ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
11-2006

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Обитель преподобного Иосифа Волоцкого

       На северо-западе Подмосковья, близ города Волоколамска, в селе Теряево, расположен древний Свято-Успенский Иосифов монастырь. Обитель была основана в 1479 году выдающимся церковным и общественным деятелем преподобным Иосифом Волоцким.

       Иоанн Санин, будущий Волоцкий игумен, родился в 1439 году недалеко от Волоколамска. В семь лет выучив Псалтирь, а в восемь научившись читать «все Божественные книги», он стал певцом и чтецом в церкви. В двадцатилетнем возрасте Иоанн был пострижен в монашество преподобным Пафнутием Боровским с именем Иосиф, в честь библейского Иосифа Прекрасного, и в течение семнадцати лет проходил школу иноческого послушания в Боровском монастыре. Он стал преемником преподобного Пафнутия в игуменском служении и попытался ввести в монастыре общежительный устав, но встретил противодействие братии. Тогда он ушел странствовать по монастырям вместе со старцем Герасимом Черным, а в 1479 году вернулся в родные Волоколамские пределы, испросил и получил согласие Волоколамского князя Бориса Васильевича устроить мужской монастырь. На месте, указанном Свыше, преподобный Иосиф поставил крест и часовню с образом Божией Матери «Одигитрия», подаренным преподобным Пафнутием Боровским. Вскоре здесь был заложен деревянный Успенский храм, освященный 15 августа 1479 года.

       Преподобный Иосиф был одним из самых образованных людей своего времени, его отличали незаурядный ум и великолепная память. С этими качествами сочеталась необычайная внешняя красота и прекрасный голос. Ведя строгую, чистую, подвижническую жизнь, преподобный Иосиф вызывал уважение современников, к его слову прислушивались и князья, и бояре, и церковные иерархи.
       Благодаря административным навыкам, приобретенным в Боровском монастыре, преподобный Иосиф успешно выстраивал свою обитель. Крепкое монастырское хозяйство позволяло во время голода кормить в день до семисот человек. Для окрестного населения монастырь неизменно являлся источником хозяйственной помощи.
       В то же время процветание монастыря не влияло на быт самих волоколамских иноков. Устав обители был строгим: худая одежда, требование не иметь ничего своего (за исключением книг и икон), скудная трапеза два раза в день, совершенный запрет на вино. Многие монахи носили вериги, спали сидя на полу, их келлии плохо отапливались. Знатное происхождение не давало инокам никаких привилегий, кроме преимущественного права на занятие должностей.
       В ХV–ХVI веках монастырь являлся одним из крупнейших центров книжности на Руси. Благодаря тому, что иноки, глубоко почитая своих наставников, очень бережно относились к их наследию, в обители сохранилось множество рукописных книг, созданных в монастыре. Здесь успешно занимались не только книгописанием, но и собиранием книг, которые считались самыми ценными вкладами. Выходцы из монастыря, занимавшие в дальнейшем видные церковные посты, тоже пополняли своими вкладами монастырскую библиотеку, которая была богатейшей на Руси.



       Сам преподобный Иосиф написал книгу, справедливо названную народом «Просветитель». Творение святого преподобного Иосифа Волоцкого сложилось в борьбе с ересью «жидовствующих», распространившейся в России на рубеже XV–XVI веков. Этот свод православного богословия объединяет в стройной системе фрагменты Священного Писания и святоотеческих творений, эпизоды из житий святых и истории Церкви. Полемически острая, богословски глубокая, ярко написанная, книга эта на протяжении веков оставалась значительным явлением русской культуры и оружием борьбы с ересью. Ее не раз переписывали, потом печатали. Последнее дореволюционное издание вышло в 1914 году. «Просветитель» актуален и в наше время, о чем свидетельствуют несколько его изданий, вышедших в последние годы.
       В конце ХV века в обители был возведен необыкновенной красоты белокаменный собор, расписанный знаменитым Дионисием-иконником, и построена каменная ограда. Но не суждено было тем постройкам дойти до наших дней. В Смутное время в результате польской интервенции монастырские строения были значительно повреждены. Во второй половине ХVII века обветшавшие стены и здания были разобраны, а к концу века монастырь отстроили заново. Иван Неверов, каменных дел подмастерье, составил проект восстановления крепости, а строительством руководил крестьянин Дмитровского уезда Трофим Игнатьев. Возводились все сооружения руками замечательных мастеров – крестьян из монастырских вотчин.

