ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
07-2006

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Рижский Троице-Сергиев женский монастырь

       Рижский Троице-Сергиев женский монастырь был основан более 100 лет тому назад. Многое пришлось пережить за эти годы православным Латвии: смену правительств, лихолетье двух мировых войн, период безбожной власти. Не раз казалось, что само существование обители находится под угрозой. Но пути Господни неисповедимы. Вот уже больше века здесь возносятся молитвы, и каждый, кто приходит сюда, чувствует, что городская суета и шум остаются позади, а душа умиротворяется. Ведь не случайно святые отцы говорят, что в монашеских обителях Небо приближается к земле.


МЕЧТА О МОНАСТЫРЕ

       Создание этой старинной обители неразрывно связано с деятельностью семьи Мансуровых. Ее основание было положено в 1881 году фрейлинами Ее Императорского Величества М. Н. Мансуровой (урожденной княжной Долгоруковой) и ее дочерьми Екатериной и Наталией. Наследницам древнего рода было уготовано блестящее будущее. Их отец, статс-секретарь Его Императорского Величества, действительный тайный советник, член Государственной Думы Б. П. Мансуров, не скрывал, что стремится к тому, чтобы его милые, образованные и воспитанные дочери чаще бывали при дворе, в гуще светской жизни. Но Екатерина и Наталия выбрали иной жизненный путь. Московский дом Мансуровых находился поблизости от Страстного женского монастыря. Несомненно, эта православная обитель оказала влияние на уклад жизни семейства. Сохранилось немало свидетельств о духовной близости между настоятельницей Страстного монастыря игуменией Евгенией (Озеровой) и юными Мансуровыми.

Игумения Евгения (Озерова)

Архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев)

Архиепископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский)

Игумения Сергия (Мансурова)

       В 1886 году тяжело заболела младшая дочь Мансуровых, и семья переехала в Ригу. Прошел год мучительных волнений, и девочка начала поправляться. По некоторым предположениям, именно в это время Наталия высказала мысль о том, что было бы хорошо в благодарение Богу за ее выздоровление основать в Риге обитель. Вероятно, в этот период у сестер сложилась тайная мысль о пострижении в монашество, которую они могли доверить только своей духовной наставнице игумении Евгении. Однако умудренная жизненным опытом матушка в своих письмах убеждала сестер не торопиться в выборе. Главным, по ее мнению, было испытать самих себя и твердо увериться в непоколебимости своего решения.
       А пока старшая, Екатерина Мансурова, трудилась над открытием в Риге общедоступной воскресной школы с обучением на русском языке. 22 января 1889 года состоялось освящение и открытие этого учебного заведения. Газеты того времени восторженно писали: «Нельзя не радоваться тому, что стараниями юных энтузиасток русского общества в Риге имеет место столь благое дело, направленное на просвещение женщин и девочек из неимущих семей». Постоянно соприкасаясь с жизнью воскресной школы, наблюдая за судьбами детей, Мансуровы поняли необходимость создания приюта для девочек-сирот. Приют был открыт 18 апреля 1891 года, в него сразу приняли пять девочек. Их знали еще по воскресной школе как наиболее нуждающихся. Одновременно с приютом Мансуровы учредили богадельню. В работу приюта включились благочестивые женщины, имевшие опыт не только в воспитании детей, но и в молитвенной жизни. Скоро удалось организовать непрестанное чтение Псалтири – днем и ночью, с поминовением живых и усопших благотворителей. Раз в неделю в приюте совершались молебны с чтением акафистов. Сюда стали приходить рижане со своими духовными нуждами.

Благотворительный обед в Троице-Сергиевом монастыре
1910-е годы

       Создание частного благотворительного молитвенного учреждения требовало решения многих сложных вопросов. Очень важно было заручиться поддержкой со стороны властей, и в первую очередь Святейшего Синода. Екатерина Мансурова обратилась с письмом к обер-прокурору К. П. Победоносцеву, который отнесся к этой инициативе весьма доброжелательно.
       В адрес богадельни в декабре 1881 года было выслано 1200 рублей с просьбой о вечном поминовении рабы Божией Параскевы. Примечательным событием стало посещение приюта и богадельни епископом Рижским и Митавским Арсением (Брянцевым, † 1914). Владыка Арсений познакомился с жизнью детей и взрослых, а затем благословил всех присутствовавших иконой Живоначальной Троицы. Этот образ Преосвященный Владыка преподнес в дар вновь образованной общине, закрепив за нею наименование Свято-Троицкой. Для духовного чтения Владыка Арсений передал полный круг Четиих Миней. Так в богадельне при частном приюте Мансуровых были заложены основы монастырской жизни будущей общины.

