской и духовно-просветительской деятельности среди военнослужащих, сотрудников правоохранительных учреждений, членов их семей, а также лиц, находящихся в местах лишения свободы. Отдел также активно участвует в социальной поддержке ветеранов войны, семей погибших военнослужащих, организует посещения священниками верующих в военных гарнизонах, в местах лишения свободы.
       Председателем отдела в настоящее время является протоиерей Димитрий Смирнов, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, декан факультета православной культуры Академии Ракетных войск имени Петра Великого, сопредседатель Церковно-общественного совета Московской Патриархии по биоэтике, настоятель нескольких московских храмов.
       В отделе созданы секторы, каждый из которых взаимодействует с отдельным видом или родом войск, тем или иным силовым ведомством. Заключены двусторонние соглашения с Сухопутными войсками, Военно-морским флотом, Военно-воздушными силами, Воздушно-десантными войсками, Министерством внутренних дел и внутренними войсками МВД, Главным управлением казачьих войск при Президенте Российской Федерации, с различными ветеранскими организациями и фондами. В соответствии с этими соглашениями в частях и подразделениях постоянно ведется духовно-воспитательная работа.

       Руководство силовых министерств на практике убедилось в том, что пастырская деятельность православного духовенства среди личного состава благотворно влияет на дисциплину и морально-психологический климат в коллективах, помогает предотвратить или минимизировать конфликты.
       Во многих воинских подразделениях и исправительных учреждениях открыты молельные комнаты, где проводятся беседы, совершаются богослужения и Таинства Исповеди, Крещения, Брака; действуют походные храмы-палатки, а во многих местах построены стационарные храмы. Святейший Патриарх Алексий лично благословил закладку и совершил освящение многих из них. Так, Его Святейшество освятил храм-памятник Архангела Михаила в Военной академии Генерального штаба, храм-часовню во имя великомученика и Победоносца Георгия в Главном штабе Московского округа внутренних войск, храм преподобного Илии Муромца в поселке Власиха при Главном штабе Ракетных войск стратегического назначения, храм святого благоверного князя Александра Невского в Академии управления МВД России, храм во имя Пророка Божия Илии в 45-м полку ВДВ, домовую часовню во имя Пророка Божия Илии в Штабе дальней авиации, храм великомученика и целителя Пантелеимона в Центральном клиническом госпитале ФСБ.


       В местах скорби, таких, как тюрьмы и колонии, храм необходим, и Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) это всячески приветствует. Сейчас количество храмов и молельных комнат в местах лишения свободы приближается к пятистам. В идеале в каждой колонии должен иметься храм или молельная комната, должен быть священник, который окормляет этих несчастных, оступившихся людей.
       В настоящее время в Русской Православной Церкви не существует института полковых или тюремных священников, но военное духовенство в России существует фактически: пастырскую работу в войсках и тюрьмах осуществляют приходские священники тех епархий, на территории которых расположены воинские части и исправительные учреждения. Бесценную помощь оказывают священнослужители в «горячих точках», окормляя военных в составе миротворческих контингентов в Боснии, Косове (в настоящее время контингент выведен. – Прим. ред.), Абхазии, а также в подразделениях, выполняющих воинский долг на Северном Кавказе – в Чечне и Дагестане.
       По сведениям отдела, на сегодняшний день в России более пятисот воинских храмов, часовен и молельных комнат, а священников, окормляющих военнослужащих, – около 2000 человек. В нескольких десятках военных вузов открыты православные кафедры или отделения либо как минимум читаются специальные курсы по основам православной культуры.
       В июне 2003 года на базе Рязанского института Воздушно-десантных войск состоялись первые трехдневные сборы священников, окормляющих армию. В них приняли участие 124 священника из 37 епархий. Эти сборы убедительно показали, что пастырское служение в среде военнослужащих жизненно необходимо.
       Спустя полтора года, 26– 27 января 2005 года, в подмосковном военном городке Власиха, на территории которого расположен Главный штаб Ракетных войск стратегического назначения, состоялись II Всероссийские учебно-методические сборы духовенства, окормляющего военнослужащих Вооруженных Сил России. Сборы проводились в рамках XIII Международных Рождественских образовательных чтений, на них присутствовали 195 священников из 56 епархий. Общее же количество участников составило 391 человек.
       Летом 2005 года очередные сборы священников, окормляющих армию, состоялись в Улан-Удэ и были проведены под руководством правящего архиерея Читинской и Забайкальской епархии Преосвященного епископа Евстафия и командующего войсками Сибирского военного округа.
       Входит в практику участие священников в различных сборах руководящего состава соединений и объединений Вооруженных Сил, разработка совместных программ и планов на учебные годы.
       Для приобретения необходимого опыта по взаимодействию Церкви и армии делегации отдела посещали страны, в которых существуют капелланские службы, – Великобританию, Германию, Грецию, Италию, Польшу, США, Францию, Словению и другие.
       Отделом созданы свои средства массовой информации, задачами которых является проповедь православного вероучения среди защитников отечества, освещение взаимодействия Церкви и армии, основных проблем социальной жизни общества. Издается газета «Победа, победившая мир» для Вооруженных Сил, вкладыш в газету «Красная звезда» под тем же названием, газета «Мир всем» для заключенных и сотрудников правоохранительных органов. Возобновлено издание журнала «Вестник военного и морского духовенства», последний номер которого вышел в 1917 году. Еженедельно в эфире радио «Радонеж» выходит программа Синодального отдела «Сим победиши». На интернет-сайте «www.pobeda.ru» размещаются хроника отдела, последние новости церковной и военной жизни, справочные, исторические и архивные материалы, художественные и публицистические произведения, видео- и аудиоматериалы соответствующей тематики.
       «Главных целей у нас две, – рассказывает председатель отдела протоиерей Димитрий Смирнов. – Одна из них – это христианская миссия в армии. Большинство наших военнослужащих по своему происхождению, воспитанию и культуре принадлежат к Православию. У них возникает желание воцерковиться. И Церковь должна оказать им всемерную поддержку. Наши приходские священники окормляют военнослужащих, если в местах дислокации воинских частей находятся храмы. Чтобы координировать их усилия, созданы отделы в епархиях Русской Православной Церкви и наш Синодальный отдел.


