ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
06-2006

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Русский храм в Риме

       Нынешняя православная Пасха в Риме была особенной. Никольский храм на улице Палестро был полон людьми. Многие из них специально приехали сюда из других городов Италии, чтобы встретить Светлое Христово Воскресение в родной православной церкви. Конечно же здесь были все постоянные прихожане храма – и потомки старых русских эмигрантов, и те, кто покинул родину в недавние, переломные для нашего отечества годы – русские, украинцы, грузины и молдаване, все нарядные и радостные.
       И вот, в самом сердце католического «вечного града» совершается наша православная пасхальная служба! Звучит дивное пение хоров, торжественный крестный ход движется по римским улицам, вдохновенно служат батюшки, густой баритон отца архидиакона наполняет весь объем небольшого храма. Вокруг множество взволнованных и в то же время сосредоточенных людей, в глазах которых сияет светлая пасхальная радость, та самая радость о Господе, которая одухотворяет и освящает каждого человека, обретшего в Церкви родной дом.
       По словам прихожан, в этом году Пасху ждали, как никогда, и почему-то очень тяжелым и долгим показался всем Великий пост. Но испытания и искушения Святой Четыредесятницы предваряли долгожданную радость, в полной мере испытанную всеми в светлый праздник. Для многих православных римлян нынешняя Пасха стала духовным рубежом, знаменующим начало нового этапа в жизни.

Храм святой великомученицы Екатерины в Риме
Апрель 2006 года

       19 мая 2006 года состоялось малое освящение нового православного храма в Риме – во имя святой великомученицы Екатерины. Для православных христиан, не только русских, но и всех православных в Италии, создание этого храма имеет огромное значение. Можно сказать, что это торжество исторической справедливости, потому что попытки построить русский храм в Риме предпринимались очень давно – с конца XIX века.
       К 1916 году были собраны необходимые средства, разработан проект, но его осуществлению помешала революция. В наше время необходимость строительства храма в «вечном городе» стала очевидной. Русская православная община Италии во второй половине 1990-х годов чрезвычайно увеличилась, так что маленький храм Святителя Николая в Риме уже не мог вмещать всех желающих, среди которых не только русские, но и украинцы, молдаване, сербы, грузины – вся многочисленная православная диаспора Рима.

Пасхальный крестный ход по улицам Рима

За пасхальным богослужением в Никольском храме

       Новый православный храм построен на территории виллы* Абамелек, где ныне располагается резиденция российского посольства. До революции вилла принадлежала князю Абамелек-Лазареву, который был председателем комитета по строительству первого русского православного храма в Риме. Вилла находится в непосредственной близости от Ватикана, от собора святого Апостола Петра, и именно здесь в 2001 году был отведен участок для строительства русской церкви во имя великомученицы Екатерины. 14 января 2001 года архиепископ Корсунский Иннокентий освятил закладной камень нового храма.
       Возведение Екатерининского храма началось в апреле 2005 года. К настоящему времени первый этап работ в основном завершен, хотя леса еще не сняты. Готов бетонный каркас, возведены кирпичные стены первого и второго этажей, оформлено основное пространство храма.
       Существует мнение, что храм великомученицы Екатерины находится на одном уровне с собором святого Петра, однако это не так. Фактически высота храма невелика – всего двадцать девять метров, но благодаря тому, что он стоит на Яникульском холме, возникает впечатление, что его купол расположен вровень с Ватиканом. На самом деле он значительно ниже.
       31 марта нынешнего года на храме были установлены купола, которые освятил епископ Егорьевский Марк, настоятель Никольского храма в Риме. Купола Екатерининского храма стали одной из архитектурных доминант в этом районе «вечного города». Они видны отовсюду, в первую очередь, конечно, со смотровой площадки собора святого Петра.

Епископ Егорьевский Марк (справа)
на строительстве храма

       Храм великомученицы Екатерины должен стать естественным культурным центром для многочисленной православной общины Рима. На первом этаже здания предполагается устройство библиотеки и конференц-зала. Основой будущей общедоступной библиотеки станут около трех тысяч томов, пожертвованных покойным профессором Антонио Селемом. В конференц-зале предполагается проводить различные конференции, встречи соотечественников, другие мероприятия.
       Поскольку новый храм находится на территории российского посольства, вход сюда пока ограничен. Вопрос о статусе храмового комплекса должен быть решен ко времени великого освящения храма, которое предполагается совершить в будущем году. Тогда можно будет начать в нем постоянные богослужения. Пока же богослужения будут совершаться в дни великих праздников.


