ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
11-2006

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Десять лет с Матерью-Церковью

       В октябре 2006 года Сергиевский приход Московского Патриархата в Стокгольме отмечал десятилетие принятия его в юрисдикцию Русской Православной Церкви. Приход был основан в 1991 году группой православных русскоязычных жителей Стокгольма на основе Свято-Сергиевского общества, возникшего в 1989 году. Это общество объединило сторонников сохранения русской культуры в иноязычной среде. Во главе его находились Вера Сагер, дочь русского дипломата Николая Бруннера, профессор-нейрохирург Николай Цветнов и другие яркие деятели русской эмиграции в Швеции. В октябре 1996 года Священный Синод Русской Православной Церкви удовлетворил обращение Приходского совета и принял Сергиевский приход под омофор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

       История появления русской церкви в Стокгольме обычно связывается со Столбовским мирным договором, заключенным между Россией и Швецией в 1617 году. Согласно одной из его статей русским купцам позволялось «в его королевского величества Свее, в Стекольне, в Выборге торговые дворы имети и по своей вере пение и веры своей строенье вольно им по тем же дворам в своих хоромах имети».
       Однако и до Столбовского мира русско-шведские связи имели многовековую историю. Они берут начало в средние века, когда сложился оживленный торговый путь «из варяг в греки» – из Скандинавии в Византию. «Повесть временных лет» рассказывает, что в 862 году по Рождестве Христовом русичи отправили послание варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидите княжити и володети нами». Рюрик, откликнувшийся на этот призыв, и основал русскую княжескую династию.

       Уже во времена Рюрика Балтика была местом непрерывного взаимодействия между населявшими ее берега народами. Первый христианский король Швеции, святой благоверный князь Улов Шетконунг, в начале XI века выдал свою дочь Ингигерд (в Православии – Ирину) за Новгородского князя Ярослава Мудрого. Овдовев, она постриглась в монашество с именем Анна. Позже в Русской Православной Церкви ее стали почитать как святую*.

       Остров Готланд стал христианским в 1029 году, когда святой благоверный князь Олаф (Улов), возвращаясь из Новгорода в Норвегию, остановился на острове и проповедовал Евангелие его обитателям. Память об этом сохранилась в названии холма святого Улова, на котором, по преданию, крестились жители острова.

СТОКГОЛЬМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

       История Стокгольмской иконы Божией Матери тесно связана с великой святыней Земли Русской – Тихвинским образом Божией Матери, явленным еще в XIV веке в России, на берегах реки Тихвинки. В 1613 году Тихвин стал центром военных действий. Шведский полководец Якоб Делагарди привел к Тихвинскому монастырю свои войска и приказал сравнять его с землей. Трижды шведы осаждали святую обитель, но Царица Небесная не оставила Своей милостью осажденных, поражая страхом врагов, которым мерещились наступающие на них со всех сторон русские полки. Шведы отступили, и вскоре между Россией и Швецией был подписан Столбовский мирный договор. Летопись повествует, что с тех пор «бысть тишина царству Российскому». Так Тихвинский образ Божией Матери стал защитником и покровителем православных на северных рубежах России.
       По заключении Столбовского мира восстановились торговые связи между двумя странами. Однажды в 1670 году домой из Стокгольма возвращались морем русские купцы. С собой у них был список Тихвинской иконы Божией Матери. Это был небольшой, приобретенный в Стокгольме образ размером с ладонь, украшенный жемчугом и драгоценными камнями. Начался сильный шторм, и купцы в страхе молились перед иконой. Молитвы перед святым образом спасли их от крушения, и они благополучно прибыли в Тихвин, где икону встретили колокольным звоном. Чудесное спасение купцов и то, что икона проделала тот же путь, что и Тихвинская икона Божией Матери триста лет тому назад, стали знаком чудотворной силы иконы. Икону стали называть Стокгольмской, и 13 ноября (26 ноября по новому стилю) она была выставлена для поклонения в Спасо-Преображенском соборе в Тихвине. Последние сведения о подлиннике относятся к 1928 году: икона упоминается в описи предметов, конфискованных советской властью. Затем следы ее затерялись...


