ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
3-2007

Очерк истории Учебного комитета
Русской Православной Церкви

       История Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви берет начало в 1808 году, когда было основано первое центральное церковное ведомство с функциями руководства и контроля за Духовными учебными заведениями – Комиссия Духовных училищ. Затем это ведомство было реорганизовано и трижды переименовывалось. В 1839 году Комиссия была преобразована в Духовно-учебное управление (1839–1867). После кардинальных реформ системы духовного образования это учреждение стало именоваться Учебным комитетом (с 1867 года), вместе с тем существенно расширились и его функции.


РЕФОРМА ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1808–1814)

       Эпоха государя Александра I открыла возможность для решительного преобразования Духовной школы. Религиозное безразличие покинуло монарха во время войны 1812 года, о чем он сам свидетельствовал: «Пожар Москвы осветил меня, согрел жаром истинной веры, показал мне Бога». В то время в российских правящих кругах появилась мысль о переустройстве всего государства, отмене крепостного права, началась и реформа светской школы. Однако распространение прогрессистских идей наряду с шатаниями в сфере религиозной мысли могло существенно повлиять на направление реформы духовного образования. Например, статс-секретарь М. М. Сперанский и обер-прокурор князь А. Н. Голицын, находившиеся в зените своего влияния, являлись при этом видными мистиками своей эпохи: первый перевел на русский язык «Подражание Иисусу Христу» Фомы Кемпийского, а второй посещал в Петербурге собрания у Татариновой, начавшиеся с чтения Священного Писания и превратившиеся позднее в хлыстовские «радения».

       Кропотливый и сложный труд по составлению плана преобразования Духовных школ был поручен в 1804 году епископу Евгению (Болховитинову, † 1837), викарию Петербургской епархии. Он сочувствовал прогрессистским идеям своего времени и уже в марте 1805 года составил свой план на основе несостоявшихся проектов времени Екатерины II и новых уставов светской школы.
       Однако многие в высших церковных сферах стали в оппозицию преобразованиям. Митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин, † 1812) писал о предложенной реформе: «Учреждение доселе было похвально, и порядок учения производим был основательно... Что на молодых смотреть? Мы старики, да в сем деле, кажется, и опытнее... Дай Бог, чтобы такие и впредь выходили... А ежели новый метод введется, то едва ли ожидать можно лучшего успеха, а затруднения и запутанности больше будет».
       Но император под влиянием обер-прокурора князя А. Н. Голицына стал на сторону преобразований и в 1808 году учредил Комиссию Духовных училищ, в которой решающую роль сыграли князь А. Н. Голицын, статс-секретарь М. М. Сперанский и епископ Феофилакт (Русанов, † 1821). Комиссия являлась высшим органом по управлению Духовными школами.
       К февралю 1809 года М. М. Сперанский составил первую часть академического устава о внутреннем управлении академий, на этом его работа и окончилась. Новый устав был доведен до завершения епископом Феофилактом и в 1810 году введен для испытания в новооткрывшейся Санкт-Петербургской Духовной академии (СПбДА).
       Тяжесть труда по внедрению и проверке устава легла на ректора СПбДА архимандрита Филарета (Дроздова). В 1814 году, после первого выпуска СПбДА, архимандрит Филарет представил свои замечания и предложения по исправлению устава, направленные против ограничения власти ректора и ориентации на европейских «просветителей», «подвижников вольтерьянской философии». В редакции, данной святителем Филаретом, уставы Духовных школ (академий, семинарий и училищ) были утверждены императором 30 августа 1814 года. Введение нового устава в жизнь Духовных школ России было также возложено на святителя Филарета, который стал гарантом православного направления в развитии духовного образования.