       Со времен преподобного Иосифа сохраняется в монастыре маленький храм Богоявления с трапезой, возведенный в 1504–1506 годах. В середине ХVI века к нему было пристроено просторное здание трапезной палаты, которое является одной из достопримечательностей монастырского ансамбля.
       Богата событиями история древнего монастыря. В разные годы здесь пребывали в заточении Максим Грек, самый яркий представитель греческого православного просвещения на Руси, митрополит Московский Даниил, который погребен в подклете Успенского собора, боярский царь Василий Шуйский. В числе пленников польских интервентов здесь находился митрополит Ростовский Филарет (Романов), будущий Патриарх Московский и всея Руси.

       Монастырь был одним из любимых мест богомолья московских государей. Никогда не оставляли они его своим вниманием, оказывая обители помощь и щедро жертвуя на ее нужды. В XVI веке в Иосифов монастырь часто приезжал Иван Грозный, который делал крупные вклады в его ризницу. Его отец, великий князь Василий III, любил охотиться в окрестностях монастыря. Почитая монастырских старцев, Василий III просил одного из них – преподобного Кассиана Босого быть восприемником своего сына Иоанна от купели Святого Крещения. Обитель была одной из богатейших на Руси: так, к примеру, в 1570-е годы она владела более чем 25 тысячами десятин земли.
       Во все периоды существования монастыря на его попечении находились дети. В голодные годы случалось так, что крестьяне просто приносили своих детей и оставляли у ворот монастыря, зная, что здесь им не дадут погибнуть. Для сирот за оградой был устроен приют. В ХVIII веке при обители открылось Духовное училище, которое затем перевели в уездный город, однако монастырь ежегодно жертвовал 1600 рублей на содержание этого учебного заведения. Вплоть до самой революции здесь существовало двухклассное церковноприходское училище, в обители проживали и обучались сто мальчиков.

       После революции монастырь, уже без монахов, продолжал свое «социальное служение». В 1918 году сюда перевезли из Москвы три детских дома. Дети, оставшиеся без родителей в результате страшных революционных событий, от младенцев до старших школьников, нашли приют в монастырских стенах.
       Обитель располагала прекрасными жилыми помещениями, было образцово организовано ведение сельского хозяйства, действовала даже своя электростанция. Когда же монастырских работников не осталось, все довольно быстро стало приходить в упадок. Условия для детей и персонала ухудшились, а со временем стала очевидна невозможность существования детского дома на территории памятника архитектуры. План возведения нового детского городка вблизи монастыря осуществлен не был. И это закономерно. Промыслом Божиим хранилось это место великих иноческих подвигов.
       Здание для детского дома возвели в Волоколамске. Но до 1989 года на территории монастыря еще оставалась сельская школа. Ее отличительной особенностью было широкое участие детей в исследовании истории родного края, истории монастыря. Ими было собрано множество интереснейших экспонатов для школьного музея. И не случайно выпускники школы по сей день, приезжая в монастырь, с теплом и любовью вспоминают годы, проведенные в стенах древней обители. Со временем школа переехала в новое современное здание, построенное в селе Теряево. На протяжении нескольких лет монастырь оказывал школе существенную поддержку в обеспечении учебного процесса всем необходимым.
       Немало бедствий претерпел монастырь в годы советской власти. На территории обители были многочисленные свалки мусора, бытовых отходов, на месте некрополя стояли машины, трактора, в результате чего надгробные плиты с великолепной «волоколамской» резьбой превратились в осколки камня. В Германовой башне держали свиней. Возле северной стены устроили теплицу, и этот участок стены стал постепенно заваливаться. Подмывались фундаменты Петровской башни, которую использовали в качестве водонапорной. И конца этому печальному перечню, к сожалению, нет.


