ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
08-2006

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Новый Валаам в Финляндии

       Предлагаем нашим читателям небольшой рассказ о современной жизни Ново-Валаамского монастыря, который появился на Финской земле в 1940 году, когда монахи Спасо-Преображенского Валаамского монастыря вынуждены были покинуть любимый ими «пречудный остров Валаам» и по льду Ладожского озера ушли от советских бомбежек вглубь Финляндии. Все они отошли ко Господу на этой чужой для них земле, не переставая тосковать по родной обители. Однако с их кончиной монашеская жизнь в обители не пресеклась, и ныне Новый Валаам является самым крупным православным культурным центром этой северной страны. За год его посещают около двухсот тысяч паломников и туристов, многие из которых именно здесь впервые знакомятся с Православием.
      
       После 1917 года известный всему православному миру Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, русский Северный Афон, оказался на территории суверенной Финляндии. Это спасло обитель от разорения – до начала Второй мировой войны она по-прежнему оставалась местом молитвы и трудов валаамской братии. Здесь сохранялся кусочек старой России: по-прежнему неспешно совершались в храмах службы Божии, братия с любовью принимали паломников – русских людей, после революции оказавшихся за границами советской России, для которых святая Валаамская обитель стала единственным местом, где в те тяжелые годы можно было получить духовное утешение и поддержку.
       Однако после закрытия границы с Финляндией приток новых насельников в монастырь резко сократился: за двадцать лет количество братии уменьшилось в четыре раза. Последние паломники побывали здесь летом 1939 года. В их числе был и будущий пятнадцатый Патриарх всея Руси, тогда десятилетний мальчик Алеша (Ридигер).

       Начавшаяся в конце ноября 1939 года финская война принесла на святой остров горе и разрушение. Обитель была подвергнута бомбардировкам советской авиации. В конце декабря 1939 года началась постепенная эвакуация братии вглубь Финляндии.
       В те дни игумен Харитон (Дунаев, † 1947) писал в своем дневнике: «20-го января [1940 года] служил я всенощную соборне. Во время пения хором Блажен муж над головами снова заревели моторы, затрещали пулеметы. Как будто вся адская сила собралась в воздухе. Взрывы бомб колеблют и разрушают здания. Выходим на литию, взрывы усилились, еще минута – и собор разрушится, и мы будем погребены здесь в кирпичных обломках вблизи раки преподобных. Но сознание, что такое погребение застанет нас в молитвенном настроении и в храме Божием, давало сердцу преданность на волю Божию... Всенощная кончилась. Налеты затихли, человеческих жертв не было, хотя здания пострадали, но в них не было людей, все были в храме».
       Наибольшему разрушению монастырь подвергся в результате бомбардировок 2 и 4 февраля, когда Валаам в несколько заходов бомбили более семидесяти советских самолетов. Казалось бы, монастырь должен был быть стерт с лица земли – бомба, предназначавшаяся для разрушения Спасо-Преображенского собора, упала всего в нескольких метрах от главного входа, но не взорвалась. От прямого попадания в больничную церковь загорелось северное крыло братского корпуса, но уцелела уникальная библиотека, насчитывающая 29 тысяч томов. Чудом, по молитвам преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, главная святыня Валаама – Спасо-Преображенский собор остался цел.
       5 февраля монастырская братия во главе с игуменом Харитоном была эвакуирована. Большую часть из убранства Валаамского монастыря также удалось спасти. Зимой 1940 года из-за сильных морозов лед на Ладоге был достаточно прочным, чтобы выдержать грузовые автомобили финской армии, которые выделил сам главнокомандующий – маршал Маннергейм. Без этой помощи удалось бы спасти лишь самую незначительную часть. Тогда же была вывезена и главная, богословская часть знаменитой библиотеки Валаамского монастыря.
       13 марта 1940 года валаамские иноки по радио узнали, что подписан мирный договор между Финляндией и СССР, по которому вся Карелия с Валаамским, Коневским, Печенгским и Линтульским монастырями отошла к Советскому Союзу. По договору жителям давалось несколько дней для отъезда вместе с имуществом в Финляндию. На следующий день по благословению игумена Харитона для эвакуации монастырского имущества в обитель выехал наместник монастыря иеромонах Исаакий. «18 марта эвакуация имущества подходила к концу... – вспоминал иеромонах Исаакий об этом скорбном моменте. – Дав распоряжение, чтобы сделали двадцать четыре редких удара в Андреевский тысячепудовый колокол в знак умирающей тысячелетней Валаамской обители, я вынес благоговейно из собора престольные мощи и настоятельский посох – символ игуменской власти и выехал с Валаама. Колокол печально прозвучал, возвещая смерть обители...»