Одна из сестер Мансуровых

М. Н. Мансурова с дочерьми

       Решением Святейшего Синода от 5 октября 1892 года благотворительное учреждение Мансуровых было преобразовано в Рижскую Свято-Троицкую женскую общину. Под постройку зданий для общины Святейший Синод выделил участок земли в три с половиной десятины.
       25 сентября 1892 года, в день 500-летия преставления Преподобного Сергия Радонежского, была совершена торжественная закладка церкви и дома общины. Благодаря активности сестер Мансуровых средства общины быстро увеличивались, и деятельность ее расширялась. В том же году император Александр III пожертвовал на Свято-Троицкую общину 29 тысяч рублей. Затем поступили 4 тысячи 200 рублей от обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева, 5 тысяч рублей от Прибалтийского православного братства, 3 тысячи 850 рублей от рижского купечества. Немалую помощь оказали должностные лица Петербурга и Москвы, в том числе министр финансов С. Ю. Витте, министр просвещения И. П. Демянов, действительный статский советник П. М. Хрущев, председатель Прибалтийского Православного братства М. Н. Галкин-Враской.
       Среди благотворителей, духовно и материально поддерживавших общину, был и святой праведный Иоанн Кронштадтский.
       Современники отмечали скромную домашнюю обстановку в общине, доброжелательность сестер, их усердие к молитве и трудолюбие.

ОПЛОТ ПРАВОСЛАВИЯ В ПРИБАЛТИЙСКОМ КРАЕ

Великая княгиня Елизавета Федоровна с племянниками

       Благодаря многочисленным пожертвованиям в 1893 году было завершено возведение храма во имя Преподобного Сергия Радонежского. При храме были построены два жилых корпуса. Кроме земельного участка Святейший Синод в 1893 году передал общине сенокосные луга в Спилве.
       В 1894 году наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Павел (Глебов, † 1904), духовно окормлявший сестер Мансуровых, с благословения архиепископа Арсения совершил в Риге иноческий постриг Екатерины и Наталии.
       К концу 1894 года Министерство государственных имуществ отдало общине сто семьдесят с половиной десятин земли Митавской (Елгавской) лесной казенной дачи, где через несколько лет был образован скит Рижской Свято-Троицкой общины, названный Спасо-Преображенской пустынью. В середине лета 1899 года в пустыни был освящен храм. Кроме церкви были построены часовня, корпус для сестер и священнослужителей, а также странноприимный дом, на втором этаже которого была открыта приходская школа.
       К 1902 году количество сестер Свято-Троицкой общины достигло ста четырнадцати человек. Там уже имелись свечной завод, детский приют на сорок девочек, двухклассная с четырьмя отделениями школа на сорок учениц, иконописная и швейная мастерские. При общине действовала бесплатная столовая для бедных, в которой ежедневно получали питание до ста пятидесяти человек.

Захоронение русских и немецких солдат
времен Первой мировой войны
в Спасо-Преображенской пустыни

