ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
08-2006

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Валаам в судьбе Первосвятителя

       «Пречудный остров Валаам» занимает особое место в жизни Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. «Посещение Спасо-Преображенской Валаамской обители всегда является для меня особым духовным переживанием: моя мысль переносится к отроческим годам, когда родители брали меня, девяти-десятилетнего мальчика, в паломничество на Валаам в 1938–1939 годах. Это оставило у меня неизгладимое впечатление на всю жизнь», – говорит Первосвятитель. Тогда, в конце 1930-х годов, сложно было предположить, что посещение отроком Алексием Валаама станет судьбоносным не только для Церкви, но и для самой обители, которая после полувекового разорения и разрушения начнет возрождаться и будет восстановлена при деятельном попечительстве давнего юного паломника, а ныне Cвященноигумена ставропигиального Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Святейшего Патриарха Алексия.

1939 год

       Детство и отрочество нынешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви прошло в старой России. Первосвятитель родился в 1929 году в Таллине. В семье его царил дух православной церковности. В Эстонии, бывшей окраине Российской Империи, было много русских. Большинство из них по существу не были эмигрантами. Являясь уроженцами этого края, они оказались за границей, не покидая родины. Среди таких эмигрантов поневоле оказалась и мать будущего Патриарха, Елена Иосифовна Писарева.
       В эмиграции роль Православной Церкви была особой. Многих людей, оказавшихся за пределами России, отличал высокий духовный настрой. Переживая утрату отчизны, испытывая лишения, они с энтузиазмом участвовали в религиозной жизни русского рассеяния. Развивалась приходская жизнь, в молодежной среде активно работало Русское Студенческое Христианское Движение. Деятельное участие в мероприятиях движения принимал отец будущего Патриарха Михаил Александрович Ридигер, который в конце 1930-х годов был рукоположен во диакона, а затем во иерея.
       В Эстонии стремились побывать эмигранты из «дальнего зарубежья». Здесь они находили «уголок» России, заключавший в себе великую святыню – Псково-Печерский монастырь. За пределами СССР, в тогдашних границах Финляндии, находилась и другая русская святыня – Валаамский монастырь. Посещение Северного Афона, как называли остров Валаам, оставило неизгладимый след в душе юного паломника Алеши Ридигера. Это событие сыграло, по признанию Патриарха, особую роль в его жизни. Следовательно, событие это повлияло и на судьбу Русской Православной Церкви, неразрывно связанную с жизнью ее Предстоятеля.

* * *

       В 1937 году отец будущего Патриарха посетил Валаам. Эта поездка произвела на него столь сильное впечатление, что в последующие годы он вновь совершал паломничества в Спасо-Преображенскую обитель, но уже с женой и сыном. Святейший Патриарх Алексий вспоминает: «Семейной традицией было совершение паломничеств в период летних отпусков. Мы ездили или в Пюхтицкий женский монастырь, или в Псково-Печерский мужской. Но особенно мне запомнились паломнические поездки в Валаамский Преображенский мужской монастырь в 1938 и 1939 годах. Мы плыли пароходом до Хельсинки, оттуда по железной дороге ехали до Выборга и потом уже на монастырском пароходе до Валаама. Следующий paз я побывал на Валааме только пятьдесят лет спустя, в год тысячелетия Крещения Руси».

Во время паломничества в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь
В центре – Алеша Ридигер. 1939 год

       Отрок всем сердцем полюбил древний Валаам. На фотографии 1939 года Алеша Ридигер сидит перед игуменом Харитоном (Дунаевым) вместе с братией и паломниками Валаамского монастыря. Именно здесь, вспоминал впоследствии Святейший Патриарх, он почувствовал призвание идти по пути служения Церкви Христовой. Благочестивый отрок приглянулся духоносным валаамским старцам. На всю жизнь запомнил мальчик встречи с насельниками обители – схиигуменом Иоанном (Алексеевым), иеросхимонахом Ефремом (Хробостовым). Особенно теплые отношения сложились у Алеши с архивариусом отцом Иувианом (Красноперовым), который принял отрока в свое сердце. Между ними завязалась переписка. Вот небольшой фрагмент из письма отца Иувиана.
       «Дорогой о Господе, милый Алешенька!
       Сердечно благодарю тебя, дорогой мой, за приветствие с праздником Рождества Христова и с Новым годом, а также за твои добрые пожелания. Да спасет тебя Господь Бог за все эти дары духовные. Если бы Господь сподобил всех вас приехать к нам на Пасху, это увеличило бы нашу пасхальную радость
       Прости, дорогой Алешенька! Будь здоров! Да хранит тебя Господь. В своей чистой детской молитве вспомни и о мне, недостойном.

