ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
09-2006

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Нижегородский Крестовоздвиженский
женский монастырь

       На возвышенности Дятловых гор, самом высоком месте старой части Нижнего Новгорода, близ старинного Арзамасского тракта стоит православный собор, имеющий форму равноконечного креста и освященный в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Стоит непоколебимо и благословляет крестом своим величественный город с живописными предместьями и две могучие русские реки – Оку и Волгу.
      
       Никогда Россия не забудет подвига нижегородцев, откликнувшихся на горячий призыв Козьмы Минина ради свободы отечества не пожалеть ни денег, ни самой жизни ради победы над иноверцами-поработителями, ради свободы и будущей достойной жизни своей страны. «Сам Минин был чудом между современниками. Как в таком незаметном чине свершить такое великое и благодатное дело! По убеждению века, это не могло произойти без наития Божией благодати, и сам Минин был потом искренно и религиозно убежден, что он только орудие Промысла», – писал известный историк ХIХ века И. Е. Забелин.
       По свидетельству летописца, Минину трижды привиделся вещий сон, в котором ему являлся Преподобный Сергий Радонежский и призывал его на подвиг во имя очищения Российского государства от недругов. Известно, что деятельность Минина была горячо поддержана иерархами Православной Церкви.
       По одолении российской смуты даровал Господь за подвиг и благочестие верующей России еще триста лет великой и славной истории. О том, как жила на протяжении веков, помогала городу, молилась и мужественно боролась с «духами злобы поднебесными», а в революционные богоборческие годы была безжалостно стерта с лица земли, но дивно и чудесно возродилась из небытия Нижегородская Крестовоздвиженская женская обитель, о том, как она живет и молится сегодня, – наш рассказ.

Крестовоздвиженский собор

       Нижегородский кремль – древнейшее архитектурное сооружение в городе, самое старое каменное строение на территории области. Именно кремль является историческим и духовным сердцем города. Нижегородский князь Константин Васильевич († 1355) заложил в кремле благолепный собор Преображения Господня, который должен был стать главным храмом земли Низовской. С кремлем и его соборным храмом тесно связана история возникновения нынешней Крестовоздвиженской женской обители.
       «Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь есть один из замечательных женских монастырей России, – писал историк ХIХ века Н. И. Храмцовский, – во-первых, по своей обширности, благолепию храмов, красоте зданий, внутренней чистоте и порядку; во-вторых, потому, что в нем соединены три женские обители, из которых древность одной (Зачатьевской) доходит до половины ХIV столетия; в-третьих, потому, что в нем учреждено общежитие, заведены больница для больных, престарелых, не имеющих родных и всеми оставленных и училище для бедных сирот духовного звания; словом, потому, что в нем сделано истинно тихое пристанище, устраненное от всех забот мирских, для желающих вполне посвящать себя Богу...»