       Когда во второй половине 1950-х годов монастырь был объявлен памятником архитектуры и в нем начались реставрационные работы, бедствия не прекратились. Так, вместо грузовика у реставраторов была лошадь, стойло для которой устроили в подклете Успенского собора, где прежде находился храм во имя преподобного Иосифа Волоцкого. Была разрушена часовня у святых врат монастыря, а также пристройки с юга и севера возле Успенского собора – алтари приделов во имя Святой Троицы и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ликвидировали росписи, украшавшие стены собора снаружи.
       Монастырь рассматривался в первую очередь как объект показа, с перспективой создания здесь музея. Велись лишь внешние реставрационные работы, интерьерам внимания практически не уделялось. В результате, когда в начале 1989 года обитель была передана Русской Православной Церкви, оказалось, что жить насельникам монастыря негде, а совершать богослужение можно только в крошечной надвратной церкви. Именно в ней митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев, † 2003), ставший настоятелем возрожденного монастыря, совершил первую Божественную литургию в день памяти святых Апостолов Петра и Павла, во имя которых был освящен храм.
       Началось возрождение поруганной обители, постепенно устраивался монашеский быт. Но одновременно монастырю вновь пришлось браться за помощь нуждающимся. Традиции милосердия и благотворительности, заложенные преподобным Иосифом, были продолжены. Особенно тяжелыми для окрестного населения были 90-е годы ХХ века, когда работающие по полгода не получали заработной платы, а пенсионерам часто задерживали выплату пенсий. Старики, инвалиды, семьи с детьми обращались в монастырь и получали необходимые продукты, одежду, обувь. Многие находили здесь работу. Оказание помощи нуждающимся осуществляется и по сей день.
       В числе первоочередных задач Владыки Питирима была забота о детях: создание на базе монастыря необходимых условий для отдыха в летние месяцы детей из неблагополучных, малообеспеченных семей, сирот. Эта программа была осуществлена, и теперь в этом живописном уголке Подмосковья, вблизи святой обители преподобного Иосифа Волоцкого, ежегодно проводят лето ребята самого разного возраста. Походы в лес, купание, игры сочетаются с посещением богослужений, изучением основ православной веры и посильным участием в монастырских трудах. Действует на базе монастыря и свой строительный отряд: каждое лето приезжают сюда помочь в ремонтных работах студенты Московского государственного университета путей сообщения.
       Тесные связи установлены с Центром реабилитации детей из социально неблагополучных семей, который в конце 1990-х годов был открыт в селе Ярополец. Каждое воскресенье ребята приезжают в обитель на монастырском микроавтобусе. Побывав на богослужении, где многие исповедуются и причащаются, они идут вместе с братией на трапезу, а затем следуют занятия в воскресной школе и непременное чаепитие со всевозможными сластями. И конечно же очень отрадно то, что многие именно здесь принимают Святое Крещение. Огромную радость дарят детям рождественские праздники, устраиваемые в монастыре, – с нарядной елкой, театральным представлением, в котором участвуют сами ребята, и разнообразными подарками.
       Многолетняя дружба соединяет монастырь и московскую управу «Сокольники». Председатель управы А. М. Касьянов со своими коллегами часто бывает здесь, вникая в насущные проблемы обители и стараясь помочь в их решении. Приезжают сюда на летний отдых дети, проживающие на территории этой управы.
       В обители постоянно проводятся благотворительные экскурсии для инвалидов, пенсионеров, детей из детских домов, приютов, больниц, для учащихся воскресных школ при храмах Москвы и Подмосковья.
       Очень сложной для монастыря стала осень 2003 года. Тяжело болел митрополит Питирим. Его кончина 4 ноября, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, отозвалась болью и тревогой среди братии. На протяжении пятнадцати лет Высокопреосвященный Владыка Питирим возглавлял монастырь, всей душой сроднился с обителью, так что потеря казалась всем невосполнимой. Но период растерянности продолжался недолго. Временно управляющим монастырем был назначен архимандрит Феоктист (Дорошко), наместник Саввино-Сторожевского монастыря. Для возрождавшейся обители начался новый этап.
       Год 2004-й был юбилейным. В день, когда праздновалось 525-летие Иосифо-Волоцкой обители, 14 июня, монастырь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. К тому времени был осуществлен целый комплекс мероприятий по подготовке к юбилею. Благодаря совместным усилиям множества людей – друзей монастыря, благотворителей, реставраторов, работников строительных организаций и конечно же насельников обители, при явной помощи Божией произошло чудо: в кратчайшие сроки был произведен колоссальный объем работ, охвативших все сферы – от благоустройства территории до реставрации деталей интерьера Успенского собора. Приезд в обитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в 2004 году стал благословением для этих мест.

Святейший Патриарх Алексий у мощей
преподобного Иосифа Волоцкого. 2004 год


       К сожалению, не увенчались (уже в который раз!) успехом попытки вернуть в монастырь его самую большую святыню – чудотворную Волоколамскую икону Божией Матери. Этот образ по-прежнему хранится в музее имени Андрея Рублева. Но одна из самых древних и почитаемых святынь – вериги преподобного Иосифа Волоцкого – теперь находится на прежнем месте в Успенском соборе. В день своего юбилея монастырь предстал перед гостями и паломниками во всем своем великолепии. Праздновала и сама природа: прекратился дождь, который до того шел ежедневно, ярко светило солнце, радуя и согревая всех спешивших в обитель. Такой же ясный безоблачный день был 14 июня 1479 года, когда преподобный Иосиф пришел на место основания будущей обители, и такая же прекрасная погода всегда сопровождает дни памяти преподобного – 22 сентября и 31 октября.

2004 год

       Ныне преобразилось село Теряево, благоустраиваются старые дома, строятся новые. Оживают и окрестные деревни. Много изменений произошло и в самом монастыре. Продолжаются труды по восстановлению обители. В конце 2004 года наместником обители был назначен игумен Сергий (Воронков) из братии Саввино-Сторожевского монастыря. Наладилась богослужебная жизнь – каждый день совершается Божественная литургия. Растет число братии, стало больше иноков в священном сане. Совершаются монашеские постриги. В настоящее время число братии составляет 15 человек. Много в монастыре трудников, привлекают эти благодатные места и паломников, приезжающих сюда помолиться и потрудиться.