ПЕРВАЯ РЕФОРМА ЦЕРКОВНОГО УЧЕБНОГО ВЕДОМСТВА

       В конце 1820-х годов в числе противников устава 1814 года оказался митрополит Киевский Евгений (Болховитинов). Отчасти потому, что был обижен отстранением его от любимого дела после создания им первоначального плана преобразования, с другой стороны, он не ожидал такого глубокого либерализма в уставе. Когда он вошел в состав Комиссии Духовных училищ, то там уже не было ни Сперанского, ни Голицына, ни митрополита Филарета. Имея поддержку в Синоде, митрополит Евгений начал резко изменять устав академий. В результате была возвращена зависимость от епархиальных архиереев, в преподавании восстановлена латынь [так, ректор МДА архимандрит Поликарп (Гайтанников) в 1824–1835 читал лекции по догматике на латыни], профессорам было запрещено преподавать по своим запискам, но строго держаться избранных учебников.
       В 1839 году Комиссия Духовных училищ была закрыта, а вместо нее образовано Духовно-учебное управление, которое стало активно вмешиваться в академическую жизнь, часто совершая произвольные отступления от устава 1814 года. Если ранее не исполнялись лишь некоторые пункты устава (например, о выборности ректора и инспектора), то теперь с ним вообще перестали считаться. Из-за беспорядка в управлении в жизни академий наступил кризис. В учебном курсе со временем появилась чрезмерная многопредметность, крайне затруднявшая деятельность наставников и студентов. Материальное содержание академий стало совершенно недостаточным.

УЧРЕЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО КОМИТЕТА ПРИ СВЯТЕЙШЕМ СИНОДЕ

       Главным инициатором духовно-учебной реформы 1867–1869 годов был обер-прокурор Святейшего Синода граф Д. А. Толстой. Он представил императору Александру II доклад, в котором указывал, что Духовно-учебное управление не отвечает задачам, поставленным реформой. Главный недостаток управления обер-прокурор видел в том, что оно исполняло лишь чисто механическую, канцелярскую работу, собирая мнения и отзывы конференций Духовных академий и передавая их на рассмотрение Синода. С этой задачей вполне могла справиться и канцелярия обер-прокурора. «Очевидно, – писал в докладе императору граф Д. А. Толстой, – Святейшему Синоду необходимо иметь такое учреждение, которое само могло бы обсуждать учебные вопросы, занимаясь этими делами исключительно и постоянно, и результаты своих обсуждений представлять на утверждение Святейшего Синода и которое вместе с тем могло бы производить чрез своих членов ревизии взамен назначавшихся доселе от академических правлений и совершающихся за неимением свободных для того людей редко и не всегда обстоятельно».

Протоиерей Петр Смирнов

       По представлению графа Толстого император Александр II подписал указ об упразднении Духовно-учебного управления и создании вместо него Учебного комитета при Святейшем Синоде. «Положение об Учебном комитете» было утверждено императором 14 мая 1867 года.
       Согласно Положению, в штат Учебного комитета входили: председатель (лицо в духовном сане), девять членов (частично светские, частично духовные лица) и правитель дел (делопроизводитель). Из девяти членов Учебного комитета шесть предназначались для постоянного присутствия в комитете, а три – для производства ревизий Духовных учебных заведений. Впоследствии к работе комитета иногда в качестве экспертов привлекались профессора Духовных академий. Все дела в комитете решались коллегиально, однако ни одно решение комитета не имело силы без утверждения Святейшим Синодом или обер-прокурором.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНОГО КОМИТЕТА (1867–1917)

