ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
06-2006

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

X Всемирный Русский Народный Собор

       4 апреля 2006 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя начал работу Х Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС).
       Темами Соборов, а также проходящих в межсоборный период cоборных слушаний неизменно становятся наиболее актуальные, общественно значимые вопросы современной жизни. Юбилейный, десятый Собор посвящен теме «Вера. Человек. Земля. Миссия России в ХХI веке».

       Торжественное открытие форума возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, обратившийся к его участникам с первосвятительским словом.
       Приветствия в адрес Всемирного Русского Народного Собора направили Президент России В. В. Путин, Председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации С. М. Миронов, Председатель Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Б. В. Грызлов, мэр Москвы Ю. М. Лужков и другие государственные и общественные деятели.

       С основным докладом по теме заседания выступил заместитель главы Собора, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
       В заседании также приняли участие Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко, заместитель Председателя Совета Федерации А. П. Торшин, заместитель Председателя Госдумы Л. К. Слиска, министр иностранных дел России С. В. Лавров, министр культуры и массовых коммуникаций России А. С. Соколов, Генеральный прокурор Российской Федерации В. В. Устинов, Уполномоченный по правам человека при Президенте России В. П. Лукин, иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, председатель правления Союза писателей России, заместитель главы ВРНС В. Н. Ганичев, президент РАО «Российские железные дороги» В. И. Якунин, заместитель мэра Москвы В. Ю. Виноградов, другие государственные, политические и общественные деятели, лидеры религиозных общин, видные представители мира науки, культуры, образования и здравоохранения, военачальники, предприниматели, преподаватели и студенты высших учебных заведений, посланцы русских общин ближнего и дальнего зарубежья.

       Начиная с первого Всемирного Русского Народного Собора, состоявшегося в 1993 году, эти форумы играют важную роль в формировании гражданского общества современной России, в консолидации ее социально ответственных сил, озабоченных будущим отечества и мира. За минувшие годы Собор сложился как представительная структура гражданского общества, место встречи людей разных политических убеждений, объединенных заботой о будущем России и ее народа, настроенных на конструктивный диалог и деятельное соработничество во благо отечества. Международным признанием этой по-своему уникальной миссии российского общественного форума стало принятое 21 июля 2005 года решение о предоставлении Всемирному Русскому Народному Собору специального консультативного статуса при ООН.
       В центре внимания нынешнего юбилейного Всемирного Русского Народного Собора были проблемы, связанные с человеческой личностью, ее правами, свободой и ответственностью в России XXI века. Участниками Собора была впервые принята специальная Декларация о правах и достоинстве человека, подготовленная во исполнение решения предшествующего Собора и отражающая понимание темы неотъемлемых прав и свобод человека, человеческого достоинства в категориях, присущих нашей национальной, религиозной и культурной традиции.
       Помимо пленарных заседаний работали секции и «круглые столы» по темам: «Место духовно-нравственной мотивации в жизни современного человека», «Молодежь и будущее России», «Права человека и достоинство личности. Церковно-общественный взгляд», «Село и крестьянин: проблемы и решения».
       В рамках Собора состоялся также съезд «Добрые люди на доброй земле», где собрались представители многих регионов России, чтобы обменяться опытом деятельной помощи ближним.
       В ходе обсуждений и дискуссий были рассмотрены, в частности, такие мировоззренческие вопросы, как взаимоотношение православной и секулярной систем ценностей, взаимодействие и взаимовлияние культурно-исторических парадигм в современном мире, соотношение свободы выбора и ответственности личности, жизненная необходимость межцивилизационного диалога в эпоху глобализации. Состоялся широкий обмен мнениями об общественной позиции современного человека и его возможностях влиять на устроение жизни.
       Другой темой, тесно связанной с предыдущей, стало обсуждение миссии России в XXI веке, остро поставившем перед мировым сообществом вопрос о необходимости сочетания различных цивилизационных моделей.
       Участники форума обсудили вопросы, связанные с сегодняшним днем и будущим российской молодежи, а также касающиеся формирования представления о земле наших предков как о бесценном природном, сельскохозяйственном и экологическом ресурсе, оставляемом в наследие грядущим поколениям.
       6 апреля 2006 года в конференц-зале гостиницы «Даниловская» под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла состоялось итоговое пленарное заседание Всемирного Русского Народного Собора, на котором были заслушаны отчеты о работе секционных заседаний Собора, прошедших 5 апреля 2006 года.
       В начале пленарного заседания выступил полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе А. В. Коновалов, который отметил важность взвешенного подхода в решении межрелигиозных и межнациональных вопросов.
       С отчетными докладами по заседаниям секций ВРНС выступили председатели секций.
       Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан представил доклад о работе секции ВРНС «Место духовно-нравственной мотивации в жизни современного человека». Владыка Феофан рассказал о некоторых инициативах, выдвинутых по итогам работы секции. В частности, было внесено предложение о создании Совета по духовно-нравственному воспитанию при Общественной палате России.
       Участники секции выразили требование остановить ликвидацию малокомплектных сельских школ. Кроме того, была дана критическая оценка проводимой реформы светского образования.
       Затем с отчетным докладом о работе секции «Молодежь и будущее России» выступил архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Синодального отдела по делам молодежи. Он отметил, что новому поколению, которое вступает во взрослую жизнь и не имеет четких нравственных установок, необходимо духовное и нравственное наставление. Владыка Александр особо подчеркнул важную роль изучения основ религиозной культуры, попытки внедрения которого в систему светского образования нередко встречают жесткое сопротивление чиновников.