РУССКИЙ ГОСТИНЫЙ ДВОР

       После Столбовского мира 1617 года в Стокгольме возник русский гостиный двор, который первоначально разместился в Колодезном переулке в Старом городе. В 1641 году на Седере был построен новый гостиный двор. Он находился к югу от шлюзов, на том месте против нынешнего музея города Стокгольма, которое и по сей день носит название Ryssgorden – Русский двор. Специального церковного помещения первоначально там не было – службы совершали в одном из амбаров, который именовался «молитвенным». Этот приход стал первым русским православным храмом, открытым за пределами России, и первым нелютеранским приходом в Швеции после реформации. Священника «для причащения душ христианских» направлял в Стокгольм Новгородский архиепископ на период торговых поездок купцов. Первый священник, которого мы знаем по имени, – «поп Емельян» – прибыл в Стокгольм в июле 1651 года. Первоначальная зависимость стокгольмского прихода от Новгородской епархии подтверждается фактом передачи древнейшей части церковного архива в Новгородскую консисторию.
       Частые войны нарушали течение мирной жизни, приостанавливали торговлю и богослужения в русской церкви. В 1661 году, после утомительной шестилетней войны, между Россией и Швецией был заключен Кардисский мирный договор. Он еще раз подтвердил, что русские люди могут иметь в Стокгольме свои торговые дворы. По соседству со старым деревянным гостиным двором была построена Южная ратуша (ныне музей Стокгольма), куда летом 1670 года перенесли православный храм. Церковь находилась здесь до страшного пожара, случившегося 6 декабря 1694 года, уничтожившего весь гостиный двор.
       Новый гостиный двор был построен из кирпича в 1695–1697 годах. Храм пробыл здесь до 1748 года.

ПОСОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

       С учреждением в 1700 году Русской Миссии в Швеции и началом постоянных дипломатических контактов православная церковь в Стокгольме вступила в новый период своего существования. Первым русским посланником стал князь А. Я. Хилков, который на правах представителя иностранной державы привез с собой в шведскую столицу священника и утварь для собственной домовой церкви. Но просуществовать ей было суждено всего несколько месяцев – вскоре началась Северная война.
       Когда Петр I открыл военные действия против Швеции, Карл XII повелел подвергнуть домашнему аресту с конфискацией имущества не только русского посланника, но и всех русских купцов. Во время войны, растянувшейся на два десятилетия, в православной церкви на Гостином дворе иногда совершались богослужения для русских военнопленных, среди которых были генералы Я. Ф. Долгорукий, И. Ю. Трубецкой, А. М. Головин. В 1716 году пленных выслали в Висингборгский замок в Центральной Швеции, где на русском кладбище ныне почивают их останки. Богослужения в стокгольмской церкви прекратились до окончания войны.
       В 1721 году между Россией и Швецией был заключен Ништадтский мир. Дипломатические отношения между странами были восстановлены, и в Стокгольм прибыл «в чине министра при королевском дворе» камер-юнкер князь М. П. Бестужев-Рюмин, которого три года спустя сменил граф Н. Ф. Головин. Стокгольмская церковь, как состоящая при заграничной миссии, была передана в подчинение Иностранной коллегии, и назначение в ней причта перешло от Новгородского архиепископа в ведение Святейшего Синода.
       По заключении Абосского мира было решено перестроить русский гостиный двор, включая и церковь. Однако дело это затянулось, и прибывший в 1746 году в Стокгольм священник Александр Львов заявил, что не может продолжать службы в старом храме по причине его ветхости и тесноты. Поэтому русский посланник барон И. А. Корф обратился к шведскому королю Фредрику I с просьбой предоставить для русской церкви комнату в Южной ратуше.
       Король Фредрик I отнесся к просьбе русского посланника благосклонно, и по специальному указу в 1748 году церковь переехала в Южную ратушу, в помещение на верхнем этаже. Однако внутреннее убранство храма продолжало оставаться крайне бедным. В довершение ко всему в церкви случился пожар, от которого пострадал иконостас, некоторые иконы и паникадило. Граф И. Остерман, прибывший в Швецию русским посланником в 1760 году, писал императрице Елизавете Петровне: «По прибытии моем сюда я нашел в здешней Вашего Императорского Величества грекороссийской церкви нетокмо ризницу и всю церковную утварь, но и самый иконостас столь ветхий, что почти уже употреблять их невозможно».
       Хлопоты графа Остермана увенчались успехом, и в 1761 году Стокгольмский магистрат поручил архитектору И. Э. Карлбергу разработать план расширения русской церкви. Однако предложенный проект сочли слишком дорогим, и он остался только на бумаге. Спустя три года (на русский престол уже вступила Екатерина II) Иностранная коллегия выделила наконец необходимые средства, Карлберг составил новый, более скромный проект храма, и начались работы по его устройству.
       Работы по устроению новой церкви завершились летом 1768 года, и храм был освящен во имя Преображения Господня. Купеческая церковь XVII века преобразилась в светлую и элегантную церковь в стиле века восемнадцатого. Зал, где была расположена церковь, находится на самом верху музея города Стокгольма и сегодня называется «Тессинским залом».
       В 1788 году, по поводу новых «военных со Швециею обстоятельств», богослужения на несколько лет прекратились. После заключения мира, в день тезоименитства императрицы Екатерины II, 24 ноября 1793 года (по старому стилю), храм был заново освящен в присутствии только что прибывшего посла – графа С. П. Румянцева.
       С объявлением войны 1808–1809 годов стокгольмский причт вынужден был вернуться в Россию, и церковь стояла закрытой до осени 1812 года. На следующий год в отремонтированный храм привезли новую ризницу, пожертвованную кабинетом Ее Величества, а также различные церковные книги из библиотеки Святейшего Синода.
       В 1838 году, во время большого европейского путешествия, Стокгольм посетил цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II.
       20 июня (по старому стилю) двадцатилетний наследник присутствовал на богослужении, о котором один из очевидцев вспоминал: «Священник посольства служил прекрасно. Матросы нашего парохода пели хором на клиросе».
       Несмотря на неоднократные ремонты, русский храм за сто лет своего существования в ратуше все больше ветшал. Из донесения русской миссии в министерство иностранных дел в 1845 году явствует, что Южная ратуша пришла «в самое запущенное состояние», а церковный зал стал «не только весьма неудобным, но даже и неприличным». Поэтому было решено временно перенести церковь в наемное помещение. В жизни стокгольмского храма наступил период странствий: прежде чем обрести постоянное пристанище, он за полвека сменил пять адресов.
       Наконец у православного храма появилось постоянное помещение в северном районе Стокгольма, который стал активно застраиваться лишь на рубеже XIX–XX веков и по причине своей удаленности от центра был прозван «Сибирью».
       В годы Первой мировой войны в Стокгольме под эгидой Русского Красного Креста существовал «Русский комитет». Его задачей была материальная помощь русским солдатам на фронте и в плену. С августа 1915 года, когда начался обмен ранеными между Россией, Германией и Австрией, комитет занимался также вопросами репатриации пленных русских солдат через Швецию в Россию. Революция, гражданская война, «красный террор», искоренение религии, массовая эмиграция – все это перевернуло традиционный уклад жизни. В судьбе православных храмов за пределами России, которых к 1917 году насчитывалось около пятидесяти, наступила совершенно новая эпоха.
       Для Свято-Преображенского стокгольмского прихода прекращение связей с Петроградом, по сути дела, означало финансовый крах. Только самоотверженные усилия прихожан позволили сохранить церковь. В первые послереволюционные годы в Стокгольм прибыли русские эмигранты, и приход увеличился с нескольких десятков до нескольких сотен человек.
       Прихожане организовывали ежегодные вечера, концерты, русский театр и собирали средства в поддержку церкви. Это помогло пережить наиболее тяжелые 1920–1930 годы и спасти храм от неминуемого закрытия.
       В начале 1918 года «Русский комитет» был реорганизован и стал заниматься помощью лишенным средств русским эмигрантам. Была открыта русская школа, а в начале 1920-х годов создан церковный совет, который выработал приходской устав. В 1925 году он был утвержден, и приход был признан специальной резолюцией короля Густава V.
       Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон указом от 1923 года назначил митрополита Евлогия (Георгиевского, † 1946) управлять всеми русскими церквами в Западной Европе. Позже, в 1931 году, митрополит Евлогий перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Вместе с ним ушли многие приходы Западноевропейского Экзархата, в том числе и Спасо-Преображенский храм в Стокгольме.
       В 1936 году в Стокгольм направили священника Стефана Тимченко, выпускника Богословского института в Париже. В 1972 году он был возведен в сан епископа и возглавлял приход до самой своей кончины в 1979 году.
       После Второй мировой войны стокгольмскую православную общину пополнили многочисленные русские беженцы из Финляндии, Прибалтики и Германии.
       Ныне настоятелем Преображенского храма является православный священник-болгарин, община по-прежнему состоит в юрисдикции Экзархата русских западноевропейских православных приходов Константинопольского Патриархата.