Временный иконостас
Крестовоздвиженского собора

       Обитель в честь Зачатия Пресвятой Богородицы праведною Анной – первая по древности из трех перечисленных. Она была основана еще в середине ХIV века супругой великого князя Нижегородско-Суздальского Андрея Константиновича († 1365) – великой княгиней Анастасией Ивановной (в иночестве Вассой, в схиме Феодорой, впоследствии прославленной как местночтимая святая; память ее совершается 16/29 апреля). Вскоре после смерти мужа, принявшего накануне кончины схиму, княгиня приняла иноческий постриг с именем Васса и поселилась в Зачатьевской обители, ею основанной.
       Подражая ее примеру, постриглись в том же монастыре многие жены и вдовы княжеского и боярского рода; всего их было 110 человек. Жили они дружно и строго. Схимонахиня Феодора до самой старости не ослабевала в своем трудном подвиге.
       Блаженная Феодора, почившая в 1375 году (по другим данным – в 1377 или 1378 году), погребена была в усыпальнице Нижегородского Спасо-Преображенского собора рядом с другими великими князьями, княгинями и Нижегородскими архипастырями. Здесь же впоследствии упокоился и нижегородский староста Козьма Минин. К сожалению, судьба этих святынь, как и самого кафедрального собора, в советское время сложилась трагически: священные гробницы великих предков были разорены, храм уничтожен и лишь останки Минина, спасителя отечества, новая власть не посмела уничтожить – они были перенесены в Архангельский собор, уцелевший до нашего времени.
       Зачатьевский монастырь под кремлевским холмом долго пребывал в цветущем состоянии. Рубленая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в святой обители в 1621 году, была по тогдашнему времени одной из богатейших по убранству среди всех церквей города. Монастырь стоял на самом берегу Волги, неподалеку от мыса возле устья реки Почайны, вблизи нынешних Красных казарм. По преданию, в этой обители жила до самой своей кончины знаменитая бунтовщица, защитница новгородской вольницы посадница Марфа Борецкая, сосланная сюда в 1478 году и постриженная здесь в монахини.
       Не раз Зачатьевский монастырь горел вместе с другими городскими постройками, отстраивался, снова горел. В 1743 году от очередного пожара выгорел окончательно – «без остатку». Церковь в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы уже не подлежала возобновлению – не только из-за большого пожара, но и по причинам крайней ветхости и воздействия подмывавших ее родников. С тех пор обитель стала беднеть и постепенно пришла в упадок: монахини не имели надлежащего пристанища и содержания и вынуждены были добывать себе пропитание не только своими трудами, но даже подаянием.

Святые врата обители

Звонница

       Тогда-то по распоряжению епископа Нижегородского Димитрия (Сеченова, † 1767) обители была отведена земля около Георгиевского храма (возле нынешней Георгиевской башни Нижегородского кремля, где сейчас находится памятник советскому летчику Валерию Чкалову), рядом с монастырем во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня. Здесь монахини построили себе келлии, обнеся их оградой. Некоторое время монастырь именовался Георгиевским, по одноименной церкви. Сюда же были переданы иконы и все имущество Зачатьевской обители. Сестры монастыря хлопотали о возобновлении своей обители на прежнем, веками освященном месте, но по различным обстоятельствам желание их не могло быть исполнено. В 1764 году – это был год екатерининских антицерковных реформ – при составлении штатов Зачатьевский монастырь, имевший к тому времени уже четырехсотлетнюю историю, был упразднен и причислен к кремлевскому Происхожденскому монастырю.
       Второй монастырь, исторически связанный с современной Крестовоздвиженской обителью, – Воскресенский. Поначалу он находился внутри Нижегородского кремля, у Никольских ворот. Когда и кем была основана эта обитель, достоверно не известно, но она упоминается в нижегородской сотной грамоте 1621 года. Эту обитель также постигла печальная участь: пожар 1715 года уничтожил монастырский храм, святые ворота, ограду и келлии. В 1723 году монахини (всего семь стариц) с уцелевшим имуществом были переведены архиепископом Нижегородским и Алатырским Питиримом († 1738) также в Происхожденский монастырь.
       Именно этот, третий из перечисленных выше, Происхожденский женский (девичий) монастырь особым образом был связан с историей Нижнего Новгорода и всей России. По преданию, записанному Н. И. Храмцовским, Происхожденский монастырь был основан на памятном месте, между крепостью (кремлем) и церковью во имя великомученика и Победоносца Георгия, куда в 1611 году были снесены нижегородцами пожертвования в ответ на воззвание Козьмы Минина о спасении отечества, и тут же было совершено архимандритом Нижегородского Печерского монастыря Феодосием торжественное молебное пение о ниспослании успехов православным воинам, ополчившимся за веру и отечество.



Святыни Крестовоздвиженской обители –
чтимые иконы Божией Матери

       Из более достоверных источников известно, что обитель строилась в начале ХVII столетия на средства государевой казны. Архимандрит Макарий (Миролюбов, † 1894), историк, в 1879–1885 годах епископ Нижегородский и Арзамасский, относит основание этого монастыря к 1612 году.
       С самого начала в обители был храм в честь Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Церковь со всеми монастырскими строениями сгорела в 1715 году, но затем была возведена вновь. 8 июня 1716 года митрополитом Нижегородским и Алатырским Сильвестром (Волынским, † 1735) храм был освящен в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. По храмовой церкви обновленный монастырь был наименован Крестовоздвиженским.