Искренне любящий тебя о Господе
м. Иувиан».

       Отец Иувиан посылал мальчику образки и духовные стихи, сугубо молился о его здравии во время его детских болезней. Через монаха Иувиана духовная нить соединяет Святейшего Патриарха Алексия с ангелом-хранителем России святым Иоанном Кронштадтским. Именно по благословению святого праведного Иоанна отец Иувиан стал валаамским монахом, и конечно, он рассказывал милому его сердцу Алеше о великом пастыре. Эта связь напомнила о себе в июне 1990 года, когда Поместный Собор Русской Православной Церкви, избравший Святейшего Патриарха Алексия, прославил праведного Иоанна Кронштадтского в лике святых.
       Уже в детстве Алеша Ридигер хотел стать священником. В восемь-девять лет он знал наизусть Божественную литургию, и любимой игрой его было «служить». Дома он сооружал алтарь и иконостас и имитировал церковную службу. Родители смущались этим и даже обращались к валаамским старцам по этому поводу, но им было сказано, что если мальчиком все это делается серьезно, то препятствовать не нужно.
       Более полувека спустя, вспоминая свои детские паломнические поездки, Патриарх напишет: «Во многом эти два посещения Валаама определили мой будущий жизненный путь».
       Во время войны иноки Валаамского монастыря были вынуждены покинуть родную обитель и уйти на запад, в глубину Финляндии, где они образовали Ново-Валаамский монастырь. Создание в послевоенное время на острове дома-интерната для инвалидов войны сделало его на время практически закрытым для посещения. В 1960-е годы на остров начали прибывать теплоходы с туристами. С каждым годом увеличивалось количество неорганизованных посетителей. В 1979 году на Валааме с целью проведения научно-исследовательских и реставрационных работ, а также для обеспечения организованного экскурсионного обслуживания был создан историко-культурный и природный музей-заповедник.
       Это может показаться удивительным, но Высокопреосвященный Алексий (Ридигер) много лет отказывался от приглашений посетить Валаам. Слишком дороги были для него детские воспоминания, и было больно думать, что светлые детские образы могут вытесниться печальными картинами запустения. «Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов, † 1978) много раз приглашал меня на остров, но я не хотел ехать туда, где монашеская жизнь пресеклась и храмы осквернены, чтобы не затмевать впечатлений детства, – вспоминает Патриарх. – В 1988 году Валаам уже не произвел на меня гнетущего впечатления, потому что была надежда на возрождение обители».