Могила игумена Харитона (Дунаева)
на братском кладбище

Богослужение в старом, деревянном храме

* * *

       В Финляндии, в бывшей усадьбе Папинниеми, расположенной в сельской местности Хейнявеси, приобретенной братией 24 июля 1940 года, началась жизнь монастыря, который впоследствии получил название Новый Валаам. Решение о покупке было принято, когда при осмотре одной из комнат неожиданно была обнаружена небольшая икона преподобных Сергия и Германа Валаамских. Братия усмотрели в этом знак Свыше. Осенью того же года насчитывавшая почти двести человек братия монастыря разместилась на новом месте. Монахи были в основном преклонного возраста, и ощущался острый недостаток молодежи. По окончании войны братия Трифоно-Печенгского монастыря тоже переселилась в Новый Валаам, а в 1956 году за ними последовала и братия Коневского монастыря, привезя с собою чудотворную Коневскую икону Божией Матери.
       После смерти игумена Иеронима, возглавлявшего монастырь с 1948 года до своей кончины в 1952 году, его преемником стал игумен Нестор (Киселенков, † 1967), подвизавшийся на Валааме с 1905 года. Соединив два сарая, братия соорудили Преображенскую церковь с трапезной. Усадебный дом стал настоятельским корпусом. Игумен старательно поддерживал валаамские традиции, в том числе певческие. Иноки по-прежнему поклонялись главной своей святыне – чудотворному Валаамскому образу Божией Матери.
       Вплоть до 1977 года, когда состоялось освящение нового, каменного храма, в старой деревянной церкви совершались все богослужения суточного круга. Теперь деревянная церковь используется только в летнее время для совершения ежедневного молебна.
       Практически все предметы убранства храма были привезены с Валаама, где была своя иконописная мастерская, в которой трудились монахи и послушники монастыря. Иконы, находящиеся в этом храме, были написаны в конце XIX века. Иконы нижнего ряда иконостаса первоначально находились в трапезном храме Валаама. Иконы второго яруса – из праздничного ряда иконостаса главного храма, а царские врата – из нижнего храма. Игуменское кресло, и ныне стоящее в левом углу храма, изготовлено в 1869 году для игумена Дамаскина и тоже доставлено с Валаама. Во время богослужения этим креслом пользовались как он сам, так и гостившие в монастыре епископы.
       В первое время деревянная церковь служила братии также и трапезной. Перед службами столы сдвигались к стенам, а затем вновь переставлялись на место.


Интерьер нового Спасо-Преображенского собора

       С 1945 по 1957 год Ново-Валаамский монастырь находился в юрисдикции Русской Православной Церкви, после чего Ново-Валаамская обитель была передана Финляндской Православной Церкви, с 1923 года находившейся в юрисдикции Константинопольского Патриархата.
       Шло время, и к середине 1970-х годов на Новом Валааме осталось только два русских инока: архимандрит Симфориан (1892–1981) и монах Акакий, умерший в 110-летнем возрасте в 1984 году. С их кончиной завершилась история русского Нового Валаама. И все же Новый Валаам не умер – в монастырь пришли молодые приверженцы Православия из финнов.
       В 1970-е годы в литургической жизни обители совершились серьезные перемены – богослужебный язык с церковнославянского изменился на финский и монастырь перешел на григорианский календарь. В 1979–1997 годах монастырем руководил архимандрит Пантелеимон (ныне митрополит Оулусский, Финляндская Православная Церковь). Затем настоятелем монастыря стал архимандрит Сергий, который и возглавляет его в настоящее время. Численность братии на сегодняшний день – десять человек. Интересно, что в роду нынешнего настоятеля, история семьи которого была исследована до 1700 года, уже 300 лет назад появились православные.
       К 800-летию Православия в Финляндии на Новом Валааме был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор в новгородском стиле. Построен он на средства общества друзей Нового Валаама и при поддержке государства по проекту финского архитектора русского происхождения И. Н. Кудрявцева и освящен 5 июня 1977 года архиепископом Карельским и всей Финляндии Павлом († 1988). На колокольне храма находятся 14 колоколов, вывезенных со старого Валаама. Колокольный звон раздается за 15 минут до начала богослужения: сначала слышится благовест, который потом переходит в трезвон. По характеру звона можно определить, какая служба будет совершаться.

