ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
09-2006

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита
Александра (Матренина)
во епископа Даугавпилсского, викария Рижской епархии

Преосвященный Александр,
епископ Даугавпилсский

В заседании Священного Синода 19 июля 2006 года архимандрит Александр (Матренин), клирик кафедрального собора
Рождества Христова в Риге, избран епископом Даугавпилсским, викарием Рижской епархии.

       17 августа 2006 года, в четверг седмицы 10-й по Пятидесятнице, в храме Всех святых, в Земле Российской просиявших, патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве было совершено наречение архимандрита Александра (Матренина) во епископа Даугавпилсского, викария Рижской епархии.
       Чин наречения совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент, Рижский и всея Латвии Александр, архиепископы Истринский Арсений, Тобольский и Тюменский Димитрий, Орехово-Зуевский Алексий, епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь), Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Бронницкий Амвросий, Серпуховской Роман.
       При наречении во епископа архимандрит Александр (Матренин) произнес речь:
       «Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивейший отец! Богомудрые архипастыри и отцы!
       По всеблагой и неисповедимой воле Божией избран я на высшее служение Церкви Христовой в сане епископа. Склоняясь в полном повиновении воле Божией и вашему решению, «благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю». Приемля сей высокий сан, не могу не выразить своих чувств, переполняющих мою душу в столь важные для меня минуты.
       Благодарю Бога моего, благодеявшего мне от юности моея. Вспоминая жизнь свою от отрочества, не перестаю удивляться Промыслу Божию, который вел меня к служению Богу, Церкви Христовой и людям. Много скорбей и искушений ждало меня на этом пути. Лишь сейчас понимаю, к чему готовил меня Господь, попуская испытания. Не могу не воскликнуть словами пророка: Кто я, Господи Боже... что Ты так возвысил меня? (1 Пар. 17, 16).
       Испытав совесть свою пред Господом, чувствую, что душе моей чуждо желание почестей, ибо знаю, что, по слову святителя Московского Филарета, «епископство... не честь, а подвиг». Знаю это и в малой мере по тому послушанию, которое Господь судил мне нести рядом с моим архипастырем на протяжении пятнадцати лет.

Речь архимандрита Александра
при наречении во епископа

       Высоко служение епископа и велика его ответственность перед Богом. Во все века Церковь Христова возвещала, что епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их. «Сколь пагубно падение предстоятеля для последующих ему, столько, напротив, благотворно и спасительно, когда епископ твердостью в вере подает собой пример братиям», – пишет святитель Киприан Карфагенский. Сколько же нужно иметь мудрости и рассудительности, чтобы, по словам преподобного Исидора Пелусиота, «уподобляться благому и великому Пастырю и нести на себе немощи паствы», чтобы каждая душа во вверенной тебе пастве была право научена и направлена в Царствие Божие. Какое самоотречение и какое усилие потребны, дабы для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22).
       Вместе с пророком Иеремией хочется воскликнуть: О Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод (Иер. 1, 6). Скуден я в духовном опыте и знании, далек от той меры возраста и совершенства, какая необходима восприявшему великую благодать архиерейства и связанные с нею обязанности. Дерзая принять на себя благодать апостольского служения, верую, Господи, что сила Твоя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9).
       Непрестанно буду благодарить Бога за возможность нести крест мой во время первосвятительского служения Вашего Святейшества, которое всегда будет являться для меня высоким примером для подражания. С чувством сыновней благодарности за проявленную ко мне отеческую любовь, внимание, снисхождение и доверие припадаю к стопам Вашего Святейшества.
       Радуюсь, что мое служение будет проходить на моей родине – в Латвии, где некогда делали свои первые шаги к приобретению нетленных венцов такие столпы Православия, как святители Николай Японский и Игнатий Кавказский (Брянчанинов), священноисповедник Агафангел, митрополит Ярославский, священномученики Вениамин, митрополит Петроградский, и Иоанн, архиепископ Рижский. Их жертвенное служение будет являться для меня высоким примером стойкости и верности Богу, Матери-Церкви, Святому Православию.
       Земно кланяюсь своему архипастырю – Высокопреосвященнейшему митрополиту Рижскому и всея Латвии Александру, под духовным руководством которого я духовно возрастал как монах и священник, а ныне буду нести послушание викарного епископа. Благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, за духовное наставничество, руководство и молитвы обо мне, недостойном.
       Благодарю сегодня и своих родителей, и особенно свою почившую матушку, молитвы которой доныне ощущаю на себе.
       Ваше Святейшество, Святейший Владыка, Преосвященнейшие архипастыри! В предстоящем мне служении утешаю себя надеждой на помощь Божию, присный Покров Пресвятой Владычицы Богородицы, ходатайство моих Небесных покровителей – Преподобного Сергия Радонежского, преподобного Александра Свирского и святого благоверного князя Александра Невского, имена которых носил в миру и иночестве и ныне ношу в монашестве. Прошу вас благословить меня на предлежащую мне стезю и помолиться, чтобы Милосердный Господь помог мне с бодрым духом предстать перед престолом Божиим в сретение благодати Всесвятого Духа. Усердно прошу вас удостоить меня ваших молитв о моем недостоинстве ко Господу, да поможет Он мне до конца жизни тщательно возгревать в себе сей благодатный дар. Аминь».

