ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
01-2007

БИБЛИОГРАФИЯ

О современной православной книге

       В начале ноября 2006 года в рамках выставки-форума «Православная Русь – к Дню народного единства» состоялся первый открытый конкурс печатных изданий «Просвещение через книгу 2006». Его организаторами стали Издательский Совет Русской Православной Церкви, Фонд поддержки церковно-общественных проектов и программ и выставочное объединение «Рестэк». Задача конкурса – выявление книг, образовательных программ и интернет-проектов, соответствующих высоким нравственным идеалам духовно-патриотического воспитания читательской аудитории.

       В экспертный совет конкурса вошли председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев (председатель), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк, председатель Союза писателей России В. Н. Ганичев, президент Ассоциации книгоиздателей России К. В. Чеченев, президент ВО «Рестэк» С. Н. Трофимов, заслуженный деятель искусств РФ Л. В. Владимирский, советник Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ В. И. Карасев, заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии Е. С. Полищук.
       Всего было объявлено пять номинаций: «Лучший дебют», «Лучшая иллюстрированная книга», «Лучшая историко-патриотическая книга», «Лучшая детская книга» и, наконец, просто – «Лучшая книга». По каждой из них на предварительном этапе отбирались три книги. Количество книг, представленных по различным номинациям, было неодинаковым, и, конечно, определять победителя в той из них, где книг поступило меньше, было относительно легче.
       Это касается, в частности, первых трех номинаций. Так, в номинации «Лучший дебют» было представлено всего три книги. Первая из них – «У Николы на Угреше. История Николо-Угрешского монастыря в преданиях, летописях, воспоминаниях современников и малоизвестных архивных документах» московского журналиста Б. А. Шеватова (М.: Вече, 2006, 240 с.) – рассказ о малоизвестных страницах истории одной из древнейших подмосковных обителей, расположенной на юго-востоке от столицы, в нижнем течении Москвы-реки, в историческом центре города Дзержинский. За свою шестисотлетнюю историю обитель не раз подвергалась разорениям и опустошениям. Среди ярких личностей, чьи судьбы пересеклись с Угрешей, на страницах книги мы встречаемся с вождем первого русского ополчения 1611 года Прокопием Ляпуновым, «московской царицей» Мариной Мнишек, ссыльным изографом Симоном Ушаковым, мятежным Аввакумом. Подробно рассказывается о людях, связанных с монастырем, прежде всего о святителе Московском Филарете (Дроздове), сыгравшем исключительную роль в духовном становлении обители, о святителе Макарии (Невском), волею судеб оказавшемся в угрешской ссылке незадолго до закрытия монастыря большевиками в 1925 году. В книге повествуется и о малоизвестном угрешском периоде жизни философа и публициста К. Н. Леонтьева. Сегодня древняя обитель снова возрождается к жизни, и издание книги Шеватова не только ближе познакомит читателя с легендарной Угрешей, но и научит его бережнее относиться к истории родного края и отечественным памятникам.
       Вторая книга в этой номинации – «Уроки протоиерея Павла Ансимова, новомученика Российского» (М.: ИС РПЦ, 2005, 256 с.) – написана сыном священномученика Павла († 1937; канонизирован в 2005 году) Георгием Павловичем Ансимовым, профессором, режиссером-постановщиком Большого театра, народным артистом СССР, художественным руководителем факультета Музыкального театра Российской театральной академии. Книга представляет собой сложный жанр: здесь и рассказы о юности отца Павла, и воспоминания автора о нем; зарисовки о быте семьи священника, о московской жизни 1930-х годов; есть и художественные новеллы об «учебном» аресте отца, который вместе с обыском проводили стажеры Лубянки, и о его последних днях перед расстрелом на полигоне в Бутове.
       Наконец, литературным дебютом является и большая повесть Елены Каликинской «Путешествие на Сказанщину, или Вслед за волшебным котом» (М.: Лепта, 2006, 320 с.). Она написана в жанре приключенческой сказки, развивающей традиционные темы русского фольклора. Автором придумана волшебная страна, где происходит действие классических русских сказок, былин, преданий. Герои книги, попав в эту страну, находят там знакомых сказочных персонажей на разных этапах их историй и сами включаются в эти истории. Как и в классической русской сказке, добро и зло отделены друг от друга и никогда не смешиваются (что зачастую бывает в современных сказках для детей); при этом акцент в книге делается не на «силах зла» (леших, ведьмах, вурдалаках и пр.), а на «силах добра», и потому в сказке много света и радости. Вместе с персонажами русского фольклора в «Сказанщине» действуют и православные святые.