Крест с частицей древа
Животворящего Креста Господня

       При архиепископе Нижегородском и Алатырском Питириме сюда поступило много монахинь, обращенных им из раскола, некоторые из них позже были даже настоятельницами (Иринарха – в 1754 году, Матрона – в 1756 году).
       В 1764 году при составлении штатов и присоединении Зачатьевского монастыря к Крестовоздвиженскому последний был отнесен к третьему классу. В таком положении обитель пребывала в течение сорока трех лет. В 1807 году игумения Крестовоздвиженского монастыря Дорофея (Новикова), управлявшая обителью с 1802 года, учредила в ней с Высочайшего соизволения общежитие (в память основательницы Зачатьевской обители великой княгини Анастасии Ивановны – преподобной Феодоры).
       Основные правила поведения для вновь поступавших в монастырь насельниц были следующие: беспрекословное послушание старшим, усердное исполнение послушаний, страх Божий, «труд в руках, молитва в устах, богомыслие в уме и любовь в сердце». Игумения Дорофея отличалась высокой духовной жизнью. Вот ее обычные советы монахиням: «молись ночью, чтобы никто не видал, постись так, чтобы никто не видал». Она не позволяла сестрам носить шерстяных и люстриновых ряс – все одеяние было простое, коленкоровое. «Ряса плоха, а душа-то еще плоше», – говаривала она.
       Строгое общежитие сестер обители было замечено Священноначалием, и класс монастыря был повышен до второго. Игумения Дорофея за учреждение общежития и ревностное о том попечение 23 июня 1811 года была награждена золотым наперсным крестом.
       При жизни блаженной памяти преподобного Серафима Саровского некоторые монахини Крестовоздвиженского монастыря отправлялись в Саровскую обитель для принятия благословения от великого старца. Об игумении Дорофее он отзывался с особым уважением: «Я люблю вашу матушку и уважаю; она прекрасная богоугодная подвижница и святой жизни». Его спрашивали: «Разве вы, батюшка, знаете ее?» – «Нет, я не видал ее, но знаю ее духом».

Главная святыня монастыря –
ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих

       С введением общежития в Крестовоздвиженской обители число сестер заметно увеличилось: церковь и монастырские здания стали тесны. Кроме того, строения давно уже подвергались разрушительному воздействию почвенных вод. В 1809 году пожар, перекинувшийся из кремля, нанес значительные повреждения храму и части зданий и послужил окончательной и веской причиной для ходатайства настоятельницы монастыря о перенесении древней обители на новое место.
       В начале 1812 года игумения Дорофея обратилась с прошением к епископу Нижегородскому и Арзамасскому Моисею (Близнецову-Платонову, † 1825) о позволении избрать для построения обители другое место, недалеко от города. Архипастырь одобрил благую мысль игумении и сам указал ей обширную площадку на пустынной тогда окраине Нижнего Новгорода, рядом с Казанским кладбищем и храмом. Территория эта принадлежала городу, но горожане уступили ее с условием, чтобы и по присоединении кладбища с церковью к монастырю можно было по-прежнему совершать там погребения городских жителей.