       С отчетом о работе секции «Права человека и достоинство личности. Церковно-общественный взгляд» выступил заместитель главы ВРНС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
       Заместитель главы ВРНС В. Н. Ганичев сообщил, что по итогам заседания секции «Добрые люди на доброй земле» согласно предложению II съезда организации «Добрые люди России» было принято решение провести итоговый форум этой организации 4 ноября 2006 года, в День народного единства.
       Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел выступил с докладом о работе секции «Село и крестьянин: проблемы и решения». По итогам заседания секции были приняты следующие решения: считать приоритетными российские проекты в области сельского хозяйства, считать необходимым производство экологически чистой и генетически неизмененной сельскохозяйственной продукции, разрабатывать и внедрять концепции развития сельских территорий с участием Всемирного Русского Народного Собора.
       Перед собравшимися выступил также представитель Всемирного Русского Народного Собора при ООН священник Александр Абрамов.
       По завершении отчетных докладов состоялось обсуждение и утверждение итоговых документов Собора – Соборного слова Х ВРНС, Декларации о правах и достоинстве человека, резолюции «О земле, крестьянстве и продовольственной безопасности России» и резолюции в поддержку передачи Церкви зданий в Рязанском кремле. По окончании заседания состоялась итоговая пресс-конференция.

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО
И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ НА ОТКРЫТИИ
X ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА


Уважаемые главы и представители органов государственной власти!
Досточтимые духовные лидеры российских религиозных общин!
Преосвященные архипастыри, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