       Хозяйственная деятельность монастыря достаточно обширна. Имеется скотный двор. Небольшой молочный цех производит вкусную и разнообразную продукцию: творог, кефир, сметану, два сорта сыра. Монастырские огороды ежегодно дают богатый урожай овощей. Первая свежая зелень на трапезу поступает из собственных теплиц. Обильно плодоносит ухоженный яблоневый сад, есть и свои пчелы. Много внимания и заботы требуют цветники. Множество цветущих до поздней осени кустов роз украшают территорию монастыря.
       Братия монастыря трудятся также в столярной мастерской. Непрерывно ведутся работы по реставрации памятников архитектуры монастырского ансамбля. Подходит к концу восстановление казначейского корпуса, построенного в XIX веке, осуществлен ремонт пристройки к трапезной палате. В ближайших планах – золочение центрального купола Успенского собора. Продолжаются работы на крепостных стенах.
       В теплое время года богослужения теперь проводятся в большом Успенском соборе, великолепие которого 150 лет назад произвело сильное впечатление на святителя Московского Филарета. Освятив величественный храм после ремонта, он сказал: «Если бы можно было, то я перенес бы этот собор в Москву». И сейчас, хотя интерьер восстановлен еще не в полном объеме, собор вызывает неизменное восхищение паломников.

22 сентября 2006 года

22 сентября 2006 года

       Монастырь успешно развивает издательскую деятельность. Трудами братии переиздана книга преподобного Иосифа «Просветитель», Житие преподобного Иосифа Волоцкого, Российского чудотворца, сборник рассказов из жития преподобного Иосифа, созданный на основе старинной иконы с житийными клеймами.
       Увеличилось число монастырских подворий. Теперь их три: храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском (по мнению академика А. А. Зимина, именно Покровское является местом рождения преподобного Иосифа Волоцкого), храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Шестаково и храм Вознесения Господня в селе Теряево. Все эти села когда-то были вотчинами монастыря. В Смутное время их сожгли литовцы. Однако по челобитным монастырской братии во второй половине XVII века были выстроены новые храмы, и жизнь вернулась в эти места. Теперь пострадавшие в годы советской власти святыни постепенно восстанавливаются, и, как в былые времена, к ожившим храмам тянутся люди.


Святейший Патриарх Алексий с наместником
обители игуменом Сергием (Воронковым)

       Важным событием для окрестных жителей является ежегодный крестный ход, который установлен в память избавления Волоколамска от чумы в XVIII веке по предстательству Божией Матери, молитвам преподобного Иосифа Волоцкого и Святителя Николая. Крестный ход совершается в шестое воскресенье по Пасхе. При огромном стечении народа чудотворный образ Святителя Николая торжественно переносится из села Спирово в Иосифо-Волоцкую обитель, где братия монастыря с иконой преподобного Иосифа встречают крестный ход, после чего совершается молебен с Акафистом Святителю и Чудотворцу Николаю.
       В нынешнем году в монастыре вновь побывал его Священноархимандрит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. 22 сентября, в день памяти преподобного Иосифа, Святейший Владыка приехал в монастырь, чтобы возглавить торжественное богослужение в Успенском соборе. Множество паломников и гостей собралось в тот день в монастыре.
       Святейшему Патриарху сослужили епископ Бронницкий Амвросий и священнослужители Волоколамского благочиния. Во время Литургии наместник монастыря игумен Сергий за успехи в возрождении обители был награжден палицей и наперсным крестом с украшениями. Святейший Патриарх Алексий поздравил всех с престольным праздником обители и благословил братию на дальнейшие труды.



Рождественская елка в монастыре

В день открытия летнего лагеря
в Иосифо-Волоцком монастыре
Июнь 2006 года

       В сентябре 2006 года обитель преподобного Иосифа посетил первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев. Он осмотрел достопримечательности монастыря и познакомился с его историей. Большое впечатление на вице-премьера произвел Успенский собор, к судьбе которого он не смог остаться равнодушным, и пообещал, что Правительство России найдет возможность изыскать средства для реставрации росписей палехских мастеров и редкой красоты резного иконостаса, украшающих главный храм обители – памятник архитектуры федерального значения.
       Так живет сегодня древняя обитель на Волоке. Трудами и молитвами братии продолжается великое служение Иосифо-Волоцкого монастыря – нести людям свет веры, любви, милосердия, помогая духовному возрождению отечества.

Е. Васильева