ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
06-2006

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

Нетленная святыня Москвы

К 575-летию обретения мощей святителя Московского Алексия,
всея России чудотворца

       После переезда советского правительства в Москву в марте 1918 года кремлевские Чудов и Вознесенский монастыри оказались изолированными на территории с жестким режимом охраны правительственных учреждений РСФСР. Инокини и иноки этих обителей, охранявшие святыни древних соборов и церквей Кремля, были выселены, причем с собой они могли взять лишь личные вещи1. В кафедральном Чудовом монастыре с начала 1919 года разместился кооператив «Коммунист», были устроены также детские ясли и жилые помещения для совслужащих2.
       В условиях развязанной в 1919 году по всей стране кампании по закрытию монастырей и массового вскрытия находящихся в их храмах рак с мощами святых угодников Божиих знаменитая московская святыня – мощи святителя Московского Алексия, всея России чудотворца, в серебряной раке – осталась в Алексиевской церкви Чудова монастыря без должного благоговейного наблюдения за ее сохранностью. Над ракой со святыми останками особо почитаемого в Москве святителя Алексия вновь, как это было уже не раз, нависла опасность кощунственного поругания и святотатственного уничтожения...

Построение серебряной раки для мощей святителя Алексия
по повелению царя Феодора Иоанновича
Рисунок начала XVII века из книги «Житие митрополита
всея Руси святого Алексия, составленное Пахомием Логофетом»
(СПб., 1878. Т. 2. С. 291)

       Митрополит Алексий скончался 12 февраля 1378 года и был похоронен в Благовещенском приделе собора в честь Чуда Архистратига Божия Михаила, в нише диаконника. Его святые мощи обнаружили 20 мая 1431 года при разборке рухнувшей от ветхости соборной церкви. В 1448 году, при митрополите Ионе, было установлено почитание святителя Московского Алексия.
       В 1485 году в Чудовом монастыре был сооружен храм, посвященный святителю Алексию, куда и перенесли раку с его святыми останками. С XVI века рака размещалась в арочном проеме, соединявшем Алексиевскую соборную церковь с пристроенным Благовещенским храмом.
       В 1535 году по замыслу великого князя Василия III была устроена серебряная рака для мощей святителя Алексия с его позолоченным изображением на крышке в память о рождении по молитвам о чадородии у его честных мощей родителей царевича Иоанна – будущего царя Иоанна Грозного. С этого времени появилась традиция крестить царских детей в Алексиевской церкви у раки с цельбоносными мощами Московского святителя.
       Во время страшного московского пожара 1547 года, когда Чудов монастырь полностью сгорел, мощи святителя чудесным образом не пострадали. В конце XVI века повелением царя Феодора Иоанновича начали сооружать новую серебряную раку для святых останков митрополита Алексия. Работа продолжалась несколько лет и была завершена в царствование Бориса Феодоровича Годунова. Около 1600 года мощи святителя были переложены в новую, украшенную драгоценными камнями гробницу в Алексиевском храме, а прежняя рака была перенесена и установлена в Михайловском соборе Чудова монастыря. Эта новая рака была варварски уничтожена в 1610–1612 годах польскими интервентами, глумившимися над московскими святынями после захвата Кремля3.

Рака с мощами святителя Алексия (слева)
в Алексиевском храме Чудова монастыря
Литография середины XIX века

       Взамен утраченной раки по повелению царя Михаила Феодоровича была сооружена новая. Эта рака сохраняла мощи святителя Алексия вплоть до 1812 года, до момента вступления в Кремль наполеоновских солдат, которые подвергли святые останки чудовищному надругательству, выбросив святыню из ограбленной раки. После освобождения Кремля от иноземных захватчиков по поручению епископа Дмитровского Августина, викария Московской епархии, архимандрит Симонова монастыря Герасим и наместник Чудова монастыря иеромонах Константин нашли святые мощи в углу разоренной Алексиевской церкви, в «шести аршинах» от раки, среди остатков церковного имущества4.
       Новая рака, сооруженная в первой четверти XIX века, покоилась под вызолоченным металлическим балдахином на мраморных колоннах. Сама гробница, каркас которой был выкован из меди, была украшена литыми серебряными пластинами, из того же материала была изготовлена массивная крышка реликвария. Внутри раки стоял деревянный гроб XVII века, обитый бархатом темнофиолетового цвета. Непосредственно у раки под балдахином хранился деревянный посох святителя Алексия, а слева от погребального сооружения, в застекленном киоте, находились предметы облачения, по преданию, принадлежавшие митрополиту: подризник, саккос, епитрахиль, омофор и белый вязаный клобук с жемчужным крестом5.
       В начале ХХ века Алексиевская церковь Чудова монастыря стала местом упокоения члена Царской семьи и видного политического деятеля России – великого князя Сергея Александровича. 4 февраля 1905 года московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович был убит на территории Кремля бомбой террориста, и его окровавленное тело, накрытое солдатской шинелью, внесли в Алексиевский храм и поместили возле раки святителя Алексия. В подвальном помещении храма, точно под ракой митрополита Алексия, был устроен склеп для останков великого князя, а в самом подвале в 1906 году был освящен храм-усыпальница во имя Преподобного Сергия Радонежского в качестве придела Алексиевской церкви6.
       Сергиевский придел в подклете Алексиевской церкви послужил укрытием для раки с мощами святителя Алексия от артиллерийских снарядов в 1917 году, во время безжалостного обстрела Кремля красногвардейцами. С началом канонады братия Чудова монастыря перенесли раку в пещерный храм и совершали моления под несмолкаемый грохот орудий. Во время обстрела тяжелые снаряды повредили здания митрополичьих покоев и келлий Чудова монастыря, но Алексиевский храм не пострадал7.