ОСНОВАНИЕ ОБЩИНЫ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

       Гонения на религию в СССР привели к тому, что к середине XX века в Шведском Королевстве не осталось ни одного прихода Московского Патриархата. Желание живших в Швеции русских иметь более тесную связь с Матерью-Церковью получили надежду на воплощение в конце 80-х годов прошлого века, когда Русская Православная Церковь получила свободу действий внутри России и за ее пределами. В то время небольшая группа русских православных людей, возглавляемая Верой Сагер († 1988), Владимиром Волковым († 1995) и Людмилой Ландезен († 2003), положила начало созданию прихода Русской Православной Церкви в Стокгольме. Их усилиями, а также благодаря поддержке Фонда Веры Сагер приход во имя Преподобного Сергия Радонежского был зарегистрирован в качестве религиозной организации и при помощи Шведской Лютеранской Церкви получил помещение при храме святой Марии Магдалины в Стокгольме.

Вера Сагер

Людмила Ландезен

       Имя Веры Сагер известно в Швеции очень многим. Дочь русского дипломата Николая Бруннера, она родилась в Стокгольме, но детство и юность провела в Петербурге. Однако вся ее дальнейшая жизнь прошла за рубежами любимого отечества. В 1917 году она вместе с матерью выехала в Стокгольм к своему жениху, шведскому атташе Лео Сагеру, с которым познакомилась в Петербурге, где он служил. Грянувшая революция навсегда отрезала Веру от России. Выйдя замуж, она вошла в семью одного из самых крупных землевладельцев Швеции. В 1948 году бездетная вдова стала наследницей многомиллионного состояния. Вера Сагер была русской патриоткой, мечтала об освобождении России от большевизма, но умерла в возрасте 93 лет, за год до падения Берлинской стены. Верующая православная христианка, она не представляла своей жизни без храма и в течение долгих лет была постоянной прихожанкой Преображенской церкви, старейшего православного прихода за пределами России.
       Не приняв после смерти Владыки Стефана († 1979) назначение на этот приход священника-шведа, а не русского, Вера Сагер с группой единомышленников вышли из Преображенского прихода. Для новой православной общины начались годы скитаний. В последние годы жизни «русской гранд-дамы», как ее называли в Стокгольме, она вместе со своими друзьями нашла духовное окормление в эстонском православном приходе, располагавшемся в помещении при лютеранском храме святой Марии Магдалины. Вера Сагер мечтала о русской церкви, с куполами и православными восьмиконечными крестами, но ей не суждено было дожить до исполнения своей мечты. О том же мечтают сегодня члены общины Сергиевского храма, который находится по соседству с эстонским. Среди них есть и шведы, принявшие Православие, искренне, сердечно полюбившие Русскую Церковь и православную службу. Один раз в месяц Божественная литургия совершается здесь на шведском языке.

Особняк, принадлежавший
Вере Сагер (в центре)

       Свое состояние Вера Сагер завещала Фонду своего имени, который выделяет на различные цели примерно полтора-два миллиона крон** в год. Среди направлений деятельности фонда – публикация трудов шведских славистов о России и Православии, организация приезда детей из российских школ-интернатов на каникулы в Швецию, поддержка молодых русских дарований. Фонд также финансирует магазин православной книги в Стокгольме с его периодическим изданием и конечно же помогает русскому Свято-Сергиевскому приходу. К сожалению, целиком взять на себя расходы по строительству нового здания храма он не может. В настоящее время ведутся переговоры о покупке, при помощи Фонда Веры Сагер, здания лютеранской церкви. Возможно, вскоре православный храм переберется туда и будет решена хотя бы проблема с помещением. Крошечное пространство, в котором ныне расположен храм Преподобного Сергия, катастрофически мало для его прихожан. Это самая насущная проблема для прихода и его настоятеля, протоиерея Владимира Александрова, которая требует незамедлительного решения.