       Хотя практически все поданные на конкурс книги были иллюстрирована, однако книг, специально заявленных по разделу «Лучшая иллюстрированная книга», также было немного. Тремя отобранными по этой номинации книгами стали повесть «Минин и Пожарский» (М.: Детская литература, 2006, 87 с.), «Большая новогодняя книга» (М.: Дрофа-плюс, 2006, 224 с.) и «Библия в рассказах для детей» (М.: ИС РПЦ, 2006, 144 с.). Первая из них принадлежит известному советскому писателю В. И. Костылеву (1884–1950) и была написана в 1942 году. Удивительно, но и в наше время, спустя почти шестьдесят пять лет, книга читается с неослабевающим интересом. Иллюстрации к книге выполнены заслуженным художником Республики Чувашии Виктором Бритвиным, ныне – одним из лучших современных книжных иллюстраторов.
       В «Большой новогодней книге» (автор – Наталья Будур) представлены все аспекты новогодних и рождественских праздников – от колядок до новогодних игр и развлечений, в нее включены произведения великой классики – от Ганса Христиана Андерсена до Льва Толстого, наконец, даются подробные рецепты различных праздничных блюд. Книга прекрасно иллюстрирована московским художником Ольгой Ионайтис.
       Книга «Библия в рассказах для детей» написана священником П. Н. Воздвиженским еще до революции, его рассказы просто и занимательно повествуют о событиях Ветхого и Нового Заветов, тексты рассчитаны на детей 5–9 лет. Иллюстрации выполнены коллективом художников творческой мастерской «Палешане», возглавляемой народным художником России Б. Н. Кукулиевым. Эти работы были высоко оценены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, который за их создание наградил художников Палеха церковными орденами и медалями, отметив, что хотя «в послереволюционные годы искусство Палеха стало светским, но традиции иконописи, по милости Божией, не утеряны». В книге использована 31 иллюстрация к Ветхому Завету и столько же – к Новому Завету. От переплета до рисованных орнаментов и буквиц – вся «Библия» имеет единое стилевое решение, являясь настоящим произведением искусства. Эта книга, подготовленная к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви, была признана первой в номинации «Лучшая иллюстрированная книга».
       Не вызвало особых споров и определение победителя в номинации «Лучшая историко-патриотическая книга» – им стал роман Ю. П. Вронского «Странствие Кукши за тридевять морей» (М.: Лепта, 2006, 704 с.), время действия которого – середина IX века, когда на Руси появляются первые христиане. Представленная на конкурс книга вышла из печати более тридцати лет назад, по ней даже был снят фильм «И на камнях растут деревья...» (киностудия имени М. Горького. 1985). Тогда из нынешних четырех частей романа были опубликованы только первые две, христианский финал с крещением главного героя и его друзей не мог быть напечатан. Между тем только в полном виде книга представляет собой не только рассказ о становлении православной Руси, но и повествование о формировании человеческой души, которая, преодолевая невзгоды и искушения, неудержимо тянется к свету.
       Эта добрая и глубоко христианская книга написана с любовью ко всем персонажам – будь то норвежские викинги, наши пращуры славяне, греки Константинополя. В подстрочных примечаниях объясняются малознакомые слова и исторические реалии, на форзацах напечатана многоцветная карта Европы, на которой нанесен маршрут странствия Кукши. Можно только порадоваться появлению художественных произведений, которые рассказывают о русской истории как об истории страны православной.
       По-прежнему мало выходит хороших произведений для детей. Большая часть книг, представленных на конкурс по этому разделу, принадлежит нашему старейшему издательству «Детская литература» – его классическим, известным еще с советских времен сериям «Школьная библиотека» и «Книга за книгой». Что же касается современных детских книг, то хотя многие из них читаются легко и быстро, но смущает их язык, современная жаргонная лексика.
