ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
2-2007

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

XV Международные Рождественские образовательные чтения

       С 28 января по 3 февраля 2007 года в Москве прошли юбилейные ХV Международные Рождественские образовательные чтения на тему «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке». Этот крупнейший ежегодный православный форум проводит Московская Патриархия при участии Министерства образования и науки РФ, Российской Академии наук, Российской академии образования, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и других светских учреждений.

       28 января, в Неделю о мытаре и фарисее, перед началом XV Международных Рождественских образовательных чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Блаженнейший Христофор, Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии, находившийся в Москве с официальным визитом, совершили Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. Предстоятелям Русской Православной Церкви и Православной Церкви в Чешских земелях и Словакии сослужил собор архипастырей. За богослужением молились первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ А. П. Торшин, а также прибывшие в Москву участники чтений. По окончании богослужения Святейший Патриарх Алексий и Блаженнейший Митрополит Христофор обменялись речами.


* * *

       Программа XV Международных Рождественских образовательных чтений включала три пленарных заседания в Государственном Кремлевском дворце, посвященных следующим темам: «XXI век: образование и воспитание», «Общество, школа, семья: традиция и современность», «Духовно-культурное наследие – основа воспитания личности» (28–30 января). Затем началась работа в секциях по восьми направлениям: «Православное воспитание и образование», «Школа в XXI веке», «Семья в век глобализации», «Пути Промысла Божия и святоотеческое наследие», «Церковь и общество», «Церковь и культура», «Христианство и наука», «Молодежные Рождественские чтения».

       Рождественские образовательные чтения уже давно стали традиционными, это значительное событие в духовной и интеллектуальной жизни России. Они являются авторитетнейшим форумом в сфере научно-педагогической мысли. На чтениях православные педагоги и духовенство, занимающиеся народным образованием, имеют возможность обменяться опытом преподавания, инновационными образовательными проектами, призванными совершенствовать опыт Церкви в ведении религиозного образования, повышать духовный уровень российского образования.
       В рамках чтений прошли многочисленные конференции, секции и «круглые столы»; впервые состоялись Молодежные Рождественские образовательные чтения.

       29 января 2007 года в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное открытие юбилейных XV Международных Рождественских чтений «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке».
       Церемонию открытия возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. На церемонии присутствовали Предстоятель Православной Церкви в Чешских землях и Словакии Блаженнейший митрополит Христофор, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей, митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архипастыри Русской Православной Церкви, представители других Поместных Православных Церквей.

       Органы государственной власти Российской Федерации представляли Полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко, мэр Москвы Ю. М. Лужков, заместитель Председателя Совета Федерации А. П. Торшин, первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска, председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций С. А. Попов, министр юстиции РФ В. В. Устинов, министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко, министр культуры и массовых коммуникаций РФ А. С. Соколов, заместитель Генерального прокурора РФ А. Г. Звягинцев, губернатор Московской области Б. В. Громов, многочисленные представители государственных органов и общественных организаций.
       Открывая крупнейший ежегодный православный форум, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий обратился к участникам Рождественских чтений со Словом.
       Приветствие Президента России В. В. Путина в адрес участников Рождественских чтений огласил Полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко. Заместитель Председателя Совета Федерации А. П. Торшин зачитал приветствие Председателя Совета Федерации С. М. Миронова.
       На торжественном открытии форума выступили Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, мэр Москвы Ю. М. Лужков, митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко.
       Церемония открытия завершилась вручением премии «За нравственный подвиг учителя» педагогам, добившимся больших успехов в нравственном воспитании подрастающего поколения. Премии вручали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко. Премии I степени была удостоена учитель истории и общественных дисциплин Рецицкой средней общеобразовательной школы Брянской области О. М. Петровская. Лауреатами премии II степени стали учительница музыки и мировой художественной литературы гимназии № 15 в Костроме О. В. Лебедева и учитель воскресной школы, педагог дополнительного образования Сухинического Дома детского творчества Калужской области С. А. Панов.
      