Лютеранская церковь святой Марии Магдалины

       С 1998 года в храме совершаются регулярные богослужения. За десять лет своего существования приход значительно увеличился, теперь он объединяет людей разных национальностей. Помещение церкви небольшое, его можно измерить несколькими шагами. Внизу – храм, а под крышей – библиотека. Иконы для алтаря написаны в России. На стенах тоже висят иконы – как новые, так и старые, привезенные в Швецию с русскими эмигрантами первой волны. Среди них есть и особо чтимый список Стокгольмской иконы Божией Матери. Есть в храме и другие реликвии: подлинный русский флаг начала XX века и благодарственная грамота, дарованная в 1938 году Вере Сагер митрополитом Евлогием (Георгиевским) за поддержку русского Православия в Швеции. По воскресеньям после Божественной литургии община собирается на чаепитие в библиотеке, где есть книги на русском и шведском языках: богослужебная и богословская литература, русская классика. При храме работают иконописный и певческий кружки.
       Отец Владимир Александров был назначен настоятелем Свято-Сергиевского храма в Стокгольме в 2003 году. Он также окормляет и другие православные приходы и общины в Швеции – в Гетеборге, Умео, Вестеросе, Лулео, Карлстаде, Евле и Упсале. Так что значительную часть времени занимают у него поездки по этим городам, где батюшка также совершает службу Божию, духовно укрепляя людей, живущих вдали от родины.

Вход в храм Преподобного Сергия Радонежского

       Отец Владимир поделился с нами впечатлениями о своем служении за пределами нашего отечества. Он считает, что оно сильно отличается от священнического послушания в его пределах.
       «Наши за границей, – говорит батюшка, – совсем другие люди. Они, с одной стороны, меньше зациклены на бытовых проблемах, но вместе с тем в их жизни возникают совершенно иные сложности. Жизнь в неправославной среде накладывает свой отпечаток даже на достаточно воцерковленных людей.
       Простой пример: если в России даже самый закоренелый атеист имеет хотя бы инстинктивное уважение к Церкви и ее служителям, то здесь Церковь рассматривается как одно из “мест работы”, с соответствующим отношением к ней. Кроме того, очень многие наши соотечественники впервые приходят в храм именно на чужбине, не имея при этом даже самых элементарных знаний о Церкви. Поэтому одна из важнейших задач священника за рубежом – катехизация, просвещение людей. При этом индивидуальная пастырская работа здесь имеет особое, определяющее значение.
       В нашем храме в Стокгольме в воскресный день за Божественной литургией молится около шестидесяти человек. Но не потому, что больше нет православных в миллионном городе – просто не позволяют размеры помещения. Поэтому сейчас Приходской совет усиленно работает над поиском подходящего помещения или участка земли для русского храма в Стокгольме.

Алтарник Илья Шемякин

Регент Юлия Никонова (слева)

Настоятель Сергиевского храма
протоиерей Владимир Александров

       Во время визита в Швецию министра культуры России А. С. Соколова в августе 2003 года мы достигли договоренности, что при нашем будущем храме обязательно найдется место для Российского культурного центра.
       Очень важно, что взаимоотношения русской диаспоры и приходов Московского Патриархата за рубежом стали предметом особого внимания на Конгрессе соотечественников, который состоялся 25–26 октября нынешнего года в Петербурге.
       У приходов Московского Патриархата в Швеции очень хорошие отношения с организациями, объединяющими наших соотечественников, такими, как Союз русских общин (Стокгольм, председатель Л. Сигель), Русско-шведское общество (Гетеборг, председатель И. Хромова), Русско-шведский культурный центр (Лулео, председатель С. Главатских). Поэтому, ни в коей мере не подменяя их деятельность, считаю, что именно под водительством Русской Православной Церкви наши соотечественники смогут сохранить русскую культуру, свою самобытность и своеобразие.

Интерьер Сергиевской церкви

Протоиерей Виктор Лютик, благочинный
приходов Московского Патриархата в Швеции

       У нас сложились нормальные рабочие отношения с посольством России и другими российскими организациями в Стокгольме. Так, например, посольство оказало нам помощь в перевозке всего необходимого для проведения пасхальной службы, которую мы, по причине крохотных размеров нашей церкви, вынуждены были проводить в здании лютеранского храма».