Вид на Рим с Екатерининского храма

       * * *
       Малое освящение храма великомученицы Екатерины 19 мая 2006 года возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Ему сослужили архиепископ Корсунский Иннокентий, епископ Егорьевский Марк, а также духовенство Италийского благочиния Корсунской епархии и священнослужители – члены церковной делегации из России. За богослужением пели специально прибывший в Рим хор Сретенского монастыря и хор римского Никольского храма.
       Накануне вечером, 18 мая, состоялся концерт хора Сретенского монастыря, устроенный в «Аудиториуме» – одном из главных концертных залов Рима, в непосредственной близости от собора святого Апостола Петра. Это большая аудитория на две тысячи человек. В программу вошли духовные песнопения и народные песни. На концерте присутствовали представители духовенства из России и Италии, политики, предприниматели и паломники. В заключение к собравшимся обратились митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и кардинал Роже Этчегарай, представитель Папы Бенедикта XVI.
       За богослужением 19 мая молились Полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко, секретарь Совета безопасности России И. С. Иванов, мэр Москвы Ю. М. Лужков, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Италии А. Ю. Мешков, представитель России при Святом Престоле Н. И. Садчиков, благотворители, прихожане Никольского храма в Риме.
       На богослужении также присутствовали председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер, бывший президент Папского совета «Справедливость и мир» кардинал Роже Этчегарай, председатель Комиссии по экуменизму и диалогу Итальянской епископской конференции епископ Терни-Нарни-Амелии Винченцо Палья, архиепископ Амальфи Орацио Соричелли, генеральный секретарь правительства города-государства Ватикан епископ Ренато Боккардо и другие.
       По окончании Божественной литургии митрополит Кирилл обратился к собравшимся со словом. От лица Римско-Католической Церкви собравшихся приветствовал кардинал Вальтер Каспер, отметивший важность совместного свидетельства миру о христианских ценностях.

Слово митрополита Смоленского и Калиниградского Кирилла
после освящения Екатерининского храма

       Архиепископ Амальфи Орацио Соричелли преподнес в дар храму частицу мощей святой великомученицы Екатерины, которая была положена в специально изготовленный для этого мощевик. Настоятель базилики Святителя и Чудотворца Николая в городе Бари преподнес в дар храму сосуд с миром от мощей Святителя Николая. Затем участников освящения приветствовал мэр Москвы Ю. М. Лужков.

Во время передачи частицы мощей
святой великомученицы Екатерины

Приветствие мэра Москвы Ю. М. Лужкова

       По окончании богослужения в российском посольстве на вилле Абамелек был устроен прием. Перед началом приема митрополиту Кириллу была вручена награда Фрибургского университета – «Серебряная роза Святителя Николая». В тот же день Владыка Кирилл дал в российском посольстве пресс-конференцию для представителей российских и итальянских средств массовой информации.
       Об истории и современной жизни русской православной общины в Риме рассказывает иеромонах Филипп (Васильцев), клирик Никольского храма в Риме, который служит здесь с 2001 года.
       – Исключительно важное для жизни русского прихода в Риме решение о возвращении в лоно Матери Русской Православной Церкви было принято 26 октября 2000 года на собрании членов приходской общины – «энте морале». Это было единодушное решение. Со временем правильность этого решения стала очевидной. К сожалению, здесь, за границей, чувствуется небратское, недружелюбное отношение к Московскому Патриархату со стороны Священноначалия Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе с центром в Париже, которая даже изменила свое наименование и теперь называется Архиепископией православных церквей русской традиции в Западной Европе. Они сознательно дистанцируют себя от Русской Православной Церкви, отдаляются от нее, признавая только некоторую связь с русской традицией. Храм же Святителя Николая в Риме на протяжении XIX и XX веков был символом русского Православия в Западной Европе, в Италии. Здесь и богослужения всегда совершались на церковнославянском языке, и всегда служили русские священники.