       Этот период деятельности Учебного комитета можно условно разделить на две части: до 1884 года – период действия реформы 1867 года, и после 1884 года – период существования новейших учебных уставов.
       Реформой 1867 года были введены: значительная самостоятельность местного правления в Духовных учебных заведениях, выборы начальствующих и наставников, участие епархиального духовенства в делах учебных заведений, а в учебном отношении – преобладание общеобразовательного курса в Духовных семинариях и училищах с широким преподаванием классических языков и математики и сосредоточение богословского образования в двух последних специальных классах семинарий.
       Новейшие же уставы 1884 года отличало следующее: отмена выборного начала и введение административного порядка назначения должностных лиц, подчинение правлений Духовных учебных заведений начальственному попечению епархиальных архиереев, ограничение прав съездов духовенства, в учебном отношении: сокращение общеобразовательного курса (ограничение преподавания древних языков и математики, отмена обязательного изучения новых языков), расширение преподавания богословских наук, часть которых из двух последних классов была перенесена в низшие классы семинарий.
       Учебный комитет занимался организаторской работой по устройству учебной части Духовных учебных заведений: составлением программ, методических указаний по преподаванию различных предметов, выбором учебников и учебных пособий, книг для чтения, введением новых учебных предметов. Дважды комитетом были составлены программы для Духовных семинарий и училищ: в 1867–1868 и 1884–1885 годах. В 1867 году на Учебный комитет было возложено рассмотрение постановлений академических конференций о возведении окончивших курс воспитанников академий в ученые степени, но с введением нового академического устава 1884 года комитет был от этого освобожден. Им рассматривались также годовые отчеты о состоянии Духовных академий, отзывы экзаменационных комиссий о приемных экзаменах в академиях, дела о вызове семинарских воспитанников на казенный счет в академии.
       В ведении комитета находились и женские Епархиальные училища. Для них были составлены специальный устав, утвержденный Высочайшей властью в 1868 году, и программы (пересмотрены в 1893–1895 годах), издано множество распоряжений, определяющих учебную, воспитательную, хозяйственную и административную стороны их жизни. В 1907 году по проекту комитета в курс училищ были введены алгебра, природоведение и черчение. По некоторым предметам число уроков было увеличено, по другим предметам, наоборот, уменьшено. Проект был утвержден Святейшим Синодом. Комитет также выработал проект общего положения и учебного плана для седьмого, дополнительного педагогического класса при всех Епархиальных училищах.
       В светских учебных заведениях комитет рассматривал программы преподавания Закона Божия. Им же присуждались премии за выдающиеся труды в области богословия и духовного просвещения (Макариевская премия).
       Комитет решал множество вопросов, возникавших в процессе обучения. Например, вопросы о приеме вне конкурса детей инородцев, о допущении в учебные заведения детей духовенства из других епархий, об учреждении именных стипендий, о разрешении преподавать дополнительные предметы, о дозволении изменений в учебных программах сообразно с местными особенностями, о целесообразности открытия новых учебных заведений и т. д.
       Учебный комитет имел свою рубрику в «Церковных ведомостях, издаваемых при Святейшем Правительствующем Синоде», которая называлась «От Учебного комитета при Святейшем Синоде» и регулярно заполнялась свежими объявлениями и распоряжениями. Сведения о деятельности Учебного комитета можно было также почерпнуть из ежегодно издававшихся «Всеподданнейших отчетов обер-прокурора Святейшего Синода по Ведомству православного исповедания» и «Извлечений» из них.

РЕВИЗИИ ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

       Важной функцией Учебного комитета являлось проведение ревизий Духовных учебных заведений. В среднем в течение года ревизии подвергались учебные заведения десяти епархий. По данным С. Миропольского, за первые двадцать пять лет существования комитета его члены-ревизоры 248 раз посетили епархии (разумеется, одни и те же епархии посещались неоднократно). В каждой епархии ревизор был обязан посетить местную семинарию, Духовные училища и Епархиальное женское училище, нередко до 6–8 учебных заведений, расположенных в разных ее концах. Обычно в ходе одной поездки ревизор посещал две, а то и три епархии. Порой в течение одной командировки ревизору приходилось проезжать более десяти тысяч километров, причем обычно осенью или зимой.
       О своих наблюдениях ревизор в устной форме сообщал местному правящему архиерею. Для Учебного комитета ревизор был обязан составить подробный письменный отчет. Этот отчет ревизор представлял, как правило, во время личного доклада обер-прокурору Святейшего Синода. Лишь после просмотра обер-прокурором и с его пометками отчет передавался в Учебный комитет. На основании отчетов в Учебном комитете разрабатывались различные указания, руководства и циркуляры.