       В рамках первого направления чтений под председательством епископа Бронницкого Амвросия по теме «Православное воспитание и образование» состоялось 10 конференций, пастырский семинар на тему «Формирование педагогической позиции священника», 45 секций, учебных и методических семинаров, педагогических мастерских, выставка «Воспитательная система школы», Глинские чтения, конференция памяти С. А. Рачинского.

       Свыше 2000 человек работали над созданием системного комплексного подхода к проблемам воспитания и образования с позиций Русской Православной Церкви. Рассматривались главные сферы жизни ребенка и взрослого, в которых происходят основные воспитательные процессы. Это приход, семья, школа, внешкольное пространство воспитания, подростковые и молодежные объединения, вуз, среда региона. В результате проделанной работы участники пришли к общему мнению, что православное воспитание, катехизация и образование являются сегодня приоритетным направлением церковной деятельности. Лишь подготовленный священник или глубоко воцерковленный педагог может нести это высокое служение. Поэтому не менее важным делом в православном воспитании и образовании является подготовка и подбор кадров церковных педагогов, поддержка священников, имеющих педагогические способности, способных устроить жизнь прихода на общинных началах, создать среду, благоприятную для воцерковления детей, молодежи, взрослых, родителей и самого православного педагога.
       Третья важная задача была определена как необходимость выстраивания системы работы по катехизации и духовно-нравственному воспитанию в приходе храма и во всем пространстве проживания православных людей.

       На конференции «Задачи, принципы и организация катехизической деятельности Русской Православной Церкви» были глубоко и всесторонне обсуждены проблемы катехизаторской работы в приходах и пути совершенствования этой работы. Был одобрен проект документа «Задачи, методы и формы катехизической деятельности в Русской Православной Церкви», который после доработки с учетом сделанных замечаний решено представить на рассмотрение Священного Синода.
       В проекте документа благочиниям и крупным приходам рекомендуется вводить в штат должности помощника настоятеля по организации молодежной, образовательной, социальной работы и заполнять их по мере появления подготовленных кадров. Отделу религиозного образования и катехизации в сотрудничестве с Отделом по делам молодежи и Миссионерским отделом предлагается организовать подготовку таких специалистов и информационно-методическую поддержку их деятельности.
       Участники конференции «Молодежь и православные молодежные организации в системе православного образования и воспитания» считают, что православные молодежные объединения, имеющие многолетний опыт работы с молодежью, могут занять достойное место в общецерковном деле приобщения молодежи к Православию и Церкви. Перед православными молодежными организациями поставлена задача усиления влияния в интернете. Обозначена насущная необходимость иметь общую базу данных по православным молодежным организациям и методике работы с молодежью.

       На конференциях также отмечалось, что в современных условиях священнику приходится не только духовно окормлять прихожан, но и работать над устроением православного уклада жизни семьи, помогать обретению истинного образа христианина-семьянина. С сожалением приходится констатировать, что сегодня православная молодежь часто не имеет правильного представления об устроении своей будущей семьи.
       2007 год объявлен Годом русского языка. Участники секции «Церковнославянский язык в системе современного религиозного образования» считают необходимым использовать все возможности для пропаганды и расширения преподавания церковнославянского языка и предлагают представить Научно-методическому экспертному совету при Отделе религиозного образования и катехизации на рассмотрение и утверждение концепцию преподавания церковнославянского языка и рекомендованный перечень литературы по его изучению.
       В рамках второго направления Рождественских чтений – «Школа в XXI веке» под председательством архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия работали 12 секций, на которых с докладами и сообщениями выступили более 230 человек. Среди них были архипастыри, клирики и миряне, в том числе известные ученые, педагоги, литераторы, работники исполнительных и представительных органов государственной власти и местного самоуправления, органов управления образованием, учреждений повышения квалификации педагогических кадров, церковных образовательных структур.
       Особую активность в работе проявили Екатеринбургская, Вологодская, Московская, Калужская, Тамбовская, Ставропольская, Белгородская епархии.