Протоиерей Димитрий Смирнов,
руководитель Отдела

       Вторая цель относится уже к самой армейской службе. Конечно, военные технологии в современных войнах значат много. Но все-таки важнейшая составляющая победы – это дух армии. Именно здесь армия ожидает от Церкви реальной помощи, особенно в «горячих точках». Церковь и армия, как социальные институты, взаимно устремлены друг к другу».
       Председатель отдела видит важную задачу в том, чтобы готовить почву для возрождения института военного духовенства для российской армии, флота, других силовых структур, уголовной исполнительной системы, МВД и везде, где в этом есть потребность. На сегодняшний день на все запросы силовых структур отдел давал адекватный ответ и оказывал реальную помощь, так что ни одна просьба не осталась без ответа. Среди последних примеров – устройство и освящение часовни в госпитале ФСБ, организация по просьбе православных жителей Грозного богослужений на Рождество Христово и Крещение в нынешнем году. В закрытых военных городках построено немало гарнизонных храмов, при которых создаются подворья монастырей, воскресные школы и музеи православной культуры. В Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого курсантам предоставляется возможность совмещать обучение по избранным специальностям с углублением знаний о духовной сфере бытия личности, семьи и общества на факультете православной культуры, учрежденном отделом и академией в 1996 году.

       «Я – за то, чтобы наша армия стала школой воспитания мужества, дисциплины, интеллекта для всех молодых людей, – подчеркивает протоиерей Димитрий Смирнов. – И чтобы служение в армии не предварялось слезами матерей и их попытками спасти от него свое дитя. Воинское служение должно нести матери надежду на то, что ее сын станет мужчиной, что он вернется домой обогащенным силой, умом, характером, получившим специальность».
      
       * * *
       В 2005 году министр обороны С. Б. Иванов на встрече со Святейшим Патриархом Алексием обещал, что «отношения Церкви и армии будут развиваться и крепнуть». По данным министра, в 2005 году около двух тысяч священнослужителей работали на постоянной основе в тех или иных местах постоянной дислокации войск, больше всего их в Сухопутных войсках, Ракетных войсках стратегического назначения и Воздушно-десантных войсках».
       Выступая на торжественном открытии XIV Международных Рождественских образовательных чтений 30 января 2006 года, генеральный прокурор России В. В. Устинов заявил: «Архиважно пастырское попечение о тех, кто находится на государственной службе. При отсутствии у них нравственного идеала никакие меры принуждения, устрашения или наказания не смогут остановить злой воли». Развивая свою инициативу, генеральный прокурор предложил восстановить в армии должность полкового священника, что, по его мнению, поможет бороться с преступностью и неуставными отношениями. В. В. Устинов отметил, что такая практика имеется во многих странах мира.
       Тем самым генеральный прокурор продолжил уже начавшееся обсуждение этой темы. Ранее за учреждение в Вооруженных Силах института полковых священников высказался главный военный прокурор России генерал-полковник юстиции Александр Савенков. «Опыт показывает, что сотрудничество с Русской Православной Церковью и ее представителями заметно снижает уровень преступности в Вооруженных Силах», – подчеркнул А. Савенков. Идею, высказанную государственными деятелями, поддержал и Святейший Патриарх Алексий, который отметил, что «сближение Церкви и армии приносит добрые плоды, способствует пробуждению в душах военнослужащих идеалов русского воинства».