Архиепископ Арсений (Стадницкий)

       Важное место в отчетах ревизоров занимали характеристики на каждого из членов администрации и преподавателей. Отдельной инструкции для ревизоров не существовало. Ревизоры руководствовались устными инструкциями обер-прокурора и сложившейся традицией. Ревизии назначались обер-прокурором от лица Святейшего Синода. Он избирал епархии, Духовные учебные заведения которых должны были подвергнуться ревизии в течение ближайшего учебного года, и назначал для этого ревизоров.

УЧАСТИЕ В ПРОВЕДЕНИИ ДУХОВНО-УЧЕБНЫХ РЕФОРМ
И СОСТАВЛЕНИЕ НОВЫХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ

       Участие Учебного комитета в проведении духовно-учебных реформ, как правило, не имело решающего характера. При проведении реформы 1867 года на долю комитета выпало составление новых учебных программ для Духовных семинарий и училищ, а также контроль за ходом реформы. С этими задачами комитет справился успешно.
       Реформа 1884 года была проведена обер-прокурором К. П. Победоносцевым при деятельном участии его канцелярии. Принявшие участие в работе комиссии по выработке новых уставов председатель Учебного комитета протоиерей Алексий Парвов и члены-ревизоры Зинченко и Миропольский реально на ход реформы не влияли. На долю Учебного комитета вновь выпало осуществление контроля за ходом реформы с помощью своих ревизоров и пересмотр программ. В 1896 году работала комиссия митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева, † 1900), призванная составить план частичной реформы духовного образования. Наработки комиссии были переданы в Учебный комитет, который на их основании подготовил свой проект преобразований. Комитет подготовил также новые учебные программы. Эта работа осуществлялась в 1901– 1905 годах. Однако проект остался неосуществленным, а программы были признаны Синодом неудовлетворительными.
       Частичное реформирование духовного образования, проведенное в 1905– 1909 годах, прошло без деятельного участия комитета. На сей раз решающее значение имели мнения членов Синода. Споры о более глубоком реформировании Духовных школ затянулись надолго. Это обстоятельство стало причиной того, что Учебный комитет не мог приступить к выработке новых учебных программ для Духовных семинарий и училищ. Новые программы стали появляться лишь в 1914–1917 годах.

НАЗНАЧЕНИЕ КАНДИДАТОВ НА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЕ ДОЛЖНОСТИ

       По Уставу Духовных семинарий и училищ 1867 года замещение преподавательских вакансий осуществлялось на местах, по выбору преподавательских корпораций. Для этого правления учебных заведений обращались в Духовные академии за сведениями о выпускниках и подходящих кандидатов приглашали к себе. Иногда с этой же целью давались объявления в газетах. С 1874 года назначение кандидатов на должности преподавателей и помощников инспектора было поручено Учебному комитету. Правлениям семинарий и училищ предписывалось извещать комитет об имеющихся вакансиях. При назначениях принимались во внимание ходатайства правящих архиереев за тех или иных кандидатов. Назначения, сделанные Учебным комитетом, приобретали силу после их утверждения обер-прокурором Святейшего Синода. После Февральской революции 1917 года в Духовных учебных заведениях вновь было введено выборное начало. Учебному комитету было поручено давать газетные объявления об имеющихся вакансиях и кандидатах.

СПРАВОЧНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

       В 1909 году при Учебном комитете был учрежден справочно-статистический отдел, на который была возложена задача по сбору и обработке справочно-статистических сведений, касающихся Духовных учебных заведений. Наибольшее внимание при этом уделялось сведениям о лицах административно-педагогического состава Духовных школ. Отдел занимался также обработкой данных об учащихся, составлялись предметные и алфавитные указатели всех учебников, пособий, книг для чтения, одобренных Учебным комитетом. Собирались сведения о зданиях Духовных учебных заведений. Наконец, отдел занимался сбором и обработкой данных об источниках и размерах средств, необходимых для содержания Духовных учебных заведений.