Центральная часть Ново-Валаамского монастыря

       Над главным входом в Спасо-Преображенский храм находится мозаичное изображение Преображения Господня. В 1991 году для наружной стены храма была изготовлена мозаичная икона преподобных Сергия и Германа Валаамских. Большая часть икон и утвари – с Валаама, однако есть и иконы, которые были написаны специально для этого храма. Старые иконы в основном XVIII–XIX веков. Более древних валаамских икон просто не существует, так как монастырь многократно подвергался разграблению и пожарам. Значительная часть валаамской утвари, в том числе рака преподобных Сергия и Германа, составила коллекцию Православного церковного музея Финляндии в Куопио, а также была передана различным приходам для совершения богослужений.
       Слева, перед алтарем, находится чудотворная Валаамская икона Божией Матери, в которую вставлена частица хитона Пресвятой Богородицы. Справа – самое драгоценное духовное сокровище Финляндской Православной Церкви – чудотворная Коневская икона Божией Матери. По преданию, в XIV веке она была принесена основателем Коневского монастыря преподобным Арсением со Святой Горы Афон. Этот образ находился в Коневском монастыре вплоть до 1956 года, когда его братия перебрались в Новый Валаам. Возраст иконы точно не известен, однако по приблизительным оценкам она относится к XIV веку.

Коневская икона Божией Матери

Валаамская икона Божией Матери

       Храм освещает позолоченное бронзовое паникадило из главного храма Валаамского монастыря на Ладоге. Стоящие в притворе напольные часы ранее также находились в алтаре главной церкви на Валааме.
       Главным праздником обители, как и на Валааме, является Преображение Господне. В этот день совершается торжественное богослужение и после традиционного освящения плодов крестный ход к озеру, где настоятель освящает воду. Праздник собирает множество паломников – православных финнов со всей Финляндии и многочисленных гостей из других стран.

Трапезная для гостей монастыря

Архимандрит Сергий возле
старой деревянной церкви

       В 1984 году в монастыре был выстроен культурный центр, который объединяет монастырскую библиотеку, конференц-зал и центр по реставрации икон и произведений живописи. Богословско-научная библиотека, которая является наследницей библиотеки Валаамского монастыря, основанной в XV веке, насчитывает более двадцати тысяч томов. Древние книги и рукописи находятся в закрытых помещениях и выдаются исследователям для ознакомления в читальном зале. Стены библиотеки украшают живописные полотна, созданные на Валааме.
       Центр реставрации икон и произведений живописи занимается восстановлением древних монастырских или других церковных икон, но принимает и посторонние заказы на реставрацию. Конференц-зал рассчитан на триста посадочных мест и оснащен в соответствии с современными требованиями. Здесь постоянно проводятся различные конференции, лекции и занятия.