       Центральное место заняли темы, связанные с преподаванием и изучением православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях России. В докладах был широко представлен опыт российских регионов по организации и учебно-методическому обеспечению изучения православной культуры в региональных образовательных системах. Отмечалось, что за прошедший год в ряде регионов курсы православной культуры были включены в региональный компонент общего среднего образования, развивается православное богословское образование (специальность «теология») в высшей школе.
       С сожалением было замечено, что в последнее время активизировались противники возрождения религиозного образования в российской школе. Периодически ими ставится под вопрос целесообразность и правомерность теологического образования, возводятся искусственные препятствия формированию полной линии теологической подготовки (аспирантура и докторантура).
       Общественности стало известно о планах ликвидации регионального и школьного компонентов общего среднего образования и введения вместо курсов православной культуры, по выбору, обязательного изучения истории религий на нерелигиозной мировоззренческой основе. В ряде регионов России фактически введены неправомерные негласные запреты на изучение православной культуры в школах, что уже привело к возникновению взрывоопасной ситуации в российском обществе. К великому сожалению, это относится и к столице России Москве.

       Многие докладчики подчеркивали, что православные христиане в нашей стране должны более активно добиваться реализации своих прав в области образования, противостоять попыткам их ограничений, привлекая к ним внимание независимых средств массовой информации, родительской и педагогической общественности, правозащитных организаций. Никому не позволено монополизировать понятие «светский характер образования», отождествляя его с антирелигиозной или нерелигиозной идеологической позицией.
       Светскими учеными, педагогами являются люди разных вероисповеданий, по-разному относящиеся к религии. В изучении детьми православной культуры в российской школе заинтересована прежде всего не Церковь как религиозная организация, а большая часть светского общества в России, которую составляют люди, сознающие себя православными христианами и выражающие свою принадлежность к Церкви. Курсы православной культуры (равно как и исламской, иудаистской и пр.) в государственных и муниципальных школах ведут светские учителя в соответствии с образовательными потребностями граждан.
       Участниками работы секции «Тоталитарные секты как угроза обществу, школе, семье и личности» была выражена озабоченность тревожной ситуацией, сложившейся в связи с ежегодным проведением в ряде регионов России мероприятий, организуемых местными отделениями тоталитарной секты «Общество сознания Кришны». Ситуация усугубляется тем, что в некоторых регионах в организации подобных «праздников» принимают активное участие и представители региональных органов власти, которые призваны стоять на страже прав и свобод граждан. До сих пор действиям «Общества сознания Кришны» не дана должная правовая оценка Прокуратурой РФ и ее областными структурами.
       Третье направление работы Рождественских чтений под названием «Семья в век глобализации» возглавил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. Тема семьи – одна из самых важных на сегодняшний день. Она неоднократно затрагивалась на Международных Рождественских образовательных чтениях прошлых лет. В нынешнем году эта тема рассматривалась в свете проблемы глобализации, поскольку важнейшей составной частью глобализации – процесса создания единого мирового пространства, единого правительства, единой денежной валюты, единой культуры и т. д. – является разрушение семьи.
       Четвертое направление работы под председательством епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия было посвящено теме «Пути Промысла Божия и святоотеческое наследие». Были рассмотрены важнейшие вопросы изучения Священного Писания и святоотеческого наследия, актуальные проблемы православной антропологии, прослеживалась роль Византии в становлении российской государственности. Была отмечена необходимость бережного сохранения и почитания церковных древностей. Особое внимание предлагалось уделить освещению подвига новомучеников и его значения для современного общества. Также был рассмотрен широкий круг вопросов, связанных со старым церковным обрядом в жизни Русской Православной Церкви.
       В рамках пятого направления – «Церковь и общество» было проведено шесть конференций, семь секций, пять «круглых столов» и два обучающих семинара, прочитано 149 докладов и сделано более сотни информационных сообщений. На конференциях и секциях этого направления были рассмотрены основные проблемы современного мира. Председатель – епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан.
       На конференции «Церковь и армия. Аспекты военной науки для армейского и морского духовенства» состоялась дискуссия о взаимодействии Священноначалия Русской Православной Церкви с Вооруженными Силами России. На конференции говорилось о положительном опыте присутствия духовенства в армии. Обсудив аспекты военного образования армейского и флотского духовенства, участники секции отметили важность военной составляющей подготовки священнослужителей, окормляющих Вооруженные Силы.

       Присутствовавшие на конференции священнослужители отметили важность военно-профессиональной подготовки священнослужителей, осуществляющих взаимодействие с воинскими частями, что позволит сделать деятельность пастырей более эффективной. Как известно, 11 апреля 2006 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение о необходимости восстановления в России института военного духовенства. В случае поддержки этой идеи командованием Вооруженных Сил подготовка священнослужителей, способных выполнять свои функциональные обязанности в объеме, необходимом для участия в боевой и повседневной подготовке войск, должно стать одной из задач Синодального и Епархиальных отделов по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.
       Только достаточно подготовленный в военном отношении священнослужитель может разговаривать на понятном для военнослужащих языке, чувствовать себя уверенно как в казарме, так и на огневом рубеже, на тактическом учении в поле.
       Участники обсуждения считают необходимым совместными усилиями Русской Православной Церкви, Министерства обороны Российской Федерации, других заинтересованных ведомств и общественных организаций разработать проект системы образования военных священников в Российской Федерации. В связи с этим принято решение просить руководство Русской Православной Церкви и Вооруженных Сил создать межведомственную группу по подготовке указанного проекта.
       Шестое направление работы XV Международных Рождественских образовательных чтений – «Церковь и культура». Председатель – епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

       Участники мероприятий, прошедших в рамках этого направления, отмечали, что взаимоотношения Церкви и культуры – актуальная и серьезная проблема современности, включающая в себя широкий спектр вопросов, которые требуют адекватного освещения и решения. В наше время, чреватое мировой смутой и эсхатологическими потрясениями, подлинная культура испытывает натиск со стороны псевдокультуры (массмедиа), разлагающей традиционные устои семьи, общества и государства. Кризис затронул не только католические и протестантские страны Западной Европы, он угрожает православной России с ее великими общехристианскими святынями и духовными ценностями. Как никогда остро встает перед нами вопрос не только воцерковления культуры, но и сохранения традиционных основ народной культуры в современном деградирующем мире с культом денег и идолами рынка. Выступавшие постарались ответить на эти и другие, самые различные вопросы.
       Седьмое направление XV Международных Рождественских образовательных чтений «Христианство и наука» возглавил архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета, ректор Московских Духовных академии и семинарии.
       Главные проблемы этого тематического направления обусловлены тем обстоятельством, что научная модель мира является важнейшим фактором всей современной социальной жизни. Наука составляет ядро технологического потенциала ведущих мировых государств, это основа основ современной экономики. Научная модель мира лежит в фундаменте миросозерцания человека европейской культуры.