РАССМОТРЕНИЕ УЧЕБНИКОВ, УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ И КНИГ
ДЛЯ БИБЛИОТЕК ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

       В задачи Учебного комитета входило рассмотрение учебников, учебных пособий и книг, предназначенных для пополнения библиотек Духовных учебных заведений. Немало книг религиозного содержания комитет рассматривал по поручению обер-прокурора Святейшего Синода, эти книги предназначались обычно для светских учебных заведений. Сделанные комитетом рекомендации утверждались затем Святейшим Синодом, обер-прокурором или, если книги предназначались для светских учебных заведений, министром народного просвещения. Списки книг, рекомендованных для Духовных учебных заведений в качестве учебников, учебных пособий или для приобретения в библиотеки, регулярно печатались в издаваемых Синодом «Церковных ведомостях».

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ
В ДУХОВНЫХ СЕМИНАРИЯХ И УЧИЛИЩАХ

       В начале 70-х годов XIX века Учебный комитет обратился к правлениям Духовных семинарий и училищ с просьбой предоставить сведения о том, какие существуют правила и инструкции для инспекции и какие меры воспитательного характера применяются в их учебных заведениях. Полученные материалы Учебный комитет систематизировал. В результате получилось два сборника: «Об устройстве воспитательной части в семинариях» и «Об устройстве воспитательной части в Духовных училищах». Оба сборника, содержавшие различные правила и инструкции, были одобрены Синодом в качестве официальных руководств по организации воспитательной работы и изданы в 1871 и 1874 годах в Петербурге.

Митрополит Алексий (Симанский)

       В 1881, 1883 и 1888 годах Учебный комитет разработал ряд указаний о развитии в воспитанниках любви к богослужению. Эти указания были приняты Синодом в качестве руководств для семинарий и училищ.
       В 1906 году Учебный комитет вновь обратился к правлениям Духовных семинарий и училищ с просьбой представить свои соображения относительно организации воспитательной работы. На основании полученных ответов комитет составил новые правила, которые затем подверглись изменению Святейшим Синодом, и в июле 1908 года были приняты им в качестве официального руководства.
       На Учебном комитете лежала также обязанность рассматривать апелляции учащихся и их родителей на решения семинарских и училищных правлений. Как правило, это были просьбы исключенных учащихся о дозволении продолжить образование.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНОГО КОМИТЕТА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
СОСТОЯНИЕ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

       Революционные события 1917 года стали катастрофой для богословского образования в России. Декретом «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» уже на самом первом этапе борьбы советской власти с Церковью по Духовным школам был нанесен сокрушительный удар. Декрет поставил религиозное образование вне закона и лишил академии и семинарии всех имущественных прав. Оставшись без средств к существованию, потеряв множество преподавателей и студентов в результате массовых репрессий и эмиграции, разоренные Духовные школы закрывались, а их здания захватывались новой властью. И хотя высшее церковное руководство и профессура Духовных академий предпринимали попытки в той или иной форме сохранить православные Духовные школы, к началу 1930-х годов богословское образование было прекращено на всей территории Советского Союза.

Митрополит Сергий (Страгородский)

       Возрождение духовного образования стало возможным только на исходе Великой Отечественной войны, после встречи иерархов Русской Православной Церкви с И. В. Сталиным в сентябре 1943 года. Митрополиты Сергий (Страгородский), Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич) испросили у главы советского государства разрешения открыть богословские курсы в нескольких епархиях.
       Вскоре после этой встречи архиепископ Саратовский Григорий (Чуков) по поручению Святейшего Патриарха Сергия разработал проект организации Православного богословского института в Москве и богословско-пастырских школ в епархиальных центрах. В 1946 году он стал председателем Учебного комитета. Назначение Владыки Григория, ставшего митрополитом Ленинградским, было обусловлено его громадным административно-педагогическим опытом. Ему выпала честь непосредственно руководить процессом созидания новой системы духовного образования Русской Православной Церкви.
       Под руководством митрополита Григория был разработан план системы духовного образования в традиционной его структуре. Предполагалось преобразовать Богословский институт в Духовную академию, а богословско-пастырские курсы в Духовные семинарии. При этом академия по своим учебным планам, программам и продолжительности обучения действительно должна была в целом повторить курс дореволюционной академии. Но новая семинария, в отличие от дореволюционной, соединявшей в себе общеобразовательную среднюю школу с богословско-пастырской, не ставила цели давать своим воспитанникам полное среднее образование. Значительная часть ее абитуриентов приходила в стены Духовной школы с аттестатом зрелости, хотя правила допускали прием и выпускников семиклассных школ.