* * *

       В 1988 году Владыка Алексий, занимавший в то время Ленинградскую кафедру, предложил программу восстановления монастыря. 22 августа он обратился в Совет по делам религий при Совете Министров СССР с просьбой о передаче части монастырского комплекса Русской Православной Церкви. «Валаамский архипелаг со Спасо-Преображенским монастырем и многочисленными скитами является одним из главных общенациональных, историко-культурных и природных сокровищ Советского Союза, – было сказано в его обращении. – Во всем мире Валаам известен как один из главных духовных центров Православия до начала 1940-х годов.
       В настоящее время монашеской жизни на Валааме нет. Монастырские и скитские здания большой историко-художественной ценности находятся в катастрофическом состоянии, и процесс их разрушения ускоряется с каждым годом. Хотя выделенные средства частично осваиваются, эффективных результатов это не дает. Главная причина такого состояния архитектурно-художественных памятников Валаама заключается, по единодушному признанию специалистов, в использовании монастырских и скитских зданий вопреки их первоначальному назначению. Ввиду этого специалисты и общественность уже несколько лет тому назад поставили вопрос о передаче части Валаама Русской Православной Церкви для того, чтобы Церковь не только приняла участие в восстановлении монастырских и скитских зданий, но и обеспечила правильное использование их благодаря возобновлению на Валааме монашеского общежития. Конкретно был поставлен вопрос о передаче Русской Православной Церкви Всехсвятского (Белого) скита. Помимо того, что при непосредственном осмотре подтвердились самые печальные сведения о состоянии зданий и сооружений на Валааме, выяснилось также, что состояние Всехсвятского скита совершенно не позволяет начать в нем монашескую жизнь ввиду отсутствия в нем хотя бы одного здания, пригодного для проживания. Но монашеская жизнь не могла бы быть налажена во Всехсвятском скиту даже при наличии пригодных для проживания зданий. Дело в том, что Всехсвятский скит не создавался в расчете на самостоятельное существование, а изначально полностью зависел от Спасо-Преображенского монастыря, поэтому какая-либо хозяйственная деятельность в скиту невозможна. В скиту никогда не было собственных хозяйственных бытовых служб и соответствующих построек (бани, прачечной, пекарни, гостиницы для паломников и т. д.). Возведение новых построек такого назначения здесь невозможно, так как это нарушит ценный архитектурный ансамбль скита...»
       Изложив по пунктам мероприятия, необходимые для восстановления монастырской жизни на Валааме, митрополит Алексий добавлял: «На наш взгляд, лишь реализация вышеизложенной программы (общий смысл которой – возвращение Валааму его первоначальных функций) позволит обеспечить как возрождение, так и надежное сохранение в будущем этого бесценного историко-культурного и природного комплекса мирового значения».
       С 15 по 23 сентября 1988 года была совершена комплексная экспедиция Советского фонда культуры на Валаам, целью которой было изучение и выработка рекомендаций по его восстановлению. Члены экспедиции, в которую входили представители Академии наук СССР, Министерства культуры РСФСР, Совета по делам религий при Совете Министров СССР и ряда других организаций, а также Ленинградской епархии, обследовали почти все объекты Валаама. По результатам экспедиции 27 декабря 1988 года на заседании Священного Синода было сообщено о возможности передачи Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Церкви. Синод постановил в случае осуществления этой возможности «поручить Преосвященному митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию организацию возобновления монастырской жизни и ремонтно-восстановительных работ, а также духовное окормление обители».
       27 июня 1989 года Совет министров РСФСР издал распоряжение, разрешившее Ленинградской епархии принять участие в реставрационно-восстановительных работах и использовании некоторых «памятников истории и культуры Валаамского историко-архитектурного и природного музея-заповедника».

       16 октября 1989 года митрополит Алексий сообщил об этом на заседании Священного Синода, который возблагодарил Бога за восстановление монастырской жизни на Валааме. В том же году группа паломников во главе с митрополитом Алексием посетила Валаамский монастырь. 14 декабря 1989 года в Большой Никоновской бухте у Воскресенского скита пришвартовалось судно, на борту которого находились первые шесть иноков. С этой даты начинается новая история Валаама.
       Поначалу монашествующим пришлось поселиться в гостинице поселка Валаам, совершать многочасовые уставные богослужения в почерневших сырых стенах нижнего храма Спасо-Преображенского собора, всем своим видом напоминавшего о мерзости запустения, десятилетиями царившего на святом месте.
       В 1990 году монастырю был дарован статус ставропигиального. Настоятелем и Священноархимандритом обители является Патриарх Московский и всея Руси Алексий. И сейчас, несмотря на свою занятость, Святейший Патриарх почти ежегодно отмечает день памяти основателей и покровителей обители преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, торжественным богослужением в Спасо-Преображенском соборе. Во время посещения Валаамского монастыря Его Святейшество подробно знакомится с жизнью братии как в монастыре, так и в скитах, беседует с насельниками.

