ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
2-2007

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
на открытии XV Международных Рождественских образовательных чтений

Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,
многоуважаемые представители государственной власти, всечестные отцы,
дорогие братья и сестры!

       Сердечно приветствую участников XV Рождественских образовательных чтений и поздравляю с минувшими великими праздниками, к которым приурочено проведение настоящего форума, – Рождеством Бога и Спасителя мира Иисуса Христа и Крещением Господним.
       В этом году уже в пятнадцатый раз проходят Рождественские образовательные чтения, которые стали традиционным церковно-общественным форумом, собирающим для обсуждения важнейших вопросов духовно-нравственного развития общества и проблем современного образования широкий круг учителей и других тружеников на ниве образования из разных уголков нашего отечества, ближнего и дальнего зарубежья.
       Инициатива проведения Рождественских чтений возникла в самом начале нового исторического периода бытия Русской Церкви – периода обретения свободы, и прежде всего свободы христианской проповеди. Именно благодаря Рождественским чтениям началось широкое обсуждение актуальных проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения совместно с представителями научных кругов, педагогическими коллективами, общественными организациями, силовыми структурами.
       Минувшие годы продемонстрировали высокую общественную значимость форума, показателем чего является постоянное увеличение числа его участников. Если на первых чтениях в 1992 году присутствовало всего несколько сотен человек, то в прошлом, 2006 году число участников превысило двенадцать тысяч, было прочитано более тысячи докладов. Таким образом, Рождественские чтения можно назвать крупнейшим ежегодным образовательным форумом в России.
       Последнее десятилетие прошедшего века и первые годы нынешнего, ХХI столетия ознаменовались всесторонним возрождением Русской Православной Церкви. Вновь ожили сокрытые до времени внутренние силы верующего народа, по всей Руси открылись тысячи храмов и сотни монастырей. Сегодня гораздо больше людей, и в том числе молодых и среднего возраста, приходят в храм. Если в середине 1980-х годов средний возраст верующих был равен 62–63 годам, то сегодня – 44–45. Вера действительно стала духовным стержнем жизни десятков миллионов россиян.
       Однако церковное возрождение отнюдь не является легким делом. Особенно это относится к возрождению человеческих душ. Большинство наших соотечественников по-прежнему не имеют глубоких знаний об истинах отеческой веры и далеки от активного участия в церковной жизни. Немногие помышляют прежде всего не о пище тленной, но о том, что приводит человека в жизнь вечную (Ин. 6, 27).
       Для сохранения стойкости в вере перед лицом любых испытаний жизненно необходимо, чтобы Христовы заповеди стали мерилом и основанием всех наших поступков, мыслей и слов. Мы видим главную цель Рождественских чтений в том, чтобы голос Церкви, проповедующей Истину Христову, мог быть услышан и понят всеми людьми, жаждущими духовного преображения, – многомиллионной аудиторией средств массовой информации, учащимися школ и вузов, воинами и рабочими, интеллигенцией и тружениками села.
       Во все времена образование было важной частью церковной и общественной жизни, поскольку от него напрямую зависит будущее любой страны и ее народа. Но именно сегодня духовно-нравственное образование и воспитание подрастающего поколения востребованы обществом, как никогда. Христиане полагают своей неотъемлемой задачей осуществление просветительской миссии, в соответствии со словами Спасителя: Идите, научите все народы (Мф. 28, 19). И потому забота о содержании, формах и методах образования не может оставаться вне внимания Церкви. Даже в эпоху, когда религиозная жизнь была жестко ограничена атеистической идеологией, христиане ясно осознавали важность духовного воспитания подрастающего поколения и старались, насколько возможно, в семейном кругу прививать своим чадам то, чего лишала их основанная на материалистическом мировоззрении система образования.
       Святитель Василий Великий свидетельствует о том, что учить надо «не затем, чтобы только знали, но наипаче для того, чтобы и жили сообразно с учением». С христианской точки зрения, главная задача образования – научить каждого человека следовать указаниям совести и тем самым укрепить в обществе духовно-нравственные нормы. Вот почему Церковь стремится к тому, чтобы и образовательный, и воспитательный процессы основывались на вечных идеалах и ценностях, дающих импульс созидательной, творческой деятельности во всех сферах человеческой жизни.
       К сожалению, современное образование приобрело практический, а в некоторых случаях, можно даже сказать, меркантильный характер. Более того, оно порой становится товаром с соответствующей ценой, в перспективе позволяющим надеяться на дальнейшее умножение первичных инвестиций. Воспитание же, нравственное формирование человеческой личности сегодня стало в школе делом второстепенным. Молчаливо подразумевается, что воспитание принадлежит исключительно сфере семейной.
       Но может ли современная семья в полной мере справиться с этой задачей? Думается, нет, ибо современная семья практически утратила свое главное христианское предназначение – быть малой церковью, в которой муж и жена неразрывно связаны друг с другом взаимной любовью, подобно союзу Христа и Церкви. Рождение детей, в своей простоте и чистоте способствующих превращению семьи в малую церковь, по завету Спасителя: Где двое или трое собраны во имя мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20), – одно из предназначений брака, и мы надеемся, что количество многодетных семей будет расти.