       Победителем в номинации «Лучшая детская книга» была признана повесть известной современной детской писательницы Тамары Шамильевны Крюковой «Костя + Ника =» (М.: Лепта Книга, 2006. 272 с.). Она рассказывает о первой любви вступающих в жизнь подростков, которые встречаются с совершенно недетской ситуацией: девочка Ника – инвалид и не может ходить; преодолеть выпадающие на их долю невзгоды им помогает чудо любви. Книга написана на языке классической русской прозы, и ее можно перечитывать не один раз – как старшеклассникам, так и взрослым.
       Наиболее трудно было определить победителя в номинации «Лучшая книга» – слишком велико было разнообразие представленных на конкурс произведений: беллетристика и богослужебная литература, православная публицистика и путеводители по святыням русских городов, книги серии «Библиотека путешествий» и святоотеческие труды (в дальнейшем, видимо, следует идти по пути расширения списка номинаций конкурса).
       В итоге первое место получило переиздание дореволюционной книги «Толковая Библия», первоначально выходившей в 1904–1913 годах в Петербурге в виде бесплатного приложения к журналу «Странник». Задумал это издание и редактировал его первые тома (всего их было 12) профессор богословия А. П. Лопухин († 1904), завершали работу его преемники. Появление на русском языке цельного толкования на всю Библию в то время было огромным шагом вперед. Но после 1917 года в России не было сделано практически ничего нового в области изучения Священного Писания и издания комментариев к нему. Единственным значительным событием в этой области стало осуществление на Западе репринтного издания дореволюционной Толковой Библии. Оно вышло в трех томах большим тиражом (150 тысяч экземпляров) и стало подарком христиан северных стран русским братьям к празднованию 1000-летия Крещения Руси. И вот спустя еще почти двадцать лет дело хотя немного, но подвинулось вперед: издательство «Даръ» осуществило третье за последние сто лет издание Толковой Библии – пока только Нового Завета, зато это уже не репринт, а новый компьютерный набор с исправлением многочисленных ошибок (в тексте Священного Писания, в указании источников и т. д.), характерных для первоначального варианта книги. Новое издание сделано более удобным для чтения, ибо текст Священного Писания не оторван от комментариев и сносок к ним, но органично вплетен в них.
       Отметим и другие интересные книги в той же номинации, например книгу-альбом «Моя Москва (листая страницы истории)» молодого автора из Сергиева Посада Александра Сергеевича Ананичева (М.: РОСМЭН–ПРЕСС, 2006, 160 с.). Это красивое подарочное издание, в нем много тщательно и со вкусом подобранных репродукций икон, картин А. Васнецова, П. Корина, И. Грабаря, других знаменитых художников. На страницах книги нашла свое отражение летопись столицы, ее герои, святые, храмы, монастыри. Вступительное слово к книге принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.
       Вдумчивому читателю адресована повесть Е. Сорокина «Змеиный поцелуй» (М.: Лепта Книга, 2006, 235 с.), посвященная Афанасию Никитину и его знаменитому «Хождению за три моря». Описывая экзотические обычаи заморских стран, автор (а вместе с ним и читатель) напряженно наблюдает за духовной борьбой различных мировоззрений – православия, мусульманства, индуизма. Повествование ведется в различных планах, взаимодействие которых и помогает понять всю глубину авторского замысла: это и личные мытарства героя, попавшего в мир чуждой духовности, отражение попыток обратить его в «черного апостола» чуждой веры, описание его попыток найти основанную святым Апостолом Фомой Церковь Христову в Индии. От книги невозможно оторваться, но ее чтение требует напряжения духовных сил, она заставляет размышлять о Православии и вере вообще.