       20 апреля 1812 года вышел указ императора Александра I, дозволявший переместить Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь. 13 мая того же года последовал соответствующий указ Святейшего Синода, разрешающий монастырь «перенести на место, состоящее вне Нижнего Нова Города, при въезде в оный, при устроении тут кладбищенской Казанской церкви».
       Немедленно была начата разборка старого храма и некоторых монастырских зданий. Весной 1813 года было положено основание Крестовоздвиженской обители на новом месте. Инокини были довольны перемещением монастыря от шума городского на более тихое, уютное место и собственными руками переносили кирпичи за три версты. К осени 1814 года были возведены наружные стены монастыря, внутри них – колокольня со святыми вратами и двумя палатками, восемь каменных корпусов, а также заложен фундамент соборной церкви; вне монастыря устроен гостиный двор.
       В октябре 1815 года игумения Дорофея и сестры оставили свою старую обитель и поселились в новой, где 6 ноября епископ Нижегородский и Арзамасский Моисей освятил больничную церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святого Василия Блаженного. Так как собор на новом месте еще не был готов, епархиальным начальством было разрешено совершать богослужения в престольный праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Казанской кладбищенской церкви, построенной в 1798–1799 годах на средства нижегородского купца Я. С. Стешева. В ней же проходили и остальные службы.
       По желанию именитых благотворителей новый монастырь должен был стать Ново-Иверским. Однако Святейший Синод воспрепятствовал этому, указав, что монастырь должен называться Крестовоздвиженским, как это было Высочайше утверждено еще в 1764 году.
       Наконец, 17 августа 1823 года состоялось освящение главного собора монастыря – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. 30 июля 1825 года был освящен правый придел – в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и во имя священномученика Дионисия Ареопагита. 20 августа того же года был освящен левый придел собора – во имя святителя Иннокентия Иркутского, по желанию благотворителей, купцов Басниных.
       Внешне собор, украшенный пятью главами-куполами, имел форму правильного креста с центральным деревянным куполом. Как писал историк Н. И. Храмцовский, по своему внутреннему расположению храм был очень похож на Казанский собор в Петербурге. Огромный равноконечный крест собора (35х35 м) был вписан в круг соборной ограды, заключенный в квадрат, образованный восемью жилыми корпусами, в свою очередь соединенными между собой деревянными галереями. Весь монастырский архитектурный ансамбль был огражден стенами в форме правильного четырехугольника с башнями по углам. Звонница с семью колоколами возвышалась над главными западными воротами.
       В таком виде монастырь просуществовал до 1851 года, когда территория его была расширена и обнесена новым четырехугольником стен, с собственными святыми вратами. Теперь, чтобы попасть внутрь монастырского комплекса, нужно было пройти сквозь анфиладу монастырских святых ворот, и это придавало ансамблю еще большую торжественность.
       22 февраля 1831 года игумения Дорофея скончалась и была погребена в подклети, под алтарем Крестовоздвиженского храма (в церкви-усыпальнице в честь Иверской иконы Божией Матери). Впоследствии все настоятельницы обители: игумении Вера († 1857), Асенефа († 1857), Дорофея II († 1881), Вера II († 1883), Асенефа II († 1908) были погребены в склепах этой усыпальницы. Судьба седьмой, последней настоятельницы монастыря – игумении Марии трагична и до конца не известна. Вдова потомственного гражданина Нижнего Новгорода, в миру Анна Александровна Соболева, она управляла обителью с 1903 по 1918 год. Именно на ее долю выпало возглавлять монастырь в послереволюционное время.

* * *

       Рядом с Крестовоздвиженским монастырем находилось Казанское кладбище, где погребено много достойных и знаменитых нижегородцев: основатель Казанской церкви Яков Стешев с супругой, известный писатель Андрей Мельников-Печерский, чета Анненковых, княгиня Парасковья Евграфовна и княжна Дарья Леоновна Грузинские, князь Владимир Васильевич Черкасский с супругой и другие. Среди погребенных много священнослужителей, здесь же были похоронены сестры монастыря.
       Ярким событием в жизни нижегородцев был ежегодный крестный ход на Светлой седмице, в город приносили чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. Вот как описывает это событие историк Н. И. Храмцовский: «Ежегодно в Крестовоздвиженский монастырь приносится чудотворная Владимирская икона Божией Матери из мужского Оранского монастыря, отстоящего от Нижнего Новгорода около 60 верст. Это бывает в субботу по Пасхе. Еще за день, за два и более многие из жителей Нижнего Новгорода и окрестных мест, несмотря ни на какую погоду, отправляются, кто пешком, кто на лошадях, в Оранский монастырь и сопутствуют до Нижнего Новгорода святой иконе, некогда избавившей нижегородцев от моровой язвы...