Надгробия на могилах М. Н. Мансуровой и Б. Н. Мансурова

       Определением Святейшего Синода от 31 декабря 1901 года Рижская община была переименована в Троице-Сергиев женский монастырь. Настоятельницей обители была назначена учредительница общины Екатерина Борисовна Мансурова, в монашестве Сергия. А 15 сентября 1902 года епископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский, впоследствии митрополит Ярославский и Ростовский, † 1928; ныне прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских) совершил в Рижской Троице-Сергиевой обители Божественную литургию в сослужении настоятеля Рижского мужского Алексиевского монастыря архимандрита Иннокентия (Смирнова, † 1906), ректора Рижской Духовной семинарии протоиерея А. П. Аристова, ключаря Рижского кафедрального собора протоиерея Николая Лейсмана и других священнослужителей. Во время Литургии на малом входе настоятельница обители монахиня Сергия была возведена в сан игумении.
       Церковь Преподобного Сергия уже не могла вместить всех молящихся, и встал вопрос о строительстве более обширного храма. Средств община не имела, однако к концу года по повелению Государя Николая II из казны было отпущено 75 тысяч рублей. В 1906 году, когда строительство собора шло к концу, выяснилось, что средств недостаточно, и Святейший Синод благословил провести во всех церквах Российской Империи тарелочный сбор на окончание строительства.
       18 ноября 1907 года состоялось освящение соборного храма во имя Святой Троицы, которое совершил архиепископ Агафангел в сослужении рижского духовенства. За богослужением присутствовали прибывшие из Петербурга обер-прокурор Святейшего Синода гофмейстер П. П. Извольский, член Государственного совета, статс-секретарь, действительный статский советник М. Н. Галкин-Враской, а также Курляндский губернатор тайный советник Л. Н. Князев и другие высокопоставленные лица. На торжества прибыли гости из женских монастырей. Благолепие храма, торжественность богослужения, молитвенное пение хора инокинь умиляли присутствовавших.
       К 1908 году была обустроена домовая церковь в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенской пустыни. Вскоре настоятель Рижского Алексиевского монастыря архимандрит Вячеслав в сослужении монастырского духовенства освятил в пустыни деревянный храм во имя преподобного Иоанна Лествичника.
       Жизнь пустыни налаживалась. Странноприимный дом принимал паломников. Работала церковноприходская школа. Были и воскресные занятия с детьми. В богадельне ухаживали за больными и одинокими пожилыми женщинами. Устраивались бесплатные трапезы. Дивная в своей духовной простоте и величии Спасо-Преображенская пустынь стала помощницей Рижской обители в ее духовно-просветительном служении, соединяя в одну духовную семью рассеянных чад Православной Церкви, помогая инославным познать Православие.

Схиигумения Евгения (Постовская)

Трапеза в день Ангела игумении Евгении (Постовской)

Епископ Рижский Иоанн (Гарклавс, † 1982
с духовенством, игуменией Евгенией (Постовской)
и сестрами Троице-Сергиева монастыря

       Такое значение пустыни проявилось постепенно. Основательницы монастыря игумения Сергия и монахиня Иоанна были духовными наставницами для сестер, подвизавшихся в пустыни, часто беседовали с ними. Духовно опекали сестер старцы из разных обителей, но своего, постоянно живущего в обители старца еще не было. Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Павел (Глебов) и настоятель Псково-Печерского монастыря архимандрит Мефодий (Холмский, † 1906) постоянно поддерживали духовную связь с сестрами в пустыни. Инокини считали архимандрита Мефодия духовником своей обители. Один раз в год он приезжал в пустыньку на длительное время. После смерти отца Мефодия духовным руководителем основательниц монастыря и пустыньки стал иеросхимонах Алексий (Соловьев, † 1928), старец Зосимовой пустыни при Троице-Сергиевой Лавре.
       Летом 1909 года Преображенскую пустынь посетила Великая княгиня Елизавета Федоровна. В сопровождении старшей монахини она ознакомилась с жизнью скита. Игумения Сергия (Мансурова) благословила Великую княгиню образом явления Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому. Известно, что в начале июля 1910 года Ригу посетил Государь Николай Александрович в сопровождении Государыни Александры Федоровны с детьми и высокопоставленных государственных деятелей. Визит состоялся в честь 200-летия окончания войны со шведами и освещения памятника Петру I. Игумения Сергия преподнесла Государю икону Святой Живоначальной Троицы древнего письма с полотенцем, на котором шелком было вышито изображение монастырского храма Святой Троицы.