       Серьезным и обширным научно-историческим исследованием феномена игры и игрушки в жизни и становлении личности ребенка является книга Веры Абраменковой «Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка» (М.: Лепта-пресс; Яуза; Эксмо, 2006, 640 с.). Это настоящая энциклопедия, содержащая описание различных аспектов данного феномена – как в историческом, так и в религиозном плане. Особенно актуальной является постановка проблемы игрушки и антиигрушки – автор убедительно доказывает, что современная экспансия антиигрушки является гибельной не только для формирования личности ребенка, как уничтожающая духовный аспект маленького творения Божия, но и является гибельной для цивилизации, так как именно дети – залог духовного или антидуховного ее развития. Книга интересна не только своим философским пафосом, но и детальной проработкой конкретных тем, представленных в десяти главах. Для православного читателя особенно интересна вторая глава книги – «Игра и игрушка в православной традиции», содержащая детальное описание игр наших предков и отношения взрослых к играм детей. Книги, подобные этой, несомненно послужат возрождению забытых традиций наших предков.
       Порадует читателей новая книга о великом русском военачальнике А. В. Суворове молодого московского литератора А. А. Замостьянова: «Суворов был необъяснимым чудом... (к 275-летию со дня рождения А. В. Суворова)» (М.: Лепта, 2006, 400 с.). Книга захватывает читателя гражданским пафосом, личным отношением автора к повествуемым событиям; рассказывая о событиях давно минувших дней, автор проводит аналогии с нашей современностью, с нынешними «горячими точками» Российской Империи и мира.
       Написанной ярко, живо и занимательно, хотя, как всегда, крайне полемичной является новая книга известного православного литератора диакона Андрея Кураева «Почему православные такие?..» (М.: Изд-во подворья Троице-Сергиевой Лавры, 2006, 552 с.). Автор обсуждает насущнейшие вопросы жизни современного человека, дает на них ясные и исчерпывающие ответы и приглашает читателя к откровенному и открытому обсуждению затронутых проблем, среди которых – преследование христиан и инквизиция, сектанты и «загадочная» Анастасия, Лев Толстой и экстрасенсорика, курение и любовь к собакам и т. д. Отец Андрей развеивает туман озлобления и ложных страхов, разоблачает мир подмен и нетрезвости некоторых православных умов (в частности, при обсуждении вопроса о так называемых «подброшенных» нечистотах, «порче» и др.). Тема «солидарности с традицией» раскрывается в эссе о великом английском писателе-христианине Г. К. Честертоне. Завершает труд обстоятельный и искренний рассказ автора о самом себе, о своем приходе к православной вере, о своей деятельности на ниве богословия и миссионерства.
       Наконец, следует сказать и о повести «Культурный слой» (М.: Лепта Книга, 2006, 192 с.) Натальи Иртениной, превозносимой средствами массовой информации как «восходящая звезда» жанра социальной фантастики. Книга написано бойко, на жаргонно-приблатненном языке персонажа, живущего в том, что названо в книге «культурным слоем», а попросту оказывается смердящей помойкой. Все описываемое весьма актуально – и в нашей жизни есть бомжи, живущие на реальных, а не на вымышленных помойках... И все же герой книги чудом попадает в мир духовности, мир с христианскими ценностями. Но закрывая книгу, чувствуешь себя облитым нечистотами, а вместо просветления, катарсиса, который должно вызывать произведение подлинного искусства, испытываешь чувство унижения. Можно только посочувствовать юным читателям, которые глотают подобные «фантастические» произведения. Может ли подобная литература посеять «разумное, доброе, вечное»?
       К счастью, для абсолютного большинства книг, представленных на конкурс «Просвещение через книгу 2006», ответ на этот вопрос всецело положительный. Состоявшийся в преддверии открытия «Года чтения», которым объявлен наступающий 2007 год, конкурс этот свидетельствовал о дальнейшем росте корпуса современной православной литературы – как в количественном, так и в качественном отношении.
       Отметим в заключение, что победители были награждены дипломами и денежными призами, финалисты – почетными грамотами. Специальной премией председателя Экспертного совета под девизом «Твори добро!» протоиерей Владимир Силовьев наградил заслуженного деятеля искусств России Леонида Владимирского за вклад в создание высокохудожественных образцов оформления детской литературы. С художником Леонидом Викторовичем Владимирским мы все знакомы с детства: ему принадлежат знаменитые иллюстрации к книгам «Приключения Буратино» и «Волшебник Изумрудного города». «Мне очень ценна эта награда, потому что я всю жизнь стараюсь творить добро», – сказал Л. В. Владимирский после получения премии.

Е. Полищук,
заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии