ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
2-2007

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Православное духовное образование на Дальнем Востоке
в контексте обеспечения духовной безопасности в регионе

       Сегодня обеспечение национальной безопасности является одной из главных задач, стоящих перед Российским государством. И все чаще политики самого высокого уровня говорят именно о духовной безопасности общества. Это свидетельствует о том, что проблема духовного здоровья, духовной самоидентификации, духовной безопасности нашей нации все яснее осознается и государственными, и общественными деятелями как общенациональная проблема.
      
       Духовная сфера общества в основе своей – религиозная сфера, ибо именно в религии того или иного народа коренятся исповедуемые им духовно-нравственные ценности. Что тогда означает духовная безопасность нации? В конечном итоге она сводится к духовной безопасности каждого ее члена, каждой отдельной личности. Что же такое духовная безопасность личности?
       В это понятие входит, во-первых, возможность свободно получать адекватную информацию о принципах духовной жизни, как их понимает каждая традиционная религия в России. Граждане нашего государства и их дети, связывающие себя с той или иной традиционной для России религией, должны иметь возможность изучения ее истории, традиций и основ вероучения в учебных заведениях всех уровней. Во-вторых, это защищенность от агрессивной прозелитической деятельности, которую ныне свободно ведут на территории Российской Федерации чуждые нашей культуре религиозные, а часто и религиозно-коммерческие организации, в том числе тоталитарного типа. Наконец, духовная безопасность общества недостижима без того, чтобы информационная политика общенациональных средств массовой информации, финансируемых за счет граждан, начала соответствовать традиционным для нашего народа духовным ценностям. Но все это станет возможным лишь тогда, когда нашим государством будет четко сформулирована государственная идеология, основанная на уникальном многовековом духовном опыте народа России. При отсутствии идеологической парадигмы понятие духовной безопасности общества оказывается предельно размытым.

ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И ЕГО РОЛЬ В ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА

       Важным шагом на пути к духовной безопасности России является принятие всесторонних мер по укреплению и развитию отечественной системы духовного образования. В нашем докладе речь пойдет о системе православного духовного образования.
       Под духовным образованием в Русской Православной Церкви подразумевается система образования и воспитания будущих священно- и церковнослужителей, а также богословски грамотных мирян, трудящихся на ниве православного просвещения.
       В настоящее время в Русской Православной Церкви существует три уровня Духовных учебных заведений: средние – пастырские курсы и Духовные училища, высшие первого уровня – Духовные семинарии и высшие второго уровня – Духовные академии. Следует упомянуть также Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ), имеющий государственную аккредитацию и выпускающий дипломированных специалистов по целому ряду гуманитарных дисциплин.
       На Дальнем Востоке России сегодня действуют одна семинария – в Хабаровске, два Духовных училища – во Владивостоке и Якутске, два филиала ПСТГУ – в Петропавловске-Камчатском и Южно-Сахалинске и одна кафедра теологии и религиоведения – в Дальневосточном государственном университете.
       Не будет преувеличением сказать, что именно от уровня обучения в этих учебных заведениях во многом зависит качественный уровень служения нашей Церкви. На священников-дальневосточников – выпускников этих учебных заведений в самое ближайшее время ляжет ответственность за будущее Православия в регионе.
       На протяжении тысячи лет именно на пастырях Православной Церкви лежала ответственность за духовное здоровье и безопасность россиян. Вспомним роль святых Алексия и Геронтия, митрополитов Московских, и Преподобного Сергия Радонежского в свержении монгольского ига. Роль святых Патриархов Иова, Ермогена и преподобного Дионисия Радонежского в одолении Великой смуты. Вспомним и о том, что даже в период кровавых атеистических гонений на Церковь первым, кто в июне 1941 призвал наш многонациональный народ на защиту отечества, стал Предстоятель Русской Церкви митрополит Сергий (Страгородский). И подобные примеры в истории нашей страны неисчислимы.
       Именно Православие является государство- и культурообразующей религией для России. И именно Русская Православная Церковь объединяла и объединяет большинство граждан России вокруг традиционных православных нравственных ценностей. По статистике, подавляющее большинство россиян культурно, исторически и религиозно ассоциируют себя именно с Православием.
       Православие является духовно-нравственной опорой и для большинства россиян, проживающих на Дальнем Востоке. Именно это обстоятельство обуславливает зависимость духовной ситуации, а значит, и духовной безопасности российского общества в нашем регионе от уровня церковного служения.
       Состояние духовного образования самым непосредственным образом влияет на формирование характера и направлений деятельности дальневосточных епархий Русской Православной Церкви, а следовательно, и на духовный облик российского Дальнего Востока. Поэтому состояние православных Духовных школ, уровень духовного образования непосредственным образом связаны с вопросами духовной безопасности в нашем регионе. Развитие системы духовного образования, повышение его качества должно стать заботой всех россиян, радеющих о благе нашей страны. Без этого невозможно будет обеспечить ни должный уровень приходской – общинной и монастырской жизни, ни активную миссионерскую, просветительскую и социальную деятельность. Без этого невозможно будет стабилизировать духовную обстановку ни в Церкви, ни в обществе в целом.

ЗАДАЧИ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
И ПУТИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА

       Говоря сегодня о важных задачах православного образования, мы должны обратить особое внимание на преподавание в наших Духовных школах блока гуманитарных дисциплин, оказывающих определяющее воздействие на формирование у будущих пастырей патриотизма и гражданственности. Весьма полезными предметами в этом отношении являются, например, история России и краеведение – история малой родины. Для того чтобы пастыри могли адекватно реагировать на духовные опасности, угрожающие сегодня нашему обществу, необходимо преподавать на современном уровне такую дисциплину, как сектоведение.
       Развитие духовного образования не является заботой только лишь Церкви. Необходима поддержка преподавания в Духовных школах гуманитарного блока дисциплин со стороны государства, ибо оно напрямую заинтересовано в том, чтобы будущие духовные лидеры получали должное образование и воспитание.
       На протяжении многих столетий в России государственная власть и Церковь совместно трудились над духовным просвещением народа. Как и раньше, духовная безопасность общества сегодня – это та задача, которая невыполнима без совместных усилий государства и традиционных для России религиозных объединений, и в первую очередь – Православной Церкви, сформировавшей ее духовный облик.
       Выдающиеся правители нашей страны всегда поддерживали Православие в этой его миссии, ибо понимали, что духовная безопасность есть важнейшая составная национальной безопасности Российского государства. И ныне нашими властями все яснее осознается та опасность, которую таят в себе чуждые России идеологические системы. Приходит понимание необходимости поддерживать тот баланс сил в религиозной сфере, который установился в нашей стране в течение веков.
       Мы должны суметь донести до российских властей необходимость всемерной поддержки с их стороны развития системы православного образования. Это без преувеличения вопрос государственной важности, ибо от состояния российских Духовных школ напрямую зависит духовное состояние нашего общества.
       Необходимо активизировать процесс интеграции духовного образования в систему как государственного, так и негосударственного образования. Ибо оторванность Духовных учебных заведений от единого национального образовательного пространства сказывается на качестве образования в них. Богословское, духовное образование должно стать полноправным участником российского образования, а возможно, именно той его составляющей, которая в конечном итоге станет залогом обеспечения мира, согласия и стабильности в нашем обществе.

ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕРКВИ И СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В ДЕЛЕ УКРЕПЛЕНИЯ
СИСТЕМЫ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

       Мы видим сегодня важные и обнадеживающие примеры поддержки властью духовного образования в Дальневосточном регионе. Уже в течение года по благословению Святейшего Патриарха я несу послушание проректора новообразованной Хабаровской Духовной семинарии и хочу отметить позитивные тенденции в развитии духовного образования в нашем крае.
       Главным своим приобретением за это время я считаю опыт церковной работы в условиях плодотворного сотрудничества государственной власти и Церкви, сложившихся в Хабаровском крае. Важной вехой этого партнерства стало создание в Хабаровске семинарии. Губернатор Хабаровского края В. И. Ишаев и представители краевых властных структур и бизнеса проявили глубокое понимание важности духовного образования для российского Дальнего Востока. В этом году и в Якутске при содействии республиканских властей было создано Духовное училище. С 1990-х годов во Владивостоке также успешно действует и развивается Духовное училище.
       Таким образом, можно сказать, что сегодня на Дальнем Востоке России формируется позитивная основа и модель сотрудничества Церкви и государства в деле развития духовного образования в контексте обеспечения духовной безопасности российского общества.
       Хочется надеяться, что этот ценный дальневосточный опыт окажется востребованным и на общегосударственном уровне.

Игумен Петр (Еремеев),
проректор Хабаровской Духовной семинарии

       Доклад на научно-практической конференции «Основы духовной безопасности Дальневосточного региона», проходившей в Якутске 24–25 октября 2006 года.