Настоятельница Крестовоздвиженского монастыря
монахиня Филарета (Гажу)

В подземном храме в честь
Иверской иконы Божией Матери

       Икона остается в монастыре до следующего дня. В воскресенье ее переносят из монастыря в Преображенский собор. В этот день также бывает огромное стечение народа... В крестном ходе участвует все духовенство города и архимандриты городских монастырей. Икона Божией Матери провожается до Крестовоздвиженского монастыря с таковой же процессией, как и встречается. В монастыре тамошнее духовенство служит молебен, после чего икону обносят по монастырским зданиям и провожают в лагерь 4-го стрелкового полка, находящийся невдалеке от монастыря. Там также совершается молебен духовенством Михаило-Архангельского собора, а оттуда, уже в сопровождении иеромонаха и монахов, с крестами и хоругвями Оранского монастыря, икона Божией Матери отправляется в свою обитель... Много нижегородцев и жителей окрестных мест провожают ее верст за пятнадцать и более, а некоторые – до самого Оранского монастыря».
       К великой радости верующих эта замечательная традиция – крестный ход из Оранского монастыря – с 2006 года восстанавливается.


* * *

       После революции монастырь лишился всех своих юридических и экономических прав. При учете в 1918 году монастырского имущества и богослужебных ценностей здесь произошел инцидент с человеческими жертвами. В апреле 1918 года перед Вербным воскресеньем в монастырь въехал вооруженный отряд «красных латышей», которые намеревались конфисковать монастырское имущество. Игумения Мария отказалась выдать им ключи. Собрались монахини и богомольцы, по которым отряд открыл огонь, убив двух паломников.
       Спустя малое время обитель была закрыта и на ее территории был устроен концентрационный лагерь для заложников из городского дворянства, священников и интеллигенции*.
       В архивах сохранилось письмо игумении Марии к архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому Евдокиму (Мещерскому, † 1935), выдержка из которого приводится ниже**:
       «Озираясь на прошедший [1918] год, принесший много горя и печалей для живущих в обители, хочется сказать, что лишь только сильная любовь к святой обители, крепкая вера в Бога и надежда на Его милосердие помогли пережить все трудности и лишения, выпавшие на долю сестер. Были тяжелые дни, когда у монастыря не было ни муки, ни хлеба, но в самую критическую минуту мы видели помощь Божию. Это-то больше всего подкрепляло и воодушевляло нас на предлежащие подвиги и побуждало к усиленной молитве. С молитвой к Богу, верой в Него и надеждой на всегдашнее милосердие Божие вступаем мы в наступивший 1920 год, прося Ваших архипастырских молитв и благословения на предстоящее новолетие, совета и указания, как при теперешних условиях спасти себя и других примером жизни своей от вечной гибели.
       Председательница Совета – настоятельница монастыря игумения Мария».
       После закрытия монастыря бывшие его насельницы вынуждены были назваться «трудовой артелью» и взять здание своей обители в аренду. Позже они соединились с приходской общиной, созданной вокруг монастыря, чтобы власти не изъяли помещения под детский сад. 347 монахинь подали заявление о вхождении в «общину верующих при Крестовоздвиженском монастыре», а 27 апреля 1923 года был зарегистрирован устав Крестовоздвиженского автономного православного общества при бывшем Крестовоздвиженском монастыре и кладбище Нижнего Новгорода. При этой приходской общине, как значилось в документах компетентных органов, «некоторое время состоял служителем культа» митрополит Сергий (Страгородский). Слово «состоял» требует пояснений. Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий в 1926 году был арестован ГПУ за участие в попытке тайного избрания Патриарха, которое было предпринято «соловецкими архиереями». В ноябре 1926 года митрополит Сергий был на два месяца помещен под арест в Крестовоздвиженский монастырь.
       В 1927 году монастырь (точнее, его территория) был переименован в «военный городок имени Ворошилова». Уже к январю 1928 года все монахини с территории бывшей обители были выселены, собор пустовал. Община перешла в Казанский кладбищенский храм, который в 1935 году тоже был закрыт. Поводом послужило то, что Божественной литургией в соборе на Пасху священнослужители «отвлекли граждан от участия в первомайской демонстрации». Как «участники контрреволюционной организации» они были приговорены к заключению и исправительным трудовым лагерям.
       Действительно, Пасха 1935 года пришлась на 1 мая и совпала с днем нового пролетарского праздника. Торжественную пасхальную Литургию служил сам митрополит Горьковский и Арзамасский Евгений (Зернов, † 1937) в сослужении местных священников. Выходившие из храма сотни православных невольно «отвлекли граждан от участия в первомайской демонстрации». Более того, по свидетельству очевидцев, сам Владыка Евгений, собираясь после службы домой, не стал ждать, пока рассеются демонстранты, а сел на поданную ему лошадь и поехал по улицам в клобуке домой. В ответ на предусмотрительные советы доброжелателей обождать, чтобы не привлекать к себе внимания, митрополит Евгений заметил: «Чего нам бояться? Надо Бога бояться». Пролетарское руководство, видя его выразительную фигуру, пересекавшую толпу демонстрантов, прокомментировало: «Пропустите, пропустите его. Мы его наградим».
       «Награда» не заставила себя ждать: арест Владыки последовал буквально через день – 3 мая 1935 года. Вместе с ним были арестованы и другие нижегородские священнослужители, участники пасхального богослужения, в том числе протоиерей Николай Македонский (настоятель этого храма). Горсовет закрыл окончательно и кладбищенскую церковь – «ввиду ее вредного влияния на подрастающую молодежь».
       Вскоре после закрытия Казанского храма президиум Горсовета рассмотрел «вопрос, связанный с Крестовоздвиженским монастырем». 19 августа 1935 года Комиссия по культам при президиуме Горьковского крайисполкома постановила: «Бывший Крестовоздвиженский монастырь ликвидировать на снос». Однако приказ выполнен не был...