ЮБИЛЕЙНЫЕ ТОРЖЕСТВА

       Торжества начались 1 октября. В тот день в школе имени Софьи Ковалевской в Стокгольме прошел детский праздник «С именем Преподобного Сергия». Более тридцати русскоязычных детей, не только из Сергиевского прихода, но и из других православных приходов Стокгольма, приняли участие в концерте и последующем чаепитии. Для малышей и с их участием был поставлен спектакль об отроке Варфоломее, показано кукольное представление на библейскую тему.
       Члены прихода О. Хультен, М. Унг, Н. Россина, Н. Карсикас приложили большие усилия, чтобы этот праздник запомнился юным прихожанам надолго.
       5 октября в помещении библиотеки Сергиевского храма прошла миссионерская конференция на тему «Православное почитание Божией Матери». На ней выступили активные члены прихода и приглашенные гости. В последующей дискуссии отмечалось, что почитание Пресвятой Богородицы, мало распространенное в лютеранской среде, является очень важным в формировании православного миропонимания. В конференции, среди прочих гостей, принял участие клирик Шведского благочиния Скандинавско-Британской епархии Сербского Патриархата священник Михаил Лиллестрем.
       6 октября Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Швеции A. M. Кадакин принял прибывших на торжества участников празднования. В теплой беседе обсуждались вопросы дальнейшего сотрудничества Российского государства и приходов Московского Патриархата в Швеции.
       7 октября в Сергиевском храме состоялось праздничное всенощное бдение, которое возглавил прибывший на торжества в Стокгольм по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний. Высокопреосвященному Владыке сослужили гости прихода в священном сане. По окончании богослужения архиерей обратился к собравшимся со Словом, в котором, в частности, сказал: «Мы видим, что малое помещение Сергиевского храма уже не вмещает всех желающих помолиться в нем. Поэтому наша главная задача очевидна: приложить все усилия к поиску нового здания или участка земли для строительства храма. Верим, что собиратель Земли Русской Преподобный авва Сергий поможет нам в этом благом деле».

Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний
с прихожанами Сергиевского храма

       На следующий день, когда Церковь празднует преставление Преподобного Сергия Радонежского, Божественная литургия была совершена в сербском храме святого Саввы, недавно построенном в Стокгольме. Архиепископу Красноярскому и Енисейскому Антонию сослужили благочинный приходов Московского Патриархата в Швеции, настоятель Покровского храма в Хельсинки протоиерей Виктор Лютик, настоятель подворья Оптиной пустыни в Петербурге игумен Ростислав (Якубовский), клирик Красноярской епархии игумен Нектарий (Селезнев), настоятель Александро-Невского прихода в Копенгагене игумен Феофан (Лукьянов), клирик храма святого Саввы протоиерей Душан Ракович, настоятель Сергиевского прихода священник Владимир Александров, священник Александр Пискунов (настоятель Сергиевского прихода в 1997–2003 годы), настоятель Николаевского прихода в Рейкьявике священник Тимофей Золотуский. За Литургией молился епископ Скандинавско-Британский Досифей (Сербская Православная Церковь).

Сербский храм святого Саввы

       За Божественной литургией архиепископ Антоний возвел священника Владимира Александрова в сан протоиерея, а священника Тимофея Золотуского удостоил права ношения камилавки. По окончании Литургии и праздничного молебна Высокопреосвященный Владыка огласил указ Святейшего Патриарха Алексия о награждении старейших членов прихода П. Нордгрена, Б. Омрин, Н. Бергквист и О. Бояджиева медалями Преподобного Сергия. Ряд активных членов прихода были награждены благословенными Патриаршими грамотами.

За Божественной литургией
в храме святого Саввы Сербского

Епископ Скандинавско-Британский Досифей

Интерьер храма святого Саввы

       Архиепископ Антоний зачитал приветствие, направленное клиру и прихожанам Сергиевской общины председателем Отдела внешних церковных связей митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. В нем, в частности, говорилось: «Мне отрадно наблюдать, как из небольшой общины единомышленников ваш приход превратился в большую семью, в которой, по словам Апостола, подобает радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим. 12, 15)... В эти праздничные дни долг любви побуждает меня поблагодарить всех, кто принимает деятельное участие в жизни прихода, а также вспомнить тех, кого сегодня нет с нами, но кто десять лет назад принял мужественное решение о возвращении к Матери-Церкви». От имени митрополита Кирилла архиепископ Антоний передал в дар приходу икону Христа Спасителя.