       Рад приветствовать участников юбилейного X Всемирного Русского Народного Собора. Можно с уверенностью сказать, что Собор стал местом, где люди разных политических убеждений, представляющие различные уровни и ветви власти, религиозные общины, гражданские объединения, имеют возможность обсуждать насущные вопросы жизни России и мира, совместно искать пути решения проблем, стоящих перед всеми нами.
       Тема нынешнего Собора – «Вера. Человек. Земля. Миссия России в ХХI веке». Наша страна, несмотря на все перипетии прошлого века, остается великой державой. Впрочем, данную реальность нужно рассматривать не как повод для самоуспокоения, но как возможность для того, чтобы все новые и новые круги общества включались в построение будущего, основанного на нашей духовной традиции.
       Слово «вера» открывает тему Собора, поскольку именно вера определяет нравственную традицию народа, его духовную жизнь, пути его культурного творчества. Она является той духовной силой, без которой нельзя подходить к решению проблем, остро переживаемых современным обществом. Перед нами стоят огромные задачи, от успешного решения которых зависит будущее нашего отечества.
       По словам Николая Яковлевича Данилевского, «каждая историческая национальность имеет свою собственную задачу, которую должна решить, свою идею, свою отдельную сторону жизни, которые стремится осуществить, – задачу, идею, сторону жизни, тем более отличные и оригинальные, чем отличнее сама национальность от прочих в этнографическом, общественном, религиозном и историческом отношениях». Глубоко убежден: нашей стране, всегда считавшейся одним из центров восточнохристианской цивилизации, есть что сказать миру. Однако для этого нужно подвергнуть свой будущий путь глубокому осмыслению, а главное – духовно обновиться.
       На Соборе нам предстоит искать ответы на вопросы, касающиеся прав человека. Насколько их видение, закрепленное в современном международном праве, согласуется с замыслом Бога о человеке и его миссии в мире? В какой степени это видение прав человека позволяет православному народу жить в соответствии с исповедуемой им верой? Не стоим ли мы на грани нового языческого ренессанса, при котором твердое стояние на камне веры предков будет повсеместно признаваться нежелательным? Стремительные перемены, происходящие в общественном сознании, академической мысли, законодательстве, политической теории и практике, образовательных концепциях и иных формах человеческой деятельности, призывают к тому, чтобы Церковь и окормляемые ею народы ясно выразили свое отношение к этим новым явлениям современности.
       Опыт России, где на протяжении столетий живут люди разных вероисповеданий, разных национальностей и культурных традиций, уникален. Если нам удастся задействовать потенциал традиционных религий России, ее этнического и культурного многообразия и выработать общеприемлемую концепцию по вопросам прав человека и достоинства личности, это откроет перед нами новые перспективы, поможет изменить и улучшить облик человеческой цивилизации.
       Участники Собора призваны также обсудить тему, которая выражена словом «земля». Необходимо помнить, что Господь, по слову Священного Писания, говорит нам: Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня (Лев. 25, 23), а возделывание и хранение земли является прямой заповедью Творца человеку. Однако возделывать землю – значит не злоупотреблять ею, не истощать ее, но вводить ее в большую силу и полноту бытия.
       Имя первого человека – Адам – происходит от слова «адама», означающего «земля», поэтому возделывание земли – это не только сельскохозяйственный труд, но и забота о человеке, о преображении его души и тела. Нравственное отношение к своей земле, к своей родине невозможно без нравственного отношения к людям.
       Что же касается сельского хозяйства, то в истории нашей страны оно не раз становилось полигоном для испытания амбициозных политических и экономических концепций. В результате многие миллионы людей живут в условиях крайней урбанизации, которая порождает индивидуализм, неспособность общества к единению, кризис ответственности за судьбу своей семьи, своей малой родины и всей страны.
       Всемирный Русский Народный Собор, Союз писателей России и фонд «Меценаты столетия» выступили с инициативой создания движения «Добрые люди». Вот уже несколько лет движение ведет работу по собиранию и явлению России людей, которые занимаются бескорыстной помощью ближнему, наполняя кладовые нашей жизни богатством не мимолетным, но вечным, действующим, приумножающимся.
       Отрадно отметить, что в рамках работы X Собора пройдет форум «Добрые люди на доброй земле», где соберутся представители многих регионов России, чтобы обменяться опытом деятельной помощи ближним.
       Желаю участникам Собора мудрого и плодотворного обсуждения сложнейших вопросов, стоящих сегодня перед Россией и миром. Надеюсь, дискуссия на Соборе, как всегда, будет отличаться открытостью, а итоги нынешнего форума будут реально способствовать решению обсуждаемых нами проблем. Полагаю, что миссия России в XXI веке состоит в том, чтобы наш уникальный опыт построения единого цивилизационного пространства на основе культурной и религиозной многоукладности содействовал построению многоукладного мира, в котором различные цивилизационные модели входили бы в гармоничное и мирное взаимодействие.

       Пусть наши труды оживотворятся глубокой верой, надеждой на лучшее будущее и заботливой любовью к отечеству, к нашему народу, ко всем ближним и дальним. Благословение Божие да пребывает со всеми нами в наших мыслях и словах, во всем, что мы делаем ради России и во славу Божию.

СОБОРНОЕ СЛОВО X ВСЕМИРНОГО
РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА

       Мы, участники X Всемирного Русского Народного Собора, объединившего более полутора тысяч представителей государства, Русской Православной Церкви и других традиционных религиозных общин, делового мира, науки, культуры, образования, здравоохранения, военнослужащих, общественных объединений из семидесяти двух регионов России и многих государств ближнего и дальнего зарубежья, – обращаемся к соотечественникам.
       Вновь и вновь свидетельствуем: вера определяет нравственную традицию народа, его духовную жизнь, его созидательный труд, пути его культурного творчества. Она является той духовной силой, без которой нельзя подходить к решению проблем, остро переживаемых современным обществом. Не случайно наш Собор избрал тему «Вера. Человек. Земля. Миссия России в ХХI веке».
       Россия была, есть и будет великой державой, она имеет самобытную историю и традиции. Наше богатое духовное и культурное наследие должно стать органической составляющей будущего развития страны.
       Россия стремится к стабилизации общественной жизни. Опыт мировой истории свидетельствует о том, что залогом устойчивого развития и общего благополучия является поступательное движение с опорой на все лучшее, что есть в национальном историческом наследии.
       Не случайно и то, что одним из главных предметов обсуждения на Соборе стал вопрос о правах человека. Современная Россия оказалась невольной восприемницей идей и норм, повлиявших во второй половине ХХ века на систему международного права, но недостаточно адаптированных к условиям многих обществ. Собор принимает Декларацию о правах и достоинстве человека, в которой свобода как ценность связывается с различением добра и зла, нравственным выбором, традиционной моралью.
       Мы убеждены, что сегодня православные христиане и все наши соотечественники должны делать все от них зависящее для защиты прав тех, кто страдает от унижения и несправедливости. Прежде всего это касается нынешних и потенциальных жертв терроризма, экстремизма и агрессивного национализма, тех людей, чьи религиозные и национальные чувства подвергаются оскорблению. Мы призваны обратить особое внимание на права молодых военнослужащих. Наша забота должна также простираться на детей, стариков и инвалидов, находящихся в социальных учреждениях, и на лиц, пребывающих в местах лишения свободы.
       С волнением мы выслушали свидетельство о страданиях русских, чеченцев, ингушей, осетин и людей других национальностей на Северном Кавказе. Призываем власть и общество приложить все усилия, чтобы мирная и благополучная жизнь в Чеченской Республике и прилегающих районах была восстановлена в полной мере. Выражаем глубокую обеспокоенность действиями террористов и экстремистов. Убеждены, что нужно в кратчайшие сроки восстановить экономику Чечни, город Грозный, вернуть к нормальной жизни неправедно плененных, беженцев, переселенцев, людей, потерявших кров.
       Мы с тревогой следим за межконфессиональным противостоянием на Украине. Надеемся, что Президент Украины, ее новоизбранный парламент – Верховная Рада, все ее центральные и местные власти будут, действуя во благо народа Украины, заботиться о сохранении в ней единой канонической Церкви и о развитии отношений с другими братскими славянскими народами, скрепленными Киевской купелью и общей многовековой историей.
       Мы не можем оставаться равнодушными в отношении наших братьев и сестер в Приднестровье, которые живут в условиях экономической блокады.
       Для всех нас огромное значение имеет вопрос о состоянии сельского хозяйства. Возделывание и хранение земли – это заповедь Творца человеку. Возделывать землю – значит не злоупотреблять ею, но вводить ее в силу и полноту бытия. В Священном Писании Господь говорит нам: Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня (Лев. 25, 23).
       В российской истории сельское хозяйство не раз становилось полигоном для испытания амбициозных политических и экономических концепций. В результате миллионы людей живут в условиях крайней урбанизации, которая порождает индивидуализм, неспособность общества к единению, кризис ответственности. В то же время пустеет и разрушается русская земля.
       Земля хранит и огромные ресурсы, которые Бог дал нашему народу. Но это не значит, что сырьевая отрасль должна доминировать в современной России. Средства, получаемые от продажи сырья, должны не лежать под спудом, но разумно вкладываться в модернизацию производства, в развитие инфраструктуры, в образование, науку и культуру, в национальные проекты. Лучшие достижения отечественной науки и техники, поддержанные государством и предпринимательством, должны способствовать внедрению в производство высоких технологий.
       Сегодня несовершенство законодательства, коррупция, низкая степень ответственности чиновников, предпринимателей и работников препятствуют развитию российской экономики. Напомним: проблемы национального хозяйства нельзя разрешить, не вспомнив о моральном и духовном состоянии общества. Именно так мы понимаем модернизацию страны, которая необходима сегодня для повышения материального и культурного уровня жизни народа. Все мы – народ, государство, Церковь, ассоциации предпринимателей, наука, гражданское общество, рядовые труженики – должны воспринимать экономику как область своей заботы.
       Россия должна включиться в мировое развитие как сильная и самобытная страна. Мы верим, что духовный и трудовой потенциал нашего народа, его способность к нравственному обновлению вновь сделают нашу страну одной из наиболее могущественных держав. Мы приветствуем развитие межрелигиозного и межцивилизационного диалога как дела, жизненно важного для мирного будущего человечества. Считаем необходимым сделать все возможное для предотвращения межнациональных и межрелигиозных конфликтов, которые деструктивные силы пытаются разжечь на территории России. Полагаем полезным рассмотреть вопрос о создании межрелигиозного консультативного органа при ООН.
       В XXI веке для России и народов русского мира важными будут не только вопросы научно-технического, экономического и социального развития, но прежде всего состояние духовной сферы. Успешное решение практических проблем будет зависеть от того, как они впишутся в духовные параметры самобытной цивилизации, которую представляют собой Россия и весь русский мир. Модернизация страны должна быть соединена с обращением к нашему вечному духовному наследию, к истокам той силы, которая сделала наше отечество великой державой.
       Россия имеет все возможности для обновления. Залогом этого является, с одной стороны, сохранение самобытности, верность духовным и историческим традициям, а с другой – открытость и готовность перенимать лучшее из мирового опыта: не слепо и механически, но творчески, сообразуясь с особенностями русской цивилизации. Важной стороной миссии России в XXI веке является активное развитие диалога религий, культур и цивилизаций.
       Убеждены: все это поможет нашему отечеству занять достойное место в мировом сообществе, выстроить равноправные, взаимополезные отношения с другими народами мира, дабы вместе с ними созидать гармоничный и справедливый миропорядок.
      