       «Руководство Министерства обороны России признательно Святейшему Патриарху Алексию за его согласие организовать подготовку группы военных священников для пастырского служения в войсках. Однако вопрос о введении института военного духовенства в армии и на флоте требует тщательной проработки с учетом свободы вероисповедания военнослужащих и равноправия религиозных организаций в нашем государстве», – сказал начальник Главного управления воспитательной работы ВС РФ генерал-полковник Н. И. Резник. Генерал подчеркнул, что в настоящее время Главная военная прокуратура также приступила к практическому выполнению задач, связанных с введением института военного духовенства. «Речь идет о подготовке в Главной военной прокуратуре законопроекта, касающегося введения института военных священников в Вооруженных Силах России», – уточнил генерал Резник.
       Если говорить о законодательных инициативах, касающихся непосредственно введения военного духовенства в российской армии, то этому должна предшествовать серьезная аналитическая работа с участием всех заинтересованных сторон. По-видимому, уместно создать межведомственный орган с участием государственных и военных структур, религиозных организаций, поручить ему подготовить пакет документов об объективном состоянии военно-конфессиональных отношений, о реальной востребованности военных священников в войсках, о возможных механизмах введения института военного духовенства в Вооруженных Силах. К работе в этом органе нужно привлечь специалистов, имеющих знания и практический опыт организации взаимодействия Вооруженных Сил и религиозных объединений. Как представляется, главным принципом всех нововведений в этой области должно стать соответствие нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность военных священников, интересам военной, духовной, национальной безопасности Российской Федерации.
       В российском обществе развернулась дискуссия по поводу возможного введения института военного духовенства. 15 марта 2006 года было сделано Заявление Отдела внешних церковных связей по этому поводу, в котором говорится: «Создание современной армии невозможно без включения духовной составляющей в воспитание защитника родины. Более того, полноценная жизнь человека в армии немыслима без реализации религиозной свободы, гарантированной Конституцией России. К сожалению, до сих пор не разработан реальный правовой механизм обеспечения этой свободы для верующих людей, несущих военную службу. Необходимость специальных законодательных решений вытекает из того факта, что в воинских частях существует особый режим, ограничивающий военнослужащих в получении духовного попечения.
       Опыт зарубежных стран показывает, что успешному решению многих проблем в армии способствует институт военного духовенства, поддерживаемый государством. Доступ священнослужителей к военнослужащим может быть эффективно обеспечен только в случае включения священников в организационную структуру Вооруженных Сил. Такая практика давно существует в подавляющем большинстве стран мира, в частности в Великобритании, Германии, Канаде, Франции, США и других. По этому пути уже пошли страны Балтии и Армения. Решение о создании института военного духовенства принято на Украине и в Грузии. Опыт зарубежных стран также свидетельствует о том, что наличие военного духовенства повышает моральный дух армии и способствует созиданию межрелигиозного мира среди военнослужащих. Однако это возможно при условии, что армия не рассматривается как поле для миссионерской деятельности, на котором различные религии борются за привлечение новых последователей. Следовательно, в армейской среде должны работать только те религиозные объединения, члены которых несут военную службу, причем среди своих последователей.
       Наконец, отечественный опыт взаимодействия армии и религиозных организаций на протяжении последних десятилетий показал, что духовное попечение о военнослужащих не ведет к конфликтам на религиозной почве. Положительно оценивая идею законодательного оформления института военного духовенства, Русская Православная Церковь считает, что это послужит закреплению и развитию наиболее плодотворных форм сотрудничества религиозных организаций и армии».
       На последнем заседании Священного Синода 11 апреля 2006 года было принято Заявление о восстановлении института военного духовенства в российской армии (см. с. 19).

Подготовлено по материалам сайта www.pobeda.ru