Игумения Магдалина (Крисько)

Игумения Тавифа (Дмитрук)

Игумения Зинаида (Баранова)

       Незадолго до этих торжественных событий, 21 июня 1910 года, почил Борис Петрович Мансуров, отец основательниц монастыря. Его погребение состоялось в нижнем помещении Свято-Троицкого монастырского храма. Незадолго до того, в 1906 году, из Рижской Духовной консистории был получен указ о том, что общине разрешается устроить для М. Н. Мансуровой и ее дочерей после их кончины склеп в нижних помещениях храма. Заботу об усыпальнице, где был погребен Б. П. Мансуров, взяла на себя его вдова. 17 июня 1912 года архиепископ Рижский и Митавский Иоанн (Смирнов, † 1919) освятил нижний храм в честь Успения Божией Матери.
       Через полтора года, 29 января 1914 года, после продолжительной болезни из жизни ушла Мария Николаевна Мансурова, урожденная княжна Долгорукова. В некрологе отмечались ее заслуги в создании в Риге общедоступной народной библиотеки, детского дома трудолюбия, воскресной школы и монастыря. Говорилось также о ее деятельности в качестве почетной председательницы и попечительницы различных обществ, в том числе частной рижской женской гимназии Л. И. Тайловой. В течение трех дней огромное количество людей приходили попрощаться с почившей.
       М. Н. Мансурова была погребена рядом с супругом.

Встреча Толгской иконы Божией Матери,
переданной в дар Троице-Сергиевой обители
Покровским монастырем в Хотькове. 1996 год

Духовник обители игумен Кирилл (Смирнов)

Игумения Магдалина (Жегалова)



ВРЕМЯ БЕД И ПОТРЯСЕНИЙ

       В годы Первой мировой войны на территории монастыря был открыт лазарет на семьдесят коек. В Рижской обители и пустыни шили белье и одежду для воинов. В трапезной кормили солдатские семьи. Помещения монастыря одно за другим отводились для помощи нуждавшимся.
       В 1915 году война приблизилась к Спасо-Преображенской пустыни, началась эвакуация. Взяв самое необходимое, сестры покинули пустынь. Больные и немощные монахини выехали последним пароходом. Насельницы были эвакуированы из Риги вглубь России, в Новгородскую область, в Савво-Вишерский монастырь. Осенью немецкие войска заняли всю Курляндию. Но жизнь в Рижском монастыре продолжалась. Оставшиеся сестры кормили голодных. Каждый день в храме Преподобного Сергия совершалась Божественная литургия.
       После октябрьского переворота над монастырем постоянно довлела угроза закрытия. Началось самоуправство местных властей: отбирались земли, лесные угодья, а также вся собственность Мансуровых, которая была завещана монастырю. Смена правительства в 1920 году не изменила негативного отношения к Рижской женской обители. По распоряжению министра внутренних дел независимой Латвии 28 мая 1921 года в монастыре была произведена опись всего движимого и недвижимого имущества, вплоть до белья монахинь и всех находящихся в обители частных лиц. Угроза национализации и закрытия стала реальностью. Сестер было мало, нужда ощущалась во всем. Все эти заботы легли на плечи игумении Евгении (Постовской), которая по благословению Святейшего Синода возглавила одновременно Рижский, Илукстский монастыри и Спасо-Преображенскую пустынь.