       Казанский кладбищенский храм был приспособлен под жилье. Долгое время в здании церкви жили семьи нижегородцев, но в «хрущевские» времена этот храм все-таки уничтожили. Варварски было стерто с лица земли и кладбище. Потом на территории бывшего Казанского некрополя были расположены бензохранилища для заправки автотранспорта – грузовые машины, увязая в разбитых колеях, ездили на заправку по могилам, так как объездная дорога строилась очень долго. Тщетно жители соседних домов и сами водители автомашин обращались в городские органы власти с просьбой перенести бензохранилище.
       В августе 1952 года Казанский некрополь представлял собой печальное зрелище. «Ограждение разрушено... Территория двора Западного поселка, где расположена могила Анненковых, находится в антисанитарном состоянии – загромождена помойками, уборными, мусор и жидкие отходы разбрасываются по двору, в отдельных местах лужи воды. Территория бывшего кладбища никем не охраняется, на территории пасутся козы», – говорилось в акте комиссии управления благоустройства и коммунальных предприятий того времени. О могилах Анненковых советские работники упомянули в своем акте лишь по той причине, что из этого дворянского рода вышли известные декабристы, но и для них «народная» власть не сделала исключения.
       В 50-е годы ХХ века чудом уцелевший монастырский ансамбль был закрыт со стороны площади Лядова пятиэтажным зданием общежития Политехнического института. Часть территории кладбища была застроена, а часть отдана под спортивную площадку. Сохранившиеся строения были заняты различными учреждениями, часто сменявшими друг друга, а также сдавались жильцам. До последнего времени монастырские здания в основном использовались машиностроительным заводом имени Свердлова.
       В 1995 году Крестовоздвиженский собор, колокольный и монашеский корпуса были возвращены Русской Православной Церкви. Как следует из документов, на момент передачи износ корпусов составлял сто процентов. Были стерты с лица земли склепы благотворителей обители, погребенных у стен собора. Усыпальница в бывшей Иверской церкви использовалась заводом для сброса мусора. Здесь несколько десятилетий находилось гальваническое производство...
       Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов, † 2001) назначил настоятелем возрождающегося прихода иерея Александра (Ильина). Совместно с церковным старостой В. Павлиным и несколькими первыми прихожанами им и было начато восстановление монастырского корпуса, одну из комнат которого по благословению Владыки Николая превратили в церковь, освященную во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы. 19 января 1997 года в ней состоялось первое богослужение. С первых же дней при новом храме была открыта воскресная школа и иконописная мастерская. Впоследствии, когда службы проводились уже в соборе, в маленькой Елисаветинской церкви совершались Таинства Крещения и Брака.
       27 сентября 1999 года состоялось первое богослужение в Крестовоздвиженском соборе. Праздничную Божественную литургию совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. В первую зиму собор не отапливался, но Божественные литургии совершались по всем воскресным дням и великим праздникам, и число прихожан росло.
       25 марта 2004 года на заседании Священного Синода было принято решение о преобразовании прихода храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Крестовоздвиженский женский монастырь. Указом епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия от 2 сентября 2004 года инокиня Татиана (Гажу), насельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, была назначена наместницей Крестовоздвиженской женской обители. Обитель, получив заботливую хозяйку и исполнительных, трудолюбивых сестер, стала на глазах преображаться.


