ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
05-2006

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

Юридические консультации

О применении главы 31 Налогового кодекса
Российской Федерации («Земельный налог»)

       На вопросы по земельному и налоговому законодательству отвечают главный бухгалтер Московской Патриархии Н. А. Дерюжкина и юрисконсульт кандидат юридических наук К. А. Чернега.
      
       1. Применяется ли льгота по земельному налогу в случае, если на принадлежащем религиозной организации земельном участке расположены объекты благотворительного назначения, а объектов религиозного назначения не имеется?
       Согласно пункту 4 статьи 395 Налогового кодекса РФ религиозные организации освобождаются от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения.
       Вместе с тем встречаются случаи, когда на принадлежащем религиозной организации земельном участке расположены либо только объекты религиозного назначения, либо исключительно объекты благотворительного назначения.
       Согласно пункту 2 письма Минфина России от 24 мая 2005 года № 03–06–02–02/41 предусмотренное пунктом 4 статьи 395 Налогового кодекса РФ положение не следует толковать ограничительно: «Освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения».
      
       2. Применяется ли льгота по земельному налогу в случае, если на земельном участке помимо объектов религиозного или благотворительного назначения расположены объекты иного назначения?
       Нередко на принадлежащем религиозной организации земельном участке помимо объектов религиозного или благотворительного назначения расположены иные постройки, не имеющие такого назначения. Налоговые инспекции в таких случаях неоднократно предъявляли религиозным организациям требования об уплате земельного налога. При этом размер облагаемой налогом площади земельного участка определялся ими самым произвольным образом.
       Минфин России признает такую практику ошибочной и дает в письме от 24 мая 2005 года № 03–06–02–02/41 разъяснения, касающиеся льгот по земельному налогу, предоставленных религиозным организациям как законом Российской Федерации от 11 октября 1991 года № 1738–1 «О плате за землю» (утратил силу 1 января 2006 года), так и действующим Налоговым кодексом РФ:
       1) «из положения пункта 4 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года № 1738–1 “О плате за землю” следует, что от налогообложения земельным налогом освобождается весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором находится используемое этой религиозной организацией здание, охраняемое государством как памятник истории, культуры и архитектуры, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения» (пункт 1 письма);
       2) в отношении льготы по земельному налогу, установленной пунктом 4 статьи 395 Налогового кодекса РФ, «освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения» (пункт 2 письма).
      
       3. Должна ли религиозная организация уплачивать земельный налог в случае, если на земельном участке расположен объект религиозного или благотворительного назначения, не принадлежащий данной религиозной организации?
       На практике встречаются ситуации, когда на земельном участке, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании (либо в собственности) религиозной организации, расположен храм или иной объект религиозного (благотворительного) назначения, принадлежащий другой религиозной организации либо иному юридическому лицу.
       Согласно пункту 4 статьи 395 Налогового кодекса РФ религиозные организации освобождаются от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.
       Из данной формулировки следует, что применение льготы по земельному налогу не зависит от наличия у религиозной организации права на здания (строения, сооружения) религиозного (благотворительного) назначения, расположенные на земельном участке, находящемся в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) религиозной организации. Иными словами, предусмотренная пунктом 4 статьи 395 Налогового кодекса РФ льгота по земельному налогу подлежит применению даже в том случае, если расположенные на земельном участке объекты религиозного (благотворительного) назначения не принадлежат религиозной организации, в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) которой находится соответствующий земельный участок.
      