В Свято-Троицком соборе

Монастырская колокольня

       Бывшая настоятельница Рижского монастыря игумения Сергия (Мансурова) после эвакуации из Новгорода не вернулась в Ригу. С сестрой монахиней Иоанной они переехали в город Пушкино, где старшая из сестер в 1926 году окончила свой жизненный путь. По благословению митрополита Рижского и Латвийского Леонида (Полякова, † 1990) ее останки были перевезены и перезахоронены в Спасо-Преображенской пустыни в 1985 году. Монахиня Иоанна (Мансурова), приняв схиму с именем Анна, после кончины своей сестры переехала в город Геническ на Азовском море. В 1934 году схимонахиня Анна почила в Бозе, место ее захоронения неизвестно.
       Трудности послевоенного времени тяжело сказывались на жизни монастыря. Но по-прежнему совершались службы, содержался странноприимный дом, столовая для бедных. В 1921 году были открыты детский приют и школа. К началу 1930 года стала восстанавливаться Спасо-Преображенская пустынь. Удалось отремонтировать храмы, восстановить келлии для насельниц, помещения для паломников. Огромную поддержку обители оказывал архиепископ Рижский и Латвийский Иоанн (Поммер, † 1934).
       С установлением в 1940 году советской власти начались новые беды. Сразу же сменилось духовенство, был закрыт детский приют, нависла угроза национализации имущества. Сестер оставалось немного, и в основном все они были преклонного возраста. Однако богослужения продолжались, матушки обслуживали храмы, трудились на огородах, в швейной мастерской, на свечном заводе, в монастырской пекарне.
       В начале Второй мировой войны Спасо-Преображенская пустынь вновь подверглась разрушению. Сестер почти совсем не осталось. Последних насельниц Рижского монастыря немцы пытались вывезти в Германию, но они не покинули обитель. В те годы бывшая начальница монастырской школы Е. А. Юшкевич вместе с монахинями хлопотала перед немецкими властями об освобождении детей из Саласпилского концлагеря. Когда это удавалось, малышей привозили в монастырь, кормили, лечили, одевали и отдавали добрым людям на воспитание. В монастыре собирали данные обо всех поступивших детях, здесь же записывали сведения о людях, которые брали детишек на воспитание. Всю эту работу выполняла монахиня Евсевия (Федосеева). После окончания войны, когда миллионы людей разыскивали своих родных и близких, эти документы оказались бесценными. Однако материалы были изъяты властями как документальные свидетельства для расследования фашистских злодеяний и в обитель их не возвратили.
       В послевоенное время обителью по-прежнему управляла игумения Евгения (Постовская), которой уже исполнилось 83 года. Поэтому в 1947 году из Вильнюсского женского монастыря туда приехала монахиня Тавифа (Дмитрук). Она встретилась с игуменией Евгенией, познакомилась с жизнью сестер. По возвращении в Вильнюс матушка Тавифа была возведена в сан игумении, после чего возглавила Рижскую обитель. Через год, перед самой кончиной, игумения Евгения приняла схиму. Вскоре матушки не стало.

Икона «Явление Божией Матери
Преподобному Сергию Радонежскому»


       Новая настоятельница начала свое служение с возрождения разоренной Спасо-Преображенской пустыни. На тот момент там проживало более тридцати сестер. В основном это были старенькие монахини из закрытых новгородских и московских монастырей. Сестры здесь занимались хозяйством, работали на огородах и полях. Помогали местному колхозу в уборке урожая, за что колхозники снабжали матушек овощами, иногда давали транспорт для нужд пустыньки.
       По свидетельству матушек, игумения Тавифа была для сестер примером трудолюбия, терпения, неутомимости. Благодаря ее стараниям удалось обновить в Риге роспись монастырского собора Святой Троицы, а главное, воссоздать на внешней стене монастырской Сергиевской церкви икону «Явление Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому». Заботами настоятельницы Спасо-Преображенская пустынь постепенно восстанавливалась.
       Восстановление пустыньки тесно связано с именем духовника обители игумена Кирилла (Смирнова), начинавшего свое служение послушником в Валаамском монастыре.
       В 1953 году по благословению архиепископа Филарета (Лебедева, † 1958) он был назначен на служение в пустынь. Свои труды в обители батюшка начал с обустройства жизни и быта сестер. Всем запомнились его доброта и стремление послужить всем. Игумен Кирилл отличался глубокой молитвенностью и вел строгую аскетическую жизнь. Батюшка излучал внутренний свет тихой Христовой любви.
       Почил схиархимандрит Косма (Смирнов) в 1968 году.
       В 1960 году игумения Тавифа (Дмитрук) была отправлена в длительную командировку в Горненский женский монастырь близ Иерусалима. Исполнение обязанностей настоятельницы было возложено на игумению Магдалину (Крисько), которая с 1947 года выполняла обязанности казначеи Рижской обители. В 1969 году игумения Тавифа возвратилась из Иерусалима. Тогда же духовником Спасо-Преображенской пустыни стал архимандрит Таврион (Батозский, † 1978). В обитель в те годы стекались тысячи паломников со всей страны, жаждущих духовного руководства и наставления.

Святые врата Спасо-Преображенской пустыни

       В 1970-е годы настоятельницей обители была игумения Зинаида (Баранова). 7 мая 1977 года состоялось поставление в игумении монахини Магдалины (Жегаловой). Жизнь матушки была связана с Рижской обителью с детских лет. Ее отец был здесь священником, и она жила в монастыре вместе с семьей. Новая настоятельница успешно справлялась со своими обязанностями. Управляя монастырем, игумения Магдалина назидала сестер своим примером. Она прошла все послушания в обители и не боялась физического труда. Обладая духовной мудростью и рассудительностью, она умела спросить и с других. Матушка часто повторяла: «Мы, монахини, прежде всего должны стремиться к молитве. Человек, который стремится к Богу, обретает в своем сердце Христа, а через Него любовь к людям». 10 октября 1996 года игумения Магдалина (Жегалова) отошла ко Господу.