Митрополит Григорий (Чуков)

       Обучение в Духовных семинарии и академии было рассчитано на четыре года. Учебные планы первых двух классов семинарии в основном воспроизводили церковно-образовательную программу прежнего Духовного училища с вводным курсом основ православного вероучения и церковнославянского языка. Два старших класса семинарии приближались по предметам и объему учебного материала к дореволюционной семинарии. Особое значение придавалось воцерковлению воспитанников Духовных школ, строгой системе их воспитания.
       В конце 50-х годов XX столетия новые гонения на Церковь разрушили возрождавшуюся систему духовного образования. Уже в 1959 году был ограничен прием абитуриентов в Духовные семинарии и академии. Контролирующие Церковь инстанции беззастенчиво вмешивались в самый процесс обучения в Духовных школах. 4 мая 1960 года по требованию нового председателя совета по делам религий Куроедова были закрыты Киевская, Саратовская и Ставропольская Духовные семинарии, объяснялось это незначительным числом учащихся и неудовлетворительными бытовыми условиями в них. В 1963 году Минская семинария прекратила свое существование без официального закрытия, а в 1965 году была закрыта Волынская семинария.
       У Русской Православной Церкви с ее стомиллионной паствой осталось три семинарии: Московская, Ленинградская и Одесская, которую власти планировали закрыть в ближайшее время, и две академии – Московская и Ленинградская. На начало 1964/65 учебного года во всех Духовных школах насчитывалось всего 752 учащихся.

Протоиерей Петр Ружицкий

       Вся деятельность Духовных школ протекала под руководством Учебного комитета при Священном Синоде, во главе которого с середины 1960-х годов стоял митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, ныне Святейший Патриарх. В трудных условиях подневольной церковной жизни под руководством председателя Учебный комитет прилагал усилия к тому, чтобы сохранить Духовную школу, сберечь лучшие традиции дореволюционной системы богословского образования, чтобы, несмотря на режим изоляции, в котором существовали академии и семинарии, в них не погасло духовное горение и любомудрие наставников и студентов. Благодарение Богу, несмотря на все попытки атеистической власти уничтожить ростки духовного просвещения в стране, искоренить даже память о Церкви и ее служителях, Духовные школы и богословская наука были сохранены.

Митрополит Алексий (Ридигер)


УЧЕБНЫЙ КОМИТЕТ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
РЕФОРМА ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

       В начале 90-х годов ХХ века ситуация в сфере богословского образования изменилась коренным образом. В ту пору страна переживала поворотный момент своей истории, постепенно Церковь начала обретать свободу, значительно изменился и характер церковно-государственных отношений. Появилась возможность для воссоздания разрушенной в советскую эпоху системы духовного образования, для восстановления закрытых ранее Духовных семинарий и училищ. Лучшие административно-педагогические силы Церкви были направлены Священноначалием на восстановление духовного образования.
       Было очевидно, что система богословского образования нуждается в реформе. Перед Русской Православной Церковью остро стоял вопрос о дальнейших путях развития богословского образования и науки. При быстро менявшихся внешних обстоятельствах богословское образование должно было стать церковным авангардом: оставаясь школой, вводящей в живой церковный опыт и церковное предание, воспитывать богословов и пастырей, готовых к служению в новых условиях.