       4. Должны ли религиозные организации уплачивать земельный налог в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения?
       В случае если земельный участок сельскохозяйственного назначения принадлежит религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования либо на праве собственности, льгота по земельному налогу, предусмотренная пунктом 4 статьи 395 Налогового кодекса РФ, не применяется (то есть религиозная организация должна платить земельный налог).
       В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса РФ налоговая ставка по местному налогу (каким и является земельный налог) устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения – Москвы и Петербурга) в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ.
       Согласно пункту 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, должна применяться пониженная налоговая ставка (не выше 0,3 % от налоговой базы, то есть от кадастровой стоимости земельного участка, признанного объектом налогообложения).
       Таким образом, пониженная ставка земельного налога (не выше 0,3 %) применяется при одновременном соблюдении двух условий:
       1) земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях;
       2) земельный участок используется для сельскохозяйственного производства.
       Состав земель сельскохозяйственного назначения определен главой XIV Земельного кодекса РФ. Согласно статье 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
       В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Однако пониженная ставка земельного налога применяется только в том случае, если земельный участок сельскохозяйственного назначения используется для ведения сельскохозяйственного производства. Право прихода осуществлять сельскохозяйственную деятельность предусмотрено пунктом 49 Типового устава местной религиозной организации, принятого Священным Синодом Русской Православной Церкви 9 апреля 1998 года.
       Как уже было отмечено, необходимым условием применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях, является использование данных земельных участков для сельскохозяйственного производства. Термин «сельскохозяйственное производство» для целей земельного налога Налоговым кодексом РФ не определен. Поэтому при толковании термина «сельскохозяйственное производство» следует использовать Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029–2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1)*.
       Согласно ОК 029–2001 сельское хозяйство отнесено к классу 01, включающему следующие подклассы: растениеводство, животноводство, растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство). Таким образом, к сельскохозяйственному производству не могут быть отнесены рыболовство, охота, оказание услуг в сфере сельского хозяйства (например, ветеринарных).
       Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться как непосредственно для ведения сельского хозяйства и сельскохозяйственного производства (например, посевные площади, пастбища, сенокосы), так и для размещения объектов, носящих вспомогательный характер (гаражи для сельскохозяйственной техники, перерабатывающие предприятия, зернотоки и зернохранилища, сеновалы). Земельные участки, на которых расположены объекты вспомогательного назначения по отношению к непосредственно сельскохозяйственному производству, также подлежат обложению по пониженным ставкам, поскольку используются в рамках единого технологического процесса.
      
       5. Возможно ли предоставление религиозным организациям дополнительных льгот по земельному налогу?
       Как было отмечено выше, земельный налог является местным налогом. В связи с этим согласно пункту 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения – Москвы и Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
       Дополнительные налоговые льготы для ряда организаций предусмотрены, например, статьей 3.1 закона города Москвы от 24 ноября 2004 № 74 «О земельном налоге», согласно которой учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из федерального бюджета, бюджета города Москвы, а также за счет средств профсоюзов, освобождаются от налогообложения в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта.
      
       6. Какие документы необходимо представить в налоговые органы для постановки на учет по земельному налогу? Каковы сроки представления документов для постановки на учет по земельному налогу? Возможны ли штрафные санкции за нарушение сроков представления документов?
       В соответствии с пунктом 4 статьи 85 и пунктом 11 статьи 396 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации по форме, утвержденной приказом Минфина России от 7 сентября 2005 года № 112н.
       Согласно статье 80 и пункту 1 статьи 398 Налогового кодекса РФ организации-налогоплательщики по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу.
       Налоговые декларации подлежат представлению по итогам налогового периода в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по земельному налогу признается первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
       Налоговые декларации представляются по месту нахождения земельного участка.
       Пунктами 2 и 3 статьи 398 Налогового кодекса РФ устанавливаются обязанности налогоплательщиков по представлению в налоговый орган по месту нахождения земельного участка также налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу.
       В силу пункта 3 статьи 398 Налогового кодекса РФ расчеты сумм по авансовым платежам по земельному налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Отчетными периодами для налогоплательщиков признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
       Расчеты сумм по авансовым платежам по земельному налогу представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка ежеквартально. Требования о представлении расчета по авансовым платежам относятся ко всем религиозным организациям, признаваемым плательщиками земельного налога, независимо от наличия у них льгот (освобождения) от налога. Организации, обладающие земельными участками на праве безвозмездного срочного пользования и аренды, налогоплательщиками не являются (п. 2 ст. 388 НК РФ), а следовательно, ни налоговые декларации, ни расчеты по авансовым платежам по земельному налогу не представляют.
       В соответствии с пунктом 7 статьи 80, абзацем 2 пункта 1 статьи 398 Налогового кодекса РФ формы декларации по земельному налогу и расчетов по авансовым платежам утверждаются Минфином России. Форма расчета по авансовым платежам по земельному налогу и рекомендации по ее заполнению утверждены приказом Минфина России от 19 мая 2005 года № 66н.
       Согласно статье 119 Налогового кодекса РФ непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации, когда обязанность ее представления предусмотрена законодательством о налогах и сборах, влечет налоговую ответственность. Важно отметить, что ответственность, предусмотренная статьей 119 Налогового кодекса РФ, наступает именно за непредставление или несвоевременное представление налоговых деклараций. Несвоевременное представление расчетов по авансовым платежам не может повлечь указанную ответственность, поскольку расчеты по авансовым платежам не обладают признаками налоговой декларации, установленными статьей 80 Налогового кодекса РФ. Соответствующее разъяснение на этот счет содержится в пункте 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 17 марта 2003 года № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
      