Во время чина наречения

       19 августа 2006 года, в праздник Преображения Господня, в Храме Христа Спасителя за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Александра (Матренина) во епископа Даугавпилсского, викария Рижской епархии.

Исповедание Символа веры

       Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент, Рижский и всея Латвии Александр, архиепископы Истринский Арсений, Тобольский и Тюменский Димитрий, Верейский Евгений, Орехово-Зуевский Алексий, епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь), Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк, Бронницкий Амвросий, Серпуховской Роман.
       По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, вручая епископу Александру архиерейский жезл, обратился к нему со Словом.
      
       Преосвященный епископ Александр! Силой и действием благодати Пресвятого Духа, через возложение рук наших ты возведен ныне на епископскую ступень служения Церкви Божией. Да возрадуется душа твоя о Господе и да пребывает эта радость во все дни жизни твоей!
       То, что с тобой сегодня произошло, – это прямое выражение воли Божией, подлинный призыв Самого Господа нашего Иисуса Христа. Вхождение твое в сонм епископов есть не что иное, как продолжение сквозь века акта святых Апостолов, сопричисливших некогда к своему собранию Матфия (Деян. 1, 15–26). Святая Церковь, сорадующаяся тебе, заповедует нам, послужившим твоему освящению, напутствовать тебя словом поучения и назидания.
       Мы слышали сегодня твое доброе исповедание веры, а два дня тому назад ты поведал нам о своем страхе перед величием и святостью епископского служения, перед всеми трудностями достойного прохождения этого подвига.
       В трепетном благоговении тебе хотелось воскликнуть вместе с древним пророком Божиим Иеремией, когда ему выпал жребий пророческого служения: «Господи... я еще молод». Но Господь на это воздыхание сказал ему: «Не говори “я молод”; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь. Не бойся... ибо Я с тобою» (Иер. 1, 6–8).
       В определении Священного Синода ты слышишь утешительные слова Христа: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15, 16), и Апостола Павла: «Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Евр. 5, 4).
       В смиренном сознании своей немощи все упование возложи не на себя, а на Божественную благодать, врачующую немощные силы человеческие и «оскудевающая восполняющую». Устреми свой духовный взор к Доброму Пастырю, Который научит тебя, что нет большей любви, чем положить «жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11), что архипастырство твое должно простираться до того, чтобы забывать даже собственное дальнейшее духовное совершенствование ради блага множества душ, жаждущих, чтобы в них изобразился Христос (см.: Гал. 4, 19).
       Дабы не оскудевала в тебе благодать Господня, всегда следуй наставлению святого Апостола Павла, преподанного им ученику своему Тимофею, так же, как и ты, поставленному епископом «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28).
       Твоя хиротония совершена в день праздника Преображения Господня. Это напоминает о необходимости нашего внутреннего преображения, для того чтобы постичь красоту Царства Небесного в его силе, красоту, явленную Господом Иисусом Христом во славе Его на горе Фаворской в Святом Его Преображении. Свет Божества остается для нас, по грехам нашим, сокровенным. Но он существует и здесь, в этом мире, и действует вместе с благодатью Божией.
       Дай Бог, чтобы нам стать и всегда оставаться причастниками присносущного света, чтобы мы вошли в него и радовались прославлению нас и сего мира Божественной славой, явленной на Фаворской горе.
       Тебе, ближайшему помощнику архипастыря Латвийской Церкви, надлежит со всяким тщанием охранять чистоту православной веры, неослабным попечением воодушевлять священнослужителей на труды по окормлению паствы, благочестивым примером сообщать верующему народу духовную силу для несения жизненного креста.
       Условия твоего служения будут значительно отличаться от существовавших полтора десятилетия назад, в период становления Латвийской Республики. Сегодня всеми государствами все более осознается значимость сохранения культурных традиций и национальных устоев. Национальные и конфессиональные особенности не должны разъединять христиан, но обогащать и укреплять единую христианскую семью.