Настоятель Ново-Валаамского монастыря
архимандрит Сергий

Здание культурного центра

Спасо-Преображенский собор

       В 1989 году рядом с новым храмом было возведено здание Валаамского народного училища. Это единственное в Финляндии православное народное училище, всего их в стране семьдесят пять. Занятия здесь ведутся по трем направлениям: первое из них теоретическое – это основы веры, православной культуры, второе – прикладные искусства, связанные с православными традициями, – иконопись, вышивание, шитье, народные промыслы, и третье – реабилитационные курсы для людей, перенесших какой-то кризис, стрессовые ситуации. Курсы различаются по продолжительности – от трех дней до двух месяцев. Занятия ведутся в основном на финском и шведском языках, но в случае необходимости и на русском, английском и других.
       Занятия в народном училище доступны всем. Случается, что люди, приезжающие в монастырь как туристы, именно здесь открывают для себя красоту православной веры. Среди них бывают и представители других христианских конфессий, которые нередко потом переходят в Православие. Основная масса населения Финляндии – лютеране, православных здесь около 60 тысяч человек, примерно один процент от общей численности. Но число это с каждым годом увеличивается, притом, что Лютеранская Церковь, напротив, теряет своих прихожан. В Финляндии существует государственная регистрация граждан по вероисповедному признаку. Те, кто официально признают себя верующими, платят особый церковный налог.

Освящение плодов в праздник Преображения Господня


Архимандрит Сергий приветствует гостей монастыря –
Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Христодула (слева)
и Предстоятеля Финляндской Православной Церкви
Архиепископа Карельского и всей Финляндии Льва,
прибывших в обитель на праздник Преображения Господня
2006 год

       Между главным зданием и находящимся справа от него дома для трудников проходит дорожка, которая спускается к монастырской пристани, откуда от начала навигации до поздней осени совершают свои рейсы до Тайваллахти и Варистайпальского канала небольшой корабль «Сергий» на 86 посадочных мест. Во время плавания на корабле можно послушать православную музыку или рассказы об истории и жизни монастыря или строительстве каналов. В 1987 году на берегу у пристани была освящена часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая.
       На другом берегу залива находится братское кладбище, где в 1979 году была выстроена часовня во имя преподобного Германа Аляскинского. На монастырском кладбище помимо отцов и братии монастыря похоронены также подвижники и подвижницы Коневского, Печенгского и Линтульского монастырей. Летом 2006 года на кладбище освящена выстроенная по образцу находившейся на Валааме часовня во имя Иоанна Крестителя.
       Судьба Линтульского женского монастыря сходна с участью Валаамской обители. До Второй мировой войны он находился на Карельском перешейке, всего в 50 километрах от Петербурга. Во время войны был эвакуирован в Финляндию. Нынешний монастырь является преемником старой обители, и хотя все его насельницы финки, в нем очень строго соблюдаются русские православные традиции.


Крестный ход в праздник Преображения Господня
2006 год

За богослужением в праздник Преображения Господня
2006 год

       Основной источник средств для Ново-Валаамского монастыря – туризм. На территории обители построено несколько гостиниц для туристов и паломников, для этого же приспособлены и некоторые старые монастырские здания. В центре обслуживания туристов и паломников находятся лавка по продаже сувениров, информационное бюро и конторские помещения. В монастыре из своих собственных, валаамских ягод изготавливается красное и белое вино, продажа которого также приносит обители некоторый доход.

* * *

       Валаам сыграл важную роль в развитии Финляндии. Через него финны познакомились с православным христианством, лютеранство пришло сюда с Запада гораздо позже. Валаам имел и большое культурное значение. Уважения достоин тот факт, что финны это осознали и любовно берегут достояние Валаама. Сегодня Ново-Валаамский монастырь является значительным православным культурным центром. Не только для православных, но и для лютеран он служит как бы окном в Православие. Многие из них интересуются православными традициями, богослужением. Ежегодно сотни лютеран принимают Православие, среди них и лютеранские священники.



Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая


       В Новый Валаам приезжают паломники и из России, из различных ее уголков, но чаще всего из Петербургской епархии. В июле нынешнего года настоятель Ново-Валаамского монастыря архимандрит Сергий с группой финских православных совершил поездку в Россию с чудотворной Коневской иконой Божией Матери. Великой святыне смогли поклониться тысячи верующих в Петербурге, также она была принесена и в возрожденный Коневский монастырь.


М. Жилкина,
ответственный секретарь Издательского Совета