       7. Какие документы должны представить религиозные организации в налоговые органы для подтверждения права на льготы по земельному налогу?
       Согласно пункту 10 статьи 396 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.
       Документом, подтверждающим право на льготы по земельному налогу, является копия свидетельства о регистрации права религиозной организации на земельный участок, государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования или иной правоустанавливающий документ на землю.
      
       * ОКВЭД построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (КДЕС Ред. 1).
      
       Окончание. Начало в № 4 Журнала за 2006 год.
      
       Приложение

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 мая 2005 года № 03–06–02–02/41

       В связи с поступающими запросами религиозных организаций по вопросам применения налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество организаций и во исполнение пункта 2 раздела I Протокола заседания Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации от 18 февраля 2005 года № 1 (51) Минфин России разъясняет.
       1. В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года № 1738–1 «О плате за землю», утрачивающего силу с 1 января 2006 года, от уплаты земельного налога полностью освобождаются религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры.
       Из данного положения следует, что от налогообложения земельным налогом освобождается весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором находится используемое этой религиозной организацией здание, охраняемое государством как памятник истории, культуры и архитектуры, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.
       2. С 1 января 2005 года вступила в силу глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога и вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
       Статьей 395 указанной главы Кодекса определены категории налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога.
       В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125–ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон) государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот.
       Данное положение реализовано в пункте 4 статьи 395 Кодекса, согласно которому религиозные организации подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.
       Таким образом, освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.
       Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (пункт 1 статьи 16 Закона; пункт 1 Положения «О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 года № 490).
       На основании пункта 1 статьи 18 Закона религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.
       Согласно статье 1 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135–ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
       Благотворительная деятельность осуществляется в целях: социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействия защите материнства, детства и отцовства; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).
       Таким образом, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности.
       Принимая во внимание положение пункта 4 статьи 395 Кодекса, льготное налогообложение применяется в отношении земельных участков, принадлежащих религиозным организациям, на которых расположены здания, строения и сооружения благотворительного назначения.
       3. Порядок налогообложения имущества организаций, включая и религиозные организации, определяется главой 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса.
       Согласно пункту 2 статьи 381 Кодекса религиозные организации освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.
       К имуществу, освобождаемому от налогообложения, относятся культовые здания и сооружения, иные объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности, предметы религиозного назначения и другое имущество, используемое для религиозной деятельности.
       При этом следует учитывать, что данная льгота, в отличие от некоторых других льгот, предусмотренных по данному налогу, не является временной, поскольку срок ее применения федеральным законом не ограничен.
       Кроме того, в рамках положений статьи 381 Кодекса предусмотрена льгота для организаций – в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Данная льгота позволяет, в частности, освободить религиозные организации от уплаты данного налога за объекты профессионального религиозного образования, а также иные объекты, относимые к указанной сфере.
       Указанная льгота в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 139–ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» утрачивает силу с 1 января 2006 года.
       При этом нормы главы 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса не исключают возможности предоставления налогоплательщикам льгот по уплате налога на имущество организаций, в том числе применяемых в настоящее время, равно как и иных льгот по уплате данного налога. Так, статьей 372 Кодекса предусмотрено, что при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
       Прошу довести данные разъяснения до территориальных налоговых органов.