Во время посещения Спасо-Преображенской
Валаамской обители. 1996 год


       В 1999 году в жизни обители произошло знаменательное событие. Резолюцией Его Святейшества от 4 июля было установлено празднование дня Собора Валаамских святых (7/20 августа, второй день престольного праздника Преображения Господня). Собор составили уже прославленные Церковью святые, в разное время подвизавшиеся на Валааме в числе братства, и те, кто приложил много трудов для процветания северной обители.
       В том же году состоялась научная конференция «Архив Валаамского монастыря», посвященная десятилетию возрождения обители. В приветственном слове участникам конференции Святейший Патриарх Алексий подчеркнул, что Валаам всегда был хранителем духовной силы, опыта и мудрости: «Знаменательно, что церковноисторическая конференция, посвященная десятилетию возрождения монашеской жизни на Валааме, темой своей работы избрала судьбу архива Валаамского монастыря. Ибо архив – это память, и возрождение монастыря без возвращения к свой памяти, без собирания вновь по крупицам своего прошлого невозможно. Даже в самые трудные годы XX века у Валаама был свой хранитель архива, свой летописец – монах Иувиан (Красноперов), который сумел сберечь бесценные сокровища при эвакуации монастыря в Финляндию. И сегодня необходимо объединить усилия всех, кто любит Валаам, кто может отдать свои силы и знания делу воссоздания архива Валаамского монастыря».
       Одной из наиболее почитаемых валаамских святынь является образ преподобных Сергия и Германа, установленный над их ракой. В 1999 году он начал мироточить. По этому случаю Святейшему Патриарху был составлен рапорт, в котором говорилось: «11 июля 1999 года, в день празднования памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, после совместной молитвы с Вашим Святейшеством, вечером икона над ракой преподобных начала мироточить. Сначала миро в виде небольших капель проявилось на мантиях преподобных Сергия и Германа, а спустя некоторое время тонкими струйками стало стекать вниз. При ближайшем рассмотрении поверхности на иконописных изображениях преподобных можно было заметить множество мельчайших струек мира. Миро представляет собой прозрачную густую маслянистую жидкость с едва заметным благоуханием...» Истечение святого мира от этого образа дважды наблюдалось и в 2003 году.


2000 год

       Новым этапом в истории возрожденной обители стало создание Попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, который возглавил Святейший Патриарх Алексий. Совет объединил усилия многих видных российских политиков и предпринимателей, которые содействуют восстановлению и реставрации храмов, скитов и святынь Валаама, участвуют в реализации социальных и благотворительных программ. На его прошлогоднем заседании, состоявшемся в мае 2005 года, Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что за три года деятельности Попечительского совета удалось выполнить очень большой объем реставрационных работ. Так, полностью отреставрирован храм в честь Валаамской иконы Божией Матери, завершены основные работы по реставрации Спасо-Преображенского собора, восстановлены живописные композиции, ведутся дорогостоящие работы по восстановлению интерьера собора и т. д. Восстановлены храмы во имя Апостола Андрея Первозванного в Воскресенском скиту, храм-памятник русским воинам в Смоленском скиту и храм на Святом острове, посвященный одному из великих русских святых – преподобному Александру Свирскому. Ведутся реставрационные работы и в других скитах.

Интерьер Спасо-Преображенского собора
до восстановления

       В июле 2006 года, во время визита на Валаам, Святейший Патриарх Алексий освятил последний недостающий колокол звонницы Спасо-Преображенского собора, а также верхнюю, Воскресенскую церковь в Воскресенском скиту. Предстоятель Русской Церкви также совершил освящение закладного камня в основание храма во имя равноапостольного князя Владимира в новом скиту Валаамской обители – Свято-Владимирском.





       Отвечая после этого на вопросы журналистов, Святейший Патриарх Алексий сказал, что строительство Свято-Владимирского скита является свидетельством того, что Валаамский монастырь в настоящее время переживает новый этап своего существования: «Это уже не восстановление обители, это ее дальнейшее развитие», – подчеркнул Его Святейшество.
       Вспомним слово о Валааме Святейшего Патриарха Алексия: «По милости Божией возрождается святыня земли нашей. Вновь возжжена лампада в Спасо-Преображенской обители. И вновь, как и прежде, приходят сюда паломники, чтобы получить молитвенную поддержку у преподобных Сергия и Германа, чтобы здесь, в этой святой обители, почерпнуть духовные силы для своего жизненного пути».

2005 год



       На Валаам и в сотни других монастырей Русской Церкви стекаются сегодня многие тысячи паломников. Чудо возрождения церковноприходской и монашеской жизни, немыслимое пятнадцать-двадцать лет назад, совершилось на наших глазах. Валаам, прежде порушенный и оскверненный, стал одним из главных символов этого возрождения, которое происходит сегодня трудами всех верующих по молитвам и попечением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия.


Интерьер восстановленного
Спасо-Преображенского собора

В. Радзиевский

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

       1. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Т. 1. Слова, речи, послания, обращения, 1990–1998. М., 1999; Т. 2. Слова, речи, послания, обращения, 1990–1998. М., 2000.
       2. Иеродиакон Онуфрий (Маханов). Причал молитв уединенных. Валаамский монастырь и его Небесные покровители Сергий и Герман. СПб., 2005.
       3. Матвеева И. К Северному Афону. Из истории паломничества на Валаам // Православный паломник. 2005. № 3.
       4. Материалы официального сайта Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.