       Москва, 4–6 апреля 2006 года

ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРАВАХ И ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА
X ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА

       Сознавая, что мир переживает переломный момент истории, стоит перед угрозой конфликта цивилизаций, по-разному понимающих человека и его предназначение, – Всемирный Русский Народный Собор от имени самобытной русской цивилизации принимает настоящую декларацию.
       Человек как образ Божий имеет особую ценность, которая не может быть отнята. Она должна уважаться каждым из нас, обществом и государством. Совершая добро, личность приобретает достоинство. Таким образом, мы различаем ценность и достоинство личности. Ценность – это то, что дано, достоинство – это то, что приобретается.
       Вечный нравственный закон имеет в душе человека твердую основу, не зависящую от культуры, национальности, жизненных обстоятельств. Эта основа заложена Творцом в человеческую природу и проявляется в совести. Однако голос совести может быть заглушен грехом. Именно поэтому различению добра и зла призвана содействовать религиозная традиция, имеющая своим Первоисточником Бога.
       Мы различаем две свободы: внутреннюю свободу от зла и свободу нравственного выбора. Свобода от зла является самоценной. Свобода же выбора приобретает ценность, а личность – достоинство, когда человек выбирает добро. Наоборот, свобода выбора ведет к саморазрушению и наносит урон достоинству человека, когда тот избирает зло.
       Права человека имеют основанием ценность личности и должны быть направлены на реализацию ее достоинства. Именно поэтому содержание прав человека не может не быть связано с нравственностью. Отрыв этих прав от нравственности означает их профанацию, ибо безнравственного достоинства не бывает.
       Мы – за право на жизнь и против «права» на смерть, за право на созидание и против «права» на разрушение. Мы признаем права и свободы человека в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняют ее от внутреннего и внешнего зла, позволяют ей положительно реализоваться в обществе. В этом свете нами уважаются не только гражданские, политические права и свободы, но также социальные, экономические и культурные права.
       Права и свободы неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью человека. Личность, реализуя свои интересы, призвана соотносить их с интересами ближнего, семьи, местной общины, народа, всего человечества.
       Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это такие ценности, как вера, нравственность, святыни, отечество. Когда эти ценности и реализация прав человека вступают в противоречие, общество, государство и закон должны гармонично сочетать то и другое. Нельзя допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию отечества. Опасным видится и «изобретение» таких «прав», которые узаконивают поведение, осуждаемое традиционной моралью и всеми историческими религиями.
       Мы отвергаем политику двойных стандартов в области прав человека, а также попытки использовать эти права для продвижения политических, идеологических, военных и экономических интересов, для навязывания определенного государственного и общественного строя.
       Мы готовы к сотрудничеству с государством и со всеми благонамеренными силами в деле обеспечения прав человека. Особыми областями такого сотрудничества должны стать сохранение прав наций и этнических групп на их религию, язык и культуру, отстаивание свободы вероисповедания и права верующих на свой образ жизни, противостояние преступлениям на национальной и религиозной почве, защита личности от произвола властей и работодателей, попечение о правах военнослужащих, охрана прав ребенка, забота о людях, находящихся в местах заключения и социальных учреждениях, защита жертв деструктивных сект, недопущение тотального контроля над частной жизнью и убеждениями человека, противодействие вовлечению людей в преступность, коррупцию, работорговлю, проституцию, наркоманию, игроманию.
       Мы стремимся к диалогу с людьми разных вер и взглядов по вопросам прав человека и их места в иерархии ценностей. Сегодня такой диалог, как ничто другое, поможет избежать конфликта цивилизаций, достичь мирного сочетания на планете различных мировоззрений, культур, правовых и политических систем. От того, насколько людям удастся решить эту задачу, зависит их будущее.
      