       При игумении Магдалине обитель стала признанным духовным центром. В девяностые годы XX века сестры одна за другой стали получать приглашения возглавить возрождающиеся православные монастыри в епархиях Русской Православной Церкви. Из Рижского монастыря отправились в другие обители многие насельницы. Девятнадцать из них ныне являются настоятельницами и игумениями.
       В 1997 году в Рижском кафедральном соборе Святой Троицы архиепископ Рижский и всея Латвии Александр (ныне митрополит) совершил возведение в сан игумении монахини Магдалины (Полын) – нынешней настоятельницы Рижской обители.

Иконостас храма во имя преподобного Иоанна Лествичника

Митрополит Рижский и всея Латвии Александр
во время богослужения у чтимой иконы
Божией Матери «Достойно есть»

       Жизнь Рижского Троице-Сергиева монастыря и Спасо-Преображенской пустыни по-прежнему поддерживается каждодневными усердными трудами насельниц обители. Послушаний много и они самые разные. Сестры постоянно совершают чтение Псалтири с поминовением живых и умерших. В обители выпекаются просфоры для всех церквей Рижского благочиния. Организовано разнообразное социальное служение: посещение приютов, домов инвалидов, интернатов для престарелых. Проводятся занятия по Закону Божию в рижской общеобразовательной школе. Ежедневно в монастыре кормят горячими обедами более двухсот человек неимущих и бездомных.


Престольный праздник в Спасо-Преображенской пустыни.
Освящение плодов


Игумения Магдалина (Полын)

       Нынешняя благоустроенная и многолюдная пустынь мало похожа на ту тихую лесную обитель, где возносили молитвы первые насельницы. Но по-прежнему стоят храмы – свидетели тех молитв. Кресты на монастырском кладбище напоминают о старцах, служивших в пустыни, и о сестрах, подвизавшихся здесь.
       На протяжении двадцати лет духовником пустыни является архимандрит Тихон (Кравченко). Батюшка мудро окормляет сестер обители и многочисленных паломников. Сюда регулярно приезжают ученики воскресных школ. По благословению митрополита Рижского и всей Латвии Александра в летнее время здесь организуется православный детский лагерь. Насельницы радушно принимают ребят, стараются познакомить юных богомольцев с историей обители и ее духовным наследием. Несмотря на строгий устав и продолжительные службы, матушки много трудятся в поле, на огородах, скотном дворе и птичнике.
       Как и более ста лет назад, и сегодня монастырь радушно встречает каждого гостя. Трудами матушки настоятельницы и сестер проведен капитальный ремонт старых корпусов, благоустроенная территория приятно радует глаз. Владыка Александр относится к обители с любовью и отеческим вниманием, оказывает поддержку во всех делах. В праздничные и памятные дни в монастырском храме Преподобного Сергия Радонежского совершаются архиерейские богослужения. Знаменательными событиями являются постриги сестер, которые совершает Его Высокопреосвященство. Отрадно отметить, что в настоящее время наблюдается большой интерес к Православию у лютеран. Многие из них после присоединения к Православной Церкви становятся прихожанами монастыря и даже изъявляют желание подвизаться в обители.




       С середины 1990-х годов по благословению митрополита Рижского и всея Латвии Александра возобновлена традиция крестного хода с чтимым образом Пресвятой Богородицы, именуемым «Достойно есть», из рижского Троице-Задвинского храма в Спасо-Преображенскую пустынь к празднику Преображения Господня.
       Это духовное торжество собирает огромное количество верующих со всех уголков Латвии. Так, с молитвой и в трудах, по заветам своих первых основательниц – благочестивых сестёр Мансуровых протекает жизнь Рижского Троице-Сергиева женского монастыря и Спасо-Преображенской пустыни.

Подготовлено
по материалам летописи Рижского Троице-Сергиева
монастыря и документам Латвийского Государственного архива
Н. Деминой и инокиней Евфросинией (Седовой)