|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 09-2006 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Наречения и хиротонии
Наречение и хиротония архимандрита
Романа (Гаврилова)
во епископа Серпуховского, викария Московской епархии
|
Преосвященный Роман, епископ Серпуховской |
В заседании Священного Синода 19 июля 2006 года архимандрит Роман (Гаврилов), настоятель Вознесенской Давидовой пустыни, благочинный монастырей Московской епархии, благочинный церквей Чеховского района Московской области,
избран епископом Серпуховским, викарием Московской епархии.
8 августа 2006 года, во вторник седмицы 9-й по Пятидесятнице, в храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве было совершено наречение архимандрита Романа (Гаврилова) во епископа Серпуховского, викария Московской епархии.
Чин наречения совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Можайский Григорий, Тульский и Белевский Алексий, Владимирский и Суздальский Евлогий, Курский и Рыльский Герман, Ярославский и Ростовский Кирилл, епископы Биробиджанский и Кульдурский Иосиф, Видновский Тихон.
При наречении во епископа архимандрит Роман произнес речь:
«Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Богомудрые архипастыри!
В этот торжественный момент моей жизни в смущении, со страхом предстою я, недостойный, перед вами, призываемый Господом нашим Иисусом Христом через ваше избрание к архиерейскому служению. Душа моя преисполнена смятением от сознания своего недостоинства. Нечего, казалось бы, добавить к уже сказанному мной – Ваше благословение я “со благодарением приемлю и нимало вопреки глаголю”.
Архиерейское служение в Церкви Христовой есть высочайшее служение на земле. Епископ, согласно слову Священного Писания, – ангел Церкви Божией (Откр. 2, 1), устроитель и созидатель Таинств Церковных, епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель (Тит. 1 ,7). Святитель Иоанн Златоуст так говорит о даре священства: «Тот, кто молится... за грехи всех, тот каким сам должен быть?» «Подумай, – призывает он, – какими должны быть руки, совершающие эту службу, каким должен быть язык, произносящий такие слова, кого чище и святее должна быть душа, приемлющая благодать Духа?»
Вникая в эти слова и взирая на высоту архипастырского служения, осознаю свою немощь, безмерно страшусь ответственности, но вместе с тем, помня обеты монашеского послушания, всецело предаю себя воле Божией.
С благодарностью к Богу оглядываюсь на прожитые годы. Родился я в православной семье и с детских лет питал свою душу красотой церковного богослужения и назидался примером благочестивой жизни протоиерея Николая Филиппова, настоятеля церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Давыдовское Владимирской области, который первый указал мне путь служения Церкви. Уже в юности я почувствовал призвание служить Богу и Святой Его Церкви.
И сердцеведец Господь даровал мне великую радость сподобиться пострижения в монашество и рукоположения во священство. С благодарностью и любовию воспоминаю я тех людей, без которых невозможно было бы становление меня как священнослужителя и человека: иеромонаха Михаила, насельника Валаамского монастыря, от которого я получил благословение на монашество и первые наставления об иноческой жизни, Высокопреосвященнейшего Серапиона (Фадеева), архиепископа Владимирского и Суздальского, духовно окормлявшего меня и преподавшего мне дар благодати священства в кафедральном соборе во Владимире, где впоследствии я совершал священнослужение.
Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Выражаю Вам свою сыновнюю любовь и безграничную благодарность за оказанное мне высокое доверие, прошу Ваших первосвятительских молитв и отеческой поддержки. Ваша жизнь и Ваш пример попечения о чадах Русской Православной Церкви воодушевляют меня на подвиг ревностного служения Богу и ближним. |
Речь архимандрита Романа при наречении во епископа |
Имею потребность сердца сказать и о моем служении в Московской епархии под мудрым окормлением митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Пример Вашего архипастырского служения, дорогой Владыка митрополит, будет вдохновлять меня в предстоящем послушании в качестве викарного епископа Московской епархии. Я буду стараться быть Вашим усердным и верным помощником и очень надеюсь на Ваше соучастие в новом для меня служении Церкви.
Я весьма рад тому, что мое рукоположение во епископа совершится в стенах древнего Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря в Москве, где после окончания службы в армии я молился пред чудотворным образом Пресвятой Богородицы об определении моего жизненного пути. Я никогда не искал легких путей, но всегда стремился к исполнению святых Христовых заповедей, жизни по вере и служению Богу и нашей Матери-Церкви.
Смиренно и усердно прошу Вас, Ваше Святейшество, и вас, богомудрые архипастыри, когда будете в день моей Пятидесятницы возлагать на меня свои руки, вознесите и ваши богоугодные молитвы к Пастыреначальнику Господу, чтобы непреткновенно и неосужденно проходить мне предстоящее поприще епископского служения во славу Церкви Христовой, для блага отечества нашего, ради спасения чад церковных и собственной души, а в день Страшного Суда обрести милость Господа нашего Иисуса Христа и наследовать Царство Небесное. Аминь». |
Во время чина наречения |
10 августа 2006 года, в день празднования в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве была совершена хиротония архимандрита Романа (Гаврилова) во епископа Серпуховского, викария Московской епархии.
Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент, архиепископы Можайский Григорий, Тульский и Белевский Алексий, Владимирский и Суздальский Евлогий, Курский и Рыльский Герман, Ярославский и Ростовский Кирилл, епископы Биробиджанский и Кульдурский Иосиф, Видновский Тихон, Сергиево-Посадский Феогност. |
Исповедание Символа веры |
|
Благословение Предстоятеля |
По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Церкви, вручая епископу Роману архиерейский жезл, обратился к нему со Словом.
Преосвященный епископ Роман! Глас Божественного Промысла призвал тебя и через возложение рук сего Освященного Собора, по молитвам Церкви соделал епископом Русской Православной Церкви. Свершилась твоя Пятидесятница, на тебя снизошла благодать Святого Духа, ты получил дар, равный данному Апостолам, восприявшим его в разделяющихся огненных языках.
В своей речи ты говорил нам о своем духовном возрастании, о Промышлении Божием о тебе, о своих сомнениях и переживаниях. Надеясь на милосердие Божие, уповай на помощь Пастыреначальника Господа Иисуса Христа, верь, что сила Божия будет совершаться и через твою немощь.
В эти священные минуты хочу помочь Тебе советом, указать путь к достижению «единого на потребу». Знай, что видимый блеск архиерейского сана покрывает невидимую тяжесть архипастырского омофора, символизирующего овцу на плечах доброго пастыря – архиерея, ту самую паству, за сохранение чистоты православной веры которой ты будешь давать ответ на Страшном Суде Господнем.
По слову пророка, надлежит тебе потерявшуюся и угнанную овцу возвратить, пораненную перевязать, больную укрепить. От рук твоих взыщется кровь беззаконника и преткнувшегося праведника, если они умрут в беззаконии своем, а ты не будешь вразумлять и остерегать их (см.: Иез. 34, 16; 3, 18).
Неуклонно держись канонов церковных, «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2).
Храни и соблюдай Святое Предание и учение Церкви, добрые православные обычаи, благое наследие наших православных предков. Учи и наставляй, особенно подрастающее поколение, в любви к Богу и ближнему, в верности Церкви, в послушании родителям, в преданности отечеству.
В наше время духовного оскудения, размывания христианских ценностей, нравственного разлада необходимы стойкость и твердость в вере, чтобы достойно противостоять всякого рода искушениям и вредным учениям, пропаганде соблазняющего и развращающего образа жизни.
Мир переживает ныне период острой и напряженной борьбы за главные идеалы человечества: веру в Бога, уверенность в вечности и непреходящем значении человеческой души как основной ценности человека.
Усилия приходских и монашеских общин, Духовных школ, православных культурных и социальных центров должны быть направлены на укрепление сферы духовно-нравственного воспитания каждого человека. Только формирование нравственной христианской личности может положить предел стремлению к силовым решениям многочисленных проблем нашего времени.
В своем служении уподобься великому в Апостолах Павлу, который сказал: «Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести... для немощных я был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 19, 22).
Будь архипастырем добрым, служащим для всех правилом веры, учителем воздержания и благочестия. Помни, что без жертвенной, созидающей любви всякое дело теряет смысл. Пусть в сердце твоем всегда звучат слова святого Апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1 Кор. 13, 1–2). |
Хиротония архимандрита Романа |
«Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8), и ты, как Его служитель, должен быть исполнен ко всем той любовью, которая «долготерпит, милосердствует... не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (см.: 1 Кор. 13, 4–6).
Нести крест архипастырского служения невозможно без всесильной помощи Божией. Потому весь сонм епископов, весь народ Божий, зде присутствующий, молился и будет молиться о тебе, да поможет тебе Господь совершить путь твой в мире. Начни и ты свое служение с соборной молитвы и продолжай его в молитвенном предстоянии за себя, за свою паству, за всю Церковь. Только в молитвах Церкви твоя сила и крепость. Только Церковь да будет для тебя столп и утверждение.
Еще не слишком обширное поручается тебе поле церковной деятельности: ты призываешься проходить свое служение под святительским омофором твоего богомудрого наставника митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Внимай его словам и перенимай плодотворный опыт его служения на благо Святой Церкви, Московской епархии и нашего отечества. Пользуясь заслуженным уважением духовенства, ты ревностно и успешно выполнял различные церковные послушания. Тем больший спрос с тебя и больше надежд возлагаем мы на то, что новое служение твое будет многополезным для Церкви.
Пусть утешает тебя сознание того, что хиротония твоя совершена в соборном храме в честь Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря, перед Ее честным образом, перед которым в юношеские годы ты возносил свои молитвы. Матерь Божия, Царица Небесная указывает тебе ныне путь служения Церкви Христовой в архиерейском достоинстве. Да будет тебе Пречистая покровом и заступлением.
После троекратного получения уверения в любви Господь говорит Апостолу Петру: «Иди за мной» (Ин. 21, 22). И ты, взяв сей жезл, иди всюду по стопам Господним и исполни свой долг служения Богу, Церкви и отечеству. |
Вручение архиерейского жезла |
* * *
Архимандрит Роман (в миру – Геннадий Михайлович Гаврилов) родился 3 февраля 1957 года в православной семье рабочих в городе Кольчугино Владимирской области. В 1974 году окончил десять классов Беречинской средней школы и в том же году поступил рабочим на московский завод имени Серго Орджоникидзе.