       При этом возникает острая проблема согласования христианского миропонимания и научной модели мира. Эта проблема имеет многовековую историю, богатую драматическими событиями, но особенно актуальна она в наши дни. Как соотносятся данные современной науки с христианским миропониманием? Противоречат ли они Священному Писанию или подтверждают его? Являются ли противоречия только кажущимися или принципиально неустранимыми?
       Важность темы определяется тем, что успешное решение названных проблем напрямую связано с будущим нашей родины и судьбой Православия в ней. Политические лидеры страны неоднократно подчеркивали, что у России нет перспективы выживания вне рамок современной экономики, вне научно-технического прогресса. Альтернативой может быть только жалкая роль сырьевого придатка экономически развитых стран. Значит, общенациональной задачей должно стать развитие современной науки и технологии.
       Поэтому согласование, сочетание Православия и современной науки есть не только проблема образования и воспитания, но важнейшая мировоззренческая проблема, которая может быть разрешена только в результате сотрудничества ученых и богословов. Православное понимание психической жизни человека фундаментально отличается от подходов, основанных на сциентистских моделях. Поэтому разработка православной психологии является важнейшей задачей, имеющей глубокий богословский смысл и большое практическое значение. Этим вопросам была посвящена работа двух конференций в рамках данного направления.
       1 февраля состоялись Молодежные Рождественские образовательные чтения. Этот форум проходил в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия участникам Молодежных чтений зачитал митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии. Цель Молодежных чтений – пробуждение живого интереса молодежи к традициям Русской Православной Церкви, к истории и святыням нашей родины.
       С программным докладом на заседании выступил председатель Синодального отдела по делам молодежи архиепископ Костромской и Галичский Александр.
       Молодежный Рождественский форум собрал 350 делегатов из 40 епархий Русской Православной Церкви. В работе пленарного заседания приняли участие 1 080 человек – священнослужители, осуществляющие миссионерскую и духовно-просветительскую деятельность в молодежной среде, лидеры молодежных общественных организаций, православное студенчество, старшеклассники, представители богословских учебных заведений и военных академий.
       В рамках Рождественских чтений было широко отмечено 600-летие преподобного Саввы Сторожевского. 29 января, в день открытия XV Рождественских чтений, в Государственный Кремлевский дворец была принесена икона Преподобного Сергия Радонежского и его ученика, преподобного Саввы Сторожевского, с частицами их мощей. В фойе была представлена экспозиция, посвященная памяти преподобного Саввы, Звенигородского и всея России чудотворца.
       На пленарном заседании по теме «Пути Промысла Божия и святоотеческое наследие», проходившем в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя 31 января 2007 года, наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря игумен Савва (Фатеев) сделал доклад о преподобном Савве Сторожевском – «Божественного света незаходимое светило». Перед началом работы пленарного заседания юбилейная экспозиция о преподобном была развернута на сцене Зала Церковных Соборов.
       Большая группа участников Рождественских чтений со всей страны приняла участие в праздничных мероприятиях в честь преподобного Саввы Сторожевского. 1 февраля, в день памяти обретения мощей преподобного Саввы (1652), в Саввино-Сторожевском ставропигиальном монастыре в Звенигороде состоялось праздничное богослужение. Божественную литургию совершили архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и епископ Дмитровский Александр.
       В рамках культурной программы Рождественских чтений в Центральном выставочном зале «Манеж» была открыта международная выставка православного искусства «Свет миру», также были проведены Свято-Петровские чтения, приуроченные к 680-летней годовщине преставления святителя Московского Петра, и презентация книги «Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России», организованная в Патриарших палатах Московского Кремля.
       2 февраля в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, Управляющего делами Московской Патриархии, состоялось заключительное заседание XV Международных Рождественских образовательных чтений. В заседании приняли участие министр культуры и массовых коммуникаций А. С. Соколов, писатель В. Н. Ганичев, архиереи, возглавлявшие тематические направления чтений, представители духовенства, общественных и политических организаций.
       Открыл заседание митрополит Калужский и Боровский Климент. От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия он поблагодарил всех участников чтений и подчеркнул, что Предстоятель Русской Православной Церкви высоко оценил уровень организации этого православного форума. Владыка Климент также отметил, что все идеи, высказанные в ходе Рождественских чтений, будут обязательно учтены и получат свое отражение не только в итоговых документах форума, но и в практической жизни Церкви.

       «Настоящая работа, работа в епархиях, школах, на местах, только начинается, – сказал митрополит Климент. – Важно, чтобы молодежь любила Россию и умела ценить веру наших предков». Владыка также сообщил, что Русская Православная Церковь ведет переговоры с Министерством образования о создании особой области духовно-нравственного образования, в рамках которой в качестве обязательного предмета во всех школах России будут преподаваться основы православной культуры. Планируется, что данный предмет будет введен в программы учебных заведений в качестве федерального компонента.
       После этого митрополит Климент передал слово руководителям тематических направлений чтений, которые рассказали о деятельности секций и обнародовали итоговые документы. Заседание закончилось праздничным концертом.
       3 февраля участники Рождественских чтений посетили Троице-Сергиеву Лавру.


* * *

       Нынешние Международные Рождественские образовательные чтения стали рекордными по числу участников и количеству состоявшихся в рамках форума конференций, секций, «круглых столов» и других мероприятий.

По материалам сайтов
www.patriarchia.ru и www.sedmitza.ru