Иеромонах Филипп (Васильцев) исповедует
прихожан Никольского храма

       Выбор, сделанный в 2000 году, был правильным, потому что таким образом приход смог сохранить свою аутентичность, верность своей истории и продолжить традиции русского Православия.
       В 1998 году, еще до перехода общины храма в Московский Патриархат, по просьбе предстоятеля Парижской архиепископии архиепископа Сергия (Коновалова, † 2003) Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием в Никольский приход был послан иерей Алексий Байков, который и по сей день продолжает служить в этом храме.
       В 2001 году, когда протоиерей Михаил Осоргин, тогдашний настоятель, серьезно заболел, по благословению митрополита Кирилла сюда приехал я – также в качестве служащего священника.
       Жизнь идет, наш приход растет. Нынешняя Пасха для меня лично во многом знаковая, рубежная, потому что в первый раз за всю историю этого прихода был совершен грандиозный крестный ход по всему кварталу, который собрал множество людей. Совершались две Божественные литургии, за которыми молились более тысячи человек. Причастились в тот день около трехсот человек.
       В нашем храме несколько священников, фактически нас уже трое, потому что иеромонах Алексий (Никоноров), который учится в Риме в Богословских школах, тоже постоянно служит у нас. На приходе есть и архидиакон, отец Всеволод Борзаковский, внештатный клирик нашего прихода. Раньше он был архидиаконом митрополита Американского и Канадского – сначала Феодосия, а затем и Германа, а позже вернулся сюда, на свою родину (его мать – итальянка, известная в Италии певица Гавриела Ферри, а отец – русский эмигрант).
       У нас достаточно слаженный и серьезный хоровой коллектив, в котором участвуют студенты российских Духовных школ, учащиеся в католических учебных заведениях. Они очень привязаны к приходу и не пропускают ни одного праздничного или воскресного богослужения, стараясь совмещать свою учебу с клиросным послушанием. Благодаря им здесь один из лучших, если не сказать лучший хор в Западной Европе. А на нынешнюю Пасху в нашем храме пели даже два хора: московской Николо-Перервинской Духовной семинарии и наш собственный.
       Поскольку православных храмов в Риме немного: наш храм, греческий, несколько румынских общин, то все православные так или иначе имеют духовную связь с нашим храмом. Это сербы, большая грузинская община и молдаване, владеющие русским языком.
       Само «энте морале», которому реально принадлежит вся собственность, составляет около сорока человек, постоянных прихожан – двести-триста человек. Русский приход в Риме растет, увеличивается влияние и роль нашей Церкви. Католики относятся к этому спокойно, поскольку это объективный процесс. В Италии в последние годы наметился интенсивный рост православных общин – не только русских, но и румынских, греческих. Особенно интенсивно развиваются русские православные общины, которые имеют большой духовный потенциал, особенно те приходы, где служат священники из России.
       Есть русские общины в Неаполе, Милане и других городах Италии – всего около двадцати, но у них нет ни своих помещений, ни прав юридического лица. В Италии только храм Святителя Николая в Риме имеет статус юридического лица.
       При Никольском храме действует воскресная школа, а также начальная школа для русских детей, чтобы они не забывали и изучали русский язык.
       При Екатерининском храме также появится воскресная школа, а еще культурный центр и общественная библиотека. В Риме на сегодняшний день нет русского культурного центра. Новый храм призван стать таким центром для российских соотечественников и всех православных верующих в Риме.

Святая Плащаница
Никольский храм в Риме, Великая Суббота

       В пасхальный период в этом году у нас действовал детский лагерь неподалеку от Рима, в городе Тарквиния. Там есть дом Ассоциации Апостола Павла, который нам любезно предоставили. Так появилась возможность устроить детский лагерь, и по благословению Владыки Марка, нашего настоятеля, туда на пасхальные каникулы выехали шестнадцать детей наших прихожан.
       Мы старались духовно окормлять их в эти дни, проводили духовные беседы, читали с ними утренние и вечерние молитвы. Был продуман разнообразный отдых: выезды на море, викторины, игры – дети остались очень довольны.
       Необходимо отметить, что здешняя община весьма отличается от наших российских. Многие люди находятся в очень сложных, можно сказать, экстремальных условиях существования. Основная масса наших прихожан зарабатывают себе на жизнь очень тяжелым трудом. На родине всегда кто-то тебя поддержит, есть сложившееся окружение – друзья, родственники. А здесь многие испытывают нехватку общения, попадают в настоящий духовный вакуум, и церковь становится для них маяком спасения, который выводит из состояния часто почти гибельного.
       Столкнувшись с серьезными жизненными испытаниями, люди приходят к вере, в церковь, потому что понимают, что иначе не смогут выжить в таких сложных обстоятельствах, когда кругом чужие люди, чужая страна, чужой язык, чужие обычаи. С ними здесь общаются не на равных. У нас, в России, кем бы ни был человек, он всегда может найти некий социум, довольно большой социальный пласт, где все общаются на равных, – здесь же вне церкви люди оказываются на другом социальном уровне, а в церкви они равные среди равных.

За пасхальным богослужением в Никольском храме

Перед началом пасхального крестного хода
Никольский храм в Риме

       По воскресеньям бывает общая трапеза для всех прихожан; не только по воскресным и субботним дням, но и в течение недели они могут прийти сюда со своими проблемами. Каждое воскресенье священники находятся в храме с 8 утра до 11 часов вечера. По-видимому, это единственный приход, куда люди могут обращаться в течение целого дня, и они приходят сюда постоянно. С точки зрения пастырской это большое счастье, хотя физически бывает очень тяжело. Но таковы обстоятельства священнического служения за границей.
       Богослужения в храме Святителя Николая совершаются каждый день, кроме понедельника и вторника, но в Великий пост, на Страстной и Светлой седмицах богослужения совершаются гораздо чаще, например на Страстной и Светлой седмицах – каждый день.


       * * *
       В настоящее время в Италии живет очень много наших соотечественников, особенно из Украины и Молдавии. По статистике, около десяти тысяч русских и украинских женщин замужем за итальянцами.
       Парадоксально, но многие люди, приехавшие в Италию из бывшего Советского Союза, именно здесь приходят к вере в Бога, начинают ходить в церковь, и церковь становится для них спасательным кругом, единственным прибежищем, домом родным. Там они ищут тепла и защиты и конечно же находят. Они приучаются молиться, читать православные книги и делают это искренне. И жизнь их в корне меняется, потому что в ней появляется главное – смысл.


Во время крестного хода после пасхальной вечерни
23 апреля 2006 года

М. Жилкина,
ответственный секретарь Издательского Совета
Русской Православной Церкви

       * Виллами в Риме называются большие парки, настоящие зеленые оазисы в городе, на территории которых располагаются различные учреждения и музеи.