       27 сентября 2004 года Владыка Георгий совершил Божественную литургию в соборе в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Накануне Владыка Георгий совершил в Крестовоздвиженском соборе чин воздвижения Креста. Тогда же на престольный праздник обители приезжала и настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова). На богослужении присутствовали также воспитанницы городского медицинского колледжа – сестры милосердия, для которых посещение Крестовоздвиженского собора в престольный праздник уже стало традицией.

       23 марта 2006 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил постриг инокини Татианы в мантию с наречением имени Филарета. А на заседании Священного Синода от 11 апреля 2006 года было принято решение назначить монахиню Филарету (Гажу) настоятельницей Крестовоздвиженского женского монастыря в Нижнем Новгороде с возложением наперсного креста (по должности).
       Сегодня помимо забот о восстановлении монашеской жизни в обители и реставрации храма и зданий монастыря сестры активно ведут и воспитательно-просветительную работу: при монастыре имеется воскресная школа. Инокини, имеющие педагогические способности, опекают детей из неблагополучных семей и сирот – воспитанников соседнего детского дома-интерната.
       В ближайших планах сестер – открыть в обители православный медицинский пункт, где смогут получать помощь насельницы, священнослужители и миряне. «Конечно, хотелось бы возродить старые монастырские золотошвейные традиции, – поделилась своими мыслями матушка Филарета, сама высокопрофессиональная швея, – открыть мастерскую, но сначала нужно восстановить материальную базу обители. Здесь все обветшало...»

Купол Крестовоздвиженского собора


* * *

       Нам не известно, по каким причинам строгий приказ об уничтожении Крестовоздвиженского собора исполнительными чекистами не был исполнен. Но среди горожан и верующих по сей день живет предание, что сама матушка игумения Дорофея трижды являлась взрывникам «с неба» и строго грозила им посохом и многими наказаниями в случае взрыва обители.
       Милостию Божией соборный храм, а вместе с ним и монастырь вновь живет, молится и возрождается. Большим утешением для сестер стало то, что в храме под многими слоями известки и грязи обнаружились участки хорошо сохранившейся стенной росписи. Причем роспись открылась не при реставрационной размывке стен и сводов, а сама по себе: на богослужении штукатурка отпала и ко всеобщей радости присутствовавших обнаружились дивные лики святых великомучениц Веры, Надежды и Любови. Сейчас реставрация храмовой росписи успешно продолжается.

В подземном Иверском храме

       Постепенно, по крупицам восстанавливаются не только храмы и корпуса многострадальной обители, но и ее славная, а в послереволюционный период – трагическая история. Особенно радуются сестры, когда удается узнать что-либо о жизни прежних насельниц. Иногда их имена, казалось бы, совершенно случайно обнаруживаются на крестах и в могильных надписях городских кладбищ, иногда о судьбах монахинь уничтоженного богоборцами монастыря рассказывают старожилы и городские краеведы.