Архиепископ Дмитровский Александр (Тимофеев)

       Вопрос о реформе Духовной семинарии впервые был поднят руководством Учебного комитета в год празднования 1000-летия Крещения Руси и активно обсуждался на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1989 года. Собор принял определение о необходимости обеспечения высшего богословского образования для пастырей Церкви на базе Духовных семинарий. На момент работы Собора в Русской Православной Церкви действовали те же две академии и три семинарии. В начале 1990-х годов основное внимание Церкви было обращено на открытие новых Духовных учебных заведений: так, в 1994 году Русская Православная Церковь располагала уже тремя Духовными академиями, 14 семинариями и 28 Духовными училищами. Параллельно обсуждались перспективы совершенствования учебного плана и программ семинарии.
       В первой половине 1990-х годов Церковь переживала процесс стремительного увеличения числа приходов и умножения вакансий священнослужителей. И хотя в условиях церковной свободы не было больше юридических затруднений для масштабного расширения сети Духовных учебных заведений, появились огромные трудности финансового и кадрового характера. В связи с этим возникла необходимость в активизации деятельности Учебного комитета Русской Православной Церкви, и 26 февраля 1994 года исполняющим обязанности председателя комитета был назначен ректор Ставропольской Духовной семинарии архимандрит Евгений (Решетников). 16 апреля 1994 года в Богоявленском Патриаршем соборе состоялась хиротония архимандрита Евгения во епископа Верейского, викария Московской епархии, которую возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.
       По благословению Святейшего Патриарха Алексия к Архиерейскому Собору 1994 года Учебным комитетом был разработан документ, описывающий задачи Церкви в области богословского образования. Положения данного документа вошли в специальное определение Собора. Архиерейский Собор подтвердил необходимость разработки нового стандарта высшего богословского образования для применения в Духовных семинариях и на богословских факультетах с учетом дореволюционного опыта Духовной школы, а также наработок современных отечественных и зарубежных богословских учебных заведений.
       2 октября 1997 года Священный Синод утвердил представленный Учебным комитетом новый типовой учебный план Духовной семинарии, а также проекты типовых академического и семинарского уставов. Согласно принятому направлению реформы семинария была преобразована в пятилетнее высшее учебное заведение. В учебный план семинарии были возвращены гуманитарные дисциплины, удаленные из него в годы хрущевских гонений, а также включены некоторые богословские дисциплины, присутствовавшие ранее только в академическом курсе.

Архиепископ Верейский Евгений (Решетников)

       Особое внимание в процессе разработки нового образовательного стандарта было уделено объему и месту гуманитарных предметов в образовательном процессе. Был учтен дореволюционный опыт реформ духовного образования, а также современные учебные планы зарубежных православных богословских учебных заведений. Главной целью совместной работы церковных ученых и педагогов-методистов стала разработка такого образовательного стандарта, который позволит Церкви за пять лет подготовить образованного и вместе с тем укорененного в православной традиции кандидата на принятие священного сана.
       Согласно новому учебному плану в семинарии стали изучать традиционные для высшей школы и духовного образования гуманитарные предметы (например, педагогику, литературу, правоведение, философию, риторику, стилистику), при этом количество часов по богословским предметам было увеличено. Также благодаря реформе в семинарскую программу были введены такие предметы, как миссиология, церковное искусство, апологетика, пастырское богословие, византология и патрология.

       После осуществления в 2003 году семинариями, перешедшими на пятилетний срок обучения, первого выпуска естественным продолжением реформы семинарского образования стал переход Духовных академий на трехлетний срок обучения. Академии стали учебно-научными центрами по подготовке преподавательских, научных, исследовательских и административных кадров для системы духовного образования, церковно-научных центров, синодальных и иных церковно-административных учреждений. Обучение в академиях стало специализированным, трехлетним, осуществляемым по четырем отделениям (богословскому, библейскому, историческому и церковно-практическому). Значительное время было выделено на специализированные и авторские курсы, отражающие лучшие достижения церковной науки и актуальную проблематику церковной жизни. Повышение уровня научной работы в академиях стало возможным исключительно благодаря существенному повышению уровня образования в семинариях.
       Реформа духовного образования является сегодня одним из важных направлений деятельности Русской Православной Церкви. Особенность реформы заключается в ее последовательности и открытости. К участию в разработке всего объема документов и нормативных актов реформенного процесса привлекаются специалисты из центральных и региональных Духовных учебных заведений, а также консультанты из светской высшей школы. Положения реформы проходят обсуждение и доработку на заседаниях Архиерейских Соборов и Священного Синода Русской Православной Церкви. Особое попечение об образовательной реформе имеет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.