Церковный хор Сергиевского храма
за богослужением в день памяти
Преподобного Сергия Радонежского

Возведение настоятеля Сергиевского храма
в сан протоиерея

       Владыка Антоний тепло приветствовал собравшихся гостей праздника. Он отметил, что на наших глазах происходит возрождение России, и здесь, в Швеции, приход Преподобного Сергия тоже является малой частицей нашей любимой родины.
       «Мне радостно видеть вас, собравшихся здесь на праздник великого русского святого, который объединяет православных не только в нашем отечестве, но и во всем мире», – сказал Его Высокопреосвященство. Особую благодарность архиепископ Антоний выразил управляющему Скандинавско-Британской епархией Сербского Патриархата епископу Досифею.
       «Единство православных сегодня еще раз было засвидетельствовано перед лицом всего мира, и мы по праву можем назвать этот день днем торжества Православия здесь, на Шведской земле», – сказал он. Владыке Досифею были вручены памятные подарки. По окончании Божественной литургии все прихожане и гости были приглашены на праздничную трапезу, за которой звучали здравицы Святейшим Патриархам, Священноначалию, участникам и гостям торжеств.

Награждение священника
Тимофея Золотуского камилавкой


Прихожане Сергиевского храма за праздничным
богослужением в храме святого Саввы

       На следующий день, 9 октября, когда Церковь празднует память святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святого Патриарха Тихона, архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний в сослужении протоиереев Виктора Лютика и Владимира Александрова, а также игумена Нектария (Селезнева) совершил Божественную литургию в храме Преподобного Сергия Радонежского в Стокгольме. После богослужения Высокопреосвященный Владыка в своем слове к прихожанам отметил, что ему радостно продолжить юбилейные торжества уже в самом храме, хотя, конечно, он очень мал и не может вместить всех желающих молиться в нем.
       Вечером того же дня в здании лютеранской церкви святой Марии Магдалины в рамках юбилейных торжеств состоялся концерт, в котором участвовали прихожане Свято-Сергиевского храма и приглашенные гости из других православных приходов Швеции.



Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний
награждает Барбару Омрин медалью
Преподобного Сергия Радонежского

       Украшением концерта стало выступление председателя Приходского совета Казанской общины в Вестеросе Р. Мартин, которая с присущим ей мастерством исполнила классические вокальные произведения. Под высокими готическими сводами звучала фортепианная музыка, хоровое и сольное пение, стихи русских поэтов – концерт получился прекрасный!
       В Швеции живет примерно сорок тысяч русских (население всей страны около девяти миллионов). Заняты они самой разнообразной деятельностью – от сферы обслуживания до адвокатуры, научных исследований и искусства. Швеция – одна из самых сложных стран в смысле ассимиляции, в большинстве случаев чужаков она просто отторгает. Русских шведы не то чтобы не любят, но скорее боятся или опасаются, не зная, чего от них ожидать. И потому многие наши соотечественники, волею судеб оказавшиеся в этой северной стране, испытывая недостаток общения, приходят в русский храм, который постепенно становится для них естественным центром всей их жизни. Они находят здесь душевное тепло и радость встречи с соотечественниками, возможность участвовать в соборной молитве и просто говорить по-русски. И они очень надеются на то, что у храма скоро появится новое здание. Это, безусловно, насущная необходимость. Будем же надеяться, что по милости Божией купола русского храма в обозримом будущем украсят древний город Стокгольм.
       Второе десятилетие своего канонического существования Сергиевский приход встречает с оптимизмом, уповая на помощь Божию в благовестии Православия на Севере Европы.

М. Жилкина,
ответственный секретарь Издательского Совета
Русской Православной Церкви
Фото А. Шанцева

       * См. статью И. Самсонова «Супруга Ярослава Мудрого благоверная княгиня Ирина и ее роль в отношениях Руси со Скандинавией» (Журнал Московской Патриархии. 2004. № 12. С. 56–75).
       ** 9 крон составляют 1 евро.