Переложение мощей святителя Алексия
из старой раки в новую
Рисунок начала XVII века из книги «Житие митрополита
всея Руси святого Алексия, составленное Пахомием Логофетом»
(СПб., 1878. Т. 2. С.705)

       В 1919 году попытку спасти общероссийскую православную святыню – раку с мощами митрополита Алексия от циничного ограбления и надругательства предприняла мужественная москвичка Мария Свет8, член братства святителя Алексия9. Она обратилась непосредственно к председателю Совнаркома РСФСР В. И. Ленину с настоятельной просьбой о передаче верующим Москвы из кремлевского Чудова монастыря святых мощей святителя Алексия.
       «Товарищ Ленин, – писала М. И. Свет, – Вам дороги тела и могилы борцов, павших за социализм, похороненных у кремлевской стены! И нам бесконечно дорога гробница нашего духовного вождя святителя Алексия – его останки святы для нас. Пусть же в свободной России не будет наконец отвратительного насилия неверующих над тем, что дорого и свято сердцам верующих. Молю святителя Алексия – этого святителя любви, чтобы он коснулся Вашего сердца и Вы, исполнив нашу просьбу, сделали бы 3 тысячи человек, членов нашего братства, бесконечно счастливыми».
       На этом документе В. И. Ленин начертал такую резолюцию: «Т. Курский! Прошу не разрешать вывоза, а назначить вскрытие без свидетелей. Ленин». Нарком юстиции Д. И. Курский приписал к этому распоряжению собственный приказ: «Срочно. VIII отдел Красикову. Для распоряжения о вскрытии мощей с участием представителей МСРД, НКЮ и НКВД. Курский»10.

Храмы Чудова монастыря:
Благовещенский (на переднем плане)
и Алексиевский (на заднем плане)
Открытка начала XX века

       Через три года, 21 марта 1922 года, опечатанную дверь Алексиевской церкви вскрыли члены комиссии по изъятию церковных ценностей Московской губернии. В течение пяти дней с монастырских икон были сняты серебряные позолоченные оклады, реквизированы драгоценные предметы из храмовой ризницы, демонтированы литые, весом более одиннадцати пудов серебряные царские врата иконостаса. С раки со святыми мощами митрополита Алексия были сорваны многопудовая серебряная крышка и другие украшения11. Ограбленная святыня оставалась в Алексиевском храме еще недолгое время, до его разрушения в 1929 году.
       Единственным музейным работником, которому разрешили войти в Алексиевскую церковь Чудова монастыря перед ее сносом, был известный реставратор, архитектор и искусствовед П. Д. Барановский. «У вас всего три минуты, – сказали ему, – берите, что сможете вынести». Петр Дмитриевич вынес деревянный гроб с мощами святителя Алексия, который затем был на телеге перевезен в Успенский собор Кремля12.
       Для хранения гроба с мощами святителя Алексия в алтарной части Успенского собора, рядом с гробницей святого митрополита Петра, сотрудниками кремлевских музеев была сооружена деревянная рака-футляр простой столярной работы, с небольшим отверстием прямоугольной формы на крышке. Именно в этой временной раке и были перевезены святые останки Московского святителя в Богоявленский Елоховский патриарший собор в ночь с 14-го на 15 октября 1947 года13.
       Торжественное возобновление особого почитания мощей святителя Алексия совершилось по благословению Святейшего Патриарха Алексия I в день памяти святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев, 18 октября 1947 года в Богоявленском патриаршем соборе в Москве. На другой день, 19 октября, после Литургии Первосвятитель Русской Церкви совершил первый молебен у мощей в соборном храме.