       Москва, 6 апреля 2006 года

РЕЗОЛЮЦИЯ X ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА
В ПОДДЕРЖКУ ПЕРЕДАЧИ ЦЕРКВИ ЗДАНИЙ В РЯЗАНСКОМ КРЕМЛЕ

       Участники X Всемирного Русского Народного Собора благодарят Президента Российской Федерации В. В. Путина за поддержку положительного решения вопроса о передаче Русской Православной Церкви ее храмов и святынь, находящихся на территории Рязанского кремля. Мы поддерживаем и соответствующее открытое письмо Рязанского отделения Всемирного Русского Народного Собора Президенту России.
       Напоминаем, что речь идет о храмах и других церковных зданиях, которые сегодня не могут использоваться верующими по прямому назначению. Изъяты из богослужебного употребления иконы и другие святыни. В то же время еще во второй половине XIX века на территории Рязанского кремля был создан один из старейших в России церковных музеев. Именно его экспонаты составили основу государственного музея.
       Убеждены, что с передачей Церкви ее исторического наследия музейное дело на территории Рязанского кремля будет сохранено, как это существует в Троице-Сергиевой Лавре, Троицком Ипатьевском монастыре и многих других обителях. Более того, мы надеемся, что просветительная миссия музея получит развитие благодаря взаимодействию Церкви и его сотрудников.
       Подобное развитие событий мы считали бы желательным и в других святых местах России, таких, например, как Соловки, где взаимодействие Церкви с организаторами и специалистами музейного дела пока не нашло всесторонне удачных форм, соответствующих долговременным интересам России.

РЕЗОЛЮЦИЯ X ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА
«О ЗЕМЛЕ, КРЕСТЬЯНСТВЕ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

       Участники X Всемирного Русского Народного Собора выражают глубокую обеспокоенность деградацией села и бедственным состоянием сельского хозяйства.
       Земля традиционно и повсеместно рассматривается всеми народами как Божественный дар и общее благо. Ценность земли не ограничивается только экономическими категориями. Труд на земле, освященный вековыми традициями, имеет большое нравственное и воспитательное значение. Он способствует обеспечению стабильности общества, укрепляет связь людей с «малой родиной». В истории России крестьянство – хранитель народных традиций и здоровья нации – всегда играло особую роль.
       Опустошение сельских пространств России стало расплатой за скороспелые и непродуманные решения недавнего прошлого. Только за последние пятнадцать лет с карты Российской Федерации исчезли десятки тысяч сел и деревень. Истончается культурный слой сельской интеллигенции. Практически все важнейшие отрасли агропромышленного комплекса – от животноводства до традиционного в России картофелеводства находятся в упадке. Аграрные предприятия задыхаются в тисках высоких цен и тарифов на жизненно важные ресурсы. Страна все сильнее попадает в зависимость от продовольственных поставок извне.
       Участники Собора едины во мнении: необходимы кардинальные меры по поднятию престижа крестьянского труда, преобразованию жизни на селе, укреплению материальной базы отечественного сельского хозяйства, обучению специалистов-аграриев. Уверены, что продуманная и предметная поддержка сельских жителей в решении их насущных проблем, развитие приходских общин и церковных хозяйств, строительство на селе жилых домов, школ, библиотек, больниц, детских садов, магазинов, спортивных сооружений благотворно скажется на благосостоянии и здоровье всего российского народа. Важна и поддержка районных центров, вообще малых городов России, без которых немыслима жизнь села.
       X Всемирный Русский Народный Собор поддерживает инициативу Президента и Правительства России включить программу развития агропромышленного комплекса в национальные приоритеты нашего государства. Мы готовы внести посильный вклад в решение этой важнейшей задачи.