С 1975 по 1977 год служил в рядах советской армии. По демобилизации из армии был направлен на работу инспектором в отдел охраны административных зданий Москвы. С 1978 по 1980 год обучался в Московском институте стали и сплавов.
19 августа 1980 года, в праздник Преображения Господня, в Свято-Троицком храме в селе Низкое Московской области принял иноческий постриг, который совершил иеромонах Иосиф (Балабанов).
С 14 августа по 17 декабря 1981 года нес послушание псаломщика в Свято-Параскевинском храме села Великодворье Гусь-Хрустального района Владимирской области.
17 декабря 1981 года, в день памяти святой великомученицы Варвары и преподобного Иоанна Дамаскина, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева, † 1999) в домовой церкви архиерейских покоев при Владимирском Епархиальном управлении настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора во Владимире архимандритом Алексием (Кутеповым, ныне архиепископ Тульский и Белевский) был пострижен в монашество с наречением имени Роман, в честь Романа Киржачского, ученика Преподобного Сергия Радонежского.
19 декабря 1981 года, в день памяти Святителя и Чудотворца Николая, в Свято-Успенском кафедральном соборе во Владимире архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом рукоположен во иеродиакона, а на следующий день – во иеромонаха к упомянутому собору.
С 1 по 20 января 1982 года был клириком Князь-Владимирского храма во Владимире; с 20 января 1982 года по 15 апреля 1986 года – делопроизводителем Владимирского Епархиального управления.
18 октября 1983 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом награжден наперсным крестом. 7 апреля 1985 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом возведен в сан игумена. 20 января 1986 года Святейшим Патриархом Пименом к празднику Святой Пасхи награжден палицей.
С 15 апреля 1986 года до 2 декабря 1987 года служил настоятелем Свято-Успенского храма в городе Петушки.
20 апреля 1987 года Святейшим Патриархом Пименом награжден крестом с украшениями.
2 декабря 1987 года переведен в клир Молдавской митрополии. С 22 декабря 1987 года по 2 ноября 1990 года определением митрополита Кишиневского и Молдавского Серапиона назначен на должность настоятеля Преображенского собора в городе Бендеры.
6 января 1988 года митрополитом Кишиневским и Молдавским Серапионом возведен в сан архимандрита.
В связи с юбилеем 1000-летия Крещения Руси в 1988 году Святейшим Патриархом Пименом награжден орденом святого равноапостольного великого князя Владимира III степени.
14 октября 1988 года на основании Положения об управлении Русской Православной Церкви определением митрополита Кишиневского и Молдавского Серапиона назначен членом Епархиального совета Кишиневского Епархиального управления. В том же году Святейшим Патриархом Пименом награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени.
В 1989 году в ознаменование юбилея 400-летия учреждения Патриаршества на Руси Святейшим Патриархом Пименом удостоен права служения Божественной литургии с открытыми царскими вратами до «Отче наш».
В 1990 году избран членом президиума Общества милосердия города Бендеры Молдавской ССР.
18 февраля 1991 года принят в клир Московской епархии и указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен настоятелем Преображенского храма в городе Железнодорожном.
20 апреля 1991 года указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен благочинным церквей Щелковского округа.
26 ноября 1992 года назначен настоятелем Борисоглебского храма в городе Дмитрове Московской области с оставлением в должности благочинного церквей Щелковского округа и настоятеля Преображенского храма. С 9 февраля 1993 по 29 декабря 1994 года – член Епархиального совета Московской епархии. 23 февраля 1993 года Священным Синодом утвержден в должности настоятеля Борисоглебского мужского монастыря в городе Дмитрове Московской области.
С 26 марта 1993 года по 9 ноября 1995 года – благочинный церквей Балашихинского округа. С 9 ноября 1995 года по 7 октября 2005 года – благочинный церквей Дмитровского округа. С 19 сентября 1997 года по 7 октября 2005 года – настоятель Успенского кафедрального собора в городе Дмитрове и председатель приходского совета.
28 июля 2003 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского II степени.
С 10 декабря 2004 года – благочинный монастырей Московской епархии. С 13 мая 2005 года по 18 октября 2005 года – настоятель приписанной к Успенскому собору Елизаветинской церкви в городе Дмитрове.
8 августа 2005 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием архимандриту Роману было поручено временное исполнение (по совместительству) обязанностей настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни в поселке Новый Быт Чеховского района Московской области и обязанностей благочинного церквей Чеховского округа.
7 октября 2005 года Священным Синодом назначен настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни в поселке Новый Быт Чеховского района Московской области и указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия – благочинным церквей Чеховского округа.
В 2006 году заочно окончил Московскую Духовную семинарию. В том же году зачислен на заочное отделение первого курса Московской Духовной академии (богословское отделение). |
Участники хиротонии (крайний справа – епископ Роман) |