Справа внизу – Алексиевский храм Чудова монастыря
Открытка начала XX века

       В 1948 году тщанием и заботой настоятеля собора протопресвитера Николая Колчицкого была сооружена позолоченная деревянная рака для святых останков с резной сенью над ней, по проекту художника М. Е. Губонина и усердием мастеров-резчиков братьев Сергея, Петра, Василия и Михаила Ворносковых. Позднее деревянная рака была заменена на металлическую, отлитую из медного сплава, а изнутри крышки гробницы было помещено шитое, тонкой работы изображение святителя, как бы лежащего во гробе14.
       Блюстителем хранящихся в Богоявленском соборе честных мощей святителя Алексия Святейшим Патриархом Алексием I был назначен его духовник, в прошлом инок Чудова монастыря архимандрит Зосима (Иджилов), ревностно исполнявший, вплоть до своей кончины в 1961 году, обязанности «гробового монаха»15.
       С тех пор и в будни, и в праздники не иссякает поток верующих к раке с нетленными мощами святителя Алексия. Без этой святыни уже нельзя представить полноценную жизнь столичного Богоявленского кафедрального собора. Ежедневно у раки совершаются молебны, а в воскресные дни вечером – Акафист святителю Московскому Алексию, память которого празднуется трижды в год – 5/18 октября, 12/25 февраля и 20 мая/2 июня. Очень часто эти торжественные богослужения возглавляет Святейший Патриарх Алексий II, глубоко почитающий память своего Небесного покровителя.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий
у мощей своего Небесного покровителя –
святителя Московского Алексия

       Многолетний настоятель собора протопресвитер Матфей Стаднюк неустанно воспитывает своих прихожан в духе благоговения и любви к праведной жизни, делам и заслугам святителя Московского Алексия, не оставляющего и ныне свою московскую и всероссийскую паству заступлением и помощью.

ПРИМЕЧАНИЯ

       1 В 1931 году при разборке строений Чудова монастыря в Московском Кремле рабочие нашли в стене здания деревянный ящик с набором золотых литургических сосудов из вклада в эту обитель боярыни А. И. Морозовой в 1664 году. Эти драгоценные вещи, как оказалось, были спрятаны монахами перед их выселением в послереволюционные годы гонений и национализации церковного имущества. Ныне предметы из ризницы Чудова монастыря выставлены в экспозиции Государственной Оружейной палаты. См.: Панова Т. Д. Кремлевские усыпальницы: История, судьба, тайна. М., 2003. С. 111–112.
       2 Сорок сороков. Т. 1. Кремль и монастыри / Авт.-сост. П. Г. Паламарчук. М., 1991. С. 114.
       3 Турилов А. А. Алексий, святитель... // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 637– 644.
       4 Рапорт ставропигиального Симонова монастыря архимандрита Герасима и кафедрального Чудова монастыря наместника иеромонаха Константина от 19 ноября 1812 года. ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 760. Д. 639. Л. 9.
       5 Панова Т. Д. Указ. соч. С. 106.
       6 Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля. Святыни и древности. М., 1997. С. 242–243.
       7 Нестор, епископ Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917. С. 18.
       8 Свет Мария Ивановна (в иночестве Алексия, скончалась 11 февраля 1960 года) – подвижница милосердия. Похоронена в Москве, на Введенском кладбище. См.: Голубцов Сергей. Введенское (Немецкое) кладбище. Православно-церковный некрополь. М., 2003. С. 10.
       9 Московское епархиальное святителя Алексия братство призрения и воспитания беспризорных и нравственно покинутых детей было открыто 31 октября 1904 года в ознаменование рождения наследника – цесаревича Алексия Николаевича. Располагало приютами для мальчиков и девочек, а также школой, размещавшимися в доме Саввинского подворья на Тверской улице.
       10 Записка члена братства святителя Алексия Марии Свет В. И. Ленину от 17 марта 1919 года // РЦХИДНИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 25228. Л. 1. 1 об. Опубл. в: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 36.
       11 Козлов В. Ф. Свидетельствуют документы (об изъятии церковных ценностей) // ЖМП. 1993. № 9. С. 49.
       12 Десятников В. А. Гражданин Отечества // Московский журнал. 2005, № 11. С. 3; Гришин Дмитрий. Удар в сердце // Огонек. 1990, № 52. С. 21.
       13 Любартович В. А. Исторический факт огромной важности... // ЖМП. 2003. № 1. С. 80.
       14 Любартович В. А., Юхименко Е. М. Собор Богоявления в Елохове. История храма и прихода. М., 2004. С. 190–194.
       15 Акимов Александр. Архимандрит Зосима (Иджилов) // ЖМП. 1961. № 6. С. 36–38.
      
      

В. Любартович, профессор МГУИЭ