       Очень важной задачей для всего нашего общества является решение проблемы детей, воспитывающихся в приютах и детских домах. Их число превышает на сегодня семьсот тысяч человек, причем большинство являются сиротами при живых родителях. Нынешний, 2007 год объявлен Годом ребенка, и мы просто обязаны приложить все усилия, чтобы дать этим детям семью. Многие православные священнослужители и просто верующие люди откликнулись на наш призыв брать на воспитание в свои семьи сирот. Однако мы столкнулись с очень сложными правилами оформления опекунства и усыновления. Здесь без доброй воли и помощи государственных властей нам не обойтись.
       Одним из шагов, направленных на решение этого вопроса, могло бы стать учреждение должности Уполномоченного по правам детей при Президенте Российской Федерации с широкими полномочиями, подобно тому, как это существует в Европейском сообществе. Пора совместными усилиями раз и навсегда решить проблему сиротства и беспризорности в нашей стране!
       Важнейшим фактором, оказывающим влияние на нравственное состояние общества, является деятельность средств массовой информации. Невозможно ожидать морального преображения наших сограждан, если с экранов телевизоров, из радиоприемников, с газетных полос и из интернета на них постоянно обрушивается поток негативной информации. Конечно же современное искусство являет нам и положительные примеры. Ярким образцом произведения, в котором сделана попытка средствами культуры отобразить духовную жизнь, стал фильм «Остров». Однако, к сожалению, это единичное явление, между тем как российская история изобилует примерами высоконравственного отношения к людям, которые могут стать основой для создания множества хороших фильмов.
       Стремление вытеснить веру и религиозное сознание на периферию общественной жизни, сделать религию исключительно «частным делом» каждого отдельного человека, оставив ей область «убеждений» и тем самым изъяв ее из процессов общественной, культурной и исторической жизни народа, несомненно должно быть признано недопустимым.
       Касаясь проблем современной школы, следует также сказать, что боязнь увидеть в классе священника, вероятно, является пережитком советского прошлого. Вновь возвращаясь к вопросу о введении в школьную программу предмета «основы православной культуры», отмечу, что мы выступаем за то, чтобы дети, крещенные в Православной Церкви, а их во многих регионах нашей страны более 90 %, могли знать основы своей религии. Преподавать этот предмет могут воцерковленные школьные учителя. Для подготовки таких кадров у нас есть свои учебные заведения, такие, как Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Введение такого предмета в школьную программу ни в коей мере не является нарушением принципа светскости, зафиксированного в Конституции Российской Федерации, более того, это станет самым действенным средством против националистических и экстремистских предрассудков, питательной средой для которых является религиозное невежество многих наших сограждан и особенно молодежи.
       Демократическое устройство общества предполагает, что молодой человек, обучающийся в школе, имеет право получить представление обо всем многообразии мировоззренческих подходов к разрешению основополагающих вопросов бытия. К таковым традиционно относятся проблемы возникновения жизни, происхождения вселенной и появления человека. Мы считаем, что знание библейского учения о происхождении мира не принесет школьнику никакого вреда. Осознание того, что он является венцом творения Божия, только возвышает человека. Если же кто-то хочет считать, что он произошел от обезьяны, пусть так считает, но не навязывает этих взглядов другим.
       Говоря о духовно-нравственном воспитании общества, нельзя обойти вниманием армию. Для Церкви во все времена военнослужащие являлись важной сферой пастырского попечения, ибо они, служа отечеству, проявляют готовность отдать жизнь «за други своя». Конституцией каждому гарантировано право «совместно исповедовать религию». Почему же те, кто служит своему народу, не всегда имеют такую возможность? Духовное состояние солдата не является чем-то второстепенным, от него напрямую зависит внутренняя атмосфера в армейском коллективе, и в конечном счете, боеспособность всей армии и безопасность государства. Поэтому Церковь и выступает за то, чтобы молодые православные люди, служащие в армии, могли иметь духовную, пастырскую поддержку.
       Уважительное отношение к свободе человеческой личности является неотъемлемой частью морали цивилизованного общества. В связи с этим хотелось бы отметить, что демократические основы устроения жизни народа и государства требуют уважения общечеловеческих прав не только тех граждан, которые составляют меньшинство, но и представителей большинства, к каковым, по данным социологических исследований, относятся в России православные.
       Свидетельство Церкви осуществляется через ее присутствие во всех сферах жизни общества. Церковь имеет попечение обо всем, что затрагивает душу человека, и именно поэтому она активно противостоит вражде и разделениям, осуждает преступность и безнравственность, поднимает свой голос в поддержку обездоленных и страждущих, заботливо опекает молодое поколение. И я всем сердцем верю, что Церковь, которая с честью преодолела все трудности и трагедии ушедшего века, будет стоять непоколебимой твердыней во все времена.