       В связи с реформой системы духовного образования было осуществлено структурное преобразование Учебного комитета. Согласно резолюции Святейшего Патриарха от 14 декабря 2001 года была утверждена новая структура Учебного комитета, реализующая деятельность по четырем направлениям: 1) учебно-методическое и воспитательное; 2) работа по стандартизации, лицензированию и аккредитации духовного образования; 3) инспекционное; 4) организационное.
       Главными задачами деятельности Учебного комитета исходя из решений Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, определений Священного Синода, указов и распоряжений Святейшего Патриарха были определены:
       – работа по лицензированию Духовных учебных заведений Русской Православной Церкви в Министерстве образования Российской Федерации;
       – взаимодействие с органами государственной власти по вопросам профессионального религиозного образования;
       – изучение вопроса участия Русской Православной Церкви в деятельности теологических факультетов, отделений и кафедр в государственных и негосударственных вузах России;
       – контроль за уровнем образования в Духовных учебных заведениях;
       – работа по совершенствованию учебного и воспитательного процессов в Духовных учебных заведениях;
       – расширение информационной деятельности;
       – издательская деятельность.

       Помимо указанных направлений деятельности Учебный комитет также осуществляет повседневную работу, связанную с деловой перепиской с органами высшей церковной и государственной власти, государственными образовательными учреждениями, подведомственными Духовными учебными заведениями. Существенное место в деятельности Учебного комитета занимает анализ отчетов, направляемых ему Духовными школами. В конце каждого учебного года Учебный комитет направляет выпускников Духовных академий и семинарий на пастырское служение и исполнение иных обязанностей в Синодальных учреждениях и епархиях Русской Православной Церкви.


Председатели Учебного комитета

       Протоиерей Иосиф Васильев – 1867– 1881
       Протоиерей Алексей Парвов – 1883– 1891
       Протоиерей Петр Смирнов – 1897–1905
       Архиепископ Псковский и Порховский Арсений (Стадницкий, впоследствии митрополит Ташкентский) – 1906–1907
       Архиепископ Томский Димитрий (Беликов) – 1907–1913
       Архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский, впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси) – 1913–1944
       Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) – 1946–1955
       Протопресвитер Николай Колчицкий – 1955–1960
       Протоиерей Константин Ружицкий – 1960–1964
       Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) – 1965–1986
       Архиепископ Дмитровский Александр (Тимофеев) – 1986–1992
       Архиепископ Верейский Евгений (Решетников) – 1994 – до настоящего времени

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

       Белявский Ф. О реформе Духовной школы. СПб., 1907. Ч. 1.
       Болдовский А., Кузнецов А. Комитет Учебный при Св. Синоде. Богословская Энциклопедия. СПБ., 1911. Т. 12. С. 464–477.
       Глубоковский Н. Н. По вопросам Духовной школы (средней и высшей) и об Учебном комитете при Святейшем Синоде. 1907.
       Миропольский С. И. Двадцатипятилетие Учебного комитета при Святейшем Синоде. Приложение к Церковным ведомостям. 1982. № 23. С. 829–840.
       О справочно-статистическом Отделе при Учебном комитете. Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. 1909. № 29. С. 287–288.
       Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды. 2-е изд., перераб. М., 2006.
       Титлинов Б. В. Духовная школа в России в 19 столетии. Вильна, 1909. Т. 2.
       Тихомиров Д. И. Об Учебном комитете при Св. Синоде и о ревизии духовно-учебных заведений. СПб., 1908.
       Тихомиров Д. И. Учебный комитет при Святейшем Синоде и его критики. СПб., 1909.

С. В. ПОЛЯКОВ,
сотрудник Учебного комитета,
помощник ректора Московских Духовных академии и семинарии