Вход в Крестовоздвиженский собор

       Появляются в обители святыни. Об этом заботятся и насельницы монастыря, и прихожане. Слева у алтаря стоит резной ковчег с частицами мощей Киево-Печерских и других святых. В резном киоте находится особо почитаемый в обители и в городе Казанский образ Пресвятой Богородицы. Эту икону, принадлежавшую Крестовоздвиженскому монастырю, верующие бережно сохраняли в годы богоборчества и принесли в только что открывшийся монастырь. Из более чем сорока храмов дореволюционного Нижнего Новгорода в советское время действующими были только три. Остальные большей частью взорвали, другие искалечили, перестроив до неузнаваемости. Именно в эти сохранившиеся храмы и приносили верующие уцелевшие иконы уничтоженных церквей. Среди возвращенных икон был Казанский образ Пресвятой Богородицы, который вскоре стал высветляться и обновился.

Фрагмент обнаруженной храмовой росписи

       В 2004 году архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий подарил монастырю на престольный праздник крест с частицей древа Животворящего Креста Господня.
       Однажды в монастырь пришла бедно одетая старушка, принесла немного денег и просила настоятельницу о скорейшем восстановлении нижнего храма-усыпальницы в честь Иверского образа Божией Матери, ибо «с ним очень многое связано». Все чаще прихожане стали обращаться с просьбами о восстановлении должного благолепия этого святого места, где захоронены подвижники благочестия, молитвами и великими трудами которых была создана эта обитель.
       С большим трудом сестрам и их немногочисленным помощникам удалось расчистить нижний Иверский храм от многолетних и многотонных залежей заводского и бытового мусора. Открылась печальная картина: все склепы оказались вскрытыми и оскверненными. Но и здесь Небесная Владычица не оставила своих тружениц без надежды. Все трудности с Божией помощью были преодолены. 21 июня 2006 года по благословению Владыки Георгия в церкви-усыпальнице Иверской иконы Божией Матери, после литии, совершенной архимандритом Тихоном, благочинным нижегородских монастырей, специальной комиссией были начаты исследования.
       Археологические изыскания комиссии возглавил кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии РАН Ю. А. Смирнов. Заведующий отделом судебно-медицинской идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы Росздрава, заслуженный врач России профессор В. Н. Звягин произвел освидетельствование костных останков предположительно шести игумений Крестовоздвиженского женского монастыря, обретенных в подклети Иверского храма. При расчистке склепов, еще до открытия первых честных останков, комиссия засвидетельствовала сильное благоухание, которое было ощутимо даже на открытом воздухе.

Памятный крест возле сохранившейся части
монастырской стены

       Сестры верят и надеются, что пример святой жизни настоятельниц Крестовоздвиженской обители послужит назиданию современных прихожан и паломников монастыря, которые будут получать здесь духовную помощь по молитвам игумений-подвижниц.

* * *

       Восемьдесят лет назад сияние крестов Крестовоздвиженского монастыря можно было увидеть за сорок верст от обители. Сегодня Крестовоздвиженский собор, заслоненный со всех сторон мрачными домами, не виден даже с близкого расстояния, и сам монастырь возвратил себе лишь малую часть своих зданий и прежней своей территории – приезжий не сразу найдет его. Но едва ли не каждый нижегородец укажет вам точный путь к этому замечательному монастырю. Не свидетельствует ли это о том, что духовный свет обители, осеняющей город всепобеждающим крестом, по-прежнему разливается по всему Нижнему Новгороду.

И. Сойкин

       Насельницы Крестовоздвиженского женского монастыря просят откликнуться на их смиренные просьбы о помощи. Господь же сторицей вознаградит каждого за участие в восстановлении древнего монастыря на родине гражданина и патриота Козьмы Минина – славного героя и защитника нашего отечества.

603022, г. Н. Новгород,
ул. Окский съезд, д. 2,
тел.: 33–92–25, 33–76–85
ИНН 5262043748
р/с 40703810700820000145
БИК 042202772,
ЗАО АИК Нижегородпромстройбанк,
Канавинский ф-л
Н. Новгорода,
к/с 30101810200000000772

       * Забвению не подлежит. Неизвестные страницы нижегородской истории (1918–1984 годы). 1994. С. 142.
       ** ЦУГАНО (Нижегородский областной архив). 1919. Ф. 1016. Оп. 2. Ед. хр. 50.