Хиротония архимандрита Александра

       В конце мая текущего года Господь судил нам посетить древнюю землю Латвии, молиться в Свято-Троицком соборе Риги и Рижском кафедральном соборе Рождества Христова. Мы также посетили Рижский Троице-Сергиев женский монастырь и Благовещенский храм.
       Мы благодарны митрополиту Александру, духовенству и верующим Латвийской Православной Церкви за радушный прием, а руководству Латвийской Республики – за поддержку и участие в торжествах по случаю первого за девятьсот лет существования Православия в Латвии посещения Предстоятеля Русской Православной Церкви.
       Мы получили духовное утешение, видя, как возрождаются православные святыни в Латвии, но главное, оттого, что вера в сердцах народа Божия сохранилась и укрепляется.
       Преосвященный епископ Александр! Если ты обратишься к истории Православия в Латвии, то увидишь, что предшественники твои были всегда просты, доступны, делили радости и трудности с народом и были достойными архипастырями. Не посрами их примера. Молитвы священномученика Иоанна, архиепископа Рижского, всего лика подвижников Святого Православия на Латвийской земле, уповаем, будут с тобой всегда.
       А теперь прими жезл сей и, опираясь на него, «имея вокруг себя такое облако свидетелей», приступи «с дерзновением к престолу благодати», «к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия» (Евр. 12, 1; 4, 6; Пс. 42, 4).

Новопоставленный епископ Александр


* * *

       Архимандрит Александр (в миру – Сергей Игоревич Матренин) родился 6 сентября 1973 года в Риге, в православной русской семье. Был крещен во младенчестве, с детских лет регулярно посещал храм. В 1980 году поступил в рижскую среднюю школу № 75. Учась в школе, одновременно обучался в студии изобразительного искусства при рижском Дворце школьников. По окончании восьми классов в 1988 году поступил в железнодорожное училище.
       В 1996 году по благословению архиепископа Рижского и Латвийского Александра (ныне митрополит Рижский и всея Латвии) поступил в Рижскую Духовную семинарию, которую окончил в 2000 году. 20 апреля 1997 года архиепископом Рижским и Латвийским Александром был пострижен в иночество с наречением имени Александр, во имя преподобного Александра Свирского.
       22 марта 1998 года архиепископом Рижским и Латвийским Александром был рукоположен во иеродиакона, а 6 сентября 1998 года – во иеромонаха. 16 октября 1998 года назначен настоятелем крестовой церкви во имя преподобного Серафима Саровского и штатным клириком рижского Свято-Троицкого кафедрального собора. 20 марта 1999 года архиепископом Александром пострижен в мантию с наречением имени Александр, во имя святого благоверного князя Александра Невского.
       В 1999 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием удостоен права ношения наперсного креста. К празднику Святой Пасхи 2001 года возведен в сан игумена. В 2003 году Святейшим Патриархом Алексием награжден палицей, а в 2005 году – крестом с украшениями.

Вручение архиерейского жезла

Первое архипастырское благословение

       В декабре 2005 года избран секретарем церковного суда Латвийской Православной Церкви. В 2006 году назначен вторым священником возрожденного кафедрального собора Рождества Христова в Риге.
       21 июля 2006 года в Казанском соборе на Красной площади в Москве Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита.

Участники хиротонии
(крайний справа – епископ Александр)